Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской федерации (для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,






НазваниеМетодические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской федерации (для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
страница1/4
Дата публикации08.07.2015
Размер0.57 Mb.
ТипМетодические рекомендации
e.120-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4


Методические рекомендации

по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской федерации
(для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования)

В декабре 2013 г. исполняется 20 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.1 14 февраля 2013 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением главы государства образован организационный комитет по подготовке и проведению празднования 20-летия принятия Конституции Российской Федерации и утверждён его состав.2

Конституция Российской Федерации является Основным Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство.

Основной Закон Российской Федерации утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, идеологические, политические и юридические особенности нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как связь человека со своей страной, большой и малой родиной.

В Посланиях к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин подчёркивал важнейшую роль Конституции Российской Федерации в становлении демократии и правового государства, в избавлении от правового нигилизма и укреплении конституционной законности, в реализации прав и свобод граждан, в обеспечении социальных гарантий, в расширении экономической и предпринимательской свободы как основы для процветания общества в целом и каждого человека.

С учётом этого и в целях формирования правовой культуры как части гражданского воспитания личности предлагается уделить больше внимания изучению основных положений Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

К основным задачам, которые должны решаться при изучении текста Конституции Российской Федерации, предполагается отнести следующие:

  • подготовка обучающихся к восприятию ключевых положений Конституции Российской Федерации как документа, определяющего основы конституционного строя современной России;

  • знакомство с историей, основными этапами развития конституционного строя России;

  • история создания Конституции Российской Федерации (1993 г.);

  • знакомство обучающихся с содержанием и структурой Конституции Российской Федерации;

  • воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции Российской Федерации (особое внимание следует уделить изучению первой и второй глав Конституции Российской Федерации - «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина»);

  • формирование уважения к заложенным в Конституции Российской Федерации базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.

Содержание Конституции Российской Федерации является сложным для восприятия обучающимися. В связи с этим необходима специальная подготовительная работа педагогов, направленная на разработку методических сценариев учебных занятий по изучению текста Конституции Российской Федерации с учётом возрастных особенностей обучающихся, их социального опыта, региональных особенностей субъекта Российской Федерации, в котором находится общеобразовательное учреждение (организация), его специфики.

Понимание роли и места Конституции Российской Федерации в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой ее истории. Таким образом, при изучении Конституции Российской Федерации учителям рекомендуется обратить внимание на следующие ключевые вопросы содержания этого документа, которые необходимы для понимания значимости Конституции Российской Федерации как Основного Закона страны:

  • основы конституционного строя Российской Федерации - России;

  • права и свободы человека и гражданина;

  • федеративное устройство государства;

  • высшие органы государственной власти Российской Федерации: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации, Правительство Российской Федерации;

  • судебная власть;

  • органы местного самоуправления.

Понимая особую значимость для подрастающего поколения знаний о Конституции Российской Федерации, на Всероссийском съезде учителей права и обществознания, который состоялся в мае 2013 года в Санкт-Петербурге, прозвучала инициатива об организации и проведении в образовательных учреждениях страны 2 сентября 2013 года Всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации (далее - Всероссийский урок). Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.

Главная задача Всероссийского урока: помочь учащимся понять, что такое Конституция Российской Федерации и какова её роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина, содействовать формированию у школьников активной жизненной позиции.

Общий план проведения Всероссийского урока должен предусматривать:

  • Видеоролик с участием первых лиц государства: выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина, председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателя Государственной Думы Российской Федераций С.Е. Нарышкина, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина;

  • вступительное слово учителя школы;

  • краткое вступительное слово гостя, участвующего во Всероссийском уроке;

  • рассмотрение и обсуждение содержательных материалов по теме Всероссийского урока;

  • подведение итогов Всероссийского урока;

  • заключительное слово учителя об итогах Всероссийского урока, о вопросах, вызвавших наибольший интерес.

По решению образовательного учреждения Всероссийский урок может проводиться в одной из следующих форм (возможно сочетание перечисленных форм).

Лекция. Предусматривает изложение необходимого материала и ответы на вопросы. Конкретизация тематики лекции в рамках рекомендованных для обсуждения вопросов устанавливается каждой школой самостоятельно.

Урок - встреча, которая предполагает встречу с представителями различных ветвей власти, юристами, людьми, добившимися успехов в различных сферах жизни.

Экскурсия. Одна из форм организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно Изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях.

Пресс-конференция. Для проведения урока в этой форме в школе должен быть предварительно проведен конкурс на лучший вопрос депутату, участвующему в открытом уроке. Те вопросы, которые были сочтены лучшими, задаются на уроке депутату, который, в свою очередь, определяет по окончании урока автора лучшего вопроса.

Дискуссия, которая предполагает активный обмен мнениями между участниками, рассмотрение проблемы с разных позиций, многостороннюю коммуникацию, поиск новых решений, мнений, способов деятельности и оценку предложений и т.д.

Закончиться урок должен объявлением о старте Всероссийского конкурса среди школьников на лучшее знание Конституции Российской Федерации.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность,- М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1997. то же. 2-е изд. М.: Изд-во РЮИД: Сашко, 2000.

  2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.-М.: Инфра-М, 1996.

  3. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие.- М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд. группа Инфра-м - норма, 1997.

  4. Государственные символы Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. Учебное пособие для основной школы/Авт. Е.В. Пчелов. М.: Русское слово. 2002.

  5. Герб, гимн, флаг моего Отечества. Плакат. М.: Просвещение. 2002.

  6. Государственная символика России. Методические рекомендации для всех классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. С.И. Козленко. М.: МИОО. 2002.

  7. Государственные символы России. Учебное пособие для основной школы/Авт. В.А. Клоков, В.В. Кружалов. М.: Новый учебник. 2002.

  8. Информационно-справочные материалы, предоставленные Государственной Думой.

  9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева.-М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

  10. Конституция Российской Федерации.

  11. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания. Издательство: Инфра. - М., 2007.

  12. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах. Изд. 2-е, перераб., доп. - М., 2004.

  13. Моя Родина - Россия. Учебное пособие для основной школы/Авт. кол. Института военной истории Минобороны России. М.: Триада-Ф. 2002

  14. Российская государственная символика/Авт. Н.А. Соболева. М.: Владос. 2002.

  15. Символы российской государственности: история и современность. Методические рекомендации для учителей средней (полной) школы/Авт. В.К. Романовский. М.: Русское слово. 2002.

  16. Смоленский М.Б. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников. Изд. 4-5-е, перераб., доп. - Р-н-Д.: Феникс, 2008,2012.

Методические рекомендации

по проведению Всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации
(для учителей)

В декабре 2013 г. исполняется 20 лет Конституции Российской Федерации. 14 февраля 2013 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением главы государства был образован организационный комитет по подготовке и проведению празднования 20-летия принятия Конституции Российской Федерации и утверждён его состав.

Конституция Российской Федерации является Основным Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство.

Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но й как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - важнейшая обязанность государства.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, политические и юридические особенности устройства нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как связь человека со своей страной, большой и малой родиной.

В Посланиях к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин подчёркивал важнейшую роль Конституции Российской Федерации в становлении демократии и правового государства, в избавлении от правового нигилизма и укреплении конституционной законности, в реализации и расширении прав и свобод граждан, в обеспечении социальных гарантий как основы для процветания общества в целом и каждого человека в отдельности.

Понимая особую значимость для подрастающего поколения знаний о Конституции Российской Федерации, на Всероссийском съезде учителей права и обществознанйя, который состоялся в Мае 2013 года в Санкт-Петербурге, прозвучала инициатива об организации и проведении в образовательных учреждениях страны 2 сентября 2013 года Всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации (далее - Всероссийский урок).

Министерство образования и науки Российской Федерации поддержало данную инициативу.

Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.

Задачи Всероссийского урока:

  • формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;

развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;

  • развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;

  • способствовать формированию активной жизненной позиций школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;

  • формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.

Содержание Конституции Российской Федерации Является сложным для восприятия обучающимися. В связи с этим необходима специальная подготовительная работа педагогов, направленная на разработку методических сценариев учебных занятий по изучению текста Конституции Российской Федерации с учётом возрастных особенностей обучающихся, их социального опыта, региональных особенностей субъекта Российской Федерации, в котором находится общеобразовательное учреждение (организация), его специфики.

При изучении Конституции Российской Федерации преподавателям рекомендуется обратить внимание на следующие ключевые вопросы содержания этого документа, которые необходимы для понимания значимости Конституции как основного закона Российской Федерации:

  • основы конституционного строя Российской Федерации - России;

  • права и свободы человека и гражданина;

  • федеративное устройство государства;

-высшие органы государственной власти Российской Федераций: Президент Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации;

  • судебная власть;

  • органы местного самоуправления.

Формы организации Всероссийского урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они соответствовали возрасту обучающихся, способствовали формированию чувства гордости за страну и её главный Закон, за историю страны и ее выдающихся людей.

Актуальными для обучающихся будут следующие виды деятельности:

  • встречи с представителями различных ветвей власти, юристами, людьми, добившимися успехов в различных сферах жизни;

  • изучение истории российских конституций;

  • дискуссии;

  • «путешествия» по главам и статьям Конституции России;

  • конкурсы рисунков и плакатов «Конституция глазами детей»;

  • познавательные, ролевые игры и инсценировки на темы конституционных прав, свобод и обязанностей граждан России и т.д.

Всероссийский урок начинается видеороликом с участием первых лиц государства: выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина, председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателя Государственной Думы Российской Федераций С.Е. Нарышкина, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина.

После напутственных слов следует вступительное слово учителя.

Во вступительном слове учителя освещаются следующие моменты:

  • Конституция Российской Федерации — Основной Закон нашей жизни;

  • Конституция Российской Федерации имеет определённую структуру;

  • Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам нашего государства многочисленные права и свободы, прежде всего - право на образование;

  • быть гражданином Российской Федерации очень почётно;

-граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности.

Важно, чтобы выступление учителя опиралось на содержание конкретных школьных предметов, усвоенное обучающимися к моменту проведения единого урока, что в наибольшей степени позволит им понять смысл и значение определённых конституционных норм.

Далее слово предоставляется приглашённым гостям (судьи Конституционного Суда Российской Федерации, представители органов местного самоуправления и т.д.), которые на доступном для детей уровне говорят об Основном Законе страны. (5-7 мин).

Вариативная часть урока на разных ступенях обучения имеет свою специфику. На вариативную часть отводится 15-20 мин. учебного времени.



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской федерации (для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, iconУказ президента российской федерации о стратегии национальной безопасности...
В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,...

Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской федерации (для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, iconМетодика расчета оценки эффективности деятельности органов исполнительной...
Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. №1142 о мерах по реализации...

Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской федерации (для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, iconПротокол всероссийского селекторного совещания Федеральной службы...
Федеральной службы по труду и занятости, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные...

Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской федерации (для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, iconМетодические рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов...
Научно-исследовательский институт системного анализа счетной палаты российской федерации

Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской федерации (для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, iconПравительство российской федерации постановление
Правила предоставления субъектам Российской Федерации грантов в форме межбюджетных трансфертов в целях содействия достижению и (или)...

Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской федерации (для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, iconМетодика определения общего объема субвенций, предоставляемых из...
Российской Федерации и г. Байконура на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской...

Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской федерации (для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, iconО порядке подготовки ежегодного доклада губернатора
Российской Федерации от 3 ноября 2012 года n 1142 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012...

Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской федерации (для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, iconПеречень основных проблем, возникающих у органов исполнительной власти...

Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской федерации (для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, iconО министерстве экономического развития российской федерации
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов...

Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской федерации (для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, iconПлан основных мероприятий Года российского туризма в Китае в 2012...
Мероприятия, организуемые при участии федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную