Задания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г






Скачать 318.48 Kb.
НазваниеЗадания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г
страница1/3
Дата публикации16.04.2015
Размер318.48 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
Задания первого тура заключительного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.

11 класс

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1.1. Процесс освоения профессиональных навыков и должностных требований можно описывать термином социализация.
1.2. Спецификой политических институтов традиционного государства является целенаправленный характер их формирования.
1.3. Социальная группа люмпенов включает в себя выходцев из различных социальных слоев и классов.
1.4. Компания «Газпром» продает немецкому банку часть своих предприятий в России — это пример прямых иностранных инвестиций в экономику России.
1.5. В древности, как и ныне, понятие искусства было связано только с эстетической деятельностью человека.
1.6. Разговор реального субъекта с воображаемым партнером (например, человека со своим «внутренним голосом») является разновидностью общения.
1.7. Согласно гражданскому законодательству РФ, прекращение обязательства по требованию одной из сторон невозможно.
1.8. Религиозная организация не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью.
1.9. Если правительство устанавливает минимальный размер оплаты труда выше, чем был на рынке труда, то это приведет к избытку рабочей силы (безработице) и уменьшению занятости. Ведь если зарплата на рынке повышается, то фирма будет нанимать меньше работников, чем раньше.
1.10. Члены федерации обладают суверенитетом, что обусловливает их право одностороннего выхода из состава федеративного государства при условии заблаговременного уведомления центральной власти.
Ответы:


1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

1.10.

да

нет

да

да

нет

да

нет

нет

нет

нет


/5–6 верных ответов — 1 балл, 7–8 верных ответов — 2 балла,9 верных ответов — 3 балла, 10 верных ответов — 4 балла. Максимальный балл — 4 б./
2. Задания на ряды.

2.1. Назовите общее понятие для приведенных ниже:
2.1.1. Смерть одного из супругов, объявление одного из супругов умершим, расторжение брака в органах ЗАГС, расторжение брака в судебном порядке.
Ответ: Основания прекращения брака
2.1.2. Рационализация власти; дифференциация социальных; государственных и гражданских структур; повышение уровня политического участия.

Ответ: Необходимые составляющие политической модернизации (выделил С. Хантингтон)
/ По одному баллу за верный ответ./
2.2. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.
2.2.1. Эдикт, рескрипт, мандат, декрет.

Ответ: Рескрипт (индивидуальный акт, остальные - нормативные)
2.2.2. «Старый порядок и революция», «О пенитенциарной системе в США и ее применении во Франции», «О демократии в Америке», «Соображения о представительном правлении».

Ответ: «Соображения о представительном правлении» - автор Дж.Ст.Милль, остальные работы принадлежат Алексису де Токвилю.
2.2.3. Отношения собственности на средства производства, место в общественном разделении труда, престиж профессии, роль в общественной организации труда, место в производственных отношениях.

Ответ: Престиж профессии (все остальное — марксистские критерии определения классов, а это — критерий по Максу Веберу).
2.2.4. Гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, сотериология, деонтология.

Ответ: Сотериология — религиозное учение, остальные учения моральной философии.
/По одному баллу за верный ответ с верным обоснованием. Максимальный балл —4 б./

3. Решите задачи.
3.1. Экономические задачи.
3.1.1. Среднестатистический потребитель тратит: на продовольственные товары 50%, на непродовольственные товары 40% и на услуги 10% своего бюджета. Определите новое значение ИПЦ (индекса потребительских цен), если за год цены на продовольственные товары упали на 10%, цены на непродовольственные товары выросли на 25%, цены на услуги упали на 10%.

Ответ: 104%
/ За верное решение — 2 балла./
3.1.2. Предположим, что стоимость немецкого экспорта в евро не изменяется, также не меняется стоимость немецкого импорта в долларах, возрастёт ли чистый экспорт Германии в случае 3% обесценения евро относительно доллара? Поясните свой ответ (2–3 предложения).

Ответ: Чистый экспорт Германии при заданных условиях сократится.
/ За верное решение — 3 балла./
3.1.3. Функция краткосрочных общих издержек фирмы на рынке совершенной конкуренции имеет вид TC(Q) = Q3+16, где Q — объем выпуска. Найти цену, при которой фирма получает нулевую экономическую прибыль в краткосрочном периоде.

Ответ: 12

/ За верное решение — 5 баллов./
3.2. Логическая задача.

Задача «Однорукий Джо». Где-то на Диком Западе есть необычное ранчо. Каждый его обитатель умеет читать и писать (на всякий случай, следует уточнить, что пишут они только руками). При этом одна половина из них левши, другая — правши. Левши левой рукой пишут правду, а правой — ложь. Правши наоборот: левой рукой пишут ложь, а правой — правду. У каждого жителя свой особенный почерк (одинаковый для левой и правой руки). Вы подходите к бару и замечаете на дверях странное объявление:
(1) Предложение, которое вы сейчас читаете, я написал левой рукой.

(2) Если я Однорукий Джо, то Однорукий Джо — левша.

(3) Предыдущее предложение ложно.

(4) Однорукий Джо — левша, и я написал это предложение правой рукой.
Судя по почерку, все три фразы написаны одним человеком.

Определите:

      1. Является ли автор объявления правшой?

      2. Является ли автор объявления Одноруким Джо?

      3. Является ли Однорукий Джо правшой?

Обоснуйте свои ответы.
Ответы:

  1. Рассмотрим предложение (1). Если оно истинно, то его написал левша (правду левой рукой пишут только левши). Если оно ложно, то его все равно написал левша (ложь правой рукой пишут только левши. Таким образом, автор точно левша.

  2. Если (3) истинно, то (2) ложно. Но если (2) ложно, то автор ОД, и при этом ОД – правша. Это приводит к тому, что автор правша, что невозможно. Значит (3) точно ложно.

  3. Получается, что (2) – истинно. Таким образом, среди написанного есть как истинные, так и ложные фразы. Значит, писавший вынужден был пользоваться разными руками. Следовательно, он не однорукий, и уж тем более он не Однорукий Джо.

  4. Рассмотрим предложение (4). Если оно истинно, то оно написано правой рукой. Но автор левша, и не может писать правду правой рукой. Значит, (4) ложно.

  5. Поскольку (4) – ложно, хотя бы одна из его половин должна быть ложной. То есть или ОД правша, или (4) написано левой рукой. Последнее исключено (левша не может писать левой рукой ложь).

Остается признать, что Однорукий Джо – правша.
/За верное решение — 8 баллов./
3.3. Задачи по праву.
3.3.1. На борту самолета авиакомпании «Эпсилон», приписанного к аэропорту имени Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США), следовавшего по маршруту Хельсинки-Москва, разразился скандал. Гражданин Финляндии из Хельсинки В. Тикконен, находясь в нетрезвом состоянии, начал оказывать знаки внимания сидящей рядом с ним гражданке России З. Р. Шариповой. В ответ на замечание последней В. Тикконен разразился в адрес Шариповой нецензурной бранью на чистейшем русском языке, после чего ударил ее по лицу. Сидевший неподалеку гражданин Французской Республики из Марселя Ж. Бомон, возмутившись поведением В. Тикконена, сломал финну руку. По приземлении самолета в Москве З. Р. Шарипова написала заявление о возбуждении в отношении В. Тикконена уголовного дела по ч. 1 ст. 116 УК РФ (побои), а Тикконен, соответственно, заявление о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) в отношении Ж. Бомона. Медицинское обследование показало, что вред здоровью З. Р. Шариповой не причинен, но была причинена физическая боль, что соответствует квалификации последствий, предусмотренных ст. 116 УК РФ, здоровью В. Тикконена действительно причинен средний вред. Ж. Бомон показал, что сломал руку В. Тикконену умышленно, но в целях защиты З. Р. Шариповой.

Подлежат ли уголовной ответственности в соответствии с российским законодательством В. Тикконен и Ж. Бомон? Ответ обоснуйте.
Ответы:

Воздушное судно приписано к аэропорту США, и, соответственно, является территорией США. Таким образом, оба деяния произошли на территории США.

/ 1 балл/

Гражданин Финляндии В. Тикконен, хоть и совершил деяние, признаваемое в России преступлением, на территории иностранного государства, несет уголовную ответственность за побои в соответствии с российским законодательством, поскольку потерпевшая, чей охраняемый уголовным законом интерес нарушен, является гражданкой Российской Федерации (ст. 12 УК РФ).

/ 2 балла/

Ж. Бомон по российскому законодательству ответственности не подлежит. Он совершил деяние на территории иностранного государства, сам не является гражданином России, не проживает постоянно в России и не причинял вреда интересам России или ее граждан, то есть не подпадает под действие уголовного закона РФ (ст. 12 УК РФ).

/ 3 балла, за каждый признак по одному баллу, но не более трех./

За рассуждение о том, что Ж. Бомон причинил средний вред здоровью, превысив пределы необходимой обороны, а уголовная ответственность в России возникает лишь за причинение смерти или тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны, следовательно, деяние Ж. Бомона преступным не является.

/ 1 балл/

3.3.2. Пелагея Ивановна 1932 г.р. имела 3 детей: дочь Анастасию 1950 г.р. и сыновей Вадима 1957 г.р. и Владимира 1960 г.р. Анастасия имеет дочь Марию 1970 г.р. и сына Дмитрия 1975 г.р. Вадим детей не имеет. Владимир погиб в 2000 г, он имел дочь Елену 1989 г.р. от первого брака и сына Кирилла 1992 г.р. от второго брака

Пелагея Ивановна скончалась в 2013 г. На момент смерти ее имущество состояло из квартиры стоимостью 8 000 000 рублей, земельного участка с домом и садом, общей стоимостью 5 000 000 рублей, автомобиля стоимостью 500 000 рублей, вклада в банке в размере 1 000 000 рублей, украшений из золота общей стоимостью 100 000 рублей, картины неизвестного художника, предположительно кисти одного из малых голландцев.

Согласно завещанию Пелагеи Ивановны, картина должна была быть передана в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, золотые украшения проданы, а полученные деньги переданы в благотворительный фонд, остальное имущество в полном объеме переходило внучке Елене.

Как ни странно, родственники Пелагеи Ивановны с завещанием не согласны. Анастасия считает, что все имущество Пелагеи Ивановны должно быть разделено в равных долях между всеми детьми и внуками. Вадим считает, что наследниками Пелагеи Ивановны являются только ее дети, что ему должна остаться квартира, поскольку он проживал в ней вместе с матерью, а сестре должен отойти земельный участок с домом. Остальное имущество следует продать, а деньги разделить между ним и сестрой. Мать Кирилла считает, что ее сын имеет те же права на наследство бабушки, что и Елена.

Укажите, какое имущество (какую долю имущества) должен получить каждый наследник Пелагеи Ивановны в данном случае. Ответ обоснуйте.
Ответы:

ГМИИ им Пушкина получает картину /1 балл/

Благотворительный фонд получает стоимость золотых украшений /1 балл/

Елена получает все остальное имущество в полном объеме /1 балл/
/ За указание любого другого наследника, кроме вышеперечисленных, оценка снижается на 1 балл за каждого./
Согласно ст.1111 ГК РФ, наследование осуществляется по закону и по завещанию. При этом наследование по закону имеет место в отсутствие завещания или же в случаях, предусмотренных ГК РФ.

В условиях задачи отсутствуют основания для признания кого бы то ни было из наследников по завещанию недостойными наследниками (ст. 1117 ГК РФ) или признания завещания недействительным (ст 1131 ГК РФ). Также отсутствуют основания для признания кого бы то ни было из родственников Завещателя имеющими право на обязательную долю в наследстве (1149 ГК РФ) Следовательно, наследование осуществляется исключительно по завещанию.

Согласно п.1 ст. 1119 ГК РФ, завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Согласно п.1 ст.1116 ГК РФ, к наследованию по завещанию могут призываться указанные в нем юридические лица, существующие на момент открытия наследства — то есть благотворительный фонд и ГМИИ им Пушкина могут быть наследниками по завещанию.
4. Вставьте понятие.
4.1. ……………… — коренное, качественное изменение в развитии чего-либо.

Ответ: Революция
4.2. ……………. — «правила игры» в обществе, устойчивые паттерны социального взаимодействия.

Ответ: Институты 
4.3. ……………… — частный случай горизонтальной социальной мобильности, связанный с перемещением индивида или группы за пределы определенной территории.

Ответ: Миграция
4.4. ……………… — социальный ярлык, метка, приписываемый обществом каким-то социальным группам и их представителям, обычно имеющий дискриминирующий характер.

Ответ: Стигма 
4.5. ……………… — характеристика социальных отношений, связанная со значимыми с точки зрения общества различиями в доступе к необходимым социальным ресурсам.

Ответ: Социальное неравенство / неравенство
4.6. Государство вводит подоходный налог, рассчитываемый по формуле Тх = 100. Такая налоговая схема имеет ………………. шкалу.

Ответ: регрессивную
/ 4 верных ответа — 1 балл, 5 верных ответов — 2 балла,6 верных ответов — 3 балла./
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г iconЗадания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады...
Индивидуальность — это понятие, описывающее своеобразие психических характеристик и задатков индивида

Задания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г iconЗадания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады...
До получения на руки экземпляра трудового договора работник не вправе приступать к работе

Задания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г iconЗадания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады...
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу

Задания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г iconЗадания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады...
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу

Задания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г iconЗадания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады...
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу

Задания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г iconЗадания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады...
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу

Задания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г iconО проведении V заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2007 году
В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Минобразования России от 30. 10. 2003 №4072,...

Задания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г iconО проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников...
«Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» и на основании приказа управления образования администрации...

Задания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г iconЗадания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии
Ответы на задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2012-2013 учебный год

Задания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г iconО проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2014 2015 учебном году
В связи с болезнью учащихся в период проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную