Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная» (2012-2013)






НазваниеОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная» (2012-2013)
страница1/30
Дата публикации21.03.2015
Размер3.29 Mb.
ТипОбразовательная программа
e.120-bal.ru > Военное дело > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30



Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»


(2012-2013)



Пояснительная записка 2

I.Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы 12

1.Результаты освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования 12

2.Результаты освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования 12

3.Результаты освоения обучающимися образовательной программы среднего (полного) общего образования 13

II.Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы 13

1.Мониторинг качества образования 13

2.Текущий контроль и промежуточная (итоговая) аттестация 20

3.Государственная (итоговая) аттестация 26

III.Учебный план на 2012-2013 учебный год 27

V.Программы отдельных учебных предметов, курсов 74

VI.Основные условия реализации программы 89

1.Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы 89

2.Организация дополнительного образования 91

3.Система работы с одаренными детьми 94

4.Технологии, реализуемые в образовательном процессе 95

5.Система социально-психологического сопровождения учащихся 99

6.Кадровое обеспечение образовательной программы 103

7.Информационно-образовательная среда и материально техническое обеспечение 105

VII.Учебно-методическое обеспечение реализации основной образовательной программы 106



Пояснительная записка



Образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная» разработана в соответствии:

  • Законом РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992г. №3266-I (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25

декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля 2009 г.);

  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.);

  • Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993);

  • Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная», утвержденного распоряжением администрации города Нефтеюганска от 21.10.2010 г. № 595 - р;

  • Правилами внутреннего распорядка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная» и на основе анализа деятельности образовательного учреждения.

Образовательная программа разрабатывалась муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная», имеющим государственную аккредитацию регистрационный № 585 от 02 марта 2011 года и согласована с Управляющим советом школы.

Образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступенях основного общего образования и среднего (полного) общего образования, направлена на формирование личностных качеств и ключевых компетентностей обучающихся, содействует духовно-нравственному, гражданскому, социальному, интеллектуальному развитию, саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся, способствует их социальной успешности, развитию творческих способностей, сохранению и укреплению здоровья.

Образовательная программа обеспечивает:

  • доступность получения  качественного основного общего образования и среднего (полного) общего образования;

  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;

  • содержательно-критериальные основы оценки результатов освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования, деятельности педагогических работников;

  • условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.


Образовательная политика учреждения (миссия) ориентирована на создание аналитического пространства, способствующего осмыслению старшеклассниками своих личностных и профессиональных перспектив в контексте развития постиндустриального пространства.
Целью реализации образовательной программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования является:

подготовка выпускника со сформировавшейся потребностью к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию, способного сделать осознанный ответственный профессиональный выбор и нацеленный на эффективную интеграцию в общество.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением образовательной программы предусматривается решение следующих основных задач:

        1. Обеспечение соответствия образования обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

        2. Обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

        3. Обеспечение доступности получения качественного образования, достижение планируемых результатов освоения образовательной программы всеми обучающимися.

        4. Организация педагогических условий для реализации индивидуальных особенностей обучающихся на основе индивидуальной образовательной программы.

        5. Внедрение разнообразных форм взаимодействия педагогического и ученического коллективов, обеспечивающих реализацию индивидуальных образовательных программ обучающихся.

        6. Реализация системы внеурочной деятельности и обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.

        7. Организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.

        8. Организация научно-практических связей с учреждениями высшего образования.

        9. Создание условий для осознанного выбора профессии обучающимися при поддержке педагогов, психологов, социального педагога, социального продюсера, в сотрудничестве с предприятиями города в рамках реализации социальных и учебных практик.

        10. Сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Образовательная программа школы отражает стратегию развития многопрофильной школы и строится на принципах:

  • принцип гуманизации предполагает реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных законом РФ "Об образовании", Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и др. нормативными документами, утверждение ценности общекультурного человеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства;

  • принцип сотрудничества - построение взаимоотношений в школе на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении учителей, повышающих уровень самооценки учеников, на взаимном уважении и доверии учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения;

  • принцип развивающего обучения предполагает отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся, развитие умственных способностей, использование новейших педагогических технологий, с помощью которых формируются навыки рационального умственного труда;

  • принцип индивидуализации обучения предполагает всесторонний учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся, повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика;

  • принцип дифференциации предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук и на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся, формирование классов, групп с учетом индивидуальных особенностей учащихся и на основе индивидуальных образовательных программ обучающихся (в старшей школе), что может отражаться в построении учебного плана;

  • принцип целостности предполагает построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся, создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования;

  • принцип междисциплинарной интеграции содержит выход на смежные науки, что предполагает интеграцию внутри самого предмета и интеграцию, выходящую за рамки предмета, вплоть до создания междисциплинарных курсов;

  • принцип системности предполагает преемственность знаний, т.е. родственные отношения повторения и учения на всех ступенях образования;

  • принцип вариативности - обучение в школе –это комплексное образование, дающее возможность выпускникам поступить в вузы гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного, медицинского профилей, поэтому школа должна создать условия для реализации индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  •  учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.


Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная» предназначена для обучающихся 7-18 лет, успешно овладевших основной образовательной программой и имеющим соответствующие медицинские показатели.

Ступени обучения:

1 ступень образования – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года).

2 ступень образования – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет).

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

3 ступень образования – среднее (полное) образование (нормативный срок освоения – 2 года).

На третьей ступени осуществляется профильное обучение по индивидуальным образовательным программам обучающихся, решаются задачи профессионального самоопределения личности. Среднее общее образование является основой для получения среднего и высшего профессионального образования.

Реализация образовательной программы школы ориентирована на удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса:

  • обучающихся, т.к. программа направлена на удовлетворение их познавательных запросов и потребностей;

  • родителей, заинтересованных в развитии ребенка и получении образования в комфортных психологических условиях, в продолжении дальнейшего профессионального образования учащимися;

  • учителей, заинтересованных в подготовке учащихся к освоению содержания образования, в становлении и совершенствовании уровня своего педагогического мастерства, позволяющего решать профессиональные задачи разного уровня сложности, в развитии профессиональной педагогической культуры, обеспечивающей возможность педагогам самореализоваться в личностно-профессиональном плане;

  • школы, как образовательного учреждения, реализующего свою программу и концепцию;

  • социума, заинтересованного в подготовке конкурентоспособного, самостоятельного, креативного выпускника, нацеленного на эффективную интеграцию в общество.


Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 7—18 лет, связанных:

с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—15 и 15—18 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной, исследовательской.
Характеристика младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет.

Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.

Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).

На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.

Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.

Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.

В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые.

Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка.

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
Характеристика подросткового возраста

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

Характеристика юношеского возраста

Юношеский возраст в современной культуре не имеет цельного, глубокого, сущностного описания по ряду причин. Во-первых, юношеское становление более зависимо от экономической и политической ситуации (в отличие от предыдущих возрастов). Во-вторых, культурно-исторически юношеский возраст, как и подростковый, не получил еще четкого оформления и является неким «коридором» между детством и взрослой жизнью. И, в-третьих, социальные задачи, которые человек реализует в этом возрасте, меняются практически каждое десятилетие.

Тем не менее, сегодня уже можно говорить о принципиальной культурной специфике юношеского возраста. В целом эта специфика связана с базовым возрастным процессом – поиском идентичности на мировоззренческом уровне. Таким образом, ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути).

Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и приобретение опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах. В качестве таких форм для юношества выступают:

внутренний мир и самопознание;

любовь и семья;

ценности и товарищество;

интересы и профессия;

мораль и общественная позиция.

Сценарный характер активности отличает юношу от подростка. Для современного юноши сценарии образовательных событий, проектов носят характер задуманного пробного действия. Тем не менее, нельзя напрямую связывать сценарный характер юношеского действия с якобы предрасположенностью к проектированию – для данного возраста важен, прежде всего, «проект себя самого» – своих настоящих и будущих возможностей.

Принято выделять три периода в становлении юношеского возраста. Первый период связан с постановкой жизненных целей, второй – с определением условий дальнейшего развития человека, а третий – с определением ресурсов для достижения задуманных целей. Старший школьный возраст главным образом связан с задачами первого периода юношеского возраста.

Важнейшей спецификой юношеского возраста является его активная включенность в существующие проблемы современности. Юношеские практики становления всегда по-настоящему рискованны – находятся на острие проблем.

Становление юноши это попытка обретения практического мышления. Поэтому единицей организации содержания образования в старшей школе должна стать «проблема» и проблемная организация учебного материала, предполагающая преодоление задачно-целевой организации учебной деятельности и выход в следующий управляющий контур – в пространство «смыслов», «горизонтов», «возможностей».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная» (2012-2013) iconОбразовательная программа основного общего образования муниципального...
Мбоу «Матакская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная» (2012-2013) iconОсновная образовательная программа основного общего образования муниципального...
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тимершикская...

Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная» (2012-2013) iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом мбоу «Нагадакская основная общеобразовательная школа», характеризует...

Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная» (2012-2013) iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного...
...

Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная» (2012-2013) iconПубличный отчет о деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного...
«Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная» (2012-2013) iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Образовательная программа школы представляет собой документ, который определяет содержание образования в школе и технологии его реализации....

Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная» (2012-2013) iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Назначение образовательной программы мотивированное обоснование выбора педагогическим коллективом образовательного учреждения содержания...

Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная» (2012-2013) iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Назначение образовательной программы мотивированное обоснование выбора педагогическим коллективом образовательного учреждения содержания...

Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная» (2012-2013) iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения...

Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная» (2012-2013) iconПрограмма организации внеурочной деятельности в рамках фгос в мбоу...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «чаганская средняя общеобразовательная школа»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную