Реферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки»






Скачать 335.51 Kb.
НазваниеРеферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки»
страница1/3
Дата публикации04.09.2017
Размер335.51 Kb.
ТипРеферат
e.120-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3
Образовательное учреждение профсоюзов

высшего образования

«Академия труда и социальных отношений»

Кафедра философии и политологии
РЕФЕРАТ

для сдачи кандидатского минимума

по дисциплине «История и философия науки»

на тему «Эволюция развития государственно-частного партнерства».


Выполнила аспирант кафедры

экономики и менеджмента

1-го года обучения

Мухтарова Танчулпан Ринатовна

Проверила д.э.н., профессор

Псарева Надежда Юрьевна

Москва 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….

1. Общая характеристика развития основных аспектов взаимодействия бизнеса и власти за рубежом: исторический аспект……………………….

2. Этапы формирования и развития ГЧП в России………………………..

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ
Отношения взаимодействия, сотрудничества и партнерства между государством и частным сектором существовали всегда, с момента зарождения государства. С начала 1990-х гг. отношения партнерства между государством и частным сектором стали проникать в такие сферы экономики и политики, которые были закрыты или ограниченно доступны для бизнеса, – производственную и социальную инфраструктуру, атомную энергетику, оборону и безопасность.

В конце 1980-х гг. на Западе, в соответствии с неолиберальными концепциями развития, в США, Великобритании и других странах мира функции государственного управления, являющиеся важнейшими для жизнеобеспечения государства, стали постепенно передаваться бизнесу, что стало основой формирования государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство» – «Public-Private Partnership» (PPP) является базисом формирования экономической политики государства, направленной на повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры.

К задачам работы можно отнести:

  • выделение исторических этапов взаимодействия;

  • исследование трансформации форм, механизмов и условий взаимодействия бизнеса и власти;

  • оценка тенденций и факторов развития на каждом из этапов.

Сегодня, национальные правительства многих стран уже не считают сферой своей полной ответственности виды хозяйственной деятельности, традиционно составлявшие монополию государства или находившиеся в его ведение. Передавая эти объекты бизнесу на условиях государственно-частного партнерства, государство оставляют за собой право собственности на эти объекты, а также права регулирования и контроля над деятельностью частных компаний.
При изучении государственно-частного партнерства (ГЧП) принято ссылаться на зарубежный опыт формирования подобного вида сотрудничества. Первая часть реферата будет посвящена эволюции понятия ГЧП за рубежом.

Однако Россия обладает не менее ценным историческим опытом, который связан со спецификой российской действительности и менталитетом народа, поэтому эволюции развития партнерских отношений между государством и частным сектором в России будет посвящена вторая часть реферата. Изучение и анализ накопленного национального опыта позволяют выявить закономерности и взаимосвязи в развитии партнерства, учет которых повысит эффективность создания и функционирования ГЧП на современном этапе развития.


  1. Общая характеристика развития основных аспектов взаимодействия бизнеса и власти за рубежом: исторический аспект


Взаимодействие и сотрудничество между представителями власти и частным сектором существуют с момента зарождения государства. Концессия, как специфическая форма взаимодействия государства с предпринимателями, применялась в различные исторические периоды и является одной из первых форм договорных отношений.

Прообразом концессии (от латинского concessio – разрешение, уступка, льгота) – являлся откуп, то есть передача государством за определённую плату и на определённых условиях права взимать налоги и другие государственные доходы. Откуп применялся в условиях натурального хозяйства, неразвитости кредита, финансовых затруднений государства и слабости коммуникаций.

Принято считать, что концессия как договор на передачу в управление частным лицам принадлежащих государству объектов инфраструктуры за определенную плату возникла еще в Древнем Риме. Там муниципы (самоуправляющиеся общины) практиковали заключение концессий на объекты транспортной инфраструктуры (порты, почтовые станции), объекты торговли и сферы услуг (рынки, бани)[1].

К примеру, во время правление Октавиана Августа (род. 63г. до н.э.) племени Салази был передан в концессию перевал Сен-Бернар в Альпах, через который со времён Римской империи проходил главный путь, соединявший Север Италии с центральной Европой)[2]. В свою очередь, племя взымало плату за проход, которая шла на поддержание состояния перевала и обеспечение проводников. В 1050 году Святым Бернардом на перевале был основан монастырь, при нём горный приют, который, как и перевал, получили его имя. Здесь была выведена порода собак сенбернар, которые были обучены поиску людей в лавинах.

Во Франции и Великобритании с 16 века власти старались привлекать частных предпринимателей, чтобы развивать за их счет, но под своим контролем, экономическую деятельность, которая обеспечивала предоставление транспортных и коммунальных услуг гражданам. В рамках этой бизнес-модели государство передавало частному предпринимателю некое право, например, право взимания платы с потребителя за пользование или оказание услуги, которая предоставлялась в обмен на новое строительство, реконструкцию или модернизацию объектов (системы объектов) общественной инфраструктуры за счет частного инвестора.

В Англии государственные концессии выдавались частным компаниям еще в 17 – 18 веках. Ярким примером сотрудничества государства и представителей бизнеса является созданное 31 декабря 1600 г. указом Елизаветы I акционерное общество, получившее обширные привилегии для торговых операций в Индии. Речь идет о Британской Ост-Индской компании)[3]. С помощью Ост-Индской компании была осуществлена британская колонизация Индии и ряда стран Востока. Фактически королевский указ предоставил компании монополию на торговлю в Индии, в тоже время государство осуществляло контроль, но не владело акциями. После своего образования в 1600 году  Компания оказалась под давлением предпринимателей, собиравшихся открыть собственные торговые фирмы в Индии, после чего она организовала собственное лобби в английском парламенте. Под давлением лоббистов Компании, её эксклюзивные привилегии продлевались до 1766 года)[3].

Благодаря богатствам, Индия привлекла английских колонистов. Из Индии везли пряности, шелк, экзотические украшения, чай, благовония, золото, все то, чего никогда не видел Запад. В 1720 году 15 % британского импорта было из Индии, практически весь этот импорт проходил через Компанию)[3].

Ост-Индская компания является, по сути, первой акционерной фирмой в мире, так как впервые предложила своим учредителям нести долевую ответственность (и соответственно принимать долевое участие в распределении прибыли) за судьбу парусников, отправляющихся на поиски новых земель, сокровищ и пряностей, ценившихся тогда в Европе на вес золота. Первоначально компания имела 125 акционеров и капитал в 72 тысячи фунтов стерлингов. Компания управлялась губернатором и советом директоров, который был ответствен перед собранием акционеров.

Действительно, Франции богата примерами государственно-частного партнерства. С давних пор правители Франции мечтали соединить Атлантический океан и Средиземное море с помощью судоходного канала. Такой водный путь дал бы возможность прямой транспортировки товаров в Средиземноморье, минуя окружной путь через Гибралтарский пролив. Лангедокский или Южный канал (Canal du Midi) был построен в период 1667-94 гг. Его создателем стал барон Рике из города Безье)[4]. Канал дю Миди – наследие барона Рике, именно так называют данный канал жители Парижа.

Пьер-Поль Рике сумел воплотить в жизнь проект, который до него все считали утопией. Этот человек много лет прослужил соляным инспектором в Лагендоке, отлично знал провинцию, её ландшафт, экономические потребности. В 1662 году он вышел в отставку и сосредоточился на идее строительства канала. Рике вложил в проект многолетние сбережения, всю свою энергию и талант инженера. Подготовительные работы и строительство первой очереди канала от Тулузы до Трибе с 1661 года велись на средства барона Рике. Король Людовик XIV только в 1666 году подписал указ о выделении средств из государственной казны [4].

Движение по каналу было открыто 24 мая 1981 года. Каналь дю Миди – самый старый из европейских каналов, 200 лет он служил для грузовых перевозок. В 70-е годы XX века грузовое судоходство было прекращено. Сейчас по нему движутся только частные небольшие суда и туристические катера. В Тулузе установлен памятник Пьеру-Полю Рике от благодарных соотечественников. В 1996 году Canal du Midi внесён в список ЮНЕСКО.

В 19 веке с помощью концессиональных механизмов были построены железнодорожные сети, крупнейшие судоходные каналы и многие другие инфраструктурные комплексы, поэтому 19 век стал «золотым веком» концессий.

Удачный пример концессионного соглашения – Париж конца XIX века.

В январе 1887 г. Гюстав Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Гюставу Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн. золотых франков, составившую 25 % всех расходов на строительство башни.

 31 декабря 1888 года с целью привлечения недостающих средств, создается акционерное общество с уставным фондом 5 млн. франков. Половина этой суммы — средства, внесенные тремя банками, вторая половина — личные средства самого Эйфеля. Итоговый бюджет строительства составил 7,8 млн. франков. Башня окупилась за период работы выставки, а её последующая эксплуатация оказалась весьма доходным бизнесом[5].

Строительные работы шли в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней (с 28 января 1887 года по 31 марта 1889 года) выполняли 300 рабочих. Рекордным срокам возведения способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров металлических деталей[5].
Лондон. В начале XX века разные линии метрополитена обслуживались шестью независимыми компаниями, чтобы просто перейти на другую линию, зачастую приходилось выходить из метро и преодолевать значительное расстояние по улицам. То обстоятельство, что Лондонский метрополитен не являлся тогда единой централизованной транспортной системой, требовало лишних материальных затрат. В результате, большинство компаний-операторов линий подземки стали нуждаться в помощи финансистов, которые могли бы инвестировать в развитие метрополитена.

Самым известным из финансистов Лондонского метро был американский магнат Чарлз Йеркс. Он профинансировал строительство многих веток и линий. 1902 года Йеркс основал холдинговую компанию «Underground Electric Railways Company of London»[6]. Компания UERL до 1930-х руководила всеми строительными работами по расширению Лондонского метро.

В настоящее время ГЧП применяется во всем мире. В развитых странах (таких как Австрия, Дания, Австралия, Израиль, Финляндия, Испания, Португалия, Бельгия, Греция, Южная Корея, Ирландия, Сингапур) на первом месте по числу использования ГЧП находится отрасль, связанная со строительством и реконструкцией автодорог, затем, с весьма значительным отрывом, следуют такие отрасли, как здравоохранение, образование, водоснабжение и канализация.

На практике государственно-частного партнерства не все проекты ГЧП можно назвать успешными с финансовой точки зрения. Пример концессионного соглашения - Туннель под проливом Ла-Манш[7].

Заказчики – правительства Великобритании и Франции. Концессионер – англо-французский консорциум Eurotunnel Group.

Характеристика проекта:

  • Год подписания соглашения – 1986 г.

  • Кредиторы – 250 банков.

  • Объем инвестиций в строительство – 9 млрд. ф. ст.

  • Частное финансирование – 100%. Срок концессии – 99 лет.  

Благодаря туннелю стало возможно посетить Лондон, отправившись из Парижа, всего за час 15 минут; в самом тоннеле поезда находятся от 20 до 35 минут. Туннель под проливом Ла-Манш был торжественно открыт 6 мая 1994 года. Евротоннель — грандиозный проект XX века, пока не оправдавший себя с финансовой стороны. В 2007 году компания Eurotunnel впервые за время своего существования получила чистую прибыль в размере одного миллиона евро. В 2009 году впервые с момента своего основания компания выплатила дивиденды. По экспертным оценкам, срок окупаемости Евротоннеля может превысить 1000 лет [7].

Развитие ГЧП в странах мира проходило определенные этапы, которые зависели от уровня институционального развития страны и готовности к овладению новыми управленческими знаниями и навыками.

Этапы развития государственно-частного партнерства представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Три этапа развития государственно-частного партнерства

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Принятие политических решений.

Проверка соответствия действующему законодательству.

Формирование портфеля проектов.

Разработка базовых концепций.

Применение опыта взаимодействия государства с другими секторами.

Проведение реформы законодательства.

Публикация стратегических руководящих принципов.

Создание специализированных структур, занимающихся проблемами ГЧП.

Уточнение моделей ГЧП.

Стимулирование развития и привлечение новых источников финансирования.


Создание полной, комплексной системы управления ГЧП.

Устранены юридические барьеры.

Уточнение и воспроизведение моделей ГЧП.

Модели ГЧП усовершенствованы и размножены.

Наблюдается поток заключаемых контрактов ГЧП. Достигнут долгосрочный политический консенсус.

Расширяется спектр инвесторов в инфраструктуру, включая пенсионные, страховые и иные частные фонды.

Достигнут высокий уровень знаний и навыков у государственных служащих, способных применять опыт ГЧП.

Источник: Антонова К.А. Государственно-частное партнерство как фактор социально-экономического развития России. Дисс., канд. экон. наук. М., 2012. – с.34-35.

Одной из целей нижеприведенной диаграммы является демонстрация того, как страны движутся вверх по кривой развития. На диаграмме отражено, что сегодня большинство государств находятся на ранних этапах развития ГЧП, при которых применение этого механизма не является частым и всеобщим. Движение вверх по кривой происходит не автоматически – приходится преодолевать много барьеров: необходимо развитие институтов, процессов и процедур.

Этапы развития рынка государственно-частного партнерства в мире представлены на рисунке 1.c:\users\танчулпан\desktop\1.png

Источник:     Deloitte and Touche USA LLP [8, стр.32]
Рисунок 1 – Этапы развитие рынка ГЧП в мире
Согласно данным рисунка 2, в Европе от момента появления интереса к механизмам ГЧП до создания комплексной системы управления с устранением юридических барьеров проходит не менее семи лет.
Источник:     Deloitte and Touche USA LLP [8, стр.32]c:\users\танчулпан\desktop\2.png
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» iconРеферату по дисциплине «История и философия науки»
Успешное выполнение реферата по курсу «История и философия науки» является необходимым условием для допуска к экзамену кандидатского...

Реферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» iconКнига для чтения по программе кандидатского минимума «История и философия...
Учебное пособие предназначено аспирантам и соискателям высших образовательных и научных учреждений, обучающихся по специальности...

Реферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» iconВопросы к экзамену по программе кандидатского минимума по курсу «История и философия науки»
Философия науки как специальная область философского исследования. Основные проблемы и направления ее развития

Реферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма дисциплины «История и философия науки» экзамена кандидатского...
А. Н. Чумаков, Н. М. Кишлакова, Т. М. Махаматов, М. М. Скибицкий — М.: Финансовый университет при Правительстве рф, кафедра «Философия»....

Реферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История педагогики

Реферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» iconРеферат по разделу «история экономической науки» это самостоятельная...
Учебный курс по истории экономических учений представляет собой первый раздел общего курса «История и философия науки», предназначенного...

Реферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...

Реферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» iconВопросы к экзамену кандидатского минимума «История и философия науки»
Понятие науки. Наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры

Реферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской...

Реферат для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную