Диссертация на тему: Исследование содержания и структуры профильного туристского образования ( на основе зарубежного опыта)






НазваниеДиссертация на тему: Исследование содержания и структуры профильного туристского образования ( на основе зарубежного опыта)
страница1/5
Дата публикации19.04.2015
Размер0.88 Mb.
ТипДиссертация
e.120-bal.ru > Туризм > Диссертация
  1   2   3   4   5


МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

на тему: Исследование содержания и структуры профильного туристского образования ( на основе зарубежного опыта)

по направлению подготовки: 010400.68 Туризм

Магистерская программа: «Государственное регулирование сферы туризма»

Магистр





Андреева Ирина Вячеславовна

Научный руководитель




к.п.н., доцент Сахарчук Елена Сергеевна

Москва

2014г.

.

Москва

201__г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование опыта иностранных

образовательных учреждений в сфере туризма

1.1. Система понятий в исследовании проблемы подготовки специалистов в

сфере туризма в иностранных государствах

1.2. Методические подходы, принципы и методы анализа содержания

подготовки специалистов в сфере туризма в зарубежных странах

1.3. Проблемы стандартизации профессионального образования

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава1.Теоретико-методическое обоснование опыта иностранных образовательных учреждений в сфере туризма…………………………………...6

1.1Система понятий в исследовании проблемы подготовки специалистов сферы туризма в иностранных государствах………………………………………………6

1.2 Методические подходы и принципы анализа содержания подготовки специалистов в сфере туризма в зарубежных странах ………………………..11

1.3 Проблемы стандартизации профессионального образования………………16

Глава 2. Анализ структуры и содержания туризма в Турции……………..……26

2.1 Общая характеристика страны………………………………………………...26

2.2 История развития туризма и его характеристики на современном этапе…..29

2.3 Стратегия развития туризма в Турции до 2023………………………………44

Глава 3. Содержание и структура профильного туристического образования

в Турции…………………………………………………………………………….50

3.1 История становления системы высшего образования в Турции…………..50

3.2 Современный этап развития системы высшего образования в Турции…….53

3.3 Содержание и структура профильного туристического образования на

примере Университета Богазичи(Босфорский университет) Турции…………59

4.Рекомендации по использованию опыта профессионального образования в

сфере туризма в Турции в Российской Федерации………………………………69

4.1 Положительные аспекты профессионального образования в сфере туризма в Турции………………………………………………………………………………69

Заключение………………………………………………………………………….75

Список литературы…………………………………………………………………77

Приложение 1……………………………………………………………………….82

Приложение 2……………………………………………………………………….83

Приложение 3……………………………………………………………………….87

Приложение 4……………………………………………………………………….89
Введение

Актуальность темы исследованияВ последние годы появилось такое понятие как туристическое образование или подготовка специалистов для сферы туризма. Это обстоятельство актуализирует вопрос о месте научных работников и специалистов в мировой сети научно-исследовательских академий, институтов и центров туризма. Кроме того, необходимо помнить о новых тенденциях и подходах к вопросам подготовки кадров в постоянно меняющемся мире. Челендж современной системе высшего образования заключается в том, что она (система образования) рассматривается не только как область подготовки кадров, но и как среда, где осуществляется профессиональное самоопределение специалиста, самоутверждение личности и, следовательно, личностное профессиональное ориентирование. Такой подход можно рассматривать как изменение направления «образовательного вектора» или более широкий выбор «образовательной траектории» [4], что в свою очередь ведет к более полному удовлетворению спроса на специалистов в сфере туризма. Развивая отечественную научную школу туризма, Россия не игнорирует положительный опыт ряда стран с развитыми и развивающимися индустриями туризма. Примерами этой деятельности можно считать совместные с зарубежными школами образовательные программы, стажировки, международные конференции, etc. Список стран, которые могут быть привлекательными для России с данной точки зрения, не очень длинный в силу политических, экономических, исторических и культурных явлений. Однако, одной из стран, которая потенциально представляет интерес для нашей страны, является Турецкая республика. Это обусловлено как историческими, так и геополитическими характеристиками.

Цель исследования: выявление положительного опыта и разработка предложений по его использованию в отечественных образовательных учреждениях.

Объект исследования: образовательная деятельность, направленная на подготовку специалистов в туризме в учебных заведениях Турции.

Предмет исследования: содержание и структура профильного туристического образования (на основе зарубежного опыта).

Гипотеза: построение предположений на базе научного обоснования путей повышения эффективности и качества профильного туристического образования путем использования методологических, дидактических и организационных аспектов с целью повышения качества туристического профильного образования.

Задачи исследования:

  1. изучение системы понятий в исследовании проблемы подготовки специалистов в сфере туризма в зарубежных странах государствах;

  2. систематизация методологических подходов, принципов и методов анализа содержания подготовки специалистов сферы туризма в зарубежных странах;

  3. анализ становления системы стандартизации профессионального образования в сфере туризма

  4. анализ структуры и содержания туристической деятельности в Турции;

  5. изучение и систематизация информации об образовательной деятельности в высших учебных заведениях Турции, ориентированных на подготовку кадров для индустрии туризма;

  6. обоснование необходимости качественной подготовки профессиональных кадров в сфере туризма.

Теоретическая основа исследования:

Проблематика туризма в ее теоретико - методологическом аспекте начала осмысливаться и разрабатыватьсяроссийскими специалистами. Здесь прежде всего следует назвать работы таких ученых как Квартальнов В.А., Зорин И.В., Федулин А.А., Мошняга Е.В., Папирян Г.А., Саак А.Э., Сенин B.C., Спиридонова B.C., ЧудновскийА.Д.,Терновский Д. Б.[14;15] В работах Леонтьева А.Н., Маслоу А., Рипер П. [18;22;25] предлагается осмысление психологических мотивов путешествий, помещаются соображения относительно идеологической и исторической природы досуга.

Практическая значимость: разработаны методические рекомендации для повышения эффективности процесса и модернизации структуры профильного туристического образования.

Научная новизна:

  1. изучен и проанализирован комплекс политических, экономических, социально-культурных и исторических аспектов, которые влияют на взаимосвязь образования и сферы услуг в области туризма;

  2. исследованы и раскрыты основы новой модели развития высшей школы в турецкой республике в направлении интеграции в европейское образовательное сообщество (евразийская дактрина)


Глава 1. Теоретико-методическое обоснование опыта иностранных образовательных учреждений в сфере туризма
1.1. Система понятий в исследовании проблемы подготовки специалистов сферы туризма в иностранных государствах
Современная ситуация политического и экономического развития общества предопределяет новое понимание роли образования в государстве. По документам ЮНЕСКО, цель образования заключается в подготовке человека к индивидуальной ответственности в делах зрелого бытия способного освоить и реализовать научные и культурные достижения мировой цивилизации. [51;52] На этих основах базируются общие требования к специалистам, определенныев Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", [1] на основе которого в свою очередь разработаны новые образовательные стандарты. Особое место в настоящее время занимает вопрос профильного образования. Необходимость введения новых векторов развития, отказ от привычных ориентиров, углубленное внимание к той или иной области, пересмотр критериев важности некогда существенных предметов интереса заставляют переосмысливать догмы, существующие в высшей школе. Туристическое направление образования относится к вышесказанному поскольку в последние годы характеризуются повышением спроса на специалистов в этой области.

Перед началом анализа любой научной темы целесообразно изучить

структуру понятийного аппарата, то есть систему профессиональных дефиниций.

В Манильской декларации по мировому туризму 1980 года туризм определяется как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств. [48]

В Гаагской декларации 1989 отмечается, что «туризм стал явлением, которое вошло в наши дни в повседневную жизнь сотен миллионов людей: а) включает все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений; б) представляет собой вид деятельности, имеющей важнейшее значение для жизни людей и современных обществ, превратившись в важную форму использования свободного времени и основное средство межличностных связей и политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций; в) должен быть заботой каждого. Он является следствием и решающим фактором качества жизни в современном обществе. Поэтому парламентам и правительствам следует уделять все более активное внимание туризму с целью обеспечения его развития в гармоничном соответствии с обеспечением других основных потребностей и видов деятельности общества». [48]

Следует акцентировать внимание на различии дефиниций международный туризм», «иностранный туризм» и «зарубежный туризм». Международный туризм – легальная дефиниция, поэтому нет правовых оснований для терминов «зарубежный туризм» и «иностранный туризм».

Туризм - деятельность лиц, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания. [11] Таким образом, определение туризма базируется на следующих признаках: - туризм является результатом передвижения людей; - туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку; - путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает; - путешествие – являет собой временное движение туриста по туристскому маршруту;

-в конечном итоге, туризм является результатом передвижения людей.

Перейдем к рассмотрению дефиниции «турист». Комитет экспертов Лиги Наций еще в 1937г. принял рекомендацию, согласно которой туристом можно считать всякого, кто находится не менее 24 часов в стране, в которой он не живет. В Конвенции о таможенных льготах для туристов 1954г. сформулировано общее понятие "турист". Согласно ст.1 Конвенции о таможенных льготах для туристов [48], туристом признается любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо государства, кроме того государства, в котором это лицо обычно проживает, и остается там не менее 24 часов и не более шести месяцев в течение любого двенадцатимесячного периода, с дозволенной целью, кроме цели иммигрировать, как-то: с целью туризма, развлечения, спорта, или лечения, или по семейным обстоятельствам, учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями.

Также в ходе Римской дипломатической конференции ООН по туризму и международным путешествиям, было сформулировано понятие «экскурсант». Экскурсантами считаются временные посетители, прибывшие в посещаемую страну менее чем на 24 часа (включая круизных туристов). [48]

Обычно к туристам относят лиц, которые путешествуют в свободное время, во время отпуска или каникул. Определения посетителей и туристов гораздо шире и включают всех лиц, которые путешествуют или посещают то или иное место в целях, не связанных «с занятием деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте». Их называют путешественниками.

Признание туриста потребителем направленно на формирование полноценного правового статуса туриста, т.е. имеющего право на услуги.

Приводим следующую классификацию услуг.

1).Услуги по размещению

- Услуги гостиниц и прочих средств размещения

- Услуги вторых домов за собственный счет или бесплатно

2). Услуги предприятий общественного питания

3). Услуги пассажирского транспорта

- Междугородные перевозки железнодорожным транспортом

- Перевозки дорожным транспортом

- Перевозки водным транспортом

- Перевозки воздушным транспортом

- Вспомогательные услуги, относящиеся к пассажирскому транспорту

- Сдача в аренду пассажирского транспортного оборудования

- Техническое обслуживание и текущий ремонт пассажирского транспортного оборудования

4). Услуги туристических агентств, туроператоров и экскурсоводов

- Услуги туристических агентств

- Услуги туроператоров

- Информационное обеспечение туристов и услуги экскурсоводов

5). Услуги в области культуры

- Исполнительское искусство

- Деятельность музеев и прочие услуги в области культуры

6). Рекреационные услуги и прочие услуги в области развлечений

- Спортивная деятельность и услуги в области любительского спорта

- Прочие услуги в области развлечений и отдыха

7). Различные туристские услуги

- Финансовые услуги и страхование

- Прочие услуги по сдаче в аренду товаров

Следующее понятие необходимое в данном курсе - обычная среда.

В целом обычная среда соответствует географическим границам, в которых лицо проживает в обычной жизни. Обычная среда включает в себя определенный район вокруг места жительства плюс все места, регулярно посещаемые лицом. Основной целью использования понятия «обычная среда» является исключение из категории «посетитель» лиц, путешествующих каждый день или каждую неделю между своим домом и местом работы и учебы, или другими часто посещаемыми местами. В целом обычная среда соответствует географическим границам, в которых лицо проживает в обычной жизни. Обычная среда включает в себя определенный район вокруг места жительства плюс все места, регулярно посещаемые лицом. Основной целью использования понятия «обычная среда» является исключение из категории «посетитель» лиц, путешествующих каждый день или каждую неделю между своим домом и местом работы и учебы, или другими часто посещаемыми местами.

Организатор - лицо, которое регулярно организует «услуги, включающие все» и продает их или предлагает для продажи непосредственно само или через посредство продавца. Продавец - лицо, которое продает или предлагает для продажи «услуги, включающие все», предложенные организатором. Подобные определения содержатся в Международной конвенции по контракту на путешествие.

Глобальный этический кодекс туризма оперирует понятием «профессионалы туризма», декларирует обязанности профессиональных участников туристской деятельности. В частности, профессионалы сферы туризма обязаны предоставлять туристам объективные правдивые сведения о местах назначения и об условиях поездки, приема и пребывания; они должны обеспечивать ясность положений договоров, предлагаемых их клиентам, как в плане характера, цены и качества услуг, которые они обязуются предоставить, так и в плане финансовых обязательств в случае одностороннего нарушения договорных обязательств с их стороны. [13:14]

Кроме того, следует назвать такие понятие, которые необходимы в курс подготовки специалистов в сфере туризма как: туристические ресурсы, туристическая индустрия, субъекты туриндустрии, заказчики туристических услуг.

1.2 Методические подходы и принципы анализа содержания подготовки специалистов в сфере туризма в зарубежных странах
Большое количество видов деятельности человека ведет к многообразию методов, которые можно классифицировать по самым различным показателям. В зависимости от роли и места в процессе научного познания выделяют методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п. [24]

Характерными особенностями научного метода являются объективность, воспроизводимость, необходимость, конкретность и др. Можно рассмотреть классификацию методов научного познания по степени общности.

Всеобщие, или философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический (выявление проблем, формулировка цели, отбор источников информации, анализ собранной информации, представление полученных результатов).

Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной» методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Общенаучными методами являются анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, исторический метод, логический метод и классификация.

Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.

Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости. Анализ и синтез являются методами определения оптимального соотношения сил и средств.

Обобщение – это процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. Мысленное обобщение основывается на всеобщности связей предметов и явлений действительности, взаимосвязи единичного и общего во всех реально существующих туристских событиях.

Абстрагирование (идеализация) – мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Метод абстрагирования позволяет выявить типичные связи и отношения в туризме, отвлекаясь от всего многообразия частностей.

Индукция – это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее. При индуктивном методе исследования для получения общего знания о каком-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные предметы, найти в них общие существенные признаки, которые послужат основой знания об общем признаке, присущем данному классу предметов.

Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.

Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

Моделирование метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью, содержащей существенные черты оригинала.

Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности с учетом всех деталей и случайностей. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Логический метод – это логическое воспроизведение истории изучаемого объекта, освобождение от всего случайного, несущественного.

Классификация – метод научного исследования и обобщения, суть которого заключается в том, что изучаемые объекты, явления или процессы упорядочиваются в определенные группы (классы) на основе каких-либо избранных признаков.

К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других. [18]

Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина, как синергетика – теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы – природных, социальных, когнитивных (познавательных).

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера», они опосредствуют взаимопереход философского и конкретно-научного или частно научного знания (а также соответствующих методов).

Конкретно-научные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу». Методология – сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, гипотетико-дедуктивный, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование.

Системный метод (метод системного анализа) заключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей, ее компонентов и их связей с внешней средой. Любая система представляет собой множество разнообразных элементов, обладающих структурой и организацией. Структура может определяться как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе или относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.

К числу основных требований системного подхода относятся следующие: выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; исследование механизма взаимозависимости, взаимодействия системы и среды; изучение характера иерархичности, присущего данной системе; обеспечение множественности описаний с целью многоаспектного охвата системы; рассмотрение динамизма системы, представление ее как развивающейся целостности. [18]

Эмпирические методы

Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Основой наблюдения является практика. Для научного исследования важна всесторонняя подготовка наблюдателя, глубина его общих знаний об изучаемом процессе. Результат наблюдения опытным специалистом будет более высоким, чем наблюдения, выполненные неопытным специалистом. Для метода наблюдения применяются различные приборы.

Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта и опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).

Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Метод широко применяется в статистике для определения степени и типа изменчивости явления, процесса, достоверности полученных средних величин и теоретических выводов.

Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественные определенные сведения об окружающей действительности.

Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.

Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

При всем многообразии методов и подходов для работы выбирают те, которые отвечают целям и задачам конкретного исследования. Представляется целесообразным в данной работе использовать общенаучный и эмпирический методы, и как элементы подсистемы логический анализ, обобщение, классификацию, и соответственно описание, сравнение.

1.3 Проблемы стандартизации профессионального образования
Система подготовки специалистов сферы туризма находится в стадии

становления и предполагает решение очень сложных задач, учитывая

многоплановость туристской отрасли и многодисциплинарную структуру

туристского образования. В развитии туристического образования главное место занимает профессиография- технология изучения требований, какие ставит профессия в сфере туризма к личностным качествам, психолого –физическим способностям человека. Эта технология используется с целью обработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций относительно обеспечения взаимоответственности человека и профессии. Профессиография обеспечивает постановку практических задач и организацию их решения с целью оптимизации и повышения эффективности профессионального труда [15;13]. Профессиография в туристской деятельности охватывает разные стороны деятельности в сфере туризма - социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, педагогические, психологические, сихофизические и социально - психологические.

Поскольку любая педагогическая система состоит из элементов, формулирующих дидактическую задачу, и элементов, описывающих дидактические процессы как средство решения этой задачи, то и суть стандартизации в образовании состоит из двух аспектов.

1. Дидактическая задача. Ее формулировка осуществляется путем раскрытия

трех элементов педагогической системы: студенты, цель обучения

(образования), структура содержания обучения (образования).

2. Цель обучения (образования).[36]

С этих позиций стандарт понимается не как перечень знаний, навыков и

умений, которые обучаемый должен приобрести к определенному моменту

времени, а как некий общий ориентир для самооценки возможности войти в ту или иную социально-образовательную нишу.

В последних программных документах Министерства образования и науки

России особое внимание уделяется структурной перестройке

образовательной системы. Она направлена на совершенствование

содержания образования, его организационных форм, методов и технологий.

Данной программой предусмотрена разработка общенационально -

региональных компонентов преемственности государственных

образовательных стандартов и примерных образовательных программ

различных уровней и направлений. "Стандарт - это документ,

устанавливающий определенные нормы реализации образовательного

процесса". Само создание образовательного стандарта заключает в себе

проявление тенденции проникновения проектной культуры в образование. В

1946 г. была создана международная организация по стандартизации

(International Organization for Standardization) (ИСО) для решения задач

разработки, координации и унификации международных стандартов, а также

осуществления обмена информацией в этой области. [26]

В начале 80-х годов технические комитеты ИСО приступили к составлению стандартов, предназначенных для обучения персонала, обслуживающего машины и механизмы. Это явилось точкой отсчета в разработке международного стандарта профессионального образования. Возрастающий интерес к проблеме образовательных стандартов отражен в докладе ЮНЕСКО "О положении дел в области образования в мире за 1993 г.", в котором выделен раздел "Поиск стандартов" [40].

Важным шагом к углублению процесса стандартизации стало принятие

ЮНЕСКО Международной стандартной классификации образования (МСКО

15 СЕВ) как инструмента, способствующего сбору, компиляции и

изложению статистических данных об образовании - по отношению к

отдельным странам и в международном масштабе. Интересен опыт

стандартизации образования на региональном, субрегиональном и

межрегиональном уровнях, осуществляемы й различными международными

организациями, такими, как "Инициатива центра педагогических

исследований (CERL)", "Европейский центр развития профессиональной

подготовки (CEDEFOR)", опирающимися в своей деятельности на Римский

договор 1957 г. (ст. 128) и Решение Совета Европейского Союза о соответствии квалификационных удостоверений между странами - членами

Европейского Совета. Интересно рассмотреть отношение к данному вопросу в некоторых странах.[37]

В Великобритании образовательные стандарты разрабатываются и

функционируют на основе правительственного документа "Национальный

учебный план" (NationalCurriculum) - NC, созданного на неконкурсной,

неконкурентной основе (1987) и вводившегося поэтапно (1991 -1995), и

"Закона об образовании" (1988) [34]. Особенности английских образовательных стандартов:

- NC включает 10 учебных предметов, в том числе 3 дисциплины,

образующие ядро программы - (foundationsubjects), и выступает как широкий

и сбалансированный единый учебный план;

- стандарт предусматривает наличие продвинутых целей и уровней для

поступления в университет;

- распределение времени между предметами осуществляется по усмотрению

учебного заведения;

- стандарт предусматривает: объем времени, отводимого на государственный

учебный план, должен составлять 70-75 %;

- стандарт обеспечивает непрерывность и преемственность образования

посредством поэтапного построения курсов и регулярного контроля уровней

обученности;

- стандарт определяет количество разделов и их содержание для каждого

этапа;

- стандарт предусматривает возможность вариативности и дифференциации

обучения (разным предметам - разные подходы) путем выделения

"основных" (Core Study Units) идополнительных (Supplementary Units)

разделов;

- стандарт обеспечивает выбор - в качестве точного адресата стандарта -

учащегося;

- стандарт предусматривает обязательное овладение одним из 19

иностранных языков, дифференцированным по двум группам: а) языки стран

ЕС; б) языки иных государств;

- стандарт вводит оценочные средства и технологии;

- стандарт вводит приоритетность в NC учебных дисциплин гуманитарной

направленности (6 из 10).

Объектами стандартизации профессионального образования Великобритании

выступают:

- учебные планы (контроль над учебными планами);

- работа образовательного учреждения в рамках государственной программы;

- экзаменационные требования. Уровни квалификации. Профессиональное

образование Великобритании находится в ведении Министерства

образования и науки, а также Министерства занятости.

Профессиональное образование Федеративной Республики Германии

регулируется рядом законов. Объектами стандартизации выступают:

- структура профессионального образования.

- основы профессионального образования.

- классификатор профессий.

- продолжительность подготовки.

- требования к знаниям и умениям .

К особенностям национальных стандартов профессионального образования

Германии следует отнести:

- наличие стандартных комплексов учебно -программной документации по

отдельным группам профессий (инструкция о структуре профессий, каталог

старых и новых профессий, описание профессий, учебные планы, механизм

проведения экзаменов);

- контрольные функции за ходом профессионального образования остаются

за торгово-промышленными палатами . [29;30]

Стандартизация профессионального образования во Франции регулируется "Законом об ученичестве" и "Законом о децентрализации образования". В качестве объектов стандартизации выступают: учебные программы; сертификаты;

квалификации; требования к экзаменам; контрольные задания (600 типовых

работ) и межминистерские наблюдения за профессиональным становлением

выпускников. Особенностями национальных стандартов профессионального

образования Франции являются:

- взаимодействие с промышленными кругами;

- изучение профессиональными консультативными комиссиями эволюции

профессий и условий труда;

- контрольные функции департаментских подкомиссий профессиональной

подготовки кадров.

Профессиональное образование в Японии регулируется такими

нормативными актами, как "Закон о профессиональном образовании" (1969),

поправкой к Закону 1985 г., документом Министерства труда "Нормативы

образования". В качестве объектов стандартизации профессионального

образования выступают в Японии: требования приема; содержание учебного

плана; продолжительность обучения; общий объем учебного времени;

пособия и обучающие средства. Особенностями национальных стандартов

профессионального образования Японии являются:

- унификация учебных программ вне зависимости от ведомственной

подчиненности учебного заведения;

- расширение профиля подготовки;

- соответствие профессионального образования установленным нормам;

- введение минимальных типовых требований и типовых программ;

- проведение квалификационных экзаменов специальными ассоциациями;

- курирование в пределах своей компетенции профессионального

образования со стороны Министерства образования и Министерства труда;

- введение программы с большой общеобразовательной направленностью

Министерством образования [37].

Следовательно, напрашивается вывод, что напряженная динамика генезиса образовательного стандарта как в странах с сильно выраженной централизацией в образовании, та к и в государствах с доминированием либерально-рыночных или федеративных форм регулирования образования, свидетельствует о следующем: в западной практике стандарт появляется как способ преодоления чрезмерных (угрожающих) степеней децентрализации, плюрализма и вариативности, равно как и реакция на такие тенденции в образовании, экономике и на рынках труда, как глобализация и интернационализация.

К особенностям национальных стандартов профессионального образования Германии следует отнести:

- наличие стандартных комплексов учебно -программной документации по

отдельным группам профессий (инструкция о структуре профессий, каталог

старых и новых профессий, описание профессий, учебные планы, механизм

проведения экзаменов);

- контрольные функции за ходом профессионального образования остаются

за торгово-промышленными палатами [29;30]. Стандартизация

профессионального образования во Франции регулируется "Законом об

ученичестве" и "Законом о децентрализации образования". В качестве

объектов стандартизации выступают: учебные программы; сертификаты;

квалификации; требования к экзаменам; контрольные задания (600 типовых

работ) и межминистерские наблюдения за профессиональным становлением

выпускников. Особенностями национальных стандартов профессионального

образования Франции являются:

- взаимодействие с промышленными кругами;

- изучение профессиональными консультативными комиссиями эволюции

профессий и условий труда;

- контрольные функции департаментских подкомиссий профессиональной

подготовки кадров.

Профессиональное образование во Франции находится (с различными

уровнями компетенции) в ведении Министерства народного образования,

Межправительственного консультативного комитета (CIC), ряда

полуправительственных организаций .

Профессиональное образование в Японии регулируется такими

нормативными актами, как "Закон о профессиональном образовании" (1969),

поправкой к Закону 1985 г., документом Министерства труда "Нормативы

образования". В качестве объектов стандартизации профессионального

образования выступают в Японии: требования приема; содержание учебного

плана; продолжительность обучения; общий объем учебного времени;

пособия и обучающие средства. Особенностями национальных стандартов

профессионального образования Японии являются:

- унификация учебных программ вне зависимости от ведомственной

подчиненности учебного заведения;

- расширение профиля подготовки;

- соответствие профессионального образования установленным нормам;

- введение минимальных типовых требований и типовых программ;

- проведение квалификационных экзаменов специальными ассоциациями;

- курирование в пределах своей компетенции профессионального

образования со стороны Министерства образования и Министерства труда;

- введение программы с большой общеобразовательной направленностью

Министерством образования [21;41]. Напряженная динамика генезиса

образовательного стандарта как в странах с сильно выраженной

централизацией в образовании, та к и в государствах с доминированием

либерально-рыночных или федеративных форм регулирования образования,

свидетельствует о следующем: в западной практике стандарт появляется как

способ преодоления чрезмерных (угрожающих) степеней децентрализации,

плюрализма и вариативности, равно как и реакция на такие тенденции в

образовании, экономике и на рынках труда, как глобализация и

интернационализация. [23]

Практически во всех высших учебных заведениях в развитых странах мира, где готовят специалистов сферы туризма, обязательным компонентом

образования является дистанционное обучение. Вместе с тем в той мере, в

какой такого рода образование получает распространение, оно становится

все более массовым. Основными областями его применения являются сферы

профессионального дополнительного образования: повышение

квалификации и переподготовка, последипломное среднее и высшее, словом,

образование образованных взрослых. Такой вид образования особенно

распространен в сфере туристского образования на современном этапе

развития мирового сообщества. Все современные формы дистанционного и

диалогового образования широко представлены в сфере туристского

образования, так как без современных технологий невозможна туристская

деятельность вообще. Одним из основных элементов компетентности

специалиста сферы туризма является умение владеть компьютером.

Мы рассмотрели как общие направления профессиональной подготовки, так

и способы перенесения этих общих принципов на систему подготовки

специалистов сферы туризма. Новый этап модернизации высшего

образования, его обновления в соответствии с требованиями современного

развития нашего общества и проблемами в условиях глобализации всех

процессов развития человечества, требует совершенно нового подхода к

обучению в высшей школе и профессиональной подготовке специалистов

современного уровня.

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что впервые

исследуются именно верхние эшелоны профессиональной подготовки

специалистов сферы туризма в мировом контексте, где в основном

сосредотачивается профессиональная направленность обучения. В нашем

исследовании подробно рассматриваются подходы к определению

содержания и структуры обучения на эти х этапах; делается попытка

разработки общеобразовательного стандарта специалистов сферы туризма.

С помощью особой методологии определяются серьезные пробелы между

умениями и навыками работников туристской сферы, их знаниями и их

компетентностью и потребностями этой сферы на современном этапе. В

результате исследования разработаны принципы отбора и структурирования

содержания профессионального подготовки специалистов на завершающем

этапе обучения. Таким образом, мы рассмотрели целый ряд теоретических

аспектов структуры и содержания профессионального образования в

России и в развитых странах мира.

В период глобализации всех процессов в обществе, возникла насущная

необходимость пересмотреть отношение к профессиональному образованию,

так как только отлично подготовленный специалист сможет выдержать

жесткую конкуренцию в суровом мире рыночной экономики. В своем

исследовании мы наметили ряд возможных решений этой проблемы в наших

условиях развивающейся экономики молодого независимого государства,

которое не может существовать в изоляции от влияний развитых стран, а

также испытывать сильное влияние мировых тенденций в системе

профессиональной подготовки специалистов во всех отраслях

экономического развития. Одним из приоритетных направлений в развитии

экономики нашей страны должен стать туризм, который является самой

прибыльной ее отраслью, решающей многие проблемы обеспечения рабочих

мест для миллионов людей.


Выводы по 1 главе

Перед началом анализа любой научной темы целесообразно изучить

структуру понятийного аппарата, то есть систему профессиональных дефиниций.

При всем многообразии методов и подходов для работы выбирают те, которые отвечают целям и задачам конкретного исследования. Представляется целесообразным в данной работе использовать общенаучный и эмпирический методы, и как элементы подсистемы логический анализ, обобщение, классификацию, и соответственно описание, сравнение.

В период глобализации всех процессов в обществе, возникла насущная

необходимость пересмотреть отношение к профессиональному образованию,

так как только отлично подготовленный специалист сможет выдержать

жесткую конкуренцию в суровом мире рыночной экономики. В своем

исследовании мы наметили ряд возможных решений этой проблемы в наших

условиях развивающейся экономики молодого независимого государства,

которое не может существовать в изоляции от влияний развитых стран, а

также испытывать сильное влияние мировых тенденций в системе

профессиональной подготовки специалистов во всех отраслях

экономического развития. Одним из приоритетных направлений в развитии

экономики нашей страны должен стать туризм, который является самой

прибыльной ее отраслью, решающей многие проблемы обеспечения рабочих

мест для миллионов людей.



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диссертация на тему: Исследование содержания и структуры профильного туристского образования ( на основе зарубежного опыта) iconСтатья на тему: «венчурное инвестирование как фактор инновационного развития россии»
Целью данного исследования является определение способов стимулирования венчурного инвестирования в России на основе анализа зарубежного...

Диссертация на тему: Исследование содержания и структуры профильного туристского образования ( на основе зарубежного опыта) iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Передового отечественного и зарубежного опыта в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Диссертация на тему: Исследование содержания и структуры профильного туристского образования ( на основе зарубежного опыта) iconИсследование интерактивного рынка России 34 Исследование интерактивного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Диссертация на тему: Исследование содержания и структуры профильного туристского образования ( на основе зарубежного опыта) iconРоссийской федерации
«Регламентация и нормирование труда» является передача студентам теоретических знаний, отечественного и зарубежного опыта регламентации...

Диссертация на тему: Исследование содержания и структуры профильного туристского образования ( на основе зарубежного опыта) iconИсследование деятельности туристского предприятия на примере ООО «Политек»
Исследование деятельности туристского предприятия на примере ООО «Политек» 5

Диссертация на тему: Исследование содержания и структуры профильного туристского образования ( на основе зарубежного опыта) iconКурс (бак) Моделирование правил кредитно-денежной политики в РФ. Цель работы
Цель работы: изучение зарубежного опыта построения правил кредитно-денежной политики, исследование всей совокупности экономических...

Диссертация на тему: Исследование содержания и структуры профильного туристского образования ( на основе зарубежного опыта) iconКонкурсная работа на тему: «феномен электронных денег: необходимость...
Целью данной работы является исследование феномена электронных денег, анализ мирового опыта и украинской практики использования электронных...

Диссертация на тему: Исследование содержания и структуры профильного туристского образования ( на основе зарубежного опыта) icon1. «Теория социальной работы» как наука и учебная
Методологические и методические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы 74

Диссертация на тему: Исследование содержания и структуры профильного туристского образования ( на основе зарубежного опыта) iconПоложение о выпускной квалификационной работе (магистерская диссертация)...
Магистерская диссертация — это выпускная квалификационная работа научного содержания, в которой на основании авторских разработок...

Диссертация на тему: Исследование содержания и структуры профильного туристского образования ( на основе зарубежного опыта) iconДиссертация на тему: Востребованность обучения в национальных школах
Федеральное государственное автономное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную