Влияние платежеспособного спроса населения на формирование тарифа на пассажирские перевозки






Скачать 76.42 Kb.
НазваниеВлияние платежеспособного спроса населения на формирование тарифа на пассажирские перевозки
Дата публикации03.02.2015
Размер76.42 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Спорт > Документы
Влияние платежеспособного спроса населения на формирование тарифа на пассажирские перевозки
А.Н. Никитина, В.П. Миронюк
Ростовский государственный строительный университет, г. Ростов-на-Дону
Городской пассажирский транспорт в целом является подсистемой и областью взаимодействия трех более общих систем: город (как экономическое образование), транспорт (как отрасль, выполняющая услуги по перевозке), население (пассажиры - клиенты с определенными потребностями в перевозке). Городской общественный транспорт обеспечивает транспортную подвижность основной части населения. Именно поэтому существенное отставание развития пассажирского транспорта от потребности населения в передвижениях вызывает социально-экономические проблемы и негативно сказывается на работе других отраслей экономики города. Работа общественного транспорта является важным показателем качества жизни в городе и одним из критериев оценки деятельности местных властей. При организации пассажирских перевозок необходимо проведение грамотной ценовой политики, так как от нее зависит финансовая стабильность предприятий транспорта. Влияние на эту проблему оказывает и то, что для значительной части населения транспортные расходы занимают весомую долю в общих потребительских расходах. Тарифная политика должна стимулировать различные транспортно-экономические связи, обеспечивать социально-значимые перевозки и доступность жизненно важных транспортных услуг для всех без исключения слоев населения. Усилия транспортников должны быть направлены на повышение эффективности транспорта при сочетании государственных и региональных интересов, интересов населения и транспортных предприятий.

Между тарифами и спросом на перевозки имеется явно выраженная обратная зависимость: чем выше тариф данного вида транспорта, тем ниже будет спрос на его услуги. Одной из причин этого явления является рост конкуренции на рынке пассажирских перевозок, так как в настоящее время во многих городах и населенных пунктах Российской Федерации успешно функционируют транспортные компании негосударственной собственности, осуществляющие маршрутизированные перевозки пассажиров микроавтобусами на маршрутах, параллельных маршрутам муниципального наземного автобусного транспорта. Несмотря на относительно более высокую стоимость перевозок, данный вид транспорта, как обеспечивающий более высокое качество транспортного обслуживания, переключил на себя часть пассажиропотока за счет населения, обладающего платежеспособным спросом на данный вид услуг. В данной ситуации можно повысить величину тарифа там, где транспорт является предметом удобства (например, маршрутное такси), но здесь надо учитывать, что качество перевозок при этом не должно понижаться.

Государственный контроль должен быть направлен, прежде всего, на ограничение необоснованного роста стоимости пассажирских транспортных услуг потому, что увеличение тарифов на пассажирском транспорте снижает общий уровень жизни населения. Очевидно, что регулирование тарифов должно обеспечивать обоснованность действующего тарифа с точки зрения методики его расчета, исключает включение в тариф необоснованных затрат, убытков от неэффективной деятельности перевозчиков, завышенной рентабельности.

Предложено рассчитать насколько фактический тариф на пассажирские перевозки доступен для населения (на примере города Ростова-на-Дону за 2006-2011гг). Сначала рассчитаем уровень транспортных расходов для населения в процентах от среднемесячной заработной платы, прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда в городе Ростове-на-Дону в 2006-2011 гг. [1]. Расчеты представим в виде табл. 1.


Таблица 1

Уровень транспортных расходов для населения в процентах от среднемесячной заработной платы, прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда в городе Ростове-на-Дону в 2006-2011 гг.

Годы

Среднемесячная зарплата по Ростовской области, руб.

Прожиточный минимум, рублей/месяц

Минимальный размер оплаты труда, руб.

Размер платы за проезд в общественном транспорте (автобус), руб.

Стоимость 40 поездок в месяц, руб.

Ежемесячные расходы на транспорт от среднемесячной зарплаты, %.

Ежемесячные расходы на транспорт от прожиточного минимума, %.

Ежемесячные расходы на транспорт от минимального размера оплаты труда, %.

2006

7568,9

3422

1100

7

280

3,7

8,18

25,45

2007

9779,6

3847

2300

7

280

2,86

7,28

12,17

2008

12539,0

4593

2300

9

360

2,87

7,84

15,65

2009

13882,5

5153

4330

9

360

2,59

6,99

8,31

2010

15243,9

5688

4330

11

440

2,89

7,74

10,16

2011

17087

6369

4611

12,5

500

2,93

7,85

10,84

Из рис.1 видно, что с повышением среднемесячной заработной платы уровень ежемесячных расходов на транспорт имеет явно выраженную динамику роста. Следовательно, в 2006-2011 гг. пользование услугами общественного городского транспорта в г. Ростове-на-Дону было доступно для большинства населения.
Рис. 1 Динамика уровня среднемесячной заработной платы и ежемесячных расходов в г. Ростове-на-Дону в 2006-2011 гг.

Для того, чтобы гарантированно обеспечить население транспортными услугами необходимо действовать в соответствии со следующим алгоритмом [2]:

1) определить уровень расходов населения на услуги городского пассажирского транспорта путем установления доли транспортных расходов в среднемесячном доходе жителей области;

2) определить среднемесячный доход как средневзвешенную величину по удельному весу распределения жителей по доходам, т.е. не принимаются в расчет работники, получающие очень низкие и очень высокие доходы;

3) рассчитать предельный уровень тарифа, превышение которого отрицательно отразится на социальном положении населения, для этого затраты на транспортные услуги (доля транспортных расходов, умноженная на среднемесячный доход) делятся на среднее количество поездок в месяц.

Тариф на пассажирские перевозки установленный органами власти не должен быть выше предельного тарифа, иначе услуги городского пассажирского транспорта не будут доступны для большей части населения.

Предельный тариф находится по формуле:

Т = (Дср.мес · Уз)/Кп,

где Т – предельный тариф на пассажирские перевозки, руб.;

Дср.мес. - среднемесячный доход, руб.;

Уз – уровень расходов населения на услуги городского пассажирского транспорта, %;

Кп - среднее количество поездок в месяц.

В соответствии с минимальным набором услуг в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации [3] среднее количество поездок в год для формирования объема транспортных услуг определено в размере 482 поездки в год или 40 поездок в месяц.

Согласно Транспортной стратегии, расходы на все виды пассажирского транспорта составляют около 5% суммарных денежных расходов населения [4]. Следовательно уровень расходов населения на услуги городского пассажирского транспорта Уз=0,05.

Результат расчета предельного тарифа на пассажирские перевозки приведен в табл.2

Таблица 2

Расчет предельного уровня тарифа

Годы

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб.

Тариф, руб.

2006

7306

9,1

2007

9630

12

2008

12161

15,2

2009

12960

16,2

2010

14507

18,1

2011

15802

19,75

Сравнительный анализ предельного тарифа и фактического (установленного органами власти) представим в виде рис.2
Рис. 2 Значения установленного и предельного тарифа в городе Ростове-на-Дону в 2006-2011 гг.

Таким образом, из рис. 2 видно, что в г.Ростове-на-Дону предельный тариф на протяжении рассматриваемого периода (2006-2011 гг.) всегда был выше. Следовательно, установленные местными властями тарифы доступны для населения города.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что в дальнейшем при расчете и утверждении тарифа на пассажирские перевозки необходимо пользоваться предложенным алгоритмом. Так как при установлении тарифов на пассажирские перевозки должны решаться следующие основные задачи: повышение ценовой доступности услуг городского пассажирского транспорта для менее обеспеченных слоев населения; обеспечение ценовой привлекательности услуг городского пассажирского транспорта для среднего класса.

Необходимо установить такую величину тарифа, при которой не будет уменьшаться спрос на перевозки, и в то же время предприятие будет получать прибыль. Установление оптимальной величины тарифа объясняется тем, что необоснованное повышение тарифов с целью увеличения дохода и прибыли на автотранспортном предприятии может привести к противоположному результату – уменьшению пассажиропотока и, в конечном счете, снижению общих доходов. То есть экономически обоснованные тарифы должны отражать как интересы пассажиров, так и транспортных предприятий и организаций.
Литература
1. Информация по субъектам РФ, расположенным на территории Южного Федерального округа [Электронный ресурс]. URL: http://rostov.gks.ru/digital/region10/default.aspx

2. Бычков, В. П. Экономика автотранспортного предприятия: Учебник/В.П. Бычков – М.: ИНФРА-М, 2008. – 384 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-002699-2.

3. Постановление Правительства РФ от 17.02.1999 N 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации»

4. И.А.Николаев, С.В.Ефимов, А.М.Калинин, Е.В. Марушкина // Совместный проект телекомпании REN TV, аудиторско-консалтинговой компании ФБК и газеты «Ведомости» «Сколько тратит Россия». Москва, 2004. – 32 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fbk.ru/upload/contents/561/2-pitanie.pdf

5. Зырянов В.В., Моделирование при транспортном обслуживании мега-событий // Инженерный вестник Дона №4, 2011

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Влияние платежеспособного спроса населения на формирование тарифа на пассажирские перевозки iconФормирование тарифа на пассажирские перевозки на основе экономической...

Влияние платежеспособного спроса населения на формирование тарифа на пассажирские перевозки iconАнализ и состояние развития торговой отрасли
Торговля является важнейшим индикатором социально-экономического развития региона, в котором отражается динамика потребления и платежеспособного...

Влияние платежеспособного спроса населения на формирование тарифа на пассажирские перевозки iconРешение об установлении тарифа на перевозки пассажиров в городском...
Действующий тариф в размере 14 руб за 1 поездку был введен в действие с 01. 01. 2013

Влияние платежеспособного спроса населения на формирование тарифа на пассажирские перевозки iconВлияние социально-экономической политики государства на формирование...
Влияние социально-экономической политики государства на формирование правосознания сельского населения

Влияние платежеспособного спроса населения на формирование тарифа на пассажирские перевозки iconИнформация о росте тарифа на перевозки пассажиров автомобильным и...
Тариф в размере 16 руб за 1 поездку в Великом Новгороде был введен в действие с 01. 03. 2013 года

Влияние платежеспособного спроса населения на формирование тарифа на пассажирские перевозки icon4. Вопросы для самоконтроля
Обсуждение по темам: «Для чего используются мультимодальные перевозки», «Смешанные перевозки как разновидность международных перевозок...

Влияние платежеспособного спроса населения на формирование тарифа на пассажирские перевозки iconСтатья посвящена такой важной части планирования развития гражданской...
Прогнозирование спроса на авиационные перевозки в условиях совремённой российской экономики

Влияние платежеспособного спроса населения на формирование тарифа на пассажирские перевозки iconСтатья посвящена такой важной части планирования развития гражданской...
Прогнозирование спроса на авиационные перевозки в условиях совремённой российской экономики

Влияние платежеспособного спроса населения на формирование тарифа на пассажирские перевозки iconЭкономическое развитие Федеративной Республики Бразилия
Это оказало сильное влияние на увеличение активного населения. Если до 1970-х годов наблюдалось в среднем по 30% работающих, то к...

Влияние платежеспособного спроса населения на формирование тарифа на пассажирские перевозки iconПрограмма Олимпиады по финансовому рынку и основам потребительских...
Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффекты Гиффена и Веблена. Факторы,...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную