Конкурс «Творческий урок»-2014 Номинация






Скачать 98.31 Kb.
НазваниеКонкурс «Творческий урок»-2014 Номинация
Дата публикации02.04.2015
Размер98.31 Kb.
ТипКонкурс
e.120-bal.ru > Военное дело > Конкурс
Красноярский филиал

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Зырянская средняя общеобразовательная школа»

Зырянского района Томской области
Региональный конкурс
«Творческий урок»-2014
Номинация
«Сценарий современного урока по истории России

для основной средней школы»

Урок по истории Отечества
«Советская Россия в годы Гражданской войны. Красный террор»
Для учащихся 9 класса
Выполнил: учитель истории и обществознания Моисеев Артём Владимирович
Юридический адрес филиала:
636854, Томская область, Зырянский район, село Красноярка, Школьная,1;
E-mail: artemmoiseev4@gmail.com;
Сайт филиала в глобальной сети Интернет: http://kras1-sh.ucoz.ru;

Красноярка 2014
«Советская Россия в годы Гражданской войны. Красный террор».
Цель урока: определить особенности тактики советского правительства в годы гражданской войны;
Задачи:

  • Получить представление о политике военного коммунизма, его сущности, итогах и последствиях;

  • Характеризовать метод, которые использовала партия большевиков для укрепления своей власти;

  • Выявить причины, сущность «красного террора»;

  • Понимать причины победы красных в Гражданской войне;

  • Продолжить развивать умение работать с исторической картой, документальным материалом, устанавливать причинно-следственные связи изучаемых событий.


Основные понятия урока:

Военный коммунизм, Совет рабочей и крестьянской обороны, красный террор, «буржуазные специалисты», Коммунистический Интернационал (Коминтерн).
Основные даты к уроку:

15 января 1918 года – Декрет Совета Народных Комиссаров об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии;

29 января 1918 года – Декрет Совета Народных Комиссаров об организации Красного флота;

Март 1919 года – в Москве состоялся I Конгресс Коминтерна;

Июль 1918 года – Декрет о всеобщей воинской повинности;

16-17 июня 1918 года – расстрел царской семьи в Екатеринбурге;

Апрель-октябрь 1920 года – советско-польская война;

1922 год – завершение Гражданской войны, выход японских войск с Дальнего Востока.
Исторические персоналии:

Ворошилов Климент Ефремович, Буденный Семён Михайлович, Фрунзе Михаил Васильевич, Чапаев Василий Иванович, Тухачевский Михаил Николаевич, Махно Нестор Иванович.
Оборудование к уроку:

Карта «Гражданская война в России 1918-1920 годов»;
Тип урока: комбинированный.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «История Отечества: 20 век», Загладин Н.В., М., «ТИД Русское слово», 2012 год; компьютер, проектор, задания.
Время реализации занятия – 45 минут.

Ход урока:

  1. Организационный момент;

  2. Проверка домашнего задания (беседа по вопросам):

  1. Назовите основные причины Гражданской войны в России?

  2. Охарактеризуйте цели белого движения? Определите главные?

  3. Какие социальные слои поддерживали белое движение? Почему?

  4. Опираясь на таблицу «Центры белого движения» (на примере правительств А.И. Деникина, А.В. Колчака):

    • Дайте характеристику экономической платформе белого движения;

    • Каким видели лидеры белого движения государственное устройство России?

    • Охарактеризуйте национальную политику лидеров белого движения?

    • Охарактеризуйте аграрную политику лидеров белого движения?

    • В чём состояла сила и слабость белого движения? Почему оно потерпело поражение?

  1. Изучение нового материала.


План параграфа:

  1. Политика военного коммунизма;

  2. Мероприятия советской власти, направленные на отражение белых армий и войск интервентов;

  3. Тактика большевистского правительства;

А) красный террор;

Б) Проявление гибкости политики большевиков в целях укрепления власти;



  1. Политика военного коммунизма.

Учитель знакомит учащихся с понятием «политика военного коммунизма» - система социально-экономических мер, направленная на централизацию всех ресурсов в руках государства для победы в Гражданской войне.

Учитель в объёме текста § 13 (на страницах 107-108) раскрывает политику военного коммунизма.

Задания учащимся: слушая объяснения учителя (дифференцировано):

А) Заполнить схему «Складывание системы военного коммунизма в годы Гражданской войны»


Причины перехода к политике военного коммунизма




Основные мероприятия




В сельском хозяйстве

В промышленности

В сфере торгово-денежных отношений


Б) Составить развёрнутый план ответа на вопрос № 1 (страница 113)

В) Составить таблицу «Политика военного коммунизма»:


Экономическая цель

Политическая цель

Проводимые мероприятия











Учитель характеризует этапы экономической политики партии большевиков.


Этапы

Основное содержание



Зима

1917-1918 годов

«Красногвардейская атака на капитал»;

Национализация банков, промышленности;

Конфискация;

Реквизиция;

Быстрый темп мероприятий экономического характера;

Тенденция к натурализации хозяйственных отношений.

Весна

1918 года

Намечается направление в экономической политике, которую позднее назовут нэпом;



Май-июнь

1918 года

Вход в политику военного коммунизма;

Установление продовольственной диктатуры;

Создание комитетов бедноты (комбедов);

Организация продовольственных отрядов (продотрядов);

28 июня 1918 года – принятие Декрета о национализации промышленности.

Лето 1918 –

весна 1921 года

Проведение политики военного коммунизма.


Далее учитель раскрывает процесс складывания системы «военного коммунизма» в годы Гражданской войны 1918-1920 годов.

Гражданская война и иностранная интервенция привели к тому, что советская Россия оказалась в кольце фронтов и отрезанной от основных хлебных и топливно-сырьевых районов.


У партии большевиков стремительно снизились шансы на победу в Гражданской войне




Закрывались предприятия, разразился голод во многих регионах страны, повсеместная разруха, гиперинфляция




Необходимость бесперебойного снабжения Красной Армии вооружение, боеприпасами и продовольствием



Партия большевиков осуществляет попытку с помощью чрезвычайных мер и активного государственного регулирования обеспечить бесперебойное функционирование экономики на контролируемой ими территории



Происходит складывание системы «военного коммунизма»


-Национализация промышленности;

-перевод гражданской промышленности на выпуск военной продукции;

-перевод рабочих на казарменное положение;

-введение уравнительной системы оплаты труда.




-Введение продразвёрстки;

-запрещение карточной системы распределения продуктов;

-борьба со спекулянтами-«мешочниками».




-Обесценивание денег;

-замена денежного обращения натуральным обменом;

-труд стал измеряться в трудовых единицах, за которые выдавали продовольственный паёк;

-оплата налогов, плата за бытовые услуги, проезд в общественном транспорте


Учитель знакомит учащихся с одним из важнейших документов политики военного коммунизма, на основании которого правительство заставляло крестьян сдавать государству продукцию сельского хозяйства без учёта реальных возможностей деревни и фактически безвозмездно.

Из декрета Совета Народных Комиссаров о развёрстке между производящими губерниями зерновых и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства.

11 января 1919 года

В целях срочной постановки хлеба для нужд Красной Армии и бесхлебных районов и в развитие декретов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о хлебной монополии…и о натуральном налоге…устанавливается нижеследующий порядок отчуждения излишков зерновых хлебов и фуража в распоряжение государства.

Статья 1. Всё количество хлебов и зернового фуража, необходимое для удовлетворения государственных потребностей, развёрстывается для отчуждения у населения между производящими губерниями.

Статья 2. Губернии, на которые распространяется развёрстка, равно как и количество хлебов и зернового фуража, устанавливаются народным комиссариатом продовольствия в соответствии с размерами урожая, запасами и нормами потребления.

Статья 10. Сельские хозяева, не сдавшие к установленному сроку причитающееся на них количество хлебофуража, подвергаются безвозмездному принудительному отчуждению обнаруженных у них запасов. К упорствующим из них и злостно скрывающим свои запасы применяются суровые меры, вплоть до конфискации имущества и лишения свободы по приговорам народного суда.
Натурализация хозяйственных отношений, отмирание денег рассматривалось как переход к планово-безденежному хозяйству.
Характеристика безрыночной системы хозяйства:




Натурализация хозяйственных отношений

-введение натурального продовольственного налога;

-бесплатные коммунальные услуги;

-бесплатная одежда для рабочих;

-бесплатное питание для городских детей


Централизация управления

Создание при ВСНХ главков и центров, которые полностью управляли деятельностью тех или иных отраслей промышленности (например, Главпочта, Главкрахмал, Центрспичка), ведали их финансированием, распределением готовой продукции.

Внешнеэкономические методы руководства

Внешнеэкономическое принуждение, эксплуатация энтузиазма.





  1. Мероприятия советской власти, направленные на отражение белых.

Составление таблицы.



Дата

Мероприятия советской власти, направленные на отражение нападения белых армий


Значение











Беседа по вопросам дополнительного материала:

-перечислите, опираясь на материал исторических документов, мероприятия советской власти, направление на отражение нападения белых армий и интервенции;

-Охарактеризуйте основные функции, которые были возложены на военных комиссаров Красной Армии.


  1. Тактика большевистского правительства.

А) «Красный террор».

Рассказ учителя в объёме текста § 13 с использование документального материала.
Задания учащимся (дифференцировано):

  1. Ответить на вопросы:

-Что такое «красный террор»?

-«Красный террор» - это ответ на «белый террор» или же это тактика большевиков?

-На кого был направлен «красный террор»?

2. Познакомиться со стихотворение М. Волошина «Терминология» (1921)

«Брали на мушку»,

«Ставили к стенке»,

«Списывали в расход» -

Так изменялись из года в год

Быта и речи оттенки.

«Хлопнуть», «угробить»,

«Отправить на шлёпку».

«К Духонину в штаб», «разменять».

Проще и хлеще нельзя передать

Нашу кроваваю трепку.
Покажите, что насилие становится основным фоном жизни советского общества, что оно вошло в повседневную жизнь, даже в речь? В качестве дополнительного материала предлагается видеофрагмент о расстреле Царской семьи (прилагается).
Б) Проявление гибкости правительства большевиков в целях укрепления власти.
Учащиеся самостоятельно выявляют изменения политики большевиков.
Задания:
1. Прочитать параграф 13 и записать в тетрадь план ответа:

Тактическая гибкость большевиков в целях укрепления власти:

А) роспуск комбедов, введения продразвёрстки;

Б) заключение временных союзов с «третьей силой» (Нестор Махно);

В) привлечение «буржуазных специалистов» (при сохранении контроля политических комиссаров).

2. В чём проявились тактические преимущества политики большевиков?


  1. Закрепление нового материала.

-Какие общие черты можно найти в проводимой политике белых и красных?

-Назовите причины победы красных в Гражданской войне?


  1. Домашнее задание.

-Написать сочинение-рассуждение «Имела ли белая армия шанс на победу»?

-Подготовить сообщения «Кронштадтский мятеж», «Патриарх Тихон».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс «Творческий урок»-2014 Номинация iconКонкурс методических разработок Номинация «Лучший урок экологии»
Урок разработан с учетом использования модели «1: 1» или byod. Учебная деятельность способствует воспитанию активных граждан общества...

Конкурс «Творческий урок»-2014 Номинация iconКонкурс номинация экономика
Черенкова Юлия Александровна-Пензенская государственная сельскохозяйственная академия

Конкурс «Творческий урок»-2014 Номинация iconПлан приоритетных научных мероприятий, организуемых и проводимых...
Конкурс самостоятельной исследовательской работы студентов «Моя законотворческая инициатива», патриотический вечер «Россия, Русь...

Конкурс «Творческий урок»-2014 Номинация iconВсероссийский заочный конкурс "Познание и творчество" 9 фи класс предмет Результат
Национальная образовательная программа "Интеллектуально-творческий потенциал России"

Конкурс «Творческий урок»-2014 Номинация iconНаправление подготовки (номинация)
Список работ, представленных на Всероссийский конкурс на лучшую научную работу среди студентов высших учебных заведений

Конкурс «Творческий урок»-2014 Номинация iconКонкурс «Урок года» Тема урока: «Путешествие в Бразилию»
Урок «Путешествие в Бразилию» проводился 15 апреля в 11 классе, где обучаются 16 замечательных учеников, выпускников нашей школы

Конкурс «Творческий урок»-2014 Номинация iconКонкурс проводился в соответствии с постановлением Администрации...
С июля по сентябрь 2014 года проведен городской рейтинговый конкурс Лучшее сервисное обслуживание 2014 среди предприятий общественного...

Конкурс «Творческий урок»-2014 Номинация iconКонкурс экономических исследований "Весна 2014" 12 Всероссийский...
Минобрнауки России. Конкурс в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности 4

Конкурс «Творческий урок»-2014 Номинация iconРегионы Российской Федерации Москва Санкт-Петербург Нижегородская...
Творческий конкурс «Удмуртия – регион-лидер» (Центр инвестиционного развития Удмуртской Республики, тел. +7 (3412) 57-23-84)

Конкурс «Творческий урок»-2014 Номинация iconКонкурс проводится по номинациям: "Лучший Творческий Символ Переработки (любой материал)"
Евразийского экономического форума молодежи, вице-президент аеэку, Президент ано «Большой Евразийский университетский комплекс»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную