Пояснительная записка к Отчету о работе Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания ф. 21-гит за второй квартал 2010 года






Скачать 368.69 Kb.
НазваниеПояснительная записка к Отчету о работе Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания ф. 21-гит за второй квартал 2010 года
страница1/3
Дата публикации12.02.2015
Размер368.69 Kb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к Отчету о работе Государственной инспекции труда

в Республике Северная Осетия-Алания ф. 21-ГИТ

за второй квартал 2010 года
I. Общие положения

Организация деятельности Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания базируется на положениях Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ, Трудовом кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральном законе от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положении о Государственной инспекции труда в РСО-Алания, утвержденном приказом Федеральной службы по труду и занятости от 24 марта 2005 года № 174.

В соответствии с положениями статьи 355 Трудового кодекса Российской Федерации основными задачами федеральной инспекции труда являются обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда, обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Во исполнение положений Трудового Кодекса Российской Федерации, Положения о федеральной инспекции труда, других нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания, Государственной инспекцией труда в РСО-Алания во втором квартал 2010 года осуществлялись системный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда и государственная защита трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

Свою деятельность Государственная инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания осуществляет в сотрудничестве с другими надзорными и контрольными органами, прокуратурой, органами исполнительной власти, профсоюзами.

В соответствии с утвержденными нормативами, штатная численность работников Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания составляет 16 человек, в том числе государственных инспекторов труда (по правовым вопросам), включая руководство – 6 человек, государственных инспекторов труда (по охране труда), включая руководство – 8 человек.
II. Контроль и надзор в сфере труда

2.1. Анализ соблюдения законодательства о труде и охране труда в Республике Северная Осетия-Алания.

По сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РСО-Алания, численность работников списочного состава, вынужденно работавших в режиме неполного рабочего времени, во 2 квартале 2010 года снизилась и в июне составила 759 чел. Численность работников списочного состава, находившихся в простое по вине работодателя, в июне текущего года составила 53 чел.; по причинам, не зависящим от работодателя и работника – 1075 чел. Численность работников, которым были предоставлены отпуска по письменному заявлению работника, в июне составила 1398 чел.

C начала 2010 года при исполнении трудовых обязанностей в организациях РСО-Алания погибло 3 чел., тяжелые травмы получили 7 чел. (в течение аналогичного периода 2009 года погибло 2 чел., тяжелые травмы получили 7 чел.).

Органами прокуратуры РСО-Алания в сфере соблюдения трудовых прав граждан опротестовано 1299 незаконных правовых актов, из них в сфере оплаты труда – 192, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 155(34) чел. Внесено 163(25) представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 124(28) должностных лиц; предостережено о недопустимости нарушения закона 20(3) должностных лиц.

По данным Управления судебного департамента при Верховном суде РФ в РСО-Алания, районными судами Республики во втором квартале 2010 года рассмотрено 124 гражданских дел по трудовым спорам, из них удовлетворено 78. В том числе о взыскании задолженности по заработной плате – рассмотрено 74 дела, удовлетворено 65 (взыскано 4521,97 тыс. руб.); о восстановлении на работе – рассмотрено 24 дела, удовлетворено 6.

Определить уровень удовлетворенности граждан соблюдением их трудовых прав, уровень удовлетворенности работников условиями и охраной труда, а также уровень информированности работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и выявленных нарушениях не представилось возможным в связи с тем, что в республике по данной тематике социологические опросы не проводились.

В республике приняты и действуют Законы «Об охране труда в Республике Северная Осетия-Алания» от 15.03.1999 г. №4-РЗ, «Об оплате труда работников бюджетных учреждений Республики Северная Осетия-Алания» от 01.03.2005 г. №6-РЗ, Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания «Об условиях оплаты труда работников бюджетных учреждений» от 26.08.2005 г. №236.

Указанные законодательные и нормативные акты расхождений с требованиями и положениями федерального законодательства не имеют.

2.2. Общие результаты надзорно-контрольной деятельности за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

За отчетный период Государственной инспекцией труда в РСО-Алания проведено 209 проверка (во 2 квартале 2009 года – 214 проверок), в том числе комплексных – 40(89), тематических – 75(67), целевых – 94(58). Из общего количества проверок проведено: на предприятиях государственной собственности – 44(39), муниципальной – 36(33), иных форм собственности – 129(142); в том числе: в организациях сельского и лесного хозяйства – 10, добычи полезных ископаемых – 1, обрабатывающих производств – 29, строительства – 22, транспорта и связи – 20, производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 7, оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования – 24, гостиниц и ресторанов – 6, финансовой деятельности и страхования – 1, образования – 17, здравоохранения и предоставления услуг социального характера – 22, предоставления коммунальных, социальных (организация отдыха и развлечений) и персональных (бытовых) услуг – 23, государственного управления и обеспечения безопасности – 11, других видов экономической деятельности – 16.

В результате всех проверок инспекторами выявлено 1019 нарушений трудового законодательства (во 2 квартале 2009 года – 1484 нарушений); в том числе нарушений, не связанных с охраной труда – 144, нарушений, связанных с охраной труда – 875. Из них: на предприятиях государственной собственности – 179, муниципальной – 86, иных форм собственности – 754; в том числе: в организациях сельского и лесного хозяйства – 81, обрабатывающих производств – 185, строительства – 159, транспорта и связи – 64, производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 15, оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования – 179, гостиниц и ресторанов – 35, образования – 41, здравоохранения и предоставления услуг социального характера – 54, операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг организациям – 7, предоставления коммунальных, социальных (организация отдыха и развлечений) и персональных (бытовых) услуг – 44, государственного управления и обеспечения безопасности – 74, других видов экономической деятельности – 81.

Из общего количества нарушений выявлено по вопросам: коллективных договоров и соглашений – 3, трудового договора – 52, рабочего времени и времени отдыха – 31, оплаты и нормирования труда – 61, гарантий и компенсаций – 8, дисциплины труда и трудового распорядка – 15, материальной ответственности сторон трудового договора – 4, регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями – 8, регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет – 14, проведения медицинских осмотров работников – 24, обучения и инструктирования работников по охране труда – 380, обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты – 71, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда – 104, санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников – 4, расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве – 47, другим вопросам – 194.

Основными причинами возникновения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права являются не достаточная правовая грамотность работодателей, слабая информированность о происходящих изменениях законодательства, несвоевременные расчеты за выполненную работу, снижение объемов производства, в том числе вследствие экономического кризиса и др.

В 47 случаях в проверках приняли участие работники прокуратуры, 11 - работники органов санэпиднадзора, 21 - работники органов пожарного надзора, 16 – работники Министерства труда и социального развития РСО-А, в 24 – работники органов технологического надзора, в 5 – профсоюзы, в 11 – другие органы.

Совместные проверки с правоохранительными и другими органами надзора и контроля проводятся достаточно редко, что связано с необходимостью проведения значительного количества внеплановых проверок, и как следствие уменьшения плановых совместных проверок.

По результатам проведенных проверок и выявленных при этом нарушений трудового законодательства выдано 171 предписание (во 2 квартале 2009 года – 174); из них в установленные сроки исполнено 77 (устранено 416 нарушений). Остальные находятся в процессе исполнения. Отмененных предписаний нет.

За различные нарушения трудового законодательства государственными инспекторами труда привлечены к административной ответственности – штрафу – 140 физических и юридических лиц (во 2 квартале 2009 года – 112); в том числе штрафов за нарушения, не связанные с охраной труда – 50, за нарушения, связанные с охраной труда – 90. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 414,0 тыс. руб. (во 2 квартале 2009 года – 370,0 тыс. руб.) Не взысканных в установленный срок штрафов – 12.

Общая сумма денежных взысканий, поступивших в федеральный бюджет во втором квартале 2010 года, составила 387,0 тыс. руб. при установленном прогнозном показателе в 370,0 тыс. руб. Не взысканных в установленный срок штрафов – 12.

Для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных административных правонарушениях, в судебные органы направлено 20 протоколов, в том числе 2 – в соответствии с ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, 18 – в соответствии с ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

По результатам проверок во 2 квартале 2010 года по требованию госинспекторов труда к дисциплинарной ответственности привлечены 5 работников организаций.

Совместные с органами прокуратуры проверки осуществляются как по заранее согласованным планам работы, так и по их отдельным предложениям и поручениям.

По результатам проверок направлено в органы прокуратуры 6 материалов для привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, из них 4 – в связи с несчастными случаями на производстве, 2 – за нарушения норм по оплате труда.

Информирование граждан и юридических лиц по вопросам трудового права осуществляется в виде устных и письменных разъяснений по практическому применению норм закона. Так, в течение квартала работникам и работодателям дано 547 устных разъяснений и консультаций по вопросам применения норм трудового законодательства. Информирование осуществляется также в форме совещаний, проводимых по результатам проверок. Осуществляется ежедневное консультирование по телефону «горячей линии», а также во время приема граждан в соответствии с графиком.

Принято на личном приеме 50 чел. (во 2 квартале 2009 года – 37 чел.); организовано и проведено 85 совещаний и семинаров с руководителями, специалистами и профсоюзным активом организаций по вопросам применения норм трудового законодательства.

В соответствии с приказом Федеральной службы по труду и занятости от 09.06.2005 г. №2610, в целях совершенствования работы по приему граждан организовано дежурство по субботам руководящих работников Инспекции.

В течение 2 квартала должностные лица инспекции принимали участие в работе семинаров и других мероприятий, проводимых органами исполнительной власти и Объединением организаций профсоюзов РСО-Алания по вопросам разъяснения положений законодательства о труде и охране труда, регулярно участвуют в обучении по охране труда и аттестации руководителей и специалистов организаций республики.

Руководство инспекции регулярно участвует в работе Координационного совета по обеспечению своевременной выплаты заработной платы.

При осуществлении государственного контроля и надзора ведется регулярный обмен информацией с профессиональными союзами о состоянии соблюдения трудового законодательства в подведомственных организациях, в частности о состоянии задолженности по заработной плате. Осуществляются совместные проверки хозяйствующих субъектов

2.3. Результаты надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде (по институтам трудового права).

Трудовой договор.

В ходе проведения проверок во втором квартале 2010 года нарушений трудового законодательства, связанные с легализацией трудовых отношений, не установлено. В результате различных проверок было выявлено 52 нарушения законодательства о трудовом договоре. Наиболее распространенными нарушениями продолжают оставаться незаключение трудовых договоров в письменной форме; отсутствие в содержании трудовых договоров ряда существенных условий трудового договора, в частности, характеристик условий труда, режима труда и отдыха и др.

Так в нарушение ч. 2 ст. 57 ТК РФ в трудовых договорах ООО «Имола» (ген. директор Ж.Ю. Бероева) не были указаны сроки выплаты заработной платы. В трудовых договорах ООО «Диалог-сервис+» (директор О.Ю. Калашников) предусматривалась выплата заработной платы 1 раз в месяц не позднее 10 числа.

В нарушение части 6 статьи 57 ТК РФ в трудовых договорах, заключенных с работниками Ардонского АТП, отсутствуют обязательные для включения в трудовые договоры условия – режим рабочего времени и времени отдыха.

В нарушение ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ в ООО «Хард Пак» (ген. директор А.С. Шогенцуков) работникам в отдельных случаях без их письменного согласия поручалось выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

В нарушение ч. 2 ст. 66 ТК РФ, Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 г. №225, Постановления Минтруда РФ от 10.10.2003 г. №69 в ООО «Имола», ООО «Очаг» (директор И.Б. Басиева), ООО «Владстройсервис» (директор А.В. Агладзе) отсутствовали книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Кроме того, в ООО «Владстройсервис» на работников не велись личные карточки формы Т-2.

В нарушение статьи 67 Трудового кодекса РФ в МОУ СОШ №38 г. Владикавказа с работницей Л.Н. Еналдиевой, работающей по совместительству, не был заключен трудовой договор в письменной форме.

В нарушение статьи 77 Трудового кодекса РФ в приказах об увольнении работников МОУ СОШ №38 отсутствовали ссылки на пункт, часть, статьи, являющиеся основанием для расторжения трудовых договоров.

В нарушение ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ работникам ООО «Владстройсервис», ООО «Хард Пак» зачастую не объявлялись под роспись приказы о прекращении трудовых договоров.

Рабочее время и время отдыха.

По сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РСО-Алания, численность работников списочного состава, вынужденно работавших в режиме неполного рабочего времени, в июне 2010 года составила 759 чел. Численность работников, находившихся в простое по вине работодателя, составила 53 чел.

В отчетном периоде в ходе осуществления всех видов проверок было выявлено 31 нарушение законодательства по вопросам рабочего времени и времени отдыха. В основном они сводились к нарушениям порядка предоставления отпусков, установления продолжительности рабочего времени.

Так, в нарушение статьи 93 Трудового кодекса РФ приказом от 21.10.2009 года №12 "а" в МОУ СОШ №38 г. Владикавказа для 5 работников был введен режим неполного рабочего времени в отсутствие их согласия.

В нарушение ч. 1 ст. 95 ТК РФ, накануне нерабочего праздничного дня 01.05.2010 г. рабочий день не был сокращен на 1 час в ООО «Имола», ООО «Диалог-сервис+».

В нарушение статьи 99 ТК РФ водители Ардонского АТП периодически привлекались к сверхурочной работе без получения их письменного согласия, работодателем не велся точный учет сверхурочных часов, отработанных каждым работником. Так, в январе 2010 года водитель Т.А. Кокаев отработал 216 часов, А.В. Габалов – 218 часов, в феврале В.Б. Бесолов и А.С. Боциев – по 211 часов.

В нарушение ч. 1 ст. 122 ТК РФ работнику ООО «Дакар» С.В. Тилик, работающему с 2008 г., оплачиваемый отпуск был предоставлен всего 1 раз. По требованию инспекции задолженность по отпускам была ликвидирована.

В нарушение части 2 статьи 329 ТК РФ, пункта 4 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 года №15 графики работы (сменности) на линии не доводились до сведения водителей Ардонского АТП не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

Трудовая дисциплина.

По требованию инспекции было отменено шесть незаконных дисциплинарных взысканий за нарушения работниками трудовой дисциплины, в том числе пять приказов об увольнении.

В ходе проверки в ООО «Хард Пак» (ген. директор А.С. Шогенцуков), проведенной по требованию Прокуратуры Моздокского района РСО-Алания, были уволены работники М.А. Степанян и С.М. Булеева за прогулы, однако в нарушение ч. 1 ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарных взысканий от них не были истребованы письменные объяснения, отсутствует акт об отказе дать письменное объяснение. По требованию инспекции приказы об увольнении были отменены. За допущенные нарушения трудового законодательства А.С. Шогенцукову было назначено административное наказание в виде штрафа.

В ходе проверки в ОАО «Промжелдортранс» (ген. директор У.Д. Аликов) по заявлению Э.К. Хугаева на незаконное объявление «замечания» было установлено, что в нарушение ч. 6 ст. 193 ТК РФ приказ о применении дисциплинарного взыскания не был объявлен ему под роспись в течение трех рабочих дней. По требованию инспекции приказ о применении дисциплинарного взыскания к Э.К. Хугаеву был отменен; за допущенное нарушение трудового законодательства У.Д. Аликову было назначено административное наказание в виде штрафа.

Анализ материалов проведенных проверок показывает, что правоприменительная практика работодателей по привлечению работников к дисциплинарной ответственности находится на достаточно низком уровне и результаты ее весьма неэффективны.

В ходе проведения плановых проверок нарушений трудового законодательства при привлечении к материальной ответственности работников за ущерб, причиненный организации, в том числе при полной или бригадной материальной ответственности, выявлено не было. Обращения, служившие основанием для проведения внеплановых проверок, не содержали вопросов привлечения к материальной ответственности работников за ущерб, причиненный организации.

Гарантии и компенсации.

Государственной инспекцией труда в течение 2 квартала 2010 года выявлено 8 нарушений законодательства в части предоставления работникам гарантий и выплаты компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

В ходе внеплановой проверки, проведенной по требованию Прокуратуры Правобережного района РСО-Алания в ОАО «Исток» (ген. директор А.Г. Бокоев) было установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 140, ч. 1 ст. 178 ТК РФ при увольнении по сокращению численности и (или) штата 752 работникам не были выплачены причитающиеся суммы при увольнении (в том числе компенсация за неиспользованные отпуска, выходные пособия) в размере 1560245,47 руб. Генеральному директору А.Г. Бокоеву выдано предписание о выплате работникам причитающихся сумм. Кроме того, за допущенные нарушения трудового законодательства юридическому лицу ОАО «Исток» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000,0 руб.

В ГУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» выявлен факт невыплаты работнику, в нарушение ст. 236 ТК РФ, компенсации за задержку выдачи заработной платы.

В нарушение Постановления Президиума Верховного суда РФ от 10.03.2010 г. в ГУ «Республиканский центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Доброе сердце» (директор Т.И. Печенкина) минимальный размер оплаты труда определялся с учетом компенсационных и стимулирующих выплат работникам.

В нарушение ст. 222 ТК РФ работники ФГУ «Северокавказский многопрофильный медицинский центр» (гл. врач А.В. Реутов), занятые на работах с вредными условиями труда, не обеспечиваются бесплатно, по установленным нормам, молоком или другими равноценными продуктами.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к Отчету о работе Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания ф. 21-гит за второй квартал 2010 года iconПостановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания
Республике Северная Осетия-Алания для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению...

Пояснительная записка к Отчету о работе Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания ф. 21-гит за второй квартал 2010 года iconЗакон Республики Северная Осетия-Алания от 06. 07. 2001 года №23-рз...
Стратегия инновационного развития Республики Северная Осетия-Алания на 2013-2025 годы

Пояснительная записка к Отчету о работе Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания ф. 21-гит за второй квартал 2010 года iconЗакон Республики Северная Осетия Алания от 30 декабря 2008 г. №63-рз...
Собрания представителей муниципального образования – Пригородный район Республики Северная Осетия – Алания пятого созыва

Пояснительная записка к Отчету о работе Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания ф. 21-гит за второй квартал 2010 года iconГосударственная программа республики северная осетия-алания «Развитие...
Министерство по делам молодёжи, физической культуры и спорта Республики Северная Осетия–Алания

Пояснительная записка к Отчету о работе Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания ф. 21-гит за второй квартал 2010 года iconРеспубликанская программа развития инвестиционной деятельности в...
Целью Программы является создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение роста инвестиций в экономику Республики Северная...

Пояснительная записка к Отчету о работе Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания ф. 21-гит за второй квартал 2010 года iconПредложений, поступивших в ходе публичного обсуждения о внесении...
Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 февраля 2010 года №45 «О порядке пользования недрами, оформления, государственной...

Пояснительная записка к Отчету о работе Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания ф. 21-гит за второй квартал 2010 года iconИнформация о развитии кооперации на селе в Республике Северная Осетия-Алания за 2013год
В сфере сельского хозяйства Республики Северная Осетия-Алания функционируют 360 сельскохозяйственных производственных кооперативов,...

Пояснительная записка к Отчету о работе Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания ф. 21-гит за второй квартал 2010 года iconПравительства Республики Северная Осетия-Алания от 18 августа 2014 г. №330-р
Доклад Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания «Об итогах социально-экономического развития Республики...

Пояснительная записка к Отчету о работе Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания ф. 21-гит за второй квартал 2010 года iconГлавы Республики Северная Осетия-Алания
Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2012 года (№Пр-144гс от 31 января 2013 года, пункт 6 «г»), в целях улучшения...

Пояснительная записка к Отчету о работе Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания ф. 21-гит за второй квартал 2010 года iconПодпрограмма 10 «Старшее поколение Республики Северная Осетия Алания»
«Старшее поколение рсо- а» согласно Постановления Правительства рсо- алания от 28. 10. 2013г №393 «о государственной программе рсо-...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную