Методические рекомендации по проведению Государственного (итогового междисциплинарного) экзамена Программа государственного экзамена






Скачать 256.23 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению Государственного (итогового междисциплинарного) экзамена Программа государственного экзамена
Дата публикации02.07.2015
Размер256.23 Kb.
ТипМетодические рекомендации
e.120-bal.ru > Право > Методические рекомендации

Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»
Экономический факультет
Кафедра экономики и управления

Программа и методические указания

по комплексному государственному экзамену

Для студентов всех форм обучения

Направление «080200.62 – Менеджмент»

Профиль «Финансовый менеджмент»


Стерлитамак 2014
УДК 65.01: 005 (073)

ББК 65.291.21р 30

П 78
Печатается по решению кафедры экономики и управления

экономического факультета

Стерлитамакского филиала ГОУ ВПО «БашГУ»

Протокол № 1 от 27.08.2014 г.

© Авторы-составители – кандидат экономических наук, доцент А.М. Акчурина, кандидат экономических наук, доцент Т.А. Опарина
Ответственный редактор – кандидат экономических наук, доцент Г.М. Ибрагимова (Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета)

Программа и методические указания по комплексному государственному экзамену для студентов всех форм обучения. Направление «080200.62 – Менеджмент». Профиль «Финансовый менеджмент» / Авт.-сост. А.М. Акчурина, Т.А. Опарина. – Стерлитамак: (Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета), 2014. – 25 с.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В работе содержится программа и методические указания к комплексному государственному экзамену, обучающихся по направлению «080200.62 – Менеджмент». Профиль «Финансовый менеджмент» и преподавателей кафедры экономики и управления.
© Авт. - сост. А.М. Акчурина, Т.А. Опарина, 2014

©Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………................................4

1.Цель и задачи итоговой государственной аттестации…………………………………………..........................7

2. Функции и структура государственных аттестационных комиссий…………………................................................................8

3.Методические рекомендации по проведению Государственного (итогового междисциплинарного) экзамена…………………………………………………………….9

4. Программа государственного экзамена…………………11




ВВЕДЕНИЕ
Государственный (итоговый междисциплинарный) экзамен (ИМЭ) является одним из видов аттестационных испытаний, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 года, №544.

Целями Государственного (итогового междисциплинарного) экзамена являются:

- диагностическая – проверка соответствия уровня и качества подготовки выпускника предъявляемым к нему квалификационным требованиям, а также требованиям к содержанию основных изученных дисциплин и общим требованиям государственного образовательного стандарта;

- прогностическая – выявление способностей выпускника к служебному росту, профессиональному совершенствованию, уточнение перспектив его использования по должностному предназначению;

- корректирующая – определение качества подготовки выпускника;

- учебная – закрепление у аттестуемых теоретических знаний и практических умений;

- воспитательная – формирование у выпускника морально – психологической готовности к преодолению трудностей начального периода профессиональной деятельности.

Положение о Государственном (итоговом междисциплинарном) экзамене и Методические рекомендации устанавливают основные требования к содержанию и порядку проведения экзамена и базируются на требованиях нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также методических разработок «СФ БашГУ»:

1. «Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации».

2. «Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению 080200.62 – «Менеджмент». Профиль «Финансовый менеджмент»».

В соответствии с ФГОС ВПО подготовки бакалавров по направлению 080200.62 «Менеджмент». Профиль «Финансовый менеджмент» на итоговом государственном экзамене выпускник должен показать освоение следующих компетенций:

  • знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК- 1);

  • знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими законами в профессиональной деятельности (ОК-2);

  • способность занимать активную гражданскую позицию (ОК - 3);

  • умение анализировать и оценивать исторические события и процессы (Ок-4);

  • владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК- 6);

  • умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК- 9);

  • стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

  • способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

  • понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

  • способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний и т.д. (ОК-19);

  • способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

организационно-управленческая деятельность

  • знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

  • способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

  • способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

  • способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

  • способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);

  • способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);

  • знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);

информационно-аналитическая деятельность

  • способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);

  • способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

  • пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);

  • умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

  • умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);

  • способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);

  • способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);

предпринимательская деятельность:

  • способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);

  • способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

Методические рекомендации разработаны и утверждены на заседании Совета экономического факультета и предназначены для студентов и профессорско-преподавательского состава ВУЗа.
1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Целью итоговой государственной аттестации является определение уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и степени его соответствия требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра по направлению 080200.62 – «Менеджмент». Профиль «Финансовый менеджмент» определяются требованиями ФГОС ВПО к профессиональной подготовленности бакалавра.

Учитывая требования ФГОС ВПО бакалавр менеджмента должен знать:

  • теоретические основы и закономерности управления предприятием, базовые принципы и методы менеджмента;

  • принципы, алгоритм принятия и реализации управленческих и экономических решений;

  • методы оценки социально-экономической эффективности управленческих решений предприятиях.

Бакалавр менеджмента должен уметь:

  • выявлять проблемы менеджмента при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и прогнозировать ожидаемые результаты;

  • систематизировать и обобщать информацию по вопросам профессиональной деятельности управленческих работников;

  • использовать основные методы организационно-управленческого анализа.



2. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ КОМИСИЙ
Итоговая государственная аттестация проводится государственной аттестационной комиссией (ГАК), которая состоит из:

1) государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) по приему итогового государственного междисциплинарного экзамена;

2) государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) по защите выпускных квалификационных работ бакалавра.

ГАК возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Председателем ГАК, как правило, утверждается лицо, не работающее в СФ БашГУ, из числа докторов экономических наук, профессоров, а при их отсутствии, крупных специалистов предприятий, организаций, учреждений, являющихся потребителями кадров данного профиля.

ГЭК, входящие в состав ГАК, формируются заведующим выпускающей кафедры из профессорско-преподавательского состава кафедры и лиц, приглашенных из сторонних организаций, и их состав утверждается на заседании кафедры. ГЭК по приему государственного междисциплинарного экзамена и защите ВКР бакалавров должна состоять не менее, чем из трех человек профессорско-преподавательского состава и технического секретаря.

Председатели экзаменационных комиссий по отдельным видам итоговых аттестационных испытаний являются заместителями председателя ГАК.

Работа ГАК проводится в сроки, предусмотренные учебными планами. График работы экзаменационных комиссий утверждается директором СФ БашГУ. ГАК действуют в течение одного календарного года.

Основные функции ГАК:

  • комплексная оценка уровня подготовки выпускника и соответствия его подготовки требованиям ГОС ВПО;

  • принятие решения о присвоении степени (квалификации) бакалавра по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома о высшем образовании;

  • разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки выпускников на основе результатов работы комиссий.


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО (ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО) ЭКЗАМЕНА
2.1.Прием Государственного (итогового междисциплинарного) экзамена по направлению 080200.62 – «Менеджмент». Профиль «Финансовый менеджмент» проводится публично на открытых заседаниях Государственной аттестационной комиссии (ГАК) с участием не менее двух третей ее состава.

Оценку студенту во всех случаях выставляет Государственная аттестационная комиссия.

2.2. Проведение экзамена организуется в соответствии с Графиком - календарем учебного процесса. Распределение студентов для сдачи происходит не позднее, чем за неделю до первого дня проведения экзамена. Студенты распределяются в группы по очередности и по дням работы ГЭК. Состав группы – не более 30 человек в день. При этом в аудитории одновременно могут находиться не более 10 студентов.

2.3. На экзамене студент выбирает билет с номером экзаменационного билета. После этого получает у секретаря ГЭК бланк билета с вопросами, 2 – 3 чистых листа бумаги, занимает указанное ему место в аудитории и приступает к подготовительной работе, на которую ему отводится не менее одного часа.

Закончив подготовку, аттестуемый, с разрешения председателя ГЭК, приступает к докладу.

Получив разрешение, он должен кратко, логично, последовательно изложить существо каждого из вопросов, содержащихся в экзаменационном билете.

Продолжительность доклада по каждому из вопросов – не более 5-7 минут.

После ответа на вопрос билета аттестуемый отвечает на дополнительные вопросы членов комиссии.

После ответов на дополнительные вопросы членов комиссии, аттестуемый, с разрешения председателя ГАК, сдает секретарю бланк экзаменационного билета, рабочие листы и убывает из аудитории.

После приема экзамена у всех студентов, назначенных на данный день, члены ГЭК обсуждают результаты сдачи, дают оценку каждому студенту и объявляют оценки аттестуемым.

Протоколы заседаний ГЭК после сдачи экзамена хранятся в деканате факультета.

2.4. Знания и умения выпускника оценивается по следующим критериям:

- уровень усвоения и полнота изложения вопросов билета;

- умение грамотно и логично доложить содержание вопроса, сделать правильные обобщения и выводы;

- умение самостоятельно прилагать теорию к практике, проиллюстрировать конкретными примерами сущность основных понятий и определений;

- качество ответов на дополнительные вопросы.

2.5. Результаты сдачи Государственного (итогового междисциплинарного) экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Результирующая оценка за экзамен указывается в Приложении к диплому.

2.6. В случае отказа студента ответить на вопросы билета (после ознакомления с их содержанием) председатель ГЭК может предложить студенту взять второй билет. При этом оценка за экзамен снижается на один балл.

При отказе студента ответить на вопросы второго билета ему выставляется неудовлетворительная оценка.

2.7. Протокол сдачи экзамена составляется в одном экземпляре на каждого студента и подписывается всеми членами ГЭК, присутствующими на экзамене.

2.9. При получении студентом неудовлетворительной оценки сдача экзамена может быть назначена повторно – как правило, не ранее, чем через год.

4. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Дисциплина «Финансовый менеджмент»
1.Финансовый менеджмент как система управления. Сущность, функции, цель и задачи финансового менеджмента. Субъекты и объекты финансового менеджмента.

2.Внутренние источники формирования собственных финансовых ресурсов. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников, формирование собственных финансовых ресурсов.

3.Заемный капитал предприятия. Политика привлечения заемных финансовых средств.
Формы привлечения заемных финансовых средств. Состав заемных средств по группам источников.
Источники внешних финансовых ресурсов.

4.Финансовое планирование и прогнозирование: понятие, сущность и особенности. Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования на предприятиях. Финансовый план как важнейшая составляющая бизнес – плана предприятия (организации). Основные расчеты, осуществляемые в процессе финансового планирования. Характеристика возможных разделов финансового плана и порядок расчета входящих в него основных статей.

5.Бюджетирование как инструмент финансового планирования предприятия. Понятие бюджетирования. Характеристика основных возможных бюджетов предприятия и порядок их разработки.

6.Финансовый риск предприятия. Понятие и значение финансового риска. Виды рисков. Политика управления финансовыми рисками.

7.Методы оценки возможных финансовых рисков. Метод корректировки нормы дисконта; метод достоверных эквивалентов (коэффициентов достоверности); анализ чувствительности критериев эффективности: чистого дисконтированного дохода (NPV), внутренней нормы доходности (IRR); метод сценариев; анализ вероятностных распределений потоков платежей; деревья решений; метод Монте-Карло (имитационное моделирование).

8.Система профилактики и минимизации финансовых рисков. Избежание финансовых рисков; диверсификацию; минимизацию финансовых рисков; лимитирование финансовых рисков. Внешнее и внутреннее страхование финансовых рисков.

9.Денежные потоки и методы их оценки. Постоянный аннуитет. Переменный аннуитет. Бессрочный аннуитет. Непрерывный аннуитет. Метод депозитной книжки.

10.Ликвидность и кредитоспособность предприятия. Оценка рентабельности, ликвидности и кредитоспособности организации.

11.Регулирование деятельности предприятия на основе анализа его финансового состояния. Этапы анализа финансового состояния предприятия.

12.Система финансового анализа. Горизонтальный, трендовый и вертикальный анализы предприятия.

13.Управление дебиторской задолженностью. Общий анализ величины дебиторской задолженности. Доля дебиторской задолженности в финансовом портфеле предприятия. Сегментация дебиторской задолженности по срокам. Сегментация дебиторской задолженности по размерам.

14.Управление денежными средствами. Контроль и регулирование денежных операций на предприятии. Модель Миллера-Орра.

15.Управление запасами. Сущность и методы управления запасами. Модели управления оптимальным объемом запасов.

16.Управление оборотными активами. Цели, принципы и задачи управления оборотными активами. Методы определения потребности предприятия в оборотных активах. Трендовый анализ динамики показателей эффективности использования оборотных активов предприятия.

17.Финансовая структура и цена капитала. Структура капитала предприятия. Цена капитала и методы ее оценки. Определение цены основных источников капитала.

18.Финансовые решения предприятия. Понятие и сущность финансовых решений, и обеспечение условий их реализации.

19.Финансовый лизинг. Сущность, классификация и характеристика основных видов.

20.Факторинг и его роль в источниках финансирования деятельности предприятия. Сущность, функции и виды факторинга.

21.Ликвидность предприятия. Сущность, виды и коэффициенты ликвидности.

22.Баланс предприятия. Активы и пассивы: понятие, сущность и особенности.

23.Дивидендная политика. Понятие, содержание и виды дивидендной политики. Ее значение в управлении финансами организации.

24.Текущая стоимость капитала. Понятие и виды стоимости капитала.

25.Финансовый леверидж. Сущность и составляющие финансового левериджа. Эффект финансового рычага.

Дисциплина «Теория менеджмента»


  1. Условия возникновения и этапы развития менеджмента.

Исторические предпосылки зарождения науки. Развитие взглядов на менеджмент. Школа научного управления. Классическая (административная) школа управления. Школа организационного поведения. Школа человеческих отношений. Школа науки управления (количественный подход).

  1. Подходы к управлению в развитии теории и практики управления.

Подход к управлению, основанный на выделении научных школ. Процессный подход в изучении менеджмента. Системный подход к организации в менеджменте. Ситуационные теории менеджмента.

28.Сущность, функции и задачи менеджмента.

Основные подходы к определению понятия «менеджмент». Определение субъекта и объекта управления на современном предприятии. Классификация и характеристика основных и специальных функций управления. Основные задачи управления.

29.Методы управления в менеджменте.

Сущность методов управления. Характеристика экономических, организационно-распорядительных и социально-психологических методов.

30.Организация как объект управления. Жизненный цикл организации и его фазы.

Понятие организации и этапы её развития (концепция жизненного цикла). Особенности организации как объекта управления. Факторы, влияющие на управление фирмой. Проблемы, стоящие перед организацией. Субъекты организаторской деятельности.

31.Внешняя и внутренняя среда организации.

Понятие, факторы и компоненты внешней и внутренней среды организации.

32.Миссия и цели в системе управления организацией.

Сущность и значение миссии в организации. Компоненты миссии. Определение и классификация целей. Иерархия целей.

33.Организация взаимодействия в управлении и полномочия. Понятие должности и ее разновидности. Понятие и виды должностных полномочий. Взаимосвязь полномочий и ответственность. Распределение и делегирование полномочий. Централизация и децентрализация.

34.Организационная структура управления предприятием.

Понятие «организационная структура управления». Основные виды традиционных и адаптивных организационных структур управления.

35.Сущность и характеристика функции планирования.

Понятие планирования, его необходимость в организации. Типы и виды планирования. Методы планирования. Бизнес-план.

36.Мотивация персонала с позиции содержательных теорий.

Мотивы и стимулы. Сущность и характеристика функции мотивация. Теории Маслоу, Мак-Клелланда, Герцберга и использование в практике управления организацией.

37.Мотивация персонала с позиции процессуальных теорий.

Мотивы и стимулы. Сущность и характеристика функции мотивация. Теории ожидания, справедливости, Портера-Лоулера и использование в практике управления организацией.

38.Сущность и характеристика функции контроля. Сущность задачи и функции контроля. Виды контроля. Процесс контроля.

39.Основы управления персоналом.

Понятие, характеристика и структура персонала организации. Группы должностей в организации. Сущность и функции кадрового менеджмента.

40.Организационная культура и ее влияние на эффективность организации.

Организационная культура на современном предприятии. Факторы влияющие на организационную культуру. Типы организационной культуры.

41.Принятие управленческих решений в организации.

Понятие, общие принципы и виды управленческих решений. Модели принятия управленческих решений.

42.Стили управления в менеджменте.

Понятие стиль руководства и факторы его определяющие, особенности и виды.

43.Власть и способы её реализации. Формы власти и способы влияния. Лидерство.

Власть и личное влияние, как инструменты лидерства. Характеристика основных типов власти. Теории лидерского поведения: три стиля руководства.

44.Модели менеджмента.

Разнообразие моделей менеджмента. Особенности американской модели управления. Японская модель управления. Теория «X», «Y», «Z». Европейский менеджмент.

45.Конфликт и его типы.

Природа конфликта в организации и его типы. Методы разрешения конфликта.
Дисциплина «Маркетинг»
46.Современная концепция маркетинга.

Понятие и особенности развития маркетинга. Функции маркетинга и содержание маркетинговой работы. Основные виды маркетинга.

47.Маркетинговые исследования.

Изучение рынка, мотиваций потребителя. Сегментация рынка и ее основные критерии. Методы маркетинговых исследований. Процесс маркетинговых исследований.

48.Комплекс маркетинга.

Понятие комплекса маркетинга. Товарная политика предприятия. Классификация товаров. Потребительские предпочтения. Понятие и виды товарных знаков. Структурные блоки бренда.

49.Ценовая политика предприятия.

Цели ценовой политики. Определение уровня цен. Факторы, влияющие на цены. Виды ценовой стратегии.

50.Коммуникационная политика предприятия.

Реклама и ее роль в коммуникационной политике. Виды рекламы. Каналы распространения рекламы. Планирование рекламной кампании. Связи с общественностью (PR). Персональные продажи. Стимулирование сбыта.
Дисциплина «Стратегический менеджмент»
51.Необходимость, сущность и содержание стратегического менеджмента. Понятия «стратегия», «стратегическое управление», «стратегическое планирование». Эволюция практики стратегического управления. Сущность стратегического менеджмента. Видение фирмы. Понятие миссии фирмы. Цели организации.

52.Стратегический анализ внешней среды. Понятие внешней среды организации. Анализ факторов внешней среды. PEST-анализ. Метод «5» на «5». Методология и методика SWOT-анализа.

53.Стратегический анализ внутренней среды. Понятие внутренней среды организации. Факторы внутренней среды фирмы и их оценка. Анализ цепочки создания ценности. Матрица BCG. Матрица General Electric (GЕ) - Mac-Kinsey.

54.Стратегии развития бизнеса.

Подходы к выработке стратегии. Типы стратегий, их классификация. Стратегии концентрированного роста. Стратегии интегрированного роста. Стратегии диверсифицированного роста. Стратегии сокращения.

55.Стратегии конкуренции и диверсификации.

Структура и масштабы конкуренции. Концепция стратегических групп. Стратегии конкуренции. Цели и мотивы диверсификации. Виды диверсификации.
Дисциплина «Разработка управленческих решений»
56.Качество и эффективность управленческих решений.

Понятие качества управленческого решения. Факторы, влияющие на качество управленческих решений. Методы оценок экономической эффективности управленческих решений.

57.Коллективные решения. Понятие группы. Факторы, влияющие на увеличение числа групповых решений. Системы голосования.
Дисциплина «Инновационный менеджмент»
58.Основные понятия инновационного менеджмента.

Новация. Понятие и содержание инновации. Классификации инноваций. Функции инноваций. Понятие инновационного менеджмента. Субъект и объект управления в инновационном менеджменте.

59.Структура инновационного процесса.

Сущность инновационного процесса. Формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный. Методы поиска идей инновации: метод проб и ошибок; контрольных вопросов; мозговой штурм; морфологический анализ фокальных объектов.

60.Организация инновационной деятельности.

Формы инновационного менеджмента. Крупный бизнес в инновационной сфере. Преимущества мелких и средних предприятий в области нововведений.

61.Типы инновационного поведения фирм.

Понятие инновационных стратегий. Типы инновационных стратегий в зависимости от научно-технической политики: наступательная, оборонительная, имитационная. Типы инновационного поведения фирм в зависимости от их целей: виоленты, коммутанты, патиенты, эксплеренты.

Дисциплина «Производственный менеджмент»
62.Цели, задачи и функции производственного менеджмента.

Понятие и место производственного менеджмента в системе управления предприятием. Цели, задачи и функции производственного менеджмента. Производство как объект изучения производственного менеджмента.

63.Производственный процесс на предприятии.

Понятие и виды производственного процесса. Формы и методы организации производства.

64.Производственная программа.

Основные разделы и технико-экономические показатели производственной программы. Валовая, товарная, реализованная продукция: содержание и порядок исчисления.

65.Основы управление качеством.

Понятие качества. Становление и развитие менеджмента качества. Методы управления качеством. Совершенствование системного управления качеством.

66.Типы производства.

Понятие и показатели типа производства. Особенности массового производства. Особенности серийного производства. Характеристика единичного и опытного производства.
Дисциплина «Экономика организаций»
67.Основные производственные фонды, эффективность их использования.

Понятие основных производственных фондов, их состав и структура. Классификация основных производственных фондов. Виды стоимостных оценок основных средств, их износ. Амортизация основных производственных фондов. Показатели эффективности использования основных производственных фондов: общие, частные, движения и состояния.

68.Оборотные средства и источники их формирования на предприятии.

Понятие, состав и структура оборотных средств предприятия. Источники формирования оборотных средств предприятия. Нормирование оборотных средств. Понятие норм и нормативов. Показатели оборачиваемости оборотных средств.

69.Персонал организации и производительность труда.

Понятие, состав и структура кадров предприятия. Показатели, характеризующие движение кадров предприятия. Понятие производительности труда. Методы определения производительности труда. Пути повышения производительности труда.

70.Себестоимость продукции. Действующая классификация затрат по признакам.

Понятие себестоимости продукции. Состав затрат. Классификация затрат по различным признакам. Классификация по элементам затрат. Классификация по статьям калькуляции. Калькулирование себестоимости продукции. Пути снижения себестоимости продукции.

71.Прибыль предприятия и основные пути её увеличения.

Понятие прибыли предприятия. Виды прибыли, порядок её расчета. Порядок формирования и использования прибыли. Показатели рентабельности. Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия.

72.Основные формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях.

Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы оплаты труда. Элементы тарифной системы оплаты труда.

73.Показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Понятие производственной мощности предприятия. Порядок расчета производственной мощности. Производственная программа предприятия. Товарная, валовая, реализованная продукция. Понятие цены продукции, виды цен. Экономическая эффективность производства. Экономический эффект. Коэффициенты эффективности. Обощающие и частные показатели эффективности.

Дисциплина «Управление изменениями»
74.Управление изменениями в организации.

Понятие, цель, задачи управления изменениями. Причины организационных изменений. Концепция организационного развития.

75.Основные модели организационных изменений.

Характеристика моделей К. Левина, Л. Грейнера, Р. Бекхарда.

Рекомендуемая литература


  1. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2010. – 264 с.

  2. Акчурина А.М., Ибрагимова Г.М., Мурзагалина Г.М. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ: Учебное пособие для студентов всех форм обучения по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. – 176 с.

  3. Александрова А.В. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 320 с.

  4. Баринов В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 285 с.

  5. Балдин К.В. Управленческие решения: Учебник для вузов. – М.: Дашков и К., 2012. – 495 с.

  6. Батурин В.К. Общая теория управления: Учебное пособие для вузов. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://www.knigafund.ru.

  7. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Учеб. курс. — 2-е изд., перераб. и доп. — К.: Эльга, Ника-Центр, 2007. — 521 с.

  8. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – М: Дашков и К, 2012. – 456 с.

  9. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. - М: Дашков и К, 2009., - 652 с.

  10. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Финпресс, 2008. – 703 с.

  11. Гончаров В.И. Менеджмент: Учебное пособие/ В.И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2010. – 635 с.

  12. Зайков В.П. Финансовый менеджмент: теория, стратегия, организация: Учебное пособие. – М.: Вузовская книга, 2012. – 340 с.

  13. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Стратегический менеджмент. Системный подход.- Генезис, 2011.- 848 с.

  14. Ильин В. В. Финансовый менеджмент. Учебник. – М.: Омега-Л, 2011. - 560 с.

  15. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. – М.:Евразийский открытый институт, 2009. – 192 с.

  16. Ильин В.В. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: Омега-Л, 2011. – 560 с.

  17. Инновационный тип развития экономики: Учебник / РАГС ; под общ. peд. А. Н. Фоломьева. - 2-е изд., доп. и перераб.. - М. : Изд-во РАГС, 2008. – 711 с.

  18. Кужева С.Н. Производственный менеджмент: Учебное пособие. – Омск: Изд. ОМГУ, 2011. http://www.knigafund.ru.

  19. Кужева С.Н. Организация и планирование производства: Учебное пособие. – Омск: Изд. ОМГУ, 2011. http://www.knigafund.ru.

  20. Тертышник, М. И. Экономика предприятия: производственное пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 457 с.

  21. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник –8-е испр. и доп. Изд.: Дело. - М., 2010.- 448 с.

  22. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник –8-е испр. и доп. Изд.: Дело. - М., 2010.- 448 с.

  23. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник –8-е испр. и доп. Изд.: Дело. - М., 2010.- 448 с.

  24. Финансовый менеджмент. Теория и практика: учебник / Е. C. Стоянова и др. – М.: Перспектива, 2009. – 655 с.

Интернет ресурсы

  1. Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Офиц. http://base.consultant.ru

  2. www.minfin.ru – Официальный сайт. Министерства финансов РФ

  3. www.finman.ru – Финансовый менеджмент, журнал

  4. www.cfin.ru – Корпоративный менеджмент

  5. www.gaap.ru – Теория и практика финансового и управленческого учета

  6. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ

  7. www.cbr.ru – Центральный Банк РФ

  8. www.finansy.ru – Финансы

  9. www.fd.ru – Финансовый директор, журнал

  10. www.rbc.ru – РосБизнесКонсалтинг

  11. www.raexpert.ru – Эксперт РА, рейтинговое агентство


Учебно-методическое издание

Программа и методические указания

по комплексному государственному экзамену

Для студентов всех форм обучения

Направление «080200.62 – Менеджмент»

Профиль «Финансовый менеджмент»
Авторы - составители – кандидат экономических наук, доцент Алсу Мунировна Акчурина, кандидат экономических наук, доцент Татьяна Александровна Опарина (Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета)
Ответственный редактор – кандидат экономических наук, доцент Гульнара Мунировна Ибрагимова (Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета)

Подписано в набор Подписано в печать

Подписано в свет Формат

Гарнитура Бумага офсетная.

Уч.-изд. л. Усл.-печ. л.

Печать офсетная. Цена договорная.

Тираж 100 экз. Заказ №
Редакционно-издательский отдел Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета: 453103, Стерлитамак, пр. Ленина, 49.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению Государственного (итогового междисциплинарного) экзамена Программа государственного экзамена iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для подготовки студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 «Менеджмент», к сдаче итогового междисциплинарного...

Методические рекомендации по проведению Государственного (итогового междисциплинарного) экзамена Программа государственного экзамена iconМетодические указания определяют основные требования и правила подготовки...
Методические указания предназначены для подготовки студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, к сдаче...

Методические рекомендации по проведению Государственного (итогового междисциплинарного) экзамена Программа государственного экзамена iconМетодические рекомендации по проведению Государственного (итогового...
Авторы-составители – кандидат экономических наук, доцент А. М. Акчурина, кандидат экономических наук, доцент Т. А. Опарина

Методические рекомендации по проведению Государственного (итогового междисциплинарного) экзамена Программа государственного экзамена iconМетодические рекомендации по проведению Государственного (итогового...
Авторы-составители –кандидат экономических наук, доцент А. М. Акчурина, кандидат социологических наук, доцент А. Ю. Васильев, кандидат...

Методические рекомендации по проведению Государственного (итогового междисциплинарного) экзамена Программа государственного экзамена iconПрограмм а итогового государственного междисциплинарного экзамена по специализации
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по специализации

Методические рекомендации по проведению Государственного (итогового междисциплинарного) экзамена Программа государственного экзамена iconПрограмма междисциплинарного государственного экзамена и методические...
Программа предназначена для подготовки и проведения комплексного государственного экзамена по направлению бакалаврской подготовки...

Методические рекомендации по проведению Государственного (итогового междисциплинарного) экзамена Программа государственного экзамена iconПрограмма междисциплинарного государственного экзамена и методические...
Программа предназначена для подготовки и проведения комплексного государственного экзамена по направлению бакалаврской подготовки...

Методические рекомендации по проведению Государственного (итогового междисциплинарного) экзамена Программа государственного экзамена iconПрограмма государственного квалификационного экзамена включает: рекомендации...
Примеры заданий для определения уровня сформированности умений и навыков по видам профессиональной деятельности 29

Методические рекомендации по проведению Государственного (итогового междисциплинарного) экзамена Программа государственного экзамена iconПрограмма итогового государственного экзамена по направлению 030501. 65 «Юриспруденция»
Настоящая программа рассчитана на подготовку студентов к сдаче итогового государственного экзамена по теории государства и права

Методические рекомендации по проведению Государственного (итогового междисциплинарного) экзамена Программа государственного экзамена iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
«Программа государственного экзамена по направлению 080200. 68 «Менеджмент». Часть Общепрофессиональная. Квалификация (степень) магистр,...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную