Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах» паспорт






НазваниеФедеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах» паспорт
страница1/25
Дата публикации21.06.2015
Размер3.94 Mb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Водные виды спорта > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Российской Федерации

от _________ 2011 г. № _______
Федеральная целевая программа

«Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации

в 2012– 2020 годах»
ПАСПОРТ

федеральной целевой программы

«Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации

в 2012– 2020 годах»

Наименование Программы

федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012– 2020 годах»

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 г. N 1316-р

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Государственные заказчики Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по рыболовству

Основные разработчики Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Цели Программы

Основными целями Программы являются:

гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации;

сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод

Задачи Программы

ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов в вододефицитных регионах Российской Федерации;

повышение рациональности использования водных ресурсов;

сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты;

восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;

повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию;

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты;

развитие и модернизация государственной системы мониторинга водных объектов

Основные целевые индикаторы и показатели Программы

численность проживающего в районах возникновения локальных вододефицитов населения, надежность обеспечения водными ресурсами которого повышена – 6,3 млн. человек в период с 2012 по 2020 год;

сокращение доли загрязненных сточных вод в общем объеме сброса в поверхностные водные объекты сточных вод, подлежащих очистке с 88,6% в 2012 году до 45,2% к 2020 году;

увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, от общего количества населения, проживающего на таких территориях с 68,3% в 2012 году до 85% к 2020 году;

увеличение доли гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние с 17,6% в 2012 году до 97,1% к 2020 году;

увеличение доли модернизированных и новых гидрологических постов и лабораторий, входящих в состав государственной наблюдательной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в общей потребности в указанных постах и лабораториях с 7% в 2012 году до 85% к 2020 году

Срок реализации Программы

2012–2020 годы

Объем и источники финансирования Программы

Объем финансирования Программы в 2012– 2020 годах за счет всех источников составит 523,0 млрд. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета – 291,7 млрд. рублей,

за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 108,1 млрд. рублей

за счет средств из внебюджетных источников – 123,2 млрд. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

Количество вновь созданных водохранилищ и реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения – 72 ед.

протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления – 1,7 тыс. км

строительство и реконструкция и объектов по очистке сточных вод и водосбережения - 225 ед.

восстановление и экологическая реабилитация водных объектов – 4,3 тыс. км

количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние – 2,4 тыс. ед.

количество модернизированных и вновь открытых гидрологических постов и лабораторий, входящих в состав государственной наблюдательной сети – 3,6 тыс. ед.

обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения, развитие сферы услуг в области водного туризма и рекреации за счет значительного сокращения уровня негативного антропогенного воздействия на водные объекты, повышения качества водных ресурсов, обеспечения комфортной среды обитания водных биологических ресурсов и сохранения видового биоразнообразия;

рост объемов производства российских предприятий машиностроения на 30-40 млрд. рублей, строительной отрасли на 100-110 млрд. руб. за счет увеличения природоохранной инвестиционной активности в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве;

повышение энергоэффективности российской экономики за счет сокращения водоемкости производства и снижения непроизводительных потерь водных ресурсов (экономия затрат на электроэнергию, потребляемую для доставки водных ресурсов до конечного потребителя, до 15-20 млрд. рублей в год);

повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод в результате реализации комплексных мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню, обеспечения населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты, повышения качества гидрологических прогнозов (сокращение уровня вероятного ущерба от негативного воздействия вод 960 млрд. руб.)

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Российская Федерация принадлежит к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами стран мира. На территории страны в реках, озерах, болотах, ледниках и снежниках, а также в подземных водных объектах сосредоточено более 20 процентов мировых запасов пресных вод.

В целом по стране обеспеченность водными ресурсами составляет 30,2 тыс. куб. м на человека в год, что значительно превышает установленный ООН критический минимум, необходимый для удовлетворения потребностей, - 1,7 тыс. куб. м, однако территория Российской Федерации характеризуется значительной неравномерностью их распределения. На освоенные районы европейской части страны, где сосредоточено более 70 процентов населения и производственного потенциала, приходится не более 10 процентов водных ресурсов.

В маловодные годы возникают локальные дефициты водных ресурсов для обеспечения нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Республике Калмыкия, Белгородской и Курской областях, Ставропольском крае, отдельных районах Южного Урала и юга Сибири, а также для обеспечения сельскохозяйственных и рыбохозяйственных нужд на территориях Саратовской и Астраханской областей, в отдельных частях Волгоградской и Оренбургской областей, а также на Северном Кавказе.

В экономике Российской Федерации ежегодно используется порядка 60 куб. км воды. Одной из характерных проблем является недостаточная рациональность использования водных ресурсов. Так, водоемкость внутреннего валового продукта Российской Федерации значительно превышает аналогичные показатели экономик таких развитых стран, как Германия, Франция, США и Канада. Высоким уровнем водоемкости характеризуется экономика страны в целом и отдельные отрасли промышленности и сельского хозяйства.

Основными факторами, оказывающими негативное влияние на уровень рациональности использования водных ресурсов, являются применение устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, а также высокий уровень потерь воды при транспортировке.

Объем потерь воды при транспортировке в Российской Федерации ежегодно составляет 7,5 куб. км. Более 90 процентов общего объема потерь приходится на жилищно-коммунальное и сельское хозяйство.

В числе основных причин высоких потерь воды можно выделить низкий технический уровень и значительную степень износа распределительных водоподающих сетей, мелиоративных систем и гидротехнических сооружений (50 - 60 процентов).

В масштабах страны затраты на электроэнергию, потребляемую в

процессе транспортировки воды до конечного потребителя, исчисляются

десятками миллиардов рублей. Вследствие высоких потерь воды, которые

в жилищно-коммунальной сфере и сельском хозяйстве достигают 30 - 40 процентов, энергетические ресурсы используются неэффективно, что является одним из сдерживающих факторов на пути достижения поставленных целей по повышению энергоэффективности российской экономики.

Проблемой, требующей особого внимания, является сохраняющийся высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты. В водные объекты Российской Федерации сбрасывается 52,1 куб. км в год сточных вод, из которых около 20 куб. км подлежат очистке.

Более 70 процентов сточных вод, подлежащих очистке (13,7 куб. км), сбрасываются недостаточно очищенными, почти 20 процентов (3,7 куб. км) - загрязненными без очистки и только 10 процентов (1,9 куб. км) - очищенными до установленных нормативов.

Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Российской Федерации ежегодно поступает около 10-11 млн. тонн загрязняющих веществ.

Свыше 60 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод в Российской Федерации составляют сточные воды, сбрасываемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод и прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков городских промышленных предприятий.

Более 25 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод приходится на долю промышленных предприятий. Основными источниками загрязнения водных объектов являются предприятия, осуществляющие целлюлозно-бумажное, химическое, металлургическое производство, полиграфическую деятельность, производство кокса, нефтепродуктов, добычу металлических руд, а также предприятия угольной промышленности.

Общая площадь паводкоопасных районов на территории Российской Федерации достигает 400 тыс. кв. км, из которых ежегодно затапливаются до 50 тыс. кв. км. Затоплению подвержены отдельные территории 746 городов, в том числе более 40 крупных, тысячи населенных пунктов с населением около 4,6 млн. человек, хозяйственные объекты и более 7 млн. га сельскохозяйственных угодий.

Паводкоопасными районами являются Приморский и Хабаровский края, Сахалинская и Амурская области, Забайкалье, Средний и Южный Урал, низовья р. Волги, Северный Кавказ, Краснодарский край, а также Западная и Восточная Сибирь.

Серьезной проблемой является абразия берегов водохранилищ. В зонах опасного разрушения берегов в России находятся 450 населенных пунктов. Основными последствиями разрушения берегов являются выведение из землепользования значительных площадей сельскохозяйственных и лесных угодий, а также развитие оползневой опасности на застроенных территориях.

Одним из наиболее распространенных проявлений негативного воздействия вод в Российской Федерации, характеризующихся значительным масштабом наносимого ущерба, является подтопление селитебных территорий и массивов земель сельскохозяйственного освоения.

Особого внимания требует решение проблем в низовьях р. Волги и

бассейне р. Амура.

Одной из наиболее важных водохозяйственных задач на Нижней Волге является создание оптимального гидрологического режима ниже Волгоградского гидроузла, прежде всего в Волго-Ахтубинской пойме и дельте р. Волги.

Не менее важной задачей является создание и поддержание условий обводнения западных подстепных ильменей.

В зоне устьевого взморья р. Волги необходимо создание оптимальных условий для прохода на нерест и обратно осетровых рыб, выращивания их мальков в зоне мелководья, а также поддержание судоходных глубин на Волго-Каспийском канале и необходимых глубин на рыбоводных каналах.

Необходимы также защита застроенных берегов р. Волги от размыва и затопления, восстановление малых водотоков, поддержание судоходных глубин на отдельных участках коренного русла р. Волги, а также защита отдельных территорий от подтопления.

В целом в низовьях р. Волги требуется системное переустройство водохозяйственного комплекса для оптимизации использования водных ресурсов в целях водоснабжения населения, сельскохозяйственного производства, рыбного хозяйства, сокращения холостых сбросов и потерь выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях Волжско-Камского каскада, а также сохранения уникальной экосистемы Волго-Ахтубинской поймы и дельты р. Волги. Сложная водохозяйственная ситуация складывается также на реках бассейна р. Амура, который традиционно относится к одним из наиболее паводкоопасных районов в России. Среди наиболее существенных факторов, влияющих на экологическое состояние рыбохозяйственных водных объектов бассейна, являются сточные воды промышленных, жилищно-коммунальных и сельскохозяйственных объектов. Ухудшение качества воды в р. Амуре обусловливает снижение рыбохозяйственного и рекреационного потенциалов.
Размыв берегов на реках бассейна р. Амура (Аргунь, Амур и Уссури) увеличивает неустойчивость русла и ведет к интенсивному проявлению русловых деформаций. Активизация таких процессов значительно повышает риски для освоенных территорий и требует адекватных мер инженерной защиты.

Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р необходимо обеспечить:

создание условий развития человеческого потенциала России посредством улучшения качества окружающей среды и повышения экологической безопасности, а также обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

закрепление и расширение конкурентных преимуществ России в таких сферах, как энергетика, транспорт, аграрный сектор и переработка природных ресурсов путем вовлечения в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов при обязательном соблюдении природоохранных требований.

В соответствии с положениями Водной стратегии Российской Федерации основными задачами, определяющими направления развития водохозяйственного комплекса, являются:

повышение рациональности использования водных ресурсов за счет

сокращения потерь воды в системах жилищно-коммунального хозяйства и

агропромышленного комплекса, снижение удельного объема водопотребления в технологических процессах промышленных предприятий и внедрение водосберегающих технологий, в том числе посредством применения прогрессивной шкалы платы за сверхнормативное изъятие водных ресурсов и полного обеспечения указанных систем приборами инструментального учета воды;

ликвидация локальных вододефицитов в ряде регионов за счет строительства и реконструкции гидроузлов водохранилищ для создания дополнительных регулирующих мощностей и увеличения их водоотдачи, а также за счет увеличения объемов использования водных ресурсов из подземных источников;

сохранение и восстановление водных объектов на основе снижения антропогенной нагрузки на них (в том числе путем строительства и модернизации очистных сооружений, применения прогрессивной шкалы платы за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ), а также за счет экологической реабилитации водных объектов;

предотвращение негативного воздействия вод и снижение ущербов от наводнений, в том числе путем регулирования режимов использования паводкоопасных территорий, расширения полномочий субъектов Российской Федерации в части проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, а также путем обеспечения высокого уровня безопасности и сокращения количества бесхозяйных гидротехнических сооружений;

совершенствование системы государственного управления на основе реализации бассейнового принципа управления в сфере водных отношений (бассейновых советов) и закрепления за органами местного самоуправления полномочий по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности (преимущественно малые реки) и расположенных на территориях муниципальных образований;

развитие системы государственного мониторинга водных объектов посредством расширения государственной наблюдательной сети, модернизации приборной и лабораторной базы, методов прогнозирования, автоматизации процессов сбора, обработки и передачи информации;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение экспериментальных проектов, обеспечивающих отработку современных методик, механизмов нормативно-правового, технического, технологического и информационного обеспечения развития водохозяйственного комплекса;

кадровое обеспечение водохозяйственного комплекса на основе совершенствования системы управления подготовкой кадров, переоснащения учебно-лабораторной базы образовательных учреждений, формирования новых направлений и специальностей, разработки и внедрения новых образовательных стандартов и программ обучения, соответствующих потребностям развития водного хозяйства, а также на основе создания системы стимулов для привлечения и закрепления в отрасли специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;

просвещение и воспитание населения по проблемам использования и охраны водных объектов посредством реализации комплекса информационно-коммуникационных мероприятий и пропаганды с использованием доступных и распространенных технологий по связям с общественностью и развития многостороннего диалога всех заинтересованных участников.

Программа предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов при соблюдении интересов всех водопользователей, охраной водных объектов, в том числе реализацией мер и внедрением механизмов, способствующих улучшению качества сточных вод, а также с предупреждением негативного воздействия вод и обеспечением безопасности гидротехнических сооружений.

Такой подход позволит объединить в систему отдельные мероприятия и добиться максимального социально-экономического эффекта, выраженного в гарантированном обеспечении потребностей экономики в водных ресурсах, сокращении уровня экологического воздействия на водные объекты, снижении заболеваемости и увеличении продолжительности жизни населения, сбалансированном развитии территорий и отраслей национальной экономики, повышении защищенности населения и территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод, а также в формировании и проведении единой государственной политики в области использования и охраны водных ресурсов и создании условий для эффективного взаимодействия всех участников водохозяйственного комплекса.

На эффективность реализации Программы могут повлиять некоторые риски, основными из которых являются риски, связанные с недофинансированием мероприятий Программы, а также риск принятия неэффективных управленческих решений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах» паспорт iconПравительство российской федерации постановление
...

Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах» паспорт iconО федеральной целевой программе
...

Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах» паспорт iconО федеральной целевой программе
...

Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах» паспорт iconО федеральной целевой программе
...

Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах» паспорт iconО принятии долгосрочной комплексной целевой программы «Развитие водохозяйственного...
Образования «Красноярский район», досрочной комплексной целевой программой «Развитие водохозяйственного комплекса Астраханской области...

Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах» паспорт iconОб утверждении региональной программы "развитие водохозяйственного...
Российской Федерации в 2012 2020 годах", постановлением Правительства области от 24. 08. 2012 n 819-п "Об утверждении Положения о...

Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах» паспорт iconОбластная целевая программа «развитие водохозяйственного комплекса...
Обеспечение защищенности населения Самарской области и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод

Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах» паспорт iconПрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса" паспорт подпрограммы "
Подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса" государственной программы Ленинградской области "Охрана окружающей среды Ленинградской...

Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах» паспорт iconПрограмма республики саха (якутия) «развитие водохозяйственного комплекса...
«развитие водохозяйственного комплекса республики саха (якутия) на 2012 2016 годы»

Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах» паспорт iconГосударственная программа самарской области «развитие водохозяйственного...
Обеспечение защищенности населения Самарской области и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную