Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования






Скачать 371.94 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации16.03.2015
Размер371.94 Kb.
ТипМетодические рекомендации
e.120-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Г.В.Акопов, Т.В.Семенова

Комплексная психологическая

диагностика общения

(КПДО)

Методические рекомендации

Самара, 2015

УДК 159.9
Печатается по решению редакционно-издательского совета

Поволжской государственной социально-гуманитарной академии
Рецензенты:

Доктор психологических наук, профессор И.М.Юсупов;

психологический факультет Института экономики, управления и права (г.Казань)
Кандидат психологических наук, доцент С.В.Зорина;

психологический факультет Самарского государственного университета.

Акопов Г.В., Семенова Т.В. (сост.) Комплексная психологическая диагностика общения. Методические рекомендации. Самара, ПГСГА, 2015. ** с.

В методической разработке представлена методика, позволяющая проводить эмпирические исследования, посвященные изучению особенностей общения. Методика разработана в методологическом поле социально-коммуникативной парадигмы психологии, в которой общение рассматривается в многомерном измерении сознания: с точки зрения общительности в целом, направленности (установок) личности, стилей общения, уровней общения и сфер общения.
Для разработки диагностического инструментария и составления методического пособия использованы фрагменты текстов книг и статей, размещенных на сайте «Самарский научный центр психологии сознания» (СНЦПС, www.sncps.ru ) . Представленная в методическом пособии методика размещена на сайте в разделе «Методические разработки».
Для психологов: студентов, аспирантов, бакалавров, магистров, преподавателей психологических дисциплин социальных и гуманитарных направлений и специальностей, изучающих и ведущих курс «Психология сознания».

© Поволжская государственная

социально-гуманитарная академия, 2015

© Г.В.Акопов, Т.В.Семенова, 2015

Содержание




Введение…………………………………………………………………………..





1.

Описание методики…………………………………………………….





2.

Обработка данных…………………………





3.

Новые подходы к комплексной психологической диагностике общения. Опыт апробации диагностического инструментария………………………………





4.

Библиография………………………………….





5.

Перечень изданных материалов по теме сознания,

наиболее часто используемых в учебном процессе ПГСГА………………….





6.

Перечень электронных ресурсов ……………………………………………….





7.

Приложение. Психология сознания:

социально-коммуникативная парадигма:

Перечень учебно-методических материалов,

подготовленных к изданию

Самарским научным центром психологии сознания (www.sncps.ru)

под общей редакцией Г.В. Акопова .....................................................













Введение

Существенные изменения в социальной жизни, связанные с переходом от постиндустриального к информационному обществу, привели к пересмотру не только образовательных стандартов, но и содержания учебных курсов. В психологической науке на авансцену вышли два взаимодополняющих понятия: субъект и сознание. В понятии «субъект» заложено активное начало личности, в понятии «сознание» отражено то, насколько она (личность) может вписаться в общий контекст или превзойти его в постоянно и быстро меняющейся окружающей действительности. В связи с тем, что категория сознания недостаточно представлена в традиционных и ряде новых отраслей и направлений психологии, назрела необходимость рассматривать расширенные варианты ранее существовавших учебных курсов и учебных дисциплин, вводя в них посредством соответствующего дополнительного содержания новый смысл, адекватный предметному полю, сопряженному с проблематикой сознания.

Серия методических изданий, посвященная вопросу сопряжения проблемы сознания в психологии с другими актуальными проблемами, включает как теоретические блоки («Созерцание как дополнительная к деятельности категория психологии», «Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма», «Онтогенез сознания», «Психология сознания» для непсихологических специальностей и др.), так и практико-ориентированные блоки («Психология сознания: диагностический инструментарий (Тест преобладающего типа сознания. Диагностика склонности к созерцанию. Анкета “Созерцание”)» и др.), а также блоки инновационных (компьютерных) технологий (сайт «Самарский научный центр психологии сознания», электронное учебное пособие к пропедевтическому курсу «Психология сознания», электронная хрестоматия к курсу «Методологические основы психологии») и др.

В методической разработке «Комплексная психологическая диагностика общения» содержатся рекомендации по использованию в учебном процессе вуза нового измерительного инструментария, сопряженного с темой сознания в психологии.

Для бакалавриата и магистратуры направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Социальная психология» и др.

Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО)

Г.В.Акопов, Т.В.Семенова, 2014

Описание методики

Методика разработана в методологическом поле социально-коммуникативной парадигмы в психологии, которая определяет сознание в качестве основной проблемы и предмета психологии как целостной науки и предлагает логику двухфакторной теории сознания (Акопов, 2010). С ее мировоззренческой позиции общение (контакт) является одним из двух факторов, каждый из которых представим в триединой структуре (фактор контакта (общения): отклик, информация, смысл; фактор свободы: выбор, творчество, созидание).

Фактор контакта затрагивает сферу общения человека и выявляет зависимость от других людей и жизненных обстоятельств, а фактор свободы посвящен выявлению самостоятельности, творческого потенциала и тенденции к самоактуализации. Выделенные факторы влияют на проявление множества явлений сознания.

Общение рассматривается в многомерном измерении сознания: с точки зрения общительности в целом, направленности (установок) личности, стилей общения, уровней общения и сфер общения. (Акопов, Семенова, 2010).
Определяемые параметры:
Общительность (Об)

  1. Высокая

  2. Средняя

  3. Низкая


Направленность общения

  1. Когнитивная направленность (К)

  2. Аффективная направленность (Аф)

  3. Организационная направленность (О)

  4. «Эгоцентрическая» (Я-Я, «на себя», «от первого лица») (Я)

  5. «Альтруистическая» (Я-ТЫ, «на партнера», «от второго лица») (ТЫ)

  6. «Контекстная» (Я-ОН,ОНА,ОНИ, «на меня», «от третьего лица»)(ОН)


Стили общения:

  1. Директивный (ДР)

  2. Конвенциональный (КВ)

  3. Консолидирующий (КС)



Уровни общения

  1. Контактный (к)

  2. Информационный (и)

  3. Смысловой (с)

  4. Рефлексивный (р)


Сферы общения (разные выборки)

  1. Деловая сфера общения (ДеС)

  2. Педагогическая сфера общения (ПеС)

  3. Семейная сфера общения (СеС)

  4. Досуговая сфера общения (ДоС)

И т.д.
Табл.1 Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО). Бланк для информанта



Суждения
1- не согласен; 5- согласен

Степень согласия

(баллы)

1

Я очень общительный человек

1 2 3 4 5

2

Я общаюсь как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми по необходимости

1 2 3 4 5

3

Я человек необщительный

1 2 3 4 5

4

Общаясь с людьми, я, как правило, воодушевляюсь

1 2 3 4 5

5

Общение не доставляет мне особого удовольствия

1 2 3 4 5

6

Длительное общение меня утомляет

1 2 3 4 5

7

Обычно я первым начинаю разговор с незнакомыми людьми

1 2 3 4 5

8

Иногда мне бывает неловко начать разговор с незнакомыми людьми

1 2 3 4 5

9

Находясь среди незнакомых людей, я, как правило, не начинаю разговор первым

1 2 3 4 5

10

Когда я узнаю что-то новое, то ищу друзей и знакомых, с которыми можно поделиться

1 2 3 4 5

11

При встрече со знакомыми людьми я стараюсь поделиться новостями

1 2 3 4 5

12

Мне трудно рассказывать о новостях друзьям и знакомым

1 2 3 4 5

13

Я часто обращаюсь за советом к разным людям

1 2 3 4 5

14

Иногда в затруднительных ситуациях я обращаюсь к кому-либо за советом

1 2 3 4 5

15

Обычно я не решаюсь обращаться к людям за советом

1 2 3 4 5

16

Я легко откликаюсь на любые просьбы прохожих на улице

1 2 3 4 5

17

Я не очень люблю отвечать на вопросы прохожих на улице

1 2 3 4 5

18

Меня раздражают любые просьбы прохожих на улице

1 2 3 4 5

19

Мне нравятся люди, которые любят поговорить о чем-либо

1 2 3 4 5

20

Я предпочитаю не очень разговорчивых людей

1 2 3 4 5

21

Меня раздражают много говорящие люди

1 2 3 4 5

22

Начав говорить, я с трудом останавливаюсь

1 2 3 4 5

23

Я не очень разговорчивый человек

1 2 3 4 5

24

Знакомые считают меня молчуном

1 2 3 4 5

25

Общение для меня является источником радости

1 2 3 4 5

26

Общение для меня не связано с определенными позитивными или негативными эмоциями

1 2 3 4 5

27

Общение с другими людьми, знакомыми и незнакомыми, как правило, вызывает у меня внутреннее напряжение

1 2 3 4 5

28

Я всегда стараюсь прервать молчание в кругу людей

1 2 3 4 5

29

Я испытываю неловкость от молчания в кругу людей

1 2 3 4 5

30

Я никогда не испытываю неловкости от молчания в кругу людей

1 2 3 4 5

31

Главное в общении это новая информация

1 2 3 4 5

32

В процессе общения для меня важно услышать что-то новое для себя

1 2 3 4 5

33

Общение не является для меня источником информации

1 2 3 4 5

34

Главное в общении это эмоциональное состояние

1 2 3 4 5

35

В общении я чаще говорю о своих переживаниях

1 2 3 4 5

36

Общение не вызывает у меня сильных эмоций

1 2 3 4 5

37

Как правило, в общении я стараюсь вызвать дискуссию

1 2 3 4 5

38

Я предпочитаю заранее согласовать тему, место и время общения

1 2 3 4 5

39

Я не люблю, когда мне подсказывают, как вести разговор

1 2 3 4 5

40

Общаясь, я стараюсь высказать свое мнение

1 2 3 4 5

41

Общаясь, я не спешу высказать свое мнение

1 2 3 4 5

42

Общаясь, я, как правило, стараюсь скрыть свое мнение

1 2 3 4 5

43

Я с удовольствием выслушиваю чужое мнение

1 2 3 4 5

44

Я стараюсь не перебивать собеседника

1 2 3 4 5

45

Меня, как правило, мало интересует чужое мнение

1 2 3 4 5

46

Находясь среди людей, я, как правило, бываю в центре внимания

1 2 3 4 5

47

Иногда бывает, что кто-то проявляет ко мне интерес

1 2 3 4 5

48

Люди избегают общения со мной

1 2 3 4 5

49

Когда я говорю, то не позволяю себя перебивать

1 2 3 4 5

50

Иногда я позволяю другим возражать мне в разговоре

1 2 3 4 5

51

Как правило, меня всегда перебивают в разговоре

1 2 3 4 5

52

В любом разговоре я даю возможность другому остаться при своем мнении, если он также идет навстречу

1 2 3 4 5

53

Общаясь, я в равной мере учитываю мнения разных людей

1 2 3 4 5

54

В общении я обычно не стараюсь согласовать различные позиции

1 2 3 4 5

55

В общении я обычно стараюсь помочь собеседнику выразить его мысль, способствуя общему взаимопониманию

1 2 3 4 5

56

Я умею вставить уместное слово в любое повествование, не нарушая общего духа беседы

1 2 3 4 5

57

Общаясь с людьми, я не считаю необходимым способствовать всеобщему согласию

1 2 3 4 5

58

Во время разговора я стараюсь удерживать внимание собеседника: часто произношу его имя, стараюсь смотреть ему в глаза и т.д.

1 2 3 4 5

59

Когда я начинаю говорить, то, как правило, стараюсь сначала убедиться в том, что меня внимательно слушают

1 2 3 4 5

60

Сообщая что-то другому, я не считаю необходимым следить за тем, слушают меня или нет

1 2 3 4 5


61

Общение с много знающими людьми - это самый лучший способ получения новых знаний

1 2 3 4 5

62

В общении с некоторыми людьми иногда удается узнать что-то новое

1 2 3 4 5

63

Общение для меня не является основным средством получения новых знаний

1 2 3 4 5


64

Я часто распознаю истинные намерения собеседника по его жестам и выражению его лица

1 2 3 4 5

65

Если беседа затягивается, я стараюсь найти в содержании разговора что-то неявное

1 2 3 4 5

66

Бывает, что я своими словами обижаю собеседника

1 2 3 4 5

67

Я много внимания уделяю деталям беседы и беспокоюсь о том, правильно ли я что-то сказал(а)

1 2 3 4 5

68

Обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог

1 2 3 4 5

69

Я часто замечаю, что люди неправильно понимают меня

1 2 3 4 5




Пол___ Возраст_____ Род деятельности__________________________

СПАСИБО!

Дата____
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconШаблон программы производственной практики министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную