План изучения нового материала, новые слова, домашнее задание






Скачать 117.21 Kb.
НазваниеПлан изучения нового материала, новые слова, домашнее задание
Дата публикации16.06.2015
Размер117.21 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > Военное дело > Урок
ТЕМА: « Послевоенное восстановление народного хозяйства»

Цели урока: 1). Познакомить учащихся с особенностями восстановления народного хозяйства.

2). Подвести учащихся к пониманию сути изменений во взглядах руководства страны на дальнейшее развитие Советского Союза.

3). Формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

Оборудование:

  • мультимедийная установка

  • атласы по истории СССР для 9 – 10 классов

  • корпии документов

  • карточки с заданиями


Оформление доски: тема урока, план изучения нового материала, новые слова, домашнее задание.
Новые слова: военно-промышленный комплекс (ВПК), репарации, репатриации, «холодная война».
Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

План:

  • Экономика СССР: реальность и перспективы развития.

  • Особенности развития промышленности.

  • Положение сельского хозяйства после войны.



Задача для учащихся: Выяснить каковы особенности восстановления экономики СССР после войны?

Учитель: Прежде чем мы начнем наш урок по теме: «Послевоенное восстановление народного хозяйства», я попрошу вас взять ручки и написать на листочке свое самое заветное желание. Сверните листок и положите в коробку (дети складывают листки).

Учитель: Мы живем в мире, строим планы, ставим перед собой цели и стремимся к ним. Но вдруг вспыхивает пожар войны (поджечь листки в коробке). И все наши надежды превращаются в пепел (показать пепел). И приходится начинать сначала, залечивать страшные раны и строить новую жизнь.

Вот и перед нашей страной в 1945 году в год окончания самой страшной войны встала задача восстановление разрушенного…
(показ фильма о народном хозяйстве «Радость со слезами на глазах» время – 2 минуты)
Учитель: В ходе экономических дискуссий 1945 – 1946гг., высказывались мнения об использовании опыта восстановления экономики периода нэпа, а также вносились предложения о реорганизации колхозов и допуске мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. Давайте подумаем, какая политика была бы наиболее эффективной для восстановления разрушенного войной хозяйства: политика нэпа, смешанная экономика или, может быть, предложите свой путь выхода страны из кризиса, обоснуйте свой ответ.
(работа по группам, время на подготовку – 3 минуты, выслушать 3-4 человека)
Учитель: Победита точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построения коммунизма. А это означало: и возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.
Рассказ учителя о развитии промышленности ( использование атласов с.17)

В марте 1946 г. Верховным Советом СССР был принял закон о 5-летнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны на 1945 – 1950гг. Первоочередными ставились следующие задачи:

  • восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта, обеспечение технического прогресса во всех отраслях;

  • повышение обороноспособности страны и оснащение вооруженных сил новейшей военной техникой.

Западные специалисты считали, что восстановление разрушенной экономической базы займет не менее 25 лет. Однако восстановительный период в промышленности составил менее 5 лет. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от военной чрезвычайщины: нехватка продуктов (карточная система была отменена лишь в 1947г.), тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот наладится. Однако этого не происходило.

После денежной реформы 1947г. при средней з/плате 500р. в месяц стоимость килограмма хлеба составляла 3-4 руб, мяса – 28 – 32 руб, сливочного масла – свыше – 60 руб. десятка яиц – около 11 руб. Как и до войны, от одной до полутора месячных зарплат в год уходило на покупку облигаций принудительных госзаймов.

Тем не менее некоторые ограничения военного времени были сняты: вновь введен 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены сверхурочные работы. Восстановление проходило в условиях резкого усиления перемещения населения, вызванного демобилизацией армии, репатриацией советских граждан, возвращением беженцев из восточных районов.

Наметилась тенденция к более широкому использованию научно-технических разработок на производстве. Она проявилась на предприятиях военно-политического комплекса (ВПК), где в условиях начавшейся «холодной войны» шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, ракетных систем, новых образцов танковой и авиационной техники.

Наряду с приоритетным развитием ВПК преимущество отдавалось машиностроению, металлургии, топливной, энергетической промышленности, на развитие которых уходило 88% капиталовложений в промышленность. Легкая же и пищевая промышленность, как и прежде, не удовлетворяла даже минимальных потребностей населения.

Всего за годы 4-й пятилетки (1946 – 1950 гг.) было восстановлено и вновь построено 6200 крупных предприятий. В 1950 г. промышленное производство превысило довоенные показатели на 73%. Правда, сюда же были включены и репарации и продукция совместных советско-восточнногерманских предприятий.

Главным творцом этих несомненных успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими возможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты.
Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками о положении сельского хозяйства.
а) Докладная записка министра Молдавской ССР Мордовца

министру госбезопасности СССР В.С.Абакумову

о последствиях голода в районах Молдавии

2 декабря 1946г.

Совершенно секретно

В связи с неурожаем в 1946г., в районах сельской местности, особенно в южной части Молдавской ССР, ощущается острый недостаток хлеба у населения.

Следует отметить, что число больных дистрофией с каждым месяцем возрастает.

В силу такого заболевания значительно возросла смертность населения в этих районах. Так: в Комратском районе в октябре месяце с.г. умерло 260 чел., в том числе 115 детей; в Чимишлийском районе умерло 70 человек в месяц; в Врлонтировском районе умерло в октябре мес. 16 чел. и в других пограничных пунктах зафиксировано умерших от истощения 65 чел.
б) Из докладной записки начальника управления МГБ

по Хабаровскому краю генерал-полковника С,Гоглидзе

министру госбезопасности генерал-полковнику В.С.Абакумову

«О состоянии сельского хозяйства в Хабаровском крае»

14 февраля 1947г.

<…> Посевные площади колхозов в 1947г. еще не достигли довоенного уровня, хотя они и в 1940г. далеко не удовлетворяли потребности в сельскохозяйственных продуктах население городов, промышленных предприятий и частей Советской Армии и Флота, расположенных на территории Хабаровского края.

<…> Колхозы края все еще продолжают собирать весьма низкие урожаи по всем культурам. Так, например, если средняя урожайность зерновых культур в 1940г. составляла 11,6 цнт. с гектара, то в 1945г. она снизилась до 7,7, а в 1946г. упала до 4,1 цнт.сё гектара… Всего же в 1947г. колхозы не додали государству 24,5 тыс.тонн хлеба и около 1,5 млн.пудов, что составляет 28% по отношению к первоначальному плану хлебозаготовок.

<…> Низкая урожайность, снижение валовых сборов сельхозпродуктов полеводства и овощеводства и низкая продуктивность животноводства привели к резкому сокращению продукции, распределяемой между колхозниками на трудодни, к резкому снижению стоимости трудодня основная масса колхозников получила менее 500 гр. зерна на трудодень. Около половины колхозов выдали колхозникам менее 300 граммов, тогда как в 1940г. свыше половины колхозов выдали на трудодень от 1 до 5 кг. хлеба.
После изучения беседа по прочитанному.

  • Что вы можете сказать о состоянии сельского хозяйства в стране после войны?

  • Каковы причины тяжелого положения крестьян в деревне?

  • К каким последствиям привела низкая урожайность в колхозах страны?


Вывод: Сельское хозяйство вышло из войны ослабленным, в 1945г. его продукция не превышала 60% от довоенного уровня. Еще более ухудшилось положение после засухи и1946г, вызвавшей сильный голод. Сохранялись нормы довоенного времени, ограничивавшие свободу передвижения колхозников: они были фактически лишены возможности иметь паспорта, на них не распространялась плата по временной нетрудоспособности, они были лишены пенсионного обеспечения. Денежная реформа 1947г. также больнее всего ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома.

С помощью принятых волевых мер и ценой огромных усилий крестьянства в начале 50-х гг. удалось добиться выведение сельского хозяйства страны на довоенный уровень производства.


Сделать вывод: Несмотря на высокие темпы развития экономики страны в послевоенный период, возврат СССР к довоенной модели экономического развития вызвал значительное ухудшение хозяйственных показателей в послевоенный период, что явилось закономерным итогом реализации взятого в конце 20-х гг. курса. В тоже время выдающиеся свершения в промышленности, достижения в науке и технике стали реальностью благодаря неустанному труду и самоотверженности миллионов простых советских людей.
III. Закрепление изученного на уроке.

Выполнение тестовых заданий (индивидуальная работа), ребята сами ставят оценки.

Тестовые задания по теме: «Послевоенное восстановление

народного хозяйства


Вопрос

Ответ

Правильный

ответ

Оценка

Выберите правильный ответ
1. Период послевоенного восстановления

экономики СССР занял:

а) 2-3 года б) 5 лет

в) 10 лет г) 25 лет

2. Карточная система в СССР была отменена в:

а) 1945г. б) 1946г.

в) 1947г. г) 1948г.

3. Основной лозунг, выдвинутый сталинским руководством в послевоенные годы:

а) перегнать ведущие западные страны в области промышленного производства;

б) завершение строительства социализма и построение коммунизма;

в) построение коммунизма;

г) приоритетное развитие легкой и пищевой промышленности.
Выберите несколько верных утверждений
4. Последствия Великой Отечественной войны для СССР:

1). сократилась территория страны;

2). разрушено 1710 городов и поселков городского типа;

3). уменьшилось население страны более чем на 30 млн.человек

4). потеряно около трети национального богатства страны

5). ликвидация колхозов

5. В годы четвертого пятилетнего плана развития народного хозяйства:

1). отменена карточная система распределения продуктов;

2). освоены целинные земли;

3). введен 8-часовой рабочий день;

4) введены паспорта для колхозников;

5). проведена денежная реформа.











5. В годы четвертого пятилетнего плана развития народного хозяйства:

1). отменена карточная система распределения продуктов;

2). освоены целинные земли;

3). введен 8-часовой рабочий день;

4) введены паспорта для колхозников;

5). проведена денежная реформа.
IV. Подведение итогов урока.

(На слайде выступает таблица правильных ответов, и ребята оценивают друг друга, выставляют оценки).
(повторное написание желаний ребятами для того, чтобы открыть их через 2 года на выпускном, складываем в конверт)
Домашнее задание &30 с.235-238. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос

  • Как проходило восстановление и развитие промышленности в первые послевоенные годы?


Мое самое заветное желание…

Я хочу ________________________________________________________
_______________________________________________________________

_______________________________________________________________


Мое самое заветное желание…

Я хочу ________________________________________________________
_______________________________________________________________

_______________________________________________________________


Мое самое заветное желание…

Я хочу ________________________________________________________
_______________________________________________________________

_______________________________________________________________


Мое самое заветное желание…

Я хочу ________________________________________________________
_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Мое самое заветное желание…

Я хочу ________________________________________________________
_______________________________________________________________

_______________________________________________________________


Мое самое заветное желание…

Я хочу ________________________________________________________
_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Работа в группах
Какая политика была бы наиболее эффективной для восстановления разрушенного войной хозяйства:

  • политика нэпа;

  • смешанная экономика;

  • предложите свой путь выхода страны из кризиса.


Обоснуйте свой ответ.


Работа в группах
Какая политика была бы наиболее эффективной для восстановления разрушенного войной хозяйства:




  • политика нэпа;

  • смешанная экономика;

  • предложите свой путь выхода страны из кризиса.


Обоснуйте свой ответ.


Работа в группах
Какая политика была бы наиболее эффективной для восстановления разрушенного войной хозяйства:

  • политика нэпа;

  • смешанная экономика;

  • предложите свой путь выхода страны из кризиса.


Обоснуйте свой ответ.

САМОАНАЛИЗ УРОКА
Тема моего урока: «Послевоенное восстановление народного хозяйства в послевоенный период». В системе уроков он является уроком изучения нового материала. Перед собой и детьми я ставила следующие цели и задачи:

1). Познакомить учащихся с особенностями восстановления народного хозяйства.

2). Подвести учащихся к пониманию сути изменений во взглядах руководства страны на дальнейшее развитие Советского Союза.

3). Формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

Поскольку класс незнакомый, я попыталась использовать различные формы и методы для активизации внимания и возможности учеников проявить себя на уроке.

Чтобы максимально использовать время урока, я заранее подготовила следующий материал:

  • листки для пожеланий

  • атласы с картой «Восстановление народного хозяйства»

  • копии документов

  • карточки с заданиями

  • тесты.


На уроке, на разных его этапах я пыталась создать условия для проявления и развития творческих способностей детей. В течении всего урока я пыталась подать новый материал, опираясь на жизненный опыт учащихся, на знания, полученные на других предметах.

Характер учебной деятельности носил вариативный характер. Структура урока отвечала его типу – изучение нового материала:

  1. Оргмомент

  2. Изучение новой темы.

  3. Закрепление изученного на уроке

  4. Подведение итогов урока

В начале урока, на первом этапе, я хотела необычно, ярко, привлечь внимание детей к проблеме войны и разрушению народного хозяйства. Показать, что война носит только разрушительный характер.

Для объяснения нового материала я использовала элементы лекции, элементы дискуссии, самостоятельную работу с историческими источниками, работу по карте. Для закрепления изученного материала я выбрала форму тестирования, поскольку эта форма мобильна и сразу виден уровень усвоения материала.

Обратная связь с классом носила в основном интуитивно-визуальный, фронтально-содержательный характер. Наиболее удачным, на мой взгляд, оказался фрагмент урока ___________________________________________________________________________

Дети, хотя и незнакомые, но я почувствовала, что они очень старались, детки эрудированные, готовы идти на контакт с незнакомым человеком. На уроке я испытывала взаимоконтроль, доверяла их познаниям на уроках. На мой взгляд эмоциональное состояние детей на уроке было положительным, чувствовалось, что они с тревогой воспринимали кадры из кинофильма, и это дало толчок для горячей дискуссии.

Были ли выполнены задачи урока? Если не удалось почему?

Запасные методические «ходы» на случай непредвидимой ситуации.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План изучения нового материала, новые слова, домашнее задание iconНемецкий язык. Домашнее чтение с. 173 II (до стр. 175): читать, выписать...
Домашнее чтение с. 173 II (до стр. 175): читать, выписать новые слова, задания после текста 1 – 7

План изучения нового материала, новые слова, домашнее задание iconДомашнее задание №1 срок сдачи – не позднее 6 ноября 2009 года
Задание должно быть выполнено в тонкой тетради с подписью ее владельца на обложке

План изучения нового материала, новые слова, домашнее задание iconНеологизмы в деловом дискурсе английского языка
В языке регулярно появляются новые слова и новые значения уже существующих слов. Такие слова называются неологизмами. Неологизмы...

План изучения нового материала, новые слова, домашнее задание iconПлан урока,фото Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева, домашнее задание
...

План изучения нового материала, новые слова, домашнее задание iconУрок (экономика + история) «Возникновение международной торговли»
Тип урока комбинированный, с этапами изучения нового материала, систематизации и контроля знаний

План изучения нового материала, новые слова, домашнее задание icon«Удивительный мир Китая»
Проводится как урок изучения нового материала. Предусмотрено выступление учеников с заранее подготовленными сообщениями. Использованы...

План изучения нового материала, новые слова, домашнее задание icon лексические нормы (употребление слова) Даннoe задание проверяет...
Паронимы слова одной и той же части речи, обычно однокоренные, близкие по звучанию, но различающиеся приставками или суффиксами

План изучения нового материала, новые слова, домашнее задание iconДомашнее задание с 10 по 24 февраля 2015 года для 5- 11 классов 5 А

План изучения нового материала, новые слова, домашнее задание icon«Состав, строение и свойства простых веществ-неметаллов» ученикам...
Рабочие материалы к семинару «Преодоление школьной неуспешности: эффективные приемы обучения»

План изучения нового материала, новые слова, домашнее задание iconРабочая программа по обществознанию 7 класс. Пояснительная записка
Примерная программа не задает последовательности изучения материала и распределения его по классам. Авторы рабочих программ и учебников...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную