Экзаменационные билеты по обществознанию для 10 класса Билет №1






Скачать 142.22 Kb.
НазваниеЭкзаменационные билеты по обществознанию для 10 класса Билет №1
Дата публикации05.04.2015
Размер142.22 Kb.
ТипЭкзаменационные билеты
e.120-bal.ru > Право > Экзаменационные билеты
Экзаменационные билеты по обществознанию для 10 класса

Билет №1

  1. Общество как сложная динамичная система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальные институты.

  2. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества

Билет №2

  1. Человек как духовное существо. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности.

  2. Семья и брак. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Современная демографическая ситуация в РФ.

Билет №3

  1. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Потребности и интересы. Многообразие деятельности.

  2. Социальные процессы в современной России.

Билет №4

  1. Познание и знание. Проблема познаваемости мира. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

  2. Демократия, её основные ценности и признаки. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Билет №5

  1. Истина и её критерии.

  2. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Национальная политика. Конституционные принципы национальной политики РФ.

Билет №6

  1. Виды человеческих знаний. Социальное познание

  2. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Билет №7

  1. Человек в системе социальных связей. Индивид. Индивидуальность, личность. Факторы, влияющие на её формирование.

  2. Экономика и экономическая наука. Экономическая деятельность. Основные экономические процессы. Измерители экономической деятельности.

Билет №8

  1. Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Процессы глобализации. общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

  2. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Нормативно-правовой акт.

Билет №9

  1. Культура и духовная жизнь общества. Понятие культуры. Многообразие культур.

  2. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политические партии движения.

Билет №10

  1. Наука и образование. Наука, её роль в современном мире. Общественная значимость и личный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

  2. Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.


Билет №11

  1. Мораль и религия. Мораль, её категории. Нравственная культура.

  2. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека.


Билет №12

  1. Религия, её роль в жизни общества. Религиозные объединения и организации в РФ.

  2. Многообразие социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Девиантное поведение, его причины и профилактика.

Билет №13

  1. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

  2. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.


Темы эссе

Философия

«Природа не знает никаких прав, ей известны только законы» (Д. Адамс).

«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» (В. Белинский)

Правоведение

«Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется» (Демокрит).

«В старину говорили, что закон со свободою живут как кошка с собакой. Всякий закон есть неволя» (Н.М. Карамзин)

Политология

«При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несет предельно огромную ответственность» (Н. Казинс).

« - Я не занимаюсь политикой. – А знаете, это все равно что сказать: «Не занимаюсь жизнью» (Ж. Ренар).

Экономика

«Три вещи делают нацию великой и процветающей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров» (Ф. Бэкон)

«Богатство страны заключается вчисле её жителей и в их труде» (Вольтер).

Социология, социальная психология

«Нация – совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами» (Д. Джебран)

«Молодость – это время для усвоения мудрости.. (Ж.-Ж. Руссо)

«Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Леонтьев)





Работа с документом

Человек и общество

Что именно мы подразумеваем под понятием «материальные потребности»? Прежде всего, желания потребителей приобрести и использовать различные товары и услуги, которые имеют полезность - так экономисты обозначают получаемое людьми удовольствие или удовлетворение. Их перечень включает поразительно широкий спектр товаров: жилые дома, автомобили, зубную пасту, пиццу, свитера и гамбургеры. Бесчисленное множество товаров, которые мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие потребности. Безусловно, то, что является предметом роскоши для Смитов, может оказаться предметом первой необходимости для Джонсов, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости. Услуги также удовлетворяют наши потребности, как и материальные продукты...

В совокупности все материальные потребности неутолимы или безграничны, а это означает, что материальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. Наши потребности в каком- либо конкретном товаре или услуге удовлетворить можно, поскольку в течение некоторого времени нам вполне хватит зубной пасты или спагетти.

Но совсем другое дело - товары вообще. Их мы не получаем и, вероятно, не можем получить в достаточном количестве. Простого размышления будет достаточно, чтобы понять: если попросить всех членов общества составить список всех необходимых им товаров и услуг, которые они бы купили, будь у них неограниченная сумма денег, то этот список не имел бы конца.

Более того, с течением времени потребности множатся. Удовлетворив какие-то потребности из этого перечня, мы пополняем его всё новыми. Материальные потребности имеют высокую скорость увеличения. Стремительное появление новых изделий разжигает наши аппетиты, а широкая реклама стремится убедить нас в том, что мы нуждаемся в бесчисленном количестве предметов, которые без этой рекламы нам бы и в голову не пришло покупать. Еще не так давно у нас не возникало желания приобретать персональные компьютеры, услуги Интернета... потому просто, что их не существовало на свете. Более того, удовлетворив простую потребность, мы уже не можем остановиться...

В общем, можно сказать, что в каждый данный момент индивидуумы и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных материальных потребностей. Некоторые из этих потребностей имеют общие биологические корни. Однако другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев и традиций и часто предопределяются общей социальной и культурной средой нашего обитания.

(К.Р. Маккоппел, C.JI. Брю)
С1.Какие два вида товаров выделяют авторы? В чем, по их мнению, относительность подобного разделения? Каким свойством обладают все товары и услуги?

С2.Почему, по мнению авторов, материальные потребности общества безграничны? Используя содержание текста, приведите три объяснения.

Объяснения могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

С3.Какие причины возникновения потребностей приводят авторы? Укажите любые две причины и проиллюстрируйте каждую конкретным примером.

С4.Нередко высказывается мнение, что для обеспечения благополучия будущих поколений современному обществу необходимо ограничить свои потребности и сократить производство. Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и два в опровержение данного мнения.

Социология

Социальные нормы - общепризнанные или достаточно распространенные образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает, как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. <...> Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали. <...>

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы - это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право - средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

B.C. Соловьев, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». <...> Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

(Н.И. Матузов)

С1. Приведите любые два предназначения социальных норм, названные автором.

Предназначения могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме

С2. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.

С3. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.

С4. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.

Политика

Государство, равно кик и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми. опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилии как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой?

В принципе имеется три пила внутренних оправданий, то есть оснований легитимности (начнём с них). Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освящённых исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, — «традиционное» господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет вне обыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, — харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или — в области политического избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся дома- юг и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил — господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.

Понятно, что в действительности подчинение обусловливают чрезвычайно грубые мотивы страха и надежды — страха перед местью магических сил или властителя, надежды на потустороннее или посюстороннее вознаграждение — и вместе с тем самые разнообразные интересы. К этому мы сейчас вернёмся. Но если пытаться выяснить, на чём основана «легитимность» такой покорности, тогда, конечно, столкнёшься с указанными тремя ее «чистыми» типами.

(М. Вебер)

Cl. Как автор определяет государство? Что, по его мнению, в действительности обусловливает подчинение авторитету?

С2. Какие три внутренних основания легитимности выделил автор? Приведите по одной авторской характеристике каждого основания.

СЗ. Используя содержание текста и обществоведческие знания, укажите любые четыре внешних средства любого типа господства.

С4. Как тип легитимности влияет На форму государства? Используя содержание текста и знания обществоведческого курса, выскажите три предположения.

Право

«Выдвижение проблемы прав человека на передний план современного миропонимания - свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. <...> Но своевременно ли ставить такую задачу? Ведь ... мы переживаем серьезный экономический, политический и духовный кризис. Уместно ли заниматься вопросами прав и свобод, механизмов и гарантий их охраны и обеспечения, когда расцветает теневая экономика, падает дисциплина, расшатывается общественный порядок? <...> Думаем, что не только уместно, но и необходимо. Кризисная ситуация ... не может быть преодолена без раскрепощения человека, без создания условий для его реального активного участия во всех сферах жизни общества, обеспечения его независимости и свободы. <...> В принципиальном плане система прав человека обеспечивает две функции: социальную защищенность личности и ее активное участие в общественной и государственной жизни. <...> Однако огосударствление ... всего гражданского общества, которое было поглощено государством, неизбежно привело к свертыванию свободы, отчуждению личности не только от собственности, но и от власти. Ведь товарные отношения и рынок важны ... потому, что при этом осуществляется свободный выбор, а участники обмена выступают как равноправные партнеры социального общения. <...> Без экономической свободы трудно обрести политическую свободу; ведь огосударствление собственности означает разрушение гражданского общества. <...> В такой ситуации права человека теряют значимость естественных и неотчуждаемых, полностью переходят в ведение государства, которое вольно дать эти права народу либо их ограничить, а то и вовсе пренебречь ими. Права человека должны естественно вырастать на здоровой экономической основе, в которой гражданин выступает не отчужденным от собственности исполнителем команд..., скованным ограничениями и запретами, а хозяином, реализующим свои интересы и потребности во ... взаимодействии с другими участниками экономических процессов. Это непременное условие ... обеспечения прав человека».

В.Н. Кудрявцев, ЕЛ. Пукашева

С.1 Какие функции, по мнению авторов, обеспечивает система прав человека? Назовите две функции.

С.2 Чем авторы обосновывают своевременность выдвижения на передний план проблемы прав человека? Назовите три обоснования, приведенные авторами.

С.3. Авторы утверждают, что «права человека должны естественно вырастать на здоровой экономической основе». Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения авторов.

С.4. Авторы считают, что наличие прав человека создает условия для его реального активного участия во всех сферах жизни общества. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три права, необходимых человеку для активного участия в экономической сфере общественной жизни. Приведите два аргумента, обосновывающих необходимость любых двух из названных вами прав для участия в экономической сфере общественной жизни.

Экономика

Наборы задач, решаемых правительствами при регулировании экономики, определяются как общими закономерностями функционирования современных рыночных систем, так и конкретными потребностями, условиями определенной страны. Применительно к современной России можно выделить три крупные обобщенные задачи... Во-первых, обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации. Во-вторых, осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости ее институтов. В-третьих, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.

Первая из этих задач решается в основном усилиями предприятий, фирм, корпораций... Для достижения устойчивого и социально ориентированного экономического роста нужна целостная экономическая политика общенационального масштаба... Предполагается также реализация государственного заказа и национальных инвестиционных программ по особо значимым для общества направлениям. Сегодня экономическая политика в стране, равнозначной России, непременно должна быть инновационно ориентированной. Это требует особых мер со стороны государства по поддержке науки, образования и инновационного предпринимательства.

Вторая задача - трансформация экономической системы страны... имея в виду создание современной и высокоэффективной рыночной экономики, предполагает широкий круг реформационных действий, которые характеризуются сложными параметрами и требуют особого контроля со стороны государства. Решающее значение в этом блоке задач имеет формирование необходимых для высокоэффективной экономики рыночных институтов, преобразование и совершенствование системы государственного управления.

Третья задача - внешнеэкономическая. Она связана с поддержкой государством самостоятельности и идентичности экономической системы страны в отношениях с внешним миром. Известно, что современные международные экономические отношения пронизаны духом глобализма. Национальные экономические интересы могут оттесняться на второй и даже третий план под мощным давлением интересов транснационального капитала. Но ТНК и международный капитал по-своему тоже национальны. Они выражают приоритеты страны своего базирования или интегральные интересы группы стран. И обычно это наиболее развитые страны мира. Поэтому задача отстаивать во внешнеэкономических отношениях национальные интересы страны не утратила своего значения. Она стала более многогранной и сложной.

(В.И. Кушлин и др.)
С1. Назовите два фактора, которые, по мнению авторов, определяют задачи правительства при регулировании экономики. Какие три задачи регулирования экономики современной России авторы считают актуальными?

С2. Почему, по мнению авторов, задача отстаивания национальных интересов во внешнеэкономических отношениях сохраняет свое значение в современных условиях? Используя содержание текста, дайте два объяснения.

С3. Какое направление экономической политики в стране, равнозначной России, авторы считают необходимым? В чем сущность этого направления политики? Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте два объяснения перспективности этого направления экономической политики.

С4. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три объяснения связи экономического роста и социального развития страны.

Развернутый план ответа

Тема Человек и общество

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Биосоциальная природа человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Тема «Социальные отношения»

Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Семья в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Тема «Право»

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Тема «Политика»

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Государство, его форма и функции». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экзаменационные билеты по обществознанию для 10 класса Билет №1 iconЭкзаменационные билеты по экономике для 11 класса, Билет №1
Как достигается рыночное равновесие. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия

Экзаменационные билеты по обществознанию для 10 класса Билет №1 iconЭкзаменационные билеты по географии для 9 класса Билет№1
Роль геогр науки в решении проблем развития страны. Необходимость комплексного географического изучения страны

Экзаменационные билеты по обществознанию для 10 класса Билет №1 iconПереводные экзаменационные билеты по истории в 7 классе
Экзаменационные билеты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования за курс 7 класса, а также федеральному...

Экзаменационные билеты по обществознанию для 10 класса Билет №1 iconЭкзаменационные билеты по экономике Билет №1
Понятие государственного бюджета. Источники доходов и статьи расходов государства

Экзаменационные билеты по обществознанию для 10 класса Билет №1 iconЭкзаменационные билеты по обществознанию для 9 класса. (Вестник Образования...
В результате 10 самых богатых в 1993 г получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические...

Экзаменационные билеты по обществознанию для 10 класса Билет №1 iconЭкзаменационные билеты по дисциплине «история»
Воронцова И. А. Экзаменационные билеты для подготовки к экзамену по дисциплине "история". Пермь: кга оу спо "Краевой колледж предпринимательства"...

Экзаменационные билеты по обществознанию для 10 класса Билет №1 iconБилеты к экзамену по обществознанию для 8 класса

Экзаменационные билеты по обществознанию для 10 класса Билет №1 iconОтветы на экзаменационные билеты по истории России (9 класс)
Девятиклассники! Здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты

Экзаменационные билеты по обществознанию для 10 класса Билет №1 iconЭкзаменационные билеты по географии 11 класс Билет №1
География населения мира. Естественное движение населения. Демографическая политика и ее особенности в различных странах

Экзаменационные билеты по обществознанию для 10 класса Билет №1 iconЭкзаменационные билеты для общеобразовательных школ составлены в...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную