Социально-психологические аспекты демонстративного потребления старшеклассников и студентов






Скачать 452.89 Kb.
НазваниеСоциально-психологические аспекты демонстративного потребления старшеклассников и студентов
страница1/4
Дата публикации15.04.2015
Размер452.89 Kb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

Шайдакова Наталья Викторовна


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ


19.00.05 – социальная психология


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук
Москва - 2014

Диссертация выполнена на кафедре возрастной и педагогической психологии ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический

университет им. К.Минина


Научный руководитель: доктор политических наук,

кандидат психологических наук, профессор

Радина Надежда Константиновна
Официальные оппоненты: Вяткин Александр Павлович доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной и экономической психологии факультета управления человеческими ресурсами байкальского государственного университета экономики и права
Дробышева Татьяна Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН

Ведущая организация: ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет

Защита состоится " " __________ 2014 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан "____" ________2014г.

Ученый секретарь

диссертационного совета И.Ю.Кулагина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.

Конец ХХ - начало ХХI веков - время интенсивного развития социальной психологии экономического поведения, обусловленное практическими потребностями современного общества (О.С.Дейнека, А.Л.Журавлев и А.Б.Купрейченко, В.П.Позняков, В.А. Хащенко, Е.В. Шорохова и д.р.).

Исследования экономических явлений в психологии в ХХ - ХХI веке выполнялись по двум основным направлениям: изучалось психологическое содержание экономических феноменов (О.С.Дейнека, А.Л.Журавлев, А.Д.Карнышев, А.И.Китов, Х.Дитмар, П.Лунт. С.Ливингстоун и др.) и экономическое наполнение феноменов, традиционно выступающих предметом социально-психологических исследований (Т.В. Гусева. Н.А.Журавлева, Т.В. Дробышева, Б.Г.Ребзуев, А.А.Савельева, М.Н. Стельмашук, В.А.Хащенко, Е.В.Щедрина, Х.Дитмар и др.).

В российской экономической психологии внимание исследователей было сконцентрировано на изучении социально-психологических последствий экономических изменений в обществе (А.Б. Бояринцева, А.П. Вяткин, О.С. Дейнека, Н.А. Журавлева, Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко, В.П. Позняков и др.), в зарубежной - на потреблении.

В настоящее время, как за рубежом, так и в России актуальны следующие направления исследований потребительского поведения:

  • принятие потребительского решения (Д. Канеман, Г. Саймон, А. Тверски, Е.В. Тугарева и д.р.);

  • изучение установок, влияющих на поведение потребителя (А. Ауденаэрт, Дж. Олсон, Т. Рейнолдс, Дж. Стинкамп, М. Фишбейн и др.);

  • культурные аспекты потребительского поведения (Х. Диттмар, П.Лунт, С. Ливингстоун, П. Льюис, А. Фенем и др.)

  • потребительская социализация в контексте общего процесса социализации (А.П.Вяткин, Т.В.Гусева, Т.В.Дробышева, А.Л.Журавлев, Н.К.Радина, Б.Г.Ребзуев, А.А.Савельева, М.Н. Стельмашук, Ж.А. Жилина, Е.В.Щедрина, П.Лунт, П.Томас, А.Фёнэм и др.);

  • идентичность потребителя (В.А.Хащенко, Н.К.Радина, Н.К.Сарамбаева, Х.Дитмар и др.);

  • возрастные аспекты потребления (Б.Г.Ребзуев, А.А.Савельева и др.);

  • монетарные отношения в контексте потребительского поведения (С.В.Буренина, А.Б.Купрейченко, М.Ю.Семенов, А.Б.Фенько и др.);

  • влияние рекламной коммуникации на потребительское поведение (И.В.Грошев, А.А.Комиссаров, А.Б.Купрейченко, А.Н.Лебедев и др.).

Демонстративное (показное) потребление в социологических исследованиях определяется как особое потребительское поведение личности, с помощью которого поддерживается (конструируется) социальный статус личности в группе. Особенности его знаковой природы были представлены в работах Т.Веблена, Г.Зиммеля, Э.Фромма, Г.Маркузе, Ж.Бодрийяра, П.Бурдье, Дж.К.Гэлбрейта, Э.Тоффлера, И.Гоффмана.

В зарубежных социально-психологических исследованиях тема демонстративного потребления представлена в русле изучения репрезентации социальной идентичности личности, а именно:

  • демонстративное потребление рассматривается как способ демонстрации богатства и социального статуса (Н.Айленд, Л.Багвелл, Д.Бернхейм, К.Басу, А.Глезер, О.Джинн, Дж.Корнео, Р.Франк и др.)

  • демонстративное потребление характеризуют как обусловленное этнической идентичностью (Дж.Висман, Х.Кол, Э.Херст и др.)

  • демонстративное потребление связывают с гендерной идентичностью (В.Грискевикус, Дж.Санди, Р.Чалдини и др.)

  • демонстративное потребление характеризуют как зависимое от профессиональной идентичности (Х.Вудраффи, Х.Вудроф-Бертон, С.Гронмо, Э.Пуринтон, А.Фонтс и др.)

В России феномен демонстративного потребления представлен преимущественно в работах социологов: Е.Н.Вороновой, Д.С.Дронова, Н.А.Аранович, О.В.Понукалиной, Ю.А.Циммерман, А.В.Логунова и др.

Проблема демонстративного потребления, вслед за Т.Вебленом, считавшим потребление детей вторичным, призванным подтвердить статус главы семейства, традиционно изучается на взрослой, экономически самостоятельной, выборке. Cогласно исследованиям социологов и социальных антропологов, ориентация на демонстративное потребление у подростков и студентов является условием принятия в группе ровесников, является маркером принадлежности к различным социальным группам в рамках молодежных субкультур, а в ряде случаев – знаком психологического неблагополучия. Однако социально-психологическая составляющая демонстративного потребления, как для возрастной группы взрослых, так и подростков изучена крайне недостаточно.

Психологические исследования связи демонстративного потребления и гендерной идентичности личности (В.Грискевикус, Дж.Санди, Р.Чалдини и др.) были выполнены на выборке студентов американских университетов. Специальных исследований, ориентированных на глубокое изучение социально-психологических аспектов демонстративного потребления, на возрастной группе подростков и молодежи, как за рубежом, так и России, выполнено не было.

Таким образом, изучение феномена демонстративного потребления, как взрослых, так и молодежи, в российской социальной психологии на данный момент находится на начальном этапе. Сложность и неоднозначность проблемы потребления в целом (например, формирование психологической зависимости от «шопинга», снятие напряжения при помощи потребления и т.п.) требуют дальнейшего внимания со стороны психологов.

Цель исследования – выявить социальные и социально-психологические факторы демонстративного потребления личности у старшеклассников и студентов.

Объект исследования – феномен демонстративного потребления у старшеклассников и студентов.

Предмет исследования – социально-психологические особенности демонстративного потребления личности у старшеклассников и студентов.

Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что «демонстративное потребление» старшеклассников и студентов является феноменом, обусловленным как социальными, так и социально-психологическими характеристиками.

Первая частная гипотеза. Количественные и качественные различия в демонстративном потреблении индивидов формируются в процессе развития социальной идентичности личности и определяются интериоризованными нормами социализации, заданными социокультурной средой и проявляющимися в виде соответствующих социальных установок.

Вторая частная гипотеза. Уровень когнитивной составляющей демонстративного потребления (распознавание) может не соответствовать уровню поведенческой составляющей демонстративного потребления.

Третья частная гипотеза. Практика демонстративного потребления (поведенческая составляющая демонстративного потребления) коррелирует с показателями психологического благополучия личности у старшеклассников и студентов (а именно с суверенностью психологического пространства, самоотношением, жизнестойкостью, коммуникативными способностями).

Четвертая частная гипотеза. Умеренное демонстративное потребление возможно характеризовать как маркер социально-психологической адаптированности личности в социуме у старшеклассников и студентов.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ психологических, социологических и экономических исследований по проблеме потребительского поведения и демонстративного потребления.

  2. На основании теоретического анализа проблемы сформулировать гипотезы и разработать программу эмпирического исследования влияния социальных и социально-психологических детерминант, определяющих установки на демонстративное потребление и личностное развитие.

  3. Разработать анкету, направленную на изучение установок на демонстративное потребительское поведение, и изучить феномен показного/демонстративного потребления на возрастной группе старшеклассников и студентов ВУЗов.

  4. Изучить влияние средовых условий на развитие установок старшеклассников и студентов в области показного потребления (разные гендерные группы, социально-экономический уровень семьи) и социально-психологические особенности участников исследования с различными установками на практику показного потребления (суверенность психологического пространства, самоотношение, жизнестойкость, коммуникативные способностей и эмоциональный интеллект личности).

  5. Выявить, проанализировать и проинтерпретировать взаимосвязи демонстративного потребительского поведения, средовых и социально-психологических характеристик участников исследования.

  6. Разработать рекомендации, разъясняющие особенности и закономерности формирования социального феномена «демонстративное потребление личности» на этапе оформления первичной идентичности личности для педагогов и психологов, сопровождающих социальное развитие старшеклассников и студентов.

Теоретико-методологические основы исследования были сформулированы на основе:

- положений культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, выдвигающей принцип развития личности в процессе интериоризации социокультурного материала;

- положений субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, А.Л.Журавлев, Е.А. Сергиенко и др.);

- гендерной методологии в социальных науках, рассматривающей гендерную социализацию и гендерную идентичность личности в контексте социального конструирования (С.Бем, О.А.Воронина, Е.А.Здравомыслова, И.С.Клецина, Н.К.Радина, Л.Э.Семенова, А.А.Темкина и др.);

- концепции социальной идентичности в изучении социально-психологических аспектов экономических явлений (А.Тэджфел, Дж.Тернер, Г.Акерлоф, Р.Крэнтон и др.).

- концепции «демонстративного потребления» как социального феномена в контексте социально-экономической стратификации общества (Т.Веблен, Г.Зиммель, Э.Фромм, Ж.Бодрийяр, П.Бурдье, Дж.К.Гэлбрейт, Э.Тоффлер, И.Гоффман и др.)

Методика исследования.

Для решения задач, поставленных в исследовании в качестве методов изучения теоретических и эмпирических исследований в философии, экономике, социологии, социальной психологии, культурологии по проблемам потребительского поведения личности в процессе конструирования социальной идентичности были применены методы теоретического исследования. Также в диссертационной работе в процессе эмпирического исследования применялись: анкета «Демонстративное потребление» (Н.К.Радина, Н.В.Шайдакова), личностный опросник «Суверенность психологического пространства» (С.К.Нартова-Бочавер); тест-опросник самоотношения (ОСО) (В.В.Столин, С.Р.Пантилеев); «Тест жизнестойкости», (С.Мадди; адаптирован Д.А.Леонтьевым, Е.И.Рассказовой); методика «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС2) (Б.А.Федоришин, В.В.Синявский); диагностика эмоционального интеллекта (Н.Холл).

Математическая обработка данных исследования проводилась при помощи коэффициента ранговой корреляции Rs Спирмена, углового преобразования Фишера, t – критерия Стьюдента и факторного анализа с использование Varimax - вращения. Для математической обработки данных использовалась программа IBM SPSS Statistics 19.

Организация исследования и эмпирическая база.

В исследовании приняло участие 214 человек (85 юношей и 129 девушек) из семей с различным социально-экономическим статусом. Статус семьи определялся образовательными возможностями, которые были предоставлены старшеклассникам и студентам, принимающим участие в исследовании. Старшеклассники обычных общеобразовательных школ и студенты-бюджетники ВУЗов с низкими рейтингами престижа составили 112 человек. Старшеклассников и студентов из «престижных» образовательных учреждений - 86 человек. Престижность учебного заведения определялась стоимостью обучения (или величиной добровольного «родительского взноса» для гимназий и лицеев), локализацией образовательного учреждения в городском пространстве (центр – периферия), региональным рейтингом «престижа», отраженным в статусе учреждения (гимназия, лицей или рейтинг вузов и факультетов у абитуриентов).

Новизна и теоретическая значимость исследования.

В рамках данного исследования:

  • систематизированы социально-психологические знания о потребительском поведении, связи потребительского поведения с социальной идентичностью личности, особенностях формирования феномена демонстративного потребления в социологических и психологических исследованиях за рубежом и в России;

  • социально-психологический феномен «демонстративное потребление» рассмотрен с точки зрения распознавания показного поведения и его практики;

  • получены оригинальные факты, конкретизирующие специфику демонстративного потребления представителей различных социально-экономических и гендерных групп;

  • идентифицированы и описаны основные варианты демонстративного потребления старшеклассников и студентов, принадлежащих к различным социально-экономическим группам;

  • произведен комплексный анализ социальных и социально-психологических характеристик личности старшеклассников и студентов с различной выраженностью установки на демонстративное потребление;

  • выделены социальные и социально-психологические факторы, определяющие развитие демонстративного потребления у старшеклассников и студентов.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем:

  • уточнено определение потребительской социализации как трехстороннего процесса усвоения, воспроизводства и трансформации культуры потребления группы членства личности в контексте экономической социализации;

  • уточнено определение демонстративного потребления в социально-психологическом контексте, при этом демонстративное потребление представлено как сложно-структурированное социально-психологическое образование;

  • в исследовании получил развитие деятельностый подход в понимании потребительского поведения личности;

  • предложены комплексные модели, включающие как социальные, так и социально-психологические факторы, описывающие различные тенденции развития демонстративного потребления.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

  • разработан психодиагностический инструментарий для изучения демонстративного потребления личности;

  • результаты исследования могут быть востребованы при психологическом консультировании лиц с девиациями в области потребительского поведения;

  • материалы данного исследования могут быть отражены в учебных курсах программ высшего профессионального образования для подготовки специалистов в области психологии потребления, психологии маркетинга и рекламы, а также для психологов, ориентированных на работу с подростками в области экономической социализации;

  • результаты исследования могут быть использованы при разработке маркетинговых программ для компаний, реализующих «престижные» товары и услуги.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социально-психологические аспекты демонстративного потребления старшеклассников и студентов iconДиссертация на тему: Исследование содержания и структуры профильного...
Охватывает разные стороны деятельности в сфере туризма социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические,...

Социально-психологические аспекты демонстративного потребления старшеклассников и студентов iconЗубкова Т. С. Организация и содержание работы по социальной защиты женщин, детей и семеи
«Социально-психологические, медицинские и юридические аспекты проблемы профилактики насилия в семье» (материалы республиканского...

Социально-психологические аспекты демонстративного потребления старшеклассников и студентов iconПсихологические основы академической успешности студентов
В статье раскрывается понятие академической успешности, психологические факторы академической успешности студентов: интеллект, потребностно-мотивационная...

Социально-психологические аспекты демонстративного потребления старшеклассников и студентов iconКитайская народная картина няньхуа XX века типология жанров и эволюция
Охватывает многие аспекты: религию, историю, культуру, быт китайского народа. Разнообразие сюжетов свидетельствует что, в отличие...

Социально-психологические аспекты демонстративного потребления старшеклассников и студентов iconФилософско-психологические аспекты саморазвития человека в аспекте философии коммуникации
Воробьева Н. П. (Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск)

Социально-психологические аспекты демонстративного потребления старшеклассников и студентов iconИзменения типов потребления как фактор социально-экономического развития
Более того, именно переход к современному типу потребления закрывает путь к возвращению к традиционному тотальному обществу и его...

Социально-психологические аспекты демонстративного потребления старшеклассников и студентов iconСоциально психологические характеристики лиц совершающих террористические акции

Социально-психологические аспекты демонстративного потребления старшеклассников и студентов iconИтоги работы районной нпк старшеклассников «открытый мир» гуманитарное...
Предложения отделу образования Кузнецкого района по организации нпк старшеклассников

Социально-психологические аспекты демонстративного потребления старшеклассников и студентов iconПолезность блага это удовлетворение, которое испытывает человек в...
Полезность блага — это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей

Социально-психологические аспекты демонстративного потребления старшеклассников и студентов iconПлан: Исторические корни бюрократизма, его социально-экономический портрет Типология бюрократии
К. Маркс, М. Вебер, В. Вундт, С. Н. Паркинсон, Р. Мертон, Г. Алмонд, Р. Дарендорф, М. Крозье и др. Они придерживались совершенно...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную