Для специальности 0608025






Скачать 333.62 Kb.
НазваниеДля специальности 0608025
страница1/2
Дата публикации11.04.2015
Размер333.62 Kb.
ТипЛекция
e.120-bal.ru > Спорт > Лекция
  1   2
ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА

(ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0608025)

Для очной и заочной форм обучения

Мироненко О.В.

ЧАСТЬ 1. (8 семестр)

1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
МОДУЛЬ 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КАК ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА.
ЛЕКЦИЯ 1 - 2. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТА КАК ОТРАСЛИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА. МИССИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ.

1. Особенности транспорта как отрасли материального производства.

Транспорт является сложной социально-экономической системой экономики страны, которой присущи следующие особенности.

1. Транспорт является отраслью материального производства, который функционирует в сфере обращения и продолжает процесс производства в сфере обращения в форме перемещения товара и обеспечения его доставки для использования потребителями.

2. Транспорт не создает новой вещественной продукции, он лишь перемещает товары, созданные в других отраслях материального производства. Его продукцией является перевозка грузов и пассажиров на всей территории страны.

3. Процесс производства и потребления транспортной продукции совпадают во времени.

4. На транспорте существует особая форма системы ценообразования на его продукцию – тарифы на перевозки.

5. Транспорт, функционируя в сфере обращения и производя «невещественную» продукцию в форме товара-услуги, имеет и специфическую формулу обращения капитала.

6. Процесс создания транспортной продукции непрерывен во времени и территориальном пространстве.

2. Миссия железнодорожного транспорта в экономике страны.

Миссия ОАО «РЖД» как развивающейся национальной транспортной корпорации состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки и прочие транспортные услуги, улучшение их качества, повышение экономической эффективности деятельности отрасли, развитие интеграционных процессов как центрального звена Евразийской транспортной системы.
ЛЕКЦИЯ 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

1. Стратегические направления развития отрасли

В течение 2005–2007 гг. в ОАО «РЖД» были разработаны стратегические программы развития железнодорожного транспорта на 2008–2030 гг. Укрупненно эти программы включают следующие направления.

1. Совершенствование деятельности по формированию объемов и реализации транспортной продукции, а также расширению рынка услуг железнодорожного транспорта.

  1. Оптимизация перевозочного процесса железных дорог.

  2. Развитие инвестиционной и инновационной технической политики транспорта.

  3. Совершенствование структуры и общей системы управления железнодорожным транспортом. Система управления транспортом претерпела серьезное реформирование в 2003 г. Однако этот процесс не завершен и продолжает развиваться.

2. Этапы стратегического развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г.

В соответствии с принятой программой стратегического развития отрасли предусмотрены два этапа ее реализации.

Первый этап (2008–2015) имеет инновационную направленность по модернизации железнодорожного транспорта. Он предусматривает:

  1. полную замену подвижного состава, имеющего фактический срок службы выше нормативного;

  2. внедрение подвижного состава нового типа, обеспечивающего высокоскоростное движение, особенно в пассажирских перевозках;

  3. увеличение минимальной границы средних скоростей движения на участках сети до 60 км/ч;

  4. внедрение новых инновационных технологий в ремонте инфраструктуры и подвижного состава;

  5. строительство вторых путей протяженностью не менее 2800 км;

  6. строительство третьих и четвертых путей на основных направлениях сети – 366 км;

  7. электрификацию участков сети протяженностью не менее 2700 км;

  8. оборудование участков сети протяженностью 1850 км системами автоблокировки;

  9. реконструкцию мостов, тоннелей и других искусственных сооружений на перспективных магистральных участках;

  10. строительство высокоскоростной инфраструктуры (со скоростями до 350 км/ч) на направлениях: Санкт-Петербург – Москва, Санкт-Петер­бург – Хельсинки, Москва – Нижний Новгород и др.;

  11. развитие железнодорожных подходов к портам Ванино, Советская Гавань и др.;

Второй этап (2016–2030) предусматривает динамичное расширение сети железных дорог. Он включает решение следующих задач, направленных на создание инфраструктурных условий для развития новых «точек» экономического роста в стране и выхода железнодорожного транспорта на мировой уровень:

  1. увеличение сети железных дорог на 16–20 тыс. км., в том числе:

    • стратегические линии – 2,5–4,5 тыс. км;

    • социально-значимые – 1,3 тыс. км;

    • грузообразующие – 4,6 тыс. км;

    • технологические – 6,7–8,6 тыс. км;

    • высокоскоростные линии – 0,7–1,5 тыс. км;

  2. электрификацию участков протяженностью не менее 3500 км;

  3. оборудование участков автоблокировкой – не менее 1100 км;

  4. реконструкцию и расширение Московского и Свердловского железнодорожных узлов;

  5. дальнейшее развитие высокоскоростного полигона железных дорог России общей протяженностью более 10 тыс. км для обеспечения выхода российских железных дорог на мировой уровень по техническому и высокоскоростному движению;

  6. обеспечение конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта в контейнерных перевозках по направлениям международного контейнерного транзита за счет ежегодного увеличения контейнерного парка до 1000 тыс. контейнеров.


МОДУЛЬ 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ.
ЛЕКЦИЯ 4 – 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЖД В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ.

Реформирование железнодорожного транспорта привело к изменению его организационно-правового статуса как ведущей отрасли экономики страны. С 2003 г. Правительством РФ учреждено открытое акционерное общество «Российские железные дороги» – ОАО «РЖД» (постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»). Создание компании было осуществлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» и является итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли.

1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта

Формирование системы управления ОАО «РЖД» основывается на документах, утвержденных Президентом и правительством РФ.

Основными документами, определяющими порядок функционирования железнодорожного транспорта, являются законы Российской Федерации:

  • «О железнодорожном транспорте Российской Федерации»;

  • «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;

  • «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»;

  • «О естественных монополиях» (с дополнениями);

2. Структура управления железнодорожным транспортом

Организационная структура сети железных дорог относится к сложной линейно-функциональной штабной структуре управления. Управление ОАО «РЖД» осуществляется через многоуровневую систему, которая включает Центральный аппарат ОАО «РЖД»; железные дороги; дочерние предприятия – тресты, акционерные компании, дирекции, отраслевые объединения, а также их структурные предприятия.

Корпоративная структура ОАО «РЖД» включает в себя следующие крупные производственные подразделения:

филиалы;

– представительства компании;

дочерние и зависимые общества.

Органами управления ОАО «РЖД» являются:

1. общее собрание акционеров.

2. совет директоров общества.

3. президент общества.

4. правление общества.

5. ревизионная комиссия общества.

В настоящее время происходит совершенствование структуры управления ОАО «РЖД» в соответствии с Целевой моделью рынка транспортных услуг. Результатом реорганизации станет новая система управления ОАО «РЖД», которая позволит управлять масштабными инвестиционными проектами, будет содержать инструменты управления, обеспечивающие информационную прозрачность деятельности дочерних предприятий компании.

3. Целевая модель формирования рынка железнодорожных транспортных услуг до 2010 г.

Разработана к концу третьего этапа структурной реформы в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2006–2010 годы, а также утвержденным 10.08.2006 г. распоряжением Правительства РФ № 1094-р. Разработка данной модели направлена на прогнозирование целевого состояния рынка транспортных услуг железнодорожного транспорта к концу третьего этапа реформы.

Целевой моделью определены субъекты рынка железнодорожных транспортных услуг, ими являются грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, перевозчик, владелец инфраструктуры, экспедитор и оператор подвижного состава.

Модель правового взаимодействия участников рынка услуг железнодорожного транспорта общего пользования основывается на том, что непосредственно перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа осуществляется перевозчиком в соответствии с договором перевозки.

Модель технологического взаимодействия участников рынка транспортных услуг основывается на том, что условием реформирования железнодорожного транспорта является обеспечение бесперебойности и безопасности перевозочного процесса.

Оперативные технологические связи владельцев инфраструктур с другими участниками рынка реализуются через процедуру диспетчерского управления инфраструктурой, локомотивными парками, вагонными парками, ремонтным подвижным составом и др.

Модель системы государственного регулирования в сфере железнодорожного транспорта. Конкуренция на рынке железнодорожных транспортных услуг будет развиваться в тех сегментах, где сформированы необходимые правовые, экономические и технологические условия и где создание конкурентной среды является эффективным инструментом достижения целей структурной реформы и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Государственное регулирование отраслью осуществляется по следующим направлениям:

– обеспечению безопасности перевозок и интересов национальной безопасности на железнодорожном транспорте;

– обеспечению условий равенства субъектов рынка при техническом и технологическом взаимодействии, установлению высоких технологических стандартов в отрасли;

– ценовому тарифному регулированию (с учетом степени развития конкуренции) как механизму защиты интересов потребителей транспортных услуг и повышения эффективности отрасли;

– антимонопольному регулированию.

Система государственного регулирования будет направлена на поэтапное сокращение перекрестного субсидирования между направлениями и видами перевозок, классами грузов, малодеятельными и грузонапряженными линиями.
МОДУЛЬ 3. ЭКОНОМИКА ПЕРЕВОЗОК.
ЛЕКЦИЯ 7 – 9. ЭКОНОМИКА ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

Экономика перевозок является важным разделом экономики железнодорожного транспорта. Перевозки – основная продукция транспорта; увеличение их объемов ведет к росту доходов, снижению себестоимости продукции, росту прибыли транспортных предприятий.

Основными задачами в области экономики грузовых перевозок являются:

● оценка внешних и внутрипроизводственных факторов, влияющих на объемы грузовых перевозок;

● основы формирования объемов перевозок. Сюда входит круг проблем, охватывающих вопросы маркетинговых исследований рынка транспортных услуг на грузовые перевозки, методов оптимальной работы с потребителями данной транспортной продукции, порядка планирования объемов грузовых перевозок;

● определение основных показателей грузовых перевозок, характеризующих объемы перевозок в целом по сети, по территориальным филиалам ОАО «РЖД» и их подразделениям, а также дифференциацию перевозок по видам сообщения и видам грузовой работы;

● оценка качества выполнения грузовых перевозок и качества разрабатываемых планов грузовой работы.

Все эти вопросы находятся на стыке общеэкономических проблем и задач управления перевозочным процессом транспорта. На уровне железных дорог этими вопросами занимаются Дорожные центры фирменного транспортного обслуживания, экономическая и грузовая службы дорог. С точки зрения управления хозяйственной деятельностью транспорта вопросы формирования объемов перевозок имеют очень важное значение, так как являются исходной информацией для планирования и регулирования всех видов работы транспортных предприятий и разработки их текущих бюджетов.

1. Факторы, влияющие на формирование объема грузовых перевозок

  1. Объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции.

  2. Специфика территориального размещения производителей продукции, характер межрегиональных и межотраслевых связей.

  3. Специализация и кооперация предприятий.

  4. Система снабжения и сбыта продукции.

  5. Характер распределения перевозок между различными видами транспорта.

2. Особенности планирования грузовых перевозок

Планирование грузовых перевозок основывается на взаимодействии перевозчиков и грузовладельцев, порядок которого регулируется федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». В соответствии с Уставом, грузовладельцы (грузоотправители или грузополучатели) при систематическом осуществлении перевозок могут заключать с перевозчиками долговременные договоры об организации перевозок. В договоре указываются предполагаемые объемы перевозок грузов, сроки предъявления грузов и предоставления перевозчиком транспортных средств, порядок расчетов и ответственность сторон за исполнение договорных обязательств.

При разработке оперативных (месячных, квартальных) планов учитываются не только заключенные договоры, но и поданные грузовладельцами заявки на перевозку грузов. В заявке указываются количество тонн груза и вагонов, предоставляемых к перевозке, срок их предоставления, название станций отправления и назначения груза.

При текущем и перспективном планировании грузовых перевозок необходим системный подход, который предусматривает исследование следующих факторов:

  • географии размещения производства и потребления различных видов продукции;

  • уровня технического и технологического развития железнодорожного транспорта в границах конкретных дорог и направлений; условий и возможностей перевозок конкретных видов грузов; резервов пропускной и провозной способности отдельных участков и направлений сети; перерабатывающих мощностей крупных сортировочных станций;

  • тенденций и перспектив развития конкурентных видов транспорта;

  • основных направлений текущего и прогнозного развития экономики регионов, входящих в район тяготения каждой железной дороги.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Для специальности 0608025 iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080107 «Налоги...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Для специальности 0608025 iconУчебно-методический комплекс для специальности: 030501 "Юриспруденция"....
Программа предназначена для изучения общей естественно-научной дисциплины “Информационные технологии в юриспруденции” студентами...

Для специальности 0608025 iconПрограмма итоговой государственной аттестации по Математическим методам...
Программа предназначена для выпускников факультета физико-математического образования, информатики и программирования по специальности...

Для специальности 0608025 icon4. Основные фонды предприятия
Экономика организаций (предприятий) для студентов, обучающихся по специальности по специальности

Для специальности 0608025 iconПрограмма производственной практики для студентов экономического...
Методические указания предназначены для студентов специальности 080105 Экономика

Для специальности 0608025 icon«Иностранные инвестиции в регионы Российской Федерации (на примере...
В 2003 году в совете рассмотрены и защищены 1 докторская диссертация по специальности 08. 00. 14; 10 кандидатских диссертаций (9...

Для специальности 0608025 iconПрограмма по дисциплине «Содружество независимых государств»
Предназначена для студентов специальности 03230165 – Регионоведение и специальности 03070165 – Международные отношения

Для специальности 0608025 iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих на обучение по...
Программа вступительных испытаний для поступающих в интернатуру пгу по специальности «Управление и экономика фармации» разработана...

Для специальности 0608025 iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...

Для специальности 0608025 iconМетодические указания по подготовке к государственному экзамену по специальности
Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом впо 2000 г для специальности 080111. 65 «Маркетинг» подготовки...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную