Задача планирования потребности в кадрах для экономики страны должна быть решена на основе стратегий развития каждой отрасли. Транспортная отрасль строит перспективу своего развития через переход на инновационный путь развития [1].






Скачать 367.27 Kb.
НазваниеЗадача планирования потребности в кадрах для экономики страны должна быть решена на основе стратегий развития каждой отрасли. Транспортная отрасль строит перспективу своего развития через переход на инновационный путь развития [1].
страница1/2
Дата публикации05.06.2015
Размер367.27 Kb.
ТипЗадача
e.120-bal.ru > Спорт > Задача
  1   2
Моделирование потребностей отраслей водного транспорта
в квалифицированных кадрах


В. А. Гуртов, Л. М. Серова, А. Л. Ночовнова

Центр бюджетного мониторинга
Петрозаводского государственного университета, г. Петрозаводск


vgurt@psu.karelia.ru, larisa@psu.karelia.ru, ann@psu.karelia.ru

Задача планирования потребности в кадрах для экономики страны должна быть решена на основе стратегий развития каждой отрасли. Транспортная отрасль строит перспективу своего развития через переход на инновационный путь развития [1]. Отечественные транспортные компании видят в стабильном обеспечении их кадрами с требуемым уровнем компетентности залог своей конкурентоспособности на рынке транспортных услуг. Вопрос обеспечения кадрами транспортного комплекса обостряется общемировой тенденцией дефицита кадров, особенно в таких видах, как морской и речной транспорт. Вместе с тем используемые в оценках численные результаты потребности в кадрах не всегда обоснованы.

Таким образом, весьма актуальной является разработка научно обоснованного прогноза потребности в кадрах для транспортного комплекса Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Вместе с тем интерес представляют не только конкретный прогнозный результат, а методика и инструментарий для расчета прогнозной потребности в кадрах на основе текущего состояния и перспектив развития производственных мощностей, развития инфраструктуры отрасли.

За основу методического подхода для расчета потребностей отраслей водного транспорта была взята макроэкономическая методика прогнозирования потребностей экономики в кадрах, разработанная Центром бюджетного мониторинга ПетрГУ [2]. Данная методика позволяет провести расчет потребности по агрегированным разделам экономической деятельности согласно классификатору ОКВЭД и 28 укрупненным группам специальностей. Переход на уровень отраслей водного транспорта требует детализации расчета уже по видам экономической деятельности для данной отрасли (детализация видов деятельности до пяти- и шестизначного представления по классификатору ОКВЭД) и образовательным специальностям, по которым осуществляется подготовка специалистов для водного транспорта.

Алгоритм расчета потребностей отраслей водного транспорта в специалистах с профессиональным образованием

Ежегодная потребность экономики в кадрах складывается из различного вида потребностей:

1) возмещение естественного выбытия работников, в том числе по возрастному цензу;

2) возмещение дефицита кадров, связанного с уходом работников из-за неудовлетворенности состоянием рабочих мест (низкая заработная плата, отсутствие социальных пакетов, низкий социальный статус, напряженный график труда и т. д.);

3) обеспечение кадрами новых конкурирующих производств товаров и услуг.

При определении потребности в кадрах используются подходы: по сценарию невмешательства – положение 1; по сценарию управления – положение 1 и 3. Положение 2 является трудно формализуемым и в настоящее время в моделях не используется. При расчетах влияние мирового экономического кризиса не учитывается.

Расчет потребности отраслей региональной экономики в выпускниках системы профессионального образования включает следующие этапы [3, 4, 5]:

1. Прогноз распределения работников по видам экономической деятельности. Прогноз распределения работников по ВЭД вычисляется на основе оценки изменения численности региональных трудовых ресурсов в отдельности по каждому из видов экономической деятельности. Оценка делается на основе программ социально-экономического развития отрасли.

2. Построение прогноза распределения работников по уровню образования и отраслям экономики.

Полученный на этапе 1 прогноз численности работников по отраслям необходимо разделить еще и по уровням образования работников. Доля работников с заданным уровнем образования в отрасли экстраполируется по ретроспективным данным в будущее. В итоге получается распределение в отрасли по уровням образования: , , – прогноз потребности отраслей экономики в работниках соответственно с высшим (), средним () и начальным () профессиональным образованием.

Такое распределение было получено на основе данных статистики [6] и частично на основе экспертных подходов.

3. Расчет коэффициента ежегодного обновления персонала (величина, обратная коэффициенту ротации) по отраслям экономики для занятого населения.

Этот коэффициент зависит от уровня образования и определяется эмпирическим путем. Например, для высшего образования он составляет приблизительно 4%, соответствующий коэффициент ротации . Для среднего профессионального образования коэффициент ротации также высок, , для начального образования он обычно ниже, что объясняется высокой ротацией кадров специалистов с НПО, .

На основе коэффициента ротации рассчитывается доля ежегодно обновляемой части работников (потребности в специалистах) соответствующего уровня образования для каждой отрасли экономики. Например, для высшего образования она будет равна .

4. Построение нормативной матрицы весовых коэффициентов профессионально-квалификационного распределения выпуска специалистов по образовательным специальностям и 7 видам экономической деятельности. Строки этой матрицы соответствуют видам экономической деятельности ( – индекс вида экономической деятельности), а столбцы – образовательным специальностям ( – индекс специальностей).

Данная матрица является нормативной и уникальной для каждого уровня образования , : ее элемент соответствует процентной доле специалистов уровня образования с -й УГС, которые традиционно привлечены к работе в отрасли экономики . Такая матрица позволяет пересчитать ежегодную потребность в специалистах уровня образования из разреза видов экономической деятельности в разрез образовательных специальностей:

. (1)

Так, матрица профессионально-квалификационного соответствия по водному транспорту для высшего профессионального образования имеет размерность (30 специальностей 7 видов экономической деятельности (4 подгруппы + 3 подкласса согласно классификатору ОКВЭД)). Для среднего профессионального образования матрица профессионально-квалификационного соответствия имеет размерность (22 специальности 7 ВЭД), а для начального профессионального образования матрица профессионально-квалификационного соответствия имеет размерность (17 специальностей 7 ВЭД).

Результаты расчета прогнозной потребности экономики в разрезе видов экономической деятельности водного транспорта в выпускниках образовательных учреждений ВПО, СПО, НПО в разрезе специальностей до 2020 г.

1. Прогноз распределения работников отрасли водного транспорта по видам экономической деятельности и социальной сферы рассматривается по сценарию невмешательства, в котором изменение численности занятых работников в отрасли не зависит от ожидаемого изменения ВРП и вычисляется на основе экстраполяционной оценки изменения численности трудовых ресурсов.

Таблица 1

Среднегодовая численность работников отрасли водного транспорта
(тыс. чел.)

Наименование вида экономической деятельности/
код ОКВЕД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Деятельность морского транспорта

Деятельность морского пассажирского транспорта

Деятельность морского грузового транспорта

Деятельность внутреннего водного транспорта

Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта

Деятельность внутреннего водного грузового транспорта

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Транспортная обработка грузов и хранение

Прочая вспомогательная транспортная деятельность

Организация перевозок грузов

Итого

Транспорт (в целом по отрасли)


61

61.1

61.10.1

61.10.2

61.2

61.20.1

61.20.2

63

63.1

63.2

63.4

Фактические данные

2000




77,3

1,4

75,9

72

15,8

56,2

44,8

7,3

28,8

8,7

122,1

3500

2001




73,6

1,4

72,2

70,8

15,8

55

43,3

7,1

27,8

8,4

116,9

3400

2002

141,4

74,5

1,4

73,1

70,9

16

54,9

43,6

7,1

28

8,5

118,1

3361,8

2003




52,1

1,4

50,4

69

16,3

52,7

36,3

5,9

23,3

6,4

88,4

3300

2004

107,9

35,7

1,4

34,3

73,3

20,4

52,9

32,7

5,3

21

6,4

68,4

3200

2005

96,6

35,7

1,5

34,2

66,6

17

49,6

30,7

5

19,7

6

66,4

3160,3

2006

90,9

35,4

1,5

34,1

55,5

16,6

38,9

27,3

4,4

17,6

5,3

62,7

3132,1

2007

86,9

34,3

1,1

33,2

52,5

12,4

40,1

26,1

4,3

16,7

5,1

60,4

3087,6

2008

82,1

33,5

1,1

32,4

48,6

11,5

37,1

25,1

4,1

16,1

4,9

58,6

3067

Прогнозные данные

2009

86,8

33,3

1,2

32,1

53,5

13,8

39,7

26,2

4,3

16,8

5,1

59,5

3039,5

2010

85,8

32,9

1,2

31,7

52,9

13,6

39,2

25,8

4,2

16,6

5,0

58,8

3001,6

2011

85,3

32,7

1,2

31,5

52,6

13,6

39,0

25,7

4,2

16,5

5,0

58,5

2986

2012

83,3

32,0

1,2

30,8

51,3

13,2

38,1

25,1

4,1

16,1

4,9

57

2913,6

2013

81,2

31,2

1,2

30,0

50,0

12,9

37,1

24,5

4,0

15,7

4,8

55,6

2841,3

2014

79,2

30,4

1,1

29,2

48,8

12,6

36,2

23,8

3,9

15,3

4,7

54,2

2768,9

2015

77,1

29,6

1,1

28,5

47,5

12,2

35,2

23,2

3,8

14,9

4,5

52,8

2696,5

2016

76,6

29,4

1,1

28,3

47,2

12,2

35,0

23,1

3,8

14,8

4,5

52,5

2680,3

2017

76,1

29,2

1,1

28,1

46,9

12,1

34,8

22,9

3,7

14,7

4,5

52,2

2664,1

2018

75,6

29,0

1,1

27,9

46,6

12,0

34,6

22,8

3,7

14,6

4,4

51,8

2647,8

2019

75,2

28,9

1,1

27,8

46,3

11,9

34,4

22,7

3,7

14,5

4,4

51,5

2631,6

2020

74,8

28,7

1,1

27,6

46,1

11,9

34,2

22,5

3,7

14,5

4,4

51,2

2615,3
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача планирования потребности в кадрах для экономики страны должна быть решена на основе стратегий развития каждой отрасли. Транспортная отрасль строит перспективу своего развития через переход на инновационный путь развития [1]. iconК. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего...
Региональная дифференциация института государственно-частного партнерства в россии

Задача планирования потребности в кадрах для экономики страны должна быть решена на основе стратегий развития каждой отрасли. Транспортная отрасль строит перспективу своего развития через переход на инновационный путь развития [1]. iconПрогнозирование потребности в высококвалифицированных кадрах для...
Высокая квалификация, уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, становятся...

Задача планирования потребности в кадрах для экономики страны должна быть решена на основе стратегий развития каждой отрасли. Транспортная отрасль строит перспективу своего развития через переход на инновационный путь развития [1]. icon3 Основные направления и этапы развития инновационной экономики
Одним из основных факторов реализации Стратегии является перевод экономики на инновационный путь развития. Основная роль государства...

Задача планирования потребности в кадрах для экономики страны должна быть решена на основе стратегий развития каждой отрасли. Транспортная отрасль строит перспективу своего развития через переход на инновационный путь развития [1]. iconНа основе рационального и эффективного использования результатов...
При этом поставлена задача ускоренного перевода страны на инновационный путь модернизации экономики, основанный на концепции пяти...

Задача планирования потребности в кадрах для экономики страны должна быть решена на основе стратегий развития каждой отрасли. Транспортная отрасль строит перспективу своего развития через переход на инновационный путь развития [1]. iconФондовый рынок на этапе инновационного развития экономики
Компания, действующая на рынке, приспосабливается к существующим формальным требованиям, учитывает неформальные условия, приобретает...

Задача планирования потребности в кадрах для экономики страны должна быть решена на основе стратегий развития каждой отрасли. Транспортная отрасль строит перспективу своего развития через переход на инновационный путь развития [1]. iconПроблемы инновационного развития российских компаний на современном...
Ориентация на инновационный курс развития экономики России может быть катализатором перехода на качественно новую стадию устойчивого...

Задача планирования потребности в кадрах для экономики страны должна быть решена на основе стратегий развития каждой отрасли. Транспортная отрасль строит перспективу своего развития через переход на инновационный путь развития [1]. iconIi научно-практическая конференция «инновационное развитие российской экономики»
Цель конференции: анализ и изучение современных тенденций развития инновационной экономики, основанной на знаниях, сравнительный...

Задача планирования потребности в кадрах для экономики страны должна быть решена на основе стратегий развития каждой отрасли. Транспортная отрасль строит перспективу своего развития через переход на инновационный путь развития [1]. iconВозможна ли в России «анклавная» модель развития инноваций?
Перевод российской экономики на инновационный путь развития сегодня является важнейшей задачей всего общества. Эта «установка» не...

Задача планирования потребности в кадрах для экономики страны должна быть решена на основе стратегий развития каждой отрасли. Транспортная отрасль строит перспективу своего развития через переход на инновационный путь развития [1]. iconЭнергоаудит. Цели и задачи студент гр. Вээ-617
Энергоаудит занимает базовое место в переводе экономики России на энергосберегающий путь развития отрасли. Именно с этого и должна...

Задача планирования потребности в кадрах для экономики страны должна быть решена на основе стратегий развития каждой отрасли. Транспортная отрасль строит перспективу своего развития через переход на инновационный путь развития [1]. iconИнститут международных экономических и политических исследований
Механизмы интеграции инвестиций при переходе на инновационный путь развития экономики россии






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную