К вопросу о формировании нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза в сфере конкуренции






Скачать 87.67 Kb.
НазваниеК вопросу о формировании нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза в сфере конкуренции
Дата публикации19.01.2015
Размер87.67 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы
Алимбеков М.Т.,

зам. Председателя Суда ЕврАзЭС,

д.ю.н.

К вопросу о формировании нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза в сфере конкуренции
Деятельность по формированию нормативно-правовой базы Евразийского союза вступила в более активную фазу после заседания Высшего Евразийского экономического совета 29 мая 2013 года в г. Астане, на котором было принято решение по реализации основных направлений интеграции, были закреплены основы для создания и развития Евразийского экономического союза.

Для полноценного функционирования будущего Евразийского союза нужна эффективная система правовых норм, регулирующих экономические, торговые и хозяйственные отношения внутри государств – участников Евразийского союза и направленных на юридическое обеспечение условий по производству государствами – участниками Союза высококонкурентной продукции.

Известный американский политолог Джордж Фридман, раскрывая историческую роль трех американских президентов – Линкольна, Рузвельта и Рейгана – особо выделяет значение личности Рузвельта не в связи с его успехами в создании антигитлеровской коалиции и вкладом в разгром фашисткой Германии, а вследствие обеспечения Рузвельтом контроля над морями и океанами, поскольку «контроль нaд морем рaвнознaчен контролю нaд всем миром. Контроль нaд морями возник после Второй мировой, представляя собой оборотную сторону экономических возможностей Америки и основу ее военной мощи. США начали контролировать междунaродную торговлю. Это стaло основaнием aмерикaнской безопaсности и богaтствa».1 Таким образом, США, завоевав мировые водные пути, мировой океан, обеспечили передвижение по всему миру высококачественных товаров и технологий.

Берусь утверждать, что это был первый шаг к политике глобализации, в результате которой началось постепенное преобразование мирового пространства в единую зону со свободным перемещением капиталов, товаров, услуг, новых идей, развитием современных институтов и механизмов их взаимодействия. Завоевание океана и глобальная интеграция способствовали стратегическому успеху, в первую очередь, США, лидирующих сегодня в важнейших сферах развития благодаря разработке и внедрению новых технологических принципов, технологий управления, технологий формирования сознания2.

В этих условиях глобализации возможность противостояния ее негативным последствиям для современных государств заключалась только в обеспечении выпуска высокотехнологичных, высокоинтеллектуальных и конкурентоспособных товаров и услуг. Во второй половине 20-го века в условиях экономического и военного доминирования признанной сверхдержавы – США – реализация такой цели в одиночку стала труднодостижимой даже для развитых стран Западной Европы. Поэтому после Второй мировой войны многие государства встали на путь региональной интеграции, представляющей процесс сближения и взаимодействия национальных хозяйств, формирования региональных экономических группировок. Таким интеграционным объединением стал Европейский союз, экономика которого сегодня успешно конкурирует на мировом рынке товаров и услуг.

В основе региональной интеграции стран постсоветского пространства, прежде всего Беларуси, Казахстана и России, также лежит естественное стремление государств соперничать в условиях глобализации, выпускать высокоинтеллектуальные товары, которые могли бы успешно конкурировать с продукцией высокоразвитых стран или их объединений. Для достижения этой стратегической цели необходимо, во-первых, устранить национальные барьеры на пути взаимного торгового и инвестиционного взаимодействия, во-вторых, поставить хозяйствующие субъекты государств в равные условия и посредством согласования, унификации и гармонизации бюджетной, налоговой и валютной политики создать единое экономическое пространство, конкурентоспособную экономику.

Следовательно, осмелюсь утверждать, что улучшение администрирования – это не цель, а инструмент обеспечения выпуска конкурентоспособного товара.

В этой связи хотелось бы затронуть вопрос о характере Модельного закона о конкуренции, который предполагается ввести в будущем Евразийском союзе. Может ли система правовых норм, направленных на регулирование отношений в сфере конкуренции, быть рекомендательной, как и всякая другая система правовых установлений? Ведь характер правовых установлений отличается от других социальных норм (обычаев, норм нравственности, традиций, религии) именно возможностью принудительной реализации правовых норм при помощи публичной власти в случае необходимости. Поэтому система правовых норм, регулирующая отношения в сфере конкуренции, должна быть обязательной в смысле применения, исполнения и соблюдения.

Другой вопрос, как будет согласовываться название системы правовых норм в сфере конкуренции – Модельный закон – с теорией права и юридической практикой правотворчества и правообразования? Ведь термин «закон» в современной юридической науке и практике употребляют в том смысле, что он представляет собой нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. И в этом смысле вовсе не предполагается его принятие международной организацией или путем подписания международного договора главами государств в качестве источника международного права.

Следовательно, конкурентные торгово-экономические отношения в Евразийском союзе, на наш взгляд, необходимо регулировать через заключение международного договора в сфере конкуренции, который, являясь одним из главных источников современного права, будет обеспечивать правовую регламентацию в соответствующей сфере международных отношений, как и любой другой договор международного характера.

К сожалению, такая ситуация уже сложилась с названием другой системы правовых установлений в сфере таможенных отношений – Таможенным кодексом Таможенного союза. В статье 1 Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г., подписанного главами трех государств – Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федераций, именуемых Сторонами, установлено, что «Стороны принимают Таможенный кодекс Таможенного союза, который приведен в приложении, являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора». Данная терминология (Кодекс), установленная в правовой базе Таможенного союза, т.е. интеграционного объединения, а не государственного образования, также не вписывается в устоявшуюся в юридической науке систему источников права и систему законодательства, поскольку сама кодификация – это деятельность законодательных государственных органов по созданию нового сводного систематизированного нормативно-правового акта путем переработки действующего законодательства, чтобы обеспечить единое, внутренне согласованное регулирование определенной сферы общественных отношений. Конечно, такой договор о таможенном регулировании в Таможенном союзе, который в переработанном виде объединял бы все прежде разрозненные, взаимонесогласованные таможенно-правовые нормы, неофициально можно было бы назвать Таможенным кодексом Таможенного союза. Подобная практика, хотя и с оговорками, встречается в деятельности международных организаций. Так, совокупность конвенций и рекомендаций, принятых в рамках МОТ, характеризуется в зарубежной литературе и изданиях МОТ как международный трудовой кодекс. А.Б. Канунников, А.А. Пастухов также утверждают, что акты МОТ и ООН вместе составляют международный кодекс труда как юридическую основу для издания национальных норм трудового законодательства. Но даже в научных изданиях многие авторы, исследовавшие международно-правовое регулирование отдельных аспектов трудового права, ссылаются на совокупность конвенций и рекомендаций МОТ как на международные трудовые стандарты или международно-правовые стандарты правового регулирования труда, а не как на международный трудовой кодекс3.

Следующий момент, на котором хотелось бы заострить внимание, это нормы проекта Модельного закона, устанавливающие, что положения закона не распространяются на отношения по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках, которые относятся к компетенции Евразийской экономической комиссии в соответствии с международным договором. Во-первых, модельный закон о конкуренции, выступающий в качестве всеобъемлющего нормативного документа в сфере конкуренции, по своей природе не может обойти вопросы регулирования отношений в области установления правил конкуренции на трансграничных рынках. Поэтому в систему норм Модельного закона о конкуренции, вернее, в систему норм Договора в сфере конкуренции следует инкорпорировать нормы Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года. Во-вторых, в процессе включения норм Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции в структуру Модельного закона о конкуренции необходимо провести анализ компетенции Евразийской экономической комиссии по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении правил конкуренции, установленных в разделе III Соглашения, а также ее компетенции выносить определения, принимать обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) решения, в том числе о применении санкций к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка), в соотношении с теорией и практикой суверенитета государств – участников Таможенного союза, а в будущем и Евразийского экономического союза.

Вступая в любой союз, государство не утрачивает суверенитета. Он сохраняется и распространяется на всю территорию государства, которое всего лишь отказывается от самостоятельного осуществления некоторых суверенных функций и прав и делает это лишь в том случае, когда с государственной точки зрения передача таких функций выгоднее самореализации некоторой части своей компетенции или когда государство по объективным причинам не может осуществлять такие функции.

Поэтому следует хорошо изучить и обосновать вопрос о том, имеются ли веские основания для передачи государствами – членами будущего Евразийского союза своей компетенции по прямому применению санкций к хозяйствующим субъектам Евразийской экономической комиссии как более выгодной и целесообразной, чем осуществление таких функций компетентными органами самих государств с оставлением некоторых контрольных полномочий за Евразийской экономической комиссией.

Вместе с тем, необходимо также учесть опыт Европейского союза, где европейское право предоставляет Еврокомиссии широкие полномочия по проведению административных расследований. Это и комплексные проверки целых отраслей и сфер действия определенных соглашений, которые могут ограничивать конкуренцию. Это и требования о предоставлении информации, необходимой в ходе расследования, опросы участников соглашения или участников согласованных действий, которые могут быть запротоколированы, а также требования о предоставлении любых деловых документов, бухгалтерских, банковских выписок, переписки. При этом отказ в удовлетворении таких требований будет связан с возможностью наложения штрафных санкций4.

Еврокомиссия также вправе наложить своим решением на предприятия или объединения предприятий штрафы до 10% оборота в случае, если те преднамеренно или по халатности нарушили положения статей 81 и 82 Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 года, которые запрещают горизонтальные и вертикальные соглашения между предприятиями по согласованию цен, объема сбыта, раздел рынка и запрещают злоупотребления доминирующим положением одним или нескольким предприятиями на всей территории общего рынка.

Таким образом, учитывая опыт Европейского союза, в Международном договоре в сфере конкуренции, сводном инкорпорированном документе, следует установить правовое регулирование всех основных отношений, связанных с вопросами конкуренции, включая конкуренцию на трансграничных рынках, с определением компетенции Евразийской экономической комиссии и национальных государственных органов по применению санкций к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) за нарушение правил конкуренции в Евразийском экономическом союзе.



1Фридмaн Д. Следующие 100 лет: Прогноз событий XXI века //

http://www.rulit.net/programRead.php?program_id=228664&page=1

2 См. Делягин М. Мировой кризис: общая теория глобализации

http://www.imperativ.narod.ru/del/del-1-3-1.html

3 См. Неверова А.С. К вопросу о терминологической сущности понятия «международный трудовой кодекс». Современные проблемы науки и образования. 2010. №1. С.136

4 См. Просветов В.В., Шаститко А.Е. Анализ действующего в РФ антимонопольного законодательства и сравнение с современным правом ЕС, возможные пути повышения эффективности его применения в России. Анализ антитрастового законодательства и правоприменения в ЕС //

http://www.recep.ru/files/documents/antimonopoly_prosvetov-shastitko_ru.pdf


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К вопросу о формировании нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза в сфере конкуренции iconТорговое представительство Российской Федерации в Республике Армения
Армении вступить в тс и в последующем участвовать в формировании Евразийского экономического союза. Дорожная карта по вступлению...

К вопросу о формировании нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза в сфере конкуренции iconРеспублике Армения Обзор сми армении с 14 по 20 декабря 2013г. Основные...
Владимира Путина 3 сентября было заявлено о намерении Армении вступить в тс и в последующем участвовать в формировании Евразийского...

К вопросу о формировании нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза в сфере конкуренции iconРабочая программа по истории 11 кл составлена на основе нормативно...
Рабочая программа по истории 11 кл составлена на основе нормативно правовой базы

К вопросу о формировании нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза в сфере конкуренции iconНовое базовое соглашение «Россия-ес»
Спс параллельно с переговорами о Соглашении происходили еще два процесса, существенно влияющие на его экономическую составляющую...

К вопросу о формировании нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза в сфере конкуренции iconИ правовой аспект
Автором выдвинуты предложения по повышению интереса инвесторов к белорусским долговым инструментам, а также улучшению нормативно-правовой...

К вопросу о формировании нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза в сфере конкуренции iconТ. Я. Хабриева Совершенствование правовой базы СНГ и государоств-участников...
Совершенствование правовой базы СНГ и государств-участников Содружества в сфере регулирования миграционных отношений обусловлено...

К вопросу о формировании нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза в сфере конкуренции iconПеречень докладов на Международном форуме ит-индустрия стран Евразийского экономического союза
Международном форуме «ит-индустрия стран Евразийского экономического союза. Terra Incognita – сотрудничество со странами Латинской...

К вопросу о формировании нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза в сфере конкуренции iconАнализ нормативных актов субъектов Российской Федерации о нпф и нсот,...
В целях проведения анализа нормативно-правовой базы по введению финансово-экономических механизмов, являющихся необходимыми условиями...

К вопросу о формировании нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза в сфере конкуренции iconАннотация Рабочей программы дисциплины
Китая, нормативно-правовой базы, служащей источником сведений об экономической системе и внешнеэкономических связях Китая

К вопросу о формировании нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза в сфере конкуренции iconПоложение о Международном конкурсе на лучшую выпускную квалификационную...
Выпускную квалификационную работу выпускников финансово-экономических факультетов вузов стран – членов Евразийского экономического...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную