Контрольная работа №2






Скачать 170.67 Kb.
НазваниеКонтрольная работа №2
Дата публикации14.06.2015
Размер170.67 Kb.
ТипКонтрольная работа
e.120-bal.ru > Право > Контрольная работа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал ФГБОУ ВПО «Московский Государственный Университет

Технологий и Упарвления имени К. Г. Разумовского» в г. Калуге

Кафедра___________________________________________________________


Контрольная работа №2.

Тема. Политика: понятие и общественный смысл.
Дисциплина: Политология.

Факультет:__________________________________________Группа: Э – 34

Специальность: Экономист – менеджер Шифр: _________________ Курс: 2

Ф.И.О.




Получил методист

Подпись

Дата










Проверил преподаватель

Оценка

Дата

Подпись














Калуга

2011

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………….

  1. Происхождение политики…………………………………………………..

  2. Сущность политики…………………………………………………………

  3. Функции политики в обществе……………………………………………..

  4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни…………………………………………………………………………

4.1. Взаимодействие экономики и политики………………………………

4.2. Политика и право……………………………………………………….

4.3. Взаимосвязь политики и морали………………………………………

4.4. Идеология и политика…………………………………………………..

5. Заключение…………………………………………………………………...

6. Список использованной литературы……………………………………….

Введение.

Представления о политике очень разнообразны. Так Вебер писал: "Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на власть - будь то внутри государства, или между государствами". Ленин давал своё понимание политики, как "области отношений между классами общества, основанных на господстве одного класса над ресурсами". Шпенглер под политикой в высшем смысле понимал жизнь, а Бирс - борьбу интересов, маскирующуюся под борьбу принципов, во имя личной выгоды. В современной политической науке нет однозначного определения термина "политика", что объясняется сложностью политики, богатством её содержания, многообразием свойств. Выделяют три основные группы определений политики: 1. социологические, характеризующие политику через другие общественные явления - экономику, право, мораль, культуру; 2. субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики; 3. научно сконструированные , раскрывающие её деятельный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и ее носителей.

  1. Происхождение политики.

Термин «политика» в найчный оборот ввёл Аристооель в IV веке до н. э. Греческий философ определил её как искусство управления государством, под которым понимался полис (город – государство). Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задогл до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значтельно позже, чем экономические, социальные отношения и мораль.

Одним из распространнёных подходов в истории политической мысли стала антропологическая трактовка необходимости политики. Так в трактовке античных мыслителей Платона и Аристотеля политика призвана обуздать эгоистическое, животное начало в человеке и воплотить общую пользу и справедливость. Аристотель прямо утверждал, что человек есть существо политическое, вне политики он либо животное, либо божество, либо животное и бог не нуждаются в законах и правах. Близкую мысль в XVII веке выскажет английский мыслитель Т. Гоббс, который трактовал природу человека как эгоистическую и жадную, что порождает в обществе «войну всех против всех». Инстинкт самосохранения и естественный разум подсказывают людям необходимость создания такого политического института как государство. Таким образом, политика формируется благодаря возвышению человека над собственным звериным состоянием.

Согласно другому подходу, политика формируется в ходе исторической эволюции общества вместе с ростом его социальной неоднородности и сложности организации. Первобытное общество было социально однородным. В нём не было политических учреждений и организаций, не было и политики, хотя была власть, осуществляемая всеми взрослыми членами рода. Усложнение общества по мере его развития, повление в нём противоречивых интересов обусловили возникновения государства, а вместе с ним и политики. Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей в социально неоднородном обществе. Общественные изменения были производными от неолитической революции, которая изменила все формы хозяйства и образ жизни людей. С неолитической революцией связывают появление металлических орудий труда, переход от присваивающего типа хозяйства (охота и собирательство) к opnhgbndyels (земледелие, скотоводство), к оседлому образу жизни, появление городов. В конечном счёте, это привело к изменениям во властных отношениях.

Логику появления политики можно представить следующим образом:

  1. Рост продуктивной деятельности человека сделал возможным прибывочный продукт, который трансформируется в частную собственность. Частная собственность способствовала:

- дальнейшему разделению труда и развитию экономики, в частности росту обмена, торговли, появлению ремёсел, городов. Тем самым складываются различные социальные группы, усложняются формы экономических взаимоотношений;

- росту автономии личности,её независимости от власти «целого» (рода, племени);

- усилению имущественного расслоения, складыванию различных классов и групп с противоположными интересами и конфликтными формами взаимоотношений.

  1. Углубление социальной дифференциации по этническому и религиозному признаку.

  2. Рост плотности населения и потребности расширения сферы земледелия и скотоводства породили территориальные притязания племён друг к другу. Появляется проблема сохранения территориальной целостности и независимости от внешних посягательств.

Таким образом, политика формируется как результат неравного распределения богатсва, различия статусов, несовпадающих интересов социальных групп, неизбежности противоречий и конфликтов в обществе. Её появление было связано с тем, что классовые, этнические и религиозные проблемы, межплеменные конфликты, с которыми столкнулись общество, уже не могли быть решены с помощью прежних регуляторов – традиций, обычаев, нравственных норм. Для решения этих проблем потребовались новые регуляторы (административно – правовые и политические) и новые организационные структуры – государство.

Политика непосредственно связана с такими явлениями как власть и государство. Власть является главным инструментом политики и основой политической борьбы. В первобытном обществе она не носила политического характера. Французский политолог М. Дюверже выделил три исторических формы власти:

  • анонимная, которая распылена между всеми членами рода (у некоторых племён даже не было старейшин, принятие решенийосуществлялось всеми взрослыми членами рода);

  • индивидуализированная, связанная с выделением особого статуса вождя племени;

  • институционализированная, связанная с появлением особого института – государства.

Первые две формы власти носят догосударственный характер, а такие общества называют потестарными (от лат.: potestas – власть). Как правило, возникновение политики исследователи ассоциируют с возникновением государства, когда власть приобретает государственно – публичный характер.

С появлением государства связан переход от неполитической (племенной кровно – родственной 0 к политической организации общества. Государство стало новой социальной силой, призванной поддерживать целостность общества, использующее рычаги отношений. Потребность в отстаивании своих интересов породила объединение людей в различные ассоциации (партии, общественные объединения).



  1. Сущность политики.

Понимание сущности и специфики политологии невозможно без определения объекта и предмета этой науки. Объект познания – это всё то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Предметом исследования конкретной науки является та часть, сторона объективной реальности, которая определяется спецификой данной науки. Предмет науки является воспроизведением эмпирической реальности на абстрактном уровне путём выявления наиюолее значимых с точки зрения этой науки закономерных связей и отношений данной реальности.

Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основопологающих общественных образований. Хотя понятие «политика» привычно вошло в научный и обыденный лексикон, опредеоить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многограностью самого явления и соответственно сложностью его познания.

В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма. Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал как форму общения, способ коллективного существования человека. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или “общения” людей.

Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть – первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить полити ку, политические отношения из всей совокупности общественных отношений. В современных условиях всё более активную роль в политической жизни, наряду с государством, играют политические партии, общественные организации и движения, группы давления. В совокупности они составляют организационный остов политики, придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определённые функции в обществе.

Обладание таким ресурсом, как власть, определяет верховенство политики в системе общественных отношений, обязательность политических решений для всего общества. Основным назначением политики является упарвление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данног социально – экономического строя. Политика выступает как организационная и регулятивно – контрольная сфера общества, что обусловлено такими её свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность способность воздействовать практически на любые стороны жизни.

Функциональность политики не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие сферы общественной жизни, но и связывает её с ними. Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия её определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального чвления. Политика сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами.

Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия возможно выделение экономической, социальной, культурной, найиональной, демографической и других видов политики. Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными органами.



  1. Функции политики в обществе.

Само понятие «функция» (от лат. functio) означает совершение, исполнение, обязанность, круг деятельности. реализуются функции политологии на многих плоскостях политической жизни и поэтому могут быть соответственно дифференцированы. Выделим первую группу – «классических теоретических функций». В неё входят:

1).концептуально – описательная. Она состоит в предоставлении исследователю в рамках политологии и за её пределами определённого запаса терминов, понятий и категорий, а также правил описания отражающих содержание политической действителтности, охваченное в этих категориях и понятиях;

2). объясняющая функция, предоставляющая определённые объяснения политических процессов и событий на основе выявленных тенденций, фактов, закономерностей.

3). прогностическая функция. Её назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения.

Одна из целей науки – прогноз. Поэтому ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные тенденции, но и тем,в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Рассмотренные три функции собственно отражают саму суть науки, которая состоит в описании, объяснении и прогнозе. Вторая группа функций политологии носит прикладной характер:

1). методологически оценивающая. Она представляет исследователю систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа; формулирование оценок познавательной полезности результатов этих исследований;

2). интегрирующая, которая состоит в создании возможности использования достижений других дисциплин. То есть насколько данная наука на основе своего языка (терминов, понятий, категорий) и методического инструментария способна сотрудничать с родственными науками, обогащая себя и «соседа».

Третья группа функций – реализуемые за пределами науки:

1).инструментально-рационализирующая (управленческая), дающая субъектам политики знания о политической обстановке, ситуации и средствах успешного воздействия на них. Политология выступает здесь ожним из элементов системы средств, реализующих политические цели и являющихся инструментом формирования ситуации, оптимальноц для субъектов политических действий. Политология специально рассматривает проблему выработки, принятия и реализации политических решений, выдаёт рекомендации для оптимальной и эффективной политической деятельности;

2).идеологическая, она состоит в перестройке содержания функционирующих общественно-политических ценностей, в обосновании существенной связи ценностей, мотивирующих действия участников политических событий.

Особенности политического знания определяются тем, что оно рассматривает общество как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности, функционирующих и развивающихся через политическую деятельность людей. Политология исследует политические интересы и отношения, возникающие в процессе этой деятельности, во взаимосвязи объективного и субъективного факторов. Политическая система и в целом политическая сфера общества выступает в качестве важнейшего объекта политологических исследований. Её анализ включает все вопросы, связанные с проблемами политики, с политическими потребностями и ценностями, политическими ориентациями людей и степенью их реализации, с отношением людей к самим себе как субъектам политики, а также к различным политическим событиям, процессам, происходящим в обществе.

Круг вопросов политического знания довольно широк и можно сделать вывод о политологии как науке, охватывающей весь спектр мира политики. Но такое заключение вовсе не обретает сути проблемы. Ведь политика изучается многими науками, причем каждой из них, присущ свой специфический подход, они имеют свой предмет, который, отражая динамику объекта, не остается раз и навсегда данным.

Поэтому политология как и любая общественная наука, если она хочет предотвратить дезинтеграцию или утрату своего структурного единства, сохранить и повысить свое научное и практическое значение, обязана постоянно уточнять свой предмет, категориальный аппарат (язык науки), методы и функции.



  1. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни.

4.1.Взаимодействие экономики и политики.

Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики. Экономика выступает важнейшим фактором, определяющим политическую жизнь общества. В то же время экономический рост в обществе, повышение подушного дохода способствует установлению плюралистической демократии. Политика также не может расматриваться как основной определяющий фактор экономики. В целом экономика, предопределяя материальные основания жизнедеятельности людей, обуславливает тем самым и характер социальноц дифференциации общества. Обратное влияние политики на экономику проявляется в следующем:

- стабильность политической ситуации влияет на стабильность экономической жизни, делает страну привлекательной для инвестиций, политическая нестабильность приводит к бегству капитала за рубеж;

- реализация научно – технической политики влияет на рост производительности труда, воздействие на условия и содержания труда работников;

- во влияние через реализацию экономической функции государства.

Политика имеет значительные возможности влиять на развитие производства – распределения посредством решения порождаемых им политических проблем, изменением норм права, форм собственности, механизмов управления производственными и распределительными процессами. Нестабильность политической жизни страны имеет своей первопричиной отсутствие чёткой, научно обоснованной, долгосрочной государственной программы экономического развития страны.
4.2 Политика и право.

Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила «политической игры», определяя рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства. Правовая, юридическая сфера закрепляет в действующем законодательстве основные принципы политического господства тех или иных сил. Право является той системой требований к совместному существованию людей в обществе, которая предопределена самой природой общества и без которой невозможно его существование. Оно выступает как индикатор зрелости политики того или иного класса, слоя, нации, государства. Право определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур. Само право в свою очередь является сложным феноменом, порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового сообщества и т.д. Выступая продуктом деятельности государства, право в то же время служит ее регулятором.

В конкретных политических системах отношения между политикой и правом достаточно противоречивы и неоднозначны. Не только в тоталитарных и авторитарных, но в определённой степени и в демократических странах политическая лояльность нередко становится выше закона.
4.3 Взаимосвязь политики и морали.

Нравственные отношения характеризуют в основном взаимосвязи между отдельными личностями, выражаются в требованиях к индивиду со стороны отдельных групп, общества в целом, согласовании личного интереса с общественным, утверждения социального в индивидуальном. Политические отношения не призваны выражать индивидуальность каждого, но более прямо выражают групповые интересы. В каждом обществе существуют представления о нормах морали, о добре и зле, о тех ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека. Эти нравственные нормы задают направленность действиям участников политической жизни. На практике взаимодействие политики и морали редко когда строится на какой-то одной из этих норм, зачастую оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попадая в политику, утрачивают свои лучшие качества. Один из источников противоречий политики и морали состоит в том, что политика предполагает возможность использования силы, принуждения. Все зависит от характера господствующей морали и политики. В них проявляются и существуют две тенденции – стремление все урегулировать и невозможность добиться этого. Один тип политической и нравственной воли сталкивается с другими типами. Поэтому в масштабах общества и политические, и нравственные отношения внутренне противоречивы.

Но сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии, роль которой в политической жизни общества не только в выработке моральных ценностей, она способна утверждать в общественном сознании определенные идеологические представления о политике и может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины.

4.4 Идеология и политика.

Наиболее активно в любом обществе взаимодействуют идеология и политика, т. К. идеология есть совокупность различных взглядов, составляющих общественное сознание. Важнейшая черта идеологии, общественного сознания каждого общества – плюрализм. Поэтому идеологию любого общества нельзя охарактеризовать однозначно. Важной её частью являются политические идеи и концепции, а также сама политология. Всё это называют политической идеологией, а содержащую её часть сознания – политическим сознанием.

Заключение.


Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей и потому ее развитие, разработка той или иной проблематики направлено на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества и которые можно свести к трём основным:

- в-первых, познавательной, связанной с процессом исследования и проникновения в механизм и закономерности политической жизни, а также описания, объяснения и оценки тех или иных её событий и явлений.

Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает, прежде всего, прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов. Этому служат как теоретические изыскания, вырабатывающие принципы познания политических явлений, так и непосредственно исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

- во-вторых, с познавательной функцией тесно связана функция рационализации общественной жизни. Политическая наука даёт объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и так далее.

- в-третьих, практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция политологии. Политология способна дать:

  • долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе;

  • представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия;

  • рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных лидеров, партий.

Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешабтся социальные конфликты.

Список использованной литературы:


1.Лукьянов В.Ю. Политология. СПБ: СПБГУ ИТМО, 2007.

2.Пронин Э.А. Политология. – М.: МИЭМП, 2005.

3.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - АСПЕКТ ПРЕСС, - М. 2000

4.Политология: курс лекций под редакцией Радугина А А // "Центр". - М., 1997.

5.Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990.

6.Дегтярёв А. А. Политика. Полис: Политические Исследования 2006г. №3

7.Байтин. М. И. Государство и Политическая Власть. Саратов, 2002.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа №2 iconКонтрольная работа состоит из: титульного листа, содержания основной...
Контрольная работа сдается в деканат, где ее регистрируют. Если Ваша работа не зачтена, то переделанную контрольную не надо регистрировать...

Контрольная работа №2 iconКонтрольная работа состоит из: титульного листа, содержания основной...
Контрольная работа сдается в деканат, где ее регистрируют. Если Ваша работа не зачтена, то переделанную контрольную не надо регистрировать...

Контрольная работа №2 iconКонтрольная работа по дисциплине «Эконометрика»
...

Контрольная работа №2 iconКонтрольная работа состоит из: титульного листа, содержания основной...
Контрольная работа сдается в деканат, где ее регистрируют. Если Ваша работа не зачтена, то переделанную контрольную не надо регистрировать...

Контрольная работа №2 iconРабочая учебная программа дисциплина: английский язык Блок дисциплин:...
Контроль – 1 контрольная работа Контроль – 1 контрольная работа Итоговый контроль – зачет Контроль самостоятельной

Контрольная работа №2 iconКонтрольная работа, на сессии сдается зачет. Требования по написанию контрольной работы
Дисциплину «Мировая экономика» студенты второго курса осваивают в течение 1 семестра. Изучаются теоретические вопросы, пишется контрольная...

Контрольная работа №2 iconКонтрольная работа состоит из 4 задач, относящихся к разным темам...
При оформлении в формате редактора Word: шрифт Times New Roman, размер шрифта 14 пунктов, межстрочный интервал одинарный, поля по...

Контрольная работа №2 iconРоссии ссии
Комплексная работа (чтение, говорение, аудирование), грамматическая, контрольная работа

Контрольная работа №2 iconКонтрольная работа по дисциплине «Экономика. Модуль 1» является контрольным...
Контрольная работа является одной из форм учебной и научной работы студентов. Цель написания контрольной работы состоит в том, чтобы...

Контрольная работа №2 iconКонтрольная работа сдается в печатном виде на кафедру «Гуманитарные науки»
Вид контрольной работы (электронная или письменная) контрольная работа сдается в печатном виде на кафедру «Гуманитарные науки»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную