Психология проблемного детства (пособие школьному психологу и педагогу)






НазваниеПсихология проблемного детства (пособие школьному психологу и педагогу)
страница1/25
Дата публикации16.03.2015
Размер3.24 Mb.
ТипКнига
e.120-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25



Б.Н. Алмазов

Психология проблемного детства
(пособие школьному психологу и педагогу)

Екатеринбург 2008

Б.Н. Алмазов

Психология проблемного детства
(пособие школьному психологу и педагогу)

Екатеринбург 2008

УДК

ББК

Алмазов Б. Н. Психология проблемного детства.
Книга посвящена так называемому дизонтогенезу личности (недоразвитие, задержки развития, поврежденное и искаженное развитие) Наша цель состояла в том, чтобы обозначить контуры этого феномена с точки зрения психолога, работающего в школе. Задача – обеспечить профессиональную идентичность его диагностического мышления и освободить от зависимости, которую навязывают педагоги, врачи и юристы, прибегающие к его помощи. Своим стилем она больше всего напоминает практическое наставление. И поскольку мы нацелены на формирование навыков, а не на эрудицию вообще, здравый смысл и практический опыт будут доминировать над реферативным подходом. Так что, хотя многое следовало бы рассмотреть теоретически подробнее, законы жанра требуют известных жертв. Надеемся, что авторы, на чье мнение мы не ссылались по ходу изложения, на нас не обидятся, а книга пригодится не только профессионалам, но и родителям детей, недостаточно восприимчивых к традиционным формам обучения и воспитания.


©

Алмазов Б.Н., 2008


Предисловие



Человек, которого воспитание должно реализовать в нас, – это не тот человек, которого создала природа, но тот, каким общество хочет, чтобы он был, а оно хочет, чтобы он был таким, как требует внутреннее устройство общества.

Э.Дюркгейм
Эта книга предназначена школьным психологам и педагогам. Наверно она будет интересна и полезна не только им, но и всем, кто работает с людьми, и все-таки для нас было важнее всего сосредоточить внимание на более или менее конкретных профессиональных задачах.

В отличие от других специалистов, которым достаточно установить психологический статус на текущий момент времени (в интересах заказчика) или заглянуть в прошлое (в интересах клиента), педагогам и их помощникам-психологам важно и нужно предвидеть, что даст та или иная воспитательная мера в будущем. Каждый взрослый прекрасно знает, что добиться послушания не так уж трудно, пока дети не выросли. Но чаще всего потом мы получаем вовсе не то, на что рассчитывали. Так что прогноз – важнейшее из умений, которому нужно научиться перед тем, как переступить порог школы. Этой задаче мы и намерены посвятить наши усилия. Но перед тем как начать систематическое изложение, хотелось бы сделать несколько замечаний.

Всякое развитие требует энергии. Жизненной активности в движении навстречу культуре, когда речь идет о личности. У энергии должны быть источники. Первый из них – темперамент. Он еще никак не привязан к личности, его сила означает лишь особенность высшей нервной деятельности, которая есть у любого теплокровного животного. Так что его роль, скорее всего, косвенная и опосредованная. Второй – любознательность. Здесь речь должна идти о мощности энергетического потенциала серого вещества головного мозга, результатом деятельности которого выступает интеллект. Каждый знает, что при прочих равных обстоятельствах одни с детства предпочитают узнать новое и обрадоваться, а другие – увидеть знакомое и успокоиться, нисколько не тяготясь монотонностью впечатлений повседневной жизни. Третий связан с так называемым стадным инстинктом (по выражению А.В.Луначарского – основой любой морали). Стремление к отождествлению – мощный источник социальных побуждений, из которого питается вся педагогическая практика. Дети хотят быть в семье, коллективе и среде, так что если учитель ставит досягаемую задачу в зоне ближайшего развития, стремление к когнитивному консонансу гарантировано. На этом строится воспитание навыков и привычек. Когда задача неподъемна, энергия развития уходит на строительство самых разных психологических защит. Четвертый определяется потребностью в отчуждении, когда либидо и самосознание оторвут внешние значения от внутренних смыслов. Наступает время просвещения. Общество заинтересовано придать эгоизму отчуждения нравственные формы (ценности, идеалы, убеждения), полагая, что сейчас уместно не принуждение, а приобщение.

В целом эти источники, образно выражаясь, доброй энергии. Она нормальна и естественна. Но есть еще пятый источник, энергия которого питает так называемые неконструктивные побуждения, которые окрашены чувствами страха, тревоги, неуверенности в себе, тоски и злобы. От природы они в личность не переходят. Они созданы, как это принято говорить, ненадлежащим воспитанием. На нем мы и сосредоточим основное внимание. И поскольку в названии книги ключевым понятием выступает проблемное в развитии, этому термину следует придать то значение, которое отвечает поставленным нами задачам.

В литературе используется много терминов, которые с той или иной стороны освещают отклонения от нормы. Достаточно вспомнить психическую средовую дезадаптацию, дефектологию, патохарактерологию, социопатичность, патопсихологию, чтобы представить себе масштабы феноменологического пространства, в которое мы намерены вступить. Поэтому для собственного употребления нам нужно вычленить именно то, с чем мы намерены работать. И за основу взять представления об аномальном тех, кто реально формирует развивающуюся личность: родителей, педагогов, врачей. У каждого из них свои цели, которые они достигают собственными методами, не спрашивая совета психолога, да и друг друга.

Родители озабочены послушанием, благодаря которому остальное приложится. И когда все нормально, им бывает вполне достаточно собственного опыта (как они считают), чтобы обеспечить правильное развитие. Педагоги сосредоточены на успеваемости. Врачи обязаны снижать болезненность.

Для экономии текста мы предлагаем несложную схему, разъясняющую нашу позицию (рис. 1).




Рис. 1.
В зоне пограничных состояний находятся дети, которым необходимо сотрудничество по меньшей мере двух заинтересованных взрослых. Которые, между прочим, не очень к нему стремятся и стараются, главным образом, переложить ответственность друг на друга за возникающие проблемы адаптации. Здесь психолог выступает в роли координатора усилий. Тех же детей, которые попадают в центр обозначенного пространства, и обычно называют аномальными. Их все специалисты с большой охотой отдают психологу. Тому приходится, с одной стороны, сопровождать по жизни, поддерживая морально, а с другой – вмешиваться в социальную обстановку, отстаивая интересы тех, кто не может справиться с трудными обстоятельствами самостоятельно. Ему приходится многое брать на себя. Мы надеемся, что в этом трудном деле наша книга будет ему полезна.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология проблемного детства (пособие школьному психологу и педагогу) iconЗадача курса «Психология предпринимательства»
Дисциплина «Психология предпринимательства» относится к циклу дисциплин специализации по подготовке специалистов 030300 – Психология...

Психология проблемного детства (пособие школьному психологу и педагогу) iconСтратегические приоритеты социально-экономического развития проблемного...
Стратегические приоритеты социально-экономического развития проблемного региона и механизмы их реализации

Психология проблемного детства (пособие школьному психологу и педагогу) iconПрограмма дисциплины «Лидерство и построение команды в бизнесе» для...
Знания основ экономики, социологии и менеджмента, а также закономерностей поведения людей и социальных групп в объеме дисциплины...

Психология проблемного детства (пособие школьному психологу и педагогу) iconПсихологические детерминанты вербализации негативного опыта
Специальность: 19. 00. 01 – Общая психология, психология личности, история психологии

Психология проблемного детства (пособие школьному психологу и педагогу) iconУчебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...

Психология проблемного детства (пособие школьному психологу и педагогу) iconПрограмма дисциплины рефлексивная психология
Рефлексия и рефлексивная психология. Актуальность рефлексивной психологии в современных условиях

Психология проблемного детства (пособие школьному психологу и педагогу) iconСоциальная психология
Социальная психология российского предпринимательства информационно-исследовательская база данных / Отв ред. В. П. Позняков. – М.:...

Психология проблемного детства (пособие школьному психологу и педагогу) iconЗвездочет с планеты детства (по творчеству Л. И. Кузьмина)

Психология проблемного детства (пособие школьному психологу и педагогу) iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Было опрошено 104 человек в возрасте от 19 до 25 лет – студентов и выпускников российских вузов

Психология проблемного детства (пособие школьному психологу и педагогу) iconРегламентирован
На основании заполненной Заявки сотрудники оммко проводят данный вид анкетирования и в течение 3-5 дней передают его результаты педагогу...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную