Как написать эссе по обществознанию






Скачать 270.88 Kb.
НазваниеКак написать эссе по обществознанию
страница1/3
Дата публикации17.06.2015
Размер270.88 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
e.120-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

г.Черняховска Калининградской области»
Скороспелова И.Н.


Как написать эссе по обществознанию

Учебно-методическое пособие


г.Черняховск
2009 год


Автор-составитель Скороспелова И.Н., учитель истории и обществознанию МОУ СОШ № 4 г.Черняховска. Как написать эссе по обществознанию. Учебно-методическое пособие – г.Черняховск, 2009, 23с.

Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей обществознания, учащихся старших классов абитуриентов , сдающих ЕГЭ по обществознанию.

Печатается по рекомендации Управления образования и охраны детства администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район».

Содержание

Введение ………………………………………………………………….

4

1. Как написать эссе по обществознанию ……………………………...

5

2. Творческие работы (эссе) учащихся ………………………………...

7

2.1. Зачем платить налоги? Косова Татьяна …………………………...

8

2.2. «Личность – это человек как носитель сознания». (К.К.Платонов). Бражникова Вера ……………………………………..


9

2.3. Зачем платить налоги? Кушнерова Валерия………………………

10

2.4. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г.Белинский). Бражникова Вера ………………………


11

2.5. Зачем платить налоги? Седов Дмитрий ………………………….

12

2.6. Зачем платить налоги? Скороспелов Максим …………………….

13

2.7. «Налоги – деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого». (С.Джонсон). Голуб Владислав…………………...


14

2.8. «Семья является первичным лоном человеческой культуры».

(И.Ильин). Ткач Нина …………………………………………………...


15

2.9. «Жестокость законов препятствует их соблюдению». (Ш. Монтескье). Ладынин Алексей …………………………………….


16

2.10. «Немыслимо право, которое всецело и исключительно опиралось бы на одно принуждение». (Н.М.Коркунов). Косова Татьяна …………………………………………………………………..



17

2.11. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают». (А.Г.Асмолов). Щуцкая Дарья ….


18

2.12. «Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь». (Ф.Саган). Ткач Нина ………………


19

2.13. Никто не может пользоваться благами, нажитыми преступным путем. Ладынин Алексей ………………………………………………..


20

2.14. «Отсутствие чувства национального достоинства также отвратительно, как и другая крайность – национализм.» (И.Н.Шевелев). Студенцова Евгения …………………………………..



21

2.15. «Корни национализма – в разделении населения на коренное и некоренное». (И.Н. Шевелев). Самойленко Екатерина ……………….


22

2.16. «Человек – часть общества и часть его истории». (Д.С. Лихачев). Бражникова Вера ……………………………………...



23


ВВЕДЕНИЕ

Необходимость обеспечить качественную подготовку старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию ставит перед учителем задачу включения в учебную практику типовых заданий. В последние годы появились методические пособия, дидактические материалы, использование которых помогает организовать в рамках учебного курса систематическую работу по формированию навыков и умений выполнения заданий частей «А» и «В». В меньшей степени представлена учебно-методическая литература по подготовке к выполнению проблемных заданий части «С», среди которых самым сложным для большинства выпускников является написание эссе.

Эссе – это творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Выпускник в контексте темы должен изложить свой взгляд на данную проблему и обосновать его. При этом эссе непременно должно содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с обозначенной проблемой. Безусловно, написание эссе требует достаточно высокого уровня обществоведческих знаний, творческих способностей, готовности выразить собственное мнение в отношении той или иной актуальной, подчас острой проблемы.

Практика показывает, что система работы по формированию умений и навыков написания эссе еще не сложилась, многие учителя признают, что испытывают затруднения при организации данного вида деятельности.

Предлагаемое пособие содержит не только рекомендации по обучению написанию эссе, но и включает 16 творческих работ учащихся 9-11 классов, которые могут быть использованы как образцы для анализа на предмет соответствия критериям оценки.

Как написать эссе по обществознанию
Формирование навыков и умений написания эссе требует систематической работы, которую рационально начинать с 8-9 класса.

В качестве домашнего задания иногда можно предложить учащимся написать сочинение-размышление по конкретной проблеме. Предварительно следует пояснить учащимся, что такое эссе по обществознанию и акцентировать внимание на критериях оценки. Очень важно дать четкие рекомендации по структуре эссе. В своей практике использую следующую памятку для учащихся:


  1. Ясно и четко определи собственную позицию: «Я согласен с данным мнением»; «Я не могу согласиться с данным утверждением»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным».

  2. Сформулируй сущность проблемы, т.е. раскрой основную мысль высказывания автора так, чтобы стал очевиден контекст, который определит содержание.

  3. Подумай, какие известные тебе из курса обществознания понятия и термины следует привести? Какими фактами, примерами можно подтвердить свою точку зрения?

  4. Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждую мысль (тезис) необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.


Тезис – то, что требуется доказать

Аргументы – факты, примеры, доводы, суждения


Выводы – в силу каких доказательств ваш тезис верен.


  1. В заключительной части подводятся итоги работы.


При проверке эссе учителю следует обращать внимание на слабые и сильные стороны работы, уместно давать краткую рецензию. Возможны индивидуальные рекомендации по возможности использования в качестве аргументов конкретных фактов общественной жизни, известных из курса истории. Очень продуктивным приемом является доработка эссе учащимися с учетом рекомендаций учителя. Это позволяет закрепить необходимые навыки и умения.

В 11-м классе подготовка к ЕГЭ по обществознанию осуществляется в рамках групповых и индивидуальных консультаций по тематическим блокам. Практическая работа обязательно должна включать выполнение заданий С8, т.е. написание эссе.

Рассмотрим алгоритм подготовки эссе по конкретной теме: Социология. «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фардж)

1.Определить собственное отношение к данному высказыванию для ученика не сложно, т.к. понятие «маргинальность» знакомо из курса обществознания, мысль автора сформулирована конкретно и четко.

2. Раскрыть сущность высказывания помогут вопросы: Кто такие маргиналы? Чем характеризуется их положение? Каково их место в социальной структуре общества? Каковы причины появления маргиналов?

3. Следует определить основные термины, понятия, которые необходимы для раскрытия темы на теоретическом уровне в связях и обоснованиях, в данном случае это могут быть: «маргинальность» , «общественные нормы», «социальная структура», «страты», «социальный конфликт», «социальный статус».

4. Привести примеры из социальной жизни или собственного опыта, которые помогут аргументировать собственное мнение. Возможно, это будут факты, иллюстрирующие ситуации, когда индивиды или социальные группы в силу определенных обстоятельств порывают с привычной социальной средой, т.е. вступают в конфликт с общественными нормами, характерными для этой социальной среды и через какое-то время данные индивиды или социальные группы утрачивают прежний социальный статус.

5. Сформулировать общий вывод работы ученик сможет, обобщив приведенные примеры из социальной жизни.

Конечно, работа по формированию навыков написания эссе очень кропотлива, требует много времени и терпения, и далеко не каждый ученик сразу осваивает этот вид деятельности, и только систематические занятия, напряженный труд позволит добиться успеха. Иногда нужно просто найти время для того, чтобы сесть рядом с учеником и вместе осилить это задание. Как показывает опыт, этот прием многим позволяет преодолеть определенный психологический барьер, неуверенность в себе, убедиться в посильности выполнения данного задания.

Каждый ученик за период подготовки к ЕГЭ может создать собственную творческую копилку, куда войдут эссе по разным тематическим блокам. Обычно старшеклассники заранее определяют для себя наиболее предпочтительные базовые науки, в рамках которых определяют выбор тем. Но следует быть готовым к тому, что на экзамене тема, предложенная по данной базовой науке, окажется либо очень сложной, либо не очень интересной, поэтому лучше ориентироваться на выбор в рамках 2-3 базовых наук.
Творческие работы (эссе) учащихся
В этой части пособия представлены шестнадцать эссе учащихся 9-11-х классов, которые были написаны в 2008-2009 учебном году. Эти работы не претендуют на абсолютное соответствие критериям, но могут быть использованы в качестве образцов для анализа.

Зачем платить налоги?
Проблемы налогообложения во все времена занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей. В XIII веке Фома Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Мыслитель XVIII века Шарль Монтескье полагал, что «ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им».

Сегодня каждый школьник знает, что налоги являются основным источником доходов государства. Однако следует признать, что в нашей стране далеко не все граждане сознают необходимость честно платить налоги. Чего греха таить, и мелкий предприниматель, и воротила крупного бизнеса не прочь иногда укрыть хоть какую-то часть дохода от налогообложения. И дело вовсе не в том, что ставка налога высока, а в том, что уровень правосознания и правовой культуры у многих наших сограждан пока не высок.

В Германии по статистике налоги платят 99,9%, а 0,1% - это те, кто в силу экстремальных обстоятельств не смогли сделать это своевременно или внезапно умер. Сокрытие доходов или уклонение от уплаты налогов в здоровом гражданском обществе воспринимается не только как нарушение закона, но и как моральный проступок, потому что каждый знает, что налоги, поступающие в государственную казну, пойдут на выплату пенсий старикам, инвалидам, на содержание школ, больниц, приютов и на многие другие нужды. И не платить налоги – это значит обкрадывать обездоленных, незащищенных. Честно платить налоги – гражданский долг каждого. А тот, кто его не исполняет, не только преследуется по закону, но и вызывает презрение и недоверие со стороны окружающих. Соседи здороваться перестанут, от косых взглядов не спрячешься. А как же иначе относиться к тому, кто преступает закон и пренебрегает всеобщим долгом? Наверное, поэтому налоговые преступления встречаются там не так часто, как в нашей стране.

В России, к сожалению, обязанность платить налоги не все воспринимают как священный моральный долг. Да и общество в целом пока не отличается гражданской зрелостью. Поэтому вполне уютно чувствуют себя те, кто ежегодно утаивает кругленькие суммы. А если задуматься, эти деньги могли бы помочь тем, кто в них остро нуждается. Быть может, это одинокий старик, живущий на нищенскую пенсию, или тяжело больной ребенок, счет жизни которого идет на дни и часы, потому что ему необходимо срочно сделать дорогостоящую операцию.

Сможет ли моя большая страна найти средства на спасение жизни умирающего ребенка, на выплату пенсий старикам, на содержание школ, больниц, на финансирование армии, на развитие науки, зависит от того, как мы, граждане, будем относиться к своему долгу.
Косова Татьяна, ученица 11 «А» класса


«Личность-это человек как носитель сознания».

(К.К.Платонов)
Я совершенно согласна с автором, который утверждает, что в процессе формирования личности, человек становится носителем сознания. Личность - устойчивая система социально значимых черт. Только человек, обладающий сознанием, может быть личностью.

Под сознанием понимается человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении, способность отдавать себе отчет в своих поступках и действиях. Каждый человек обладает самосознанием - важным критерием становления личности. Человек от природы наделен развитой способностью к сознанию.

Утвердившиеся в сознании индивида ценностно-ориентировочные установки определяют направленность личности, т.е. ее поведение и деятельность. Если эти установки ориентированы на истинные ценности (доброта, милосердие), то деятельность будет носить позитивный характер, и наоборот, если в сознании преобладают эгоистические установки, то и деятельность приобретет подобную направленность. Ярким примером являются декабристы, пожертвовавшие своим положением во имя добра, свободы и справедливости. Казненные или сосланные в ссылку, они не изменили своим убеждениям и моральным принципам. В то время, как другие представители дворянского сословия, их же соотечественники, не видели ничего порочного в эксплуатации крестьян, в унизительном отношении к людям, не принадлежавшим к их классу и наживали на этом свое богатство. Совершенно не задумываясь о судьбе своей страны.

Данный пример очень точно иллюстрирует истинность позиции автора.
Бражникова Вера, ученица 11 «А» класса


Зачем платить налоги?
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством. В нашей стране есть много людей, которые пытаются «увильнуть» от налогов.

На налогах держится практически весь государственный бюджет (налоги составляют до 90% доходов государственного бюджета). Налоги идут на обеспечение бесплатного образования, на нужды здравоохранения и образования, а также на социальные выплаты (пособия, пенсии). За счет налогов обеспечивается национальная безопасность страны. Таким образом, налоги идут на нужды государства и всего общества. Не будет налогов – не будет государства. Допустим, все люди прекратят платить налоги. Трудно представить, что станет, например, с пенсионерами. Им придется работать, чтобы обеспечить себя самым необходимым. Но ведь многие больны и немощны, а значит, они обречены. А если нарушится финансирование армии, страна не сможет обороняться от внешних врагов. Мы станем легкой добычей для других государств.

Еще один аргумент: налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Современные экономисты считают, что общая сумма налогов не должна превышать 40% от доходов налогоплательщиков. Изымание налогов свыше этого показателя приводит к негативным последствиям – сокращению сбережений, ликвидации предпринимательской инициативы, сокращению инвестиций.

Я думаю, что государство обязано проявлять большую мудрость в осуществлении налоговой политики. А граждане должны подчиняться закону, то есть честно платить налоги. Государство – это власть, а народ – сила. А власть без силы бессмысленна.

Кушнерова Валерия, ученица 10 «А» класса

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как написать эссе по обществознанию iconПамятка Как научиться писать эссе по обществознанию
Предлагаю памятку по написанию эссе и практическое занятие по отработке навыков написания эссе по обществознанию. Внимание! все практические...

Как написать эссе по обществознанию iconПамятка Как научиться писать эссе по обществознанию
Предлагаю памятку по написанию эссе и практическое занятие по отработке навыков написания эссе по обществознанию. Внимание! все практические...

Как написать эссе по обществознанию iconМетодические рекомендации для студентов «эссе. Как написать эссе»
Учебное пособие предназначено для студентов Дзержинского химического техникума имени Красной Амии всех специальностей

Как написать эссе по обществознанию icon1. Эссе по обществознанию
После окончания школы мечтает поступить в вуз. Она считает необходимым углубить и расширить теоретические и практические знания по...

Как написать эссе по обществознанию iconСочинение в жанре эссе для школьников явление новое и перспектив­ное....
Словом, автор эссе — это не только рассказчик, но и герой. Для эссе характерны ярко выраженная автор­ская позиция, искренность, эмоциональность...

Как написать эссе по обществознанию iconЭссе (от французского "essai", англ. "essay", "assay" попытка, проба;...
Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и не претендует на определяющую или исчерпывающую...

Как написать эссе по обществознанию iconМетодические рекомендации по написанию эссе Эссе фр essai "опыт"
Эссе предполагает подчеркнуто индивидуальную позицию автора. Здесь Вы единственный творец. Сочинение в жанре эссе требует от автора...

Как написать эссе по обществознанию iconПодготовка к егэ по обществознанию (элективный курс)
Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и...

Как написать эссе по обществознанию iconРекомендуемая структура экзаменационного эссе
Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции. В следующем предложении уместно сформулировать понимание...

Как написать эссе по обществознанию iconЭлективный курс 11 класс Пояснительная записка: программа элективного...
Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную