Формы подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию Актуальность






Скачать 435.41 Kb.
НазваниеФормы подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию Актуальность
страница1/4
Дата публикации21.03.2015
Размер435.41 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4





Формы подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию

Актуальность. В последнее время психологи и педагоги отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши  плечи педагогов.

К особенностям неуспевающих учащихся психологи относят:

- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;

- отсутствие познавательного интереса;

- не сформированы элементарные организационные навыки;

- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

- нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника;

- дети, в основном, из асоциальных семей;

- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

В этом учебном году, работая с параллелью 9 классов, я столкнулась практически со всеми из вышеперечисленных проблем. Средний показатель качества знаний в этих классах составляет всего . При этом 50% девятиклассников приняли решение сдавать обществознание как предмет по выбору. К этому необходимо добавить, что большинство учащихся определились с выбором примерно в январе-феврале месяце.

Таким образом, мною установлено объективно существующее противоречие:

- между необходимостью подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации и реально сложившейся практикой обучения обществознанию в школе с использованием традиционных форм и методов обучения;

- между усилением требований к уровню подготовки учащихся и недостатком знаний, умений и навыков, необходимых школьникам для успешной сдачи экзамена.

Выявленное противоречие дало основание сформулировать педагогическую проблему: каковы педагогические условия эффективной подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации?

Решение данной проблемы составляет цель моей работы - создание условий для эффективной курсовой подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов.

2. Выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов.

3. Определить формы, методы и средства для эффективной работы со слабоуспевающими учащимися в условиях курсовой подготовки к итоговой аттестации.

на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова).

 Инновационной составляющей моей работы, направленной на повышение качества образования, является:

- систематизация и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по поднятой проблеме;

- раскрытие педагогических условий наиболее успешной и эффективной подготовки слабоуспевающих учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации;

- разработка и апробация методики курсовой подготовки слабоуспевающих учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по обществознанию.

Подготовка учащихся к итоговой аттестации по обществознанию осуществляется в рамках системы и имеет определенное организационное оформление .

Свою деятельность я осуществляю по нескольким направлениям.

1. Работа с нормативными документами (оформление информационной папки об итоговой аттестации, пополнение банка контрольно-измерительных материалов и т.д.)

2. Работа с соц.педагогом (индивидуальные и групповые консультации с учащимися и родителями, разработка рекомендаций для родителей и учеников).

3. Работа с родителями (знакомство с нормативными документами по проведению ГИА, родительские собрания, индивидуальные консультации с родителями слабоуспевающих учеников, инструктаж по выполнению заданий в стандартизированной форме).

4. Работа с учащимися.

Курсовую подготовку по обществознанию я провожу в форме групповых спаренных занятий продолжительностью 90 минут каждое. Такие занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планированием (Приложение 1).

Для решения поставленных задач я использую совокупность следующих методов:

1. Лекция - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Этот метод я использую в сочетании с опорными схемами и конспектами.

Общее назначение опорных схем состоит в том, чтобы помочь учащимся запомнить учебный материал. 80 % всей информации человек воспринимает с помощью органов зрения – доминирование зрительного восприятия. Опорные схемы и опорные конспекты – основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. В том случае информационная ёмкость учебного материала значительно повышается при его структурировании.

2. Работа с книгой - это многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, воспитание; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию.

Преимущество работы с книгой, эффективность ее как метода, выражается в:

1) возможности многократной работы учащихся с интересующей их информацией;

2) получении возможности свободно читать и понимать прочитанное;

3) возможности понять, запомнить, синтезировать, сравнить и др.;

4) развитии памяти, воспроизведении по памяти, формирование навыков самоконтроля;

5) приобретении учебно-научных умений: умении письменной работы (ведение записей по изучаемым материалам), т.е. концентрированном, обобщенном выражении изученного; конспектировании (краткое изложение), составлении плана текста, написании тезисов (кратких основных мыслей); анкетировании (свернутое изложение содержания); рецензировании (составление отзыва на прочитанное с авторским отношением); составлении схем и графиков, диаграмм; составлении сравнительных характеристик изучаемых явлений, фактов, статистических данных, автобиографических и других данных; умении в изучаемом материале выделить главное, существенное и т.д.

3. Инструктаж – метод, обеспечивающий разъяснение и показ учащимся назначения, задач и способа осуществления определенных действий, последовательности операций, слагающих то или иной умение, а также характеристику типичных ситуаций их использования. Инструктаж содержит установку  на выполнение учащимися определенных практических действий; облегчает работу, предупреждает излишние вопросы, позволяет осуществить единство требований к знаниям и умениям учеников.

4. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности учеников и педагогической работы учителя. Учитывая форму сдачи итоговой аттестации, тематический контроль проходит в форме заданий, предусмотренных содержанием экзаменационной работы.

5. Педагогическое требование - педагогически целесообразный, спланированный или импровизированный поступок воспитателя направленный на смену личностного поведения воспитанника или его отношение к своей деятельности. Педагогическое требование может быть прямым (непосредственным) и побочным (косвенным).

Прямое (непосредственное) требование выдвигается педагогом, как правило, декларативно, касается всех без исключения и подлежит соответственно выполнению без всяких возражений.

Побочное (косвенное) требование в своем составе кроме прямого имеет отношение совета или оценочное отношение преподавателя к деятельности ученика (студента) - это требование-совет, требование-намек, требование-просьба и т.п.

Результативность опыта. В связи с низким уровнем мотивации у обучающихся 9 классов, резко упал интерес к предмету, а, следовательно, и качество знаний.

Таким образом, в ходе работы были определены педагогические условия, необходимые для наиболее успешной и эффективной подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации:

1) обеспечение психологического комфорта в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации через совместную деятельность учителя, соцпедагога и родителей;

2) создание информационного, методического, психолого-педагогического обеспечения процесса обучения;

3) организация системы работы посредством оптимального выбора форм и методов подготовки учащихся.

Организация образовательного процесса базируется на категориях «повторение», «контроль» и «самоконтроль». Результаты дают основание сделать вывод о том, что такая образовательная модель соответствует всем критериям технологичности учебного процесса и является эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современному образованию








Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен проводится с целью выявления уровня подготовки по истории и обществознанию.
Экзаменационная работа подготовлена на основе содержания нормативных документов, определяющих требования к подготовке по истории и обществознанию выпускников. 
Основой для отбора содержания являются нормативные документы:

- обязательный минимум содержания основного общего образования по истории и обществознанию (приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму основного общего образования»)

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Это позволяет обеспечить преемственность и поступательность в проведении по итогам обучения. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации определенными ориентирами и для школьника, и для педагога.

В 2012-2013 учебном году выпускники 9-х и 11-х классов проходили итоговою аттестацию и ЕГЭ по материалам текстов Рособрнадзора по предметам истории и обществознания. 

В связи с этим рекомендуем учителям обществоведческих дисциплин при подготовке к итоговой аттестации обучающихся:




  1. Проводить анализ итогов ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию для выявления тем вызвавших затруднения при выполнение работы.


  2. Проводить планомерную, профориентационную работу с учащимися и родителями, разъяснять уровень требований и необходимость длительной, тщательной подготовки к экзамену по истории и обществознанию по материалам ГИА и ЕГЭ.


  3. Проводить подготовку обучающихся в соответствии со структурой КИМов, формы заданий в каждой из трех ее частей, соотношении количества заданий по основным периодам истории и обществознания. 


  4. Особое внимание на уроках уделять формированию ведущих понятий курсов и вырабатывать общеучебные и предметные умения и навыки.


  5. Задания на текущих уроках должны носить обучающий характер и содержать различные типы вопросов по определенной теме. 


  6. Использовать на итоговых занятиях для углубления знаний обобщение конкретно-исторического материала.


  7. Учащиеся не должны механически запоминать даты, события, факты, имена и стремиться к осознанному восприятию процессов, их анализу.


  8. Особое внимание уделить анализу исторических документов. Учащиеся должны понимать смысл написанного в источнике, определять по тексту цель, время, место и обстоятельства создания документа, соотносить его содержание со знаниями по истории периода, который в нем представлен. Начинать анализ текста возможно уже с пятого класса (в курсе истории Древнего мира), с шестого класса (в курсе обществознания).


  9. Изучение каждой темы должно базироваться на основе ее сопоставления с особенностями предыдущего исторического периода, с выявлением причин, следствий и значения происшедших изменений. Целесообразно определенную часть урока выделять для фронтального повторения.


  10. Следует научить обучающихся внимательно читать задание, уяснять его суть и стараться отвечать на конкретные вопросы, а не все то, что им известно по той или иной теме.


  11. Учить обучающихся отрабатывать методику составления плана по теме и эссе по обществознанию.


  12. Проводить дополнительную работу с учащимися по подготовке к итоговой аттестации и ЕГЭ на элективных курсах и во время внеурочных занятий


  13. При подготовке к ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию выпускников следует знакомить с несколькими линиями учебников, чтобы использовать достоинства каждого из них. 


  14. Учить учащихся оформлять ответы на специальных бланках, знакомить с процедурой проведения экзамена.


  15. В 9 - 11 классах в целях подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации и ЕГЭ необходимо вносить в журнал запись о проведении на уроках различных форм контроля: тест, эссе, самостоятельная работа и т.д.


Рабочая  программа

подготовки к ГИА по «Обществознанию (включая экономику и право)»
за курс основного общего образования

9 класс

Учитель: Прибыш Л.В.                                                

           2013-2014 учебный год

с.Лазарево.

1. Пояснительная записка
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.
Цель программы подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:


  • формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;




  • дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;




  • развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;




  • способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению соци-альных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;




  • формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития


межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.
Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • фронтальная.


Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:


  • устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; собеседование; тестирование);




  • письменные виды контроля (тестирование).

2.Распределение учебной нагрузки

п/п

Наименование раздела

Кол-во ч

Формы контроля

1.

Вводное занятие

1




2.

Раздел 1. Человек и общество

5

тестирование

3.

Раздел 2. Экономическая сфера

5

тестирование

4.

Раздел 3. Социальная сфера

5

тестирование

5.

Раздел 4. Политическая сфера

5

тестирование

6.

Раздел 5. Человек и его права

5

тестирование

7.

Раздел 6. Духовная сфера

5

тестирование

8.

Тестирование в форме ГИА

3

тестирование в










форме ГИА




Итого:

34 ч



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формы подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию Актуальность icon1. Основные направления работы администрации мбоу «сош с. Тумутук»...
Организация профессионального консультирования учащихся и их родителей (законных представителей), педагогов по вопросам подготовки...

Формы подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию Актуальность iconПрограмма государственной (итоговой) аттестации
Программа государственной итоговой аттестации (гиа) по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) разработана...

Формы подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию Актуальность iconПояснительная записка. Актуальность
Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное...

Формы подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию Актуальность iconПрограмма итоговой государственной аттестации по направлению «История»
Программа итоговой государственной аттестации магистров (игам) составлена в соответствии с требованиями федерального и национально-регионального...

Формы подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию Актуальность iconПрограмма государственной итоговой аттестации по направлению подготовки...
Министерства образования России от 25. 03. 2003 г. №1155, и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников гбоу впо...

Формы подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию Актуальность iconМетодические рекомендации для учителей обществознания по подготовке...
Методические рекомендации предназначены для учителей обществознания и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной...

Формы подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию Актуальность iconПрограмма государственной итоговой аттестации согласовано заместитель...
Наименование дисциплин, включенных в программу государственной итоговой аттестации

Формы подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию Актуальность iconУчебно-методический комплекс итоговой государственной аттестации
Место итоговой государственной аттестации в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования (ооп...

Формы подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию Актуальность iconУчебно-методический комплекс государственной итоговой аттестации
Перечень компетенций, формируемых в процессе прохождения государственной итоговой аттестации 4

Формы подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию Актуальность iconПояснительная записка 4 Паспорт программы государственной итоговой...
Распределение времени на подготовку и проведение государственной итоговой аттестации 8






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную