Анализ опыта государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса японии в 2006 год






Скачать 78.64 Kb.
НазваниеАнализ опыта государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса японии в 2006 год
Дата публикации18.01.2015
Размер78.64 Kb.
ТипЗакон
e.120-bal.ru > Право > Закон



АНАЛИЗ ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ЯПОНИИ
В 2006 году доля малых и средних предприятий в Японии составляла 99,7 % от их общего числа. В абсолютном выражении общее число малых и средних предприятий равнялось 4 миллиона 210 тысяч.

На этих предприятиях работало 27 миллионов 840 тысяч человек, что составляет более 69 % от общего числа занятых в производственном секторе экономики Японии.

Общая сумма добавочной стоимости, произведенной малыми и средними предприятиями Японии в 2006 году (в производственном секторе) составила 57 трлн. иен, что соответствует примерно 600 млрд. долларов США. При этом доля указанной общей суммы добавочной стоимости в совокупной сумме добавочной стоимости производственного сектора составила 53 %.

Столь впечатляющие результаты деятельности средних и малых предприятий Японии стали возможными благодаря государственной политике поддержки малых и средних предприятий, последовательно и системно проводящейся в течение более 60 лет, начиная с конца 1946 года.

Первоначально курс на государственную поддержку создания и развития малых и средних предприятий был взят с основной целью предотвращения централизации и монополизации возрождающейся в послевоенный период экономики Японии.

В период с 1945 по 1954 г.г. для реализации этого курса была принята соответствующая нормативная база и был проведен целый ряд институциональных преобразований.

В частности, в этот период времени были приняты такие законодательные акты, как:

Закон о запрете монополий (1947 г.);

Закон о страховании средних и малых предприятий (1950 г.);

Закон об организации кредитного поручительства (1953 г.);

Закон о кооперативах в малом и среднем бизнесе (1949 г.).

В этот же период времени было созданы:

государственное агентство по делам малых и средних предприятий (1948 г.), работающее в составе Министерства экономики, торговли и промышленности Японии;

финансовый фонд малых и средних предприятий (1953 г.);

консультационное бюро малого и среднего бизнеса (1948 г.);

система диагностики и регистрации малого и среднего бизнеса (1953 г.);

система декларирования доходов (1949 г.).

В последующие периоды времени цели государственной поддержки малого и среднего бизнеса корректировались с учетом достигнутых ранее поставленных целей и конкретных условий этих периодов времени.

Так в период времени с 1955 г. по 1988 г. в качестве основной была выбрана цель интегрирования малых и средних предприятий, а также крупных предприятий в рамках единой экономики Японии.

Для достижения этой цели в дополнение ранее принятым законам было принято еще десять законов и реализовано множество институциональных преобразований, среди которых, прежде всего, можно отметить:

Учреждение системы финансирования малых предприятий (1973 г.);

Учреждение компании по созданию и инвестициям малого и среднего бизнеса (1963 г.);

Основание Федерации содействия малым и средним предприятиям (1967 г.);

Создание системы налогообложения малого и среднего бизнеса, стимулирующего создание и развитие малого и среднего бизнеса;

Создание системы инвестирования повышения качества малого и среднего бизнеса;

Создание университетов (высших школ) для обучения кадров для малого и среднего бизнеса.

В следующий период времени в качестве основной цели поддержки малых и средних предприятий была выбрана цель оказания помощи не вообще всем малым и средним предприятиям, а только тем, которые имеют мотивацию (заинтересованы) к развитию своего бизнеса и возможность практической реализации этой мотивации.

Определенный интерес представляет сложившаяся в Японии система налогообложения малого и среднего бизнеса.

Основными принципами этой системы являются справедливость, нейтралитет по экономическим направлениям и простота механизма налогообложения.

Под справедливостью по горизонтали понимается принцип, согласно которому экономически идентичные предприятия несут равную налоговую нагрузку.

Под справедливостью по вертикали понимается принцип, согласно которому налоговая нагрузка возрастает с ростом экономической мощности предприятия. Так малые и средние предприятия с капиталом менее 100 миллионов иен и с годовым доходом менее 8 миллионов иен платят налог на юридических лиц по ставке 18 %, в то время как остальные предприятия платят налог по ставке 30 %.

Помимо этого к общему принципу справедливости относится принцип равновесия между поколениями. Согласно этому принципу должен соблюдаться баланс доходов и налоговой нагрузки между различными поколениями налогоплательщиков.

Под принципом нейтралитета по экономическим направлениям понимается «недопущение деформации экономического направления и выбора собственности для физических лиц и предприятий.

После Второй мировой войны и до настоящего времени используется система налогообложения с помощью деклараций, которая пришла на смену системе обложения налогом.

На малых и средних предприятиях были проблемы с несовершенным бухгалтерским учетом ведения дел на предприятии. Поэтому для этих предприятий была создана эффективная система деклараций о доходах с упрощенным фиксированным бухгалтерским учетом. Кроме этого, для малых и средних предприятий предусмотрена система налоговых вычетов.

Так для предприятий, ведущих бухгалтерский учет своей деятельности на регулярной основе сумма вычетов, составляет 650 тысяч иен, а для предприятий, ведущих бухгалтерский учет на основе упрощенной схемы, такой вычет составляет только 100 тысяч иен.

Указанные налоговые вычеты обеспечили возможность малым и средним предприятиям привлечь к бухгалтерскому учету их деятельности квалифицированных специалистов.

Результатом такой системы налоговых вычетов стало улучшение бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях, а также значительный эффект в финансовом росте этих предприятий.

В рассматриваемой системе налогообложения предусмотрены разного рода преференции, в первую очередь, на приобретение оборудования и информационных технологий. Эти преференции практически для всех видов производства и для широкого спектра оборудования и устройств.

При приобретении оборудования или информационных технологий предприятие может выбрать либо специальное списание в размере 33 % их стоимости, либо уменьшить ставку налога на доходы юридических лиц на 7 %, т.е. вместо ставки 18 % платят налог по ставке 11 %.

Неполностью использованная специальная налоговая льгота или избыточно использованная налоговая льгота может быть перенесена на следующий финансовый год.

В настоящий период времени в Японии стала очень актуальной задача наследования малого и среднего бизнеса. В связи с этим разрабатывается и уже внедряется соответствующая система мер для достижения этой цели.

Так, в частности, с 1 октября 2008 года вступил в силу Закон об улаживании наследования бизнеса малых и средних предприятий, призванный реализовать стратегию комплексного оказания помощи для «улаживания наследования бизнеса» путем ограничения системы налогообложения при наследовании бизнеса и системы долевого наследования по гражданскому праву.

В частности, этим Законом вводится отсрочка на выплату налогов по наследству и с подарков, не котирующихся на биржах акций малых и средних предприятий наследникам бизнеса в течение 5 (пяти) лет при условии, что наследник непосредственно управляет соответствующим предприятием.

Кроме того, предусмотрены льготы, для лиц, имеющих право на наследование малого и среднего бизнеса, в случае их отказа от наследования своей доли наследства в пользу одного из наследников.

К концу прошлого века в Японии сложилась многоуровневая организационная система реализации стратегии создания и развития малых и средних предприятий, в состав которой входят:

Агентство по делам малых и средних предприятий, основной задачей которого является планирование стратегии создания и развития малых и средних предприятий и ведение мониторинга ее реализации. Агентство имеет восемь территориальных органов – управлений местной промышленности и экономики.

Агентство непосредственно или через свои территориальные органы взаимодействует (сотрудничает) с:

Агентством поддержки малых и средних предприятий – независимым от органов государственной власти административным юридическим лицом;

Японской финансовой Корпорацией (центральным фондом торговли и промышленности);

Обществом кредитных поручительств (52 отделения);

Японской организацией развития внешней торговли (гл. офис и 35 отделений), оказывающей поддержку японским малым и средним предприятиям за пределами Японии;

Высшими школами малого и среднего бизнеса (в Японии таких школ 9 девять), задачей которых является обучение персонала для малых и средних предприятий;

Муниципальными агентствами по делам малых и средних предприятий (47 агентств) и Центрами содействия малым и средним предприятиям (330 центров). Основной задачей первых является планирование стратегии создания и развития местных малых и средних предприятий, а вторых – непосредственная оценка мотивации и возможностей местного малого и среднего бизнеса и предоставление ему бюджетных субсидий;

Торгово-промышленными палатами (в Японии 516 ТПП) и Торгово-промышленными объединениями (в Японии 1905 ТПО), основной задачей которых в отношении малого и среднего бизнеса является консалтинг по менеджменту, предоставление необходимой для маркетинга информации, обмен опытом и т.п.

Интересен опыт Японии в части контрактной политики по отношению к малым и средним предприятиям.

Доля малых и средних предприятий в исполнении государственных и муниципальных заказов по их сумме выросла с 71 % в 1998 году до 75,9 % в 2006 году. При этом сумма оплаты этих заказов составила в 2008 году 4,165 трлн. иен (46,1 % от общей суммы бюджета, выделенного на удовлетворение государственных, муниципальных и общественных потребностей).

ВЫВОДЫ:
На основании прослушанных лекций, увиденного в одном из Токийских бизнес-инкубаторе, а также результатов изучения полученных раздаточных материалов можно сделать следующие основные выводы:

1. Проводимая в Японии в течение более 60-ти лет государственная политика поддержки малого и среднего бизнеса является не самоцелью, а эффективным инструментом достижения таких стратегических целей, как:

  • предотвращение централизации и монополизации возрождающейся в послевоенный период экономики Японии;

  • создание стабильной эффективной экономики Японии посредством интегрирования малых и средних предприятий, а также крупных предприятий, в единый экономический механизм;

  • создание условий для мотивации (заинтересованности) развития собственного бизнеса у как можно большего числа Японцев, а также для практической реализации этой мотивации;

  • увеличение занятости трудоспособного населения в условиях мирового экономического кризиса.


2. Высокая эффективность этого инструмента достигалась ранее и достигается в настоящее время за счет системного решения всех вопросов, возникавших при реализации государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе создания системной законодательной базы и многоуровневой организационной системы реализации стратегии создания и развития малых и средних предприятий.
3. Если указанные выше цели государственной политики поддержки малых и средних предприятий в Японии актуальны для Российской Федерации, то накопленный Японией в течение 60 лет опыт, во-первых, представляет несомненный интерес, а, во-вторых, нуждается в более детальном изучении под углом зрения возможного использования в наших конкретных условиях.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ опыта государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса японии в 2006 год icon«Сравнительный анализ условий ведения малого бизнеса в США и Японии»
Сравнительный анализ инновационных способов финансирования малого бизнеса в США и Японии. 25

Анализ опыта государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса японии в 2006 год iconРоссийской Федерации Департамент научно-технологической политики и образования
ДЫ, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 г. N 601 (далее по тексту дцп) предлагаем Вам...

Анализ опыта государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса японии в 2006 год iconРоль торгово-промышленных палат в поддержке экспортоориентированного малого бизнеса
И реальной продукции, вносят самый значительный вклад в развитие экономики, создание рабочих мест и наполнение бюджета в развитых...

Анализ опыта государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса японии в 2006 год iconАнализ и состояние развития торговой отрасли
Торговля является важнейшим индикатором социально-экономического развития региона, в котором отражается динамика потребления и платежеспособного...

Анализ опыта государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса японии в 2006 год iconАлтайский край закон о развитии малого и среднего предпринимательства в алтайском крае
Алтайского края в сфере развития малого и среднего предпринимательства, организациями, входящими в инфраструктуру поддержки субъектов...

Анализ опыта государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса японии в 2006 год iconПрограмма шестой региональной выставки-ярмарки «Сделал сам»
Семинар по теме «Ликвидация нарушений прав предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса» (проводит Ассоциация агентств поддержки...

Анализ опыта государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса японии в 2006 год iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Целью дисциплины является расширение теоретических знаний в области малого и среднего предпринимательства, формирование навыков анализа...

Анализ опыта государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса японии в 2006 год iconПоддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
В разделе представлены меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и развитию инфраструктуры...

Анализ опыта государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса японии в 2006 год iconКурс на инновационную модель экономического роста предполагает возрастание...
...

Анализ опыта государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса японии в 2006 год iconФедеральная программа Минэкономразвития России по предоставлению...
Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную