Приближается Великий день 69-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Отмечая эту дату, мы скорбим о миллионах павших, отдавших свои






Скачать 130.11 Kb.
НазваниеПриближается Великий день 69-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Отмечая эту дату, мы скорбим о миллионах павших, отдавших свои
Дата публикации16.06.2015
Размер130.11 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Военное дело > Документы




Приближается Великий день – 69-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Отмечая эту дату, мы скорбим о миллионах павших, отдавших свои жизни за наше будущее. Мы выражаем глубокую признательность и уважение фронтовикам и труженикам тыла, всем тем, кто вынес на своих плечах все тяготы войны, кто на фронте и в тылу своим трудом, мужеством и талантом привели страну к Победе над фашизмом.

Война стала тяжелейшим испытанием для нашей страны. Огромной военно-промышленной мощи врага предстояло противопоставить отлаженную работу всех отраслей экономики СССР, перевести их на военные рельсы, в кратчайшие сроки разработать и создать новые высокоэффективные системы вооружения и боеприпасы. Большая роль в решении этой грандиозной задачи принадлежит учёным и изобретателям, инженерам и рационализаторам. Их многие тысячи. Вспомним имена некоторых из них.

В
Дом Наркомата обороны СССР
годы войны движение изобретателей и рационализаторов поднялось на новую качественную ступень. В этот период оказалось возможным осуществлять то, что в другое время было бы немыслимо. Так, в отдел изобретений Наркомата обороны СССР только за период с 22 июня по 9 сентября 1941 года поступило 1446 секретных и 3727 несекретных разработок, в то время как с начала года по 22 июня их было соответственно 1492 и 3090.

В тяжёлых условиях военного времени движение изобретателей и рационализаторов развернулось как на фронте, так и в тылу. Устремления учёных, инженерно-техническая мысль, рабочая смекалка были направлены на то, чтобы в самые сжатые сроки, которые порой представлялись нереальными, решить сложнейшие производственные вопросы, обеспечить техническое превосходство над врагом. Особенно трудными были первые месяцы войны. В сложных условиях военного времени необходимы были новый подход, новые решения всех научно-технических и производственных задач.

В этой связи изобретательство и рационализация приобрели исключительное значение. «Внимание изобретателей и рационализаторов, внимание всех кадров промышленности, – писала «Правда» 8 августа 1941 г. – должно быть приковано к ускорению темпов производства, к улучшению и усовершенствованию технологии, повышению качества продукции, к созданию новых машин и конструкций…». Патриотический подъём, охвативший всю страну в дни Отечественной войны, вызвал огромный рост творческой инициативы новаторов производства в различных областях народного хозяйства. В качестве одного из важнейших способов активизации изобретательства и рационализаторства в промышленности наркомами использовались проводимые ими трёхмесячники по сбору и реализации изобретательских и рационализаторских предложений и конкурсы на лучшие изобретательские и рационализаторские предложения. За два месяца (август – октябрь) 1941 г. производство вооружения и боевой техники только на машиностроительных заводах Свердловска увеличилась почти в 8 раз.

С начала войны стала необходимой невиданная по быстроте и организованности переброска производственных мощностей из западных районов страны на восток, откуда военная продукция отправлялась на фронт. Так произошло с танком Т-34. Здесь, в полной мере проявился инженерный и изобретательский талант будущего председателя Госкомизобретений Ю.Е. Максарева, который стоял у истоков советского танкостроения. В 1941 году он руководил эвакуацией Харьковского машиностроительного завода на Урал, а затем – производством легендарного танка Т-34 в Нижнем Тагиле на заводе № 183. Всего 50 дней понадобилось, чтобы на новом месте начать производство этих танков.

Уже через три недели после прибытия эшелона московского авиационного завода в Сибирь начался регулярный выпуск самолётов. Спустя одиннадцать месяцев завод выпускал машин в 7,5 раз больше, чем до эвакуации. Введение поточного метода и сопутствующая этому рационализация работы дали возможность снизить затраты труда на изготовление истребителя Ла-5 более чем в 2,5 раза, а штурмовиков Ил-2 – в 5 раз.

В 1942 г. в авиационной промышленности получена экономия от рационализаторских и изобретательских предложений в размере более 150 млн. руб., в 1943 г. – более 220 млн. руб., в 1944 г. – около 280 млн. руб.

Изобретатели и рационализаторы Магнитогорского металлургического комбината для прокатки броневой стали приспособили блюминг, который впервые в истории металлургии стал прокатывать броневую плиту. На Уралмашзаводе внедрили пиролизную установку для резки толстой брони. Эти новшества позволили в последние годы войны выпускать по 30 тыс. танков в год. Не хватало на заводе качественной марганцовистой стали. Для её получения установили дуговую электроплавильную печь с механической загрузкой. В невиданно короткие сроки была разработана и внедрена сложная система мероприятий для варки высоколегированной стали в больших мартеновских печах. На Магнитогорском металлургическом комбинате к январю 1943 г. было освоено производство свыше 40 новых марок стали, а к маю 1945 г. – уже 120 специальных сортов, не выплавляющихся ранее. Златоустовский металлургический завод за 200 лет своего существования выпустил около 10 сортов стали. За первые же шесть месяцев войны новаторы предприятия освоили 78, а к концу 1942 г. – 170 новых марок стали. Шла борьба за выплавку именно тех сортов стали, которые способны выдержать на танках удары снарядов, обеспечивали производство таких снарядов, которые пробивали бы броню фашистских танков. В танкостроении впервые в мировой практике был применён высокопроизводительный метод отливки крупных стальных деталей в металлическую стальную форму - кокиль. До конца войны башни отливались именно таким способом. Это вдвое снизило затраты труда. Впервые была освоена штамповка танковых башен.

В одном ряду с металлургами шли и железнодорожники. Так, на железнодорожном транспорте за годы войны были найдены и применены всевозможные заменители остродефицитных материалов. Сконструированы и улучшены отдельные узлы и детали в подвижном составе, в пути, в средствах связи, созданы новые машины и механизмы для ремонтных работ, ускорившие темпы восстановления железнодорожных коммуникаций и значительно облегчивших труд восстановителей. На сети железных дорог было внедрено свыше 42 тыс. рацпредложений. От их применения за 4 года войны транспорт получил свыше 232 миллионов рублей экономии.

Громадную волну новаторства, массового технического творчества вызвали патриотические движения двухсотников, трёхсотников, тысячников, многостаночников, фронтовых комсомольско-молодёжных бригад, поточного метода труда, соревнования по отраслям промышленности. Большой экономический эффект дало движение за совершенствование организации и технологии производства.

Известны примеры из творчества изобретателя С. Лившица. Назовём только один из них: необходимо было из многих тонн негодных мелких деталей отделить детали, изготовленные из дефицитного цветного металла. Рассортировка вручную требовала сотен человеко-дней. За короткий срок С. Лившиц сконструировал и изготовил простую и удобную электромагнитную установку, которая позволила рассортировать все детали за один день!

Интересен такой пример: в годы войны остро встал вопрос о замене дефицитной стали для изготовления авиабомб. Группа химиков, возглавляемых Е. Подклетным, решили заменить сталь бумагой. На заводах пищевой промышленности появились поточные линии. На них из древесной массы и макулатуры производились «литые» корпуса бомб. Боевой опыт показал, что авиабомбы в бумажных оболочках, сбрасываемые с небольшой высоты самолётами-штурмовиками, прекрасно поражают вражеские танки.

Много сюрпризов наши изобретатели преподнесли врагу в период Великой Отечественной войны. Вот один из них. Изобретатель И.А. Ларионов предложил конструкцию принципиально новой лёгкой бомбы кумулятивного действия. Обычные фугасные и осколочные бомбы против танков были неэффективны. В июле 1943 года были изготовлены и доставлены на фронт сотни тысяч мелких бомб длиной около 30 см и массой всего 1,5 кг. Одного попадания во вражеский танк оказалось достаточно, чтобы его броня пробивалась насквозь и загоралась. Горели даже тяжёлые «тигры», считавшиеся неуязвимыми. В фашистской армии подобных бомб не было. Эти бомбы применялись на самолётах Ил-2.

История войн на протяжении ряда десятилетий не знала такого примера, когда крупнейший промышленный центр в период исключительно тяжёлой и длительной блокады сумел бы не только защищаться, производить вооружение и боеприпасы для фронта, но и одновременно заниматься созданием новой техники. Именно таким городом был город Ленинград. Приведём только несколько примеров творчества изобретателей и рационализаторов Ленинграда.

Инженер Н.А. Шамарин создал траншейный перископ без применения при его изготовлении дорогостоящей оптики. Инженер Л.Е. Гассуля изготовил визир для стрельбы по наземным и воздушным целям из пулемётов, пушек и т. д. В.И. Лепешинский и Л.А. Гончарский изобрели пьезоэлектрический зонд для обнаружения осколков стекла и камней в ранах, костный пьезоэлектрический телефон, служащий для исследования слуховых органов и в качестве протеза при повреждении наружного уха. Автомобиль на водородном топливе также родился в блокадном Ленинграде. Воентехник ПВО Б. Шелиш, предложил использовать отработанный газ аэростатов воздушного заграждения в качестве горючего в легковой машине, что дало значительную экономию жидкого горючего и обеспечило нормальную работу двигателей в зиму 1941/42 гг.

Чрезвычайные обстоятельства заставляют концентрировать всю волю изобретателя, весь его творческий потенциал на решение возникшей срочной задачи, причём это решение в большинстве своём бывает единственным. Перед кораблестроителем академиком Крыловым была поставлена срочная задача: спасти тонущий крейсер «Баян». Прежде всего, в сознании мелькнул привычный способ – активно откачивать воду. Но ему пришла неожиданная мысль: быстрее и проще затопить противоположный, симметричный отсек, чтобы сохранить горизонтальное положение корабля. Так был спасён крейсер.

В
А.Р.Регель, К.С.Лазуркин, И.В.Курчатов


П.Л Капица
опустевших лабораториях института, руководимого А. Иоффе, будущий академик наук А. Александров и будущий глава атомной науки СССР И. Курчатов составляли инструкции морякам по изобретённой ими противоминной защите. Оба учёных лично устанавливали на кораблях размагничивающие устройства. Обучали этому личный состав. За всё время войны из размагниченных учёными кораблей ни один не подорвался на немецкой мине. В начале Великой Отечественной войны коллективом учёных под руководством П.Л. Капицы был изобретён рациональный и безопасный метод обезвреживания неразорвавшихся фугасных бомб. В апреле 1941 года изобретатель М.С. Козодон получил авторское свидетельство на автомат для вывода самолета из пике. В ноябре 1942 года учёный В.Н. Челомей создал первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. Большой вклад в разработку установок БМ-13 («катюши») внесли изобретатели В.А. Артемьев, В.Г. Бессонов, В.Н. Галковский и др.

В
Е.О.Патон
условиях военного времени, когда заводы эвакуировались на восток, только творческий подвиг изобретателей и рационализаторов, самоотверженный труд инженеров и рабочих тыла позволили в кратчайший срок дать фронту максимум танков, превосходящих боевую технику врага.

Существенную роль здесь сыграло изобретение академиком Е.О. Патоном способа сварки брони под слоем флюса, позволившего значительно ускорить изготовление танковых корпусов и самоходных орудий. Автоматы скоростной сварки (АСС) позволили снизить трудоёмкость изготовления корпуса танка Т-34 в 8 раз, а также не требовали от рабочих высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших физических усилий. Поэтому автосварщиками могли работать даже подростки и женщины-разнорабочие.

Способ электрического нагрева деталей токами нормальной частоты, разработанный группой учёных под руководством Н.М. Родигина, во много раз сократил время для производства боеприпасов и различных деталей военной техники.

В
Б.А.Кудряшов
1941 – 1942 гг. советские медики разработали эффективные методы борьбы с осложнениями после ранений, ввели в практику новые лечебные препараты. Среди них почётное место принадлежит полученным З.В. Ермольевой первым образцам советских антибиотиков. Разработанный и широко внедренный впервые в медицинскую практику профессором биологии МГУ Б.А. Кудряшовым препарат тромбин позволил останавливать кровотечения и вернуть в строй сотни тысяч раненых и больных.

«Почти каждая деталь военного оборудования, военные материалы, медикаменты – всё это несло на себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки», – писал академик С.И. Вавилов.

Это было время, когда шёл буквально поток предложений, хотя авторы их часто не заботились ни об их регистрации, ни о получении вознаграждения. Так, за 1941 - 1945 гг. было подано 24,3 тыс. заявок, а выдано всего 7 тыс. охранных документов.


Н.Н.Воронов

Начальник Генерального штаба РККА Г.К.Жуков. 1941 год.
Не только в тылу, но и на фронте, в боевой обстановке широко развернулось техническое творчество советских воинов. В годы войны Ставка Верховного Главнокомандования, Наркомат обороны СССР, Генеральный штаб уделяли много внимания вопросам технического творчества, о чём, в частности, свидетельствует приказ наркома обороны от 5 апреля 1942 г. «О реорганизации органов по изобретательству НКО». В соответствии с ним в главных и центральных управлениях были усилены, а там, где их не существовало, созданы отделы по изобретательству. Приказ обязывал принять все меры для внедрения ценных изобретений в кратчайшие сроки. Спустя месяц маршал артиллерии Н.Н. Воронов, на которого было возложено руководство изобретательской и рационализаторской работой в Красной Армии, издал директиву, согласно которой начальникам главных и центральных управлений предлагалось сократить срок рассмотрения рационализаторских предложений с одного месяца до пяти дней с момента их поступления. В штаты отделов боевой подготовки фронтов были введены должности инспекторов по изобретательству.

Зачастую изобретательство проявлялось прямо на фронте. Творчество фронтовых новаторов способствовало быстрому восстановлению военной техники, созданию новых средств борьбы, совершенствованию организации и управления войсками и, в конечном итоге, успешному проведению боевых операций. Прямо на поле боя производился средний и капитальный ремонт техники. Сгоревшие танки разбирали на месте на запчасти и доставляли их в мастерские. «Зимой, через горы, под обстрелом. Тут никакие нормы не годились – только собственное разумение, только поиск, только рационализация на ходу», – девиз тех, кто занимался ремонтом на поле боя. За месяц ремонтники вернули в строй 134 танка. Просто невероятные, как сейчас говорят, темпы внедрения!

В передышке между боями при фронтовом Доме армии устраивались передвижные выставки работ изобретателей и рационализаторов. Все усовершенствования, приспособления, новые инструменты использовались моментально. Только никаких заявок, конечно, не оформляли, никаких актов внедрения не знали. Как писал генерал-майор танковых войск М.В. Широбоков: «Пошла машина, заработал мотор – вот оно и внедрение, вот она и награда».

Творческая мысль советских воинов всех родов войск постоянно была направлена на усовершенствование и улучшение не только боевой техники и оружия. Военврач А. Суслов изобрёл болотоступы и вывел партизанский отряд из окружения. Затем, используя их, народные мстители преодолевали непроходимые болота, нанося удары фашистам в самых неожиданных местах.

В
Т. Шавгулидзе

Мина «сюрприз»
связи с активным действием партизан фашисты, открывая движение по железной дороге, вначале пропускали контрольный поезд: прошёл этот поезд невредимым, значит, путь безопасен и можно пускать следующий эшелон с военной техникой и людьми. Н.С. Носков и Б.М. Ульянов изобрели так называемую мину второго поезда, которая подрывалась только при прохождении второго эшелона. Усовершенствованная затем мина практически подрывалась под любым по счёту поездом. Когда же бойцам не хватало взрывчатки, использовали изобретённый Т. Шавгулидзе специальный клин для сбрасывания поездов с рельсов. Н. С. Носков и Б. М. Ульянов разработали мину — «сюрприз» МС-1 с химическим предохранителем. Эти мины упаковывались в коробки для шоколадных конфет и дорогих сортов папирос. Талантливыми конструкторами также была разработана липкая мина ПЛМ, которая крепилась к фашистским самолетам, автомашинам, цистернам и т. д. «Проявляя смекалку и изобретательность,  — писал историк с
Т. Шавгулидзе
оветского партизанского движения Н.  Азясский, — партизанские умельцы у совершенствовали многие образцы имевшейся в отрядах минно-подрывной техники. В результате арсенал партизанских диверсионных групп пополнился необходимыми, порой совершенно неожиданными видами мин, секрет которых был известен только изобретателю и исполнителю диверсионной акции».

Инженер-майор Птичкин создал шкворневую лапу для пулемёта, инженер-полковник Сметанин разработал новую бомбу. Эти изобретения были использованы для оснащения небольшого самолёта ПО–2. В результате появилась возможность обстрела наземных целей из пулемёта с обоих бортов и поражения бомбами живой силы противника на открытой местности. Большое значение для преодоления минных полей имели тралы конструкции подполковника П. Мугалёва. Эти тралы прокладывали путь через минные поля.

С помощью простого и эффективного оружия, предложенного Н.В. Кошкиным, – бутылок с горючей жидкостью – поджигались фашистские танки на подступах к Москве.

По далеко не полным данным, в 1942 г. на фронтах было внедрено около 7 тысяч рационализаторских предложений. В 1943 г. – 22 тыс., в 1944 г. – 47 тыс.

Всего за 1942 –1944 годы в действующей армии было подано более 90 тыс. изобретений и рационализаторских предложений. Приведённые цифры, естественно, нельзя считать полными, так как в боевой обстановке трудно было их оформить и учесть. В изобретательской и рационализаторской работе активное участие принимал личный состав всех родов войск. Вот как, например, распределились рацпредложения по основным видам техники в 1943 г.: на авиацию приходилось 26,3% поступивших предложений, на артиллерию – 24,5%. На автомобильные войска – 9,9%, на бронетанковые и механизированные войска – 9,4%, на связь – 8,9%, на инженерные войска –7,1%.

За этими фактами – колоссальная организаторская деятельность военных советов фронтов и армий, командиров и политработников, огромная поддержка творческой инициативы новаторов, передового опыта. За годы войны было проведено около 5200 слётов, совещаний, конференций по изобретательству. Организовано около 1600 выставок технического творчества.

Говорить и писать об изобретательской деятельности во время Великой Отечественной войны можно много. Этот обзор рассказывает только о малой части заслуживающих внимания изобретениях и о выдающихся людях, без которых Победа над фашизмом была бы невозможна. Высокое призвание народа заслужили изобретатели и рационализаторы, положившие на алтарь защиты Отечества весь свой талант, энергию, ум и вдохновение. Мы всегда будем помнить о творческом и трудовом подвиге этих и многих других энтузиастов, конструкторов, инженеров, солдат и офицеров, создававших щит Родины не только на фронте, но и в тылу.


Список использованных источников:
Алексеев Г. М. Движение изобретателей и рационализаторов в СССР. 1917–1982. / Г. М. Алексеев. – 2-е изд., доп. – Москва : Мысль, 1983. – 252 с. : ил.

Арист Л. М. Жизнь изобретений / Л. М. Арист. – Киев : Техника, 1983. – 144 с. : ил.

Колесников А. П. Изобретатели приближали победу // Изобретательство. – 2010. – Т. X, № 5 – С. 17–26 : ил.

Обзор подготовлен ведущим библиотекарем

отдела естественнонаучной и технической литературы

Новиковой Татьяной Васильевной

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приближается Великий день 69-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Отмечая эту дату, мы скорбим о миллионах павших, отдавших свои iconБиблиографический указатель литературы к 65-летию Победы в Великой...
Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В этот день мы будем вспоминать героические и трагические страницы Великой...

Приближается Великий день 69-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Отмечая эту дату, мы скорбим о миллионах павших, отдавших свои iconМетодические рекомендации по проведению мероприятий, приуроченных...
Великой Отечественной Войне 1941-1945 г г., департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области направляет для...

Приближается Великий день 69-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Отмечая эту дату, мы скорбим о миллионах павших, отдавших свои icon1. Историческая справка о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Всемирно-историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов">


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru