Психологические детерминанты вербализации негативного опыта






Скачать 397.91 Kb.
НазваниеПсихологические детерминанты вербализации негативного опыта
страница1/4
Дата публикации16.03.2015
Размер397.91 Kb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4

На правах рукописи





Дороднев Антон Борисович


Психологические детерминанты вербализации негативного опыта

Специальность: 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре общей психологии Государственного академического университета гуманитарных наук
Научный руководитель ─ доктор психологических наук

Алмаев Николай Альбертович.
Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

Харламенкова Наталья Евгеньевна
доктор психологических наук, доктор

филологических наук, профессор

Румянцева Ирина Михайловна
Ведущая организация:

Российский Государственный Гуманитарный Университет
Защита состоится «__14 __» ____ января _______ 2010 г. в __ 12:00 __ час. на

заседании диссертационного совета Д 002.016.02 при Учреждении Российской академии наук Института психологии РАН по адресу: 129366, Москва, ул.Ярославская, д. 13.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН.

Автореферат разослан «___» __________________ 2009 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент Т.Н.Савченко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы

Вербализация негативного опыта – одна из важных общепсихологических проблем. Феномен сожаления о прошлом, недовольства собой и обстоятельствами, обвинения других и себя и т.п. широко представлен в дискурсе. Однако в эмпирических общепсихологических исследованиях эта тема отображена явно не соразмерно ее значению для психической жизни личности. Исключением может считаться лишь большое количество исследований посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), проводящихся на стыке общей психологии и психиатрии (Н.В. Тарабрина, В.А. Агарков, Ю.В.Быховец, 2007).

Вербализация негативного жизненного опыта, как и любая другая дискурсивная продукция человека, погружена в контекст социальных отношений, имеет определенные интенциональные направленности (Т.Н.Ушакова, Н.Д.Павлова) во многом обусловленные существующей культурой. Одним из феноменов современной культуры, оказывающим многообразное системное влияние на особенности дискурса, является пол и половая (гендерная) идентичность (С.Бем, Т. Бендас, Э. Игли, В. Штефен, Н.Е. Харламенкова и мн. др.).

В ходе изучения психотерапевтической практики анализируются материалы сессий (начиная с Laswell, 1935), рассказов по картинкам (начиная с Murray, 1943), автобиографических рассказов (Gottschalk & Gleser, 1969, Додонова 1988, Ласко, Резвицкая, 1975 и др). Научная литература по этим темам практически необозрима, но поскольку она в основном базируется на анализе отдельных случаев, то ощущается нехватка общепсихологических исследований, проведенных с единой методологией на достаточно большой выборке лиц, несомненно, переживших травму, но не обязательно страдающих ПТСР.

Учитывая сказанное, значительную актуальность приобретает систематическое исследование процессов вербализации негативных переживаний общепсихологическими методами, определение их личностных, гендерных, демографических и прочих детерминант, а также их взаимодействия.

Одной из самых тяжелых травм, которые могут произойти в жизни человека, является потеря зрения. В отличие от травм раннего детства, наличие и характер которых весьма трудно установить объективно, травма потери зрения несомненна, ее последствия сопровождают человека все время (А.А.Саенко, А.Г.Литвак, А.М. Кондратов). Соответственно, систематическое изучение процессов вербализации негативного опыта у лиц, переживших эту травму и адаптирующихся к новой жизни, может иметь существенное значение для понимания процессов вербализации негативных переживаний, многообразного влияния на этот процесс личностных, культурных и демографических переменных, а также их взаимодействия.

Одним их важных принципом системного подхода, является рассмотрение единого предмета взаимодополняющими методами. Как было выяснено, применение опросниковых методов и контент-анализа в комплексе позволяет выявить связи и отношения, которые нельзя было обнаружить, применяя эти методы по отдельности (Н.А. Алмаев, Г.Ю. Малкова). Реализация данного подхода в отношении экспериментальной выборки незрячих и контрольной выборки зрячих позволяет глубже проанализировать психологические детерминанты вербализации негативного опыта.

Отдельной задачей является усовершенствование методов контент-анализа, которое позволило бы эффективно изучать структуру рассказа, а не ограничиваться одной только общей количественной представленностью категорий на единицу текста.
Цель исследования. Изучить психологические детерминанты вербализации негативных переживаний.

Задачи:

  1. Провести аналитический обзор литературы по проблеме вербализации негативного жизненного опыта.

  2. Изучить личностные детерминанты вербализации негативного жизненного опыта на материале автобиографических рассказов лиц, перенесших потерю зрения.

  3. Исследовать влияние гендерных и демографических факторов на вербализацию негативного жизненного опыта на материале автобиографических рассказов инвалидов по зрению и контрольной выборки.

  4. Применить новые методические приемы содержательного анализа текстов, фиксирующие особенности их структуры.

  5. Выявить содержательные особенности вербализации негативного жизненного опыта на примере лиц, переживших потерю зрения.


Предмет исследования. Психологические факторы, влияющие на вербализацию негативного опыта в текстах автобиографических рассказов, и их взаимодействие.

Объект исследования. Вербальная продукция лиц, переживших потерю зрения и представителей контрольной выборки, их ответы на вопросы личностного теста.

Гипотеза: появление содержаний негативного жизненного опыта в автобиографических рассказах детерминировано психологическими факторами и их взаимодействием.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: положения системного подхода (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков), принцип общения Б.Ф. Ломова и психосоциальный принцип А.Л. Журавлева, представления об интенциональных основаниях речи и дискурса (Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В работе реализован комплексный подход к сложному феномену, имеющему многообразную психологическую детерминацию. Исследовано влияние личностных, гендерных и демографических переменных на процесс вербализации негативного жизненного опыта. Выяснено, что данная вербализация положительно связана с личностной зрелостью. Обнаружено существенное влияние гендерного фактора: женщинам в гораздо большей степени свойственно рассказывать о травмирующих переживаниях, событиях, нежели мужчинам. Обнаружено, что влияние степени и длительности травмы на вербализацию соответствующих негативных переживаний опосредовано личностными и гендерными детерминантами.

Применен новый методический прием контент-анализа, в котором исследуется непосредственное соседство контент-категорий друг с другом. Это позволило выяснить, что негативные эмоции в текстах незрячих чаще всего соседствуют с негативными событиями в отношениях с близкими людьми и отсутствием аффилиации со стороны незнакомых, а положительные эмоции – с позитивными событиями в отношениях с близкими людьми и проявлением аффилиации со стороны незнакомых.

Обоснован вывод, что в отношении методик контент-анализа не следует ограничиваться только каким-то одним методическим приемом. В зависимости от характера данных следует применять ряд методических приемов, анализируя их относительную эффективность, слабые и сильные стороны.

Положения, выносимые на защиту:

  1. У лиц, потерявших зрение, вербализация негативного жизненного опыта, тяжелых воспоминаний положительно связана с личностной зрелостью.

  2. Гендерный фактор оказывает существенное влияние на вербализацию негативного жизненного опыта. Женщины более склонны делиться своими бедами и потерями, тогда как для мужчин сам факт рассказа о травмирующем содержании является дополнительным фрустрирующим фактором.

  3. Для незрячих важны отношения с близкими людьми и проявление аффилиации со стороны незнакомых. Для их текстов характерна большая представленность содержания, связанного с позитивными и негативными эмоциями, проявлениями аффилиации, отношениями с близкими людьми. Причем, негативные эмоции в текстах незрячих чаще всего соседствуют с негативными событиями в отношениях с близкими людьми и отсутствием аффилиации со стороны незнакомых, а положительные эмоции – с позитивными событиями в отношениях с близкими людьми и проявлением аффилиации со стороны незнакомых.


Практическая значимость исследования состоит в том, что изучение психологических особенностей инвалидов по зрению способствует улучшению реабилитационных мер в работе с ними.

Информация о личностных и гендерных детерминантах, и их взаимодействии с демографическими факторами важна для практической работы реабилитолога, помочь в планировании реабилитационных мероприятий, в осуществлении психодиагностики в контексте реабилитации.

Апробация работы. Доложены на следующих конференциях:

«Ломоносов-2008» XV-ая Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых» МГУ 2008.

«Психология наука будущего» I-ая Всероссийская конференция Институт Психологии РАН. Москва 1-2 ноября, 2007.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения с выводами, списка литературы и приложений. Общий объем работы 136 страниц. Работа содержит 28 таблиц, 12 графиков. Список литературы включает 104 источника.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологические детерминанты вербализации негативного опыта iconДиссертация на тему: Исследование содержания и структуры профильного...
Охватывает разные стороны деятельности в сфере туризма социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические,...

Психологические детерминанты вербализации негативного опыта iconРесурсный потенциал африки в мировой экономике XXI века (Эндогенные...
Эндогенные детерминанты участия африканских стран в новой экономической модели мира

Психологические детерминанты вербализации негативного опыта iconПсихологические основы академической успешности студентов
В статье раскрывается понятие академической успешности, психологические факторы академической успешности студентов: интеллект, потребностно-мотивационная...

Психологические детерминанты вербализации негативного опыта iconТема опыта
Авторы опыта: Финк Ольга Николаевна, Ковалёва Оксана Семёновна, воспитатели мбдоу детского сада общеразвивающего вида №45 «Росинка»...

Психологические детерминанты вербализации негативного опыта iconТема опыта: «Метод проектов как средство формирования познавательной...
Автор опыта: Хозяинова Людмила Юрьевна, учитель начальных классов гбоу нао «сш с. Оксино»

Психологические детерминанты вербализации негативного опыта iconИсследование идеологии Развитого Индустриального Общества
От негативного мышления к позитивному: технологическая рациональность и логика господства

Психологические детерминанты вербализации негативного опыта iconРоссийской федерации
«Регламентация и нормирование труда» является передача студентам теоретических знаний, отечественного и зарубежного опыта регламентации...

Психологические детерминанты вербализации негативного опыта iconДетерминанты Региональной кластерной политики (на примере фармацевтической отрасли)
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский...

Психологические детерминанты вербализации негативного опыта iconЗакон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Детерминанты спроса
Вопросы к междисциплинарному Государственному экзамену по направлению «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций»

Психологические детерминанты вербализации негативного опыта iconЛ. К. Раицкая дидактические и психологические основы применения технологий...
Дидактические и психологические основы применения технологий веб в высшем профессиональном образовании






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную