С. В. Ковалев нлп-консалтинг: введение в человеческое






НазваниеС. В. Ковалев нлп-консалтинг: введение в человеческое
страница1/12
Дата публикации05.07.2016
Размер2.14 Mb.
ТипКнига
e.120-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
С.В. Ковалев


НЛП-КОНСАЛТИНГ:

ВВЕДЕНИЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

БЛАГОПОЛУЧИЕ
ВОСТОЧНАЯ ВЕРСИЯ

НЕИРОПРОГРАММИРОВАНИЯ, ИЛИ

УЧЕБНИКИ УМЕНИЯ ЖИТЬ
, '■*■

Книга первая
Учебное пособие
Рекомендовано Редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия


Москва

2006



УДК 159.9 (075.8)

ББК 74.0

К56

Главный редактор

Д. И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора

С. К. Бондырева Члены редакционной коллегии:

A. Г. Асмолов И.В. Дубровина Н.Д. Никандров

B.А. Болотов М.И. Кондаков В.А. Поляков

В.П. Борисенков В.Г. Костомаров В.В. Рубцов

А.А. Деркач Н.Н. Малофеев Э.В. Сайко

А.И. Донцов

Ковалев С.В.

К56 Восточная версия нейропрограммирования, или учебники умения жить. НЛП-консалтинг: введение в человеческое благополучие, - М. : Московский пси­холого-социальный институт, 2006. - 240 с.

ISBN 5-89502-990-6

В этой книге одного из лидеров отечественного нейролингвистического программирования впервые описывается методология и методы одного из наиболее интересных направлений «продвинутого» НЛП: Вос­точной версии нейропрограммирования, причем делается это на матери­алах более всего «закрытой» его области - НЛП-консалтинга. Описыва­ются основы НЛП: сущность и отличительные особенности Восточной версии нейропрограммирования; расширенное использование модели «Русская матрешка»; основы теории психологического и НЛП-консультирования, а также методики НЛП-консалтинга как средства достиже­ния человеческого благополучия: работы с обыденными проблемами; консультирования сложных проблем; психотехнологий прояснения, оп­ределения, формулирования и оформления целей; консультирования осуществления изменений; прояснения нерешаемых проблем: поиска не­стандартных решений и создания мотивации к изменениям.

Для психологов, психотерапевтов, консультантов, коучеров, а так­же всех, кто интересуется НЛП и новейшими психотехнологиями благо­получия, совершенства и удачливости, а также просто - умением жить...

УДК 159.9 (075.8) ББК 74.0

ISBN 5-89502-990-6 (МПСИ) © Московский психолого-социальный

институт, 2006 ISBN 5-98352-045-8 (Багира-2) © Дизайн и верстка ООО «Багира-2», 2006


Предисловие

Скажите, вы хотите стать благополучным, совер­шенным и удачливым? Если нет, то поставьте эту книгу обратно на полку и быстрым (ну очень быстрым) шагом возвращайтесь в свою серую повседневность. Если да, то приготовьтесь к тому, чтобы принять участие в самой увлекательной в мире игре: развитии себя и других. А заодно еще и к тому, чтобы сделать свою жизнь эф­фективной и счастливой. Ибо это, пусть и немного суховатое (извините, объемы поджимали) учебное по­собие - первое из серии «Восточная версия нейропрограммирования, или учебники умения жить» - предо­ставит вам уникальные возможности, которые иначе вы не получили бы ни за какие коврижки: приобрести зна­ния и навыки, способные самым серьезным образом улучшить вашу жизнь, и получить новую, высокоопла­чиваемую и очень нужную людям специальность и про­фессию (ну это если вы еще и не так уж долго у нас от­занимаетесь...).

Если же говорить более конкретно, то с помощью этой книги вы овладеете первыми, но вполне достаточ­ными для самостоятельного использования азами науки о человеческом совершенстве, благополучии и удачливо­сти: Восточной версии нейропрограммирования. И для начала станете благополучным. А далее (посредством уже других книг этой серии) избавитесь от почти всех своих страхов и комплексов, обретя взамен эффектив­ность и счастливость. Овладеете принципами, приемами

и способами жизнедеятельности высокоэффективных и успешных людей. Приобретете устойчивую и активную веру в себя: веру, способную изменять жизнь в нужную вам сторону. Обретете совершенство и удачливость (в любой области или сфере своей жизни). Узнаете Смысл, Предназначение и Цели собственной жизнедеятельнос­ти. И усвоите систему из более ста психотехнологий, ко­торые позволят вам осуществлять обоюдовыгодные улучшения себя и других...

Введение

Нейролингвистическое программирование

(НЛП) - когда-то одно из популярных направлений при­кладной психологии, а ныне вполне самостоятельная метанаука о человеческом благополучии, совершенстве и удачливости - давно уже признано (в том числе и оппо­нентами) одной из наиболее эффективных систем измене­ний человека, группы и общества. Область применения НЛП чрезвычайно широка и помимо психокоррекции, психологического консультирования, психотерапии и коучинга включает в себя педагогику, медицину, маркетинг, рекламу, а также управленческий и политический консал­тинг. В отличие от многих других практически и/или пси­хотерапевтически ориентированных психологических дисциплин и школ современной психотерапии, зачастую более декларирующих, чем демонстрирующих свою дей­ственность, нейролингвистическое программирование обеспечивает действительно быстрые (и очень устойчи­вые) изменения в психике человека, а также весьма эф­фективные решения проблем как отдельного индивида, так и социума в целом.

В то же время именно сейчас НЛП переживает оче­видный и обидный кризис. И (что печально) более всего этот кризис обусловлен пробелами в методологии, когда из-за слабой методологической базы нейролингвистичес­кое программирование превратилось в некий конгломе­рат прекрасно работающих, но крайне слабо структуриро­ванных техник, которые удачно и успешно растаскивают представители других школ и направлений. Отчего, по горьким словам Дж. Гриндера, одного из отцов-основа­телей этой науки, НЛП может, как бы раствориться в них, исчезнув, как шепот на ветру...

Немаловажным (но уже для отечественного нейролингвистического программирования) оказалось и то, что к моменту прихода НЛП к нам, на Восток, там, на Западе, оно уже было диверсифицировано на многие школы и школки, представители которых истово и неистово от­стаивали свое, «истинное» нейролингвистическое про­граммирование и, соответственно, его и преподавали. И, если воспользоваться известной притчей о слоне и трех слепых, ныне в России мы не имеем «НЛП слона», и толь­ко лишь - совершенно отдельно! - нейролингвистическое программирование хобота, ушей и хвоста означенного животного...

Эта беда усугубилась тем, что отечественные энэлперы, видимо в силу врожденного российского комплекса неполноценности (как известно, компенсируемого ком­плексом превосходства), вместо соответствующей мето­дологической работы занялись дележом рынка и мелким администрированием, в основном направленным на от­стаивание своей рыночной ниши...

Мы начали заниматься нейролингвистическим программированием еще в конце 80-х годов прошлого века. И сразу же оказались вынуждены не только впиты­вать и воспринимать новое, поразившее нас своей эф­фективностью знание, но и структурировать и даже про­сто менять получаемую информацию. Первоначальное усвоение НЛП было осуществлено нами как бы в три этапа.

На первом этапе - структурном - обнаружив, что столкнулись с плохо организованной совокупностью (именно совокупностью, а не системой) изумитель­но работающих психотехнологий, мы попытались хоть как-то структурировать их по направлениям использо­вания.

На втором этапе - системном - выяснив, что со­временное нейролингвистическое программирование уже как бы утратило свою целостность и распалось на четыре независимых направления (конативное, когни­тивное, аффективное и имажинативное - см. более по­дробно далее), постарались как-то синтезировать все на­иболее ценное, что было создано в рамках каждого из этих направлений.

На третьем этапе - методологическом - оконча­тельно поняв, что нейролингвистическое программирова­ние, при всей его «особливости», родилось не на пустом месте, а, наоборот, весьма ловко «позаимствовало», твор­чески изменив (часто до неузнаваемости) достижения других школ современной прикладной психологии и пси­хотерапии), мы вернулись к «первоисточникам» и как бы заново, но «под углом» методологии НЛП, изучили гештальттерапию, психосинтез, транзактный анализ, кратко­срочную позитивную терапию, психодраму, когнитивную и рационально-эмоциональную терапию и еще многое другое, включая аналитическую психологию Юнга, клас­сический психоанализ и индивидуальную психологию Адлера.

А потом произошло то, что и должно было про­изойти. Количество перешло в качество, и в результате углубленной работы над методологией уже только нейролингвистического программирования (самым слабым ме­стом классического НЛП) родилась Восточная версия нейролингвистического программирования, которая 30 ноября 2005 года была официально признана комитетом по модальностям Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги самостоятельной мо­дальностью (методом и направлением) консультирова­ния и психотерапии.

Полное описание этой самой Восточной версии НЛП будет дано нами в серии из пяти или шести книг (одна из которых, возможно, будет полностью посвящена методологии). Первую из этих книг, причем самую то­ненькую, - «НЛП-консалтинг» - вы сейчас держите в ру­ках. Книгу, которая (как, разумеется, и все последующие) действительно позволит профессиональному и усердному пользователю достичь совершенства, благополучия и удачливости в любой области своей жизни (порукой то­му наши, разбросанные по всему пространству России и СНГ, ученики, жизнь которых, как по волшебству, изме­нилась в лучшую сторону). А поскольку то, что получи­лось, оказалось заметно отличающимся и от классическо­го, и от «продвинутого» НЛП, в качестве более краткого, а может быть, даже и окончательного, названия утверди­лась номинация «Восточная версия нейропрограммирования».

Использованные выше термины «профессиональ­ный» и «усердный», безусловно, нуждаются в пояснении. Так вот, на наш взгляд, процесс обучения чему бы то ни было состоит из двух составляющих: усвоения знаний и их освоения, что графически можно представить так (рис. 1).

При усвоении чего угодно мы имеем дело с тради­ционным обучением как увеличением количества зна­ний по некоему предмету, что, конечно же, расширяет возможности их использования, но ненамного. В случае же освоения речь идет, собственно, о расширении этих са­мых возможностей: практического ли, теоретического ли, но использования накопленного. Освоение усвоенного. Собственно, усвоение имеет отношение к профессионализму (с точки зрения профессионального статуса, присваиваемого по сумме усвоенного), тогда как освое­ние - все-таки к усердию в использовании усвоенного. Так, многие практики НЛП, получившие желаемый сертификат, никогда больше не используют нейролингвистическое программирование в достаточном для его освоения объеме (или же начинают усваивать нечто новое). Соответственно, людей, которые только лишь усваивают, ничего не осваивая, мы называем подмастерьями. Людей, которые, усвоив нечто, всю оставшуюся жизнь только лишь осваивают это, единожды усвоенное, - специалистами (помните, у К. Пруткова: «Специалист подобен флюсу - полнота его односторонняя...»). А тех, кто четко выдерживает цикл усвоения-освоения и многократно повторяет его на протяжении всей своей профессиональной карьеры, а то и жизни, только лишь и можно назвать Мастерами.



Рис. 1

Осмысление накопленного опыта позволяет нам ут­верждать (ну, если хотите, то вслед Г. Бэйтсону), что в жизни, мышлении и в обучении люди действительно со­блюдают определенные иерархии и классификации, имеющие уровневую структуру. И что таких уровней (это уже в отличие от Г. Бэйтсона и предшественников) всегда и везде (хотя и с возможными исключениями) насчитывается три обобщенных (и девять их - обобщенные уровни - составляющих). В качестве этих самых трех обобщенных уровней мы выделяем:

  1. инструментальный

  2. интенциональный и

  3. смысловой.

Кстати, существование именно этих уровней хоро­шо показано в древней притче о трех каменотесах, кото­рых спросили, что они делают.

«Неужели ты не видишь - дроблю эти проклятые камни!» - раздраженно буркнул один (инструментальный уровень).

«Зарабатываю себе на жизнь» - пожал плечами дру­гой (интенциональный уровень).

«Я строю храм!» - гордо ответствовал третий (смысловой уровень).

Мы неоднократно будем возвращаться к этой уни­версальной для Восточной версии нейропрограммирования модели, а пока только лишь сообщим, что и в обучении также очень четко наблюдается три уровня, как бы объединяющие в себе девять нейрологических уровней (НЛУ).

Инструментальный - отвечающий на вопросы «Где?» и «Когда?» (НЛУ окружения), «Что?» (НЛУ дей­ствия) и «Как?» (НЛУ способностей) применять.

Интенциональный - отвечающий на вопросы «Для чего?» (НЛУ намерений), «Зачем?» (НЛУ ценностей) и «Почему?» (НЛУ убеждений).

Смысловой - отвечающий на вопросы «Кому?» (НЛУ идентичности), «Во имя чего?» (НЛУ Миссий)

и опять-таки «Где?» (НЛУ Смысла), но это уже из нового цикла обучения данного индивида...

Остается добавить, что давно и не нами отмечено, что в области психических процессов, поведения и дея­тельности людей психологи могут почти все объяснить, но мало что изменить. В этом отношении нейролингвистическое программирование, которое почти ничего не объясняет, но очень многое легко изменяет, может ока­заться воистину бесценным даром для любого человека, профессионально работающего с людьми, универсальным инструментом или, если хотите, своеобразной «палочкой-выручалочкой» консалтинга, психокоррекции, психотера­пии и коучинга.

Однако освоение НЛП требует усвоения не столь­ко теоретических знаний, сколько практических навы­ков - многочисленных, порой весьма трудных и обяза­тельно как бы «пропущенных через себя». Именно поэто­му данное пособие помимо описания психотехнологий нейролингвистического программирования снабжено еще и системой упражнений, последовательное прохож­дение которых только лишь и может позволить обрести необходимые умения и навыки.

Что же касается перехода от обучения НЛП к его применению, то здесь нам хотелось бы привести слова одного из наших учителей - директора ВС NLP Neuro-lingvistic programming institute M. Аткинсон, которая советует любую технику нейролингвистического программирования осваивать следующим образом: десять раз сделать ее на себе, а потом еще десять раз - на друзьях и родственниках. И утверждает, что если техника «пойдет» на в упор не видящих в вас профессионала родных и близких, вы можете не сомневаться, что она сработает на любом клиенте... Однако не будем скрывать, что полное и подлинное усвоение премудростей Восточной версии нейропрограммирования может быть осуществлено на наших специальных курсах, программу и график проведения которых вы найдете в конце данной книги.

Часть I

МЕТОДОЛОГИЯ ВОСТОЧНОЙ ВЕРСИИ

НЕЙРОПРОГРАММИРОВАНИЯ
Глава 1

Основы НЛП

Как уже отмечалось ранее, при всех своих очевидных отличиях Восточная версия нейропрограммирования ис­ходно базируется на «классическом» НЛП. А это значит, что пусть и не все, но основные постулаты и принципы данной науки сохраняются в ней в неприкосновенности. К сожалению, из-за того, что в течение почти всего време­ни своего развития нейролингвистическое программирова­ние намеренно позиционировалось как прикладная и даже атеоретическая наука, говорить о какой-либо завершен­ной его методологии преждевременно. Тем не менее есть в НЛП некий «джентльменский» набор сведений, без кото­рых его изучение оказывается невозможным. К таковым в данной главе мы отнесли:

  • теоретические основы, истоки и базовые положе­ния нейролингвистического программирования;

  • сущность и отличительные особенности НЛП;

  • историю возникновения и развития нейролингвистического программирования;

  • подход НЛП к человеческой деятельности и возможностям сознания;

  • основные причины эффективности нейролингвистического программирования.


1.1. Теоретические основы, истоки и базовые положения нейролингвистического программирования

В настоящее время в теоретическом плане НЛП рассматривается как «..модель человеческих коммуника­ций и поведения, которая может быть эффективно ис­пользована для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оп­тимизации» или как «...современное направление пост-эриксоновской психотерапии... разрабатываемое с 1975 г.».

Как наука, нейролингвистическое программирова­ние трактуется как «...область знаний, изучающая струк­туру субъективного опыта людей, занимающаяся разра­боткой языка его описания, раскрытием механизмов и спо­собов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям».

В практическом аспекте нейролингвистическое программирование рассматривается как наука о человече­ском превосходстве, совершенстве и личном мастерстве. В данном плане оно трактуется как «...практическое ис­кусство, позволяющее добиться тех результатов, к кото­рым мы искренне стремимся в этом мире... Это - исследо­вание того, что составляет различие между выдающимся и обычным. Оно также оставляет после себя целый веер чрезвычайно эффективных техник в области образования, консультирования, бизнеса и терапии».

Принято считать, что классическое НЛП базирует­ся на следующем:

  • изучении, анализе и моделировании практики М. Эриксона, В. Сатир, Ф. Перлза и некоторых других американских психотерапевтов;

  • современных данных о межполушарной асимметрии, то есть о различиях в переработке инфор­мации левым и правым полушарием;

  • работах Г. Бэйтсона, посвященных «экологии разума»;

  • трансформационной грамматике Н. Хомского;

  • исследованиях кибернетики в части искусствен­ного интеллекта;

  • теории логических типов Дж. Рассела;

  • разработках поведенческой психологии (от И. Павлова до К. Прибрама).

В связи с этим нейролингвистическое программи­рование обоснованно рассматривается как междисципли­нарная интегративная концепция необихевиористской ориентации.

Базовые постулаты классического НЛП можно све­сти к следующим четырем.

1. Человеческий мозг и организм (Сознание и Те­ло) могут быть уподоблены компьютеру, имеющему набор программ, возникающих как следствие:

  • генетического программирования;

  • самопрограммирования;

  • внушении значимых лиц и

  • программирующего воздействия психотравматических ситуаций.

  1. Большая часть программ человеческого биоком­пьютера не осознается и не предъявляется в речи. Однако она отражается в глубинных речевых структурах и может быть выявлена посредством целенаправленно задаваемых вопросов.

  2. Любые патологические симптомы имели в про­шлом (и, возможно, имеют в настоящем) адаптивную функцию (то есть явились своеобразной уродливой фор­мой адаптации к реальности), однако они могут быть перепрограммированы на более адаптивные и адекватные.

  3. Для перепрограммирования людей необходимы подстройка к ним (с созданием прочного раппорта) и ис­пользование эффективных технологий взаимодействия и воздействия. Однако любое перепрограммирование должно учитывать самоценность человека и руководство­ваться принципом «не навреди».

НЛП также как бы построено на двух фундамен­тальных принципах.

  1. Карта не есть территория. Согласно этому прин­ципу, человеческие существа никогда не смогут постичь всю полноту действительности, поскольку все, что мы по знаем, есть только лишь наше восприятие этой действи­тельности. И именно «нейрологические карты» действительности, а не сама действительность определяют наши поступки и придают им смысл.

  2. Жизнь и Сознание являются системными про­цессами. То, что возникает в нас при взаимодействии
    с окружающей реальностью, есть системный процесс. На­ши тела, сообщества людей и сама Вселенная образуют экологию сложных систем и подсистем, которые постоян­но взаимодействуют и влияют друг на друга и, основыва­ясь на определенных принципах самоорганизации, стара­ются прийти в состояние оптимального равновесия, или гомеостаза.

Поскольку вышеприведенные описания Р. Дилтса выглядят несколько умозрительно, уточним, что, соглас­но первому принципу, человек живет в реальности своих «карт» (или в реальности, создаваемой этими «картами») и, например, художник, ботаник и лесоруб, придя в один и тот же лес, увидят три разных леса. Согласно же второ­му принципу (точнее, его дополнению), свойства любой системы не сводимы к свойствам составляющих ее эле­ментов и, более того, не выводимы из них. Однако они - свойства системы - могут быть изменены за счет воздей­ствия на системообразующие элементы, и потому даже то­чечное воздействие на Сознание и Тело человека может изменить практически даже и все (в идеале) свойства этих самых Сознания и Тела.
1.2. Основы модели НЛП

Описание основных положений нейролингвистического программирования в предыдущем разделе было как емким, так и излишне сухим. Поэтому рассмотрим вопрос о модели НЛП более подробно. Так вот, в сути своей нейролингвистическое программирование действительно представляет собой модель психологических процессов и поведения человека. Модель эта построена на вполне от­четливой компьютерной аналогии, согласно которой че­ловеческий мозг может быть представлен в виде сверх­мощного компьютера, а индивидуальная психика - как набор программ. Эффективность жизнедеятельности че­ловека определяется качеством его «программного обес­печения» и может быть существенно повышена за счет перехода на более совершенные «программы» психической деятельности.

В аббревиатуре НЛП часть «нейро» представляет весьма важную в контексте методологии нейролингвистического программирования идею о том, что любые поведе­ние и деятельность имеют своим началом чисто невроло­гические процессы в голове и теле человека. «Лингвисти­ческая» часть напоминает о том, что именно с помощью языка мы организуем и упорядочиваем наши мысли и действия, а также вступаем в общение с другими людь­ми. Ну, а часть «программирующая» указывает на спосо­бы (программы), с помощью которых человек организует свою психику (а психика, в свою очередь, - человека), чтобы получить необходимые результаты.

Следует особо отметить, что, в отличие от других психологических дисциплин, НЛП редко интересуется содержанием человеческого опыта (что, собственно, и является основным предметом психологии). Нейролингвистическое программирование уделяет основное внимание организации этого опыта - тому, как человек строит свой опыт; какие процессы лежат в основе данно­го построения и как всем этим можно управлять. Имен­но в связи с этим «классики» НЛП часто предлагают рассматривать использование этой науки как своеобраз­ный образовательный процесс: переобучение мозга. Большинство реакций людей на внешние и внутренние раздражители являются стереотипными и автоматичес­кими, но далеко не всегда полезными и эффективными. Путем замены старых «программ» на новые нейролингвистическое программирование создает более продук­тивные формы поведения и реагирования на внешние и внутренние стимулы.

В чисто методологическом аспекте НЛП не являет­ся, как это принято нынче считать, отраслью прикладной психологии. Скорее, его можно признать своеобразной метанаукой - аналогичной математике и кибернетике, но ограничивающей свои интересы областью человечес­кого поведения и деятельности.

В теоретическом плане нейролингвистическое про­граммирование определяется как многомерная модель структуры и функции человеческого опыта. НЛП описыва­ет на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программи­рования, то есть тех основных компонентов, которые со­здают субъективный опыт. Будучи представленным как процесс, НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения, причем бихевиоральная технология является его побочным продуктом. По­следняя включает набор фреймов, приемы и навыки разви­тия системного познания, гибкости и компетенции. НЛП также представляет собой особое отношение, в основе ко­торого лежит стройная система убеждений и предполо­жений относительно масштабов человеческих возможнос­тей, процессов, общения и изменений.

В практическом аспекте нейролингвистическое программирование - это искусство и наука о личном мас­терстве. Это практическое руководство, позволяющее до­биться тех результатов, к которым мы стремимся в этом мире. Это описание того, что создает различия между вы­дающимся и обычным, выдающимися и обычными людьми. И это система приемов, техник и технологий, позволяю­щая использовать колоссальные возможности человеческо­го Разума*.

Смысл и предназначение НЛП можно выразить в виде простой метафоры. Если вы покупаете какую-нибудь сложную вещь - телевизор, компьютер и тому подоб­ное, то в обязательном порядке требуете инструкцию по пользованию этой самой вещью. Иначе вам просто не удастся воспользоваться всеми возможностями, которые заложены в любом сложном изделии. Но тогда как же жаль, что Мать-Природа, снабдив нас таким прекрасным инструментом, как мозг, то ли забыла, то ли не захотела приложить к этому изделию подробную инструкцию по пользованию. Соответственно, нейролингвистическое программирование и является наукой, которая как бы разрабатывает инструкции по использованию возможнос­тей человеческого мозга. Инструкции по управлению моз­гом - своим и чужим.
1.3. История возникновения и развития нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое программирование было создано в семидесятые годы XX века студентом (!) Кали­форнийского университета Р. Бэндлером и доцентом ка­федры лингвистики этого учебного заведения Дж. Гриндером.

Основой для его создания в первую очередь явилось моделирование данными авторами терапевтического опы­та «отца» гешальт-терапии Ф. Перлза. Результаты этого моделирования Р. Бэндлер и Дж. Гриндер опробовали в ходе серии семинаров в окрестностях Санта Круз, после чего приступили к изучению терапевтических моделей В. Сатир - уникального семейного терапевта по сути и со­циального работника по статусу. Чуть позднее основатели НЛП познакомились с Г. Бейтсоном, также преподавав­шим в Калифорнийском университете, - биологом по профессии, но психологом, антропологом и психиатром по характеру своих интересов и роду занятий. Именно Г. Бейтсон порекомендовал Р. Бэндлеру и Дж. Гриндеру обратить внимание на создателя так называемого нового гипноза М. Эриксона (ныне эта модель наведения и ис­пользования транса так и называется: эриксоновский гип­ноз). Взаимодействие с ним, наряду с уже накопленным опытом моделирования Ф. Перлза и В. Сатир, а также Г. Бейтсона, и привело к тому, что к концу семидесятых годов был создан весьма своеобразный синтез гештальт-терапии, семейной психокоррекции, кибернетики и гип­ноза, который и получил название «нейролингвистическое программирование» (как утверждают, вначале оно бы­ло просто шуткой!).

В дальнейшем сотрудничество между Р. Бэндлером и Дж. Гриндером прекратилось, и в развитии НЛП они пошли разными путями. Р. Бэндлер в восьмидеся­тые годы стал заниматься преимущественно субмодаль­ностями - своеобразными оттенками наших внутрен­них образов, звуков и чувств, посредством которых че­ловек (или его мозг) фиксирует собственный опыт (и целенаправленная модификация которых способна полностью изменить сущность, структуру, смысл и оценку этого опыта). Дж. Гриндер в это же время скон­центрировал свое внимание на изучении предпосылок личностной гениальности, а также создании так называ­емого Нового Кода нейролингвистического программи­рования, в котором главное место отводилось фильтра­ции накопленного опыта и множественному описанию действительности.

Наряду с этим во все те же восьмидесятые годы Р. Дитлс осуществил тщательное исследование сущнос­ти, роли и способов кодирования человеческих убежде­ний, что привело к созданию целого ряда новых психо­технологий НЛП, а также реализовал в конкретных методологических и методических моделях идею Г. Бейтсона об иерархии логических уровней человеческой жизне­деятельности. Л. Камерон-Бэндлер обнаружила сущест­вование метапрограмм - своеобразных тенденций в со­держании бессознательного человека - и разработала ряд методов, позволяющих с помощью этого паттерна изменять эмоции и образ жизни человека. Э. Роббинс со­здал так называемую рабочую форму «применения НЛП к себе» (в отличие от уже существующей формы «воз­действия посредством НЛП на клиента»), что сущест­венно расширило возможности использования нейролингвистического программирования. А. Т. Джеймс по­стулировал наличие феномена линии времени - индиви­дуального способа организации человеческого опыта в контексте связи прошлого, настоящего и будущего и создал ряд новых психотехнологий НЛП, позволяю­щих видоизменять прошлое и программировать будущее индивидуума.

Девяностые годы развития нейролингвистического программирования в основном были связаны с разработ­кой Р. Дилтсом концепции системного НЛП, открытием К. Андреас метода сущностных трансформаций (исполь­зования так называемых корневых, или сердцевинных, со­стояний в решении проблем человеческой жизнедеятель­ности), работами М. Холла по исследованию и использо­ванию метасостояний («состояний над состояниями», то есть вторичных, а не исходных), а также созданием Р. Бэндлером системы «инженерного Проектирования Че­ловека» {Design Human Engineering).

К числу наиболее интересных событий, случив­шихся в нейролингвистическом программировании в конце XX - начале XXI века можно отнести возникно­вение нейролингвистической психотерапии (NLPt); со­здание С. Андреасом оригинальной системы трансформации «Я», основывающейся на открытом им феномене баз данных; применение Р. Дилтсом НЛП в коучинге; раз­работку В. Мак Винни и П. Янгом концепции четырех реальностей (унитарной, сенсорной, социальной и ми­фической) с одновременным выделением четырех само­стоятельных моделей нейролингвистического програм­мирования (конативной, когнитивной, аффективной и имажинативной); а также создание Восточной версии нейропрограммирования.
1.4. Подход НЛП к человеческой деятельности и возможностям сознания

В подходе к человеческой деятельности НЛП исхо­дит из четырех важнейших условий ее эффективности, которые хорошо переданы еще одной метафорой: трехми­нутного семинара. Согласно этой метафоре, для того что­бы добиться успеха в жизни, необходимы следующие че­тыре вещи.

Во-первых, быть в согласии с собой и миром, то есть признавать то, что существует, не обязательно пытаясь это изменить (РАППОРТ).

Во-вторых, знать то, что вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой си­туации (РЕЗУЛЬТАТ).

В-третьих, быть внимательным и держать свои чув­ства открытыми, для того чтобы заметить, что вы движе­тесь к результату (ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ).

В-четвертых, иметь достаточно гибкости, чтобы на­стойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, что хотите (ГИБКОСТЬ).

Данные принципы представляют собой своеобраз­ные четыре столпа нейролингвистического программи­рования.

В анализе возможностей человека НЛП намеренно отказывается от теоретического анализа структуры пси­хики и динамики психических процессов, также предпо­читая аналогию.

С точки зрения НЛП, человеческое сознание (един­ство его бессознательных и сознательных компонентов) можно уподобить уникальному биокомпьютеру совер­шенно фантастической мощности, который, однако, рабо­тает вхолостую. Как тот же «Pentium» у начинающего пользователя, который применяет его исключительно для того, чтобы играть в компьютерные игры.

Энэлперы сильно расходятся в вопросе о том, на­сколько именно человек использует возможности своего мозга. Но даже самые оптимистичные из них утверждают, что не более чем на 10 %! Однако, скорее всего, с десяти­процентным «коэффициентом полезного действия» рабо­тает только мозг гения. Обычный же человек не использу­ет и 3 % своих возможностей...

Весьма любопытно, что, говоря о возможностях мозга, специалисты по НЛП вовсе не имеют в виду толь­ко лишь «скоростные» его характеристики (быстродей­ствие человеческого биокомпьютера, позволяющие ему за минуты делать то, на что у обычных компьютеров ухо­дят годы). Речь идет еще и о колоссальном, дарованном любому человеку запасе информации, который он прак­тически не использует, - как ребенок, обладающий эн­циклопедией, но упорно и глупо старающийся все узнать самостоятельно... По утверждению энэлперов, в 1998 го­ду британские неврологи обнаружили, что мозг человека уже содержит весь объем сведений о мироздании. Но это как бы негатив, который надо спроецировать на «фото­бумагу» нашего сознания и должным образом проявить. К сожалению (продолжим вышеприведенную анало­гию), мы все представляем собой бракованные фотографии. Кому-то не хватило выдержки в «засветке» позити­ва, кому-то - времени проявления отпечатка. А кто-то просто не удосужился как следует зафиксировать то, что уже начало проявляться...
1.5. Основные причины эффективности нейролингвистического программирования

В настоящее время НЛП считается (даже его оппо­нентами) одной из самых эффективных психотехнологий личностных изменений. В качестве основных причин этой эффективности специалисты по данной дисциплине обычно называют следующие три:

  1. стратегичность нейролингвистического про­граммирования, его нацеленность на результат;

  2. ориентация в работе на всю или, по крайней мере, большую часть потенциала человечес­кого мозга, заключенного в бессознательном;

3) использование высокоэффективных психотехнологий у опирающихся на язык и коды этого самого бессознательного.

Рассмотрим все это более подробно.

Итак, во-первых, нейролингвистическое програм­мирование стратегично по самой своей сути. Безогово­рочно нацелено на результат. И всегда идет не от негати­ва (плохого), а к позитиву (хорошему). Это только кажет­ся, что разница между этими последними «от» и «к» не очень-то существенна. На самом деле она кардинальна. Избавиться от чего-то вовсе не значит к чему-то прийти. Если вы воскресным вечером после проведенного на при­роде уикэнда собираетесь вернуться домой, вам не удаст­ся сделать это, просто идя от леса, в котором вы так хорошо провели свое время. Вам обязательно нужно идти к остановке автобуса, станции электрички или припря­танной неподалеку машине. Самолет, летящий от аэро­дрома и не знающий конечной точки своего маршрута - другого аэродрома, на котором он сможет приземлить­ся, - летит в никуда: к аварийной посадке где-нибудь в тайге. Да, человек - это, конечно же, не самолет. Но ес­ли он идет от чего-то, не зная, к чему он собирается прид­ти, вероятность успеха «путешествия» становится мини­мальной.

Специалисты по нейролингвистическому програм­мированию, моделируя эффективность и совершенство, давно уже установили, что единственно действенным яв­ляется именно движение «к», а не «от»; приближение к позитиву, а не удаление от негатива. Так, в. условиях ны­нешнего базара, который мы ошибочно называем рыноч­ной экономикой, миллионы людей занялись бизнесом. Примерно 80 % из них - чтобы уйти от нищеты. И только 20 % - чтобы прийти к богатству. Как вы думаете, кто из них добился большего успеха и преуспел?

В качестве главной причины, по которой движение к позитиву куда эффективней удаления от негатива, энэлперы обычно указывают на своеобразную, но почему-то малоизвестную многим особенность работы нашего мозга, который как бы не понимает частицы «не» и заложенного в ней момента отрицания. В результате употребляющие это отрицание люди сплошь и рядом программируют себя с точностью до наоборот.

Например, сейчас, пожалуйста, не думайте о хромой белой обезьяне. Ни под каким видом! Никоим образом! И никак не меньше минуты! Получилось? Вряд ли. Пото­му что для того, чтобы не думать об этой самой мартышке или другой разновидности четвероруких, вы сначала должны были о ней подумать. Как-то представить ее, после чего - если вы, конечно же, были честны перед самим собой, - она накрепко засела в вашем сознании. А теперь, продолжая не думать о белой хромой обезьяне (она опять появилась?), подумайте о розовом медведе. Что, все? Обе­зьяна исчезла? Естественно.

Весь этот фокус нужен был только для того, чтобы подчеркнуть единственное, но колоссальной важности положение (идею): уходя от чего-то, вы, как это ни стран­но, именно к этому и приходите. Вы не хотите быть бед­ным? Как это понятно и естественно! Но только лишь уходя от бедности, вы периодически, непременно и не­преложно думаете именно о ней - о том, от чего вы ухо­дите. И по сути программируете свой мозг на поддержа­ние и воспроизводство столь ненавистного вам состоя­ния, близкого к нищете.

Во-вторых, нейролингвистическое программиро­вание в своей работе опирается на мощь человеческого бессознательного, что позволяет куда как успешнее осу­ществить адаптацию к действительности.

Вы, конечно же, знаете о существовании у человека сознательной и бессознательной частей его психики. Так вот, по мнению специалистов по НЛП, только 6 % планов и программ человеческого поведения являются созна­тельно-осознанными, а 94 % этих самых планов и про­грамм действуют и функционируют на бессознательном уровне.

Объясняя это, энэлперы приводят еще одну ком­пьютерную аналогию. Из чего состоит любой компьютер? Из дисплея, на котором отображается выводимая инфор­мация и который «психологически» соответствует зоне непосредственного осознания. Из оперативной памяти, которая может считаться полным аналогом осознаваемой части нашей психики. И из системного блока с хард-дис­ком, где содержится вся накопленная конкретным компьютером информация, который как раз и соответствует бессознательному.

В анализе соотношения и ролей сознательного и бессознательного специалисты по нейролингвистическому программированию безоговорочно констатируют примат последнего - по целому ряду причин, из которых упомянем только три.

Во-первых, быстродействие бессознательной части человеческого разума на несколько порядков (!) выше бы­стродействия части сознательной (то есть сознание, увы, тугодумно, в то время как бессознательное мыслит молни­еносно и безошибочно).

Во-вторых, в сознании хранится только очень не­большая часть накопленной индивидом информации, в то время как в бессознательном находится абсолютно полная запись всех событий и сведений, которые он по­черпнул на жизненном пути (вы только представьте, сколь компетентными вы бы были, если бы помнили, ну, хотя бы все те книги, которые прочли, а ведь они в пол­ном объеме записаны на хард-диске вашего мозга-ком­пьютера).

В-третьих, по известным данным трансперсональ­ной психологии, в определенных режимах работы именно бессознательное человека оказывается способным под­ключаться как бы к гигантской системе «Интернет» - коллективному бессознательному, и черпать из него ин­формацию, зачастую недоступную не только индивиду­альному сознанию, но и коллективному сознанию боль­шинства живущих в настоящее время на Земле предста­вителей данного человечества. Ныне многие обоснованно считают, что все великие прозрения, пророчества и пред­сказания были получены людьми именно из того, что вслед за Тьярдом де Шарденом и В. И. Вернадским при­нято называть ноосферой.

Сделаем простой вывод из вышесказанного. Если 94 % планов и программ нашего поведения находится в бессознательном, то примерно столько же причин пси­хологических патологий помещаются именно там. Воз­действовать на них сознательно-волевыми усилиями - де­ло заведомо безнадежное. Куда проще договориться с бес­сознательным.

Так вот, в-третьих, нейролингвистическое про­граммирование для создания этой самой «договореннос­ти» использует весьма эффективные психотехнологии, основанные на языках и кодах человеческого бессозна­тельного. Здесь следует отметить, что методы «классичес­кого» НЛП исходят из очень интересного положения, по которому любые сложные психологические явления, происходящие в психике человека, можно свести к системе элементарных процессов и кодов деятельности его мозга, изменение которых в свою очередь изменяет и эти самые психологические явления.

Согласно нейролингвистическому программирова­нию, буквально все программы психики человека вполне можно как бы разложить на элементарные, поддающиеся изменению составляющие, каковые потом можно будет собрать заново, но уже в нужной последовательности. С точки зрения НЛП, психику человека можно предста­вить в виде этакого набора элементов типа конструктора «Лего». Из данного набора можно собрать практически все что угодно - в том числе и все то, что необходимо для экологичной жизнедеятельности человека.

Однако, к сожалению, во-первых, у большинства людей эта самая сборка была осуществлена крайне не­удачно, так что в результате получилось бог весть что. А во-вторых, практически у всех из нас в получивших­ся (весьма уродливых) «конструкциях» не хватает не­которых весьма важных элементов, которые по той или иной причине были нами же забыты или потеряны. Но элементы эти не исчезли совсем. Они просто «спря­тались» в дальних уголках и глубинах нашего бессозна­тельного.

Изучая элементы психики, которые, складываясь в последовательности, и образуют наши программы, специалисты по нейролингвистическому программиро­ванию обнаружили, что любой человеческий опыт со­стоит из визуальных образов и восприятий, внешних и внутренних звуков и голосов, приходящих извне или изнутри ощущений, а также различных логических кон­струкций. В общем-то, сие вполне естественно, ибо, как известно, имеется пять основных способов, с помощью которых мы познаем окружающий мир: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Наиболее важными являются первые три из них - визуальный (F), аудиальный (Л) и кинестетический (К) каналы получения информации, а также свойственный только людям (а не всему проче­му живому): логический, или, иначе, дискретный (D), - формулы, графики, схемы и тому подобные достижения человеческого разума. Так вот, по НЛП, именно эти са­мые V, Л, К и D - образы, звуки, ощущения и логические модели, называемые модальностями, по-разному орга­низуясь и сочетаясь, не только создают наш опыт, но и определяют схемы реагирования, или, иначе, спосо­бы поведения в мире, являясь как бы своеобразными ба­зовыми кодами программ человеческой жизнедеятель­ности. А это значит, что, для того чтобы изменить эти са­мые программы, вполне достаточно, не особо вдаваясь в то, откуда и как они появились, просто поменять по­следовательность, организацию или конкретное содер­жание соответствующих VAKD.

Однако, для того чтобы договариваться с кем угод­но, необходимо говорить на его языке, использовать подходящие, привычные тому, с кем мы собираемся догово­риться, выражения и коды. Здесь важно то, что, как ста­ло известно после исследований Р. Сперри, два полуша­рия человеческого мозга работают совершенно по-разно­му. Совсем различно осваивают действительность. И «разговаривают» на абсолютно разных языках. Левое полушарие, условно соответствующее сознанию, пони­мает и использует слова и знаки. Правое же, отвечающее и соответствующее бессознательному, «разговаривает» и «мыслит» только образами и ощущениями, причем за­кодированными вполне определенным образом. В ре­зультате большинство психокорректирующих объясне­ний, увещеваний и словесных внушений если и достига­ют подсознания, то только посредством сознания и очень-очень нескоро. А в целом ряде случаев попросту не доходят до «блока управления» соответствующим процессом (чтобы проверить это, попробуйте точно так же «уговорить» забарахливший компьютер заработать нормально). В нейролингвистическом программирова­нии используются как бы собственный язык и коды бес­сознательного. И именно поэтому работа с любой пато­логией напоминает в НЛП «ремонт» засбоившего ком­пьютера: вошел в операционную систему, нашел вирус или дефектный файл, убрал ненужное, добавил необхо­димое, перезагрузил «биокомпьютер» - и все. Быстро, беспроблемно и с немедленной проверкой работоспособ­ности...

Следует, однако, упомянуть, что в Восточной вер­сии нейропрограммирования мы выделяем несколько ви­дов кодов НЛП.

Базовый код - уже известное вам VAKD.

Микрокод - так называемые субмодальности (а это как бы «подмодальности» базового кода: например, цвет и яркость в модальности визуальной; удаленность и громкость - в аудиальной; размер и форма - в кинесте­тической).

Макрокод - так называемые метасостояния или, точнее, мыслечувства: чувства по поводу чувств, чувства по поводу мыслей, мысли по поводу чувств и мысли по поводу мыслей.

И метакод - символы, используемые бессознатель­ным (кстати, наиболее охотно) для отображения процес­сов в сознании и теле...

Упражнение 1

Попробуйте объяснить кому-либо из достаточно терпеливых своих знакомых теоретические основы, исто­ки и базовые положения нейролингвистического про­граммирования.

Упражнение 2

Претерпев (скорее всего) в этом обидную неудачу, своими словами расскажите о сущности и отличительных особенностях НЛП.

Упражнение 3

Изучите, насколько реализуются в вашей жизни че­тыре столпа нейролингвистического программирования. То есть, опираясь на настоящее и текущее, оцените, знаете ли вы желаемый вами результат (и насколько ясное представление о нем имеете); проявляете ли чувствитель­ность в плане продвижения к нему; имеете ли достаточно гибкости, чтобы действовать по принципу «если не так, сделаем иначе»; и находитесь ли вы в достаточном согла­сии с собой, другими и миром.

Упражнение 4

С учетом данных упражнения 3, попробуйте если и не пересмотреть, то, по крайней мере, оптимизировать следующий отрезок вашей жизнедеятельности, основываясь на принципах результата, чувствительности, гибкости, а также раппорта.

Упражнение 5

Опять-таки попробуйте объяснить кому-либо при­чины эффективности нейролингвистического програм­мирования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. В. Ковалев нлп-консалтинг: введение в человеческое iconРасписание Института гуманитарных наук (политология, связи с общественностью,...
Введение в теоретическую и прикладную социологию (Л./п/з) проф., д п н. Ковалев В. А

С. В. Ковалев нлп-консалтинг: введение в человеческое iconЭкономика для технических вузов: Учеб пособие для вузов /А. П. Ковалев,...
Экономика для технических вузов: Учеб пособие для вузов /А. П. Ковалев, Е. Б. Колбачев, Т. А. Колбачева и др.; Под науч ред. А. П....

С. В. Ковалев нлп-консалтинг: введение в человеческое iconОрганизационный и экономический консалтинг
Разработка форм документов, информационных и расчетных модулей, регламентов, нормативных актов

С. В. Ковалев нлп-консалтинг: введение в человеческое iconРекомендуемая литература к курсу «Человеческое развитие»
Александрова А., Овчарова Л., Шишкин С. Доходы населения и доступность социальных услуг. М.: Институт экономики города, 2003. с....

С. В. Ковалев нлп-консалтинг: введение в человеческое iconВсероссийская научно-практическая конференция с международным участием
Ковалев владимир Анатольевич, ректор фгбоу во «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева» (г. Кемерово),...

С. В. Ковалев нлп-консалтинг: введение в человеческое iconРазработка рабочей программы учебной дисциплины «Специальные дисциплины...
Разработка рабочей программы учебной дисциплины «Специальные дисциплины «Управление и консалтинг в области информатизации бизнеса»»...

С. В. Ковалев нлп-консалтинг: введение в человеческое iconКонцепция гендерной политики Санкт-Петербурга на период до 2015 года Преамбула
...

С. В. Ковалев нлп-консалтинг: введение в человеческое iconО конкурсе ппс (изменение критериев участия)
Караганов С. А., Бордачев Т. В., Данильцев А. В., Евстигнеев В. Р., Зуев В. Н., Ковалев И. Г., Коваль Т. Б., Лавров С. Н., Мирский...

С. В. Ковалев нлп-консалтинг: введение в человеческое iconОбщество с ограниченной ответственностью аудиторская компания
«международный консалтинг и аудит» Audit company "international consulting and audit"

С. В. Ковалев нлп-консалтинг: введение в человеческое iconОоо «Финансовый и организационный консалтинг» схема территориального планирования
Мероприятия по предотвращению возникновения и защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 37






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную