Психология рабочая программа учебной дисциплины






НазваниеПсихология рабочая программа учебной дисциплины
страница1/4
Дата публикации10.09.2017
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины
Основная образовательная программа
для студентов подготовки бакалавриата
направления 080100.62 Экономика

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2015

ББК
Рабочая программа по учебной дисциплине «Психология» составлена на базе ФГОС ВПО в соответствии с требованиями ООП 080100.62 Экономика.
Составитель (и): Коротина О.А., доцент кафедры философии и юридической психологии, кандидат филос. наук.

Обновленная редакция рабочей программы утверждена на заседании кафедры философии и юридической психологии 14.09.2015 г., протокол № 1.

© Издательство ВГУЭС

2015

ВВЕДЕНИЕ

Психологические знания являются неотъемлемой частью качественного как общегуманитарного, так и естественно-научного образования и представляют несомненную ценность для выпускника высшего учебного заведения в контексте его грамотного взаимодействия с миром, эффективного построения межличностных отношений и профессиональной карьеры. Изучение курса «Психология» способствует более глубокому самопознанию студентов, решению ими задач самовоспитания и развития собственной личности.

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели освоения учебной дисциплины

Целью освоения дисциплины «Психология» является обучение студентов общим основам психологических знаний. Ознакомить студентов с основными понятиями общей психологии, психологии личности и социальной психологии, а также с методами психологической науки; представить различные точки зрения на сущность, природу и механизмы развития психологических феноменов и образований; cформировать систему представлений об основных современных психологических школах и направлениях; научить самостоятельно работать с научной психологической литературой, сопоставлять точки зрения на различные дискуссионные вопросы; показать возможность применения полученных психологических знаний на практике; расширить представления студентов об особенностях и возможностях собственной психики.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП

ООП

Форма обучения

Блок

Трудо

емкость (З.Е.)

Форма промежут. контроля

080100.62 Экономика. Бухгалтерский учет, анализ и аудит

ОФО

Б.1/Вариативная часть

2

З

080100.62 Экономика. Макроэкономическое планирование и прогнозирование

ОФО

Б.1/Вариативная часть

2

З

080100.62 Экономика. Международный бизнес

ОФО

Б.1/Вариативная часть

2

З

080100.62 Экономика. Мировая экономика

ОФО

Б.1/Вариативная часть

2

З

080100.62 Экономика. Налоги и налогообложение

ОФО

Б.1/Вариативная часть

2

З

080100.62 Экономика. Практико-ориентированная программа

ОФО

Б.1/Вариативная часть

2

З

080100.62 Экономика. Учет и контроль в секторе государственного управления

ОФО

Б.1/Вариативная часть

2

З

080100.62 Экономика. Финансы и кредит

ОФО

Б.1/Вариативная часть

2

З

080100.62 Экономика. Экономика

ЗФО

Б.1/Вариативная часть

2

З

1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Таблица 1. Формируемые компетенции

ООП

Коды компетенций

Знания, Умения, Владение

080100.62 Экономика. Бухгалтерский учет, анализ и аудит

ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

Знания:

основы философии, социологии, истории, психологии и педагогики, научные, философские, религиозные картины мира

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-4 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-7 готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Знания:

основы психологии межличностных отношений в коллективе;

ОК-9 способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Владения:

навыком непрерывного саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни

ОК-10 способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

Знания:

место и роль человека в системе общественных отношений

ОК-11 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

080100.62 Экономика. Макроэкономическое планирование и прогнозирование

ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

Знания:

основы философии, социологии, истории, психологии и педагогики, научные, философские, религиозные картины мира

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-4 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-7 готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Знания:

основы психологии межличностных отношений в коллективе;

ОК-9 способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Владения:

навыком непрерывного саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни

ОК-10 способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

Знания:

место и роль человека в системе общественных отношений

ОК-11 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

080100.62 Экономика. Международный бизнес

ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

Знания:

основы философии, социологии, истории, психологии и педагогики, научные, философские, религиозные картины мира

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-4 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-7 готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Знания:

основы психологии межличностных отношений в коллективе;

ОК-9 способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Владения:

навыком непрерывного саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни

ОК-10 способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

Знания:

место и роль человека в системе общественных отношений

ОК-11 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

080100.62 Экономика. Мировая экономика

ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

Знания:

основы философии, социологии, истории, психологии и педагогики, научные, философские, религиозные картины мира

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-4 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-7 готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Знания:

основы психологии межличностных отношений в коллективе;

ОК-9 способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Владения:

навыком непрерывного саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни

ОК-10 способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

Знания:

место и роль человека в системе общественных отношений

ОК-11 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности


080100.62 Экономика. Налоги и налогообложение

ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

Знания:

основы философии, социологии, истории, психологии и педагогики, научные, философские, религиозные картины мира

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-4 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-7 готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Знания:

основы психологии межличностных отношений в коллективе;

ОК-9 способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Владения:

навыком непрерывного саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни

ОК-10 способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

Знания:

место и роль человека в системе общественных отношений

ОК-11 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

080100.62 Экономика. Практико-ориентированная программа

ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

Знания:

основы философии, социологии, истории, психологии и педагогики, научные, философские, религиозные картины мира

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-4 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-7 готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Знания:

основы психологии межличностных отношений в коллективе;

ОК-9 способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Владения:

навыком непрерывного саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни

ОК-10 способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

Знания:

место и роль человека в системе общественных отношений

ОК-11 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

080100.62 Экономика. Учет и контроль в секторе государственного управления

ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

Знания:

основы философии, социологии, истории, психологии и педагогики, научные, философские, религиозные картины мира

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-4 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-7 готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Знания:

основы психологии межличностных отношений в коллективе;

ОК-9 способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Владения:

навыком непрерывного саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни

ОК-10 способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

Знания:

место и роль человека в системе общественных отношений

ОК-11 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности


080100.62, Экономика. Финансы и кредит

ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

Знания:

основы философии, социологии, истории, психологии и педагогики, научные, философские, религиозные картины мира

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-4 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-7 готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Знания:

основы психологии межличностных отношений в коллективе;

ОК-9 способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Владения:

навыком непрерывного саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни

ОК-10 способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

Знания:

место и роль человека в системе общественных отношений

ОК-11 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

080100.62. Экономика. Экономика

ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

Знания:

основы философии, социологии, истории, психологии и педагогики, научные, философские, религиозные картины мира

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-4 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

ОК-7 готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Знания:

основы психологии межличностных отношений в коллективе;

ОК-9 способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Владения:

навыком непрерывного саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни

ОК-10 способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

Знания:

место и роль человека в системе общественных отношений

ОК-11 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Умения:

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности



    1. Основные виды занятий и особенности их проведения

Объем и сроки изучения дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплин составляет 2 зачетных единиц, 72 часа. Из них 34 часа – аудиторной работы, 38 часов – самостоятельной работы. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 16 часов (40%) аудиторных занятий.

Промежуточная аттестация по курсу – зачет.

Данный курс предполагает чтение лекций, в процессе которых студенты усваивают теоретический материал, а также проведение практических работ, ориентированных на овладение студентами практических основ психологии. Освоение курса предполагает, помимо посещения практических занятий, самостоятельную работу по подготовке к аудиторным занятиям, выполнение письменных заданий, самостоятельную работу с отдельными темами, посещение консультаций.

Для студентов заочной формы предусмотрено выполнение контрольной работы.

1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний.

На практических занятиях ведётся текущий поурочный контроль в форме фронтального опроса, дискуссии по основным моментам изучаемой темы, осуществляется проверка домашнего задания, в том числе с использованием электронных тестов.

Аттестация студентов осуществляется в соответствии с Положением о рейтинговой системе ВГУЭС.

Итоговой формой контроля является зачет, который проводится в форме тестирования (СИТО).

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций

Тема 1. Предмет психологии. Основные методы психологических исследований (2 часа)

Определение психологии как науки. Житейская, донаучная и научная психология; их отличия и взаимоотношение. Специфика научно-психологического знания. Предмет и объект психологии. Факты, механизмы и закономерности психики.

Психика как одна из форм отражения объективной реальности. Физическое, физиологическое и психическое отражение. Активность как свойство психики. Структура субъективной реальности. Психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Отрасли психологической науки: критерии выделения, задачи и общая характеристика. Фундаментальные (базовые) и прикладные (специальные) отрасли психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками (философией, политологией, историей, социологией, педагогикой, биологией и др.). Связь психологической науки и практики.

Понятие научного метода. Соотношение методологии, метода и методики исследования. Организационные методы психологии (сравнительный метод, лонгитюдный, метод срезов, комплексный метод).

Эмпирические методы. Наблюдение, его виды (внешнее и внутреннее, включенное и стороннее, свободное и стандартизированное, сплошное и выборочное). Эксперимент как метод психологического исследования, его преимущества и недостатки. Требования к проведению эксперимента. Естественный, лабораторный и психолого-педагогический эксперименты. Моделирование. Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование. Психологические тесты и их виды. Метод изучения продуктов деятельности, понятие о биографическом методе. Социометрия.

Методы обработки и интрепретации данных в психологии. Контент-анализ. Психодиагностика и коррекция личности. Представление о методах коррекции, используемых в психологической практике: аутотренинг, групповой тренинг. Способы психологического воздействия на человека: заражение, внушение, убеждение.

Тема 2. Психика и мозг. История развития психологической мысли (4 часа)

Различные представления о сущности психики. Понятие высшей нервной деятельности (ВНД) как физиологической основы психики. Деление нервной системы на центральную и периферическую. Строение и функции центральной нервной системы (ЦНС) человека. Рефлекторная деятельность мозга. Безусловные и условные рефлексы. Проблема локализации высших психических функций (ВПФ). Концепция о трех функциональных блоках в работе мозга (А.Р. Лурия).

Возникновение психики в животном мире. Проблема выделения критериев психического. Внешние и внутренние критерии. Панпсихизм, биопсихизм, зоопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм. Эволюционный подход к анализу психики животных. Понятие чувствительности как элементарной формы психики. Гипотеза А.Н.Леонтьева об уровнях развития психики (стадия элементарной сенсорной психики, стадия перцептивной психики и стадия интеллекта). Общая характеристика психики животных. Инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение. Сознание как высший уровень развития психики. Филогенетические предпосылки его возникновения. Сознание и бессознательное.

Роль наследственности и среды в развитии психики ребенка. Понимание источника, условий и движущих сил психического развития в отечественной психологии. Возрастная периодизация развития психики.

Возникновение и развитие психологии. Магия и мифология как начальные формы психологического знания. Психологические воззрения в древнегреческой философии (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Пифагор, Гераклит и др.). Этические и психологические проблемы учения о душе в философских системах Платона и Аристотеля. Общая характеристика психологических знаний средневековья (А.Августин, Ф.Аквинский). Психология Нового времени. Развитие Декартом учения Аристотеля о душе и ее связи с телом. Зарождение дуализма. Учение о познании Дж.Локка. Интроспекция как новый метод психологического исследования.

Кризис психологии на рубеже XIX и XX веков и его причины. Изменение представлений о предмете психологических знаний. Проблема выделения общих категорий психологического знания. Бихевиоризм и категория поведения. Категория образа в гештальтпсихологии. Психоанализ и категория бессознательного. Эволюция психологических школ и направлений: необихевиоризм, неофрейдизм, когнитивная психология, гуманистические теории, трансактный анализ.

Особенности современной отечественной и зарубежной психологии, основные теории и направления.

Тема 3. Познавательные психические процессы (3 часа)

Общая характеристика познавательной сферы человека. Значение межполушарной ассиметрии для познавательной деятельности. Чувственный уровень специфических познавательных процессов. Понятие ощущения. Ощущение как рефлекс. Органы чувств и их значение. Строение анализатора. Критерии классификации ощущений. Абсолютный и разностный пороги и методы их измерения. Адаптация, синестезия, сенсибилизация. Отличие ощущения и восприятия. Основные феномены и свойства восприятия (предметность, целостность, константность и др.). Виды восприятия: восприятие формы, пространства, движения, времени. Иллюзии восприятия и причины их возникновения.

Рациональный уровень специфических познавательных процессов. Общая характеристика мышления. Понятие проблемной ситуации. Виды мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, продуктивное и репродуктивное, логическое и интуитивное, теоретическое и практическое). Особенности творческого мышления. Развитие мышления в онтогенезе. Мыслительные операции. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и ее использование в психолого-педагогической практике. Виды и функции речи. Роль речи в становлении познавательных процессов.

Общая характеристика неспецифических («сквозных») познавательных процессов. Понятие о внимании. Функции внимания. Связь внимания с другими познавательными процессами. Физиологические основы внимания. Понятие доминанты. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) и их сравнительная характеристика. Основные свойства внимания (объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др.), методы их исследования и коррекции (интроспекция, тесты, движения глаз и т.д.). Психологические теории внимания. Развитие внимания.

Память и ее роль в познании. Процессы памяти. Виды памяти, критерии их выделения. Теории памяти. Явление реминисценции. Феномен Зейгарник. Понятие амнезии. Развитие памяти в детском возрасте. Индивидуальные различия памяти. Память и научение. Условия успешного запоминания. Приемы мнемотехники. Психологические методы исследования памяти.

Общая характеристика воображения. Взаимосвязь воображения с чувственным познанием и мышлением. Виды воображения: активное и пассивное; непроизвольное и произвольное; воссоздающее и творческое. Творчество и развитие личности.

Целостность системы познания и проблема выделения отдельных познавательных процессов. Общее представление об «образе мира».

Тема 4. Эмоционально-волевые процессы (2 часа)

Общая характеристика эмоций. Основные функции эмоций: коммуникативная, сигнальная, оценочная, стимулирующая, регулятивная, защитная. Виды эмоциональных явлений. Эмоции и чувства. Классификации эмоций. Тревожность, аффект, фрустрация, способы их исследования в психологии. Стресс, его виды. Посттравматические стрессовые расстройства. Психотерапевтические методы управления стрессовыми реакциями (рациональная и суггестивная психотерапия). Психологические теории эмоций (Джемса-Ланге, Линдслея-Хебба, П.В.Симонова и др.).

Основные признаки воли как психологического явления. Волевые качества. Изучение психологии воли в отечественной и зарубежной психологии. Схема этапов волевого действия. Наличие препятствий и борьба мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Проблема выбора и принятия решения. Свобода воли и личностная ответственность. Психологическая характеристика различных уровней регуляции поведения (непроизвольного, произвольного и волевого). Развитие воли у человека.

Тема 5. Личность как предмет психологического исследования (2 часа)

Общее представление о личности. Соотношение и области применения понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности». Представление о личности в работах отечественных и зарубежных психологов (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анциферова, А.Н.Леонтьев, У.Джемс, Г.Олпорт и др.).

История исследования личности в психологии. Современные теории личности. Использование системно-структурного анализа в психологической науке. Структурный подход к изучению личности, его особенности, преимущества и ограничения. Факторный подход к описанию структуры личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк). Структура личности в работах отечественных психологов (В.С.Мерлин, К.К.Платонов и др.). Обзор западных теорий личности (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, В.Франкл, Дж.Келли).

Развитие и формирование личности. Понятие социализации. Интериоризация как механизм социализации (П. Жане, Л.С. Выготский). Стадии процесса социализации; институты социализации. Биологическое и социальное в структуре личности. Проблема устойчивости личности.

История изучения темперамента с древности до наших дней. Типологический подход к исследованию темперамента, характеристика основных типов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Гуморальные теории темперамента и их критика. Конституциональные теории: типология Э.Кречмера, У.Шелдона. Физиологические основы темперамента, его связь с типами ВНД (И.П.Павлов). Современные представления о связи свойств нервной системы и темперамента. Возрастные особенности проявления темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности.

Понятие характера. Отношения как основа черт характера. Социально-типическое и индивидуально-своеобразное в характере. Функции характера. Сравнительная характеристика темперамента и характера. Типы характера по А.Р.Лазурскому. Понятие эндопсихики и экзопсихики. Формирование характера в детском возрасте. Акцентуация характера. Типы акцентуаций (К.Леонгард, А.Е.Личко). Методы психологического исследования темперамента и характера.

Тема 6. Мотивация и деятельность (2 часа)

Понятие мотивации. Мотивационные факторы. Потребность как источник активности личности. Виды потребностей. Понятие мотива и цели. Критерии классификации мотивов (внешние и внутренние, осознанные и неосознанные, смыслообразующие и др.) Функции мотивов. Общая характеристика интересов, убеждений, влечений и установок. Иерархизированность мотивационной сферы личности. Концепция самоактуализирующейся личности А.Маслоу. Мотивационные конфликты.

Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы (А.И.Леонтьев). Понятие о деятельности. Основные характеристики деятельности (предметность, субъектность). Деятельность, поведение и активность субъекта. Психическая регуляция поведения и деятельности. Строение деятельности. Умения, навыки и привычки. Игра, учение и труд как основные виды человеческой деятельности, их сравнительная характеристика. Понятие о ведущей деятельности, ее роль на разных этапах онтогенеза.

Представление о способностях в трудах С.Л.Рубинштейна, В.С.Мерлина, В.Д.Шадрикова, В.М.Теплова и др. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей. Способности и склонности. Понятие одаренности и таланта. Связь одаренности с психопатией (Ч.Ломброзо), психоаналитическое объяснение одаренности. Методы диагностики способностей.

Психологическая характеристика самосознания, его соотношения с сознанием. Функции самосознания. Стадии развития представлений о себе в процессе взросления индивида (И.И.Чеснокова, В.С.Мерлин). Факторы развития самосознания. Понятие Я-концепции; ее структура и функции. Профессиональная Я-концепция. Уровневый подход к самосознанию. Характеристика самооценки как компонента самосознания. Методы изучения самосознания в психологии. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. Негативные последствия самораскрытия.

Тема 7. Психология групп (2 часа)

Понятие общения. Стороны процесса общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Этапы общения. Виды общения (деловое, игровое, манипулятивное, диалогическое и др.) Особенности вербальных средств коммуникации. Структура невербальной коммуникации: кинесика (жесты, мимика, пантомимика), просодика (интонация голоса, его темп, ритм), проксемика (пространственно-временная организация), визуальное общение (контакт глаз), такесика (прикосновения), ольфакторная система. Филогенетическое и онтогенетическое развитие общения. Значение общения для формирования личности.

Личность и межличностные отношения. Психологические трудности общения, барьеры взаимопонимания. Понятие конфликта. Типы взаимодействия в конфликтной ситуации. Психологические теории общения (Э.Берн, Д.Карнеги и др.) Проблема выделения психологических правил эффективного общения.

Понятие группы в психологии. Основные характеристики группы: композиция, структура, нормы и ценности, система санкций, групповые процессы. Статус и роль. Виды групп: условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, становящиеся и развитые, референтные и др. Уровень развития группы. Понятие коллектива.

Малые группы. Динамические процессы в малой группе. Лидерство и руководство, их виды. Социально-психологический климат, его параметры. Методы диагностики межличностных отношений: социометрия, аутосоциометрия, референтометрия.

Психология больших социальных групп. Нравы, обычаи и традиции как регуляторы социального поведения. Психология социальных классов и этнических групп. Стихийные группы и массовые движения.

История исследований межгрупповых отношений. Методологическое и практическое значение проблематики межгрупповых отношений.

2.2 Перечень тем практических/лабораторных занятий

Занятие № 1. Естественнонаучные основы психологии. Развитие психики человека и животных (2 часа, коллоквиум)

  1. Различные представления о сущности психики.

  2. Центральная и периферическая нервные системы. Принципы функционирования мозга. Межполушарная ассиметрия.

  3. Уровни развития психики. Основные формы поведения животных.

  4. Общая характеристика сознания человека.

  5. Сравнительный анализ психики и поведения человека и животных.

Занятие № 2. Общая характеристика познавательной сферы человека (4 часа, коллоквиум)

  1. Классификация, свойства и взаимодействие ощущений.

  2. Основные феномены и свойства восприятия.

  3. Виды и свойства внимания.

  4. Виды и процессы памяти. Факторы, влияющие на запоминание.

  5. Физиологические основы ощущений, восприятия, внимания и памяти.

  6. Основные процессы и виды мышления.

  7. Функции и виды речи. Соотношение мышления и речи.

  8. Понятие о воображении. Его функции и виды.

Занятие № 3. Эмоции и воля (2 часа, коллоквиум)

  1. Определение эмоций и чувств. Связь эмоций с познавательными процессами.

  2. Теории эмоций (Ч.Дарвин, У.Джемс, К.Ланге, У.Кеннон, П.Бард, С.Шехтер, П.В.Симонов и др.).

  3. Общая характеристика эмоциональных процессов и состояний (настроения, аффекты, фрустрация, стресс).

  4. Определение и функции воли. Структура волевого действия.

  5. Волевые качества личности. Свобода воли и личностная ответственность.

Занятие № 4. Темперамент и характер (2 часа, коллоквиум)

  1. Общая характеристика темперамента.

  2. Гуморальные и типологические теории темперамента. Связь темперамента и типа высшей нервной деятельности.

  3. Понятие о характере. Отношения как основа черт характера.

  4. Соотношение между темпераментом и характером.

Занятие № 5. Мотивация и деятельность. Способности (2 часа, коллоквиум)

  1. Классификации потребностей и мотивов (А.Маслоу, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский).

  2. Основные характеристики и психологическое строение деятельности.

  3. Виды деятельности. Понятие ведущей деятельности.

  4. Личностно-деятельностный (Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн) и функционально-генетический (В.Д.Шадриков) подходы к исследованию способностей.

  5. Классификация способностей по К.К.Платонову.

  6. Соотношение между способностями, задатками и склонностями. Понятия одаренности, таланта, гениальности.

Занятие № 6. Общая характеристика самосознания (2 часа, коллоквиум)

  1. Понятие о самосознании. Соотношение между сознанием и са­мосознанием.

  2. Развитие самосознания в течение жизни человека.

  3. Структура Я-концепции. Классификация Я-образов.

  4. Представления об уровневом строении самосознания (И.И.Чеснокова, И.С.Кон, В.В.Столин).

  5. Самоотношение и самооценка как составляющие самосознания.

Занятие № 7. Общение. Психология групп (2 часа, коллоквиум)

  1. Понятие об общении. Перцептивная, коммуникативная и интерак­тивная стороны общения.

  2. Особенности вербальных и невербальных средств коммуникации.

  3. Классификация групп в социальной психологии.

  4. Динамические процессы в малых группах.

  5. Проблема лидерства и руководства в социальной психологии.

  6. Общественно-психологические явления: традиции, общественное мнение, стереотипы, предубеждения и т.д.

2.3 Самостоятельная работа студентов

Освоение курса предполагает самостоятельную работу по подготовке к аудиторным занятиям, как с применением компьютерных программ, так и без их применения, выполнение домашних заданий, связанных с поиском информации в сети Интернет, а также работу над ситуационными проектами в группах.

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Программой дисциплины предусмотрено проведение практических занятий, на которых организуются ролевые игры, разбираются конкретные ситуации повседневного общения. Широко используются информационные технологии (электронные тесты, тренажеры, интернет-ресурсы). Практические занятия призваны укреплять и расширять теоретические знания студентов.

В ходе изучения данного курса предполагается использование электронных презентаций и проведение компьютерного тестирования. При обучении используются интерактивные формы, в том числе с применением игровых и неигровых методов.

Для студентов в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка кратких сообщений с презентацией в формате Microsoft PowerPoint.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

    1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

Примерные темы рефератов

Тема 1. Условия прочного запоминания

Тема 2. Психология эмоций
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология рабочая программа учебной дисциплины iconПсихология физической культуры и спорта
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология физической культуры и спорта» составлена в соответствии с требованиями гос впо РФ...

Психология рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины «педагогическая психология»
Программа предназначена для аспирантов (соискателей) ученой степени по специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология

Психология рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины информатика (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» подготовлена Темниковой И. С., ст пр кафедры общественных дисциплин

Психология рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины экономика (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Психология рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа этика специальность «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Психология рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа история востока специальность «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Психология рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория Государства и Права» составлена в соответствии с требованиями гос впо направления подготовки...

Психология рабочая программа учебной дисциплины iconПрограмма дисциплины «Лидерство и построение команды в бизнесе» для...
Знания основ экономики, социологии и менеджмента, а также закономерностей поведения людей и социальных групп в объеме дисциплины...

Психология рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Психология рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную