Задачи производства: Что производить? Как производить?






Скачать 375.34 Kb.
НазваниеЗадачи производства: Что производить? Как производить?
страница1/4
Дата публикации28.01.2015
Размер375.34 Kb.
ТипЛекция
e.120-bal.ru > Водные виды спорта > Лекция
  1   2   3   4
Лекция №1

Введение в дисциплину

Основные понятия, положения, категории

Экономика – способ выживания.

Задачи производства:

  1. Что производить?

  2. Как производить?

  3. Для кого производить?

Решением задач производства и управления занимается менеджмент, а решением задач распределения – маркетинг.

Распределение:

  • Директивное,

  • Рыночное.

Вся человеческая деятельность – хозяйствование.

Экономическое хозяйствование отличается от натурального ведением товарно-обменных процедур (купли-продажи).

  1. Производить надо то, что пользуется спросом.

  2. Производить надо для того, кто в этом нуждается.

  3. Производить надо оптимальным способом.

Распределение должно быть справедливым.

Производство и потребление в зависимости от эпохи меняет свою доминанту для облегчения изучения человеческого хозяйствования.

Время хозяйствования разделено на периоды.

Существуют различные периодизации (более 100).

Наиболее известная и наиболее конфликтная – это периодизация Маркса (пятичленка):

  • Первобытнообщинный строй,

  • Рабовладельческий строй,

  • Феодальный строй,

  • Капиталистический строй,

  • Коммунистический строй.

На данный момент наиболее удобно использовать трехчленную периодизацию Осипова:

- премодерн (доиндустрильный период),

- модерн (индустриальный период),

- постмодерн (постиндустриальный период).

(Когнитивная экономика).

Основные факторы производства:

  • Земля (планета, территории, сельскохозяйственные угодья, недра, биосфера, атмосфера, гидросфера, продукты природного хозяйства (минералы, ископаемые, углеводородное сырье, растительность, животный мир), крупные объекты человеческого хозяйства -дороги, здания, дамбы, сооружения, плотины);

  • Труд (все виды труда: умственный, физический, духовный);

  • Капитал (деньги, денежный эквивалент, объекты собственности, имеющие денежные выражения).

Фактор «земля» является первородным фактором.

Человек также является частью природы и относится к фактору «земля»; но человек преобразует природу под свои нужды, создавая новую природу, которая имеет денежное исчисление и участвует в товарообменных процедурах, т.е. приобретает форму «капитала».

k:\экономика\схема к лекции №1.jpg

Лекция №2.

Основные понятия экономики

Экономика позитивна только в том случае, если она ориентирована на прогрессивное развитие общества.

Экономика - это непрерывное действо человеческой цивилизации, которое может находиться в 3ех состояниях:
- развитие;

-равновесие;

-стагнация.

В экономике принимают участие все дееспособные члены сообщества, которых принято обозначать как «экономические агенты»:

  1. Экономические агенты пассивные - все, участвующие в потреблении произведенного продукта.

  2. Экономические агенты активные – все, участвующие в производстве товарного продукта.

  3. Экономические агенты коммуникационные – все, участвующие в распределении (транспортировке товарного продукта).

  4. Экономические агенты управления – все, организующие процессы производства и распределения товарного продукта.

  5. Экономические агенты власти – все, участвующие в социальных и политических процессах управления экономическим хозяйством.

В экономике как в дисциплине принято выделять следующие категории:

Мировое хозяйство – мировая экономика.
Национальное хозяйство - национальная экономика.

Мировая экономика подразделяется на макроэкономику, внутри которой рассматривается микроэкономика.

Мировое хозяйство – это совокупность разноуровневых национальных хозяйств.

Национальное хозяйство – это государство, действующее внутри государственного пространства и национального правового поля.

Мировая экономика нацелена на координацию процессов, происходящих в мировом хозяйстве.

Макроэкономика координирует отношения между национальными хозяйствами.

Микроэкономика регулирует отношения внутри национальных хозяйств.

Практическая экономика рассматривает взаимоотношения конкретных экономических форм - экономических хозяйств.

Каждая из указанных экономик базируется на собственных правовых и нормативных документах.

Мировое хозяйство (см. схему 2) подразделяется на национальное хозяйство. k:\экономика\схема к лекции №2.jpg

Каждое национальное хозяйство состоит из фирменных хозяйств.

Каждое фирменное хозяйство базируется на домовом хозяйстве.

Каждое домовое хозяйство состоит из личных (или индивидуальных) хозяйств.

(Ремарка: устойчивое или самодостаточное национальное хозяйство формируется только из устойчивых домашних хозяйств).

Когда мы говорим об экономике конкретного хозяйства – мы подразумеваем способ выживания именно этого хозяйства.

Экономическая наука

Человеческое хозяйство – это совокупность всех действий по организации своего быта.

Экономическое хозяйство – это хозяйствование с присутствием товарообменных процедур.

Экономический передел – это передел прав собственности на товар, т. е. купля-продажа.

Экономическая наука занимается исследованием экономических процессов в различных экономических формах.

Глобальная экономическая форма – мировая экономика.

Национальная экономическая форма – национальная экономика

и т. д.

Способность хозяйства выживать определяет экономическая база, исследуемой формы.

Экономическая база – это совокупность основных факторов производства, производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы определяют уровень индустриализации хозяйства.

Производственные отношения определяют уровень социальной зрелости хозяйства.

(Синергия — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующихся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы, 2+2=5)

Экономическая наука широко пользуется достижениями естественных наук: математики, кибернетики, физики. Поскольку развитие общества и экономических отношений зависит от научно-технического прогресса (НТП) (развивающегося скачками после очередной НТР), то само развитие всегда циклично. Циклы обусловлены различными факторами (технологическими, демографическими, интеллектуальными и т.д.).

«ТРИЗ и ТРТЛ» Генрих Альтшуллер (ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач, ТРТЛ –Теория Развития Творческой Личности),
«Мозг фирмы» Стаффорд Бир.


Задачи экономики

Экономика текущего периода развивается в основном в директивном и рыночном направлении. В практике в чистом виде не существует только рыночной и только директивной экономики. Обычно используются комбинации, которые позволяют определять рыночные или директивные тенденции.

Директивная экономика более социальна; рыночная - более эффективна (в части производства благ).

Раньше основным примером директивной экономики был СССР. В настоящий момент остались локальные образования (кубок Арея). Китай представляется как гибрид социализма и капитализма. На современном этапе экономика укрупняется и все более значимые положения занимают ТНК – транснациональные корпорации. Бюджет крупнейших ТНК соизмерим с бюджетом развитых индустриальных государств.

Основные вопросы экономики:

Современная экономика решает 2 основных вопроса:

  1. Как удовлетворить максимально и стремительно возрастающие потребности?

  2. Как обеспечить эти потребности ресурсами (убывающими)?

Лекция №3

«Основной благостностью государства является семья».

Основные экономические учения и школы

Основными факторами производства являются земля, труд, капитал.

Все экономические представления определяются отношением к этим факторам в рамках собственности, т.е. прав собственности на эти факторы.

По мере развития способа производства развивались производственные отношения, которые, более чем способ производства, зависят от экономических теорий и школ.

Экономика – это способ эффективной организации технологии производства и распределения (способ выживания).

Экономика базируется на эмпирике (то, что основано на практической деятельности), и поэтому все экономические теории начинаются с набора статистики по практической деятельности и по следующей ее обработке.

Экономика как категория знаний существует давно (около 6 тысяч лет), однако в настоящий период – эпоху христианских технологий, экономика в России изучается преимущественно по европейскому опыту.

Меркантилизм

Современная экономика рассматривается с меркантилизмом. Понятие меркантилизм в оборот ввел А. Смит.

Меркантилизм – это система экономических взглядов широко распространенных в Европе в пятнадцатом-семнадцатом веках.

Меркантилизм – это система экономических взглядов, которая была широко распространена в Европе во втором тысячелетии нашей эры и дошла до нас в публикациях английских, итальянских и французских авторов XVI - XVII веков. И хотя меркантилизм был распространен и в других странах, нам он знаком больше по работам англичан Вильяма Стаффорда (1554-1612), француза Антуана Монкретьена (1575-1622), шотландца Джона Лоу (1677-1729), итальянцев Гаспара Скаруффи (1519-1584), Антонио Джевонези (1712-1769) и некоторых других экономистов. Именно благодаря этим учёным меркантилистские воззрения приобрели завершенные очертания.

Меркантилизм - это экономическая теория, которая ставит своей главной целью развитие государства за счет внешней торговли, а не за счет грабежа и разбоя, как было раннее. Меркантилизм декларирует свободу обращения товаров и накопление капитала внутри страны, именно в меркантилизме сформировалось современное представление о деньгах как главном компоненте материального благополучия и богатства.

На европейской территории меркантилизм стал экономическим обоснованием необходимости создания национальных государств на принципах абсолютизма, т.е. люди, проживающие на территории того или иного государства, стали рассматриваться как нация или народ.

Меркантилизм ввел оценку стоимости товаров и расчет золотом и серебром.

Меркантилизм рассматривал результат внешней торговли в зависимости от отношения ввоза и вывоза товара, т.е. активный или пассивный товарооборот.

Именно меркантилизм стал рассматривать правителя как верховного управляющего, который обязан проводить экономическую политику, ведущую к обогащению народа.

Формула:

Народ живет богато.

Король чувствует себя прекрасно.

Государство укрепляется.

Именно в этот период была введена европейская норма свержения неугодного короля.

Показателем эффективной государственной политики и мудрости правителя становится активный торговый баланс, т.е. превышение экспорта над импортом и приток золота в страну.

Ранний меркантилизм возник в эпоху великих географических открытий и его центральной идеей был денежный баланс: чем больше денег ввезено, тем лучше для государства.

Поздний меркантилизм поставил в основу идеологии торговый баланс, сформировалось мировоззрение, что государство становится богаче, если растет разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров. Достигалось это поощрением вывоза готовой продукции, жестким запретом вывоза сырья и предметов роскоши – ювелирных и архитектурных изделий. Стимулировалась посредническая торговля.

Лозунг:

Дешево купить - дорого продать.

Меркантилизм поощрял государственные субсидии на развитие экспортно-ориентированных товаров, в особенности замещающих импорт.

Меркантилизм дал толчок к развитию ремесел, выпустил в свет бумажные деньги, которые быстро обесценились, и экономисты стали искать иные пути укрепления материального производства, сформировался физиократизм.

(ФИЗИОКРАТИЗМ - философское учение, признающее природу высшей действующей причиной)

Физиократизм был реакцией французских экономистов на ошибки меркантилистической политики.

Основателем физиократизма стал Франсуа Кенэ (1694-1774).

Последователи: Виктор де Мирабо (1715-1789), Дюпон Неймур (1739-1817), Жак Тюрго (1727-1781).
Самым результативным последователем физиократизма стал Жак Тюрго.

(Тюрго снял налогообложение с производительного класса, обложил налогом бесплодный класс)

Физиократы считали богатством земли не деньги, а плоды; сельскохозяйственное производство, а не торговлю и промышленность.

В представлениях физиократов богатство нации прирастало в том случае, если поддерживался баланс между продукцией сельского хозяйства и используемой для этого продукции промышленности.

Кенэ разработал экономические таблицы, в которых разделил общество на 3 класса:

  1. Производительный класс земледельцев.

  2. Класс земельных собственников.

  3. Бесплодный класс (все незанятые в сельском хозяйстве).

Все эти классы взаимодействуют между собой через товарно-денежный обмен, т.е. купли- продажу, распределяя и перераспределяя «чистый продукт» и создавая необходимые предпосылки для воспроизводства.

Карл Маркс относил к физиократам первых политэкономов.

Физиократы представляли экономическое хозяйство как цепочку взаимосвязанных технологий:

  1. Фермеры-земледельцы арендуют за деньги у земельных собственников землю и выращивают на земле урожай.

  2. Собственники покупают продукцию у земледельцев и промышленную продукцию у ремесленников, в результате чего часть денег , полученных за аренду земли переходит (возвращается) к земледельцам и ремесленникам.

  3. Фермеры закупают сельскохозяйственные товары у промышленников.

  4. Промышленники закупают сельскохозяйственные товары у фермеров.

В итоге к фермерам возвращаются в расширенном варианте денежные средства для аренды земли, хозяйственные процессы; а все остальные лица в этой цепочке получают необходимы е продукты питания.

Именно эта идея позволила строить модели развития экономического хозяйства, причем Кенэ впервые предложил просчитанную модель развития экономического общества (организменную). Кенэ рассматривал экономическое общество как единый организм, который обслуживают все участники хозяйственных процессов.

Физиократизм развивал теорию невмешательства государства в естественный ход экономического развития. Кене считал, что государство должно устанавливать законы соответствующие законам природы.

Классическая политическая экономия

Физиократизм как действующая теория просуществовал недолго и в 80м году 18 века с уходом с поста Жака Тюрго практически снивелировался, уступив место классической школе.

Классическая школа зародилась в 17ом веке и достигла своего пика к концу 19го.

Главной заслугой классиков считается то, что они поставили в центр экономических исследований труд как созидательную силу. И обозначили стоимость как воплощение ценности, предложив Трудовую Теорию Стоимости (разработчик Смит, последователь и главный популяризатор - Карл Маркс).

Классическая школа заложила идеи свободы – либерализма в экономике.

Родоначальником классической школы экономики обычно называется А. Смит, который упорядочил раннее высказанные представления Уильяма Петти. Томас Мальтус, Давид Рикардо, Джон Стюард Милль внесли вклад в развитие классической школы и также относятся к «отцам основателям».
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи производства: Что производить? Как производить? iconЭкономическая система
Основными проблемами любой экономической системы, функционирующей в рамках ограниченности ресурсов и возрастающих потребностей,...

Задачи производства: Что производить? Как производить? iconКонспект лекций Для направления/ профиля подготовки
Каждое общество, равно как и каждый человек, должно постоянно отвечать на три основных вопроса: что производить, как производить...

Задачи производства: Что производить? Как производить? iconКурс лекций по экономике для студентов неэкономических специальностей...
Экономическая история и современная хозяйст­венная практика свидетельствуют, что экономическим агентам посто­янно приходится решать...

Задачи производства: Что производить? Как производить? icon1. Фундаментальными вопросами экономики являются следующие: а кто...
Что из нижеперечисленного не относится к характерным признакам смешанной экономики

Задачи производства: Что производить? Как производить? iconЭкономическая система решает основные вопросы: что производить
Товарное производство способ организации экономической жизни общества, при котором люди специализируются в определенных видах деятельности,...

Задачи производства: Что производить? Как производить? icon1. что такое аутсорсинг аутсорсинг – нечто большее, чем просто закупки
«производить или закупать» и решили в пользу того, чтобы «закупать». И вместо того, чтобы производить самим, Вы находите нужного...

Задачи производства: Что производить? Как производить? iconПроизводство требует ответа на вопросы: что производить?
Экономика- область общественных отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления результатов человеческой деятельности,...

Задачи производства: Что производить? Как производить? iconКаждая экономическая система должна ответить на следующие вопросы: Что производить?
Экономика — Сфера общественного производства, связанная с производством, перераспределением, обменом(перераспределением), потреблением...

Задачи производства: Что производить? Как производить? iconГлавные вопросы экономики
Что и в каком количестве производить, то есть, какие товары и слуги должны быть предложены потребителям?

Задачи производства: Что производить? Как производить? icon1. Предмет общей экономической теории
В третьих, экономика это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. В иных...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную