Республики Марий Эл стандарт финансового контроля (сфк 11)






Скачать 281.12 Kb.
НазваниеРеспублики Марий Эл стандарт финансового контроля (сфк 11)
страница1/2
Дата публикации23.01.2015
Размер281.12 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2
Государственная счетная палата Республики Марий Эл

СТАНДАРТ

ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

(СФК 11)

«Порядок проведения аудита эффективности использования государственных (муниципальных) средств»
(утвержден решением Коллегии Государственной счетной палаты Республики Марий Эл «26» марта 2014 г., протокол № 3)


г. Йошкар-Ола 2014

Содержание


1.

Общие положения……………………………………………………

 3

2.

Содержание аудита эффективности………………………………...

3

3.

Определение эффективности использования государственных (муниципальных) средств……………………………………………

4

4.

Особенности организации аудита эффективности………………...

6

5.

Предварительное изучение предмета и объекта аудита эффективности……………………………………………………….

7

6.

Проведение проверки на объектах, сбор и анализ фактических данных и информации………………………………………………

12

7.

Подготовка и оформление результатов аудита эффективности….

14


1. Общие положения
1.1. Стандарт финансового контроля «Порядок проведения аудита эффективности использования государственных (муниципальных) средств» (далее - Стандарт) предназначен для обеспечения реализации полномочий Государственной счетной палаты Республики Марий Эл (далее - Государственная счетная палата) по определению эффективности расходования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл и средств местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Марий Эл, в случаях предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

1.2. Стандарт разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года
№ 6-ФЗ «
Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом Республики Марий Эл от 3 января 1997 года № 13-З «О Государственной счетной палате Республики Марий Эл», с учетом Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденных Коллегией Государственной счетной палаты (протокол от 25 сентября 2013 года № 7), а также были учтены отдельные положения стандартов Счетной палаты Российской Федерации и положительные опыт контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации по данному вопросу.

1.3. Стандарт устанавливает нормы, основные правила и требования, которые должны выполняться сотрудниками Государственной счетной палаты при организации и проведении аудита эффективности использования государственных (муниципальных) средств, с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия.
2. Содержание аудита эффективности
2.1. Аудит эффективности представляет собой тип финансового контроля, осуществляемого посредством проведения контрольного мероприятия, целями которого является определение эффективности использования государственных (муниципальных) средств, полученных проверяемыми организациями и учреждениями для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных функций.

2.2. Предметом аудита эффективности являются использование государственных (муниципальных) средств.

В процессе проведения аудита эффективности в пределах полномочий Государственной счетной палаты проверяются и анализируются:

- организация и процессы использования государственных (муниципальных) средств;

- результаты использования государственных (муниципальных) средств;

деятельность проверяемых организаций и учреждений по использованию государственных (муниципальных) средств.

2.3. Объектами аудита эффективности являются органы государственной власти и государственные органы Республики Марий Эл, органы территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Марий Эл, органы местного самоуправления, государственные учреждения и унитарные предприятия Республики Марий Эл, а также иные организации, если они являются получателями государственных (муниципальных) средств.

2.4. Аудит эффективности всегда должен быть направлен на то, чтобы по его результатам можно было сделать выводы и предложить конкретные рекомендации:

- по повышению ответственности, прозрачности и подотчетности в работе органов и организаций, использующих государственные (муниципальные) средства;

- по решению наиболее значимых вопросов и проблем, которые соответствуют интересам общества;

- по повышению эффективности работы органов и организаций, в том числе внедрению в их деятельность современных методов работы;

- по повышению эффективности использования государственных (муниципальных) средств.
3. Определение эффективности использования государственных (муниципальных) средств
3.1. Эффективность использования государственных (муниципальных) средств характеризуется соотношением между результатами использования бюджетных средств и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности и результативности использования государственных (муниципальных) средств.

Экономичность выражает наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования, а результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач.

При проведении аудита эффективности устанавливается насколько экономично и результативно использованы средства республиканского бюджета объектами аудита эффективности на достижение запланированных целей, решение поставленных перед ними задач, выполнение возложенных функций или определяются отдельные из указанных сторон эффективности использования государственных (муниципальных) средств.

3.2. Экономичность характеризует взаимосвязь между объемом государственных (муниципальных) средств, использованных объектом аудита эффективности на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем ее результатов с учетом обеспечения их соответствующего качества.

Использование государственных (муниципальных) средств является экономичным, если объект аудита эффективности достиг заданных результатов с применением их наименьшего объема (абсолютная экономия) или более высоких результатов с использованием заданного объема (относительная экономия).

Определение экономичности использования государственных (муниципальных) средств проверяемым объектом осуществляется посредством проверки и анализа источников и способов приобретения необходимых ресурсов (например, проведение конкурсов). Проводится сравнение затраченных объектом аудита эффективности средств на приобретение ресурсов с аналогичными показателями предыдущего периода или с показателями других органов и организаций, среднерыночными показателями.

Для оценки экономичности использования государственных (муниципальных) средств необходимо установить, имелись ли у объекта аудита эффективности возможности приобретения ресурсов наиболее экономным способом и их более рационального использования для того, чтобы достигнуть поставленные цели на основе использования меньшего объема средств республиканского бюджета или получить более высокие результаты деятельности при заданном объеме средств.

3.3. Результативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов использования государственных (муниципальных) средств или деятельности объектов аудита эффективности и включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта.

Экономическая результативность определяется путем сравнения достигнутых и запланированных экономических результатов использования государственных (муниципальных) средств или деятельности объектов, которые выступают в виде конкретных продуктов деятельности (объемы произведенной продукции и оказанных услуг, количество людей, получивших услуги, и т.п.).

Социально-экономический эффект использования государственных (муниципальных) средств определяется на основе анализа степени достижения установленных социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были использованы государственные (муниципальные) средства.

Социально-экономический эффект показывает, как экономические результаты использования государственных (муниципальных) средств или деятельности объектов аудита эффективности оказали влияние на удовлетворение потребностей экономики, общества, какой-либо части населения или определенной группы людей, то есть тех, в чьих интересах были использованы государственные (муниципальные) средства.

При определении социально-экономического эффекта использования государственных (муниципальных) средств необходимо выявлять и анализировать факторы, которые оказали на него влияние, но не были связаны с использованием государственных (муниципальных) средств или деятельностью проверяемых объектов, а также оценивать степень их воздействия на данный социально-экономический эффект.

3.4. В процессе аудита эффективности необходимо определять экономическую результативность использования государственных (муниципальных) средств, выявлять и оценивать полученный социально-экономический эффект, чтобы на основе совокупности указанных оценок можно было сделать обоснованные выводы об уровне эффективности использования государственных (муниципальных) средств.

В случаях, когда государственные (муниципальные) средства израсходованы на оказание определенных услуг в полном объеме, результатом расходов будет наличие данных услуг в запланированном количестве и требуемого качества, но если услуги не обеспечивают удовлетворение потребностей тех, для кого они предназначены, социально-экономический эффект оценивается как весьма низкий.
4. Особенности организации аудита эффективности
4.1. Проведение аудита эффективности включает подготовительный, основной и заключительный этапы, которые осуществляются с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия.

На подготовительном этапе осуществляется предварительное изучение предмета и объектов для определения целей конкретного аудита эффективности, вопросов проверки и анализа, выбора критериев оценки эффективности и способов его проведения, по результатам которых подготавливается программа проведения аудита эффективности.

На основном этапе аудита эффективности проводятся проверка и анализ результатов использования государственных (муниципальных) средств в соответствии с вопросами программы, в том числе непосредственно на объектах, в ходе которых осуществляются сбор и анализ фактических данных и информации, необходимых для получения доказательств. Составляются акты и рабочие документы, фиксирующие результаты проверки и анализа, которые служат основой для подготовки заключений, выводов и рекомендаций.

На заключительном этапе аудита эффективности подготавливаются заключения, выводы и рекомендации, которые оформляются в отчете и других документах по его результатам.

4.2. Для успешного и качественного проведения аудита эффективности необходимы определенные профессиональные знания проверяемой сферы использования государственных (муниципальных) средств и особенностей деятельности объектов аудита эффективности. В этих целях могут привлекаться на договорной основе независимые эксперты (специалисты), путем включения их в состав группы сотрудников, осуществляющих аудит эффективности, для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных заключений и оценок, а также создания специального экспертного совета для осуществления конкретного аудита эффективности.
5. Предварительное изучение предмета и объектов аудита эффективности
5.1. Содержание предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности.

5.1.1. В процессе предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности осуществляется сбор и анализ информации, необходимой для определения:

- целей и вопросов данного аудита эффективности;

- способов его проведения и методы сбора фактических данных и информации;

- критериев оценки эффективности использования государственных (муниципальных) средств.

По результатам предварительного изучения готовится программа проведения аудита эффективности.

Предварительное изучение должно проводиться таким образом, чтобы еще до начала основного этапа аудита эффективности – получения доказательств, было четко определено и понятно, что и как необходимо проверять и анализировать, как организовать и провести эту работу с наименьшими затратами.

5.1.2. Для качественного проведения предварительного изучения объектов аудита эффективности составляется план, который должен включать перечень вопросов для изучения, источники получения информации, сроки изучения вопросов и представления материалов.

5.1.3. В процессе предварительного изучения осуществляется сбор и проводится анализ необходимой информации, касающейся предмета аудита эффективности и деятельности проверяемых объектов, выявляются и анализируются существующие риски неэффективного использования государственных (муниципальных) средств, проводятся консультации с независимыми организациями и внешними экспертами (специалистами).

5.1.4. Результаты предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности фиксируются в рабочей документации и должны содержать соответствующие аналитические и иные материалы, служащие обоснованием для выбранных целей данного аудита эффективности, вопросов проверки и анализа, способов его проведения, методов сбора фактических данных и информации, а также критериев оценки эффективности использования государственных (муниципальных) средств.

5.2. Цели и вопросы аудита эффективности.

5.2.1. Для осуществления конкретного аудита эффективности необходимо выбирать, как правило, несколько целей, которые определяют границы содержания предмета, сформулированного в его наименовании. Исходя из особенностей предмета аудита может быть определена и одна цель. Формулировки этих целей должны указывать, на какие основные вопросы, относящиеся к оценке эффективности использования государственных (муниципальных) средств в рамках предмета и деятельности объектов аудита эффективности, ответит его проведение.

5.2.2. Цели выбираются путем последовательного исключения из их возможного перечня тех вопросов содержания предмета и деятельности объектов аудита эффективности, которые по результатам предварительного изучения не имеют существенных негативных проблем.

Цели аудита эффективности должны быть направлены на такие аспекты проверяемой сферы использования государственных (муниципальных) средств и деятельности объектов аудита эффективности, в которых выявлена высокая степень рисков неэффективного использования государственных (муниципальных) средств, чтобы получить наибольший эффект от результатов проведения данного аудита эффективности.

Цели аудита эффективности определяются также исходя из содержания целей и задач проверяемой сферы использования государственных (муниципальных) средств или деятельности объектов аудита эффективности, а также запланированных результатов их достижения и выполнения.

5.2.3. Цели аудита эффективности должны иметь четкие формулировки и включать определение экономичности и результативности использования государственных (муниципальных) средств в совокупности или их оценки в различном сочетании, в соответствии с которыми можно было бы сделать отвечающие им выводы и рекомендации по результатам аудита эффективности.

5.2.4. Вопросы аудита эффективности определяются по каждой цели и должны ей соответствовать. Перечень и содержание вопросов должны быть такими, чтобы результаты их проверки и анализа, выступающие в форме полученных доказательств, обеспечивали достижение поставленной цели аудита эффективности.

Количество вопросов по каждой цели аудита эффективности должно быть сравнительно небольшим, но они должны быть достаточными, существенными и важными для определения эффективности использования государственных (муниципальных) средств в проверяемой сфере.

5.3. Критерии оценки эффективности использования государственных (муниципальных) средств.

5.3.1. Критерии оценки эффективности представляют собой качественные и количественные характеристики организации, процессов и результатов использования государственных (муниципальных) средств и (или) деятельности объектов аудита эффективности, которые показывают, какими должны быть организация и процессы, и какие результаты являются свидетельством эффективного использования государственных (муниципальных) средств.

Критерии оценки эффективности выбираются для каждой установленной цели аудита эффективности, должны ей соответствовать и служить основой для заключений и выводов об эффективности (экономичности, результативности) использования государственных (муниципальных) средств. По результатам сравнения фактических данных об использовании государственных (муниципальных) средств, полученных в процессе проверки и анализа, с установленными критериями делаются заключения об эффективности их использования по соответствующей цели аудита эффективности.

5.3.2. Выбор критериев оценки эффективности осуществляется в процессе предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности после определения его целей на основе анализа следующих источников:

- законодательных и иных нормативных правовых актов, а также документов, относящихся к предмету или деятельности объектов аудита эффективности, которые устанавливают правила, требования, процедуры организации и запланированные показатели результатов использования государственных (муниципальных) средств;

- результатов деятельности объектов аудита эффективности в предшествующий период или работы других организаций, или учреждений, которые осуществляют деятельность в проверяемой сфере использования государственных (муниципальных) средств или выполняют аналогичные виды работ;

- материалов соответствующих государственных статистических данных.

5.3.3. Качество результатов аудита эффективности в значительной мере зависит от точного определения критериев оценки эффективности, которые должны быть объективными, четкими, сравнимыми, достаточными.

Критерии являются объективными в том случае, если они выбраны в результате всестороннего анализа проверяемой сферы использования государственных (муниципальных) средств и деятельности объектов аудита эффективности, отражают их особенности и соответствуют целям аудита эффективности.

Четкость критериев заключается в том, что они должны иметь формулировки, которые не содержат двусмысленности и не могут быть подвержены различным интерпретациям ни со стороны проверяющих или проверяемых, ни со стороны будущих пользователей отчета о результатах данного аудита эффективности.

Сравнимость критериев состоит в том, чтобы они увязывались с критериями оценки эффективности, использованными при проведении аналогичного аудита эффективности в данной сфере использования государственных (муниципальных) средств или на подобных объектах, а также сами могли применяться при проведении аналогичного аудита эффективности.

Критерии являются достаточными в том случае, когда на основе их совокупности делаются обоснованные заключения и выводы об эффективности использования государственных (муниципальных) средств в соответствии с поставленными целями аудита эффективности. При этом их количество в каждом аудите эффективности может быть различным в зависимости от особенностей предмета и деятельности объектов аудита эффективности.

5.3.4. Перечень критериев, планируемых для оценки эффективности использования государственных (муниципальных) средств, целесообразно предварительно обсудить и при возможности согласовать с руководством объектов аудита эффективности и других заинтересованных государственных органов.

В случае отказа руководителей объектов аудита эффективности и других заинтересованных государственных органов согласовать указанный перечень критериев или отдельные критерии, решение об их использовании принимает Коллегия Государственной счетной палаты.

5.4. Способы проведения аудита эффективности.

5.4.1. В ходе предварительного изучения необходимо выбрать способы проведения аудита эффективности с учетом того, что проблемы, связанные с эффективностью использования государственных (муниципальных) средств, как правило, существуют и проявляются в большом разнообразии форм, имеют достаточно сложные комплексные причинно-следственные связи.

Способы осуществления аудита эффективности могут быть различными в зависимости от содержания его предмета, особенностей деятельности объектов контроля, а также целей конкретного аудита эффективности.

5.4.2. Аудит эффективности осуществляется посредством проверки и анализа:

а) организации использования государственных (муниципальных) средств;

б) результатов использования государственных (муниципальных) средств;

в) отдельных аспектов использования государственных (муниципальных) средств в проверяемой сфере или в деятельности объектов аудита эффективности.

5.4.3. Проверка и анализ организации использования государственных (муниципальных) средств является, как правило, исходным пунктом проведения аудита эффективности. Проверяются и анализируются системы управления, планирования, мониторинга и контроля в проверяемой сфере использования государственных (муниципальных) средств и деятельности объектов аудита эффективности в соответствии с установленными критериями.

Определяются наличие, и результативность функционирования внутреннего контроля на объектах аудита эффективности, его способность обеспечивать в должной мере достижение запланированных результатов использования государственных (муниципальных) средств.

В случае если установлено, что система внутреннего контроля функционирует достаточно эффективно, можно предполагать, что конечные результаты, достигнутые в проверяемой сфере использования государственных (муниципальных) средств или в работе объекта аудита эффективности, являются вполне удовлетворительными и не требуют специальной проверки.

5.4.4. При анализе результатов использования государственных (муниципальных) средств в проверяемой сфере или деятельности объектов аудита эффективности проводится сравнительная оценка фактических и запланированных результатов, причем на начальном этапе проверяются и изучаются результаты работы, а не применявшиеся для их достижения методы или процессы. Для такого подхода необходимы соответствующие критерии в целях качественной и количественной оценки достигнутых результатов использования государственных (муниципальных) средств.

Если достигнутые результаты деятельности объекта аудита эффективности являются неудовлетворительными, то есть установлено, что они не соответствуют установленным критериям оценки эффективности, проверка должна быть продолжена в той мере, в какой это необходимо для выявления конкретных причин, которые привели к неудовлетворительным результатам.

Если в ходе проверки установлено, что результаты оказались удовлетворительными, это означает минимальный риск наличия серьезных недостатков в проверяемой сфере использования государственных (муниципальных) средств или в деятельности объекта аудита эффективности. В этом случае определяется наличие резервов для получения более высоких результатов и формулируются соответствующие рекомендации по повышению эффективности использования государственных (муниципальных) средств.

5.4.5. Для проведения проверки и анализа отдельных аспектов использования государственных (муниципальных) средств необходимо выбирать такие конкретные аспекты в проверяемой сфере или в деятельности объектов аудита эффективности, результаты проверки и анализа которых дают возможность не только сделать обобщенные выводы об эффективности использования государственных (муниципальных) средств в рамках предмета аудита эффективности, но и могут быть использованы для повышения эффективности использования государственных (муниципальных) средств во всей проверяемой сфере или для совершенствования деятельности других организаций или учреждений в данной сфере.

Выбор конкретных аспектов использования государственных (муниципальных) средств осуществляется с учетом степени их влияния на результаты использования государственных (муниципальных) средств в проверяемой сфере или на деятельность объектов аудита эффективности и определяется целями и вопросами аудита эффективности.

Если в результате проверки и анализа выбранных аспектов выявлены серьезные недостатки и проблемы, это может быть веским основанием для вывода о неэффективном использовании государственных (муниципальных) средств в рамках предмета аудита эффективности.

5.4.6. Способы проведения аудита эффективности могут применяться в различном сочетании в зависимости от поставленных целей. На основе выбранных способов проведения аудита эффективности определяются методы осуществления проверки, сбора и анализа фактических данных и информации в соответствии с установленными критериями оценки эффективности.

5.5. Программа проведения аудита эффективности.

По результатам предварительного изучения подготавливается программы аудита эффективности, а также, в случае необходимости, аргументированные предложения об уточнении или изменении его наименования и объектов аудита эффективности.

В программе проведения аудита эффективности, в дополнение к содержанию указанной программы контрольного мероприятия, по каждой его цели приводится (при их использовании) перечень установленных критериев оценки эффективности.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республики Марий Эл стандарт финансового контроля (сфк 11) iconКомсомольского района чувашской республики стандарт финансового контроля...

Республики Марий Эл стандарт финансового контроля (сфк 11) iconСтандарт внешнего муниципального финансового контроля сфк 106 «финансово-экономическая...
Целью экспертизы является подтверждение полномочий по установлению/изменению расходного обязательства, подтверждение обоснованности...

Республики Марий Эл стандарт финансового контроля (сфк 11) iconСтандарт внешнего муниципального финансового контроля сфк 104 «финансово-экономическая...
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 01. 07. 2011 №567, на основе типовогостандарта«Финансово-экономическая...

Республики Марий Эл стандарт финансового контроля (сфк 11) iconРеспублики Марий Эл от 7 декабря 2011 г. №23 н ре спублики марий
Признать утратившими силу приказы Минэкономразвития Республики Марий Эл по перечню согласно приложению

Республики Марий Эл стандарт финансового контроля (сфк 11) iconПравительства Республики Марий Эл от 4 июля 2008 г. №173 схема территориального...
Целью разработки Схемы является планировочная организация территории на базе ресурсного и социально-экономического потенциалов развития...

Республики Марий Эл стандарт финансового контроля (сфк 11) iconМарий Эл «Дирекция мфц»
Автономное учреждение Республики Марий Эл «Дирекция многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг...

Республики Марий Эл стандарт финансового контроля (сфк 11) iconО внесении изменений в приказ Минэкономразвития Республики Марий Эл от 10 июня 2013 г. №7 н
Внести в Административный регламент Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл

Республики Марий Эл стандарт финансового контроля (сфк 11) iconРешением коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия
Стандарт внешнего финансового контроля (свфк) разработан в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 07. 02. 2011 №6-фз «Об...

Республики Марий Эл стандарт финансового контроля (сфк 11) iconЗаместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл, министр...
Межведомственной рабочей группы по организации и обеспечению исполнения Указа Президента Российской Федерации

Республики Марий Эл стандарт финансового контроля (сфк 11) iconМинистерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства...
Старший государственный инспектор отдела – Инспекция государственного строительного надзора Республики Марий Эл






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную