5. Оставляя в стороне вопросы о полноте информации и оппортунизме агентов






Скачать 169.08 Kb.
Название5. Оставляя в стороне вопросы о полноте информации и оппортунизме агентов
Дата публикации24.01.2015
Размер169.08 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы
к.э.н. И.С. Кац,

Институт экономики УрО РАН
Благосостояние общества и сектор общественных благ*
Общественные потребности, материализуемые в виде сектора общественных благ, выражают интересы сообщества граждан, проживающих на определенной территории. Эти интересы представляют собой объект многочисленных изысканий экономистов на протяжении столетий развития экономический теории. Дебаты экономистов отношении сводимости либо несводимости частных интересов во многом до сих пор сохраняют актуальность, однако в целом большинство экономистов придерживаются позиции, признающей существование несводимых интересов общества, отличных от совокупности личных интересов включенных в него граждан. Подобная ситуация закономерно выдвигает вопрос об источниках актуального информирования о потребностях общества, удовлетворение которых по большей части лежит за пределами рыночного механизма. Поскольку сами индивиды не сигнализируют о потребностях, выходящих за пределы эгоистического поведения, данная функция исторически была закреплена за государством. При этом само появление государства явилось воплощением гаранта реализации интересов общества, выходящих за рамки индивидуальной самоорганизации.

Исторически функции государства претерпевали определенные изменения, смещая акценты с одних аспектов общественной жизни на другие. В настоящее время принято разделение функций государства на традиционные и современные1. Традиционные функции включают обеспечение внутренней и внешней безопасности, развитие инфраструктуры. Сюда можно отнести и трансакционные издержки, связанные с такой сущностной функцией государства, как правовая защита, содержание судов, арбитражей и т.д.2 Они доминировали в государственных расходах до конца XIX в. Современные функции государства получили активное развитие с начала XX в. и ориентированы на развитие социальной сферы. Они тесно связаны с изменениями, произошедшими в обществе в ходе индустриализации, перехода к постиндустриальному и информационному обществу. Активизация производительных сил привела к удовлетворению базовых потребностей и А. Маслоу и актуализации высших потребностей, что естественным образом сказалось на структуре потребностей общества. В настоящее время доля традиционных общественных благ составляет лишь 4-8% ВВП, тогда как на долю социально значимых благ приходится 20-40% ВВП3.

Важнейшей функцией государства выступает защита общественных интересов. Однако представление об оптимуме, преследуемом государством при реализации своих функций, также является предметом широких научных дискуссий: от утилитаристской теории «суммарного счастья»4 до оппортунистического преследования собственных интересов5. Оставляя в стороне вопросы о полноте информации и оппортунизме агентов6, сопровождающие экономическое обоснование функционирования общественного сектора, обратимся к целям, которые ставит перед собой общество, и стратегиях, избираемых государством. Как отмечает А. Рубинштейн, нельзя исходить из того, что для каждой конкретной ситуации существует единственно возможная или объективно лучшая социальная политика с соответствующими бюджетными приоритетами. Она всегда находится в поле нормативных решений, где главную роль играют ценности, характерные для данного общества и данного времени7.

Несомненно, главным критерием качества функционирования государства является благосостояние общества. Однако подходов к оценке благосостояния и механизмов воздействия на него существует множество. Для современного общества характерно выделение человека и социума как приоритетов общественного развития. Так, Конституция РФ фиксирует человека, его права и свободы как высшую ценность8. Вследствие этого различные аспекты социального благополучия выделяются как приоритетные критерии оценки качества функционирования государства, в том числе в отношении производства общественных благ. Как отмечает Т.Г. Корнеевец, создание условий для развития человеческого потенциала становится одной из главных задач любого государства9. Н.А. Лось подчеркивает, что одной из важнейших задач социального государства является выработка действенных социальных механизмов и способов управленческого воздействия на качество жизни населения10. М.Ю. Зурабов обращает внимание, что вопросы экономического роста неотделимы от проблем социального характера. «Выживет лишь та страна, которая создаст для людей наиболее благоприятные и комфортные условия для жизни», - пишет он11. Комплекс факторов, определяющих благосостояние современного общества, демонстрирует Р.М. Нуреев (рис. 1).


Рисунок 1. Факторы, определяющие благосостояние12
Среди показателей, используемых для оценки эффективности государственного участия, принято выделять такие показатели, как уровень жизни, качество жизни, уровень развития человеческого капитала и человеческого потенциала. Сопоставительный анализ данных показателей, проведенный в наших предыдущих работах13, продемонстрировал наибольшую социально-экономическую значимость показателя качества жизни, раскрывающего как финансовые, экономические и политические, так и географические и социальные аспекты жизни общества. Таким образом, доминирующими критериями эффективности функционирования сектора общественных благ на современном этапе становятся показатели качества жизни, которые определяют устойчивость развития общества, показывая улучшение среды обитания человека и потенциал человеческих ресурсов.

Механизмы координации деятельности государства воплощаются в виде соответствующих институтов. Институциональное сопровождение охватывает все сферы функционирования рынка общественных благ, включая процессы принятия решений, механизмы взаимодействия агентов, системы стимулирования и контроля. Базовым институтом, определяющим специфику функционирования общественного сектора, является институт общественного выбора, или институт голосования. Он воплощает механизм принятия решений государством от имени общества для его блага.

Важнейшей отправной точкой в этом процессе выступает общество как совокупность индивидуумов, тем или иным образом сигнализирующих о своих потребностях. При этом удовлетворение потребностей происходит посредством усложнения институциональной организации. Если традиционные институты (удовлетворение потребностей силами самого домохозяйства) не позволяют удовлетворить все потребности, индивиды обращаются к рыночному обмену, сталкиваясь с фильтром платности и рентоориентированным поведением агентов на данном рынке. Если же рыночный механизм также неспособен удовлетворить потребности индивидов, государство, преодолевая фильтр рыночной доступности, руководствуясь социальными преференциями, способствует удовлетворению данных потребностей (рис. 2).
Традиционные институты

Рыночные институты

Политические институты

Рентоориентированное поведение

Фильтр доступности

Социальные преференции

Фильтр платности


Рисунок 2. Институциональные механизмы удовлетворения потребностей
При этом факторами удовлетворения потребностей посредством того или иного институционального механизма служат:

- уровень экономического развития страны;

- финансовые возможности субъектов;

- уровень цен на товары и услуги;

- тип национальной модели экономики;

- масштабы перераспределения национального дохода;

- численность и структура населения;

- степень социальной ориентированности экономики14.

При этом роль государства может быть различной: от институционального регулирования механизмов взаимодействия агентов (правовая среда) до полных обязательств по производству и предоставлению общественного блага. Выбор в пользу того или иного механизма организации производства общественных благ обусловливается экономией на трансакционных издержках. Так, Ю.В. Федорова справедливо замечает, что монополия государства на производство общественных благ приводит к отсутствию стимулов к минимизации издержек, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий, усилению возможности бюрократизации15. Однако особенности общественных благ, такие как высокая общественная и социальная значимость, низкая инвестиционная привлекательность, наличие внешнего эффекта потребления при отсутствии адекватного механизма выявления предпочтений, высокие издержки рыночной координации предопределяют незаинтересованность частного сектора в их производстве16.

Государство может непосредственно участвовать в производстве общественных благ, а может с помощью государственной политики (стимулирующих и сдерживающих мер) добиваться производства общественных благ от других хозяйствующих субъектов17. Преимуществами второго подхода является нивелирование провалов государства, создание конкурентной среды, способствующей повышению эффективности. Именно такова основная тенденция развития общественного сектора в последние десятилетия. Разницу между производительностью в государственном и частном секторах оценивают на Западе примерно в 20-30%18.

За годы проведения реформ в России постепенно происходит отказ от патерналистской функции государства в механизмах реализации экономической и социальной политики. Это предполагает создание различных институциональных структур, характерных для рыночной экономики. В особенности это характерно для смешанных общественных благ, предоставляемых на локальном и региональном уровне.

В целом организации, которые участвуют в контрактных и квазирыночных отношениях в рамках институционального механизма общественного сектора, можно разделить на четыре типа. К ним относятся:

- частные предприятия;

- государственные предприятия;

- государственные некоммерческие организации;

- негосударственные некоммерческие организации.

Особую роль среди них играют негосударственные некоммерческие организации. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных предприятий является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями19.

При принятии решения о механизмах институциональной реализации производства общественных благ необходимо учитывать:

- причины и цели государственного вмешательства в производство данного блага;

- полноту проявления свойств общественного блага;

- механизм выражения интересов потребителей;

- механизм включения частного сектора в производство;

- персонифицированность потребителя20.

Однако специфика функционирования общественных рынков накладывает отпечаток на применимость эффективных механизмов перераспределения ответственности. Условно выделяют несколько групп социально-экономических факторов, определяющих институциональное разнообразие:

- жесткость бюджетного ограничения;

- возможность экономии на масштабе;

- наличие групп влияния (высокодоходные группы населения, профсоюзы);

- влияние идеологии правящих партий21.

Важным аспектом в отношении предоставления общественных благ в целом и государственно-частного партнерства в частности является асимметрия информации, преодоление которой может быть вынесено как одно из приоритетных направлений развития общественного сектора. Основополагающим институтом в этом аспекте выступает гражданское общество, выражающее гражданскую активность и ответственность граждан, уровень общественного доверия. Как подчеркивается в ряде исследований22, уровень развития гражданского общества положительным образом влияет на функционирование информационного обмена между агентами и, как следствие, обусловливает более эффективное функционирование прочих институтов.

Институтами информационного обмена на общественных рынках выступают общественное мнение, средства массовой информации, статистическая, бухгалтерская и иная отчетность организаций, министерств и ведомств, институты целевого сбора информации (исследования потребностей и качества существующих общественных благ, проводимые с помощью анкетирований, фокус-групп, экспериментов, экспертных оценок).

Несомненно, сама по себе информация имеет исключительное значение при принятии решений. Однако наиболее важно включить ее в систему планирования. И одним из актуальных механизмов, используемых в практике многих стран, становится бюджетирование, ориентированное на результат. Оно подразумевает планирование деятельности органов публичной власти, исходя из достижения конкретных и измеримых социально значимых результатов23. При этом специалисты обращают внимание на различия в понимании непосредственных и конечных результатов. «Для четкого понимания того, что является результатом деятельности организации, должен существовать институт оцени данного результата», - отмечает Е.А. Капогузов24. Другими словами, и непосредственные, и конечные результаты любого действия – это не то, что под ними понимает его субъект, а то, что о них полагают потребители внешних эффектов, экспертное сообщество, наука25. Для достижения целей, стоящих перед органами государственной власти, необходимо ответить на вопросы: какие блага и услуги должны производиться; для какой целевой группы должны быть предложены продукты; какие специфические потребности данной группы должен удовлетворить этот продукт. Ответы на эти вопросы позволят установить ориентированные на клиентов стандарты для оценки деятельности усреждения26.

В качестве инструментов контроля за деятельностью государственных органов выступают открытая отчетность перед обществом и гражданский контроль. При этом, как полагает В. Остром, наиболее эффективное информационное взаимодействие происходит в случае децентрализованного, полицентричного управления общественным сектором (партиципативность)27. Члены местного сообщества должны быть максимально вовлечены в процессы принятия решений относительно вида, объема и финансирования производства общественных благ, полагает он. Такая система позволяет не только улучшить качество информационных потоков, задействовать эффекты доверия и гражданской ответственности, но и активизировать конкурентную среду в общественном секторе.

Механизмы финансирования соответствующих благ также имеют богатый спектр институциональных вариаций. Основу финансирования сектора общественных благ составляет институт бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм представляет собой такое распределение функций и полномочий между органами власти всех уровней, при котором обеспечивается их финансовая самостоятельность, направленная на максимальную реализацию всех общественных потребностей28. Целевое бюджетное финансирование представлено президентскими национальными программами, имеющими четкие задачи выравнивания экономических дисбалансов в отдельных отраслях экономики.

Помимо традиционного бюджетного финансирования централизованного производства общественных благ существуют механизмы взаимодействия государства с коммерческими и некоммерческими организациями, гражданским обществом. Тенденции современного реформирования общественного сектора включают механизмы реализации общественных закупок, призванных стимулировать конкурентность благ и инновационную активность производителей. Активно развивается практика предоставления бюджетных средств в виде федерального, регионального или муниципального гранта, государственного заказа. По данным РОМИР, бюджетные средства составляют 29% финансирования некоммерческих организаций. Из них 7% приходится на федеральный бюджет, 9% - не бюджеты субъектов Федерации и 13% - на местные бюджеты29. Среди них интерес представляют ярмарки социальных и культурных проектов, проходящие в различных регионах России, гранты, ваучеры и кредиты непосредственно населению на определенные целевые нужды (получение образования, научные исследования, творческие проекты, жилищные субчидии и т.д.). В данном случае реализуется принцип «деньги следуют за потребителем», что в конечном счете повышает эффективность30.

Возрастает социальная ответственность населения и частных компаний. Многие коммерческие предприятия принимают на себя ответственность за обустройство территории, социальную поддержку сотрудников и рядом живущих граждан. В ряде стран частные корпорации и граждане формируют эндаументы – безвозмездно передают научным, образовательным и социальным организациям капитал. Собственником данного капитала становится организация, однако расходовать она имеет право лишь доходы от этого капитала. Благодаря эндаументам научно-образовательный капитал стал ядром национальной инновационной системы в США31.

Также одним из способов финансирования производства общественных благ в локальных сообществах является самообложение – форма добровольного участия граждан определенной территории денежными средствами либо безвозмездным трудом в мероприятиях местного характера32. Решение о самообложении принимается на местном референдуме или сходе жителей определенной местности и регулируется законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Посредством самообложения может финансироваться создание парковок транспортных средств, строительство детских площадок, мест отдыха, культурного досуга и т.д. При этом интерес к индивидуальному участию в производстве общественных благ прямо пропорционален уровню жизни, уровню доверия, альтруизма и гражданской ответственности, локальной обособленности сообщества и обратно пропорционален размеру локального сообщества.

Совокупность институтов, включенных в систему производства и потребления общественных благ и определяющих благосостояние общества и качество жизни, представлена на рис. 3.


Современные общественные блага:

- Образование;

- Здравоохранение;

- Культура;

- Рекреация;

- Бытовое обслуживание


Негосударственные:

- Социальная ответственность;

- Эндаументы;

- Самообложение

- Партиципативность;

- Государственно-

частное партнерство;

- Гражданский контроль
- Общественный

выбор;

- Бюджетный федерализм;

- Доверие;

- Гражданская ответственность;

- Информационная открытость
Государственные:

- Бюджетирование, ориентированное на результат;

- Президентские нац. программы;

- Государственные заказы и закупки;

- Целевые гранты

Традиционные общественные блага:

- Безопасность;

- Охрана порядка;

- Правовая защита;

- государственное управление
Государственные структуры:

- Бюджетные учреждения;

- Государственные внебюджетные фонды;

- Государственные некоммерческие организации

Качество

жизни

Благосостояние общества

Продукты

Институты финансирования

Институты взаимодействия

Участники




Негосударственные структуры:

- Негосударственные некоммерческие организации;

- Коммерческие организации;

- Общественные объединения;

- Население


Рисунок 3. Институты сектора общественных благ
Богатство институциональных форм организации общественного сектора, их взаимообусловленность и синергетический эффект от их применения позволяют в полной мере реализовывать механизмы максимизации благосостояния общества. И те страны, которые в действительности ставят во главу реализации общественной политики качество жизни населения и в полной мере используют потенциал институциональной организации взаимодействия агентов, достигают наиболее высоких показателей развития всех сторон экономики.

** Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 14-06-00024а

1 См., напр., Благих Ю.И. Государство, общественный сектор и их роль в развитии экономики человека // Проблемы современной экономики. 2012. № 3. С. 72-75. С. 73.

2 Ельмеев В.Я., Тарандо Е.Е. Общественные блага и социализация собственности // Социологические исследования. 1999. № 1. С. 41-48. С. 43.

3 Корнеевец Н.Г. Воспроизводство общественных благ в контексте формирования человеческого капитала. Автореф. … к.э.н. по спец. 08.00.01. – Минск: БГЭУ, 2013. 24 с. С. 7.

4 Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М.: РОССПЭН, 1998; Эджуорт Ф. Статьи по политической экономии. http://www.seinstitute.ru/Files/Veh6-20_Edgeworth.pdf; Pigou A.C. The Economics of Welfare. L.: Macmillan, 1920.

5 Лаффон Ж.Ж. Стимулы и политэкономия. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2007.

6 Подробнее об этом см. Кац И.С. Проблема целеполагания в общественном секторе экономики // Журнал экономической теории. 2012. № 4; Кац И.С., Симонова В.Л., Мезенцева Е.С. Парадоксы общественных благ // Журнал экономической теории. 2013. № 4.

7 Рубинштейн А. К теории опекаемых благ. Неэффективные и эффективные равновесия // Вопросы экономики. 2011. № 3. С. 65-87. С. 84.

8 Конституция РФ от 12.12.1993. Ст. 2.

9 Корнеевец Т.Г. С. 1.

10 Лось Н.А. Управленческое воздействие социального государства на повышение качества жизни населения РФ. Автореф. … к.с.н. по спец. 22.00.08. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. 28 с. С. 3.

11 Зурабов М.Ю. Обеспечение социального благополучия как национальный приоритет России // Журнал российского права. 2005. № 12. С. 40-42. С. 41.

12 Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Норма», 2008. С. 374.

13 Попов Е.В., Кац И.С. Стратегии повышения социальной привлекательности регионов // Региональная экономика: Теория и практика. 2014. № 21. С. 4.

14 Корнеевец. С. 8.

15 Федорова Ю.В. Глобальные тенденции производства общественных благ. Автореф. … д.э.н. по спец. 08.00.01. Саратов, 2005.

16 Оводовская И.В. Развитие конкуренции в сфере производства общественных благ. Автореф. .. к.э.н. по спец. 08.000.01. Саратов: СГСЭУ, 2006. 16 с. С. 5.

17 Федорова Ю.В. Указ.соч.

18 Оводовская И.В. Указ.соч. С. 8.

19 Сергиенко Н.В. Общественный сектор региональной экономики: структура и механизм реализации // Региональная экономика и управление. Электронный научный журнал. 2006. № 3.

20 Федорова. Указ.соч.

21 Белоусов М.Ю. Анализ условий привлечения частных компаний к предоставлению локальных общественных благ. Автореф. … к.э.н. по спец. 08.00.01. М.: Гу-ВШЭ, 2010. 28 с. С.11.

22 См., напр., Федорова Ю.В. Соотношение индивидуального и общественного интереса при производстве общественных благ // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 1. С. 39-43.

23 Гришанова О.А., Голова С.В. Оценка потребности в муниципальных услугах: экономический, социальный, бюджетный аспект // Наука и экономика. 2012. № 2. С. 5-10. С. 5.

24 Капогузов Е.А. Институциональная структура производства государственных услуг: от веберианской демократии – к современным реформам государственного управления. - Омск: Изд-во Омского гос. университета, 2012. 400 с. С. 140.

25 Тамбовцев В.Л. Конечные результаты отрасли образования и проблемы их измерения // Вопросы образования. 2006. № 1. С. 5-24.

26 Капогузов Е.А. Указ.соч. С. 142.

27 Ostrom V. The Intellectual Crisis in American Public Administration. Rev. Ed. Alabama, 1974.

28 Швецов Ю. Теория и методология бюджета как общественного достояния // Вопросы экономики. 2011. №8. С. 106-114. С. 108.

29 Ясницкая Я.С. Система управления общественным сектором экономики региона в сфере предоставления социально значимых благ. Автореф. … к.э.н. по спец. 08.00.05. Казань, 2009.

30 Морозов А.Е. Общественные блага в системе экономических интересов. Дис. … к.э.н. по спец. 08.00.01. Самара, 2002.

31 Благих Ю.И. Указ.соч. С. 75.

32 Федорова Ю.В. Соотношение индивидуального и общественного интереса при производстве общественных благ // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №1. С. 39-43. С. 42.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

5. Оставляя в стороне вопросы о полноте информации и оппортунизме агентов iconОграниченная рациональность — это характеристика экономических агентов,...
Экономическое поведение как принятие решений. В рамках экономической теории поведение экономических агентов — действия, нацеленные...

5. Оставляя в стороне вопросы о полноте информации и оппортунизме агентов icon«защита информации от несанкционированного доступа»
Фз о защите информации, который рассматривает проблемы защиты информации и задачи защиты информации, а также решает некоторые уникальные...

5. Оставляя в стороне вопросы о полноте информации и оппортунизме агентов icon— через обеспечение свободного доступа к участию в государственных...
Это была одна из наиболее радикальных реформ второй половины 2000‐х годов, затронувшая массу экономических агентов как на стороне...

5. Оставляя в стороне вопросы о полноте информации и оппортунизме агентов iconЛитература 4 (хорошо)
Понятие информации. Виды информации. Роль информации и живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...

5. Оставляя в стороне вопросы о полноте информации и оппортунизме агентов iconЛитература по предмету «Экономика труда»
Ахиезер А. Территориальная миграция – реализация потребности в полноте бытия // Общественные науки и современность. 2007. №3

5. Оставляя в стороне вопросы о полноте информации и оппортунизме агентов iconБилеты по информатике и икт, 9 класс, 2009/2010 учебный год Билет 1
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...

5. Оставляя в стороне вопросы о полноте информации и оппортунизме агентов iconВ учебниках информатики в общем виде информацион­ный процесс
Понятие информации. Виды информационных процес­сов. Поиск и систематизация информации. Хранение ин­формации; выбор способа хранения...

5. Оставляя в стороне вопросы о полноте информации и оппортунизме агентов iconПроизводственная структура предприятия: понятия, задачи и виды
Невозможно существенно изменить экономическую, социальную и политическую жизнь страны, оставляя при этом неизменным общественный...

5. Оставляя в стороне вопросы о полноте информации и оппортунизме агентов iconТестированию моделей с двойной ценовой негибкостью значительно увеличилось....
В моделях с информационной негибкостью механизм формирования инфляционных ожиданий базируется на предположении о постепенном, а не...

5. Оставляя в стороне вопросы о полноте информации и оппортунизме агентов iconТемы контрольных работ 20 7 Вопросы к экзамену по дисциплине 22 Библиографический список 42
Это обусловлено тем, что значительная часть общества (по некоторым оценкам до 50% работников) заняты в той или иной степени производством,...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную