Указом Президента Российской Федерации концепция государственной миграционной политики Российской Федерации






Скачать 292.98 Kb.
НазваниеУказом Президента Российской Федерации концепция государственной миграционной политики Российской Федерации
страница1/3
Дата публикации20.06.2015
Размер292.98 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3


Проект
УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента

Российской Федерации


КОНЦЕПЦИЯ

государственной миграционной политики

Российской Федерации


  1. Общие положения

Государственная миграционная политика Российской Федерации направлена на содействие устойчивому росту экономики, социальному и демографическому развитию, защите национальных интересов Российской Федерации.

Разработка и принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации (далее – «Концепция») диктуется необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития России, а также общемировыми тенденциями глобализации. Реализация Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции, и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов.

Концепция:

определяет роль и место государственной миграционной политики в социально-экономическом развитии Российской Федерации;

определяет цели, принципы, задачи, основные направления, механизмы и этапы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и другими федеральными документами стратегического планирования;

соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, а также обязательствам Российской Федерации, вытекающим
из международных договоров в сфере миграции;

учитывает отечественный и международный опыт в сфере управления миграционными процессами.

Концепция является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, профсоюзов и бизнес-структур
при решении задач в области миграции.

Основные термины, используемые в Концепции, определены в глоссарии (см. Приложение).

2. Условия формирования и реализации государственной

миграционной политики Российской Федерации

Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал естественную убыль населения. Без масштабного переселения граждан бывшего СССР и членов их семей численность постоянного населения страны в начале 2011 года была бы на 7 миллионов меньше, а демографическая ситуация в большинстве субъектов Российской Федерации заметно ухудшилась.

Приток иностранных работников по приоритетным профессионально квалификационным группам сглаживает структурный дефицит на рынке труда и способствует развитию экономики страны.

Согласно всем вариантам демографических прогнозов,
в ближайшие 15 лет процессы депопуляции и старения населения Российской Федерации в отсутствие значительного миграционного прироста усилятся. Естественная убыль населения за это время составит несколько миллионов человек даже при условии проведения успешной демографической политики. Продолжится быстрое сокращение населения в стратегически значимых регионах Дальнего Востока и Сибири. В таких условиях привлечение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится важным источником восполнения потерь численности населения страны.

Без миграционного притока численность населения в трудоспособном возрасте уменьшится к 2025 г. более чем на 10 миллионов человек, а в структуре экономически активного населения опережающими темпами будет расти доля лиц старшего возраста. Связанные с этим изменения повлекут многочисленные социально-экономические последствия, такие как рост дефицита рабочей силы, в особенности квалифицированных работников, обострение структурных диспропорций на рынках труда, рост иждивенческой нагрузки на сокращающееся экономически активное население, обострение проблем здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения.

Все это отрицательно скажется на темпах роста экономики и благосостояния россиян, скорости перехода российской экономики на инновационный путь развития и, тем самым, на конкурентоспособности страны в целом и ее месте в глобальном мире.

В рассматриваемой перспективе эти негативные тенденции могут быть лишь частично смягчены в результате технологической модернизации, роста производительности труда, а также повышения внутренней миграционной мобильности и экономической активности населения. Тем не менее привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики являются необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.

В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция за таких работников имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач – создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.

Опыт стран, проводящих активную миграционную политику, показывает, что миграционные процессы ускоряют социально-экономическое развитие и обеспечивают рост благосостояния населения. Для реализации положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах, вся система управления ими в Российской Федерации должна быть модернизирована. В противном случае увеличатся риски, связанные с миграцией, а выигрыши от нее снизятся, поскольку следует ожидать сохранения неблагоприятных тенденций, проявляющихся в последние годы.

Миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами приема мигрантов невысока и распространяется преимущественно на граждан государств-участников Содружества Независимых Государств. Продолжается эмиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств-участников Содружества Независимых Государств, обладают более низкими уровнем образования, знания русского языка, профессионально-квалификационной подготовки, чем их предшественники.

Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов лиц осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается более низкой территориальной мобильностью (прежде всего на локальном уровне) в сравнении с другими странами. Причины – высокие транспортные издержки, неразвитость транспортной сети, ограниченность рынка арендуемого жилья, высокая стоимость жилья и его аренды, низкие доходы населения. Основным вектором межрегиональных внутренних миграций остается движение с Востока в Центр и в Московский регион, что усиливает дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации.

Действующее миграционное законодательство не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на приток временных иностранных работников.

За исключением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, программы постоянной миграции отсутствуют. Законодательство не предусматривает разработку и внедрение иммиграционных программ, ориентированных на разные категории иностранцев (родственников, экономических мигрантов, в том числе работников высокой квалификации, инвесторов, предпринимателей, самозанятых, отдельных категорий беженцев).

Получение разрешения на временное проживание и вида на жительство сильно затруднено. Для получения разрешения на временное проживание соискатель должен быть включен в квоту, которая определяется по предложениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Сложности в получении правового статуса затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов.

В начальной стадии формирования находятся механизмы привлечения (отбора) мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, обладающих высоким потенциалом для адаптации и интеграции в российское общество. Система привлечения временных трудовых мигрантов не эффективна. Трудовые контракты с иностранными работниками вне зависимости от их вида деятельности ограничены сроком в один год. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов. Действующая система квотирования не отражает реальной потребности российской экономики в иностранной рабочей силе.

Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции.

Слабо используется миграционный потенциал системы образования. Образовательная миграция – источник квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан. Законодательные ограничения для занятости во время обучения и после его завершения снижают привлекательность получения образования в России для иностранных студентов.

Важными элементами миграционной политики являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Решение этих проблем затрудняется неоправданной сложностью получения статуса проживающего в России, а также неурегулированностью правового положения значительной части иностранных граждан. Прямым результатом отсутствия государственных программ адаптации и интеграции является изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к мигрантам. К организации программ интеграции и адаптации необходимо привлечь все заинтересованные стороны (правительства стран происхождения мигрантов, самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации).

Необходимо содействие в обустройстве вынужденных переселенцев, совершенствование процедуры предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам. В 1990-е годы в Российской Федерации получили статус беженцев и вынужденных переселенцев около 1,5 миллиона человек, но до сих пор законодательно закрепленные перед ними социальные обязательства до конца не выполнены.

Ставя задачу привлечения в страну значительного количества мигрантов для восполнения населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала, следует учитывать, что миграционные ресурсы государств–участников Содружества Независимых Государств, ориентированные на Российскую Федерацию, в перспективе будут уменьшаться.

3. Цели, принципы, задачи и основные направления

государственной миграционной политики Российской Федерации

Цели государственной миграционной политики Российской Федерации:

стабилизация и увеличение численности постоянного населения страны;

обеспечение потребности экономики в рабочей силе;

содействие модернизации, инновационному развитию и повышению

конкурентоспособности отечественной экономики;

обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Принципы государственной миграционной политики:

обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

недопустимость любых форм дискриминации;

соблюдение норм национального и международного права;

гармонизация интересов личности, общества и государства;

взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;

защита национального рынка труда;

дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;

учет особенностей регионального развития;

открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики;

научная обоснованность принимаемых решений.

Задачи государственной миграционной политики:

расширение возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;

разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;

содействие развитию внутренней миграции;

содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;

выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;

содействие адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;

противодействие незаконной миграции.

Основные направления государственной миграционной политики:

В области расширения возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан:

совершенствование института предоставления гражданства Российской Федерации;

содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов;

содействие миграции на постоянное место жительство квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на российском рынке труда;

создание условий для миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;

упрощение правил переселения иностранных граждан в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей и создание условий для семейной иммиграции;

стимулирование миграции в Российскую Федерацию молодежи, имеющей востребованные на рынке труда профессии и специальности;

реформирование институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство.

В области разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой:

создание эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда;

совершенствование механизма квотирования и иных инструментов регулирования привлечения иностранной рабочей силы;

введение дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, в том числе:

конкурентоспособных программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, востребованным на российском рынке труда;

развитие программ организованного привлечения иностранных работников на основе сотрудничества со странами происхождения мигрантов;

развитие программ стимулирования миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;

развитие программ сезонной миграции работников и каникулярной трудовой миграции иностранных студентов;

развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций;

совершенствование механизмов стимулирования отдельных категорий иностранных работников к получению статуса проживающих в Российской Федерации;

упрощение правил въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывающих в деловых целях;

упрощение въезда и снятие ограничений для осуществления трудовой деятельности и обучения членов семей иностранных работников, заключивших долгосрочные трудовые контракты.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Указом Президента Российской Федерации концепция государственной миграционной политики Российской Федерации iconУказов Президента Российской Федерации
В целях реализации мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года n 597 "О мероприятиях...

Указом Президента Российской Федерации концепция государственной миграционной политики Российской Федерации iconКонцепция внешней политики Российской Федерации (далее Концепция)...
Поручение Президента РФ от 12. 02. 2013 № Пр-251 "Концепция внешней политики Российской Федерации"

Указом Президента Российской Федерации концепция государственной миграционной политики Российской Федерации iconУказ президента российской федерации вопросы государственной наградной...
Положение о государственных наградах Российской Федерации, статуты орденов Российской Федерации, описание ордена Дружбы, описание...

Указом Президента Российской Федерации концепция государственной миграционной политики Российской Федерации iconУтверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000...
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе (далее именуется – полномочный представитель) является...

Указом Президента Российской Федерации концепция государственной миграционной политики Российской Федерации iconУказ президента российской федерации
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 562 "Вопросы Главного управления казачьих войск при...

Указом Президента Российской Федерации концепция государственной миграционной политики Российской Федерации iconКонцепция реализации государственной миграционной политики Российской...
Владимирская область это динамично развивающийся регион России, имеющий многоотраслевую структуру экономики

Указом Президента Российской Федерации концепция государственной миграционной политики Российской Федерации iconКонцепция внешней политики Российской Федерации (12 февраля 2013 г.)
Концепция внешней политики Российской Федерации (далее Концепция) представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритетные...

Указом Президента Российской Федерации концепция государственной миграционной политики Российской Федерации iconУказ президента российской федерации об утверждении основ государственной культурной политики
Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также государственных и муниципальных...

Указом Президента Российской Федерации концепция государственной миграционной политики Российской Федерации iconРоссийской федерации
Концепция система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних...

Указом Президента Российской Федерации концепция государственной миграционной политики Российской Федерации iconО министерстве экономического развития российской федерации
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную