Правительство республики карелия постановление






НазваниеПравительство республики карелия постановление
страница1/9
Дата публикации01.04.2015
Размер1.4 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


bear

Российская Федерация

Республика Карелия

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 13 декабря 2013 года № 361-П

г. Петрозаводск
Об утверждении

государственной программы Республики Карелия

«Содействие занятости населения в Республике Карелия»
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года № 1755-IV ЗС, в соответствии с перечнем государственных программ Республики Карелия, утвержденным распоряжением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 года № 574р-П, Правительство Республики Карелия п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Карелия «Содействие занятости населения в Республике Карелия» (далее – государственная программа).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия принять участие в реализации мероприятий государственной программы в пределах полномочий.


Глава

Республики Карелия А.П. Худилайнен
Утверждена постановлением Правительства Республики Карелия

от 13 декабря 2013 года № 361-П

Государственная программа Республики Карелия

«Содействие занятости населения в Республике Карелия»
Паспорт

государственной программы Республики Карелия

«Содействие занятости населения в Республике Карелия»


Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство труда и занятости Республики Карелия

Соисполнители государственной программы

Министерство экономического развития Республики Карелия

Министерство образования Республики Карелия

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия

Подпрограммы государственной программы

1. Государственная политика в области содействия занятости населения и социальной защиты от безработицы.

2. Развитие кадрового потенциала.

3. Внешняя трудовая миграция.

4. Развитие институтов рынка труда

Цель государственной программы

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда

Задачи государственной программы

1. Предотвращение роста напряженности на рынке труда.

2. Обеспечение сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов в регионе.

3. Оптимизация потоков трудовой миграции в целях обеспечения сбалансированности регионального рынка труда и защиты местных трудовых ресурсов.

4. Содействие созданию и поддержанию эффективных и конкуренто-способных рабочих мест

Конечные результаты государственной программы

1. Снижение уровня безработицы (по методологии Международной организации труда) к 2020 году на 1,4 процентного пункта.

2. Сближение регистрируемой и общей безработицы к 2020 году на 5,6 процентного пункта

Целевые индикаторы государственной программы

1. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда).

2. Уровень регистрируемой безработицы

Показатели результатов и эффективности государственной программы


  1. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения.

  2. Отношение численности безработных граждан, состоящих на регистрационном учете, к общей численности безработных (по методологии Международной организации труда).

  3. Удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы.

  4. Отношение уровня трудоустроенных граждан, относящихся к категориям инвалидов, одиноких и многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, к уровню всех трудоустроенных граждан из числа обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы.

  5. Уровень занятости.

  6. Доля молодежи, принятой на профессиональное обучение по профессиям и специальностям, предусмотренным прогнозом потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы Республики Карелия, в общей численности молодежи, принятой на профессиональное обучение по очной форме обучения.

  7. Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, проходивших профессиональное обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в общей численности выпускников профессиональных образовательных организаций, обучавшихся по очной форме обучения.

  8. Процент сокращения числа рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранной рабочей силы.

  9. Процент освоения квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.

  10. Доля квалифицированных работников из числа участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей трудоспособного возраста, переселившихся в Республику Карелия.

  11. Изменение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в целом по Республике Карелия.

  12. Удельный вес выполненных Правительством Республики Карелия мероприятий, предусмотренных Соглашением между Правительством Республики Карелия, Общественной организацией «Объединение организаций профсоюзов в Республике Карелия» и Региональным объединением работодателей Республики Карелия «Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия», в общем количестве мероприятий, исполнителем которых определено Правительство Республики Карелия.

  13. Коэффициент частоты несчастных случаев, ед/1000 работающих

Этапы и сроки реализации государственной программы

2014-2020 годы.

Государственная программа реализуется без выделения этапов

Финансовое обеспечение государственной программы с указанием источников

общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 4 518 275,00 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 2 207 363,60 тыс. рублей, средства бюджета Республики Карелия – 2 310 911,40 тыс. рублей, из них на реализацию подпрограмм:

подпрограммы 1 «Государственная политика в области содействия занятости населения и социальной защиты от безработицы» – 4 398 679,20 тыс. рублей;

подпрограммы 2 «Развитие кадрового потенциала» – 23107,80 тыс. рублей;

подпрограммы 3 «Внешняя трудовая миграция» – 96488,00 тыс. рублей;

подпрограммы 4 «Развитие институтов рынка труда» – 0,00 тыс. рублей.

Объем финансового обеспечения государственной программы по годам составит, тыс. рублей:



Годы

Всего

Подпрог- рамма 1

Подпрог- рамма 2

Подпрог- рамма 3

Подпрог- рамма 4

2014

609 155,00

594 510,30

2 697,70

11 947,00

0,00

2015

609 582,10

594 343,00

2 873,10

12 366,00

0,00

2016

619 354,20

603 344,40

3 059,80

12 950,00

0,00

2017

635 203,20

618 422,40

3 212,80

13 568,00

0,00

2018

657 309,40

639 520,60

3 469,80

14 319,00

0,00

2019

681 092,00

662 139,60

3 747,40

15 205,00

0,00

2020

706 579,10

686 398,90

4 047,20

16 133,00

0,00

Итого

4 518 275,00

4 398 679,20

23 107,80

96488,00

0,00




I. Характеристика текущего состояния и проблем в сфере реализации государственной программы. Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы
В 2012 году государственная политика в области содействия занятости населения в Республике Карелия осуществлялась в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населении в Российской Федерации» и Законом Республики Карелия от 4 апреля 2012 года № 1585-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области содействия занятости населения».

Мероприятия в области содействия занятости населения реализовывались в 2012 году за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия в рамках следующих программ:

Региональной программы поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2012 год, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 20 января 2012 года № 19р-П;

ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения» по Республике Карелия на 2010-2012 годы, утвержденной решением коллегии Министерства труда и занятости Республики Карелия от 24 декабря 2009 года;

ведомственной целевой программы «Стажировка выпускников учреждений профессионального образования в Республике Карелия» на 2012 год, утвержденной приказом Министерства труда и занятости Республики Карелия от 20 августа 2012 года № 172-П.

Участниками мероприятий активной политики занятости – получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2012 году стали 41,9 тыс. человек, из которых: обратились за содействием в поиске подходящей работы – 26,1 тыс. человек, за информацией о положении на рынке труда – 10,2 тыс. человек, за получением государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения – 8,8 тыс. человек. Банк вакансий органов службы занятости содержал информацию о 35,9 тыс. вакантных рабочих мест. При содействии органов службы занятости было трудоустроено 14,0 тыс. человек.

Доля граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, составила 53,6% от общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в 2012 году. На каждые десять вакансий в среднем за год претендовало 14 человек.

Безработным гражданам своевременно и в полном объеме выплачивались пособия по безработице, безработным гражданам, направленным органами службы занятости для прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, – стипендии. В 2012 году за счет средств субвенции из федерального бюджета на социальные выплаты безработным гражданам израсходовано 295643,10 тыс. рублей.

Меры, направленные в 2012 году на организацию продуктивных рабочих мест и развитие малого предпринимательства, содействие временной (частичной) занятости в целях недопущения резкого падения макроэкономических показателей, расширили возможности трудо-устройства на региональном рынке труда. В рамках реализации Плана создания новых постоянных рабочих мест на территории Республики Карелия в 2012 году, утвержденного первым заместителем Главы Республики Карелия 26 декабря 2011 года, в 2012 году было создано 3132 рабочих места, в том числе за счет реализации инвестиционных проектов – 1894 рабочих места.

Согласно данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, численность безработных граждан снизилась с 28,4 тыс. человек в 2011 году до 23,1 тыс. человек в 2012 году. При этом уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) снизился за аналогичные периоды с 8,4% до 7,0% от численности экономически активного населения.

Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан сократилась с 8,7 тыс. человек в 2011 году до 7,1 тыс. человек в 2012 году, а уровень регистрируемой безработицы снизился с 2,6% до 2,1% соответственно. В 2012 году достигнуто рекордно низкое значение показателя уровня регистрируемой безработицы за период с 1991 года.

В России снижение уровня регистрируемой безработицы в 2012 году составило 0,3 процентного пункта, в Республике Карелия – 0,5 процентного пункта. Темпы снижения данного показателя в республике в 1,7 раза превысили темпы снижения по Российской Федерации. Тем не менее по сравнению с показателями уровня регистрируемой безработицы по Российской Федерации (1,4%) и Северо-Западному федеральному округу (1,0%) региональный показатель превысил их значения более чем в 1,4 раза.

Несмотря на снижение уровня безработицы в республике, серьезную обеспокоенность вызывают социальные аспекты безработицы. На учете в органах службы занятости в основном состоят безработные граждане, которые в силу различных причин являются наименее конкурентоспособными на рынке труда. Это женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы) и другие категории граждан (граждане, уволенные с военной службы; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы).

В Республике Карелия сохраняется разрыв между данными по безработице, определяемыми в соответствии с методологией Международной организации труда по результатам выборочного обследования населения по проблемам занятости (общая безработица), и административными данными, формируемыми органами службы занятости (регистрируемая безработица). В 2012 году этот разрыв составил 30,7%, то есть только треть ищущих работу незанятых граждан прошли официальную регистрацию в качестве безработных в органах службы занятости.

Различие показателей уровней общей и регистрируемой безработицы во многом объясняется несоответствием возможностей органов службы занятости и ожиданий безработных граждан.

Во-первых, низкий размер пособия по безработице не обеспечивает необходимого уровня замещения утраченного заработка.

Во-вторых, вакансии, сведения о которых имеются в органах службы занятости, зачастую не отвечают запросам граждан, ищущих работу, так как в основной массе представляют собой низкооплачиваемые рабочие места (по данным за 2012 год каждая третья вакансия, заявленная работодателями в органы службы занятости, предусматривала оплату труда ниже величины прожиточного минимума по Республике Карелия).

В-третьих, расширение информационного пространства предоставляет дополнительные возможности для самостоятельного поиска работы безработными гражданами (Интернет, печатные средства массовой информации).

В этих условиях приоритетной задачей органов службы занятости, направленной на повышение эффективности ее деятельности, становится создание дополнительных стимулов для обращения в органы службы занятости как работодателей за подбором необходимых работников, так и граждан в целях поиска подходящей работы.

Серьезными проблемами на рынке труда республики являются: существенная дифференциация муниципальных образований Республики Карелия по уровню и продолжительности безработицы, территориальные диспропорции спроса и предложения рабочей силы, наличие монопрофильных населенных пунктов с высокой напряженностью на рынке труда и неудовлетворительными условиями для обеспечения продуктивной занятости населения.

На конец 2012 года наиболее высокий уровень безработицы был зарегистрирован в Лоухском (6,1%), Беломорском (5,3%), Калевальском (5,3%), Олонецком (3,9%), Пудожском (3,2%) муниципальных районах и в ряде монопрофильных населенных пунктов (пгт Надвоицы (4,2%), г. Кондопога (3,7%), г. Сегежа (2,4%), г. Лахденпохья (1,9%).

Слабо развитая внутриреспубликанская и межрегиональная трудовая мобильность населения также препятствует эффективному использованию местных трудовых ресурсов. Решение данной проблемы во взаимодействии с Министерством экономического развития Республики Карелия, в частности, предусматривает реализацию комплексных инвестиционных планов развития монопрофильных населенных пунктов, составной частью которых являются меры по поддержке занятости населения в моногородах.

Модернизация экономики республики и ее дальнейшее развитие в среднесрочной перспективе будет сопровождаться изменением профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу, который не в полной мере сможет удовлетворяться за счет местных трудовых ресурсов.

Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы усугубляется неблагоприятной демографической ситуацией в республике, угрожающей успешному функционированию рынка труда.

В Республике Карелия сохраняется тенденция снижения численности населения в трудоспособном возрасте – за три года (2009-2012 годы) оно убыло на 26,8 тыс. человек (на 6,5%). Население в возрасте 15-29 лет сократилось на 16,7 тыс. человек (на 11,5%). Темпы снижения численности населения трудоспособного возраста в Республике Карелия в 2,5 раза превысили общероссийские, а темпы снижения численности молодежи превзошли общероссийские значения в 1,8 раза.

Столь существенное снижение численности населения трудо-способного возраста в Республике Карелия связано с общей тенденцией сокращения населения – за межпереписной период республика «потеряла» 72,7 тыс. жителей вследствие неблагоприятных демографических, миграционных процессов. В трудоспособный возраст в настоящее время продолжает вступать малочисленное поколение, рожденное в 90-е годы XX века, исчерпывается резерв роста трудовых ресурсов за счет вовлечения в экономику лиц старше трудоспособного возраста.

Одним из путей решения проблемы дефицита кадров в экономике Республики Карелия является привлечение дополнительных трудовых ресурсов за счет внешней трудовой миграции.

За 2012 год иностранным гражданам было выдано 2007 разрешений на работу, за 2011 год – 1600 разрешений на работу, за 2010 год – 1290 разрешений.

Кроме того, иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, осуществляли трудовую деятельность у физических лиц на основании патента.

В течение 2012 года выдано 1950 патентов на право осуществления трудовой деятельности (в 2011 году – 1974, в 2010 году – 290).

В 2011-2012 годах реализовывалась региональная Программа Республики Карелия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2011-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 13 сентября 2011 года № 240-П. В ходе реализации данной программы в республику переселилось 624 человека, из них в трудоспособном возрасте 505 человек.

В соответствии с долгосрочной целевой программой «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Карелия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 2 октября 2013 года № 297-П, планируется прибытие в 2013-2018 годах на территорию Республики Карелия 1820 соотечественников (не менее 300 человек в год). При принятии аналогичной программы на период 2019-2020 годов количество соотечественников, переселяющихся в Республику Карелия, может составить не менее 600 человек.

Переход от товарно-сырьевого к инновационному типу экономического развития требует комплекса преобразований, важнейшим из которых является развитие человеческого капитала.

Для планирования потребности республики в обеспечении намеченных к реализации инвестиционных проектов необходимыми человеческими ресурсами требуется проведение структурной оценки наличия и использования в регионе трудового потенциала. Данная задача решается посредством разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Карелия. Порядок разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Карелия утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 23 сентября 2013 года № 295-П.

Организация профессиональной подготовки квалифицированных кадров в период 2012-2017 годов для реализации крупных инвестиционных проектов, создания и модернизации 18,4 тыс. рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, должна основываться на данных регионально-отраслевого прогноза потребности в рабочей силе. В республике в рамках реализации региональной целевой программы «Развитие кадрового потенциала Республики Карелия» на период 2008-2013 годов, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 апреля 2008 года № 142р-П, проводится разработка прогноза потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы, который используется Министерством образования Республики Карелия для корректировки плановых цифр приема в учебные заведения республики.

Приведение содержания и структуры системы базового профессионального образования (в том числе системы переподготовки и дополнительного профессионального обучения) в соответствие с потребностями рынка труда должно привести к повышению конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных организаций, увеличению числа высококвалифицированных работников и на этой основе созданию гибкого рынка квалифицированного труда.

Обеспечение рынка труда кадрами соответствующего уровня квалификации способствует исполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в части масштабной технологической модернизации и технологического обновления промышленности, увеличения производительности труда, внедрения инноваций и создания новых высокопроизводительных рабочих мест.

Наряду с модернизацией системы профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров важным элементом в достижении целей долгосрочного социально-экономического развития становится повышение уровня и качества жизни населения за счет роста в том числе реальной заработной платы работников. Это невозможно без ускорения экономического роста, диверсификации экономики, роста номинальной заработной платы более быстрыми темпами, развития многоуровневой системы социального партнерства как инструмента, обеспечивающего баланс интересов работников, работодателей и власти.

В настоящее время развитие социально-трудовой сферы в Республике Карелия осуществляется по следующим приоритетным направлениям, определенным Программой социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной Законом Республики Карелия от 17 октября 2011 года № 1532-ЗРК:

- содействие повышению уровня доходов работающего населения, в том числе погашению задолженности по заработной плате;

- совершенствование регионального законодательства в сфере труда;

- эффективное функционирование новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

- дальнейшее развитие многоуровневой системы социального партнерства в сфере труда.

Продолжение работы по данным направлениям предполагается и на период 2016-2020 годов.

В качестве позитивных сдвигов в сфере трудовых отношений следует отметить повышение в 2012 году темпов роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы до 114,8% к 2011 году против 110,6% в 2011 году (к 2010 году) и 108% в 2010 году (к 2009 году).

Покупательная способность заработной платы (соотношение средней заработной платы на одного работника по полному кругу организаций и прожиточного минимума трудоспособного населения), характеризующая рост реальных денежных доходов работающего населения, в 2012 году также имела положительную динамику и составила 3,07 раза (за 2011 год – 2,8 раза).

Реальная заработная плата, по данным Карелиястата, выросла в 2012 году на 9,8% (в 2011 году – на 1,8%).

По итогам 2012 года по показателю уровня начисленной заработной платы Республика Карелия находится на шестом месте среди десяти регионов Северо-Западного федерального округа, а по показателям темпов ее роста и индекса реальной заработной платы одного работника – на третьем, после Республики Коми и Новгородской области.

Достижению указанных результатов в немалой степени способствовало развитие в Республике Карелия многоуровневой системы социального партнерства в сфере труда как наиболее эффективного механизма рыночной экономики. По состоянию на 1 января 2013 года 59% работников (от среднесписочной численности работников в крупных и средних организациях республики) осуществляют трудовую деятельность у работодателей, заключивших коллективные договоры.

В республике действует Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в рамках деятельности которой происходит согласование баланса интересов сторон социального партнерства, обсуждаются наиболее значимые мероприятия, предусмотренные Соглашением между Правительством Республики Карелия, Общественной организацией «Объединение организаций профсоюзов в Республике Карелия» и Региональным объединением работодателей Республики Карелия «Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия» на 2013-2015 годы, в том числе по созданию условий для поддержания устойчивого развития экономики, обеспечению социальной стабильности в обществе и социальной защиты населения.

На повышение уровня конкурентоспособности работодателей на основе роста производительности труда и создание достойных условий труда для работников направлено поэтапное повышение в Республике Карелия минимальной заработной платы до величины, устанавливаемой соглашениями о минимальной заработной плате в Республике Карелия, заключаемыми сторонами регионального социального партнерства.

В государственных и муниципальных учреждениях, осуществляющих деятельность на территории Республики Карелия, реализуются мероприятия, связанные с исполнением положений изданных в 2012 году указов Президента Российской Федерации, направленных на совершенствование социально-трудовых отношений: повышение заработной платы отдельным категориям работников, реализация комплекса мероприятий по развитию институтов самоуправления, создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, увязка размеров заработной платы руководителей и работников государственных и муниципальных учреждений с результатами оценки эффективности деятельности данных учреждений (введение «эффективного контракта») и другие.

Данные мероприятия, а также ежегодная индексация фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях способствуют снижению численности работников, получающих заработную плату ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения по Республике Карелия, и снижению уровня бедности работающего населения в республике.

В 2012 году заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций Республики Карелия была доведена до средней заработной платы в Республике Карелия.

Решение значительного количества имеющихся в сфере труда проблем (низкий уровень заработной платы по отдельным видам экономической деятельности, категориям, задолженность по заработной плате, нарушение трудовых прав работников, выплата заработной платы по «серым» схемам) окажет позитивное влияние на такие показатели рынка труда, как общая и регистрируемая безработица.

Значение основного показателя уровня производственного травматизма - коэффициента частоты несчастных случаев (Кч) по Республике Карелия на протяжении последних лет имеет устойчивую тенденцию к снижению. Вместе с тем значение этого показателя остается высоким и превышает среднее его значение по регионам, входящим состав в Северо-Западного федерального округа. Так, за 2011 год коэффициент частоты несчастных случаев по Республике Карелия составил 3,5, а средний Кч по Северо-Западному федеральному округу сложился на уровне 2,65.

По данным Карелиястата, наблюдается снижение численности работников, занятых на рабочих местах, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов условий труда. Так, в 2011 году численность таких работников составила 24,8 тысячи человек, а в 2012 году – 24,2 тысячи человек. Вместе с тем в 2012 году 40,9% работающих в организациях республики, охваченных статистическим наблюдением, работали в условиях, не отвечающих нормативным требованиям по охране труда, что больше, чем в таких регионах Северо-Запада России, как г. Санкт-Петербург, Новгородская, Ленинградская, Калининградская, Псковская области, где значение этого показателя варьируется от 17,8% до 31,3%.

В настоящее время в Республике Карелия реализуется «Программа действий по улучшению условий и охраны труда в Республике Карелия на 2011-2013 годы», утвержденная приказом Министерства труда и занятости Республики Карелия от 22 апреля 2011 года № 77-П.

Одним из ее результатов является снижение уровня общего производственного травматизма с 504 несчастных случаев в 2011 году до 455 таких случаев в 2012 году.

Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы, а также меры управления рисками государственной программы приведены в разделе XI государственной программы.
II. Приоритеты и цели государственной политики в области труда и занятости. Основные цели и задачи государственной программы. Прогноз развития рынка труда и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в области труда и занятости определены в соответствии со следующими документами:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 года;

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351;

указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы», от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года № 2074-р;

Программа социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденная Законом Республики Карелия от 17 октября 2011 года № 1532-ЗРК «О Программе социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года»;

Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 апреля 2010 года № 142р-П и утвержденная постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года № 1755-IV ЗС;

Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года, одобренная распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 октября 2012 года № 658р-П.

В соответствии с указанными документами сформулированы следующие приоритеты государственной политики в области труда, охраны труда, содействия занятости населения и трудовой миграции:

развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов;

повышение гибкости рынка труда;

улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;

создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров;

развитие социально-трудовой сферы и социального партнерства на рынке труда;

создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры.

С учетом приоритетов государственной политики сформулирована цель государственной программы – создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

1. Предотвращение роста напряженности на рынке труда.

2. Обеспечение сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов в регионе.

3. Оптимизация потоков трудовой миграции в целях обеспечения сбалансированности регионального рынка труда и защиты местных трудовых ресурсов.

4. Содействие созданию и поддержанию эффективных и конкурентоспособных рабочих мест.

Масштабность и функциональная неоднородность поставленных в рамках государственной программы задач требует дифференцированного подхода к их решению, разработке комплекса специфических мероприятий для каждой задачи. В этой связи в государственной программе сформированы четыре подпрограммы:

1. Государственная политика в области содействия занятости населения и социальной защиты от безработицы.

2. Развитие кадрового потенциала.

3. Внешняя трудовая миграция.

4. Развитие институтов рынка труда.

Каждая подпрограмма предназначена для решения соответствующей задачи государственной программы, которая в рамках подпрограммы рассматривается в качестве цели. Подпрограммы включают комплексы взаимосвязанных мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей. Их разработка и реализация предусматривают участие и взаимодействие соисполнителей государственной программы.

Основными макроэкономическими показателями, характеризующими результаты реализации государственной программы, являются:

уровень безработицы (по методологии Международной организации труда);

уровень регистрируемой безработицы.

При прогнозировании значений макроэкономических показателей по итогам реализации государственной программы учитываются следующие демографические, экономические и миграционные факторы, влияющие на развитие рынка труда.

В прогнозном периоде, вероятно, продолжится сокращение численности населения при уменьшении населения трудоспособного возраста и умеренном повышении роли миграционного фактора. Соответственно, произойдет снижение численности экономически активного населения и, как следствие, сокращение предложения рабочей силы, что может стать существенным инфраструктурным ограничением для реализации инновационного сценария развития республики.

Недостаток бюджетных средств в большинстве муниципальных образований республики может затормозить привлечение инвестиций в производство и создание новых рабочих мест и в связи с этим вызвать образование длительной (застойной) безработицы.

Мероприятия, направленные на модернизацию экономики и рост производительности труда, с неизбежностью повлекут высвобождение рабочей силы. Это, в свою очередь, увеличит риск социальной напряженности в обществе и дополнительной нагрузки на бюджет для выполнения социальных обязательств, в случае если процесс высвобождения рабочей силы будет идти более быстрыми темпами, чем процесс создания новых рабочих мест. При такой ситуации в республике будет наблюдаться устойчивая тенденция снижения численности занятых в экономике с 306,9 тыс. человек в 2012 году до 304,5 тыс. человек в 2020 году.

Ожидается, что к 2017 году уровень регистрируемой безработицы стабилизируется на отметке в 2,1%. Данное значение целевого индикатора полностью соответствует параметрам стратегического планирования, заложенным в государственной программе Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2149-р.

Вместе с тем данный показатель расходится с одним из целевых ориентиров Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года (далее – Концепция), которым запланировано снижение уровня регистрируемой безработицы до 1,6% в 2017 году.

Данное расхождение связано с изменением ситуации в экономической сфере и на рынке труда региона за период между разработкой Концепции и настоящей государственной программы и обусловлено следующими факторами.

Экономическая ситуация в республике характеризуется как нестабильная. В 2012 году индекс промышленного производства составил 99,7% к уровню 2011 года. Промышленный спад за 5 месяцев 2013 года составил 86,4%. В условиях падения промышленного производства, утраты экономического динамизма в ряде обрабатывающих производств отмечается потеря устойчивости в направлении развития занятости. Численность уволенных работников с организаций республики вновь начала расти, хотя и не достигла той интенсивности процессов, которая отмечалась в кризисные 2008-2010 годы. В республике сохраняется высокая доля занятых работников в неформальном секторе экономики. В первом квартале 2013 года эта доля составила 16,7% к общей численности занятого населения против 10% по Северо-Западному федеральному округу в целом. При ухудшении экономической ситуации данная категория граждан может перейти в статус безработных, тем самым расширить официальную часть открытого рынка труда.

Учитывая вышеизложенное, желаемой тенденцией развития уровня регистрируемой безработицы представляется его стабилизация в 2016-2019 годах на отметке в 2,1% с дальнейшим снижением до 2% к 2020 году. Кроме того, необоснованно заниженное значение данного целевого индикатора (1,6%) является не только заведомо недостижимым, но и потенциально опасным для успешного функционирования рынка труда, так как исключает здоровую конкуренцию между работниками за рабочее место.

При умеренно сдержанных оценках к 2020 году уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) не превысит отметки 5,6%, а уровень регистрируемой безработицы – 2,0% соответственно.
III. Прогноз конечных результатов государственной программы
Основным результатом реализации государственной программы является создание условий, способствующих эффективному функционированию гибкого рынка квалифицированного труда.

По итогам реализации государственной программы ожидается достижение следующих социально-значимых результатов:

1) улучшение социального положения и роста благосостояния жителей республики в результате содействия в получении достойной и продуктивной работы в условиях свободного выбора;

2) снижение бедности и уменьшение дифференциации населения республики по уровню доходов;

3) уменьшение дифференциации муниципальных образований республики по уровню безработицы и условиям обеспечения занятости;

4) решение проблем занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

5) развитие социального партнерства;

6) повышение степени защищенности наемных работников в сфере социально-трудовых отношений, снижение социальной напряженности в обществе;

7) уменьшение социальных рисков последствий безработицы в результате обеспечения реализации права граждан на социальную поддержку в случае потери работы;

8) улучшение условий труда на производстве, снижение показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

9) снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Республики Карелия.

Прогноз конечных результатов государственной программы разработан в инвестиционном и инерционном вариантах.

Инерционный вариант предполагает сохранение невысокого инвестиционного спроса, слабого роста потребительского спроса, низкой конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей и вероятность сокращения спроса на рабочую силу. Занятость населения будет поддерживаться в основном за счет временного трудоустройства и создания рабочих мест в сфере малого бизнеса. Сохраняющаяся структурная безработица, качественное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, дифференциация условий обеспечения занятости в муниципальных образованиях республики приостановят тенденцию снижения уровня безработицы (по методологии Международной организации труда).

При реализации рассматриваемого варианта уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в 2020 году составит не менее 7,0% к экономически активному населению и не снизится по сравнению с отчетным 2012 годом. Ввиду сохранения высокой доли теневой занятости и скрытой безработицы разрыв между показателями регистрируемой и общей безработицы сохранится на уровне 2012 года (не выше 30,7%) и сближения указанных показателей в 2020 году не произойдет.

Инвестиционный (целевой) вариант прогноза отражает динамичное развитие экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности бизнеса, роста банковского кредитования, инвестиционных вливаний, модернизации. В результате развития базовых отраслей экономики, социально-транспортной инфраструктуры, сферы туризма, жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, диверсификации экономики моногородов предполагается рост спроса на рабочую силу.

При данном варианте прогноза уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) к 2020 году снизится до отметки 5,6% к экономически активному населению, или на 1,4 процентного пункта, по сравнению с отчетным 2012 годом.

По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения в структуре общей безработицы увеличится доля безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости. В этой связи прогнозируется рост доли официально зарегистрированных безработных в общей численности безработных (по методологии Международной организации труда) до 36,3% к 2020 году и сближение регистрируемой и общей безработицы на 5,6 процентного пункта по сравнению с отчетным 2012 годом.
IV. Срок и контрольные этапы реализации

государственной программы
Государственная программа реализуется в 2014-2020 годах. Этапы реализации государственной программы не выделяются.
V. Перечень и краткое описание подпрограмм
Государственная программа включает четыре подпрограммы.

Подпрограмма 1. «Государственная политика в области содействия занятости населения и социальной защиты от безработицы»

Цель подпрограммы: предотвращение роста напряженности на рынке труда.

Задачи подпрограммы:

содействие гражданам в реализации права на труд и свободно избранную занятость и на получение социальной поддержки в случае потери работы;

расширение возможностей трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Этапы и сроки реализации подпрограммы: 2014-2020 годы, без выделения этапов.

Финансовое обеспечение подпрограммы: общий объем финансирования подпрограммы составляет 4 398 679,20 тыс. рублей, из них из федерального бюджета – 2 184 748,70 тыс. рублей, из бюджета Республики Карелия – 2 213 930,50 тыс. рублей, в том числе по годам:

на 2014 год – 594 510,30 тыс. рублей;

на 2015 год – 594 343,00 тыс. рублей;

на 2016 год – 603 344,40 тыс. рублей;

на 2017 год – 618 422,40 тыс. рублей;

на 2018 год – 639 520,60 тыс. рублей;

на 2019 год – 662 139,60 тыс. рублей;

на 2020 год – 686 398,90 тыс. рублей.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

сохранение макроэкономической и социальной стабильности в обществе;

снижение уровней общей и регистрируемой безработицы;

оборудование (оснащение) ежегодно в период 2014-2015 годов до 48 рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов;

развитие внутренней и межтерриториальной трудовой мобильности населения;

усиление адресности социальной поддержки, предоставляемой безработным гражданам.

Подпрограмма 2. «Развитие кадрового потенциала»

Цель подпрограммы: обеспечение сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов в регионе.

Задачи подпрограммы:

проведение структурной оценки наличия и использования трудового потенциала Республики Карелия;

определение перспективной потребности в кадрах для формирования государственного задания на подготовку кадров профессиональным образовательным организациям Республики Карелия.

Этапы и сроки реализации подпрограммы: 2014-2020 годы, без выделения этапов.

Финансовое обеспечение подпрограммы: общий объем финансирования подпрограммы составляет 23107,80 тыс. рублей из средств бюджета Республики Карелия, в том числе по годам:

на 2014 год – 2697,70 тыс. рублей;

на 2015 год – 2873,10 тыс. рублей;

на 2016 год – 3059,80 тыс. рублей;

на 2017 год – 3212,80 тыс. рублей;

на 2018 год – 3469,80 тыс. рублей;

на 2019 год – 3747,40 тыс. рублей;

на 2020 год – 4047,20 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

сбалансированность и эффективное использование трудовых ресурсов Республики Карелия;

создание действенного механизма приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда Республики Карелия;

повышение конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных организаций Республики Карелия на рынке труда;

занятость выпускников профессиональных образовательных организаций Республики Карелия очной формы обучения.


Подпрограмма 3. «Внешняя трудовая миграция»

Цель подпрограммы: оптимизация потоков трудовой миграции в целях обеспечения сбалансированности регионального рынка труда и защиты местных трудовых ресурсов.

Задачи подпрограммы:

обеспечение дифференцированного подхода к привлечению и использованию иностранных работников;

создание условий для притока квалифицированной рабочей силы в республику из числа соотечественников, проживающих за рубежом.

Этапы и сроки реализации подпрограммы: 2014-2020 годы, без выделения этапов.

Финансовое обеспечение подпрограммы: общие объемы финансирования подпрограммы составляют 96 488,00 тыс. рублей, из них из федерального бюджета – 22 615,00 тыс. рублей, из бюджета Республики Карелия - 73 873,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

на 2014 год – 11 947,00 тыс. рублей;

на 2015 год – 12 366,00 тыс. рублей;

на 2016 год – 12 950,00 тыс. рублей;

на 2017 год – 13 568,00 тыс. рублей;

на 2018 год – 14 319,00 тыс. рублей;

на 2019 год – 15 205,00 тыс. рублей;

на 2020 год – 16 133,00
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство республики карелия постановление iconОб утверждении государственной программы Республики Карелия «Социальная...
Конодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года №1755-iv зс, в соответствии с перечнем государственных программ Республики...

Правительство республики карелия постановление iconПравительство республики карелия постановление
Об утверждении государственной программы Республики Карелия «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами»...

Правительство республики карелия постановление iconПравительство республики карелия распоряжение
В целях организации работы по реализации на территории Республики Карелия постановления Правительства Российской Федерации от 25...

Правительство республики карелия постановление iconГлавы республики карелия
Республике Карелия, утвержденным распоряжением Главы Республики Карелия от 23 декабря 2014 года №461-р, утвердить межведомственный...

Правительство республики карелия постановление iconЗакон «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах...
Мероприятия на 2016-2017 годы по реализации инвестиционной стратегии Республики Карелия на период до 2025 года

Правительство республики карелия постановление iconГлавы республики карелия о бюджетной политике в 2013 2015 годах
Настоящее послание подготовлено в соответствии со статьей 9 Закона Республики Карелия «О бюджетном процессе в Республике Карелия»...

Правительство республики карелия постановление iconПостановление от 2 октября 2013 года №297-п г. Петрозаводск Об утверждении...
«О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников,...

Правительство республики карелия постановление iconДокла д уполномоченного по правам человека
В соответствии со статьей 16 Закона Республики Карелия от 12. 11. 2007 г. №1132 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике...

Правительство республики карелия постановление icon[Унифицированный туристский паспорт Республики Карелия]
Государственное бюджетное учреждение «Информационный туристский центр Республики Карелия» имеет следующие визит-центры: 19

Правительство республики карелия постановление iconГлавы республики карелия о бюджетной политике в 2014 2016 годах
В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в 2012 году и в начале 2013 года Правительству Республики Карелия...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную