Доклад Московского бюро по правам человека






Скачать 451.12 Kb.
НазваниеДоклад Московского бюро по правам человека
страница1/10
Дата публикации24.07.2015
Размер451.12 Kb.
ТипДоклад
e.120-bal.ru > Водные виды спорта > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Зарубежный опыт противодействия коррупции

(Доклад Московского бюро по правам человека)

Содержание

Значимость зарубежного опыта противодействия коррупции 2

Важнейшие принципы противодействия коррупции 4

Публичность органов власти 4

Подконтрольность органов власти обществу 5

Реальное обеспечение прав и защиты частной собственности 5

Неотвратимость наказаний за совершение коррупционных действий 5

Презумпция виновности чиновников в коррупции 6

Необходимость защиты свидетелей в уголовных и гражданских судебных разбирательствах против коррупционеров 6

Необходимость профилактики совершения коррупционных действий 8

Другие принципы противодействия коррупции 8

Нормы международного законодательства как результаты интеграции мирового опыта противодействия коррупции 8

Необходимость принятия Россией статьи 20 Конвенции ООН против коррупции 9

Понимание коррупции, принятое в Европейском Союзе 10

Рекомендации ГРЕКО для России 11

Конфискация “in rem” при публичности и общественном контроле 12

Нормы законодательства необходимо применять в комплексе с другими мерами противодействия коррупции 14

Зарубежный опыт, который может быть полезен в России 14

Швеция 14

Сингапур 15

Южная Корея 16

Китай 17

Гонконг 22

США 24

Заключение 26



Значимость зарубежного опыта противодействия коррупции


В современной России коррупция стала массовым явлением на всех уровнях государственного и муниципального управления, в частном бизнесе, в некоммерческой и общественной деятельности, а также в быту большинства российских граждан. Более того, в нашей стране коррупция уже давно стала составной частью практик в политике, экономике, общественной и частной жизни, а потому воспринимается, как своеобразная норма осуществления взаимодействий и как совокупность реальных способов решений самых разнообразных проблем в этих сферах. На уровне публичных высказываний должностных лиц разного уровня государственного и муниципального управления, частного бизнеса и общественной деятельности коррупция представляется отклонением в поведении. Большинство респондентов социологических исследований отвечают примерно также на соответствующие вопросы анкет. Но это отношение к коррупции относится большинством и должностных лиц, и бизнесменов, и граждан к другим, но не к ним самим. Исследования показывают, что, попадая в ситуации, когда с помощью взяток или иных коррупционных действий должностные лица, бизнесмены и граждане могут решить свои проблемы, многие из них так и поступают, т.е. используют коррупцию для решений своих проблем, проблем своих семей или корпораций частного бизнеса.

Взятки, коммерческие подкупы, откаты и другие коррупционные действия частного бизнеса в отношении должностных лиц государственной и муниципальной служб стали настолько массовым явлением, что для многих категорий государственных и муниципальных служащих стали существенными источниками доходов, естественно, нелегальных. В современной России сформировались сети постоянных неформальных и нелегальных взаимодействий должностных лиц и бизнесменов, связанных взаимными обязательствами. Эти сети взаимодействий формируются между государственными и муниципальными служащими по вертикали управления в одном органе власти, а также по горизонтали на различных уровнях управления между органами разных ветвей власти и частным бизнесом. Особенность текущего периода развития России в том, что через такие сети неформальных и нелегальных взаимодействий, а не через нормативные контрактные отношения между различными органами власти, включая суды и правоохранительные органы, между органами власти и частным бизнесом, проходит значительно большая доля валового национального продукта (ВНП), чем в развитых государствах мира.

Вследствие участия в деятельности таких сетей неформальных и нелегальных взаимодействий, а не только вследствие взяточничества, реальные доходы, а особенно расходы многих государственных и муниципальных служащих, принимающих участие в принятии решений, значительно превышают их легальные доходы. Более того, для высокопоставленных российских государственных и муниципальных служащих, их теневые доходы, получаемые от таких сетей, стали основной частью их реальных располагаемых доходов. Даже относительно честные чиновники, не берущие взяток ни за какие услуги, через сети неформальных и нелегальных взаимодействий получают настолько значительные доли своих доходов, что не смогут существовать вне этих сетей и, соответственно, противостоять реализации их корпоративных интересов. В результате государственные и муниципальные служащие в своей работе руководствуются своими обязательствами перед сетями неформальных и нелегальных взаимодействий не меньше, чем интересами государства и местных сообществ. В этом основная причина неэффективности государственного и муниципального управления, работы правоохранительных органов и судов, и эта неэффективность постоянно прогрессирует. При этом взяточничество перестало быть основной формой коррупции в России, поскольку оно уголовно наказуемо и намного менее эффективно, чем получение нелегальных доходов через участие в сетях неформальных и нелегальных взаимодействий.

Эти сети стали настолько развитыми, что увольнение даже высокопоставленных государственных или муниципальных служащих, даже сопровождающееся полной сменой всех их подчинённых, вряд ли приведёт к снижению уровня коррупции в соответствующих сферах деятельности. С высокой вероятностью новые должностные лица установят неформальные и нелегальные взаимодействия с оставшимися участниками этих сетей и продолжат осуществлять коррупционные действия, возможно, уже несколько иными способами. В результате в современной России не осталось никаких органов власти, которые были бы настолько свободны от коррупции, чтобы с их помощью можно было существенно снизить уровень коррупции в системах государственного и муниципального управления, в частности, в их взаимодействиях с частными бизнесами, некоммерческими и общественными организациями и гражданами.

Мировой опыт показывает, что полностью избавиться от коррупции не удаётся ни в одной стране, но существенно снизить его вполне возможно. Во многих развитых и развивающихся странах мира уровень коррупции был сравним с нынешним российским и даже превышал его, но им удавалось и снизить уровень коррупции, и добиться того, чтобы явления коррупции не становились непреодолимым препятствием для модернизации этих стран, развития их экономик и социумов. Можно надеяться, что существующий сейчас довольно высокий уровень распространённости коррупции в нашей стране не означает невозможности эффективного противодействия этому социальному явлению с целью снижения его уровня до приемлемого. Каким должен быть этот приемлемый уровень коррупции – необходимо устанавливать в широких общественных дискуссиях, потому что это должен быть осознанный выбор подавляющего большинства российских граждан. И, если такой выбор будет в пользу активного и эффективного противодействия коррупции, то можно будет использовать зарубежный опыт, полученный в ходе решений аналогичных задач в тех или иных странах мира.

Использование зарубежного опыта в нашей стране не может производиться с помощью простого копирования тех или иных мер государственного или муниципального управления, ассоциаций частного бизнеса или общественных организаций, которые показали свою эффективность в других странах. Коррупция постоянно адаптируется к изменению политических, экономических и социальных условий деятельности, имеет национальные особенности и стереотипы восприятия. Поэтому те меры, которые несколько лет назад, а тем более, несколько десятилетий назад были эффективны в других странах мира, вряд ли будут эффективны в современной России. Эти меры всегда необходимо будет адаптировать для применения в нашей стране, приспособления к российской специфике. Кроме того, для реального снижения уровня коррупции в силу её широкого распространения в нашей стране, необходимо будет применять не одну какую-то антикоррупционную меру, а всю систему мер и условий, обеспечивающих эффективность противодействия коррупции.

Анализ зарубежного опыта противодействия коррупции по этим причинам может помочь не столько выбрать из мирового опыта набор антикоррупционных мер, сколько понять, во-первых, что коррупции можно противодействовать и в более сложных условиях, чем в сложившихся в современной России. Во-вторых, что существуют проверенные опытом, как принципы и методы эффективного противодействия коррупции, так и показатели, позволяющих обоснованно судить об уровне эффективности применяемых антикоррупционных мер.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Московского бюро по правам человека iconЕлена Бурлина, доктор философии (Дюссельдорф, Германия) специально...
Елена Бурлина, доктор философии (Дюссельдорф, Германия) – специально для Московского бюро по правам человека

Доклад Московского бюро по правам человека iconДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине
Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Областного закона от 14 июня 1996 года №22-оз «Об Уполномоченном...

Доклад Московского бюро по правам человека iconДокла д уполномоченного по правам человека
В соответствии со статьей 16 Закона Республики Карелия от 12. 11. 2007 г. №1132 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике...

Доклад Московского бюро по правам человека iconДоклад Уполномоченного по правам человека Ханты-Мансийского автономного...
Доклад Уполномоченного по правам человека Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Александра Леонидовича Сидорова Создание условий...

Доклад Московского бюро по правам человека iconРеспублике Татарстан Экспертный совет при Уполномоченном по правам...
Целью конференции является обсуждение положения с правами человека в мире, России, Татарстане, эффективного опыта решения проблем...

Доклад Московского бюро по правам человека iconОтчет миссии по оценке потребностей обсе/бдипч 23-27 апреля 2012
Бюро обсе по демократическим институтам и правам человека (обсе/бдипч) провело миссию по оценке потребностей (моп) с 23 по 27 апреля....

Доклад Московского бюро по правам человека iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской...
Охватывают широкий спектр правозащитной тематики: страхование осуждённых как способ защиты их прав и законных интересов; реформа...

Доклад Московского бюро по правам человека iconВыступление Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан...
Выступление Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан Рима Каюмова на заседании Государственного Собрания — Курултая...

Доклад Московского бюро по правам человека iconДоклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в республике татарстан в 2007 году
Этот доклад будет способствовать содействию усиления гарантий государственной защиты прав и свобод человека, привлечению пристального...

Доклад Московского бюро по правам человека iconОбразовательный стандарт основного общего образования по истории
Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную