Урок 7 Тема: новая зкономическая политика: цели и принципы






Скачать 93.18 Kb.
НазваниеУрок 7 Тема: новая зкономическая политика: цели и принципы
Дата публикации25.01.2015
Размер93.18 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > Военное дело > Урок
Урок 7

Тема: НОВАЯ ЗКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

Цели и задачи:

  • Выяснить основные причины перехода от политики «военного коммунизма» к новым этапам политики;

  • Понимать причины, сущность, основные мероприятия новой экономической политики;

  • Сопоставить, сравнить, анализировать политику «военного коммунизма» и нэп;

  • Продолжать развитие умений давать сравнительную характеристику историческим событиям, явлениям; работать с документальным материалом.

Основные названия и понятия: коммунистический идеал, Государственная плановая комиссия (Госплан), план ГОЭЛРО, новая экономическая политика (нэп), хозрасчет, монополия внешней торговли, концессия, аренда.

Основные даты и события:

  • 1920г. – утвержден план электрификации России (ГОЭЛРО).

  • 1921г., февраль – для управления экономикой организуется Государственная плановая комиссия (Госплан).

  • 1921г. – голод в Поволжье.

  • 1920 – 1921гг. – крестьянское восстание в Тамбовской губернии, на Дону, в Поволжье, в Сибири, Карелии, Белоруссии и на Урале;

  • 1921г., март – Кронштадтский мятеж;

  • 1921 г., март – Х съезд РКП (б), переход к новой экономической политике.

Исторические персоналии: Патриарх Тихон, Н.С.Гумилев.

Тип урока: лекция с элементами индивидуальной работы.
Ход урока

  1. Изучение нового материала:

План изучения нового материала:

  1. Положение советской России в 1920 – 1921 гг.

  2. Переход к новой экономической политике.

  3. Укрепление политической власти большевиков.

  1. Положение советской власти в 1920 – 1921гг.

Организуется повторительная беседа с целью актуализации знаний и представлений учащихся об особенностях политики «военного коммунизма».

- Как называлась политика советского государства в годы Гражданской войны?

- В чем сущность военного коммунизма?

- Какие мероприятия в области сельского хозяйства характеризовали военный коммунизм?

- Каково было отношение крестьян к проводимой политике? (См. схему «Необходимость отказа от политики «военного коммунизма».)

Обобщая ответы учащихся, учитель говорит о том, что политика «военного коммунизма» родилась как система чрезвычайных мер в ситуации Гражданской войны.

Учащиеся называют основные черты «военного коммунизма».

  • Национализация всей промышленности.

  • Сверхцентрализация экономики.

  • Запрет частной торговли, свертывание товаро-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих, бесплатность коммунальных услуг, уравнительная работа труда рабочих и служащих.

  • Всеобщая трудовая повинность.

  • Продразверстка.

Учитель подробно характеризует социально-экономическое положение советской России после завершения Гражданской войны.

«Разорение, нужда, обнищание» - так характеризовал сложившуюся социально-экономическую политику в советской России после окончания Гражданской войны В.И. Ленин.

  • Население России по сравнению с 1917г. (осень) к 1921г. сократилось на 10 млн человек.

  • Промышленное производство уменьшилось в 7 раз.

  • Транспорт в полном упадке и разорении.

  • Добыча нефти и угля находилась на уровне конца XIXв.

  • Резко сократились посевные площади.

  • Валовая продукция сельского хозяйства составила 67: довоенного времени.

  • Наиболее острым социальным последствием Гражданской войны стала детская беспризорность, которая возросла вследствие голода 1921г.

1922г. – в советской республике уже насчитывалось 7 млн беспризорных детей.

Учитель обращает внимание учащихся на понятие коммунистический идеал – см.§14, с. 117.

У лидеров большевиков оставались определенные надежды, что они обязательно справятся с возникшей сложной кризисной ситуацией. Партия большевиков продолжала рассматривать политику «военного коммунизма» как шаг к новому социалистическому обществу и не спешила от нее отказываться.

Учитель предлагает учащимся установить связь между проводимой большевиками политикой «военного коммунизма» и волной крестьянских восстаний, прокатившихся по советской России после окончания Гражданской войны.

1921г. выдался неурожайным и голодным. Засуха и саранча погубили посевы в Поволжье, Приуралье, на Украине, в Западной Сибири. Разразился страшный голод. Голодало да 30 млн человек. Это приблизительно 20% населения страны. В Поволжье погибло от голода 58 млн человек.

Учитель зачитывает статью, которая ярко характеризует сложившуюся ситуацию.
ГОЛОД А ПОВОЛЖЬЕ

1921г. засуха охватила все Поволжье, Северный Кавказ, Причерноморье, юг Украины, Северный Казахстан и районы Туркменистана.

То, что удалось спасти от засухи, погубила саранча.

Советское правительство очень поздно осознало масштабы бедствия и тот факт, что в одиночку не сможет справиться.

Начались массовые эпидемии холеры, тифы. Вымирали целые деревни.

Комитет помощи голодающим собирал продовольствие, деньги по всей стране, посылал медикаменты и врачей в Поволжье и Киргизию.

И все-таки помощь пришла из-за границы, ее организовал норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен. Он привез в Россию не только продовольствие, но и сельскохозяйственную технику и семена.

Голод в Поволжье. Мария Кривенко. (Энциклопедия для . – Т.5. история России и ее ближайших соседей. – Ч. 3. ХХ век – 3-е издание., перераб. И испр./ гл.ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001. – С.376.)

Учащимися предлагаться вспомнить значение понятий «продразверстка», «продналог»; отметить основные отличия; порассуждать, почему крестьяне требовали отмены продразверстки.

В 1919-1920 гг. «продразверстка» была распространена на все продукты сельскохозяйственного производства.

Еще в феврале 1920г. Л.Д. Троцкий внес в ЦК предложение об изменении политики в отношении крестьянства: заменить продразверстку продналогом для «сильных» крестьян и коллективизацию для «слабых».

Летом – осенью 1920 г. в Смоленской губернии был проведен эксперимент: продразверстка замена продналогом, крестьяне заранее знали о количестве продукции, которую необходимо было сдать государству. В результате Хлебная компания была проведена за месяц, тогда как в регионах продразверстки ее часто провести вообще не удалось.

Российская деревня, недовольная продразверсткой в мирное время, бурлила!

В стране началась антоновщина. Под таким названием вошла в историю борьба, которую вели в эти годы против власти большевиков крестьяне Тамбовской и части Воронежской губернии, доведенные до отчаяния «красным террором» и продовольственной разверсткой.

Учащиеся находят на карте территории, где начались массовые крестьянские восстания:

А) в Тамбовской губернии;

Б) на Воронежской губернии;

В) на Дону;

Г) в Поволжье;

Д) в Сибири;

Е) на Урале;

Ж) в Белоруссии.

В этих регионах крестьяне создают свои отряды, выдвигают политические требования, формируют органы крестьянской власти.

Например:

  • Союз трудового крестьянства Тамбовской губернии определил основную задачу – «свержение власти коммунистов – большевиков, доведших страну до гибели, нищеты и позора».

  • Крестьянские отряды Поволжья выдвинули лозунг замены советской власти Учредительным собранием.

  • В Западной Сибири крестьяне требовали установления «истинного народовластия » - крестьянской диктатуры, созыва Учредительного собрания и т.д.

  • Крестьянский штаб в Тобольске провозгласил идею советской власти без коммунистов и иных политических партий.

Рекомендуется предоставить возможность учащимся выступить с сообщением «Крестьянское восстание в Тамбовской губернии».

Учитель отмечает, что все крестьянские восстания были жестоко подавлены основными силами Красной Армии. Боевыми операциями руководили С. Буденный , М.Фрунза, М. Тухачевский.

Далее учитель обращает внимание на социально-экономическое развитие промышленных регионов России после Гражданской войны.

Из-за нехватки сырья и топлива закрылись многие предприятия.

1921г. – остановились крупные заводы в Петрограде. До 11 февраля советская власть приняла решение закрыть до 1 марта 93 предприятия, в этом списке был один из самых крупных - Путиловский завод.

21 и 24 февраля – рабочие Петрограда вышли на улицы города с антибольшевистскими лозунгами «Созыв Учредительного собрания», «Создание Советов без коммунистов».

25 февраля – в Петрограде было введено осадное положение.

Выступления рабочих были подавлены силами красных курсантов.

По всей советской России вспыхивали забастовки, мятежи и волнения.

С событиями в Кронштадте учащиеся знакомятся самостоятельно.

Слушание сообщения «Кронштадтское восстание».

Беседа по вопросам:

- Почему восстали моряки Кронштадта?

- Кто принимал участие в восстании?

- Чем были недовольны восставшие против советской власти в Кронштадте?

- Какие требования выдвинули восставшие Кронштадта?

- Можно ли считать выступление моряков Кронштадта свидетельством серьезного кризиса власти большевиков?

Работа с документальным материалом:

§14, с. 121, и выполнение заданий к нему.

В итоге изучения вопроса рекомендуется познакомить учащихся с призванием В.И. Ленина (13 ноября 192 г., IV конгресс Коминтерна).

«В 1921 г… мы наткнулись на большой, - я полагаю, на самый большой, - внутренний политический кризис советской России, который привел к недовольству не только значительной части крестьянства, но и рабочих».

  1. Переход к новой экономической политике.

Задание учащимся: сформировать основные причины введения новой экономической политики (нэп).

  • Недовольство крестьян продовольственной равзверсткой, массовые крестьянские выступления.

  • Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщи ной сложившейся в годы Гражданской войны.

  • Хозяйственной и политической кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики советской власти.

I вариант изучения вопроса.

Объясняется учителя в рамках текста §14, с.118-119, с опорой на схему «Переход к новой экономической политике».

Задание учащимися: начало – составление сравнительной таблицы «Военный коммунизм и новая экономическая политика»; завершение – заполнение последней графы «Результат» (см.§14).



Вопросы, сравнения

Военный коммунизм

Новая экономическая политика

Время принятия







Основные мероприятия







а) в сельском хозяйстве







б) в промышленности







в) в сфере распределения и обмене труда







Методы проведения (характер управления)







Результаты








Задание: охарактеризуйте общее и различное в политике «военного коммунизма» и нэпа.
Схема «Переход к новой экономической политике»


  • Замена продразверстки продналогом

  • Восстание свободной торговли

  • Восстание денежной оплаты труда

  • Замена уравниловки тарифной системой оплаты труда

  • Отмена трудовой повинности

  • Снятие запрета на перемену места работы

  • перевод предприятий на хозрасчет

  • разрешение на создание мелких частных предприятий

  • сдача в аренду частным лицам государственных предприятий

  • представление концессий иностранцам

  • привлечение иностранных специалистов к процессу хозяйственного восстановления страны

  • поощрение различных форм крестьянской кооперации

  • введение национальной конвертируемой валюты – червонца

  • создание сбытовых трестов и синдикатов




  • Задействование рычагов рыночной экономики, создание условий для проявления хозяйственной инициативы, предприимчивости.

  • Большевики сохранили государственную монополию на внешнюю торговлю, введен запрет на создание средних и крупных частных предприятий, нэпманов не допускали в банковскую сферу.

  • Хозяйственный подъем в промышленности: за 1921 – 1928 гг. производство возросло в 2 раза, в сельском хозяйстве – в 3-4 раза.

  • Шло быстрое восстановление сельского хозяйства по сравнению с промышленным производством.

  • 1923г. – разразился первый кризис нэпа.

  1. Укрепление политической власти большевиков.

Учитель говорит о том, что экономическая система была скорректирована, произошел отказ от попытки партии большевиков полностью ликвидировать рыночную экономику. Сохранился контроль государства над стратегически важными отраслями (крупная промышленность, земля, транспорт, банковское дело, внешняя торговля).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что одновременно с либерализацией экономической политики произошло большое укрепление монополии РКП(б) на политическую власть.

  • Проводятся судебные процессы над противниками партии большевиков.

  • Высылаются из советской России ученные, деятели культуры, которые не разделяют взглядов идеологии большевизма.

  • Утверждается цензура. Утвержден специальный цензурный орган – Главлит.

  • Организуется гонения на Русскую православную церковь.

  • Резолюция «О единстве партии» Х съезда РКП(б)запрещает создание фракций и внутрипартийных группировок.


Вопрос учителя: Почему ослабление государственного контроля в экономике сопровождалось ужесточением политического режима?

Учителю рекомендуется раскрыть аспекты гонений партии большевиков на Русскую православную церковь. Почему большевики считали Русскую православную церковь своим основным соперником в идеологическом влиянии на народные массы?.

  1. Закрепление изученного материала.

- В чем состояли причины перехода к нэпа?

- Можно ли согласиться с точкой зрения о том, что введение нэпа было вынужденной мерой?

- Назовите основные мероприятия нэпа.

- Что нового появились в экономической политике советского государства по сравнению с политикой «военного коммунизма»?

- Назовите методы поведения новой экономической политики.

Домашнее задание: §14. Знать понятия, названия, основные даты и события темы. Подготовить сообщение «Николай Иванович Бухарин».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 7 Тема: новая зкономическая политика: цели и принципы iconУрок №63 Тема урока: Новая экономическая политика
Таблицы: сравнительная таблица «нэп» и «Военный коммунизм», таблица «Характерные черты нэпа», таблица «Итоги нэпа»

Урок 7 Тема: новая зкономическая политика: цели и принципы iconУрока: комбинированный урок. Цели
Тема: Зарождение капиталистических отношений. Начало процесса модернизации в Европе XVI-XVII вв

Урок 7 Тема: новая зкономическая политика: цели и принципы iconУрок "Новая экономическая политика"
Какую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в чем ее смысл? Была ли она оправдана условиями войны?

Урок 7 Тема: новая зкономическая политика: цели и принципы iconУрок по теме «новая экономическая политика. Россия нэповская»
Цель и задачи урока: Дать представление учащимся об одном из самых сложных периодов истории России, раскрыть суть нэпа

Урок 7 Тема: новая зкономическая политика: цели и принципы iconУрок истории в 9 классе по теме «Новая экономическая политика»
Основные понятия: нэп, продналог, хозрасчет, аренда, концессия, гражданская война, идея «нэп всерьез и надолго, но не навсегда»

Урок 7 Тема: новая зкономическая политика: цели и принципы iconУрока – урок-конференция. Цели урока
Тема урока – «География и технологические особенности народных промыслов Уральского экономического района»

Урок 7 Тема: новая зкономическая политика: цели и принципы iconРазработка урока для 7 класса по предмету: «Технология» Тема : «Технология...
Нестандартная форма обучения. Урок–соревнование, урок–презентация, урок–закрепления, повторения и проверки полученных знаний

Урок 7 Тема: новая зкономическая политика: цели и принципы iconТезисы на заседание Правления рспп
Сегодня мы обсуждаем проект Стратегии-2020: Новая модель роста – новая социальная политика

Урок 7 Тема: новая зкономическая политика: цели и принципы iconОснов
Ые интересы, принципы, главные цели, приоритеты и задачи государственной политики Российской Федерации в области исследования, освоения...

Урок 7 Тема: новая зкономическая политика: цели и принципы iconТесты по истории Казахстана. Подготовка к ент. Тема: Образование...
А справедливый и демократический мир; в равенство и суверенность народов; с передачу земли народу; д демократическую республику;...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную