Совладающее поведение субъекта деятельности в разные периоды взрослости






Скачать 185.06 Kb.
НазваниеСовладающее поведение субъекта деятельности в разные периоды взрослости
Дата публикации20.01.2015
Размер185.06 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Психология > Документы
Совладающее поведение субъекта деятельности в разные периоды взрослости
Продвижение человека по жизненному пути предполагает столкновение с жизненными событиями, которые часто влияют на его судьбу. Большинство отечественных исследователей определяют событие как поворотный момент в индивидуальной биографии (Б. Г. Ананьев, Н. А. Логинова, С. Л. Рубинштейн). С. Л. Рубинштейн определяет события жизни как «узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека» (Рубинштейн, 1999, с. 11), и связывает их с собственной активностью человека, с принятием им решения и его реализацией.

При столкновении с нежелательными жизненными событиями, жизненными трудностями, кризисами и т. д. – одним словом, с ситуациями, которые содержат в себе вызов, угрозу жизнедеятельности человека и вызывают стресс, от человека требуется «проявления особой активности – „когнитивного оценивания“» (Анцыферова, 1994, с. 7). Человек должен определить для себя, насколько подконтрольна ему ситуация и сможет ли он ее изменить. Для преодоления трудностей, уменьшения их отрицательного воздействия индивид использует coping-поведение, которое направлено на активное преобразование ситуации или собственного состояния.

В отечественной психологии копинг чаще рассматривается с позиции интегративного подхода. «Психологическое предназначение coping состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать чело века к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать их или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации» (Нартова-Бочавер, 1997, с. 21).

К настоящему времени общепризнанной классификации типов coping не существует, но большинство из них построено вокруг двух модусов психологического преодоления, предложенных Lazarus и Folkman: 1) проблемно-ориентированное совладание, направленное на решение проблемы (problem-focused); 2) эмоционально-ориентированное совладание, направленное на изменение собственных установок в отношении ситуации (emotion-focused) (Нартова-Бочавер, 1997). Сущность копинга R. Lazarus рассматривает как «когнитивные и поведенческие усилия по управлению специфическими внешними и внутренними требованиями (и конфликтами между ними), которые оцениваются как напрягающие или превышающие ресурсы личности» (Абабков, Пере, 2004, с. 7). В зависимости от типа жизненных событий или жизненных трудностей совладающее поведение человека будет существенно различаться. На основе типов жизненных трудностей и характеристик стрессоров (по интенсивности, по величине потерь, по длительности, по степени управляемости событий, по уровню влияния) выбирается стратегия совладания, мобилизуются ресурсы.

Ввиду того что понятие «coping» предполагает высокую изменчивость поведения, исследователи совладающего поведения полагают, что «имеет смысл фиксировать весь «веер» способов психологического преодоления, например выстраивая coping-профиль для представителей различных социальных, профессиональных и возрастных групп» (Нартова-Бочавер, 1997, с. 23). В настоящее время в отечественной психологической науке отмечается возросший интерес к исследованию особенностей психологического преодоления в возрастном аспекте (Л. И. Анцыферова, Т. Л. Крюкова, А. В. Либина и др.).

В свою очередь, исследователи копинг-поведения в зарубежной психологии считают связь между взрослением и совладающим поведением чрезвычайно непростой (Крюкова, 2004). Основная проблема заключается в том, что науке неизвестно, насколько взросление помогает лучше справляться со стрессом и жизненными трудностями.

Данная статья посвящена проблеме совладающего поведения субъекта профессиональной деятельности в разные периоды взрослости. Процесс профессионального развития личности в отечественной психологической науке исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека (Грызлова, 1996; Пиняева, 1998; Фонарев, 1998; Абульханова-Славская, 1999).

Изучение взрослых людей разных специальностей, проведенное в последние годы, показало, что развитие субъекта деятельности, так же как и онтогенез, имеет свои фазы и генетические переходы между ними, которые могу т выделяться как критические точки развития (Головей, Петраш, 2004). Во многих работах, посвященных развитию личности на протяжении ее жизненного пути, рассматривается вопрос о возрастных и профессиональных кризисах.

Возрастные кризисы – кризисы развития – это периоды психологического стресса и трудностей, которыми сопровождаются жизненные трансформации и переломные моменты. Под профессиональными кризисами понимаются периоды в профессиональном развитии личности, связанные с перестройкой смысловой структуры профессиональной деятельности, характеризующиеся активизацией адаптационных процессов и активным личностным переструктурированием (Головей, Петраш, 2004).

В связи с тем, что развитие личности в период взрослости мало изучено, нами было проведено исследование с целью изучения особенностей профессионального развития в период взрослости. В соответствии с целью исследования были поставлены задачи, направленные на выявление факторов, оказывающих влияние на профессиональное развитие, а также на изучение совладающего поведения в разные периоды взрослости.

Определение копинг-стратегий проводилось с помощью методики «Coping-тест Р. Лазаруса». Для выявления факторов, влияющих на профессиональное развитие, использовалась специально разработанная анкета, которая составлена таким образом, чтобы максимально охватить все уровни организации человека как субъекта деятельности: от психофизиологического до социально -психологического.

В результате факторизации полученных данных было выделено шесть факторов профессионального развития: «удовлетворенность профессиональной деятельностью», «самореализация», «межличностное общение», «психофизиологическое восстановление», «витальные потребности», «взаимоконтроль и поддержка».

Выделенные факторы образуют две группы параметров. В первую группу входят показатели профессионального развития личности: это удовлетворенность профессиональной деятельностью и направленность на самореализацию. Вторую группу составляют факторы, влияющие на профессиональное развитие: это удовлетворение витальных потребностей и параметры психофизиологического восстановления, а также межличностное общение, взаимоконтроль и поддержка. Таким образом, четко выделяются два уровня факторов, влияющих на профессиональное развитие: психофизиологический и социально-психологический. При этом структурообразующим оказывается фактор «самореализации», отражающий стремление к самосовершенствованию и профессиональному росту (Головей, Петраш, 2007).

В исследовании приняли участие сотрудники скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга и спасатели поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга в количестве 219 человек, в том числе 90 мужчин и 129 женщин. Анализ данных проводился в четырех возрастных группах от 20 до 55 лет. Было выделено четыре возрастные группы: первая группа – 22–27 лет (период ранней взрослости); вторая группа охватывает возраст 28–34 года (первый подпериод средней взрослости); в третью группу вошли представители возрастной категории 35– 44 года (второй подпериод средней взрослости); в четвертую – представители в возрасте 45–55 лет (период зрелости).

Проследив динамику факторов, влияющих на профессиональное развитие личности, было выявлено соотношение двух рядов развития человека: физиологического (человек как индивид) и профессионального (человек как субъект деятельности). Особенно отчетливо данное соотношение проявляется в кризисные периоды. Сопоставление возрастного и профессионального развития позволили выделить особенности, характерные для каждой возрастной группы.

В возрастной группе 22–27 лет доминирует кризис профессиональной жизни, или «кризис профессиональной самореализации». На выделенном этапе снижается удовлетворенность профессиональной деятельностью, стремление к самореализации, отмечается неудовлетворенность потребности в самоутверждении.

Возрастной период 28–34 года выделен нами как критический период, так как отмечается снижение показателей по всем параметрам профессионального развития и характеризуется доминированием кризиса профессиональной карьеры.

Возрастной период 35–44 года характеризуется снижением выраженности профессионального кризиса и доминированием возрастного. При этом в личностной сфере отмечается снижение эмоциональной устойчивости, увеличивается тревожность, беспокойство, отмечается социализация поведенческого контроля, растет чувство долга.

Возрастной период 45–55 лет характеризуется высоким уровнем профессионализма. На фоне снижения показателей по «самореализации» и «психофизиологического восстановления» отмечается повышение по «удовлетворенности профессиональной деятельностью», «межличностному общению», «меж личностной поддержке». Респондентами высоко оцениваются признание личного авторитета и собственное профессиональное развитие, признание личного вклада. Снижается конфликтность в общении.

Изучение особенностей совладающего поведения в возрастных группах показало умеренную интенсивность использования копинг стратегий. Степень интенсивности представлена в процентном выражении. Наиболее часто используются копинг-стратегии «планирование решения проблемы» (70%), «самоконтроль» (65,5%), «принятие ответственности» (62,4 %), «поиск социальной поддержки» (61 %), «положительная переоценка» (58%). Стратегии «бегство-избегание» и «конфронтация» используются редко (46% и 47,5% соответственно). По степени интенсивности использования копингов возрастные группы мало отличаются друг от друга.

Наиболее активное использование стратегии «планирование решения проблемы» в сравнении с другими группами отмечается у представителей первой группы – 72% (возраст 22–27 лет) (р ? 0,01).

Сталкиваясь с трудными жизненными ситуациями, они достаточно интенсивно сосредоточиваются на проблеме, удваивают свои силы для достижения результата и составляют план действий. С возрастом этот показатель снижается, но остается доминирующим по частоте его использования во всех группах. Люди старшего возраста, сталкиваясь с трудностями, интенсивно сосредоточиваются на проблеме, используют прошлый опыт, а затем удваивают силы для достижения результата. «Планирование решения проблемы» считается активной, проблемно-ориентированной стратегией: так, установлено, что с возрастом люди используют менее энергичные формы совладания с трудными ситуациями. Кроме того, использование активных стратегий, как правило, свойственно для людей, обладающих достаточными ресурсами, что нашло отражение в нашем исследовании.

Стратегия «принятие ответственности» интенсивнее используется в возрастном диапазоне 35–44 года (64%). Так, при столкновении с трудными ситуациями люди чаще всего критиковали и укоряли себя и брали ответственность на себя, т. е. понимали, что сами ее вызвали. Поскольку данная стратегия имеет среднюю степень выраженности, можно говорить о том, что представители данной возрастной группы адекватно оценивают собственную роль в том, что случилось, не теряют самокритичность в стрессовых ситуациях, делают необходимые выводы на будущее.

Стратегия «самоконтроль» наиболее часто используется представителями третьей и четвертой возрастных групп (возраст – 35–44, 45–55 соответственно), т.

е. отмечается увеличение интенсивности использования данной стратегии по мере взросления: с 61% в период 22–27 лет, до 67,2% в возрастной группе 45–55 лет (р = 0,007). При этом, сталкиваясь с возникающими трудностями, испытуемые первой возрастной группы (22–27 лет) стараются, чтобы эмоции не слишком мешали в других делах, и не пытаются сжигать за собой мосты, оставляя как оно есть; в возрасте от 28 до 44 лет прокручивают в уме, что сказать и сделать, стараются контролировать свои эмоции; в 45–57 лет стараются не показывать своих чувств, действовать не слишком поспешно, не доверяясь первому порыву. Взрослым людям чаще удается сохранять эмоциональный самоконтроль, и в трудные моменты жизни они стремятся сохранять самообладание и регулировать проявление эмоций, а также отмечается стремление к адекватному проявлению испытываемых эмоций к ситуации. Таким образом, можно говорить о том, что с возрастом приобретается опыт поведения в трудных ситуациях, уровень саморегуляции поведения повышается.

Стратегия совладания «поиск социальной поддержки» чаще используется молодыми людьми, с возрастом отмечается снижение частоты ее использования (степень выраженности стратегии в возрасте 22–27 лет – 61,6%; в возрастной группе 45–57 лет – 57%). Молодые люди чаще говорят с теми, кто может помочь в конкретной ситуации, а также чаще обращаются за советом. Обращает на себя внимание повышение интенсивности использования «поиска социальной поддержки» в возрасте 28–34 года (65,5%), при этом отмечается стремление говорить с другими, чтобы больше узнать о ситуации, а также говорить с тем, кто мог бы конкретно помочь в этой ситуации.

Наряду с тем, что стратегии «конфронтация» и «бегство-избегание» используются редко, отмечается тенденция к увеличению степени интенсивности использования «бегства-избегания» в старших группах (от 43% в возрастной группе 22–27 лет до 48% в группе 45–57 лет), в то время как «конфронтация» с возрастом используется реже. Наиболее активное использование «конфронтации» отмечается в группах 28–34 года и 35–44 года, причем в обеих группах отмечается стремление дать какой-то выход своим чувствам. Как правило, это бывает связано с переживанием сложной ситуации, серьезным эмоциональным напряжением.

При рассмотрении структуры связей показателей совладающего поведения по методике Р. Лазаруса была выявлена следующая тенденция: в первой возрастной группе отмечается наличие жесткой, ригидной корреляционной структуры, в которую объединились практически все копинг-стратегии (12 связей); во второй группе (возраст 28–34 года) отмечается ее дифференцированность, количество корреляционных связей уменьшается до восьми. Таким образом, можно говорить о снижении стереотипизированности и увеличении гибкости совладающего поведения в возрастном диапазоне 28–34 года. Далее, по мере взросления, отмечается увеличение количества внутрифункциональных связей, что говорит о формировании жесткой, ригидной структуры стратегий совладания. Высокая интегрированность структуры, предположительно, может говорить о формировании зрелой личностью экономичного способа адаптационного ответа. Возможно, подобная тенденция связана со спецификой профессиональной деятельности испытуемых, которая, как известно, оказывает влияние на развитие личности.

Итак, проведя анализ особенностей совладающего поведения в возрастных группах можно отметить активное использование продуктивных стратегий совладания представителями всех возрастных групп.

В возрастной группе 22–27 лет отмечается наиболее активное использование стратегии «планирование решения проблемы», сочетающееся с отсутствием излишнего эмоционального включения в проблему. Совладающее поведение отличается стереотипизированностью.

Вторая возрастная группа (28–34 года), помимо «планирования решения проблемы», отличается наиболее интенсивным использованием стратегии «самоконтроля», что способствует адекватной оценке происходящего. Также увеличивается интенсивность использования «поиска социальной поддержки», что проявляется в необходимости обсуждать проблему с другими людьми. Кроме того, наблюдается тенденция к увеличению интенсивности использования «конфронтации» (р = 0,07), появляется желание дать какой-то выход своим чувствам. Данный период отмечен в литературе как «кризис середины жизни», главной характеристикой которого является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека. Сталкиваясь с возникающими трудностями, человек активно ищет пути совладания с психологическим дискомфортом. В структуре совладающего поведения отмечается ее дифференцированность, что говорит об увеличении гибкости совладающего поведения.

Период 35–44 года связан с кризисом развития личности (кризисом середины жизни). На данном этапе отмечается наиболее активное использование стратегии «самоконтроля» по сравнению с первыми двумя возрастными группами, также отмечается стремление дать выход своим чувствам (стратегия «конфронтация»).

Четвертая возрастная группа (45–55 лет) отличается увеличением интенсивности использования «самоконтроля». Проблемные ситуации, возникающие противоречия разрешаются с опорой на прошлый опыт. В структуре совладающего поведения 3 и 4 групп отмечается увеличение внутрифункциональных связей, что говорит о стереотипизированном способе совладающего поведения.

Сравнительный анализ совладающего поведения в возрастных группах выявил особенности использования стратегий в разные периоды взрослости. Исследование совладающего поведения как по ведения субъекта актуально для психологической науки, а его результаты имеют огромное практическое значение, так как обучение копинг-навыкам особенно важно для профилактики психического здоровья.


Информация, релевантная «к вопросу о совладающем поведении субъекта деятельности в разные периоды взрослости"

  1. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
    вопросы и задания 1. Раскройте, пожалуйста, основные особенности развития человека. 2. Какое содержание вы вкладываете в понятия "взрослость" и "зрелость"? 3. В чем суть проблемы соотношения взрослости и зрелости? 4. Какое содержание вы вкладываете в понятия хронологического, биологического, социального и психологического возрастов? 5. Как эти "возрасты" могут соотноситься друг с

  2. Акмеологические понятия и категории
    вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам. Компетентность психологическая - это одновременно разновидность и самостоятельный вид профессиональной

  3. ФЕНОМЕН АКМЕ И НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
    вопрос: как от них зависят те пики или вершины в развитии человека, о которых шла речь выше. И больше: в какой связи названные характеристики, их взаимозависимости должны сопрягаться с различными воздействиями, идущими к человеку извне, и каким образом сам он при этом должен проявлять себя, чтобы его акме состоялось. Анализ содержания и состояния этих характеристик по отдельности на разных

  4. Вершина в развитии взрослого человека. Б.Г.АНАНЬЕВ - ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СЛОЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ
    вопросов — изучение процесса становления целостности личности как многоуровневой системы, процесса превращения ее из объекта социальных воздействий в субъект индивидуального и общественного развития на протяжении всего жизненного пути человека. Следующий раздел онтопсихологии посвящен взаимосвязям индивида и личности, складывающимся на протяжении жизни. Комплекс проблем, касающихся

  5. О предпосылках возникновения акмеологии
    вопросы: как же так? почему мы этим не занимались, ведь это так важно и перспективно? Ответы на эти вопросы найти нелегко. Возможно, что такое положение дел связано с психологической инерцией мышления, когда излишняя ориентация на традиции научных школ мешает объективно взглянуть на ситуацию. С другой стороны, это может быть связано с нередко возникающей оторванностью теории от практики, когда

  6. Краткий акмеологический словарь
    вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам. Компетентность психологическая — это одновременно разновидность и самостоятельный вид профессиональной

  7. О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией
    вопрос: что считать бесспорными показателями достигнутого человеком оптимума в развитии его как индивида, как личности и как субъекта? Ведь континуум, очень небольшое звено в котором составляет индивидуальность каждого человека, фигурально говоря, уходит в бесконечность. Сейчас уже совершенно очевидно, что политические, экономические, правовые и многие другие аспекты социальной обусловленности

  8. СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ СМЫСЛА жизни и АКМЕ с другими понятиями
    вопросов, очень значимых для глубокого постижения исследуемого феномена. Следующий цикл названных сравнительных исследований должен быть направлен на выявление особенного во всех вышеуказанных взаимозависимостях и во всех образованиях, которые они связывают. Одним из оснований выделения этого особенного может быть избрана, в частности, преобладающая у изучаемых людей профессиональная сфера

  9. «Акме», профессионализм и социальная адаптация человека: периодизация развития и типологии социальной активности человека
    вопросе социальных детерминант высших профессиональных достижений человека, «цены» профессионализма, и в целом - баланса «профессионализма» и психологических механизмов «социальной адаптации» человека. Издержки нерешенности данной проблемы более чем очевидны (синдром психологического выгорания, профессиональные деструкции и т.п.). Анализ вышеназванной многогранной проблемы представляется

  10. Сущность проблемы исследования формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных силах
    вопросы). На наш взгляд, формирование готовности допризывников к службе включает в себя готовность к школьному обучению, так как школа – это основной социальный институт, который дает азы для формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных силах. Для этого необходим определенный уровень развития познавательных процессов, умение контактировать с окружающими и

  11. Детерминанты развития субъектности в подростковом возрасте
    вопросы психологии субъекта, практически все исследователи указывают на тот факт, что субъект – это динамическая характеристика, которая имеет свои закономерности развития. «Бытие субъекта сразу охарактеризовано через принцип развития» (цит. по Абухльханова, 1997, с. 20). С. Л. Рубинштейн возражал против утверждения, что «субъект есть нечто готовое, данное до и вне своих деяний и, значит

  12. Менеджмент как отрасль науки и практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения
    вопросы перераспределения функций и ресурсов. Так, изучение деятельности отделений общеврачебной практики и подразделений, оказывающих амбулаторную специализированную помощь, свидетельствует не только о том, что механизм взаимодействия между ними недостаточно отработан, но и о том, что целый ряд функций врачей общей практики и врачей-специалистов нередко дублируется в связи с отсутствием четкого

  13. Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
    вопросов для акмеологии является проблема становления и развития творческого потенциала человека в различных видах профессиональной деятельности в сфере управления, науки и изобретательства, предпринимательства, образования и т. п. На основе концептуального решения этой фундаментальной проблемы возможна конструктивная разработка ряда прикладных задач: диагностики одаренности, подбора кадров с

  14. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    вопрос, каким именно образом моделирование соотносится с отражением, вызывает много разногласий. Анализ универсального свойства отражения, его проявление в процессах, связанных с деятельностью человека, позволил изучить роль реагирования личностных систем в выяснении природы моделирования. В результате отражение определяется как специфическая форма реагирования, в процессе которой необходимые

  15. Психобиографический метод
    вопросам Е. в детские, юношеские годы проявлял незаурядные способности, учился только на отлично. В семье к нему сложилось восторженное отношение. Школу закончил в 16 лет и поступил в университет. В 21 год окончил экономический факультет университета. Все время общался со старшими по возрасту. Часто помогал товарищам в учебе. В силу этого был в центре межличностных отношений. Университет окончил

  16. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
    вопросы и задания 1. Какие вы знаете авторские периодизации возрастного развития человека? 2. В чем сходятся и расходятся различные классификации в определении границ возрастных периодов? 3. Почему трудно указать точные границы различных возрастных периодов взрослости? 4. На основе литературных данных, а также своего личного опыта приведите примеры того, что период "акме" человека как

  17. Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
    вопросы и задания 1. Каковы основные особенности когнитивного развития человека на разных этапах возрастного развития? 2. Каковы основные особенности эмоционального развития человека на разных этапах возрастного развития? 3. Каковы основные особенности развития мотивационно-потребностной сферы человека на разных этапах возрастного развития? 4. Каковы основные поведенческие особенности

  18. Феномен "акме" и его главные характеристики
    вопросы и задания 1. Что означает "акме" в развитии человека? 2. Назовите наиболее общие характеристики "акме" человека. 3. Как вы определите "микроакме" в развитии в отличие от "макроакме"? 4. Какое содержание вкладывается в понятие "акме", когда анализируют развитие малых и больших общностей? 5. Назовите наиболее общие характеристики "акме" в развитии общностей. 6. Как вы

  19. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности
    вопроса о том, что возникает раньше индивидуальный или совокупный субъект, — является не совсем корректной. Признавая тот факт, что феномен индивидуального субъекта по своему происхождению, детерминации, содержанию несет в себе признак социальности, что признаки субъектности формируются у человека через отношения с другими людьми, обществом, многие исследователи не считают возможным выделять в

  20. О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ИНДИВИДНОГО, ЛИЧНОСТНОГО И СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
    вопрос: индивидная, личностная или субъект-но-деятельностная человека могут находиться не только на разных уровнях развития, но они весьма определенным образом влияют как на развитие друг друга, так и на развитие человека в целом как индивидуальности. Многим, наверное, кто знакомился с биографией нашего великого полководца А.В.Суворова, известна такая ее страница: А.В.Суворов в детстве




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Совладающее поведение субъекта деятельности в разные периоды взрослости iconПосттравматический стресс и защитно-совладающее поведение в условиях...
Специальность: 19. 00. 13 – психология развития, акмеология (психологические науки)

Совладающее поведение субъекта деятельности в разные периоды взрослости iconЦенностные ориентации формирующейся личности в разные периоды развития российского общества

Совладающее поведение субъекта деятельности в разные периоды взрослости iconИздательство: Наука
На большом фактическом материале автор с позиции географа рассматривает исторические изменения в освоении территории Новгородского...

Совладающее поведение субъекта деятельности в разные периоды взрослости iconФ. Ф. Фарисов тайны татарского народа
В результате сложились отношения, которые в разные исторические периоды носили то печать ксенофобии и открытой вражды, то развивались...

Совладающее поведение субъекта деятельности в разные периоды взрослости iconМониторинга результатов внедрения в Кировской области Стандарта деятельности...
Утверждение высшими органами государственной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной стратегии региона

Совладающее поведение субъекта деятельности в разные периоды взрослости iconПостановление от 24. 07. 2014 №712-п г. Ярославль в целях соответствия...
Охватывает 4 субъекта Российской Федерации: Ярославскую, Ивановскую, Костромскую и часть Владимирской области. Развернутая длина...

Совладающее поведение субъекта деятельности в разные периоды взрослости iconА. Р. Мнацаканян, соискатель, г. Пятигорск Экономисты в своих рассуждениях...
Рациональное поведение – это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях. Обычно предполагается,...

Совладающее поведение субъекта деятельности в разные периоды взрослости iconБезопасность в контексте истории, экономики и статистики
Идеология и общественное мнение о безопасности в сфере информационно-коммуникативных процессов, направленных на сохранение, как деятельности,...

Совладающее поведение субъекта деятельности в разные периоды взрослости iconТеоретико-методологическая концепция развития потребительских сетей на региональных рынках
Охватывают различные аспекты формирования сетевых отношений. При этом организацию деловых сетей у производителя исследуют разные...

Совладающее поведение субъекта деятельности в разные периоды взрослости iconТеоретико-методологическая концепция развития потребительских сетей на региональных рынках
Охватывают различные аспекты формирования сетевых отношений. При этом организацию деловых сетей у производителя исследуют разные...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную