Урок 2 6 Тема: география транспорта мира






Скачать 163.13 Kb.
НазваниеУрок 2 6 Тема: география транспорта мира
Дата публикации21.03.2015
Размер163.13 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > Спорт > Урок
Урок 26

Тема: ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА МИРА

Цель:

1. Сформировать представления о непроизводственной сфере, ее
структуре и географии.

2. Охарактеризовать по основным параметрам мировую транспортную
систему, ее проблемы и перспективы.

Оборудование: карта «Транспорт мира», атласы, мировые карты сель­ского хозяйства.

Тип урока: стандартный урок.

Структура урока:

План

1. Транспорт- третья ведущая отрасль материального производства.

2. География различия в мировой транспортной системе: две группы
стран, регионы.

  1. Сухопутный транспорт: три главных вида.

  2. Водный транспорт: особая роль морского транспорта.

5. Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный вид транс-
порта.

6. Транспорт и окружающая среда.

Ход у рока

I. Проверка ранее изученного материала.

1. Письменный опрос. Вопросы:

  1. Перечислите черты, присущие сельскому хозяйству развитых капи­талистических стран и стран развивающихся.

  2. Начертите схему производственных связей животноводства и зем­леделия с промышленностью в развитых странах.

2. Устный опрос. Вопросы:

1) Перечислите особенности географии зерновых культур.

2) Назовите факторы, влияющие на развитие животноводства в развитых странах.

II. Изучение нового материала.

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства.

На предыдущих уроках у учащихся формировались навыки работы с учебником. На данном уроке учащиеся самостоятельно и внимательно прочитывают тему «География транспорта мира» (10-12 мин), затем отвечают
на следующие в о п р о с ы : •

1) Объясните роль и значение транспорта в современной экономике как третьей ведущей отрасли производства.

Ответ:

А. Транспорт является основой ГРТ.

Б. Объем и структура транспортных перевозок отражают уровень и структуру экономики.

В. География транспортной сети и грузопотоков влияет на размещение производительных сил.

Г. Транспорт воздействует на размещение производительных сил, спо­собствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, рай­онов и стран.

Д. Без транспорта невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров, услуг, да и преодоление расстояния между людьми.

2) Какое воздействие оказала НТР на «разделение труда» между отдельными видами транспорта? Приведите примеры.

Ответ:

A. Увеличение пропускной способности транспортных путей.
Б. Появление новых транспортных средств.

B. Увеличение вместимости и скорости передвижения.

Г. Контейнеризация, повысившая производительность труда в 7—10 раз.

Контейнеризация (от англ. contain - вмещать) - перевозка штучных грузов в специальных металлических емкостях - контейнерах. С ней свя­зано появление новых транспортных средств - контейнеровозов и специ­альных перегрузочных станций - контейнерных терминалов.

Примеры:

  • Продолжается электрификация железных дорог. Появились поезда на воздушной и магнитной подвеске. Мировой рекорд скорости поезда принадлежит Франции. Здесь была достигнута скорость поездов в 1981 гг 380 км/час, а в конце 1980-х гг. - 515 км/час.

  • На автомобильном транспорте повысился интерес к электромоби­лям, машинам с дизельными, газобаллонными и другими двигателями.

  • На водном транспорте стали эксплуатироваться суда-атомоходы, су­да на подводных крыльях, на воздушной подушке, специализированные суда для перевозки навалочно-насыпных грузов (балкеры), с горизонталь­ным способом погрузки и выгрузки (ролкеры), мехтеровозы, автомобиле-возы.

  • Широкофюзеляжные самолеты - аэробусы берут на борт 300-500 пассажиров и более. Расстояние от Лондона до Нью-Йорка «КоНкорд» преодолевает за 3 часа 40 минут.

3) Назовите основные черты различия между транспортом экономически развитых и развивающихся стран?

Ответ:


Транспорт в экономически развитых странах:

Транспорт в развивающихся странахотстающая отрасль экономики, характерны черты:


а) высокий технический уровень;

а) несформированность транспортных систем;


б) взаимодействие подотраслей;

б) преобладание одного-двух видов транспорта: железнодорожного - Индия, Пакистан,
Бразилия, Аргентина;

речного - страны тропической Африки;


в)обеспеченность транспортной сетью, ее густота (плотность), под­вижность населения самые высокие;


в)транспортная подвижность населения в несколько раз
ниже среднемировой;


г) на эти страны приходиться 75-80% общей длины мировой транспортной сети

г) для перемещения грузов еще широко используется гуже-
вой, вьючный транспорт, носильщики.



Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные сред­ства в совокупности образуют мировую транспортную систему.

4) По каким признакам группируются все виды транспорта?
Ответ: По значению; по уровню развития; по географическим сферам их применения.

В этом случае выделяют:

а) сухопутный (наземный);

б) водный;

в) воздушный транспорт.

5) Проанализируйте показатели перевозочной работы мирового транспорта, находящие отражение в его грузо- и пассажирообороте. Какие изменения в процентном отношении в структуре мирового грузо- и пасса-
жирооборота можно выделить из данных таблицы:

Структура мирового грузо- и пассажирооборота, в %

Виды транспорта

Грузооборот

Пассажирооборот

Железнодорожный

12

10,5

Автомобильный

10

79

Трубопроводный

13




Морской

62




Внутренний водный

3

1

Воздушный




10

Ответ: А. Обращает на себя внимание то, что в мировом грузообо­роте внеконкурентное первое место занимает морской транспорт. Хотя он перевозит сравнительно небольшую часть всех грузов, дальность их транспортировки нередко достигает 8-10 тыс. км. Поэтому и грузооборот морского транспорта, измеряемый в тонно-километрах, достигает очень больших величин.

Б. В структуре мирового пассажирооборота еще заметнее преобладает автомобильный транспорт. При этом на автобусы приходится 19% всех пассажирских перевозок, а на легковые автомобили - 60%.

В. Доля же железнодорожного транспорта в общей длине мировой транспортной сети снижается.

Примеры:

♦ В США и большинстве стран Западной Европы длина железных до­рог уменьшилась ровно вдвое.

♦ В Китае, Канаде, Бразилии железнодорожная сеть продолжает расти. 6) Назовите «первую десятку» стран по длине железнодорожной сети и

пять стран, имеющих наименьшую длину дорог.

Десять стран, выделяющихся длиной железнодорожной сети

Страна

Длина ж/д, тыс. км

США

178

Россия

87

Канада

86

Индия

63

Китай

54

ФРГ

44

Австралия

37

Франция

33

Аргентина

33

Бразилия

30

7) Назовите десять стран с высокой густотой железных дорог и десять стран с самой низкой. Сделайте вывод о различиях между странами в обеспеченности железными дорогами. (Работа с картой атласа, табли­цей.)

Ответ: Наибольшей плотностью дорог отличаются страны Западной Европы, где на 100 км2 территории приходится более 10 км железнодо­рожного полотна. В России этот показатель гораздо меньше, чем в Запад­ной Европе и США (менее 1 км на 100 км2). В 1980-х годах стоимость 1 км железнодорожного пути в восточных районах достигала 2 млн рублей. Теперь счет идет на, миллиарды. В развивающихся странах плотность же­лезнодорожной сети гораздо ниже.
Первые десять стран по густоте железнодорожных путей в середине 1990-х гг.

Страна

Густота ж/д сети, км на 1000 км2

Швейцария

140

ФРГ

122

Чехия

120

Куба

114

Бельгия

112

Венгрия

84

Польша

82

Словакия

75

Нидерланды

74

Япония

72

Для сравнения добавим: этот показатель для Канады - 8,6 км, для Ки­тая - 5,6 км, для Австралии - 4,8 и для Бразилии - 3,6 км.

8) По каким показателям следует охарактеризовать современный уро­вень развития автомобильного транспорта?

Ответ:

Основные показатели:

а) длина автомобильных дорог;

б) размеры автомобильных парков;

в) насыщенность личными автомобилями из расчета на 1000 жителей.

• По общей протяженности автомобильных дорог первые пять мест занимают:

1 -е место - США (6,3 млн км), 2-е место - Индия (2,2 млн км), 3-е место - Бразилия (1,5 млн км), 4-е место - Япония (1,1 млн км), 5-е место - Китай (0,85 млн км). Далее следуют: Франция - 0,9 млн км, Канада - 0,85 млн км, Австралия - 0,8 млн км, ФРГ - 0,65 млн км,

Россия - 0,55 млн км (занимает только десятое место).

• Автомобильный парк мира в 1998 году приблизился к 700 млн ма-

Первые десять стран мира по размерам автомобильного парка в середине 1990-х гг.

Страна

Автопарк, млн машин

США

210

Япония

45

ФРГ

42

Италия

31

Франция

28

Великобритания

24

Россия

18

Канада

17

Испания

16

Бразилия

14

• Первое место в мире по насыщенности личными автомобилями из расчета на 1000 жителей занимают США (более 500).

В странах Западной Европы, в Японии, Канаде, Австралии - от 300 до 500; в России - 100, в странах Африки - 15, в Южной Азии и Китае -примерно 3.

• Показатель исчисления количества людей, приходящихся на один легковой автомобиль: в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ФРГ, Франции, Италии, Швейцарии, Швеции и в некоторых других странах Европы на один автомобиль приходится 2 человека, в Японии - 3, тогда как в Индии - 250, в Китае - 350 человек.

9) В грузоперевозках каких стран и почему морской транспорт имеет первостепенное значение?

Первая десятка стран по тоннажу морского торгового флота

в 1996 году

Страна

Тоннаж, млн т

Панама

72

Либерия

60

Греция

29

Кипр

25

Багамские острова

24

Сингапур

20

Япония

20

Норвегия

19

Мальта

18

Китай

17

10) Что такое «бегство» флота под «дешевые» «подставные» флаги? Для каких стран это характерно?

Ответ: ^

Наличие большого флота у некоторых развивающихся стран, особенно у Панамы и Либерии, объясняется тем, что на самом деле под флагами этих стран плавают суда США, Японии, Греции, Норвегии, ФРГ, Велико­британии, Италии, Швеции. Такое «бегство» флота объясняется стремле­нием судовладельцев традиционных морских держав сэкономить на нало­гах, на заработной плате моряков. Следовательно, фактически флот, плавающий под «удобными» «дешевыми», «подставными» флагами, при­надлежит не развивающимся, а развитым странам.

  1. По рисункам 37, 38, 39, 40 и цветной карте в атласе изучите раз­мещение крупнейших портов и географию грузопотоков. Сравните раз­личные типы морских портов (см. с. 139 в учебнике). Какие грузы перево­зит морской транспорт? Чем это объяснить?

  2. Назовите внутренние водные пути, имеющие международное зна­чение.

13) Назовите крупнейшие авиапорты мира (ДТ [23], с. 152).
III. Выступления учащихся с сообщениями.

Темы:

1. Крупнейшие авиакомпании мира по итогам 1999 года.

Подведены итоги деятельности за 1999 год 25 крупнейших авиакомпа­ний мира.

Первые 7 строчек по числу перевезенных пассажиров заняли авиаком­пании США во главе с «Delta» - 105,5 млн. На втором и третьем местах «United» - 86,6 млн и ((American Airlines* - 81,5 млн пассажиров. Европейцы заняли со своими 7 авиакомпаниями 2-е место. В списке три крупнейшие из них заняли 9-11-е места. Это немецкая «Luftgansa» -38,9 млн пассажиров, «Air France» - 37,0 млн и «British Airways» - 36,3 млн. Швейцарская «Swissair» с 14,5 млн пассажиров замыкает список. На долю азиатов (без КНР) пришлось 6 авиакомпаний. Самая крупная из них -«АН Nippon» (8-е место и 42,7 млн пассажиров), занимающаяся в основ­ном внутренними перевозками, в то время как (Japan Airlinse» (JAL), ори­ентированная на международные линии, заняла 12-е место (32,9 млн). Среди гигантов авиаперевозок - по одной компании из Южной Кореи, Австралии, Малайзии и Таиланда. А вот что касается количества воздуш­ных судов, то на 24-е место попал «Аэрофлот» - 121 самолет. Возглавляет же список «American» - 697 самолетов. Североамериканские авиакомпа­нии, среди которых и занимающиеся экспресс-доставкой почты, всего заняли 16 мест в этом списке, включая 8 в верхней его части.

Рейтинг крупнейших авиакомпаний мира определен в соответствии с итогами их деятельности в 1999 году по следующим категориям (данные взяты из статьи: The World's Top 25 Airlines. // Air Transport World. 2000. №7.C49):

  1. Годовой пассажирооборот.

  2. Годовой доход.

  3. Оперативная прибыль.

  4. Чистая прибыль.

  5. Количество перевезенных пассажиров.

  6. Годовой грузооборот.

  7. Количество работающих в компании.

  8. Количество самолетов.

За первое место в каждой категории компании присуждается 50 очков, за второе - 49, за третье - 48 и т. д. Затем очки, набранные компанией, суммируются. Результаты приведены втаблице (см. с. 125): Крупнейшие авиакомпании мира

2. Транспорт и окружающая среда (сообщения учащихся).

IV. Итоги урока.

Вопрос: Какой вид транспорта сыграл, по-вашему, решающую роль в формировании мирового хозяйства? Объясните. Укажите правильный ответ (тест):

Уровень развития транспорта выше в той стране, которая:

А. Имеет более высокий показатель грузооборота.

Б. Располагает почти всеми известными видами транспорта.

В. Полностью обеспечивает собственные потребности в перевозке гру­зов и пассажиров и развивает те виды транспорта, которые соответствуют географическим особенностям страны.

Г. Покрыта густой сетью автомобильных и железных дорог.

Оценка и самооценка работы учащихся на уроке.

V.Задание на дом: с. 136-143.

Подготовиться к семинару по теме «Международные экономические отношения»; провести исследовательскую работу по темам:

1. Свободные экономические зоны.
Литература по теме: -

Российский экономический журнал. 1992. № 11; 12. Экономика и жизнь. 1993. № 8; 9.

2. Развитие и география международного туризма.
География в школе. 2000. № 8 (статья В. П. Максаковского).
Новое в мире. Цифры и факты. Справочник.

Дополнительные главы к учебнику В. П. Максаковского «Экономи­ческая и социальная география мира. 10 класс». 1999 год.
.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 2 6 Тема: география транспорта мира iconТема: Современная политическая карта мира Урок: Политическая карта мира
Экономическая и социальная география мира – общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного...

Урок 2 6 Тема: география транспорта мира iconРабочая программа по географии
В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира». География мира (10-11 классы). Методические рекомендации к учебнику...

Урок 2 6 Тема: география транспорта мира iconУрок №20 10 класс Тема : География сельского хозяйства
Цель: Сформировать представления об основных сельскохозяйственных культурах, районах их возделывания

Урок 2 6 Тема: география транспорта мира iconУчебника «География: экономическая и социальная география мира» 10(11) класс
Задания разработан для учащихся 10(11) класса. Материал подготовлен на основе учебника «География: экономическая и социальная география...

Урок 2 6 Тема: география транспорта мира iconРабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X –XI) Сборник нормативных...

Урок 2 6 Тема: география транспорта мира iconРабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы). Сборник...

Урок 2 6 Тема: география транспорта мира iconВ. А. Ермолаева География транспорта
В. А. Ермолаева. География сельского хозяйства: Учебно – методический комплекс, рабочая программа для студентов очной формы обучения...

Урок 2 6 Тема: география транспорта мира iconРабочая программа по географии «экономическая и социальная география мира»
Кузнецова А. П. Экономическая и социальная география мира (География. 6-11 классы/ сост. Е. В. Овсянникова- м., «Дрофа», 2010 г.),в...

Урок 2 6 Тема: география транспорта мира iconТема Экономика железнодорожного транспорта Роль и значение транспорта...
Методика сравнения и сферы рационального использования видов транспорта в современных условиях

Урок 2 6 Тема: география транспорта мира iconТест по географии 10 класс ( I полугодие) Экстернат
Темы: «Современная политическая карта мира», «География мировых природных ресурсов», «Население мира», «нтр и мировое хозяйство»,...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную