Указом Президента Российской Федерации концепция государственной миграционной политики Российской Федерации






Скачать 292.98 Kb.
НазваниеУказом Президента Российской Федерации концепция государственной миграционной политики Российской Федерации
страница1/3
Дата публикации20.06.2015
Размер292.98 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3


Проект
УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента

Российской Федерации


КОНЦЕПЦИЯ

государственной миграционной политики

Российской Федерации


  1. Общие положения

Государственная миграционная политика Российской Федерации направлена на содействие устойчивому росту экономики, социальному и демографическому развитию, защите национальных интересов Российской Федерации.

Разработка и принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации (далее – «Концепция») диктуется необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития России, а также общемировыми тенденциями глобализации. Реализация Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции, и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов.

Концепция:

определяет роль и место государственной миграционной политики в социально-экономическом развитии Российской Федерации;

определяет цели, принципы, задачи, основные направления, механизмы и этапы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и другими федеральными документами стратегического планирования;

соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, а также обязательствам Российской Федерации, вытекающим
из международных договоров в сфере миграции;

учитывает отечественный и международный опыт в сфере управления миграционными процессами.

Концепция является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, профсоюзов и бизнес-структур
при решении задач в области миграции.

Основные термины, используемые в Концепции, определены в глоссарии (см. Приложение).

2. Условия формирования и реализации государственной

миграционной политики Российской Федерации

Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал естественную убыль населения. Без масштабного переселения граждан бывшего СССР и членов их семей численность постоянного населения страны в начале 2011 года была бы на 7 миллионов меньше, а демографическая ситуация в большинстве субъектов Российской Федерации заметно ухудшилась.

Приток иностранных работников по приоритетным профессионально квалификационным группам сглаживает структурный дефицит на рынке труда и способствует развитию экономики страны.

Согласно всем вариантам демографических прогнозов,
в ближайшие 15 лет процессы депопуляции и старения населения Российской Федерации в отсутствие значительного миграционного прироста усилятся. Естественная убыль населения за это время составит несколько миллионов человек даже при условии проведения успешной демографической политики. Продолжится быстрое сокращение населения в стратегически значимых регионах Дальнего Востока и Сибири. В таких условиях привлечение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится важным источником восполнения потерь численности населения страны.

Без миграционного притока численность населения в трудоспособном возрасте уменьшится к 2025 г. более чем на 10 миллионов человек, а в структуре экономически активного населения опережающими темпами будет расти доля лиц старшего возраста. Связанные с этим изменения повлекут многочисленные социально-экономические последствия, такие как рост дефицита рабочей силы, в особенности квалифицированных работников, обострение структурных диспропорций на рынках труда, рост иждивенческой нагрузки на сокращающееся экономически активное население, обострение проблем здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения.

Все это отрицательно скажется на темпах роста экономики и благосостояния россиян, скорости перехода российской экономики на инновационный путь развития и, тем самым, на конкурентоспособности страны в целом и ее месте в глобальном мире.

В рассматриваемой перспективе эти негативные тенденции могут быть лишь частично смягчены в результате технологической модернизации, роста производительности труда, а также повышения внутренней миграционной мобильности и экономической активности населения. Тем не менее привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики являются необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.

В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция за таких работников имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач – создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.

Опыт стран, проводящих активную миграционную политику, показывает, что миграционные процессы ускоряют социально-экономическое развитие и обеспечивают рост благосостояния населения. Для реализации положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах, вся система управления ими в Российской Федерации должна быть модернизирована. В противном случае увеличатся риски, связанные с миграцией, а выигрыши от нее снизятся, поскольку следует ожидать сохранения неблагоприятных тенденций, проявляющихся в последние годы.

Миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами приема мигрантов невысока и распространяется преимущественно на граждан государств-участников Содружества Независимых Государств. Продолжается эмиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств-участников Содружества Независимых Государств, обладают более низкими уровнем образования, знания русского языка, профессионально-квалификационной подготовки, чем их предшественники.

Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов лиц осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается более низкой территориальной мобильностью (прежде всего на локальном уровне) в сравнении с другими странами. Причины – высокие транспортные издержки, неразвитость транспортной сети, ограниченность рынка арендуемого жилья, высокая стоимость жилья и его аренды, низкие доходы населения. Основным вектором межрегиональных внутренних миграций остается движение с Востока в Центр и в Московский регион, что усиливает дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации.

Действующее миграционное законодательство не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на приток временных иностранных работников.

За исключением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, программы постоянной миграции отсутствуют. Законодательство не предусматривает разработку и внедрение иммиграционных программ, ориентированных на разные категории иностранцев (родственников, экономических мигрантов, в том числе работников высокой квалификации, инвесторов, предпринимателей, самозанятых, отдельных категорий беженцев).

Получение разрешения на временное проживание и вида на жительство сильно затруднено. Для получения разрешения на временное проживание соискатель должен быть включен в квоту, которая определяется по предложениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Сложности в получении правового статуса затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов.

В начальной стадии формирования находятся механизмы привлечения (отбора) мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, обладающих высоким потенциалом для адаптации и интеграции в российское общество. Система привлечения временных трудовых мигрантов не эффективна. Трудовые контракты с иностранными работниками вне зависимости от их вида деятельности ограничены сроком в один год. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов. Действующая система квотирования не отражает реальной потребности российской экономики в иностранной рабочей силе.

Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции.

Слабо используется миграционный потенциал системы образования. Образовательная миграция – источник квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан. Законодательные ограничения для занятости во время обучения и после его завершения снижают привлекательность получения образования в России для иностранных студентов.

Важными элементами миграционной политики являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Решение этих проблем затрудняется неоправданной сложностью получения статуса проживающего в России, а также неурегулированностью правового положения значительной части иностранных граждан. Прямым результатом отсутствия государственных программ адаптации и интеграции является изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к мигрантам. К организации программ интеграции и адаптации необходимо привлечь все заинтересованные стороны (правительства стран происхождения мигрантов, самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации).

Необходимо содействие в обустройстве вынужденных переселенцев, совершенствование процедуры предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам. В 1990-е годы в Российской Федерации получили статус беженцев и вынужденных переселенцев около 1,5 миллиона человек, но до сих пор законодательно закрепленные перед ними социальные обязательства до конца не выполнены.

Ставя задачу привлечения в страну значительного количества мигрантов для восполнения населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала, следует учитывать, что миграционные ресурсы государств–участников Содружества Независимых Государств, ориентированные на Российскую Федерацию, в перспективе будут уменьшаться.

3. Цели, принципы, задачи и основные направления

государственной миграционной политики Российской Федерации

Цели государственной миграционной политики Российской Федерации:

стабилизация и увеличение численности постоянного населения страны;

обеспечение потребности экономики в рабочей силе;

содействие модернизации, инновационному развитию и повышению

конкурентоспособности отечественной экономики;

обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Принципы государственной миграционной политики:

обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

недопустимость любых форм дискриминации;

соблюдение норм национального и международного права;

гармонизация интересов личности, общества и государства;

взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;

защита национального рынка труда;

дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;

учет особенностей регионального развития;

открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики;

научная обоснованность принимаемых решений.

Задачи государственной миграционной политики:

расширение возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;

разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;

содействие развитию внутренней миграции;

содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;

выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;

содействие адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;

противодействие незаконной миграции.

Основные направления государственной миграционной политики:

В области расширения возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан:

совершенствование института предоставления гражданства Российской Федерации;

содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов;

содействие миграции на постоянное место жительство квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на российском рынке труда;

создание условий для миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;

упрощение правил переселения иностранных граждан в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей и создание условий для семейной иммиграции;

стимулирование миграции в Российскую Федерацию молодежи, имеющей востребованные на рынке труда профессии и специальности;

реформирование институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство.

В области разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой:

создание эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда;

совершенствование механизма квотирования и иных инструментов регулирования привлечения иностранной рабочей силы;

введение дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, в том числе:

конкурентоспособных программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, востребованным на российском рынке труда;

развитие программ организованного привлечения иностранных работников на основе сотрудничества со странами происхождения мигрантов;

развитие программ стимулирования миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;

развитие программ сезонной миграции работников и каникулярной трудовой миграции иностранных студентов;

развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций;

совершенствование механизмов стимулирования отдельных категорий иностранных работников к получению статуса проживающих в Российской Федерации;

упрощение правил въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывающих в деловых целях;

упрощение въезда и снятие ограничений для осуществления трудовой деятельности и обучения членов семей иностранных работников, заключивших долгосрочные трудовые контракты.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Указом Президента Российской Федерации концепция государственной миграционной политики Российской Федерации iconКонцепция внешней политики Российской Федерации (далее Концепция)...
Поручение Президента РФ от 12. 02. 2013 № Пр-251 "Концепция внешней политики Российской Федерации"">


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru