Программа дисциплины «Западные направления консультирования личности» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра Автор Шумский В. Б. e-mail: Рекомендовано секцией умс






Скачать 133.92 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Западные направления консультирования личности» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра Автор Шумский В. Б. e-mail: Рекомендовано секцией умс
Дата публикации17.03.2016
Размер133.92 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
e.120-bal.ru > Психология > Программа дисциплины


Министерство

экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет –

Высшая школа экономики
Факультет психологии


Программа дисциплины

«Западные направления консультирования личности»

для направления 030300.68 «Психология»

подготовки магистра
Автор Шумский В.Б. e-mail: vshymsk@hse.ru



Рекомендовано секцией УМС

«Психология»

Председатель
________________ Штроо В.А.
« » 2008 г.

Утверждено УС факультета психологии

Ученый секретарь
_______________ Старовойтенко Е.Б.
« » 2008 г.


Одобрено на заседании кафедры психологии личности

Зав. кафедрой
____________ Абульханова К.А.
« » 2008 г.

Москва 2008

Тематический план учебной дисциплины


п/п

Наименование темы


Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятель-ная работа

Лекции

Семинары и практич. занятия

I


Основы символдрамы

12

2

2

8

1

Теоретико-методологические принципы символдрамы

8

2



6

2

Техники работы с образами в системе символдрамы

4



2

2

I I

Основы гештальт-терапии

14

2

4

8

3

Категориальная система гештальт-терапии

6

2



4

4

Введение в техники гештальт-терапии

8



4

4

I I I

Основы психосинтеза

14

4

2

8

5

Теоретико-методологическая система психосинтеза

8

2



6

6

Введение в практику психосинтеза

6

2

2

2

I V

Введение в юнгианский анализ

14

4

2

8

7

Категориальная система юнгианской психологии

8

2



6

8

Модель инициатического юнгианского тренинга

6

2

2

2




ИТОГО

54

12

10

32


Базовые учебники:

  • Лёйнер Х. Кататимное переживание образов. М.: Эйдос, 1996. – 253 с.

  • Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: «REFL-book», 1994. – 314 с.


  • Фейдимер Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Том 1. М.: «Три Л», 1996, С. 59-93, 162-190.


Формы контроля:


  • текущий контроль: оценки посещаемости и активности на лекционных и семинарских занятиях;

  • итоговый контроль: зачет.


Методика формирования итоговой оценки:
При определении итоговой оценки Ои учитываются: оценка за активность на занятиях Озн и оценка за ответ на вопросы зачета Оз.

Относительная важность оценок: Wзн Wз

0,4 0,6

Если у студента: Озн Оз

6 7

Ои = Озн * Wзн + Оз * Wз = 6 * 0,4 + 7 * 0,6 = 6,6

После округления Ои = 7.

Содержание программы:
Раздел I. Основы символдрамы

  • Тема 1. Теоретико-методологические принципы символдрамы


  • Содержание темы: Символдрама как направление глубинной психотерапии. История создания метода символдрамы. Место кататимно-имагинативной психотерапии среди других направлений психотерапии, использующих работу с образами. Режиссерские принципы основной, средней и высшей ступени символдрамы. Построение целостной терапии с применением метода символдрамы при работе с различными запросами клиента. Психотерапия психосоматических расстройств при помощи символдрамы. Границы применения символдрамы: показания и противопоказания. Сочетание символдрамы с другими методами и техниками психотерапии.



  • Основная литература:

    1. Обухов Я.Л. Символдрама: кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. М.: «Эйдос», 1997, С. 5-17, 65-101.

    2. Лазарус А. Мысленным взором. Образы как средство психотерапии. М.: Независимая фирма «Класс», 2000, С. 7-121.

  • Дополнительная литература:
    1. Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ. Сборник статей. Харьков: Регион-информ, 1999.

    2. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. СПб.: Изд-во Б.С.К., 1997.




  • Тема 2. Техники работы с образами в системе символдрамы

  • Содержание темы: Структура сеанса символдрамы. техника расслабления и вхождения в образ. Мотивы основной ступени: луг, ручей, гора, дом, опушка леса. Техники ведения клиента по образу. Блок мотивов средней ступени для проработки сексуальных проблем. Мотивы высшей ступени. Использование экзистенциальных символов старших арканов Таро на пути духовной инициации в работе по методу символдрамы. Принципы действия психолога в нестандартных ситуациях развития образа. Роль домашних заданий и рисования в системе символдрамы.




  • Основная литература:
    1. Обухов Я.Л. Символдрама: кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. М.: «Эйдос», 1997, С. 18-64.

    2. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. М.: Класс, 1998, С. 66-96.


  • Дополнительная литература:
    1. Символдрама. Сборник научных трудов. / Ред. Я.Л. Обухов, В.Я. Поликарпов. Минск: Европейский гуманитарный университет, 2001.

    2. Томас К. Высшая ступень аутогенной тренировки. М.: «Эйдос», 1993.




Раздел II. Основы гештальт-терапии


  • Тема 3. Категориальная система гештальт-терапии

  • Содержание темы: Место гештальт-терапии среди других психотерапевтических направлений. Понятие сознавание. Эмоциональные, интеллектуальные и телесные аспекты сознавания. Понятия фигуры и фона. Понятие контакта. Виды искаженного контакта. Механизмы прерывания контакта. Тревога как энергия незавершенных и прерванных контактов. Завершенный цикл контакта. Защитные механизмы: интроекция, проекция, патологическое слияние, ретрофлексия. Блокирование переживаний и хроническое мышечное напряжение. Понятия Ид, Эго и Self.




  • Основная литература.
    1. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2003, С. 10-77.

    2. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004, С. 130-247.


  • Дополнительная литература.
    1. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.

    2. Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002.





  • Тема 4. Введение в техники гештальт-терапии

  • Содержание темы: Восстановление и поддержание контакта в гештальт-терапии. Симптом как способ манипуляции окружающей средой. Работа с противоположностями. Техника работы с частями «Я». Техника работы с идентификациями. Техники «горячий стул», «рондо», «источники негативной оценки». Обнаружение и ассимиляция проекций. Амплификация телесных проявлений чувств как путь к сознаванию. Работа с телом в гештальт-терапии. Гештальт-подход в работе с сопротивлением клиента: сопротивление как способ поддержания психологического равновесия, вербальные и невербальные маркеры сопротивления.

  • Основная литература:
    1. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005, С. 12-107.

    2. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2003, С. 134-217.


  • Дополнительная литература:
    1. Перлз Ф. Гештальт-семинары: гештальт-терапия дословно. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998.

    2. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. М.: Независимая фирма «Класс», 1997.


    3. Гештальттерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-

Пресс, 2000.
Раздел III. Основы психосинтеза


  • Тема 5. Теоретико-методологическая система психосинтеза

  • Содержание темы: Место психосинтеза среди персоналистических теорий и психотерапевтических направлений. Структура внутреннего мира по Р. Ассаджиоли: низшее, среднее, высшее и коллективное бессознательное, поле сознания, сознательное «Я» и высшее «Я». Субличности и конфликты между ними. Этапы процесса психосинтеза. Духовное развитие и психические расстройства: кризисы на пути духовного развития. Символика надличностных переживаний. Божественная комедия Данте Алигьери как художественное описание психосинтеза. Поиски святого Грааля как модель духовного пути психосинтеза.




  • Основная литература:
  1. Ассаджиоли Р. Психосинтез: принципы и техники. М.: Психотерапия, 2008, С. 8-77.

  2. Пеллерен М. Психосинтез. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004, С. 7-91.


  • Дополнительная литература:

    1. Ассаджиоли Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности. М.: Мир Урании, 2008.

    2. Данте Алигьери. Божественная комедия: Ад. Чистилище. Рай. СПб.: Амфора, 2008.

    3. Кретьен де Труа. Персефаль, граф Грааля. М.: Эксмо, 2006.




  • Тема 6. Введение в практику психосинтеза

  • Содержание темы: Правила ведения психосинтетической рабочей тетради. Упражнения «Кто я?» и «Вечерний обзор событий дня». Выявление круга субличностей. Техники работы с субличностями. Разотождествление и самоотождествление. Психосинтетические упражнения на развитие воли. Инициация внутреннего диалога. Пробуждение и развитие желаемых качеств, формирование идеальной модели. Написание психосинтетической автобиографии. Духовный психосинтез: исследование сверхсознательного.




  • Основная литература:
  1. Ассаджиоли Р. Психосинтез: принципы и техники. М.: Психотерапия, 2008, С. 78-236.


  2. Практика психосинтеза. / Сост. Дж. Томас. М.: МНПО «Жизнь», 1992, С. 3-30.




  • Дополнительная литература:

  1. Руффлер М. Игры внутри нас. М.: Изд-во Института Психотерапии, 1998.

  2. Малкина-Пых И.Г. Техники транзактного анализа и психосинтеза. М.: Изд-во Эксмо, 2004.


Раздел IV. Введение в юнгианский анализ


  • Тема 7. Категориальная система юнгианской психологии

  • Содержание темы: Основные понятия аналитической психологии: индивидуация, архетип, комплекс, Эго, Самость, Анима, Анимус, амплификация. Четыре стадии развития Анимы и Анимуса. Стадии процесса индивидуации. Мифы как символическое изображение процесса индивидуации. Основы юнгианского подхода к пониманию сновидений. Архетип в символике сновидений. Психология и алхимия. Общая структура процесса юнгианской психотерапии.




  • Основная литература:
  1. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Медков С.Б., 2008, С. 105-237.

  2. Холл Дж. Введение в юнгианскую терапию. М.: Независимая фирма «Класс», 2006, С. 65-103.


  • Дополнительная литература:

  1. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука, 1996.

  2. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1998.

  3. Холлис Дж. В поисках божественной обители. Роль мифа в современной жизни. М.: Класс, 2008.

  4. Холл Дж. Юнгианская интерпретация сновидений: Руководство. М.: Независимая фирма «Класс», 2007.




  • Тема 8. Модель инициатического юнгианского тренинга

  • Содержание темы: Рисование мандалы как способ структурирования внутреннего мира. Рисование первой мандалы. Встреча с Тенью: проход через внутреннюю тьму, гармонизация социальных отношений. Варианты проявления Тени в переживаниях и сновидениях. Психологический принцип пола: упражнение, направленное на гармонизацию мужского и женского начала. Соприкосновение с Самостью: упражнение «Встреча с центром “Я”». Завершающее рисование мандалы.




  • Основная литература:
  1. Джонсон Р. Она: Глубинные аспекты женской психологии. М.: «Когито-Центр», 2008, С. 9-110.


  2. Джонсон Р. Он: Глубинные аспекты мужской психологии. М.: «Когито-Центр», 2008, С. 7-171.

  • Дополнительная литература:

  1. Вудман М. Опустошенный жених. Женская маскулинность. М.: Когито-Центр, 2007.

  2. Моник Ю. Кастрация и мужская ярость. Фаллическая травма. М.: Радуга, 1998.



Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины:


  • Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу:

Каковы концептуальные основы символдрамы как метода психологического консультирования?

Каковы показания и противопоказания к применению символдрамы?

Каково основание для выбора тех или иных мотивов в символдраматическом сеансе?

Каковы режиссерские принципы ведения образа, используемые на основной, средней и высшей ступенях символдрамы?

Каковы возможности продуцирования и интерпретации материала в символдраматическом сеансе?

Каков характер домашних заданий при работе по методу символдрамы? В чем состоит роль домашних заданий?

В чем состоит значение предварительных и заключительных бесед в символдраматическом сеансе?

Каковы принципы действия психолога в нестандартных ситуациях течения образа?

Каково соотношение гештальт-терапии и психоанализа?

Каковы основные теоретические положения гештальт-терапии?

Каковы основные механизмы прерывания контакта с окружающим миром?

Какие защитные механизмы выделяются в гештальт-терапии?

Каковы вербальные маркеры проявления сопротивления клиента?

Как невербально проявляется сопротивление клиента?

В чем состоит работа с сопротивлением в гештальт-терапии?

Каковы основные принципы гештальт-подхода в работе с телесностью?

Каковы основные характеристики инстанций личности, выделяемых в психосинтезе?

Каковы основные этапы психосинтеза?

Каково смысловое содержание и эмоциональное переживание кризиса, предшествующего духовному пробуждению?

Каково смысловое содержание и эмоциональное переживание кризиса, вызванного духовным пробуждением?

Каково смысловое содержание и эмоциональное переживание спада, следующего за духовным пробуждением?

Каково смысловое содержание и эмоциональное переживание кризиса на стадии духовного преображения?

Каково смысловое содержание и эмоциональное переживание кризиса «темная ночь души»?

В чем состоят особенности психотерапевтического применения психосинтеза?

Что К.Г. Юнг называл Самостью?

В чем заключается отличие Самости от Эго?

С чего начинается процесс индивидуации?

Что символически изображает миф о Психее?

Что символически изображает миф о Красавице и Чудовище?

Каковы функции сновидений по К.Г. Юнгу?

Как проявляется в сновидениях Тень?

Каковы возможные проявления Анимы в сновидениях?
Автор программы: __________________ В.Б. Шумский


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Западные направления консультирования личности» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра Автор Шумский В. Б. e-mail: Рекомендовано секцией умс iconПрограмма дисциплины «Лидерство и построение команды в бизнесе» для...
Знания основ экономики, социологии и менеджмента, а также закономерностей поведения людей и социальных групп в объеме дисциплины...

Программа дисциплины «Западные направления консультирования личности» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра Автор Шумский В. Б. e-mail: Рекомендовано секцией умс iconПрограмма дисциплины Нелинейная экономическая динамика для направления...
Текущий контроль осуществляется в форме оценки решения участия в дискуссиях на занятиях

Программа дисциплины «Западные направления консультирования личности» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра Автор Шумский В. Б. e-mail: Рекомендовано секцией умс iconПрограмма дисциплины Международный опыт стабилизации высокой инфляции...
Студенты должны обладать знаниями в рамках следующих магистерских курсов: Макроэкономика, Микроэкономика, Эконометрика

Программа дисциплины «Западные направления консультирования личности» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра Автор Шумский В. Б. e-mail: Рекомендовано секцией умс iconПрограмма дисциплины Нелинейная экономическая динамика для направления...
Студенты должны обладать знаниями в рамках следующих магистерских курсов: Макроэкономика, Микроэкономика, Эконометрика, Математический...

Программа дисциплины «Западные направления консультирования личности» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра Автор Шумский В. Б. e-mail: Рекомендовано секцией умс iconПрограмма дисциплины институциональная экономика для направления...
Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Экономическая теория» экономического анализа организаций и рынков

Программа дисциплины «Западные направления консультирования личности» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра Автор Шумский В. Б. e-mail: Рекомендовано секцией умс iconПрограмма дисциплины (спецкурса) «вексельное право» для специальности...
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Программа дисциплины «Западные направления консультирования личности» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра Автор Шумский В. Б. e-mail: Рекомендовано секцией умс iconПрограмма дисциплины «международный коммерческий арбитраж» для специальности...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа дисциплины «Западные направления консультирования личности» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра Автор Шумский В. Б. e-mail: Рекомендовано секцией умс iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 090301. 65 «Компьютерная...

Программа дисциплины «Западные направления консультирования личности» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра Автор Шумский В. Б. e-mail: Рекомендовано секцией умс iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки подготовки...

Программа дисциплины «Западные направления консультирования личности» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра Автор Шумский В. Б. e-mail: Рекомендовано секцией умс iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 230100. 62 Информатика...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную