Г. Иркутск Бихевиоризм, его значение для общества и государства






НазваниеГ. Иркутск Бихевиоризм, его значение для общества и государства
Дата публикации09.04.2015
Размер78.6 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Психология > Документы
Тютрина А.А.

(г. Иркутск)

Бихевиоризм, его значение для общества и государства

Сторонники бихевиористского направления в психологии считают, что человек является продуктом научения и внешние факторы являются определяющими в формировании его мировоззрения и жизненных ориентиров. Дж. Уотсон писал: «Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков» [см.: 2].

В обществе распространяются слухи о чипировании людей, о некой общей «базе данных», в которую поступают сообщения о наших передвижениях, чувствах, пристрастиях – из социальных сетей, из банковских счетов, с особой магнитной полосы в паспорте – и по которой правящая верхушка отслеживает каждого из нас; люди верят в это, наряду со свиным гриппом, скорым концом света, угрозой терроризма, криминальным беспределом, личной жизнью Аллы Пугачёвой, инопланетян и «жизненной правдой» программ Андрея Малахова - верят в эти и подобные «бомбы», заполняющие разум ненужной и недостоверной информацией и вызывающие массовый психоз, но не имеют понятия или не придают значения такой уловке, как модификация поведения, научное направление которой –бихевиоризм, практическое значение – фабрикация нужного реагирования на то или иное политическое событие или рекламный продукт.

«Первооткрывателем» данного психологического направления является Джон Уотсон, американский психолог. Оно отрицает сознание как предмет исследования и рассматривает психику в приведении к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Формула «стимул - реакция» есть главная составляющая, на которой основано всё учение бихевиоризма.

Это направление перешло из психологии в политическую науку и сейчас активно исследуется и используется в совокупности с данными культурологии, антропологии, социологии, медицины, психологии, математики, статистики, методы которых широко применяются в политическом бихевиоризме, занятом модификацией поведения граждан.

Антонио Грамши, основатель и теоретик Итальянской коммунистической партии, в своих «Тюремных тетрадях» описывает такое состояние общества и государства, при котором достигается взаимное удовлетворение, одобрение друг друга, и обозначает его как гегемония – «положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия общества действиям господствующего класса». Каким образом достигается это согласие? Здесь находятся на стыке манипуляция сознанием, как метод воздействия на массы, и воздействие на поведение, модификация поведения, берущее своё начало в бихевиоризме. Фактически бихевиоризм, если смотреть на него взглядом, свободным от научных свидетельств и фактов «в плюс» этой теории, есть очень грубое и жёстко-рациональное сведение человека к животному, имеющему генетический набор рефлексов и потенциал научения новым рефлексивным реакциям, которые идут совместно с эмоциональными проявлениями психической деятельности, не представляющими из себя научного интереса и не имеющими значения для самого человека - важно только его поведение; сознание как часть психики не учитывается. «Античеловеческая» теория, решающая для установлении гегемонии правящей элиты, т.к.полностью определяет технологию «дрессировки» тех или иных форм поведения масс и в том числе их эмоциональных оценок происходящего, выражающихся в приятии и согласии существующего политического строя или принимающихся политических решений, а также в соответствующем, ожидаемом и «натренированном» интересе к продукции массового производства, товарам быта и потребления: одежде, новинкам техники и автомобильной индустрии, товарам для дома и хозяйства, и т.д.. Т. е. к вещам – политолог Сергей Кара – Мурза в книге «Манипуляция сознанием» подмечает факт важности вещей для установления гегемонии. «Вещи (материальная культура) создают окружающую среду, в которой живёт средний человек. Они несут «сообщения», оказывающие мощное воздействие на обыденное сознание. Если же вещи проектируются с учётом этой их функции как «знаков» («информационных систем из символов»), то в силу огромных масштабов и разнообразия их потока они могут стать решающей силой в формировании сознания» [см.: 1, 67 - 68]. Таким образом «общество потребления» - необходимое условие для существования государства, строящего свою власть на манипуляции сознанием и модификации поведения: согласие достигается за счёт максимальной отвлечённости масс от политической жизни страны, воспитания политической пассивности людей (наращивание стереотипа «а там всё уже без меня решили»), что получается в процессе создания новых смысловых «иконок» (нового жизненного ориентирования – на потребление), а также в процессе максимального удовлетворения искусственно созданной потребности людей в вещах – рынок изобилует товарами. Устанавливается гегемония.

Стоит подробнее рассмотреть процесс формирования «общества потребления» именно такого типа; можно увидеть, как ненавязчиво, скрыто идёт вмешательство в головы людей. По мнению автора данной работы, это общество можно назвать «социально безответственной массой». Индивид, становящийся человеком (иначе - полноценной личностью) только в социуме (о чём нам говорят все социологические теории), заведомо должен являться активной общественной единицей (так как именно в таком случае он наиболее полно функционирует в обществе и становится человеком) и, по мере взросления и движения по горизонтальным – вертикальным общественным лестницам (так называемая мобильность), у него должна вырабатываться заинтересованность в общественных делах и развитии, во-первых, его рабочего предприятия (там, где он работает), во-вторых, его региона проживания и рабочей, творческой деятельности и наконец, общественно – политическом развитии страны в целом (уровень знаний и представлений людей в XXI веке позволяет и, более того, требует этого). Самим пребыванием в обществе должна формироваться социально ответственная личность, так как стремление к общественной полезности заложено генетически, с времени, когда выживание человека возможно было только в человеческих сообществах, когда каждый принимал участие в делах группы. На сегодняшний день с увеличением, с одной стороны, информатизации общества, общим повышением интеллектуального уровня населения, идёт процесс развращения человеческих умов – упор идёт именно на мозги людей. Сегодня то, что в менее развитом обществе считалось грехом, непотребным поведением, было «стыдно» и нередко даже жестоко каралось, выставляется напоказ и подвергается обсуждению – «хорошо это или плохо». Люди извращаются, находят много оправдывающих причин, психологических, социальных, экономических факторов, повлиявших на человека и заставивших его пойти на нравственное или уголовное преступление; у себя внутри люди находят много оправданий своему поведению и своим действиям. Когда общество видит всю аморальность и безнравственность ситуации, но его подводят к мнению, что данная ситуация была неизбежна и необходима и немногим она страшна, такое смещение ценностей и представлений рождает равнодушное отношение к грязи и неправде вокруг, люди научаются оправдываться и решать в угоду себе. Совесть как моральная категория ликвидирована.

Люди видят не только сцены насилия, также выставляются для обозрения и обсуждения должностные преступления представителей власти - на всех уровнях – «откаты» государственных чиновников, безосновательное насилие полицейских и взятки сотрудников дорожно-патрульной службы; разбираются дела о врачебных ошибках и учительском беспределе в отношении учеников; приходя за социальной помощью в соответствующие социальные службы, получая через унижение и грубое обращение список из двадцати необходимых документов для получения выплаты в размере 200-300 рублей – у граждан закономерно складывается представление о безответственности органов, которые по определению должны быть ответственны за свою деятельность. Возникает чувство незащищённости, люди перестают чувствовать грань, когда переходят допустимые рамки в отношении других людей и где наступает безответственность. Люди видят беспорядок в государстве, который в любой момент может «прокатиться» по ним полицейским или чиновничьим беспределом, итог такой осведомлённости – страх и полное отхождение от социально-политической жизни страны, незаинтересованность в улучшении условий жизни законным путём или воздействием на правящие структуры. Воспитывается «социально безответственная масса». Всё так же - «стимул – реакция».

Процесс превращения человека в «единицу массы» начинается в школе. Этот социальный институт должен выпустить добропорядочного гражданина, работника и потребителя. Как раз на уровне школы мы можем проследить бихевиористские методики воспитания личности. Самый красноречивый пример – ЕГЭ, проект, нацеленный на выработку у учеников единого мышления, «дрессировку» модели поведения в ситуации тестирования.

Именно в школе закладывается потенциал социальной безответственности – ученики не усваивают знания, а получают их ради высоких оценок, которые им по сути тоже не нужны – нужно родителям, а значит и ответственность на родителях. Здесь же ребята вырабатывают первые «обходные» пути к успеху – шпаргалки для российских детей неотъемлемый момент в обучении. «Развивающие» рабочие тетради, хорошо иллюстрированные и идущие дополнительно к основному учебному материалу, также вводят механизм «стимул – реакция»: во-первых, в них преувеличивается объём тестовых заданий, во-вторых многие упражнения и задачи, которые в них размещают, направлены на выработку «механических» навыков, не задействующих процессы мышления, не заставляющих думать: например, просто «переписать предложение» (это актуально для детей средних и старших классов). К тому же, почти к каждому задачнику идёт сборник готовых решений, который продаётся в книжных магазинах на одной полке с задачником. А набор тех знаний, которые даёт ученикам школа – где они применяются? Человек выходит из школы с коробочком знаний в голове, которые он нигде не может применить, между тем реальных умений, полезных представлений для функционирования в обществе, таких как умение структурировать понятия, «сводить концы с концами» в систему, личностных качеств, необходимых для устройства на работу и социальной адаптации в коллективе, у него нет.

Несомненно, что действие формулы «стимул - реакция» используется в рекламных технологиях. «Совращение» личности идёт независимо от её воли. Мозг человека отправляет рефлексивный сигнал желания – память о вкусовых качествах продукта, знакомое ощущение формы, запаха, при виде продукта в рекламном ролике по телевидению или на прилавке супермаркета, и как раз приводит в действие механизм формулы «стимул – реакция». Стимулом выступила реклама, реакцией - желание приобрести желаемое.

Зигмунд Фрейд в работе «Недовольство культурой» отмечал патогенность, невротизирующий характер современной культуры: человек живёт в постоянном напряжении, желании потреблять товары (в т.ч. услуги, и любые другие продукты культуры, выставленные на продажу). С одной стороны – показывается «крутость» обладания этими вещами, с другой стороны – «некрутость» при их необладании. Срабатывает механизм «стимул – реакция». Личность простимулировали, искусственно создали потребность в обладании вещью и фактически «заставили» её приобрести. Наконец, этот невроз (желания потреблять) заканчивается только со смертью человека – рынок предлагает всё больше товаров, желание потребления не может быть удовлетворено; к тому же, предельны и финансовые возможности людей; если они беспредельны, всё равно возникает невроз – денег достаточно, а купить нечего – так называемая «вещевая» культура, «потребленческая» болезнь.

Демократическое государство Россия заботится о благополучии своего народа – правящая верхушка заботится о «братьях своих меньших». Поведенческий подход нарушает ценность личности, человек не есть рефлексирующее животное, искусственное насаждение желания постоянного бездумного потребления и «забывание» духовной составляющей личности, уничтожение нравственности разрушают нацию, бихевиоризм не должен быть государственной стратегией по отношению к народу. Но…как сказал Аврелий Марков, «Наше государство – это общество с ограниченной ответственностью».
Список литературы

1. Сергей Кара – Мурза, «Манипуляция сознанием», М.: «Эксмо», 2012, 863 с.;

2. Internet – ресурс: http://psychology.academic.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Иркутск Бихевиоризм, его значение для общества и государства icon1. Предмет, методы и значение теории государства и права
Относительная самостоятельность государства и права и их неразрывная связь и взаимодействие как явлений жизни общества. Свойственные...

Г. Иркутск Бихевиоризм, его значение для общества и государства iconПриложение к приказу №912 от 14
Культура. Формы и разновидности культуры Образование, его значение для личности и общества Религия. Искусство Мораль

Г. Иркутск Бихевиоризм, его значение для общества и государства iconКурс лекций по дисциплине актуальные проблемы развития общества изучаемого...
Регионоведение наиболее острых проблем американского общества на современном этапе его развития, особенностей его исторического формирования...

Г. Иркутск Бихевиоризм, его значение для общества и государства iconПрограмма комплексного экзамена для поступающих в магистратуру по...
Значение туризма в жизни общества. Организационные основы туризма. Основные понятия туристской индустрии и классификации. Понятие...

Г. Иркутск Бихевиоризм, его значение для общества и государства iconОтчет открытого акционерного общества «онегалес»
Лесопромышленный комплекс является одной из важнейших отраслей российской экономики и его успешное развитие имеет огромное значение...

Г. Иркутск Бихевиоризм, его значение для общества и государства iconОтчет открытого акционерного общества «онегалес»
Лесопромышленный комплекс является одной из важнейших отраслей российской экономики и его успешное развитие имеет огромное значение...

Г. Иркутск Бихевиоризм, его значение для общества и государства iconНарод налаживает свою жизнь вне государства. "Уходящий" народ, считая...
Тогда была очевидной воля общества к переменам, к строительству новой жизни, основанной на уважении к человеку, демократических принципах,...

Г. Иркутск Бихевиоризм, его значение для общества и государства iconСочинение на тему «Значимая историческая личность»
Финансовая политика государства в отношении целенаправленного использования финансов и ее результаты имеют наиболее важное значение...

Г. Иркутск Бихевиоризм, его значение для общества и государства iconПраво частной собственности и его роль в развитии демократического...

Г. Иркутск Бихевиоризм, его значение для общества и государства iconГ. А. Балл Рациогуманизм, как форма современного гуманизма, и его...
Балл Г. А. Рациогуманизм как форма современного гуманизма и его значение для методологии познания человека // Мир психологии. – 2013....






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную