Материалы научно-практического семинара (г. Владивосток, 26 февраля 2010 г.) Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2010






НазваниеМатериалы научно-практического семинара (г. Владивосток, 26 февраля 2010 г.) Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2010
страница1/30
Дата публикации04.02.2015
Размер3.8 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Владивостокский центр изучения

организованной преступности при ЮИ ДВГУ

Филиал ВНИИ МВД России по Приморскому краю

Центр изучения новых вызовов и угроз

национальной безопасности РФ при ПИГМУ

Антикоррупционная

политика РФ и ее субъектов:

состояние и переспективы развития

Материалы научно-практического семинара

(г. Владивосток, 26 февраля 2010 г.)

Владивосток

Издательство Дальневосточного университета

2010
УДК 343.34

ББК

Ответственный за выпуск: А. Н. Сухаренко


Антикоррупционная политика РФ и ее субъектов: состояние и перспективы развития. Материалы научно-практического семинара (г. Владивосток, 26 февраля 2010 г.). – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та. 2010. 166 с.


В сборнике представлены тезисы выступлений и статьи о проблемах реализации антикоррупционной политики в России. При этом особое внимание уделено состоянию и мерам противодействия коррупции в Приморье.

Сборник издается при содействии Центра по изучению терроризма, транснациональной преступности и коррупции Университета им. Дж. Мейсона (Виржиния, США).

Издание рекомендуется преподавателям, аспирантам (адъюнктам) и студентам (курсантам) юридических вузов, а также сотрудникам представительных и правоохранительных органов.


УДК 343.34

ББК

© Коллектив авторов, 2010

© Издательство Дальневосточного университета, 2010

Содержание

Предисловие (Сухаренко А.)………………………………………………..
Номоконов В.

Антикоррупционная политика: бичуем маленьких воришек для удовольствия больших………………………………………………………………………….

Мельников Ю., Скорик В.

О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции………………………………………………….

Крамарова В.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в Приморье………………………………………………………………………

Полушин В.

К вопросу о понятии коррупции и её причинах…………………………….

Ефремов А.

Независимая антикоррупционная экспертиза пробелы и коллизии правового регулирования………………………………………………………………..

Смирнов Н.

Значение общественной культуры в решении проблемы коррупции…….

Сутормина-Гилевская М.

Коррупция в восприятиях студенческой среды………………………………

Беспалова М.

Состояние коррупция в сфере высшего образования………………………

Наумов Ю., Максимов В.

Состояние коррупционной преступности в России (1990–2008 гг.)…….

Буев В.

Взятки чиновникам и выплаты «крышам» в сфере малого предпринимательства………………………………………………………..

Арчибасова Л.

Правовой механизм защиты от коррупции на современном этапе………

Кеняйкин В.

Зарубежный опыт законодательного обеспечения института парламентского и общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства…………………………………….

Кузнецов А., Сухов С.

Борьба с коррупционными проявлениями среди сотрудников правоохранительных органов в России и за рубежом……………………..

Филиппов В.

Состояние коррупции в органах полиции США…………………………….

Мачульская И.

О развитии института общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ………………………………….
Приложения……………………………………………………………………………………

Предисловие
Согласно п. 37 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, сохраняющийся рост преступных посягательств, связанных с коррупцией, является одним из основных источников угроз национальной безопасности. В этой связи главным направлением государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией (п. 38)1.

В настоящее время коррупция2 представляет реальную угрозу национальной безопасности России, так как:

- тормозит крупномасштабные экономические и социальные преобразования, а также само развитие государства в целом;

- расширяет сектор теневой экономики, уменьшает налоговые поступления, делает неэффективным использование бюджетных средств;

- негативно влияет на имидж страны в глазах ее политических и экономических партнеров, ухудшает инвестиционный климат;

- увеличивает имущественное неравенство граждан;

- формирует в общественном сознании представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти;

- является питательной средой для организованной преступности, терроризма и экстремизма;

- приводит к деградации моральных ценностей общества, исконных национальных традиций и обычаев;

- оказывает негативное воздействие на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества.

К общим причинам коррупции относятся:

- непродуманный переход к рыночным отношениям на фоне глобализационных процессов в мире;

- кардинальное изменение государственного устройства;

- необоснованная приватизация, проведенная со значительными нарушениями, в результате которой в выигрыше оказалась незначительная часть новых собственников;

- неэффективность управления (незавершенность административной реформы);

- пробельность и неадекватность действующего законодательства; 

- состояние общественной морали, насаждение новых нравственных ценностей, центральное место среди которых занимает культ личного преуспевания и обогащения, а деньги являются мерилом и эквивалентом жизненного благополучия;

- правовая неграмотность подавляющей части населения страны;

- неэффективность функционирования большинства институтов власти;

- кадровая, техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию коррумпированным структурам всех уровней власти;

- отсутствие развитого гражданского общества, демократических традиций;

- низкое материальное обеспечение государственных служащих и отсутствие гарантированного социального пакета.

Специфика отечественной коррупции состоит в:

- наличии широко разветвленной теневой экономики и значительных незаконных доходах, большая часть которых – основной источник финансирования коррупционеров;

- неконтролируемом обращении дополнительных денежных масс, вызванных высокими ценами на энергоносители на мировом рынке;

- неисполнении или ненадлежащем исполнении принимаемых законов и мер по противодействию коррупции;

- сложности, противоречивости и возможности  неоднозначного толкования действующих правовых норм;

- наличии множества подзаконных актов, которые произвольно толкуют нормы действующего законодательства;

- слабости и фактической зависимости от исполнительной власти судебной системы;

- отсутствии парламентского и общественного контроля;

- минимальном риске разоблачения коррупционеров и отсутствии жестких по отношению к ним репрессивных мер (условное или отложенное наказание, помилование по амнистии и т.д.);

- исключительной, по сравнению с другими государствами, монополии чиновничества на принятие решений;

- большом объеме решений, которые чиновники вправе принимать единолично;

- широком и беспрепятственном кадровом обмене между властными и коммерческими структурами;

- вовлечении родственников в коррупционный процесс на низовом уровне власти  и в быту;

- постоянном усложнении и модификации форм и способов коррупционных проявлений;

- коррупционности избирательных процессов (так называемый «административный ресурс») и криминализации политических партий;

- международной направленности российской коррупции;

- беспрецедентном развитии бытовой коррупции, основанной на исторически обусловленном принципе управления российского государства – институте кормления. В результате у большой части населения страны исторически сложился стереотип коррупции как этически приемлемой формы разрешения личных проблем.  По данным опроса ФОМ, 29% россиян хотя бы раз взятку давали, а 44% - готовы дать ее, если попросят1.

По мнению экспертов, коррупция наиболее распространена в тех субъектах РФ, которые обладают наибольшими экономическими ресурсами, особенно там, где они сконцентрированы у ограниченного количества хозяйствующих субъектов. К числу наиболее коррумпированных территорий страны относятся: мегаполисы, прибрежные и приграничные регионы.

Озабоченность масштабами данной проблемы разделяют также эксперты международной организации «Transparency International» (TI). Согласно их расчетам, на протяжении последних лет рейтинг России на фоне других стран СНГ неуклонно снижался, в результате чего она оказалась в перечне самых коррумпированных стран мира. По итогам 2009 г. в списке из 180 стран Россия занимала 146-е место с показателем в 2,2 балла.
Рис. 1 Динамика ИВК для России.

* Индекс восприятия коррупции (ИВК) ранжирует страны по оценкам степени распространенности коррупции среди госслужащих и политиков. Это комплексный индекс, основанный на данных экспертных опросов и исследований коррупции, проводимых независимыми организациями и институтами.

* Балл ИВК отражает восприятие уровня коррупции предпринимателями и аналитиками и оценивает его по шкале от 10 (коррупция практически отсутствует) до 0 (очень высокий уровень коррупции).

Не менее критично оценивает ситуацию в России и американская организация «Global Integrity» (GI). Согласно ее исследованиям, РФ входит в число стран, успехи которых в борьбе с коррупцией можно назвать «слабыми». В группе стран со «слабым» индексом она уступает лишь Аргентине и Турции. Ниже нас располагаются Кения, Бангладеш, Молдавия, Беларусь, Кыргызстан, Азербайджан и ряд других стран1.

Конечно, можно было бы заподозрить перечисленные организации в предвзятости и упрекнуть в антироссийской риторике, если бы не выводы «GRECO» – международной организации, созданной Советом Европы для мониторинга соответствия законодательства и правоприменительной практики государств-членов антикоррупционным стандартам СЕ. Согласно ее докладу, коррупция в России представляет собой системное явление, затрагивающее все общество в целом, государственное управление, в том числе и органы, призванные бороться с ней, а также бизнес2.

Несмотря на принятие соответствующего законодательства, деятельность правоохранительных органов РФ по борьбе с коррупцией пока не соответствует масштабам данного явления. Так, в 2009 г. было зарегистрировано 46,2 тыс. (2008 г. – 43,5 тыс.) преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (Гл. 30 УК РФ), в том числе 13,1 тыс. (2008 г. – 12,5 тыс.) фактов взяточничества. При этом выявлено всего 18,4 тыс. (2008 г. – 17,4 тыс.) лиц, их совершивших3.

Из 15,5 тыс. уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, возбужденных в 2009 г. следователями СКП РФ, лишь 1,5 тыс. касались лиц с особым правовым статусом. В их числе 900 депутатов и выборных глав органов местного самоуправления и 55 депутатов региональных законодательных органов, 55 членов избиркомов, 23 судьи, 55 прокуроров, около 200 следователей различных органов4.

Не способствует усилению превентивного действия закона и судебная практика. Так, в 2009 г. за совершение коррупционных преступлений было осуждено 17 тыс. человек. Из них 3 тыс. - за дачу взятки и 2,3 тыс. - за ее получение. Среди осужденных за взяточничество каждая пятая – женщина, 70% подсудимых получили условный срок. В 10,5% случаев суды выносили приговоры по делам о взятках, сумма которых не превышала 500 рублей; 29 % - от 500 до 3 тыс.; 30 % - от 3 до 10 тыс.; 14 % - от 10 до 30 тыс.; 11 % - от 30 до 150 тыс.; 1,5 % - свыше 1 млн. рублей1.
Сухаренко А.,

Директор Центра изучения новых вызовов и угроз

национальной безопасности при ПИГМУ

Антикоррупционная политика:

бичуем маленьких воришек для удовольствия больших

Номоконов В., директор ВЦИОП при ЮИ ДВГУ,

д.ю.н., профессор

Уважаемые коллеги, позвольте всех вас приветствовать в стенах ЮИ ДВГУ. По сложившейся традиции свои мероприятия мы проводим в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами края, представителями законодательной и исполнительной власти, СМИ.

Хочу с удовлетворением отметить, что постепенно укрепляются наши межведомственные связи. Преподаватели ЮИ входят в составы Экспертного совета УФСКН, Общественного совета при УВД, другие структуры. В 2009 г. был создан и начал работу Научно-методический совет при Прокуратуре края. В рамках плана нашей работы мы приступили к обобщению судебной практики по делам о преступлениях коррупционной направленности. Приговоры за последние 5 лет по этой категории дел направлены нам прокуратурой для изучения и анализа.

Сегодня мы пригласили и студентов – членов антикоррупционного студенческого клуба, слушателей спецкурса по проблемам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, всех, кто не равнодушен к будущему страны.

Владивостокский Центр по изучению организованной преступности, проблему коррупции изучает уже достаточно длительный период – более 10 лет. Исследователями Центра изучен мировой, зарубежный и региональный опыт борьбы с коррупцией. Итогом изучения явились несколько специальных изданий (1998, 2000, 2004, 2005, 2007 гг. и др.).

Кроме того, мы ежемесячно делаем обзоры прессы по данной и смежной проблематике и впоследствии эти обзоры объединяем в годовые. Все данные материалы размещаются на сайте Центра. Уже в обобщенном виде названные материалы включаются в книги. Таких книг («Дальний Восток-хроника организованной преступности») всего издано три (2004, 2006, 2008 гг.). Надеюсь, что эта и другая работа помогает общему делу борьбы с коррупцией.

Когда Президент страны объявил о начале широкомасштабной работы государства по противодействию коррупции, специалисты и общественность восприняли это с пониманием и заявили о безусловной поддержке. Ведь у всех на глазах происходит явное коррупционное перерождение государства и соответствующее разложение общества. Ежегодное количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности исчисляется десятками тысяч, а, по данным НИИ Академии Генпрокуратуры РФ, фактическое их число составляет около 2 млн.

Уже и официальные лица (напр., А. Аникин, возглавляющий антикоррупионное управление Генпрокуратуры), признают: «сегодня Россия приобрела стойкий имидж клептократического и глубоко коррумпированного государства не только внутри страны, но и за рубежом»1.

В официальном докладе годичной давности (декабрь 2008 г.) Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), посвященном анализу коррупционной ситуации в России и оценке мер борьбы с ней, Россия названа одной из наиболее коррумпированных стран Европы. Как следует из доклада известной международной организации «Transparency International», число россиян, считающих, что государство эффективно борется с коррупцией, выросло по сравнению с предыдущим опросом на 9%, тем не менее, количество признавшихся в том, что они дают взятки, увеличилось почти в 2 раза. По уровню взяточничества страны поделили на пять групп. В этот раз Россия оказалась во второй группе с Азербайджаном, Боливией, Камбоджой, Индонезией, Кенией и Монголией: в этих странах 23-49% респондентов признались, что дают взятки. Хуже ситуация только в первой группе (Камерун, Либерия, Уганда и Сьерра-Леоне), где взятки дают больше половины опрошенных. Отметим, что в 2007 году Россия находилась по соседству с Люксембургом, Турцией и Панамой (третья группа, где только 6-21% респондентов признались, что дают взятки)2.

Данные международных организаций в целом совпадают и с внутренними оценками. По данным социологов, три четверти россиян считают уровень распространённости коррупции высоким и очень высоким. Более половины предпринимателей в России (56%) платят взятки и 44% жителей страны считают допустимой возможность дачи взятки должностному лицу. Мировой банк оценивает объем коррупционных услуг в мире в $1 трлн. В России, по данным Фонда ИНДЕМ, этот объем равен $316 млрд. По экспертным оценкам, самым действенным способом получения контрактов и сохранения бизнеса в условиях кризиса стала взятка (25% респондентов допускают это). В России этот показатель ещё выше - 43%. По толерантному отношению к взяткам Россия стоит в одном ряду с Турцией (53%), Чехией (43%) и Испанией (38%)1.

Развитие коррупции в нашей стране вошло в стадию создания обширных и устойчивых интегрированных структур с сетевой формой организации - организованных преступных сообществ, созданных для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности. Участники таких сообществ объединяются не только для извлечения прибыли из своей противоправной деятельности, но и для эффективного осуществления инвестиций в расширение коррупции как особого рынка криминально-коррупционных услуг. Коррупционная деятельность при этом превращается в бизнес, когда коррупционер относится к своей должности как к бизнесу, пытаясь максимизировать «доход». От единичных разрозненных сделок коррупционеры переходят к организованным и скоординированным действиям, объединяясь в преступные сообщества, образующие коррупционные сети.

В последние годы наметился переход коррупции на более высокий уровень, когда именно коррупционные сети и являются основой и наиболее сильным инструментом коррупционных сделок. Деятельность коррупционных сетей проявляется в формировании взаимосвязей и взаимозависимостей между чиновниками по вертикали управления, а также по горизонтали на различных уровнях управления между разными ведомствами и структурами. Эти взаимосвязи и взаимозависимости направлены на систематическое совершение коррупционных сделок, как правило, с целью личного обогащения, распределения бюджетных средств в пользу структур, входящих в коррупционную сеть, повышения прибылей, их максимизации или получения конкурентных преимуществ финансово-кредитными и коммерческими структурами, входящими в коррупционную сеть. Руководителями коррупционных сетей часто являются самые высокопоставленные российские чиновники и политики2.

Представляет значительный интерес оценка Национального плана противодействия коррупции экспертами ГРЕКО в уже упомянутом докладе. Последний, говорится там, похоже, является результатом применения директивного подхода и практически не предусматривает возможностей для участия гражданского общества, если вообще предусматривает. Складывается твердое мнение, что данный план является не последовательной стратегией борьбы с коррупцией, а набором разнообразных мер, которые, по большей части, адекватны, однако недостаточно конкретизированы, из-за чего их сложно реализовывать и еще сложнее контролировать их реализацию. Существует явный риск того, что план в своем нынешнем виде станет не действенным всеобъемлющим инструментом, которым он должен быть, а еще одной программой в числе многих.

Эксперты рекомендуют разработать на основе Национального плана противодействия коррупции всеобъемлющую национальную стратегию борьбы с коррупцией, которая будет охватывать в России федеральный, региональный и местный уровни. Эта рекомендация представляется очень ценной.

И на федеральном, и на региональных уровнях ключевым фактором является формирование и реализация соответствующей антикоррупционной политики. Эта политика может существенно меняться в рамках даже неизменного законодательства. Сегодня было бы большой натяжкой говорить о том, что такая антикоррупционная политика уже выработана и действует. Ее вначале нужно сформировать. Именно поэтому сегодня хотелось бы обратить внимание прежде всего на систему приоритетов, которые могли бы быть положены в основу названной политики, что уже есть и что только должно быть.

Наш семинар посвящен антикоррупционной политике в Приморском крае. Конечно, было бы неправильно говорить о какой-то особой краевой политике (всякая политика – это, прежде всего, система приоритетов), но, все же, определенную специфику можно увидеть. Так, мы видим, что в нашем крае в 2009 году зарегистрировано вдвое меньше (479) преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (2008 г. - 1084), в том числе 67 фактов взяточничества. Причем к уголовной ответственности за их совершение привлечено всего 108 должностных лиц. Вероятно, коррупции стало меньше? А вот у наших соседей в Хабаровском крае прокурорами, во взаимодействии с другими органами, выявлено в полтора раза больше нарушений законодательства, имеющих коррупционную составляющую. Правоохранительными органами края за год возбуждено процентов на 10% больше (304) уголовных дел коррупционной направленности (в 2008 г. - 273). Конечно, нужно с осторожностью относиться ко всем этим цифрам и толковать их можно двояко: и как активизацию деятельности органов и как реальный рост или снижение коррупционных проявлений.

Как отмечалось на координационном совещании правоохранительных органов ДФО (дек. 2009 г.), в Приморском крае одним из подходящих поводов для совершения преступлений стало перераспределение земельного фонда в рамках строительства объектов саммита АТЭС. Основным способом совершения преступлений является незаконное выведение из собственности муниципальных образований земельных участков при осуществлении строительной деятельности. Как известно, противоправная деятельность позволяет приобретать государственные и муниципальные земли по ценам в десятки раз ниже рыночной стоимости. Наносится колоссальный ущерб государству и муниципальным образованиям.  Такие преступления могут совершаться только организованными группами, располагающими значительными финансовыми средствами, коррупционными связями в органах власти и контролирующих органах. Например, продолжается расследование по уголовным делам, возбужденным в отношении членов организованной преступной группы по фактам мошеннических действий с земельными участками, выделенными под строительство сооружений и инженерных коммуникаций города Владивостока (ч. 4 ст. 159, ч. 2 ст. 327, ч. 2 ст. 187 УК РФ). Члены ОПГ путем подделки официальных документов совершили хищение земельных участков, являющихся государственной и муниципальной собственностью администрации г. Владивостока, с причинением ущерба свыше 100 млн. рублей. Всего по данным уголовным делам выявлено свыше 15 эпизодов хищений путем мошенничества, 18 эпизодов подделки документов, 5 эпизодов изготовления и сбыта платежных документов.

Вместе с тем, мы вправе рассчитывать на определенную последовательность, четкую стратегическую линию, системность. Пока эту линию, не говоря уже о системности, трудно увидеть как на федеральном, так и на региональном уровнях. У нас в крае нередко осуждение водителей, пытавшихся дать сторублевую взятку гаишникам, вполне сочетается с прекращением теми же судами уголовных дел в отношении должностных лиц, получивших взятку в несколько тысяч. И вообще в стране явно наметилась карательная тенденция скорее в отношении взяткодателей, чем получателей взяток. По итогам прошлого года в Москве были осуждены 600 человек, предложивших взятку, и только 128 человек, получивших деньги. В Приморье - та же тенденция: по ст. 290 УК РФ (получение взятки) был осужден 21 человек, а по ст. 291 УК РФ (дача взятки) осуждено 32 человека. 2008 год был еще контрастнее: за получение взятки было осуждено 26 человек, а за дачу – больше, чем в два раза (68). Нужно ли доказывать, что эта практика порочна?

Сегодня исполняется практически год со дня принятия краевого антикоррупционного закона. До этого в декабре 2008 г. был принят пакет федеральных антикоррупционных законов, в том числе основной «О противодействии коррупции». К сожалению, он оказался далек от совершенства. Чтобы не быть голословным, поясню. Само понимание коррупции в нём сознательно сужено. Согласно международным нормам, в частности, Конвенции ООН против коррупции (2003 г.), коррупция – это использование любых неправомерных преимуществ, как материального характера, так и нематериального. У нас же всё свели только к материальной выгоде.

В результате из коррупции выпали лоббирование чьих-то интересов или продвижение по службе при помощи оказания сексуальных услуг и многое другое. Не создается специализированнного уполномоченного органа по борьбе с коррупцией, как это предусмотрено Конвенцией ООН. Законодатель так и не решился вернуть конфискацию в лоно уголовных наказаний. Мы видим явно усеченный круг лиц, обязанных декларировать свои доходы и т.п.

Эффективность антикоррупционной политики напрямую зависит от того, насколько меры в борьбе с коррупцией влияют на ее причины. Полагаю, что мы должны видеть, прежде всего, политические источники коррупции. А она начинается в верхах, считает депутат Госдумы Г. Гудков. Известно, как и почему в любой стране формируется коррупция. Когда власть становится закрытым отрядом, присваивает себе огромное количество полномочий, устраняется от критики, контроля народа, парламента, суда, уходит от реальной ответственности перед гражданами. И остается у кормушки при закрытых дверях. Люди за дверьми начинают портиться, даже честные и порядочные. Низы смотрят наверх - раз там можно, а мы, что, дураки, что ли? Отсюда рост бытовой, низовой коррупции. Сегодня правила игры таковы, что в нашей стране правят бал коррупционеры. Коррупция в какой-то форме есть и в цивилизованных странах. Но это отклонения от нормы. А у нас сейчас она - «норма». Если преступность становится нормой, с ней эффективно бороться нельзя. Значит, допущен системный сбой в нашей власти, потому и сформировалась эта норма. По крайней мере, в огромном слое политической и экономической элиты, когда взятка стала не только средством разрешения вопросов, но и вообще образом жизни. Сегодня многие чиновники покупают места1.

Сегодня главными становятся чиновники, которые облагают данью бизнес. Одной из современных особенностей проявления коррупции, и прежде всего, в субъектах РФ, является создание крупных коммерческих структур при органах региональной власти, фактически представляющих собой региональные монопольные бизнес-образования, которые подавляют всякую конкуренцию в сфере своей деятельности (А.Л. Еделев, 2009).

Мы должны видеть и экономические источники коррупции. У нас велика доля теневой экономики. По расчетам экономистов, обнародованных на российском экономическом конгрессе (дек. 2009 г.) объем теневой и коррупционной составляющей экономики страны приблизился к астрономической цифре в 25,5 трлн. рублей. Не секрет, что теневая экономика и коррупция – близнецы братья. Если у группы людей есть ресурсы, в которых они ни перед кем не отчитываются, эти ресурсы можно тратить на что угодно – на подкуп, на откаты и т.д. Как известно, нельзя заниматься недозволенными делами без прикрытия. В 90-е годы существовали криминальные крыши. Сейчас об уголовных крышах мы почти ничего не слышим, их место заняли силовые структуры, чиновники, которые встроились в этот процесс для прикрытия незаконной экономической деятельности. Однако практика показывает, что крупных коррупционеров практически не привлекают.

Коррупция теснейшим образом связана с организованной преступностью, чего, к сожалению, не учитывает Национальный план противодействия коррупции. Коррупция в связке с организованной преступностью превращается в устойчивую систему, способную развиваться и самовоспроизводиться. Она вырабатывает и создает механизмы, делающие ее живучей в условиях противодействия со стороны контрольных, надзорных, правоохранительных и правоприменительных органов. Пораженная коррупцией часть чиновников смыкаются с преступным миром, чтобы сообща и целенаправленно разлагать, подкупать и подчинять как раз те органы государства и общества, которые должны обеспечивать их безопасность, - судебную систему и прокуратуру, органы госбезопасности и представительную власть. Для этих целей используются и средства массовой информации, которые скупаются или подкупаются, а в случае несговорчивости подвергаются физическим и иным мерам негативного воздействия (А.Л. Еделев, 2009).

Коррупция глубоко поразила и сферу образования. У нас, согласно некоторым экспертным оценкам, масштабы коррупции в отечественном образовании за 2009 год оценены в 5,5 млрд. долларов. И что гораздо хуже, обнаружили ее на всех уровнях - от детских садов до докторских диссертационных советов. Насколько можно верить данным журналистов (ссылающихся на социологов), взятки за сдачу экзаменов и зачетов сегодня дают уже чуть ли не 90% студентов. В нашем юринституте был (и сейчас возрождается) студенческий антикоррупционный клуб. Студенты 5 лет назад провели мониторинг восприятия коррупции в своей среде. Во Владивостоке от 20% до 37% опрошенных студентов признавались, что учатся за взятки. Мы ужаснулись! В Томске наши студенты запустили ту же анкету. Результат – 10%. Но для того, чтобы получить более наглядные результаты, решили опросить студентов в Японии. Большинство японцев не могли понять, как такой вопрос вообще может возникнуть – дать взятку преподавателю, который почти что небожитель. В США и Южной Корее такая ситуация, насколько нам известно, также неприемлема. Мы выясняем, какой процент, а там это просто недопустимо.

Какова опасность для страны? В нынешних условиях коррупционное государство может прийти к тихому распаду или к гражданской войне. Возможно, и десяти лет не пройдёт. Что может каждый из нас? Прежде нужно отказаться играть по этим правилам, а это могут не все – пережить чуть ли не комплекс белой вороны. Те люди, которые хотят обогатиться за чужой счёт, рассчитывают, что от их предложения невозможно отказаться. Появляются фабрикации уголовных дел, когда, только откупившись, можно избавиться от обвинений в преступлении, которое ты не совершал. Человека обвиняют в чём угодно и сообщают о возможности остаться на свободе. Например, дать показания на кого-то. Когда появляются странные дела, странные приговоры, странные освобождения, странное утверждение недостойного человека на высокий пост, уверен: это стопроцентно коррупция.

Сейчас, увы, сплошь и рядом происходит имитация борьбы с коррупцией. На скромный по объему декабрьский закон (из 14 статей) о противодействии коррупции уже опубликовано не менее 4 многостраничных комментариев. Множатся книги и статьи по модной теме. Правоохранительные органы нередко делают вид, что ничего особенного никто не накопал. Сейчас, если и реагируют на жалобы, то по ним часто проводят чисто формальные проверки. Есть, например, дело полковника Астафьева, начальника Центра госзащиты краевого УВД, сильно похожее на дело таможенного генерала Бахшецяна. И о том, и о другом много писали газеты. Никакой реальной реакции правоохранителей нет ни на статьи, ни на жалобы.

Вот, например, цитирую заявление Председателя Национального антикоррупционного комитета К. Кабанова: страшно, что в тюрьмах сидят те, кто боролся со злом: начальник Дальневосточного таможенного управления генерал Бахшецян (оказывал противодействие китайской контрабанде, прикрываемой генералами ФСБ)1.

Как известно, Генеральной прокуратурой продолжается расследование громкого контрабандного дела, связанного с китайским ширпотребом, которое теснейшим образом связано с «делом» Бахшецяна. Именно лица, разыскиваемые по расследуемому делу (а также стоящие негласно за ним), инициировали дело против генерала. Но, тем не менее, был вынесен и вступил в законную силу суровый приговор, связанный с реальным лишением свободы. Трудно исключить, что дело Бахшецяна - заказное, и скорее всего, не обошлось без прямых команд из Москвы. Так, О. Елисеев, бывший начальник аналитического отдела Службы собственной безопасности ДВТУ, сообщает, что его попытки довести до компетентных органов и руководства страны информацию о фактическом состоянии таможенного дела и известных ему обстоятельствах, связанных с фабрикацией уголовного дела в отношении Э. Бахшецяна не принесли положительного результата. В течение трех лет ему не удалось получить внятного ответа ни на одно из его обращений.

Увы, противодействие коррупции происходит довольно странно.
Президент страны, одной рукой направляя всех на борьбу с коррупцией, росчерком пера ликвидирует (сентябрьским Указом) основное милицейское антикоррупционное звено – УБОПы, что не может не вызвать недоумения. Да, другие подразделения там созданы, но принцип их работы совсем другой - не столько глубокая разработка группировок, сколько работа по фактам.

К вопросу о пресловутой политической воле властей всех уровней, которой так не хватает для борьбы с коррупцией. По-моему, определяющим здесь является механизм прихода к власти. Если это предмет торга, теневых договорённостей, это одно, а если это полномочный глава, который сам никого не боится и ни с кем не связан корпоративными обязательствами, он может и должен позитивно влиять на ситуацию. От коррупции можно значительно избавиться, помимо прочего, путём кадровой перетряски, когда очищаются от всех, кто замешан в коррупционных схемах. В Италии, например, 70% госаппарата во время операции «чистые руки» поменялось. А у нас: если тронем по-настоящему коррупционера, то и государство, похоже, развалится. Разве это дело?

В заключение хотелось бы привести вывод, который сделан бывшим советником Президента РФ Г. Сатаровым (2009): у власти всегда достаточно ресурсов, чтобы стать препятствием для ограничения коррупции, но ее собственных усилий недостаточно, если они не поддержаны обществом. Точно также без ее усилий ограничить коррупцию нельзя. У власти бывает только две возможности: либо она сама меняет себя, либо ее меняют другие.

Для реальной эффективной борьбы с коррупцией нужно формирование и последовательная реализация глубоко обоснованной системной антикоррупционной политики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы научно-практического семинара (г. Владивосток, 26 февраля 2010 г.) Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2010 iconУчебно-методические материалы для студентов специальности 080507...
Теория организации: Учебно-методические материалы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Владивосток. Издательство:...

Материалы научно-практического семинара (г. Владивосток, 26 февраля 2010 г.) Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2010 iconКургане Актуальные проблемы современной науки Материалы межрегиональной...
А 43 Актуальные проблемы современной науки : Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Дню науки [Текст]....

Материалы научно-практического семинара (г. Владивосток, 26 февраля 2010 г.) Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2010 iconМетоды оценки риска столкновения в системах управления движением судов
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, Россия (690014, Владивосток, ул. Гоголя, 41 ауд. 1448),...

Материалы научно-практического семинара (г. Владивосток, 26 февраля 2010 г.) Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2010 iconСтруктура и правила оформления Стандарты Владивостокского государственного...
Струк­тура и правила оформления. Стандарты Владивостокского государственного университета экономики и сервиса / Авт сост. Н. И. Попова....

Материалы научно-практического семинара (г. Владивосток, 26 февраля 2010 г.) Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2010 iconУчебное пособие Издательство Дальневосточного университета Владивосток...
Учебное пособие подготовлено при финансовой поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), Россия

Материалы научно-практического семинара (г. Владивосток, 26 февраля 2010 г.) Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2010 iconА. М. Сазыкин (Владивосток, двгу)
Опубликовано: Туризм и устойчивое развитие регионов. Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. Тверь: ТвГУ,...

Материалы научно-практического семинара (г. Владивосток, 26 февраля 2010 г.) Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2010 iconПрограмма «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и...
История Дальневосточного федерального университета началась задолго до выхода Указа Президента РФ от 12 октября 2010 года о преобразовании...

Материалы научно-практического семинара (г. Владивосток, 26 февраля 2010 г.) Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2010 iconИ стратегический план развития владивостока до 2020 года Владивосток 2010 г
Поэтому администрация города выступила с инициативой разработки документов стратегического планирования

Материалы научно-практического семинара (г. Владивосток, 26 февраля 2010 г.) Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2010 iconИнформационный бюллетень 17 февраля 2010 года
Российско-абхазские переговоры на высшем уровне, Москва, Кремль, 17 февраля 2010 года

Материалы научно-практического семинара (г. Владивосток, 26 февраля 2010 г.) Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2010 iconА. А. Белоусов. Владивосток: Изд-во Дальневост ун-та, 2002. 56c. Ч/з
Б43 Белоусов, А. А. Об особенностях российской экономической науки и их влиянии на развитие экономики современной России: [учеб пособие]...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную