Памятка работы с текстом 82






НазваниеПамятка работы с текстом 82
страница1/12
Дата публикации17.06.2015
Размер1.75 Mb.
ТипПамятка
e.120-bal.ru > Право > Памятка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Обществознание на «отлично»:

основные понятия, персоналии, образцы эссе

(Справочное пособие для выпускников школ и преподавателей)

Автор: Волкова Татьяна Ивановна,

заслуженный учитель РФ, учитель высшей категории


Предлагаемое учебное пособие позволяет подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию. Пособие содержит основные понятия по всем разделам обществознания. В пособии содержатся памятки, помогающие правильно подготовиться к выполнению заданий С4-С7. Даны рекомендации и алгоритм по написанию эссе. В пособии содержатся образцы эссе, которые помогут выпускнику приобрести опыт в выполнении подобного задания. Отдельный раздел посвящен биографиям и основным научным открытиям известных обществоведов.

Пособие предназначено, прежде всего, выпускникам средней школы и абитуриентам, а также учащимся старших классов школы, учителям.

Автор пособия имеет многолетний опыт подготовки выпускников к экзаменам

и учитывает все возможные понятия курса, встречающиеся в итоговых тестах

за последние три года

Содержание
Общество. Науки об обществе 3

Развитие взглядов на общество 6

Исторический процесс 13

Познание 18

Человек 21

Социология 26

Политология 33

Духовная сфера 42

Правовая сфера 46

Экономическая система 57

Кто есть кто 68

Эссе 76

Памятка работы с текстом 82

Литература 83

Предисловие
Быть выпускником школы и абитуриентом прекрасно! Это означает, что Вы молоды, энергичны, что у Вас все впереди. Быть студентом ещё лучше, так как тогда Вы станете на шаг ближе к своей мечте. Давайте путь от выпускника до студента пройдем вместе.

Книга, которую Вы держите в руках, является пособием – справочником для всех желающих успешно сдать выпускные и вступительные экзамены по обществознанию. Данное пособие имеет ряд достоинств. Во-первых, оно полностью соответствует проекту нового Государственного стандарта, одобренного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. За основу взята программа Л.Н. Боголюбова, которая сегодня является одной из базовых. Именно на неё опираются составители заданий ЕГЭ. Во-вторых, автору удалось доступно изложить основные понятия всего курса обществознания. Весь материал дан таким образом, что систематически представлена вся панорама знаний о человеке, обществе, сферах общественной жизни. Особый раздел посвящен биографиям известных обществоведов. Теперь в поисках нужного понятия Вам не придется покупать множество словарей. Все понятия, встречающиеся в заданиях, ЕГЭ находятся здесь. В-третьих, пособие поможет Вам подготовиться к написанию эссе. Это задание вызывает у выпускников и абитуриентов наибольшие затруднения. Алгоритм работы, образцы эссе станут хорошими помощниками при подготовке к выполнению данного задания.

Пособие также будет полезно учителям, которые руководят подготовкой учащихся к выпускным экзаменам.

Успехов Вам!

Раздел 1 Общество. Науки об обществе
Обществознание – наука, которая изучает общество в самых разных аспектах его существования и включает в себя комплекс разнообразных дисциплин.

Социология – наука, изучающая общество как целостную систему, входящие в него элементы и процессы, которые протекают в обществе. Люди связаны между собой множеством отношений: они являются членами семей, рабочих коллективов, организаций. Поведение людей, входящих в указанные общности, подчиняется особым правилам. Люди нуждаются в них, поскольку без норм и правил жизнь превратилась бы в хаос и стала совершенно не предсказуемой. Социологи как раз и изучают то, каким образом формируются и поддерживаются нормы и правила, которые не позволяют обществу «рассыпаться», сохраняют его как более или менее целостную систему, способную существовать во времени и воспроизводиться, то есть передавать нормы и правила последующим поколениям без особых изменений.

Философия – наука о наиболее общих законах существования природы, человека, общества и сознания, это наука о мире и об отношении человека к миру.

Политология – наука о государстве, власти, властных отношениях. Властные отношения не исчерпывают всей сущности общества: общественные отношения гораздо сложнее, богаче и не всегда основаны на отношениях подчинения. Однако властные отношения являются стержнем государства.

Культурология – наука, изучающая совокупность ценностей, представлений, верований, общественных отношений и обычаев, которые традиционно называются культурой.

Этика – наука о нравственности, морали. В дословном переводе этика означает «искусство повседневного поведения». Центральной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество или же нормы нравственности изначально присущи человеку? Имеют ли понятия «добро» и «зло» объективную, не зависящую от человека основу?

Эстетика – наука о законах прекрасного. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Древнейшее назначение эстетики – научить человека наслаждаться своими чувствами. Точнее – наслаждаться миром, открываемым с помощью органов чувств, открывать для себя космос – красоту и гармонию мирового порядка.

Экономика – наука, которая изучает особые отношения, связанные с производством и обменом товарами. В основе экономических отношений лежит собственность, то есть право свободно по своему усмотрению распоряжаться благами, имеющими ценность если не для всех, то для подавляющего большинства людей. Эти блага могут обмениваться на другие блага, продаваться, покупаться, дариться, передаваться по наследству, и в этом состоит их отличие от любых других общественно значимых явлений.

Гуманитарные дисциплины – языкознание, искусствоведение, психология, философия, литературоведение, история. Гуманитарные науки близки общественным наукам, т.к. основным объектом их интереса является человек. Установить четкую границу между общественными и гуманитарными науками очень сложно.
Общество (в узком смысле) – 1) группа людей, объединившихся для общения или совместного выполнения какой-либо деятельности;

2) конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (например: Смутное время, эпоха Возрождения).

Общество (в широком смысле) – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, состоящая из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Это некая социальная система, объединяющая всё население Земли

Общество (с философской точки зрения) – это динамически саморазвивающаяся система, состоящая из-под систем – сфер общественной жизни (экономическая политическая, духовная, социальная), имеющих свои элементы.

Система – целое, состоящее из частей

Подсистемы – это и есть сферы общественной жизни. Они находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Каждая из сфер может видоизменяться. С изменением подсистем, изменяется и сама система.

Экономическая сфера имеет такие элементы: фирмы, предприятия, рынки, деньги, обороты капиталов т.п. Основной вопрос экономической сферы – производство материальных благ для обеспечения нормального функционирования общества.

Политическая сфера имеет такие элементы: государство, партии, политические объединения. Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какой-либо группе или классу. Задача партий – выражать многообразие различных интересов различных, часто противоположных групп населения через установленные законом каналы.

Духовная сфера имеет такие элементы: мораль, наука, искусство, образование, религия. Главной задачей духовной сферы является производство духовных благ общества.

Социальная сфера имеет такие элементы: нации, сословия, классы. Социальная сфера включает в себя организации и учреждения, отвечающие за благосостояние народа.

Природа (в широком смысле) – это все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений (Вселенная, материя).

Природа (в узком смысле) – это биосфера, естественная среда обитания человеческого общества, включающая в себя атмосферу, гидросферу, литосферу.

Типология обществ: а) письменные и дописьменные;

б) простые и сложные (уже существует государство);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное и постиндустриальное. Концепцию постиндустриального (информационного) общества разрабатывали Д.Белл, О. Тоффлер, И.Маслоу.

г) по К. Марксу: первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое(социализм – первая стадия коммунизма) Основные особенности обществ

Традиционное (аграрное) общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное

(информационное) общество

Господство сельского, натурального хозяйства

Господство промышленности

Господство сферы услуг

Экстенсивные технологии (развитие производства за счет привлечения дополнительных ресурсов – рабочей силы, сырья) , ручной труд

Машинное производство, интенсивные технологии (развитие производства за счет внедрения новых технологий)

Новые информационные технологии, сверхбыстрые системы связи (факс, Интернет)

Человек живет по законам природы, приспосабливается к окружающей среде

Человек – покоритель природы.

Человеческая деятельность породила глобальные проблемы, которые угрожают существованию человеческой цивилизации

Собственность – общинная, корпоративная, государственная

Преобладание частной собственности

Главным видом собственности является собственность акционерных обществ. Новый тип собственности – интеллектуальная (на знания).

Социальная структура малоподвижна, низкая социальная мобильность. Основа общества – семья и община. Большую роль играет аристократия.

Социальная мобильность значительна. Быстро идут процессы урбанизации (рост городского населения). Появляются новые классы - пролетариат, буржуазия. Укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

Высокая социальная мобильность. Основной класс – средний (владельцы мелких и средних фирм). Сближение размеров доходов различных социальных групп.

Поведение человека регулируется традициями и обычаями. Религия играет важную роль в жизни общества. Человек – вне политики.

Происходит секуляризация сознания (человек освобождается от зависимости церкви). Человек стремится к саморазвитию. Право – главный регулятор поведения людей в обществе.

Формирование правового государства и демократического общества. Образование играет ведущую роль. Наука превращается в производительную силу развития общества.

Коллективизм. Человек подчиняется группе.

Индивидуализм

Утилитаризм (человек не во имя каких-либо глобальных целей, а для определенной пользы и выгоды). Антропогенная цивилизация – в центре – человек.


Модернизация – переход от традиционного к индустриальному обществу, сопровождающийся обновлением всех сторон общественной жизни. Подготовка условий для промышленного переворота ( XVI-XVII вв. в Европе, когда произошли буржуазные революции, большую роль сыграла эпоха Возрождения и Реформация – появление протестантизма и утрата католической церковью духовной диктатуры над обществом).

Промышленная революция – переход от ручного труда к машинному труду, от мануфактуры к фабрике.

Общественные отношения – это образные формы взаимодействия людей, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Материальные общественные отношения - возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности людей, вне сознания и независимо от него (по детопроизводству, экологические, производственные).

Духовные общественные отношения – складываются, проходя через сознание человека (моральные, политические, философские, правовые).

Раздел 2 Развитие взглядов на общество
Мировоззрение – представление человека об окружающем мире и своем месте в этом мире.

Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное.

Миф – представление о мире, существующее в форме фактических рассказов; общественное сознание древнего общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, сочетающая зачатки знаний, элементы верований, различных видов искусства. Основная функция мифа – объяснение происхождения и устройства мира.

Черты мифологического мышления – восприятие природы как живого мыслящего существа; антропоморфизм – перенос черт человека на неодушевленные предметы, животных; фантастичность.

Космогония – представления о происхождении Космоса, Земли.

Теогония – сказания о происхождении Богов.

Антропогония – мифы о происхождении человека.

Древнеиндийская мифология – деление общества на касты и варны

Касты, варны – замкнутые группы людей древнеиндийского общества.

Варна – от корня «вар» («цвет»). Мифологическое представление о трех мирах – небесном (отдаленный Космос), воздушном (видимом) и земном – проецируется на общество в виде трех сословий – жрецов (белый цвет), военной знати (красный цвет), земледельцев (желтый цвет). Четвертая группа – шудры (черный цвет) – слуги, зависимые лица.

Каста – замкнутая профессиональная корпорация в Древней Индии, принадлежность к которой передается по наследству. В древности выделялось сотни каст. В целом кастовая структура детализирует касты.

Буддизм – религиозно-философское учение. Основатель учения – Будда, т.е. Просветленный, царевич Сиддхартха Гаутама Шакъямуни. В основе учения – преодоление желаний. Необходимость полного отрешения от мира, добиться высшей цели и прийти к согласию с самим собой. Спасение через освобождение от желаний.

Общие черты философских школ Древней Индии:

  1. Окружающий мир и личность тесно связаны;

  2. Философия обращена внутрь человека;

  3. Учение о Карме – сумма добрых и злых дел каждого человека;

  4. Учение о перерождении, бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти.

Древнекитайская философия – связь с мифологией. Отличительная черта – историзация мифических персонажей, их истолкование как реальных деятелей гл Древнекитайская философия – связь с мифологией. Отличительная черта – историзация мифических персонажей, их истолкование как реальных деятелей глубокой древности: главнейшие персонажи – правители, сановники и т.п. Китайские божества схожи с животными, птицами, рыбами, образ полуживотных – полулюдей.

Даосизм – учение о Дао (пути вещей). Основоположник – древний философ Лао – цзы. Основная идея даосизма – взаимодействие человека, Природы и Космоса. Проповедь сострадания, бережливости, смирения, воздание добром за зло.

Конфуцианство – философское течение, основоположником которого является Конфуций. Его идеал – благородный человек. Основные этические принципы: гуманизм, чувство долга, преданность старине, забота о родителях, помощь другим людям, скромность. Покорность судьбе, правителю – один из основных принципов этики конфуцианства.

Греческая мифология – периодизация: 1) доклассический период, VII-V вв.до н.э., (Анаксимен, Гераклит, учения софистов), 2) классический, V – до конца IV вв. до н.э. (Сократ, Платон, Аристотель).

Натурализм – философский взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единое целое. В соответствии с этим, принцип единства единообразно объясняет все природные и социальные явления. Характере для доклассической философии.
Специфика доклассической мифологии – слияние человека с природой, ощущение себя частью природы. Смешанные формы: сочетание коня и человека (кентавры), человека и змеи (ехидна), или несколько образов в одном – голова и грудь человека, крылья грифона, туловища льва (сфинкс).

Специфика классического периода – объединение греческих богов под властью одного владыки Зевса, сосредоточение власти которого находится на Олимпе.

Софисты – Протагор, Горгий, Гиппий. Накопление философских знаний, переход от изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех проявлениях. «Человек – мера всех вещей» (Протагор).

Сократ – философия для него как способ познания добра и зла. Метод Сократа – беседы, диалоги. Знание – источник нравственного совершенства.
Отличия между мифологическим и философским способом познания


Мифология

Философия - любомудрие

Не знает отличия между природой и обществом, очеловечивание природы

Исходит из того, что общество – это организованная форма совместной деятельности людей. Взаимосвязь человека, природы и общества.

Образное мышление, эмоциональность.

Не стремится к анализу событий, выводам, проверке истинности содержащихся положений

Формирует свои наблюдения в строго определенных понятиях, мыслит умозаключениями, логично и доказательно. Поиск объективных причин, закономерностей, причинно-следственных связей. Наличие методов познания.

За реальность принимаются все события и персонажи. Причинный «ключ» ко всем событиям в мире находится у богов.


Знание должно соответствовать законам объективного мира, т.е. быть истинным.


Концепция государства у Платона («Государство»). Государство есть особая форма поселения людей, возникшая из необходимости удовлетворения потребностей в пище и жилье, защиты населения и его территории, поддержания порядка внутри населения. То, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина .Превосходство интересов государства над интересами граждан. В государстве три сословия: философы – правители, воины, земледельцы. Наилучшая форма правления – монархия. Запрещение иметь частную собственность правителям и воинам. Его идеал, когда всё в государстве является общим. Богатство - благо, если оно спутник разумности. Был идеалистом, считая, что первичен БОГ. Он мера всех вещей.

Концепция государства у Аристотеля (Политика»). Человек – существо политическое и объединяется в государство для достойной жизни. Государство стоит над гражданами и существует для блага входящих в него граждан.

Впервые ввел идею о системе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Разделение общества на богатых и бедных отрицательно влияет на существование государства. Общество должно иметь средний класс. Отношение к закону: закон выше всех правителей. Правильные формы правления (по закону) – монархия, аристократия, полития ( власть большинства в соответствии с законом). Несовершенными формами правления считал тиранию, олигархию, демократию. Был материалистом. Первична материя - начало жизни и деятельности.

Средневековая философия – господство христианской философии. В центре всего – БОГ. Философские учения Фомы Аквинского, Франциска Ассизского.

Схоластика - тип религиозной философии, возникший в средние века и характеризующийся повышенным вниманием к формально-логическим аспектам философствования, его отрыву от опыта.

Схоласты считали, что любое знание должно быть дано и обосновано Библией с помощью строгих логических рассуждений. Схоластов отличает утонченная культура доказательств, стройность теоретических построений, четкость терминов и определений. Т.о., схоластика – тип религиозной философии, основанный на примате веры над знанием.

Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира богом.

Возрождение (Ренессанс) – духовное обновление, подъем светской культуры, формирование гуманистического мировоззрения. Интерес к античности. Культ разума и знания. Исторические рамки культуры Возрождения – 40-е гг. XVI - начало XVII вв.

Гуманизм (лат.«изучение человеческого») – человек стоит в центре мировоззрения, а весь окружающий мир – творение человека.

Реформация – социально-политическое движение в Европе XVI в., реформирование католической церкви. Крупнейшие деятели Реформации – Мартин Лютер, Жан Кальвин.

Отвергали церковь как посредника между Богом и человеком. Спасение души при помощи веры. Богатство есть милость Бога. Протестантизм стал духовной основой нового индустриального общества. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Реформация открыла дорогу к парламентаризму и промышленной революции.

Философия XVII в.

Теория общественного договора – Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо. Источник и обладатель власти – народ. Государство образуется договором свободных людей для защиты их прав на жизнь, частную собственность.

Концепция естественного права – до появления государства, у людей всегда были права. Они даются им от рождения и не могут быть никем отняты. Об этом написал в своем произведении «Левиафан» Т.Гоббс.

Дж. Локк начал развитие идеи разделения властей.

Эпоха Просвещения – (вторая половина XVII –XVIII вв.). Взгляды просветителей Ф.Вольтера, Ш.Монтескье, Д.Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Утверждение идей общественного прогресса - взгляды Ж.Тюрго, А.Кондорсе. Взгляды на частную собственность - Ж.Мелье, Г. Мабли, А.Смит. Возникновение идей гражданского общества и правового государства, теорий естественного равенства людей и общественного договора, идеи равенства властей - (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье).
Французские просветители – Ф.М.А.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж-Ж. Руссо.

Вольтер считал, что в основе общественного порядка должна лежать свобода, собственность и равенство. Он был сторонником конституционной монархии, свободы вероисповедания. Монтескье разработал теорию разделения властей. Идеал Монтескье – конституционная монархия, основанная на строгом разделении властей. Ж.-Ж.Руссо считал естественным состояние общества - гармонию с природой, равенство, свободы отдельной личности. Лучший тип общественного устройства – республика, обеспечивающая полноту власти народа.

Утопические теории – Т.Мор («Утопия»), Т.Кампанелла («Город Солнца»), А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн.

Утопия – модель определенного вымышленного общества как воплощение идеального общества.

Утопический социализм – учение об обществе, основанном на общем имуществе, обязательном для всех труде, равном распределении продуктов, на общественном прогрессе изобилии.

Экономические теории – А.Смит, основатель английской политической экономии. Называл основные условия развития свободной экономики: частная собственность, конкуренция, ограничение монополий. Создал основной закон товарного производства – закон стоимости: товары обмениваются в соответствии с количеством труда, вложенного в их производство.

Социологические теории – О.Конт является основателем социологии. Считал, что общество необходимо изучать на основе знания законов, основанных на фактах. Необходимо при этом применять такие научные методы как наблюдение, эксперимент, сравнительный метод.

Гегель и марксизм – Гегель обосновал теорию гражданского общества. Гражданское общество, по его мнению, является обществом собственников, взаимно обменивающихся вещами, которыми они владеют. Основа гражданского общества – экономика. Ему присуща частная собственность, охраняемая государством, сословия, личная свобода граждан. Становление гражданского общества связано с развитием капиталистического общества. Ценности общества: свобода, права, экономическая независимость человека. Государство – высшее воплощение свободы. Именно свобода – цель государства.

Оно создает условия и развивает свободу граждан. Признавал конституционную монархию образцом формы правления.

Гегель являлся идеалистом. Считал, что первичен мировой дух, абсолютная идея. Гегель является основателем диалектического метода. Учение о развитии - суть этого метода. Основы диалектического метода: переход из количества в качество через скачок; противоположности и их единство; отрицание отрицания; единство разумного и действительного.

Маркс К. и Энгельс Ф. – основоположники нового философского мировоззрения - марксизма. Маркс создал теорию исторического материализма. Общество считал особым социальным организмом, подчиненным особым законам развития. Основу общества составляет общественное производство, производительная деятельность людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей. Человек – главная производительная сила общества. Маркс создал теорию общественно-экономических формаций. Формация - это определенный способ производства материальных благ. Таких способов производства (формаций) он выделял пять: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический (первая фаза коммунизма – социализм). Коммунизм – общество, основанное на общественной собственности на средства производства; принцип распределения общественного богатства: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Свобода, равенство, справедливость, гармоничное всесторонне развитая личность – черты коммунистической формации. Марксизм стал альтернативой западному пути развития общества. Он предлагал:

  1. Сохранение идеи прогресса, вечного движения вперед к вершинам благосостояния и процветания.

  2. Отказ от христианства как системы духовных ценностей западного типа цивилизации. Провозглашение атеизма – абсолютного безбожия.

  3. Ликвидация частной собственности, рынка, и связанной с ними социально-классовой дифференциации, создание общества без классов, с общественной формой собственности.

  4. Отмирание правового демократического государства, и связанных с ним демократических институтов. Создание самоуправляющего общества в масштабах всей западной цивилизации.

  5. Отказ от индивидуализма, приоритет коллективизма, подчинение личных интересов интересам общества (коллектива).

Идеализм – одно из основных направлений в философии. Сторонники идеализма признают первичным дух, идею, сознание. Термин «идеализм» был введен немецким философом Г.Лейбницем в начале XIXв. Родоначальником идеалистического направления в философии был Платон.

Материализм – одно из направлений в философии, считающий первоосновой всего сущего на земле материю, которая вечна, является источником многообразия и единства всего сущего.

Позитивизм – философское течение, предлагающее ограничить научное познание «положительным», т.е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость общетеоретического познания. Позитивисты предлагают исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность. Основоположник позитивизма – О.Конт

Развитие обществознания в XX веке.
Неопозитивизм – отличительной чертой является пристальное внимание к формальной стороне познания, отвлекаясь от содержания полученных знаний, неопозитивизм концентрируется на проблемах языка, символической логики, форм обновления научного знания.

Структурализм – философское направление, абсолютизирующее понятие структуры, и объявляющее структурный метод исследований универсальным способом познания. Структура – это то, что позволяет предметом быть самим собой: предметы изменчивы, непостоянны, постоянна только структура.

Два направления в марксизме: радикально-революционное и ревизионистское (реформаторское).

Ленин В.И. создал учение об империализме, классовой борьбе и неизбежности социалистической революции, диктатуре пролетариата. Выдвинул идею о неравномерности экономического и политического развития стран как безусловном законе капитализма. Победа социалистической революции возможна не во всех странах одновременно, а в одной стране, главное, чтобы эта страна была клубком противоречий.

Бернштейн Э. был представителем ревизионизма. Критиковал марксизм за волюнтаризм (стремление к достижению цели без учета объективных обстоятельств и последствий). Считал возможность перехода от капитализма к социализму реформаторским путем.

Каутский К. встал на защиту тезиса марксизма о неизбежности краха капитализма. Считал, что революции должны предшествовать реформы. Диктатуру пролетариата считал наихудшим вариантом общества, наилучший вариант - демократический союз во главе с пролетариатом.

Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе

Плеханов Г.В.- активный участник борьбы с ревизией марксизма. Основатель социал-демократии в России. Впоследствии разошелся с Лениным, осуждая большевистскую партию за преждевременные коммунистические эксперименты, поспешный захват власти, игнорирование законов истории.

Теории индустриального и постиндустриального общества

Индустриальное общество ( термин предложил Сен-Симон, а развивали О.Конт, Г.Спенсер, Р.Арон, У. Ростоу, Д.Белл)состояние общества, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при сильной его специализации. Массовое производство товаров на широкий рынок, машинизация, автоматизация производства и управления, научно-техническая революция.

Шесть основных признаков индустриальной цивилизации: концентрация, централизация, стандартизация, специализация и максимализация (О.Тоффлер).

Постиндустриальное общество, постмодернистское, информационное (Д. Белл) – новая стадия общественного развития, связанная с изменениями в экономике, социальной структуре, профессиональной системе, обусловленными новой ролью науки и техники, образования и знания.

Признаки постиндустриального общества - создание обслуживающей экономики, профессиональное деление общества, а не классовое. Доминирование слоя научно-технических специалистов. Наука является главным двигателем развития общества.

Теория конвергенции – авторы Дж. Гелбрейт, У.Ростоу, считали возможным сближение капитализма и социализма.

Технократизм – направление в общественно-политической мысли, согласно которому общество регулируется принципами технико-организационной рациональности, носителем которой являются инженеры, технические специалисты. Ведущая роль в развитии общества отводится технике и техническим специалистам, которые смогут заменить политиков в управлении государством.

Технократия – установление политической власти техническими специалистами.

Ростоу У. – автор концепции «стадий экономического роста». В основе развития общества лежит изменения в области техники и производства.

Бжезинский З. – создал концепцию «технотронного общества»: прямое воздействие науки и техники на все сферы общественной жизни; автоматизация и кибернетика заменяют операции человека с машинами; полная доступность образования; воспитание интуиции, творчества; технотронное общество бросает человеку вызов- стать активным членом общества.

Этапы теории постиндустриального общества:

1 этап – 50-60-е гг. (Д.Белл,З. Бжезинский, У.Ростоу) – техницизм, абсолютизм роли науки и техники в развитии общества, оптимизм, приближение общества изобилия.

2-ой этап – 70-е гг. (Римский Клуб – международная неправительственная организация, выдвинувшая программу изучения глобальных проблем) – в центре внимания стояли обострившиеся глобальные проблемы, связанные с прогрессом техники (загрязнение окружающей среды, сокращение природных ресурсов). Пессимизм, отход от технократизма, большое внимание к проблемам кризиса системы ценностей.

3-ий этап – 80-90-е гг.XX вв. (О.Тоффлер) – возвращение к оптимистическому направлению вследствие дальнейшего прогресса науки и техники, огромных успехов микроэлектронной революции.

Социальное прогнозирование – проявилось в двух направлениях: антиутопия и футурология

Методы социального прогнозирования: экстраполяция и моделирование.

Экстраполяция – продолжение на будущее тенденции настоящего.

Моделирование – конструирование возможного будущего.

Антиутопия – проекция в воображаемое будущее пессимистических представлений о социальном прогрессе. Антиутопия как кризис исторической надежды, неустранимость социального зла; прогресс рассматривался как путь, ведущий к рациональному, бесчувственному, механизированному миру, осуществляющему тотальный контроль над общественной и частной жизнью граждан.

Футурология – комплексная дисциплина, основанная на данных общественных и естественных наук и ставящая целью предвидение будущего развития человечества и отдельных сфер жизни общества. Задачи футурологии – построение как можно более реальной картины будущего со всеми её отрицательными и положительными сторонами.

Учение о ценностях – (Г.Риккерт, М.Вебер).

Ценность – понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности; личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека.

Культурный детерминизм – концепция, согласно которой явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества. Веберовская формула капитализма: стремление к максимальной прибыли и рациональной дисциплине. Вебер выделил три типа господства: 1) «легальный» - подчинение закону, а не личности; 2) «традиционный» - обуславливается привычками, традициями; 3) «харизматический» - обуславливается личной преданностью подданных.

Экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, М.Хайдеггер, А.Камю, Н.Бердяев) - философия существования. Рассматривает человека как конечное существо, вынужденное постоянно решать проблемы своего существования. В центре внимания – человек, его свобода, выбор жизненных путей.

Экзистенциализм Сартра: обретение человеком своей сущности, свободы сознания, ответственности человека. Свобода – условие, благодаря которому сущность возможна. Человек всегда свободен.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Памятка работы с текстом 82 iconУрок по новейшей истории «Германия: раскол и объединение» 9 класс
Формировать навыки работы с текстом, историческим источником, исторической картой

Памятка работы с текстом 82 iconДипломная работа
В настоящем примере оформления дипломной работы обычным черным текстом выделен сам пример, а комментарии по оформлению набраны красным...

Памятка работы с текстом 82 iconПамятка по дисциплине б б. 5 «Экономические основы социальной работы»
«Социальная работа» по изучению дисциплины «Экономические основы социальной работы» (3 семестр)

Памятка работы с текстом 82 iconКафедра менеджмента и маркетинга
Документирование управленческой деятельности. Деловое письмо: требования к оформлению; алгоритм работы с текстом делового письма;...

Памятка работы с текстом 82 iconПриложение в памятка по изучению дисциплины
...

Памятка работы с текстом 82 iconСиллабус (памятка) учебной дисциплины
В 3 семестре изучается дисциплина «Экономика и организация предприятия». Объем дисциплины 18 аудиторных часов, в т ч лекции – 6 ч.,...

Памятка работы с текстом 82 iconПамятка по дисциплине «Мировая экономика»
Памятка для студентов специальности «Мировая экономика» по изучению дисциплины «Мировая экономика» (3 семестр)

Памятка работы с текстом 82 iconЛ. Е. Удалых памятка аспирантам государственного университета управления
Памятка (методические указания) по выполнению исследовательского реферата и подготовке к экзамену по политической экономии для аспирантов...

Памятка работы с текстом 82 iconПамятка туриста по турам в таиланд уважаемые дамы и господа!
Вас за выбор туристского продукта компании coral travel, предоставляющей качественные туристские услуги. Постараемся Вас не разочаровать....

Памятка работы с текстом 82 iconПриложение г памятка по дисциплине б 11 «Основы кадровой политики...
«Управление персоналом» по изучению дисциплины «Основы кадровой политики и кадрового планирования» (6 семестр)






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную