Высшая школа экономики






Скачать 139.9 Kb.
НазваниеВысшая школа экономики
Дата публикации09.04.2015
Размер139.9 Kb.
ТипЗадача
e.120-bal.ru > Психология > Задача
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Государственный университет –


Высшая школа экономики





Факультет Мировой экономики

Программа дисциплины




Психология




для направления 080102.65 «Мировая экономика»

подготовки специалиста

Автор программы: Ю.Г. Овчинникова

Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании

«Психология» кафедры общей и

экспериментальной

психологии

Председатель Зав. кафедрой
___________ Штроо В.А ___________ Болотова А. К.

«___» _________ 2006 г. «___» __________ 2006 г.

Утверждена

Ученым советом факультета

мировой экономики

Ученый секретарь
___________ Урнов М.Ю.

«__»___________2006 г.







Москва 2006


  1. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС (для дисциплин Федерального компонента)


Дисциплина «Психология» относится к федеральному компоненту.

Образовательный минимум определяется УС и УМС факультета психологии ГУ-ВШЭ.

I.Пояснительная записка


Автор программы: кандидат психол. наук, ст. преп. Ю.Г. Овчинникова.

Требования к студентам: знания по общим философским и гуманитарным наукам.
Аннотация:

Интерес к психологии проявляют сейчас представители тех профессий, где психологические знания выступает важной составной частью профессиональной компетентности, значимым фактором эффективности профессиональной деятельности и повышения качества жизни в целом.

Понимание психологических механизмов и закономерностей деятельности человека – важная задача теоретической и практической психологии, особенно актуальная в современном обществе.

Учебные задачи дисциплины:

Задача данного курса состоит в формировании у студентов общепсихологических знаний, а также демонстрации пути и условий личностного роста, совершенствования общения.

В ходе изучения истории возникновения дисциплины раскрываются основные направления и достижения психологии, формируется как теоретическая база, так и закладываются основы для саморегуляции и самоанализа.

Особое внимание в программе курса уделяется умению правильно сориентироваться в мире различных психологических теорий, грамотно осветить их основные положения. Формируется способность к анализу собственного поведения, действий другого человека и экономического поведения.
Тематический план




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1.

Предмет психологии. История становления науки.

16

4

4

8

2.

Бихевиоризм и тренинги навыков.

14

4

4

6

3.

Психоанализ: история и современность.

16

4

4

8

4.

Гуманистический подход: основные представители и их взгляды.

8

2

2

4

5.

Когнитивизм: общие положения.

6

2

2

2

6.

Психологические типы личности.

16

4

4

8

7.

Понятие потребности. Общение как потребность.

16

4

4

8

8.

Психология принятия экономических решений

8

2

2

4

9.

Психология решения комплексных проблем

8

2

2

4




Итого:

108

28

28

52



Форма итогового контроля: зачет.
Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля:

  1. При получении результирующей оценки учитываются: оценка за работу на семинарских занятиях Oсем, оценка за реферат Ореф, оценка за зачет Озач.




2. Оценки относительной важности

Wсем

0.3

Wреф

0.4

Wзач

0.3

3. Если у студента по 10-балльной шкале

Oсем

6

Ореф

8

Озач

7

Оср = Wсем * Oсем + Wреф * Ореф + Wзач * Озач = 7.1


После округления Оср = 7

2. Поскольку контроль является рубежным, в ведомость и зачетную книжку студента выставляется две оценки: например, "хорошо" (7).
Базовые учебники:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

  2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.


III. Содержание программы
Тема 1. Предмет психологии. История становления науки.
Предмет психологии. Место психологии в системе научного знания. Области психологического знания, их дифференциация. Значение специализации.

История становления науки. Понятие о душе в античности (Демокрит, Платон, Аристотель) и неоплатонизме. Появление психологических идей в Новое время (Локк, Лейбниц). Возникновение первой психологической лаборатории (1879г.) и появление первого предмета психологии – сознания.

Развитие представлений о предмете психологии. Психология как наука о поведении, понятие бессознательного. «Три силы» в психологии. Современные представления: неофрейдизм, когнитивная психология, гуманистическая психология. Психология в наши дни: сочетание подходов и практическая значимость.

Основная литература




  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

  2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.
Дополнительная литература




  1. Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология. М.: 2000.

  2. Старовойтенко Е.Б. Общая психология. М.: 2004.

  3. Ярошевский М. История психологии. М.: 1977.


Тема 2. Бихевиоризм и тренинги навыков.
Поведение как альтернатива изучения сознания. Понятие о стимуле, реакции, подкреплении и промежуточных переменных. Необихевиоризм и место науки о поведении в современной психологии. Многообразие факторов, влияющих на поведение человека.

Понятие навыка. Общие представления о тренингах общения, ведении переговоров, проведении интервью. Анализ экономического поведения.

Основная литература


1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.
Дополнительная литература


1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: 2003.


Тема 3. Психоанализ: история и современность.
Основные понятия психоанализа: бессознательное, либидо, инстинкты жизни и смерти. Концепция З. Фрейда о структуре личности (Оно, Я, Сверх-Я). Методы психоанализа: свободные ассоциации, толкование сновидений, психопатология обыденной жизни. Общие представления о защитных механизмах, их виды. Стадии психосексуального развития личности. Психоанализ и культура.

К.Г.Юнг: ввод понятия о коллективном бессознательном. Архетипы. Либидо как жизненная энергия. Установки сознания: экстраверсия и интроверсия. Типы личности.

А.Адлер: стремление к превосходству и социальный интерес как движущие силы развития личности.

Э. Фромм: социо-культурное направление в психоанализе. Понятие отчужденности и свободы. Типы социальных характеров.

Основная литература


1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.
Дополнительная литература


1. Фрейд З. Я и Оно. Тбилиси: Мерани, 1991.

2. Фрейд З. Пять лекций о бессознательном.

3. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993.

4. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Аспект Пресс, 2001.
Тема 4. Гуманистический подход: основные представители и их взгляды.
Возникновение «третьей силы» в психологии: предпосылки и условия. Природа человека: конструктивность, социальность, стермление к самоактуализации (К.Роджерс, А Маслоу), психологическое здоровье личности.

Иерархия потребностей (А. Маслоу). Понятие самоактуализации и творческой личности. Условия личностного роста: эмпатия, безусловное принятие и конгруэнтность (К. Роджерс). Экзистенциально-гуманистический подход.

Основная литература


1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.
Дополнительная литература


1. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.

2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

3. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1992.
Тема 5. Когнитивизм: общие положения.
Появление когнитивного подхода: единицы анализа, новый взгляд на взаимосвязь мыслей и чувств. Понятие ошибочных умозаключений. Когнитивный диссонанс (Фестингер). Конфликт и его решение в когнитивном подходе.

Основная литература


1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.
Дополнительная литература


1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: 2003.

Тема 6. Психологические типы личности.
Возникновение первых типологий в античности (Феофраст, Гиппократ). Положительные и отрицательные стороны типологического подхода, его ограничения. Краткий анализ психоаналитических типологий: характеров З. Фрейда, типов личности К.Г. Юнга, социальных характеров Э. Фромма.

Характеристика типов личности на основе классификаций К. Леонгарда и Е. Личко. Описание основных типов личности (истероидный, шизоидный, эпилептоидный, параноидальный, эмотивный, тревожный, циклоидный, гипертимный): особенности нервной системы, внешний вид, поведение, общение, сфера деятельности, трудности коммуникации.

Основная литература


1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.
Дополнительная литература


1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001.

2. Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.: 1980.
Тема 7. Понятие потребности. Общение как потребность.
Понятие потребности и их виды. Общение как базовая потребность. Структура общения со стороны характеристики его содержательных сторон. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная. Перцептивная.

Специфика обмена информацией в коммуникативном процесссе. Коммуникативные барьеры. Характеристика и содержание основных функций общения.

Средства коммуникации: вербальные и невербальные. Проксемика и кинесика. Экспрессивный репертуар человека.

Общение как взаимодействие. Интерактивная сторона общения. Место взаимодействия в структуре общения. Типы взаимодействий в общении. Кооперация и конкуренция. Трансактный анализ.

Общение как восприятие людьми друг друга. Перцептивная сторона общения. Содержание и эффекты межличностного восприятия. Интерпретация поведения другого человека и приписываний (атрибуции). Эффект «ореола» («галоэффект»), эффект новизны и первичности, эффект стереотипизации.

Основная литература




  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2002.

  2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.



Дополнительная литература




  1. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. М.- С. –Петербург: 2000.

  2. Вердербер Р. Психология общения. М.: 2003.

  3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. С. –Петербург: Питер, 2001.

  4. Майерс Д. Социальная психология. С. –Петербург: Питер, 2000.

  5. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1998.


Тема 8. Психология принятия экономических решений.
Противопоставление двух подходов: "принятие решений" (decision making) и "решение проблем" (problem solving).

Критерии психологической оценки принимаемых решений: а) точность отражения реальности, б) экономия когнитивных усилий, в) улучшение эмоционального состояния, г) повышение эффективности последующего действия. Психологические эффекты, наблюдающиеся при вынесении оценок (нереалистический оптимизм, иллюзия контроля, оправдание трудного решения, нисходящие и восходящие контрфакты и др.).

Основная литература




  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: 2002.

  2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.



Дополнительная литература




  1. Белянин А. Дэниел Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности) // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 4-23.

  2. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2003. № 4. С. 31-42.

  3. Субботин В.Е. Оценочные суждения // Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2003. С. 315-332.

  4. Спасенников В.В. Экономическая психология. М.: ПЕР СЭ, 2003.



Тема 9. Психология решения комплексных проблем.
Понятие комплексной проблемы как открытой системы взаимосвязанных задач, относящихся сразу ко многим областям, которые ранее в такую систему не объединялись. Экономические проблемы и задачи как комплексные.

Способности к решению комплексных проблем (complex problem solving): познавательные способности, личностные, эмоциональные, социальные (связанные с пониманием и учетом намерений и действий множества людей - партнеров, союзников и противников). Системное ("сетевое") мышление.

Основная литература




  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: 2002.

  2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. –Петербург: Питер, 1997.



Дополнительная литература




  1. Дернер Д. Логика неудачи: Стратегическое мышление в сложных ситуациях. М.: Смысл, 1997.

  2. Поддьяков А.Н. Решение комплексных задач // Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 225-233.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины



Литература.
Основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: SvR - Аргус, 1994.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер, 1997.
Дополнительная:


  1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001.

  2. Белянин А. Дэниел Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности) // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 4-23

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.

  4. Болотова А. К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

  5. Вердербер Р. Психология общения. М.: 2003.

  6. Горянина В. А. Психология общения. М.: 2002.

  7. Гришина Н. В. Психология конфликта. С. –Петербург: Питер, 2004.

  8. Дернер Д. Логика неудачи: Стратегическое мышление в сложных ситуациях. М.: Смысл, 1997.

  9. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2003. № 4. С. 31-42.

  10. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001.

  11. Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 1980.

  12. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.

  13. Поддьяков А.Н. Решение комплексных задач // Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 225-233.

  14. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

  15. Спасенников В.В. Экономическая психология. М.: ПЕР СЭ, 2003.

  16. Субботин В.Е. Оценочные суждения // Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2003. С. 315-332.

  17. Фрейд З. Я и Оно. Тбилиси: Мерани, 1991.

  18. Фрейд З. Пять лекций о бессознательном.

  19. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1992.

  20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 2003.

  21. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993.

  22. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Аспект Пресс, 2001.


Тематика заданий по различным формам текущего контроля
Тематика рефератов:

  1. Психоанализ: история и современность.

  2. Гуманистический подход – «третья сила в психологии».

  3. Роль общения в онтогенезе.

  4. Понятие психологического конфликта.

  5. Теория экономического поведения.

  6. Типологический подход в психологии личности.

  7. Психология принятия решений.

  8. Способности к решению комплексных проблем.

  9. Бихевиоризм в современной практической психологии.

  10. Психология лидерства.

  11. Использование психологических методов в маркетинге.

  12. Использование психологических методов работы в менеджменте.



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины



1. Предмет и определение психологии.

2. История возникновения психологии как науки: от античности до наших дней.

3. Области психологического знания.

4. Специфика понимания человека в психологии.

5. Психоанализ: основные положения и развитие.

6. Сравнительный анализ психоаналитических концепций З. Фрейда и К.Г. Юнга.

7. Бихевиоризм и тренинги навыков.

8. Когнитивный подход в психологии.

9. Гуманистический подход в психологии.

10. Виды конфликтов и способы их решения.

11. Психология общения: предмет, структура, функции. Общение как потребность.

12. Общение как обмен информацией.

13. Особенности межличностного восприятия: эффекты и механизмы.

14. Динамические процессы в малой группе: конформизм и лидерство.

15. Процесс принятия групповых решений.

16. Типы личности: истероидный и эпилептоидный.

17. Типы личности: шизоидный, гипертимный и тревожный.

18. Типы личности: параноидный и эмотивный.

19. Подходы к принятию решений и их противопоставление.

20. Психологические эффекты оценивания.

21. Понятие комплексной проблемы.

22. Способности к решению комплексных проблем.

23. Движущие силы и условия развития личности.

24. Социальный характер, национальный характер и характер индивидуальности.

25. Мотивация стремления к власти.

26. Мотивация оказания помощи.

27. Мотивация достижения. Уровень притязаний.

28. Мотивация аффиляции и мотивация агрессивного поведения.
Автор программы

Кандидат психол. наук, ст. преп. __________________ Ю.Г. Овчинникова





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшая школа экономики iconА. С. Ахременко (ниу высшая школа экономики, ), А. П. Петров (ниу...
Может ли политическая пропаганда влиять на экономический рост: к формальной динамической модели1

Высшая школа экономики iconНациональный исследовательский университет «высшая школа экономики»...
Библиотека (далее по тексту Подразделение) является структурным подразделением Национального исследовательского университета «Высшая...

Высшая школа экономики iconТехническое задание на оказание услуг по подключению и обеспечению...
«Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный...

Высшая школа экономики icon«Высшая школа экономики» положение
«Высшая школа экономики» (далее – ниу вшэ) и определяет правовой статус Проектно-учебной лаборатории «Бизнес-инкубатор Высшей школы...

Высшая школа экономики iconАнализ инвестиционной привлекательности развивающихся рынков корпоративных...
Теплова Т. В., доктор экономических наук, профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций факультета экономики ниу «Высшая школа...

Высшая школа экономики iconРегламент установления преподавательских надбавок в Национальном...
Данный Регламент вводится с целью усиления стимулирования достижений в преподавании путем введения специальных надбавок для лучших...

Высшая школа экономики iconЕ. В. Савицкая экономика для менеджеров учебно-методическое пособие
Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая...

Высшая школа экономики iconЕ. В. Савицкая экономика для менеджеров учебно-методическое пособие
Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая...

Высшая школа экономики iconНациональный исследовательский университет «высшая школа экономики»...
«Высшая школа экономики» (далее по тексту ниу вшэ) и определяет правовой статус Института статистических исследований и экономики...

Высшая школа экономики iconВысшая школа урбанистики положение
«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (далее – ниу вшэ) и определяет правовой статус проектно-учебной...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную