Тема 16. Особенности и основные этапы экономического развития России






Скачать 127.42 Kb.
НазваниеТема 16. Особенности и основные этапы экономического развития России
Дата публикации03.04.2015
Размер127.42 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Водные виды спорта > Документы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE


Тема 16. Особенности и основные этапы экономического развития России

Оглавление


Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. являлся процесс разложения феодально-крепостнической системы. Начало этого процесса можно отнести ко второй половине XVIII в., более отчетливо он стал проявляться в последние тридцать лет названного века. В недрах крепостнической системы развивались новые капиталистические отношения. Несмотря на регрессивные явления, происходившие в помещичьей деревне, базировавшейся на крепостном труде, наблюдалось и заметное развитие производительных сил на базе мелкого и среднего капиталистического производства.

Отмена крепостного права в 1861 г. освободила производственные силы России из-под гнета неэффективной хозяйственной системы, основанной на принудительном труде. Пореформенные десятилетия XIX века – время быстрого развития экономики и глубоких социальных перемен, сопровождавших переход к капитализму. Вместе с ростом населения Российской империи, увеличивались и производственные показатели. Но очевидный промышленный подъем в пореформенные годы начинался со времени некоторой растерянности и неопределенности.

Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества
в России: общее и особенное


В 1804 г. в стране насчитывалось около 1200 мануфактур, фабрик и горных заводов, в 1825–1828 гг. – 1800, в 1855–1860 гг. – 2818; количество занятых на них рабочих за первую половину столетия увеличилось примерно в 6 раз.

Предприниматели понимали выгодность вольнонаемного труда. Поэтому началось освобождение посессионных («навечно» прикрепленных к мануфактурам) работников. 18 июня 1840 г. был принят закон о ликвидации посессионной мануфактуры. В 1860 г. в обрабатывающей промышленности вотчинных рабочих было не менее 102 тыс., а посессионных около 12 тыс. человек. Появились новые предприятия и отрасли, где производство приобретало черты фабричной организации с высоким уровнем концентрации капитала и рабочей силы. С 1826 по 1860 гг. использование иностранных машин (технических установок) возросло в 86 раз.

Быстрый подъем промышленности стал обгонять возможности внутреннего рынка. Городские жители составляли 6 % от населения России, и увеличение их шло очень медленно, а втягивание в рыночные отношения крестьян тормозилось крепостным правом. Государство начало искать для товаров новые пути в другие страны. К исходу 1850-х гг. внешнеторговый оборот составил сумму в 430 млн. руб.

Правительство поддерживало торговлю и промышленность путем подготовки кадров; оно организовало Технологический институт, реальные и коммерческие училища. Был создан Мануфактурный совет из представителей предпринимательского корпуса, проводились различные технические выставки, началось строительство железных дорог. Внедрение машинной техники в производство, переход от подневольного к наемному труду обеспечили относительно высокие темпы роста промышленности в первой половине XIX в. Однако несомненно, что крепостничество сдерживало развитие экономики, отставание от передовых западных стран нарастало.

Основой экономики России в первой половине XIX в. оставалось сельское хозяйство. Главной тенденцией его развития становилось увеличение товарного производства. Среднегодовой вывоз из страны зерновых возрос с 5120 тыс. пудов в 1806–1810 гг. до 69254 тыс. в 1856–1860 гг. Казалось бы, что перспективы аграрного сектора налицо. Но это не совсем так. В 30-е гг. XIX в. объем реализации российского хлеба в Европу был на 186 % больше североамериканского, а в 40-е гг. только на 48 %. Россия сдавала позиции фермеру Америки. Надо было форсировать производство зерна, расширять посевы пшеницы за счет ржи. Но на путях интенсификации, повышения производительности труда стояла все та же крепостная система. Желание помещиков увеличить производство и продажу зерновых приводило к усилению эксплуатации крепостных крестьян (расширение господской запашки, шестидневная барщина). Часть земельных собственников начинала применять новые формы хозяйствования, которым были присущи и некоторые черты капиталистического производства: использование труда наемных рабочих, машин (молотилок, веялок, жаток); внедрение ранее ограниченного культивирования сахарной свеклы, табака, подсолнечника на Украине, тутовых деревьев в Предкавказье, применение искусственных удобрений в Прибалтике. Передовых помещичьих хозяйств насчитывалось всего 3–4 % от общего числа.

Реформы 60–70-х гг. ускорили экономическое развитие России. Начали утверждаться капиталистические отношения. Однако сохранялось множество прежних пережитков: помещичья собственность на землю, деление общества на сословия, многоукладность экономики. Требовался переходный период, чтобы выйти на новые рубежи хозяйственных перемен.

Трудности переходного периода в России

Крестьянскую реформу выдержать и помещикам, и крестьянам было нелегко. Помещичье хозяйство в первое десятилетие после реформы не только не улучшается, но и падает. Это связано с тем, что переходить на новые рельсы хозяйствования нужно было, имея навыки работы с наемной силой и, самое главное, капитал. Ни того, ни другого помещики в большинстве случаев не имели. Нужно было время, чтобы адаптироваться к новым условиям. А в нечерноземных губерниях зачастую были случаи продажи земли. Землю покупали не крестьяне, которые не обладали покупными способностями, а купцы, которые подходили к покупке земли из практических соображений: вырубка лесов, продажа земли по частям. Вспомните, что в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад», речь идет о продаже сада, который уже в конце пьесы вырубается. Не произошло в первые пореформенные годы и значительного расширения производства. Казалось бы, реформа освободила многочисленные рабочие руки, ожидавшиеся с особым нетерпением фабрикантами. Но крестьяне не могли быстро освободиться от прежнего состояния, для этого нужны были годы.

Кроме того, значительное количество фабрик и заводов использовали в своей деятельности труд не наемных рабочих, а прикрепленных к этим заводам крепостных. И оказалось, что после отмены крепостного права такие рабочие толпами покидали заводы. Во многих случаях приходилось даже сокращать производство.

Еще одна причина задержки бурного движения в промышленности: в России еще не набрала силу кредитная система, поэтому при отсутствии первоначального капитала у населения, правительство должно было вкладывать казенные деньги. Но выкупные платежи за землю с крестьян еще не составили тот фонд, который бы толкнул развитие государственной промышленности, а лишних денег в казне после Крымской войны не было.

Кроме того, для развития капитализма необходима широкая инфраструктура, где основную роль, безусловно, играет железнодорожный транспорт. К 1861 году в России, по существу, было только четыре железнодорожных ветки, не обеспечивавших в полном объеме растущие перевозки. А железные дороги являются главным нервом развития капитализма.

Первой железной дорогой в России была Царскосельская, построенная в 1837 году, протяженностью 25 верст. Несколько лет спустя, приступили к постройке Николаевской дороги из Петербурга в Москву. Затем «повелено было» начать строительство Варшавской линии (через Гатчину) и впоследствии дороги Москва – Нижний Новгород. Отсутствие железных дорог было одной из тех составляющих, которые привели к поражению в Крымской войне. Поэтому строительство железнодорожных путей сообщения было еще и стратегической задачей российского правительства.

Однако казенное строительство свое бурное развитие приобретает лишь в конце 70-х годов XIX в. А до этого времени привлекают частный капитал самыми выгодными условиями – 5 % ежегодной прибыли. В течение пореформенных десятилетий Россия строила железных дорог больше и быстрее, чем другие европейские страны. Как и в США, железные дороги связывали отдаленные окраины в единый организм, соединяли города с селами, промышленность с рынком. Железнодорожное строительство вызвало к жизни новые отрасли промышленности, особенно в металлургии и машиностроении, подняло богатства недр, ранее лежавших втуне, воздвигло на месте прежних пастушеских пейзажей индустриальные города с фабриками, чугунными мостами и шумными торжищами. Если в 1861 г. в России насчитывалось 1488 верст железных дорог, то к 1891 г. – 28093 верст. Из наиболее выгодных построенных дорог стоит выделить дорогу Рязань – Козлов, которая соединяла с Москвой и Петербургом самые плодородные районы России. Именно она первой дала дивиденды в 8 %, а впоследствии – 12 %, отчего искателей концессий значительно увеличилось. Ими даже становятся многие высокопоставленные лица и многие земства. В связи с этим железнодорожное строительство переживало настоящий бум. В конце 70-х начинается строительство дорог в Закавказье, Средней Азии, Сибири. К 90-м годам уже была построена значительная часть Транссибирской магистрали, имевшая исключительно важное значение в освоении Дальнего Востока. Однако в связи с постройкой железных дорог резко упало значение гужевого транспорта, что сказалось на снижении почти вдвое темпов строительства шоссейных дорог.

Складывание банковско-финансовой системы

Надо сказать, что в дореформенное время и в первые годы пореформенного периода в России организованного частного кредита почти не было. Отчасти это объясняется традиционной меновой торговлей, наличные деньги использовались главным образом в розничной торговле. Основной формой капитала во многом был товар. Сама наличность являлась, таким образом, своеобразным дефицитом. Иностранцы нередко изумлялись тому, что россияне покупали у них товар, а потом предлагали им купить его дешевле – со скидкой. Товар становился ненужным, когда торговцы получали наличные деньги. Характер русской коммерции отразился в том, что важнейшее место в ней занимали ярмарки. Они были в ходу вплоть до конца ХIХ века. Крупнейшая из них – летняя Нижегородская ярмарка ежегодно собирала четверть миллиона купцов и была крупнейшей в мире, но, помимо нее, в середине ХIХ существовали тысячи средних и мелких ярмарок, разбросанных по всему пространству России. В упадок они стали приходить лишь в 1880-е годы в связи с развитием железных дорог. Существование ярмарок способствовало тому состоянию, что в России практически не было масштабного банковского дела и, следовательно, кредита. До 1860 г. страна обходилась двумя банками, принадлежащими государству – Заемным и Коммерческим, из которых впоследствии был создан Государственный банк. Одной из задач нового министра финансов М. Х. Рейтерна было оживление кредитной системы, без которой капитализм не может развиваться в должном темпе.

Государственный банк получил возможность производить некоторые коммерческие операции, в том числе право эмиссии (выпуска) денежных знаков. В то же время Рейтерн решил, что надо поощрять учреждения частных банков. Первый из них – акционерный коммерческий банк возник в Петербурге в 1864 г.

К середине 70-х годов существовало свыше 40 коммерческих банков с суммой капитала 350 млн руб., через 15 лет сумма капитала удвоилась. Помимо названных банков, в пореформенной России расширилась сеть земельных, городских банков, обществ взаимного кредита, сберегательных касс для привлечения капиталов среднего класса. Причем сумма капиталов в них к середине 90-х годов достигала 600 млн рублей. Активизация банковского дела и относительно бескризисный рост производства привлекал иностранный капитал, игравший немалую роль в развитии российской промышленности, восполняя недостаток отечественного. Он составлял к 1980 г. 214,7 млн рублей.

Другой задачей реформирования финансовой системы являлась необходимость упорядочить государственный бюджет. И всему, что происходило в этой сфере, можно делать приставку «впервые». Невиданным доселе делом стала гласность бюджета в 1862 г. Это вызвало в прессе оживление экономической мысли. В 1874 г. впервые удалось свести дефицит бюджета в куплю, а в последующем 1875 г. добиться и превышения доходов над расходами, начав накопление свободной наличности государственного казначейства. В 1878 г. бюджет составлял 600 млн рублей.

Русско-турецкая война 1877–1878 годов затормозила рост бюджета. В последующие годы шло накопление больших денежных запасов в кассах государственного казначейства и широкое участие при помощи этих запасов в зарубежных биржевых операциях с целью оказывать давление на иностранный рынок и таким путем поднять курс рубля.

Промышленный переворот

Промышленный переворот, то есть переход от ремесленной мастерской к фабрике, – процесс долговременный, где основным показателем его завершения является наступление такого момента, когда в главных отраслях промышленности основная масса продукции изготавливается предприятиями, оборудованными машинами, которые работают на паровой или электрической тяге. В целом по стране машинное производство победило к концу ХIХ в.

Самых значительных успехов достигло текстильное производство. Потребление хлопчатобумажных тканей увеличилось в два раза. Это было связанно с развитием новых сортов хлопка в Средней Азии и переориентацией промышленности с дорогого английского сырья на отечественное. Почти вдвое возросло среднедушевое потребление сахара (примерно на человека приходилось 2 кг в год). Более того, насыщенность внутреннего рынка привела к его экспорту. В отличие от легкой промышленности, успехи в тяжелой промышленности сказывались не сразу. Капиталовложения в данный тип индустрии не приносили мгновенных выгод и поэтому не пользовались популярностью. Лишь в 1870 г. выплавка чугуна достигла уровня 1860 г. Освоение Донецкого угольного бассейна сделало возможным ускорение развития металлургической промышленности России.

Отечественное машиностроение испытывало опеку государства, что не замедлило сказаться, например, в снабжении железных дорог подвижным составом к 1875 г. К числу механизированных и растущих отраслей народного хозяйства принадлежала и полиграфия. В 1895 г. российские типографии выпускали 8,7 тысяч наименований книг общим тиражом около 40,8 млн экземпляров, что позволило России занять почетное 1-е место в мире по количеству печатной продукции на душу населения. В пореформенное время в России сформировались основные промышленные районы: Московский, в котором преобладала текстильная промышленность; Петербургский, ставший центром металлообработки и машиностроения; Уральский и Южный, являвшиеся базой металлургической промышленности.

Сельскохозяйственное развитие России в пореформенный период носит печать перехода из одного вида хозяйствования в другой, основанный на капиталистических отношениях. Это требовало современного инвентаря и техники. Покупка их осуществлялась в основном за рубежом, и позволить это могли далеко не все помещичьи хозяйства. И, тем не менее, в мировом экспорте хлеба уже в 1881 г. Россия занимала первое место в мире (202 млн пудов). Таким образом, за 20 лет экспорт увеличился в 3 раза. Однако достигалось это за счет распашки новых земель (экстенсивное земледелие), которая увеличилась на 25 %. Характерной и естественной чертой эволюции пореформенного сельского хозяйства было придание ему предпринимательского характера. При торговом земледелии товаром становились не только продукты земледелия, но и сама земля, и рабочая сила.

В связи с этим в сельскохозяйственном производстве складываются регионы с преобладанием той или иной продукции. Например, Центрально-черноземные губернии, Поволжье превратилось в районы зернового производства, а Центрально-промышленные губернии стали районами льноводства и мясо-молочного хозяйства. Свекловодство распространяется на Украине, виноградарство – в Крыму и Бессарабии.

Развитие городов.
Образование буржуазии и пролетариата


Традиционное развитие российского торгового капитала приводило к его преобладанию над промышленным. Поэтому закономерно считать социальной базой формирования русской промышленной буржуазии – купечество. Известные династии русских фабрикантов: Гучковы, Коповаловы, Кокушкины, Морозовы, Рябушинские, Зубковы – вышли из среды «капиталистых» крестьян. Русская промышленная буржуазия доминировала не во всех отраслях промышленности. В нефтедобыче, химической и добывающей промышленности высокое положение занимали представители иностранного капитала: Юз, Бромлей, Гужон, Нобель.

В связи с развитием капитализма росли и российские города, являвшиеся важными показателями упомянутого процесса. Официальная статистика насчитывала в 1897 г. – 932 города. Пореформенный город рос за счет развития промышленности, транспорта, торговли, то есть прежде всего как торгово-промышленный центр. Чем крупнее город, тем быстрее темпы его роста. Чем больше промышленных предприятий и связанных с ними железных дорог, тем стремительней растет их количественный состав. Поэтому такие старорусские центры, как Новгород, Псков и Владимир остановились в свом развитии в это время. Новгород и Псков оказались вне оживленной трассы, соединяющей Москву с Петербургом, Владимир передал эстафету центра текстильной промышленности Иваново-Вознесенску ввиду более выгодного географического положения. Капитал сыграл свою роль в возвышении Ростова-на-Дону, ставшего крупным портом. Как средоточие железнодорожных путей, Москва в середине 90-х годов, быстро догоняла столицу империи – Петербург и насчитывала около 1 млн жителей (в Петербурге того времени 1 млн 300 тыс. жителей). Третьим по численности населения считалась Одесса – 400 тыс. жителей. Далее шли Рига, Киев. Городское население в России увеличилось с 16,1 млн до 16,8 млн человек в сравнении с 1863 г. В 80–90-х годах в наиболее крупных городах появились электрическое освещение вместо газовых фонарей, трамвай, заменивший конку, и другие технические новшества, символизировавшие тогда научно-технический прогресс. Даже в забавах просматривались элементы развития капитализма – в Петербурге, например, популярны были известные и поныне аттракционы «Американские горки».

 

В результате проведенной реформы по освобождению крестьян появляется наемная рабочая сила, позволяющая после первых десяти пореформенных лет резко увеличить рост производства в России. Рост производства сопровождается промышленным переворотом, который в первую очередь «поразил» легкую промышленность, степень отдачи которой на порядок выше тяжелой. Потребность легкой промышленности в машинах заставляет развиваться и машиностроение. Финансовая основа капитализма - кредиты получили новое дыхание в связи с образованием частных банков и удачного строительства железных дорог, являвшихся нервом всего народного хозяйства в России. Сочетание всех элементов развития капитализма приводит к естественному росту городов и городского населения.

Вопросы

  1. Объясните термин «мануфактурно-промышленное» производство.

  2. Что значит понятие «пореформенные годы»?

  3. Сколько железнодорожных веток существовало в России в 1861 г.? Где они проходили?

  4. В чем заключалась характерная особенность русской коммерции в середине XIX в.?

  5. Где и когда в России появляется первый Акционерный коммерческий банк?

  6. Что такое промышленный переворот?

  7. Назовите сельскохозяйственную специализацию некоторых регионов России.

  8. Объясните понятие «капиталистые крестьяне».

  9. Назовите элементы капитализма в России.

Библиография

  1. Туган-Барановский М. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Т. 1.М., 1938.

  2. Очерки экономической истории России первой половины XIX в. М., 1959.

  3. Энгельгардт А.Н. Из деревни: 12 писем, 1872–1887. М., 1960.

  4. Сабуров П. Материалы для истории русских финансов, 1866–1897. СПб., 1899.

  5. Рындзюнский П.Г. Утверждение капитализма в России 1850–1880-е гг. М., 1978.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема 16. Особенности и основные этапы экономического развития России iconБилет №10 Основные этапы и особенности экономического и политического развития кнр в 1949-76 гг

Тема 16. Особенности и основные этапы экономического развития России icon5: Россия в XVIII в
Реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; особенности и основные этапы экономического...

Тема 16. Особенности и основные этапы экономического развития России icon2. Становление и развитие феодальной экономики (V -xiv вв.)
Тема Введение в курс истории экономики. Первобытная эпоха и древний мир: основные этапы развития, черты и особенности

Тема 16. Особенности и основные этапы экономического развития России iconТема 5 кнр: основные этапы политического и экономического развития с 1949 г по настоящее время
Кнр: основные этапы политического и экономического развития с 1949 г по настоящее время

Тема 16. Особенности и основные этапы экономического развития России iconТема Мировая экономика. Сущность и основные этапы развития
Тема Факторы производства в мировом хозяйстве. Ресурсный потенциал современной цивилизации

Тема 16. Особенности и основные этапы экономического развития России iconТема 1 Основные этапы развития экономической теории
Почему монетаризм сегодня является основным экономическим течением в либеральной идеологии?

Тема 16. Особенности и основные этапы экономического развития России icon1 Экономическая теория как общественная наука: этапы развития и основные направления
Тема Экономическая теория как общественная наука: этапы развития и основные направления

Тема 16. Особенности и основные этапы экономического развития России iconТема 1 Основные этапы развития
Экономическая теория это наука, о том, как человечество справляется со своими задачами в области производства и потребления

Тема 16. Особенности и основные этапы экономического развития России iconТема 1 Основные этапы развития
Экономическая теория это наука, о том, как человечество справляется со своими задачами в области производства и потребления

Тема 16. Особенности и основные этапы экономического развития России icon2. Особенности управленческих воззрений в традиционных обществах....
Тем Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную