Общественные науки удк 930






Скачать 106.47 Kb.
НазваниеОбщественные науки удк 930
Дата публикации18.04.2015
Размер106.47 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Водные виды спорта > Документы

Вестник Брянского государственного технического университета. 2014. № 1(41)


ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
УДК 930

Н.Г. Федькина, Л.И. Захарова
Роль Брянского края в техническом прогрессе страны
Рассмотрено становление промышленности в Брянском уезде начиная с XVIII века. Показана роль Брянщины и ее влияние на развитие технического прогресса в России. Оценено значение подготовки технических кадров в профессиональных заведениях Брянского региона.
Ключевые слова: Брянский уезд, промышленность, предпринимательство, профессиональное образование, технические кадры.
Нынешняя Брянская область, сложившаяся из трех уездов двух бывших губерний - Орловской и Черниговской, занимала выгодное гео­графическое положение, расположившись в бассейнах рек Десны, Болвы, Ипути, и располагала значительными лесными массивами и разнообразными полезными ископаемыми. В XVII-XIX вв. здесь добыва­лись кремень и болотная железная руда, до сих пор сохрани­лись немалые запасы строительных и формовочных глин, пе­сков, мела, руды, цементного и фосфоритного сырья, торфа и многих других природных богатств.

В XVII-XVIII вв. на базе рудных месторождений стали возникать более совершенные металлургические заведения. Так, в 1650 г. в Радогоще Комаричского района был построен первый в крае и второй в стране завод (после Тульского завода, основанного в 1632 г.) по про­изводству металла с применением механических двигателей. В XVIII в. молотовые (чугунолитейные) заводы возникли в Брян­ске, Бытоше, Любохне и других посе­лениях края [3, с. 77 - 78].

Масштабные леса препятствовали развитию земледелия, уступив место для успешного функционирования промышленного производства

Подтверждение этому можно почерпнуть из воспоминаний В. И. Немировича-Данченко: «Громадное и в высшей степени оригинальное фабрично-заводское царство» было создано там, «где убогая земля и отдаленность от промышленных центров, казалось, ничего не могли дать российскому крестьянину» [11], а земледелие не приносило выгод [14, с. 285]. Это подтверждается и архивными данными. Например, после отмены крепостного права и выделения земли крестьянам жители деревень, принадлежащих С.И. Мальцову, вынуждены были обращаться с исками о непригодности земли к крестьянским работам [5, оп. 2, д. 115, л. 6 – 7].

Велика роль Брянского края в производстве стекла. Это производство получило особенно широкое распространение. Сте­кольные заводы со второй половины XVIII в. варили и готови­ли оконное стекло, посуду, украшения, сувениры и другие из­делия. Наличие значительной производственной базы (стеколь­ного песка, древесного топлива, рабочей силы и т. п.) способ­ствовало массовому возникновению гут в крае.

Значительные успехи технического прогресса позволили поставить производство стекла на новую промышленную основу с применением механических двигателей.

В первой половине XIX в. на Брянщине появились пер­вые в России свеклосахарные заводы в деревне Верхи, а затем в Любохне. Брянщина является, таким образом, родиной са­харной промышленности в России.

Особенно быстро стал развиваться капитализм в крае пос­ле отмены крепостного права в 1861 г. Используя уже имеющуюся промышленную базу, наличие значительных запа­сов сырья, выгодное положение в окружении крупнейших про­мышленных центров страны (Москва, Петербург, Рига, Киев и др.), предприниматели основывают в крае множество разнообразных фабрик и заводов для извлечения новых прибылей. В результате этого Брянский промышленно-экономический район получает еще большее значение в отечественной экономике.

Возникает ряд новых отраслей промышленности. К числу новых крупных производств следует отнести машиностроение (Радицкий вагоностроительный и Брянский рельсопрокатный, железо­делательный и механический заводы), строительную промыш­ленность (Брянские цементный, изразцовый, кирпичный, ши­ферный, известковый и ряд других заводов), текстильную (11 суконных и чулочных фабрик в Клинцах), спичечную. Многие предприятия края отно­сились к числу крупных фабрик и заводов страны не только по количеству рабочих (от 500 до 17 тыс. человек), сумме ва­лового продукта (до 9 млн руб.), но и по техническому осна­щению. Промышленность края давала значительное количество материалов для страны. В 1879 г. Брянщина выпускала 1/5 тек­стильных изделий, 19,3 % стекла, 14,3 % спичек, 12,4 % машин для железнодорожного транс­порта [12].

Большой вклад в развитие технического прогресса внесли инженеры и рабочие чугунолитейных и стекольных заво­дов и других промышленных предприятий края.

По словам В.К. Струкалича [9], земледельческие орудия, особенно паровые молотилки и локомобили (рисунок), были не хуже иностранных. Так, сравнивая новые локомобили, произведенные на мальцовских чугунолитейных заводах, по выполнению и конструкции, расходу пара и силе с иностранными сельскохозяйственными локомобилями, распространенными на русском рынке, надо признать бесспорное превосходство их над английскими и отметить их сравнимость с лучшими германскими, которым они не уступают. На Южно-Русской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставке в городе Екатеринославле Акционерному обществу мальцовских заводов присуждена экспертным комитетом Большая золотая медаль (высшая награда) за экономичность и хорошее выполнение локомобилей [1].




а) б)

Рис. Локомобили Людиновского завода: а - одноцилиндровый локомобиль с котлом паровозного

типа; б - локомобиль компаунд с выдвижной системой труб и конденсацией
В связи с началом большого строительства железных дорог для развития отечественного рынка, развитием товарного производства прежде всего предполагалось наладить рельсопрокат.

В качестве примера рассмотрим деятельность по производству рельсов и железнодорожного транспорта, которую впервые в Брянском регионе и России начал С.И. Мальцов.

В семидесятых годах XIX в. в деятельности мальцовских заводов произошел крупный и роковой для них перелом. Главным поводом была постройка целой сети железных дорог в России - возникла необходимость во всякого рода железнодорожных принадлежностях. Правительство выразило желание, чтобы железнодорожные принадлежности по возможности изготовлялись в России. С.И. Мальцов, поддерживая отечественное производство, горячо откликнулся на этот призыв [2].

Конечно, при производстве железнодорожного транспорта необходимо было повысить качество паровозов. Так, из Департамента железных дорог в 1877 г. просили принять меры: «Правление Общества Ряжско-Маршанской железной дороги уведомляет, что прибывшие 4 товарных паровоза Мальцовского завода оказались худо собранными, так что потребовали вновь разборки. Департамент железной дороги, сообщая об этом Вашему Превосходительству, имеет честь просить принять меры, чтобы товарные паровозы были собираемы вполне удовлетворительно, изучив недостатки, которые привели Ряжско-Маршанскую дорогу к необходимости разборки новых паровозов» [6, оп. 1, д. 3, л. 13].

Но нельзя не признать заслуги С.И. Мальцова, который стремился любыми способами повысить качество произведенной на его предприятиях железнодорожной продукции.

Рассматривая заслуги С.И. Мальцова в развитии промышленности, его взгляды по различным вопросам общественной и социальной жизни, нельзя не проанализировать создание в регионе железнодорожных путей, так называемых мальцовских узкоколеек. Они имели значительное влияние на развитие социальной инфраструктуры региона. Железные дороги стали важнейшей составляющей, характеризующей социальную инфраструктуру России в целом и Брянского региона в частности.

К 1881 г. дорога связала практически все крупные предприятия и поселки Мальцовского района [15]. В результате Мальцовская железная дорога превратилась в развитую сеть дорог, связавшую между собой все предприятия, рудники, склады, пристани. Она не была первой узкоколейной железной дорогой России, как ошибочно указывают в некоторых статьях, однако именно она стала прототипом, образцом для огромного количества узкоколейных железных дорог, появившихся в конце XIX – начале XX в. в развитых промышленных районах страны, прежде всего на Урале и Алтае [8].

Следует отметить, что пример этого рельсового пути оказался выгодным, многие земства стали хлопотать о дороге такого же типа. Первым откликнулось Оболенское, и Мальцов провел там узкоколейный путь, «взяв за это свою цену и даже, как говорят, приплатившись» [10].

Мальцовская железная дорога была предназначена не только для перевозки грузов, она с успехом перевозила пассажиров. Для простых людей были пущены по ней почтово-пассажирские поезда, связавшие между собой основные населённые пункты.

Одновременно с частичным пе­реоборудованием предприятия для производства рельсов были построены новые сопутствующие заво­дики, обеспечивавшие не только заводские потребности, но и нужды работающего населения. Особенно стремительное развитие получили кирпичное, смолокуренное, ка­натное, лесопильное, писчебумажное, водочное производства. Это сразу же создало предпосылки для развития инфраструктуры, в том числе социальной.

Производственный характер созданного в 1873 г. Брянского рельсопрокатного, железоделательного завода точно соответствовал его названию. Причем порядок перечисления специализаций указывал на степень значения каждой из них.

Создание и развитие предприятия шло невероятными темпами. Год понадобился акционерам и создателям завода И. О. Губонину, В. Ф. Голубеву, В.Н. Тенишеву, чтобы получить первую рельсовую продукцию. А через два десятилетия в 16 цехах предприятия выпускалось уже несколько десятков видов самой разнообразной продукции, многие из которых не только не уступали, но и превосходили мировые образцы [16, с. 19].

Рельсовое производство, достигнув в конце 70-х годов максимума, давало до 73% дохода. Многие железные дороги снабжались рельсами Брянского завода, который превратился во второе после Путиловского металлургическое предприятие и выплавлял почти треть всей стали в Российской империи [13, с. 10].

Вагоностроение началось на предприятии в 1880 г. для заводских нужд. Массовое производство датируется 1883 г., когда акционерам удалось получить заказ на производство железнодорожных систем. Первые вагоны были предназначены для перевозки керосина. Развернув новое для России производство на современном научно-техническом уровне, завод в 1895 г. построил уже 145 четырехосных цистерн грузоподъемностью 24,6 т, каких в России никто не выпускал [4, оп.1, д. 408, л.35,42]. В 1902 г. завод выпускал в месяц до 22 паровозов и около 300 вагонов и цистерн.

Успехи производства и представительство на многих крупных выставках воспринимались не только как техническое достижение и дело рук акционеров, но и как дело заводских мастеров. Эти па­ровозы на Всемирной выставке в Париже обратили на себя внимание. Брянский завод был отмечен за боль­шие достижения в области локомотивостроения. Амери­канские промышленники использовали рациональ­ную конструкцию брянских паровозов и через три года наладили их производство на своих предприятиях.

Совер­шенствовалось качество, рос объем промышленной продукции. В конструкторском бюро шла напряженная работа. Руководству предприятия были нужны более совершенные машины, которые могли бы конкурировать с завоевавшими рынок образцами. Так, по проекту рус­ского конструктора Нольгейна на заводе разрабатыва­ются, а затем и строятся новые мощные паровозы с шестью движущимися осями и сочлененной рамой. Сила тяги их в 1,5 раза превышала возможности самых мощ­ных из существовавших в то время локомотивов.

В 1908 г. под руководством инженера Денисова был построен более совершенный паровоз серии «Б». Этот пассажирский паровоз мог развивать скорость до 120 километров в час. Он явился моделью, на базе которой проектировались и изготовлялись последующие конструкции локомотивов. Новое и передовое было всег­да свойственно коллективу завода. В его конструктор­ском бюро были созданы прогрессивные конструкции локомотивов, тем самым внесен большой вклад в отечественное паровозостроение [7, с. 49].

Брянская область богата не только изобретениями отдельных изделий. Наличие высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров, природных богатств, выгодного географического положения позволило здесь построить за многие годы ряд специализированных предприятий. К ним относятся Брянский силикатный завод, положивший начало промышленному производ­ству силикатного кирпича, Чернятинский стеколь­ный завод по производству разнообразного сигнального стекла, Ивотской стекольный завод по изготовлению стекловолокна и изоляционных изделий из него, Бытошский арматурный завод по изготовлению редукционных клапанов и др.

Для выполнения хозяйственных планов требовалось большое количество грамотных рабочих, мастеров, инженерно-технических работников.

До 1917 г. обучением заводского населения занимались руководители перечисленных промышленных предприятий, открывавшие ремесленные школы и технические училища для подготовки квалифицированных рабочих кадров, которые, пройдя необходимое обучение, продолжали трудовую деятельность на брянских заводах и фабриках.

Продолжателем подобных образовательных процессов в 20-30-е годы XX в. стало выступать государство. С целью подготовки инженерно-технических работников в нашем крае в 1930 г. открылся Бежицкий машиностроительный институт (позже Брянский институт транспортного машиностроения), в котором го­товили кадры для народного хозяйства, способ­ствовавшие новому подъему промышленных предприятий, освое­нию новых образцов паровозов, вагонов, прессованной древе­сины и многих других изделий. И на современном этапе институт, ставший Брянским государственным техническим университетом, идет в авангарде технического прогресса. Совместная работа ученых университета с инженерами заводов дает большие результаты в развитии производительных сил страны. Здесь готовятся и ныне кадры ряда уникаль­ных специальностей. Соединение науки и производства - это основа создания материально-технической базы экономического развития.

Эффективное функционирование национальной экономики без учета исторических традиций, отраженных в ментальности массового сознания и индивидуальном сознании человека, вобравших в себя социокультурный опыт прошлого, проблематично. Особое практическое значение исследование имеет для осознания необходимости возрождения социально-экономического и социокультурного развития в регионе на основе исторических предпринимательских традиций, особенно если учесть, что Брянская область и сейчас является важным промышленным регионом Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Альбом Южно-Русской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставки в городе Екатеринославле. - Екатеринославль: Издание уполномоченного Министерства торговли и промышленности Б.Л. Клеканова, 1910.

  2. Афонина, Л.И. Социальная инфраструктура в Мальцовском промышленном округе во второй половине XIX века («Америка в России»): монография / Л.И. Афонина, Ю.Т. Трифанков, В.В. Дзюбан. – Брянск: БГТУ, 2012.

  3. Волохов, В. Брянщина индустриальная / В. Волохов, С. Кизимова. – Брянск,1954.

  4. Государственный архив Брянской области (ГАБО). Ф.220.

  5. Государственный архив Калужской области (ГАКО). Ф. 30.

  6. Государственный архив Калужской области (ГАКО). Ф. 915.

  7. Ермаков, С.Ф. Из истории технического прогресса на Брянском машиностроительном заводе / С.Ф. Ермаков //Брянский краевед.- 1974.- Вып. 5.

  8. Жуков, В.В. У истоков железоделательного дела в России: С.И. Мальцов и развитие отечественных железных дорог и железнодорожного транспорта / В.В. Жуков // Страницы истории края: сб.ст. - Дятьково, 2011. - № 2.

  9. Мальцевские заводы / сост. В.К. Струкалич. - Витебск: Губернская типография, 1894.

  10. Мальцов и мальцовские заводы // КГВ. - 1882. - № 52.

  11. Немирович-Данченко, В.И. Америка в России / В.И. Немирович-Данченко // Русская мысль. - М., 1882. - Кн. XII.

  12. Список фабрик и заводов по Европейской части России.- СПб, 1987.

  13. Трифанков, Ю. Т. История производства, люди и технический прогресс / Ю. Т. Трифанков.- Брянск, 1998.

  14. Ухтомский, Л.А. Несколько дней на заводах г. Мальцова / Л.А. Ухтомский // Морской сборник. - СПб.,1857. - Т.ХХХII. - № 12. - С. 285.

  15. Хухарев, В.В. Мальцовские памятные жетоны / В.В. Хухарев // Страницы истории края: сб.ст. - Дятьково, 2011. - № 2.

  16. Федькина, Н. Г. Роль торгово-промышленного предпринимательства в социокультурном развитии Брянского уезда во второй половине XIX-начале XX в.: монография / Н.Г. Федькина, В.В. Дзюбан, Ю.Т. Трифанков. – Брянск: БГТУ, 2012.


Материал поступил в редколлегию 21.01.14.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общественные науки удк 930 iconМетодические указания 6 общественные науки 21 00 Общественные науки в целом 21 02 Философия 21
Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отрас-лей народного хозяйства 223

Общественные науки удк 930 iconУдк: 94(47): 930. 1 Идеи «красного патриотизма» в годы гражданской войны (1918-1920 гг.)
Алексей Юрьевич Кожевников, к и н., доцент кафедры «История и политология» фгбоу впо «Российский государственный университет туризма...

Общественные науки удк 930 iconУченые записки Петрозаводского государственного университета. Сер.:...
Бауэр Т. В. Воровство как тотальное зло: реальность и миф // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер.:...

Общественные науки удк 930 iconПрограмма по дисциплинам профиля «мировая экономика» Тема Введение в экономическую теорию
...

Общественные науки удк 930 iconПрограмма по дисциплинам профиля «мировая экономика» Тема Введение в экономическую теорию
...

Общественные науки удк 930 iconЛитература по предмету «Экономика труда»
Ахиезер А. Территориальная миграция – реализация потребности в полноте бытия // Общественные науки и современность. 2007. №3

Общественные науки удк 930 iconТипы обществ (по Дэниел Беллу, Элвин Тоффлер)
Общественные науки: экономика, философия, социология, политология, этика (о морали), эстетика (о прекрасном)

Общественные науки удк 930 iconОбщественные науки. История
«Нехудожественная Библиотека». Книги по математике, физике, химии, биологии, медицине, технике, маркетингу для высшей школы

Общественные науки удк 930 iconОбщественные и гуманитарные науки
Кожевников, Н. Н. Философское осмысление основных характеристик циркумполярных поясов Земли и их освоения//Наука и образование. 2011....

Общественные науки удк 930 iconЭкономика. Другие общественные науки
Россия. 2009: стат справочник/ Федеральная служба государственной статистики (Росстат). –М., 2009. 57 с.; У9(2) Р76






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную