Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 2020 годы Паспорт Программы






НазваниеГосударственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 2020 годы Паспорт Программы
страница1/7
Дата публикации29.06.2015
Размер0.85 Mb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
 

  УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента

Республики Казахстан

от 7 декабря 2010 года

№ 1118

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

развития образования Республики Казахстан

на 2011 – 2020 годы

1. Паспорт Программы

Наименование Программы

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы

 

 

Основание для разработки

Указ Президента Республики Казахстан                                   от 1 февраля 2010 г. № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»;

Указ Президента Республики Казахстан                                  от 19 марта 2010 г. № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ»

Разработчик Программы

Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

 

Цель

Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики

 

Программные цели

совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа                     к образовательным услугам;

повышение престижа профессии педагога;

формирование государственно-общественной системы управления образованием;

обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;

обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе;

формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Переход на 12-летнюю модель обучения;

модернизация системы технического и профессионального образования (далее – ТиПО)                   в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство;

достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования;

обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни;

формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств

Задачи

разработка новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение доступности качественного образования;

обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами;

усиление государственной поддержки и стимулирование труда педагогических работников;

совершенствование менеджмента в образовании, в том числе  внедрение принципов корпоративного управления,

формирование системы государственно-частного партнерства в образовании (далее – ГЧП);

совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе создание национальной образовательной статистики с учетом международных требований;

создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса;

увеличение сети дошкольных организаций;

обновление содержания дошкольного воспитания и обучения;

обеспечение кадрами организаций дошкольного воспитания и обучения;

осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования;

решение проблемы малокомплектных школ (далее – МКШ);

совершенствование системы инклюзивного образования в школе;

обновление структуры содержания  ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики;

развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики;

повышение престижа обучения в ТиПО;

обеспечение  кадрами  с высшим и послевузовским образованием, соответствующими  потребностям индустриально-инновационного  развития страны;

обеспечение интеграции  в европейскую зону высшего образования;

обеспечение интеграции образования, науки                              и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий. Подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров;

создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех;

реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизма раскрытия потенциала молодежи

Сроки реализации (этапы)

2011 –  2020 годы

Программа будет реализована в два этапа:

первый этап: 2011 – 2015 годы

второй этап: 2016 –  2020 годы

Целевые индикаторы

во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрен механизм подушевого финансирования;

доля высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории,               от общего количества педагогов –  52%;

в 60% организаций образования созданы попечительские советы;

100% руководителей организаций образования прошли повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента;

в 90% организаций среднего образования используется система электронного обучения;

100%  детей в возрасте с 3 до 6 лет обеспечены дошкольным воспитанием и обучением;

осуществлен полный переход на 12-летнюю модель обучения;

количество школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы»  во всех регионах Казахстана – 20;

доля учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам – 70%;

результаты учащихся казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях: международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) – 40–45 место,  оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS) – 10–12 место,  международное исследование «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS) – 10–15 место;

доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества – 70%;

доля выпускников ТиПО, прошедших независимую оценку квалификации  в сообществе работодателей с первого раза, от общего числа принявших участие – 80%;

доля занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по государственному заказу (далее – госзаказ) – 80%;

доля колледжей, прошедших процедуру национальной институциональной аккредитации – 30%;

доля выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации  в сообществе работодателей               с первого раза, от общего количества принявших участие – 80%;

80% выпускников вузов, обучившихся по госзаказу, трудоустроены по специальности в первый год после окончания вуза;

количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге лучших мировых университетов – 2;

доля вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам – 65%;

доля вузов, прошедших независимую национальную специализированную аккредитацию по международным стандартам – 30%;

доля вузов, осуществляющих инновационную деятельность путем интеграции образования и науки на основе внедрения результатов отечественных научных исследований в производство – 5%;

доля профессорско-преподавательского состава и научных работников, имеющих публикации в научных журналах с импакт-фактором в течение последних 5 лет – 5%;

внедрены различные формы и типы образования для всех возрастов;

55% молодежи будет принимать активное участие                 в реализации мероприятий в сфере молодежной политики и патриотического воспитания от общей численности молодежи

Источники и объемы финансирования

Объем финансирования первого этапа Программы из республиканского бюджета составляет                                      461,1 млрд. тенге. Финансирование из местного бюджета будет осуществляться в пределах средств, выделяемых ежегодно из соответствующих местных бюджетов на развитие системы образования.

2. Введение

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2030». Общей целью  образовательных реформ                      в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической  среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача     о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль                           в достижении этой цели.

Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества.

Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют в образование, навыки и способности населения. Образование  необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды.

Существует множество доказательств, связывающих образование                     и экономический рост:

обзор международных исследований в макро- и микроэкономике свидетельствует о том, что существует тесная связь между образованием, доходом и производительностью. При этом, отмечается большая отдача при инвестициях на более раннем этапе обучения;

исследования подтверждают важное значение инвестиций в развитие образования.

Помимо экономических выгод образование создает другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала – общества                       с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью               и интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества.

Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан – образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.

Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная  программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы (далее – Программа), обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.

Программа как организационная основа государственной политики                  в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании  и  технологиях  образования  и  воспитания,  системе  управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности                 и финансово-экономических механизмах.

3. Анализ текущей ситуации

В Республике Казахстан прогрессивное развитие и модернизация образования являются возможными благодаря пониманию руководством страны необходимости и важности развития человеческого капитала                          и всесторонней поддержке при инициировании и проведении реформ в сфере образования.

С 2005 года были приняты Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования                        в Республике Казахстан на 2008 – 2012 годы, Программа «Дети Казахстана»               на 2007 – 2011 годы, Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием «Балапан» на 2010 – 2014 годы.

Существенным вкладом в развитие человеческого капитала страны стала реализация  международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира.

Казахстан в настоящее время является участником основных международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка. Это Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международная Декларация экономических, социальных и культурных прав человека, Лиссабонская Конвенция о признании квалификации, относящихся       к высшему образованию в Европейском регионе, Болонская декларация и другие.

Развитие человеческих ресурсов определено в качестве одного                          из приоритетов Стратегического плана развития страны до 2020 года.

Есть реально достижимые цели качественного развития человеческого капитала посредством инвестиций в образование.

В результате реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы по состоянию                      на 1 июля 2010 года все уровни образования институционально обеспечены сетью  соответствующих  организаций.  Структура  образования    приведена       в соответствие с Международной стандартной классификацией образования. Создаются условия для введения 12-летней модели обучения. Реструктурировано техническое и профессиональное образование. Введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр – магистр – доктор Ph.D.                  Утвержден Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан, содержащий укрупненные группы специальностей.

Создана Национальная система оценки качества образования, включающая в себя элементы независимого внешнего оценивания (лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг, единое национальное тестирование (далее – ЕНТ), промежуточный государственный контроль (далее – ПГК), комплексное тестирование абитуриентов и другие).

Начато внедрение областных систем оценки качества образования                  во всех регионах республики.

Укрепляется  материальная база организаций образования.

Только в 2009 году осуществлена поставка в школы 640 кабинетов биологии, 536 лингафонных мультимедийных кабинетов (далее – ЛМК),                 10 кабинетов физики, 78 кабинетов химии, доукомплектование 721 школы интерактивными досками. В настоящее время в 3450 школах имеются лингафонные мультимедийные кабинеты, по сравнению с 2005 годом                       их количество увеличилось на 2661.

Повышается качество образования.

Развивается инклюзивное образование.

Решаются вопросы бесплатного горячего питания и подвоза учащихся средней школы.

Государственный образовательный заказ на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием увеличился с 25 710 в 2005 году до 35 425 – в 2010.

Ведется работа по развитию информатизации образования. В настоящее время на один компьютер приходится 18 учащихся. В 2005 году данный показатель составлял 41, в том числе 36 – в сельской местности.

К сети Интернет подключено 98% школ, сельских – 97%                               (в 2005 году – 75% и 70% соответственно). К широкополосному Интернету имеют доступ 34% школ.

Казахстанские школьники приняли участие в международном сопоставительном исследовании TIMSS ­– 2007 и заняли 5-ое место по математике и 11-ое по естествознанию среди  учащихся 4-х классов 36 стран.

В настоящее время в Казахстане уделяется огромное внимание развитию государственного языка. В центральных и местных исполнительных органах,  при вузах в регионах республики созданы центры обучения казахскому языку, введены обязательные обучающие курсы, делопроизводство на казахском языке, уровневое обучение государственному языку в основной и средней общеобразовательной школе.

Создана сеть специализированных школ для одаренных детей с обучением на трех языках. В настоящее время  в республике функционируют 33 школы                   с обучением на трех языках.

Созданы  6  Назарбаев Интеллектуальных школ.

В национальной высшей школе приняты меры по достижению мирового  уровня образования: Казахстан вошел в Европейское образовательное пространство, присоединился к Болонской Декларации,  в городе Астане создано  престижное высшее учебное заведение мирового уровня – «Назарбаев Университет».

Расширена академическая свобода вузов в определении содержания учебных программ: увеличен компонент по выбору - в бакалавриате с 40%               до 50%, магистратуре - с 50% до 60% и в докторантуре - с 70% до 80%.

Растет количество студентов, желающих получить качественное высшее образование. За рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев. Около                       3000 стипендиатов международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» обучаются в 27 странах мира.

Предпринимаются меры по созданию условий для повышения привлекательности высшего образования для иностранцев.  В вузах республики обучаются  свыше 10 тысяч иностранных граждан.

Вместе с тем, качество казахстанского образования пока остается малоконкурентным.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 2020 годы Паспорт Программы iconГосударственная программа развития образования Республики Казахстан...
Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 2020 годы Паспорт Программы iconГосударственная программа формирования и развития национальной информационной...
В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Казахстан и в целях реализации долгосрочного приоритета "Инфраструктура" Стратегии...

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 2020 годы Паспорт Программы iconПаспорт программы Наименование программы Комплексная программа социально-экономического...
Комплексная программа социально-экономического развития муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан на 2011...

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 2020 годы Паспорт Программы iconКомплексная инвестиционная программа социально экономического развития...
Паспорт Комплексной инвестиционной программы социально-экономического развития городского округа город Салават Республики Башкортостан...

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 2020 годы Паспорт Программы iconУказ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922...
Утвердить Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года (далее Стратегический план)

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 2020 годы Паспорт Программы iconДоклад «Стратегии развития крупных городов. Инвестиционные строительные программы»
Республики Казахстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года и Концепции перехода...

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 2020 годы Паспорт Программы iconПрограмма социально-экономического развития муниципального образования...
Протокол совещания при Министерстве экономики рб «Актуализация программ социально-экономического развития муниципальных образований...

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 2020 годы Паспорт Программы iconПрограммы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2015-2020 годы
Российской Федерации на период до 2020 года, Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 – 2014 годы,...

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 2020 годы Паспорт Программы iconО внесении изменений в постановление правительства
Республики Башкортостан от 8 июля 2011 года n 231 "Об утверждении подпрограммы "Комплексная программа модернизации системы профессионального...

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 2020 годы Паспорт Программы iconСтратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года Указ...
Утвердить Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года (далее Стратегический план)






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную