Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012 года






Скачать 117.32 Kb.
НазваниеЗадания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012 года
Дата публикации01.02.2015
Размер117.32 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы
Задания муниципального этапа

всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012 года

9 класс
Задание № 1

Ответьте на нижеперечисленные вопросы «да» или «нет». Ответы внесите в таблицу

  1. Монопольное право на эмиссию денег в Российской Федерации имеет Центральный банк Российской Федерации.

2. Воспитание и образование можно рассматривать как части процесса социализации.

3. К открытой системе стратификации можно отнести существовавший в Индии кастовый строй.

4. Чем меньше находится денег в сфере обращения, тем выше вероятность инфляции;

5. Семью можно рассматривать и как социальный институт и как малую группу;

6. Индивидом не рождаются, а становятся;

7. Неолитическая революция связана с переходом первобытных обществ от присваивающей экономики (охота, собирательство) к производящей (земледелие, скотоводство);

8. Труд является целенаправленной деятельностью человека;

9. Социальной мобильностью называют место индивида (его статус) или группы в социальной системе;

10. Главой исполнительной власти в Российской Федерации является президент.
Таблица для ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
































Задание № 2

Вставьте пропущенные буквы в приведенные ниже термины

  1. Авт__р__таризм; 2) В__стерн__зация; 3) Гл__бал__зация; 4) Д__в__ация; 5) Л__г__тимный.


Задание № 3

Установите соответствие между существующими идеями, понятиями, категориями и их авторами. Запишите буквенные обозначения авторов в соответствующие колонки нижней строчки таблицы. Обратите внимание на то, что имён авторов больше, чем существующих идей, понятий и категорий


Идеи, понятия, категории

Создатели произведений

  1. Государство есть результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию «войны всех против всех»

  2. «Инфляция – это разорение с кучей денег в кармане»

3. Третья волна

4. Постиндустриальное общество

5. «Свобода – это право делать все, что не запрещено законом»

А) М. Фридмен

Б) М.П. Катон (старший)

В) Ш.Л. де Монтескьё

Г) К. Маркс

Д) Т. Гоббс

Е) Э. Тоффлер

Ж) Д. Белл



Таблица для ответов

1

2

3

4

5

















Задание № 4
Решите правовую задачу
Семнадцатилетний Киселев после года работы по трудовому договору решил заняться предпринимательской деятельностью, в связи с чем обратился в орган опеки и попечительства за признанием его полностью дееспособным. Родители Киселева были против признания сына полностью дееспособным до наступления его совершеннолетия, о чем сообщили в орган опеки и попечительства.

  1. Что такое эмансипация несовершеннолетнего? С какого возраста и по каким основаниям согласно гражданскому кодексу РФ она может быть произведена?

  2. Какое решение примет орган опеки и попечительства? Почему?

  3. Где и в каком порядке может быть обжаловано это решение?


Ответ:


Задание № 5
Решите кроссворд. Прочитайте данные ниже определения и впишите термины в таблицу. Какой термин по вертикали скрыт в данном кроссворде? Дайте его определение (0-13 баллов)


  1. Законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей;

  2. Форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство;

  3. Выпуск в обращение денег и ценных бумаг;

  4. Совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия;

  5. (От греч. oikos - дом, хозяйство и nomos - правило, закон)  хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда;

  6. Мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование бога (богов), священное, сверхъестественное;

  7. Принимаемый законодательным органом или непосредственным волеизъявлением народа (референдумом) и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни;

  8. Комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и видами животных и растений, явлениями природы и неодушевленными предметами;

  9. Лицо, принадлежащее на правовой основе к населению какого-либо государства, пользующееся правами и исполняющее обязанности, установленные законами данного государства;

  10. Состояние общества, достижимое в результате упразднения государственной власти (безгосударственное, самоуправляющееся общество).



Напишите и дайте определение скрытого по вертикали термина

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________



























































































































































































































1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание № 6
Установите соответствие между произведениями и их творцами. Запишите буквенные обозначения авторов в соответствующие колонки нижней строчки таблицы. Обратите внимание на то, что имён авторов больше, чем названий произведений


Произведения

Создатели произведений

  1. Постижение истории

2. Политика

  1. Открытое общество и его враги

4. Метаморфозы власти

5. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского

6. Происхождение семьи, частной собственности и государства

А) Аристотель

Б) А. Тойнби

В) Ф. Энгельс

Г) К. Поппер

Д) Т. Гоббс

Е) Э. Тоффлер

Ж) К. Маркс

З) Н. Макиавелли


Таблица для ответов

1

2

3

4

5

6




















Задание № 7
Даны три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в приведенную ниже таблицу для ответов, вписав соответствующие ЦИФРЫ и БУКВЫ в нужные графы.

Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.


Века

Науки

Имена ученых

1. V в. до н.э.

2. XVI в.

3. XVII в.

4. XIX в.

5. XX в.


I. История

II. Право

III. Политическая теория

IV. Этика

V. Психология

VI. Экономика

VII. Социология

А. О. Конт

Б. Тацит

В. Макиавелли

Г. Геродот

Д. Г. Гроций

Е. И. Кант

Ж. Д.М. Кейнс


Таблица для ответов

Века

Науки

Имена ученых

1.

2.

3.

4.

5.








Задание № 8
Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова или сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.

Запишите порядковые номера выбранных Вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.

..… называется отдельно взятый представитель человеческого рода. Экономической основой .…. является промышленность, основанная на использовании машин и разделении труда. Экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за увеличение прибыли и рынок сбыта называется ….. . ….. – это социальная позиция индивида в группе или обществе с вытекающими из нее правами, обязанностями и жизненными стилями. Лицо, нарушающее нормы формального права именуется ….. . ….. – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. ….. – это глава исполнительной власти в Российской Федерации. Непосредственное волеизъявление граждан, выражающееся в голосовании по наиболее важным вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба называется ….. . ….. возникает в момент рождения гражданина и прекращается с его смертью. Отклонение от социальных норм, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое, называется …..



1. Статус

2. Правоспособность

3. Девиация

4. Делинквент

5. Дееспособность

6. Индивидуальность

7. Индивид

8. Постиндустриальное общество

9. Индустриальное общество

10. Конфликт

11. Конкуренция

12. Президент

13. Премьер-министр

14. Выборы

15. Референдум



Задание № 9
Представлен текст, посвященный известному экономисту 18 века Адаму Смиту, носящему титул отца экономики. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
1776 год, когда была подписана Декларация о независимости, отмечен публикацией в Англии одной из самых важных книг нашего времени — «Исследование о природе и причинах богатства народов». Она принесла своему автору Адаму Смиту титул отца экономики.

Смит отошел от принципиальных взглядов своего времени. Он не соглашался с физиократами, которые считали, что только земля является единственным источником богатства. Он также разошелся во взглядах с меркантилистами, которые измеряли богатство нации количеством денег и настаивали на государственном вмешательстве в экономику с целью достичь благоприятного торгового баланса.

С точки зрения Смита, богатство нации создается в процессе производства, и не только сельскохозяйственного. Количество произведенных благ определяется качеством соединения человеческого труда с другими факторами производства. И чем эффективнее такое соединение, тем больше объем выпуска продукции и богатство нации.

Центральная идея учения Смита заключалась в том, что экономика будет функционировать лучше, если исключить ее регулирование государством. В этих условиях экономический эгоизм будет заставлять предприятия выпускать продукты, нужные покупателям, и делать это по максимально низкой цене. Они будут делать это, думая не о благополучии общества, а пытаясь превзойти своих конкурентов и получить максимум прибыли. Но этот эгоизм принесет пользу всему обществу тем, что обеспечит больше товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам.

Для объяснения, почему все общество выиграет, если экономика будет свободна от регулирования, Смит использовал метафору «невидимая рука»: «Каждый отдельный человек старается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он не имеет в виду содействовать общественной пользе, а преследует лишь собственный интерес... Однако при этом, как и во многих других случаях, он «невидимой рукой» направляем к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он неизбежно предпочитает такие действия, которые наилучшим образом служат интересам общества».

«Невидимой рукой» Адам Смит именовал те экономические силы, которые мы сегодня называем спросом и предложением. Он категорически не соглашался с меркантилистами, которые призывали к регулированию экономики с целью достижения благоприятного торгового баланса.

Напротив, Смит поддерживал теорию физиократов и их концепцию «laissez faire», гласящую, что отдельные люди и предприятия должны действовать в экономике без вмешательства государства или частных монополий. В этом случае «невидимая рука» будет свободна и сможет направлять экономику и максимизировать производство.

В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» описаны принципиальные элементы экономической системы. Так, Смит обращается к рассмотрению процесса производства булавок для того, чтобы продемонстрировать, как разделение труда и использование машин увеличивают их выпуск: «Один человек тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрубает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает другой конец для того, чтобы можно было насадить головку; изготовление самой головки тоже занимает время».

Хотя современная технология усовершенствовала способ производства булавок, принципы разделения труда остались неизменными.

Подобно этому и другие разделы книги, посвященные факторам производства, деньгам, международной торговле, сегодня также актуальны, как и во время ее написания.
Вопросы к тексту:
1. Почему Адама Смита называют «отцом экономики»?

2. Где, по мнению Адама Смита, создается богатство нации?

3. Что Адам Смит называет «невидимой рукой» рынка?

4. Какую роль в экономике отводит Адам Смит государству?

5. Какова экономическая роль разделения труда?
Ответы:
1.


2.


3.


4.

5.

Задание № 10
Даны высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей, философов, писателей, политических деятелей. Выберите понравившееся Вам высказывание и напишите на его основе сочинение-эссе. Обратите внимание на приведенные ниже критерии оценивания и при написании сочинения-эссе ориентируйтесь на них.
Критерии оценивания:

А) Знание социальных фактов.

Б) Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

В) Аргументированность суждений и выводов.

Г) Знание мнений ученых-обществоведов.

Д) Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

Е) Оригинальность решения проблемы, аргументации.
«Есть одно только благо – знание и одно только зло - невежество» - Сократ;

«Свобода – это роскошь, которую не каждый может себе позволить» - Отто фон Бисмарк;

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - А.П. Чехов;

«Если бы мир всегда держался здравого смысла, мы до сих пор ходили бы на четвереньках» - А.В. Вампилов;

«Демократия - самый худший вид правления, не считая всех прочих, что человечество испробовало за свою историю» - У. Черчилль;

«Самое важное в политике - следовать своей цели: средства ничего не значат» - Наполеон;

«Жить - значит работать. Труд есть жизнь человека» - Вольтер;

«Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников» - Лао-Цзы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012 года iconЗадания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии
Ответы на задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2012-2013 учебный год

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012 года iconНа муниципальном этапе Олимпиады приняли участие всего 1782 участника...
«О проведении II (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады школьников и Олимпиады школьников рс (Я)», в соответствии с Положением...

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012 года iconО порядке проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012/2013 учебном году
Использовать для проведения школьного этапа олимпиады «Положение о Всероссийской олимпиаде школьников» (порядок проведения школьного...

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012 года iconПриказ №156 Об итогах краевого этапа Всероссийской олимпиады
«О совместном проведении краевого этапа Всероссийской олимпиады школьников» с 13 по 26 января 2008 года в рамках профильной смены...

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012 года iconЗадания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады...
До получения на руки экземпляра трудового договора работник не вправе приступать к работе

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012 года iconЗадания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады...
Индивидуальность — это понятие, описывающее своеобразие психических характеристик и задатков индивида

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012 года iconИтоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады: 111 гимназистов...
Лучшие из лучших: победители и призёры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012 года iconО проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников...
Саратовской области от 17 октября 2013 г. №3007 «О проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2013/2014...

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012 года iconО проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников...
«Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» и на основании приказа управления образования администрации...

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012 года iconПриказ от 13. 11. 2012 №249 Об утверждении сроков и проведении в...
Всероссийская одимпиада школьников, а также приказом Министерства образования и науки Калужской области от 17. 10. 2012 года №2028...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную