Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Теория менеджмента»






НазваниеМетодические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Теория менеджмента»
страница1/5
Дата публикации23.01.2015
Размер0.8 Mb.
ТипМетодические указания
e.120-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4   5







Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального

управления

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению практических работ

по дисциплине

«Теория менеджмента»
для студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль «Государственное и муниципальное управление»




Краснодар 2011

Методические указания разработали преподаватели кафедры государственного и муниципального управления. Салий О.Н., Зайцева М.В., Зырянова О.Г.

Под общей редакцией зав. кафедрой государственного и муниципального управления, профессора Петренко И.М.

Методические указания рассмотрены на заседании кафедры государственного и муниципального управления 31.01.2011 протокол № 22 и рекомендованы к использованию в учебном процессе.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией факультета управления протокол № 7 от 06.02.2011

Рецензент: профессор кафедры менеджмента Путилина И.Н.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4

1 Методы и приёмы познания 8

2 Принципы управления 15

3 Внутренняя и внешняя среда организации 30

4 Классические концепции организационных структур 39

5 Принятие управленческих решений. 62

6 СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель изучения дисциплины «Теория менеджмента» - получение студентами теоретических знаний о категорийно-понятийном аппарате теории менеджмента и приобретение практических навыков при решении отдельных типичных управленческих ситуаций.

Основными задачами дисциплины является изучение понятий и категорий, раскрывающих сущность и содержание менеджмента, как теории и практики; основные виды менеджмента в социальных системах; менеджмент как наука и искусство; методы и приемы познания теории менеджмента; законы и закономерности менеджмента; систему принципов менеджмента, их взаимосвязь с законами и закономерностями управления; эволюцию управленческой мысли; понятие организации как объекта управления; процесс управления; систему управления; методы управленческого воздействия, решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента; основы кадровой политики и активизации человеческого ресурса; особенности государственной службы; исследование систем управления; эффективность и результативность менеджмента; управление инновационной деятельностью и др.

Для решения этих задач учебным планом подготовки студентов направления 080200.62 «Менеджмент» профиль «Государственное и муниципальное управление» предусмотрено проведение лекционных, практических и семинарских занятий.

В процессе проведения практических занятий студенты должны:

- углубить и закрепить теоретические знания по дисциплине «Теория менеджмента», полученные на лекционных занятиях;

- развить навыки самостоятельной работы с научной и справочной литературой, нормативными документами, материалами, опубликованными в периодической печати и др.;

- развить умение связывать теоретические положения с условиями современной практики управления и менеджмента;

- приобрести навыки самостоятельного анализа проблем теории менеджмента, выбора и обоснования принимаемых решений;

- овладеть методикой исследования при изучении проблем менеджмента;

- расширить представление о современных проблемах менеджмента, путях и подходах к их решению в условиях рыночной экономики.

Результатом практических занятий для студентов должно стать закрепление теоретических знаний и получение новых практических навыков , то есть студент должен:

- знать:основные этапы развития менеджмента как науки и профессии; принципы развития и закономерности функционирования организации; роли, функции и задачи менеджера в современной организации; типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

- уметь:ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять её ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

- владеть: понятийно-категорийным аппаратом дисциплины; методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль); навыками деловых коммуникаций;

иметь представление:

- о роли и задачах менеджера в системе управления организацией;

- о принципах, функциях и методах управления.

Эти знания и умения должны помочь будущему практику в сфере менеджмента осуществлять следующие виды деятельности:

- организационно-управленческая деятельность:

- участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации; планирование деятельности организации и подразделений; формирование организационной и управленческой структуры организаций;

- организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;

- контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников; мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;

- информационно-аналитическая деятельность:

- сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;

- оценка эффективности управленческих решений.

В конечном итоге выполнение практических занятий, как и остальные виды деятельности, будет способствовать формированию следующих компетенций:

а) общекультурные:

- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

- способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20).

б) профессиональные:

- организационно-управленческая деятельность: знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

- способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

- готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

- способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4).

- знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте,

- способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25).

Тема: «Методы и приемы познания в теории менеджмента»
Цель занятия: изучить возможности применения методов и приемов познания в теории менеджмента

Содержание задания:

  1. Изучить состав методов и приемов познания, используемых в теории менеджмента.

  2. На основе данных отчета ознакомительной практики описать конкретное применение методов и приемов познания, используемых при её написании.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Познание - явление и процесс в системе управления, сложный элемент отражения сущности законов и закономерностей их развития. Он идет от живого содержания реальной действительности к абстрактному мышлению и от него к практике. Таким является диалектический путь познания истины. И любая наука лишь тогда достигает совершенства, когда она раскрывает содержание явлений и процессов и может предвидеть их будущие изменения.

Для познания общественных явлений и процессов осуществляются специальные исследования.

Исследования - это изучение с помощью определенных методов сущности явлений и процессов. Метод исследования - это система приемов изучения сущности явлений и процессов. Он имеет две составляющих. Первая - это способы и приемы организации и проведения исследования, сбора и обработки его результатов. Вторая - предусматривает необходимость теоретических обобщений с использованием системы категорий принципов данной науки.

Прием исследования состоит из совокупности работ и операций, выполняемых в процессе изученйя явлений и процессов.

Совокупность методов составляет содержание методики исследований. В теории управления, исследования проводят с использованием таких методов познания как:

  • всеобщий метод;

  • исторический метод;

  • монографический метод;

  • экспериментальный метод;

  • абстрактно-логический метод;

  • организационная диагностика;

  • организационный анализ.

Основными методологическими принципами исследования проблем управления являются комплексный и системный подходы.

Суть комплексного подхода заключается в том, что управление - процесс сложный, требует решения комплекса вопросов: организационных, экономических, технических, социальных и т.д. Значит, в ходе изучения процесса управления должны совместно работать специалисты различных отраслей.

Принцип комплексного исследования проблем управления предполагает строгий учет взаимодействия множества различных, иногда противоречивых факторов, которые воздействуют на процесс управления. Этот подход позволяет выявлять противоречия в функционировании и развитии производства, определить пути их преодоления.

Теперь о системном подходе.

Конкретно складывающиеся на определенном- уровне отношения управления могут быть познаны лишь на основе их неразрывности. Этот подход означает изучение и воздействие на все элементы экономической системы, а не на какую-то её часть.

Всеобщий метод познания - это материалистическая диалектика. Основные принципы этого метода:

  • изучать явления и процессы, не изолировано друг от друга, а в их взаимной связи;

  • не в статистике, а в развитии.


Исторический метод исследования выясняет, как возникли изучаемые явления и процессы, какие главные этапы в своем развитии они проходили и чем они стали в настоящее время. Основными его приемами являются:

  • периодизация и историческая детализация;

  • анализ единичного, особенного и всеобщего;

  • историческое моделирование.

Прием периодизации и исторической детализации предусматривает изучение явлений и процессов управления по основным периодам их развития.

Так, характеристика единичного фиксирует индивидуальность механизма отношений управления, их своеобразие, пространственную и временную определенность в той или иной отрасли. Например, сравнивая механизм отношений управления в сельском хозяйстве и промышленности, можно выявить своеобразие каждого, т.е. вскрыть единичное.

Характеристика всеобщего выражает с одной стороны свойства отношений управления, повторяющиеся во всех отраслях, при различных общественно-экономических формациях, а с другой стороны всеобщее служит законом существования и развития всех единичных отношений управления.

Характеристика особенного в механизме отношений управления отражает всеобщее свойство этих отношений, реализованное в единичных явлениях. Так формы, методы и технология управления могут обладать высокой степенью общности в разных отраслях и даже странах. Но если общие свойства и стороны отношений управления присущи лишь некоторым группам стран, тогда они выступают как особенные.

Таким образом:

Всеобщее в отношениях управления отражает существенно сходные свойства механизма, что объединяет их в определенный класс отношений.

Особенное в отношении управления отражает различную степень общности механизма.

Общие черты и закономерности управления в разных отраслях, странах проявляются через единичное.

Прием исторического моделирования предусматривает разработку логической модели явления или процесса, в которой исключается все случайное и приходящее. Однако логическая модель процесса позволяет познать явление только в том случае, когда она имеет свою объективную основу.

Монографический метод исследований предусматривает изучение отдельных единиц общей совокупности, которые достаточно типичны для характеристики изучаемых явлений. В его составе используют такие приемы:

а) комплексный анализ;

б) сопоставление;

в) прием детализации;

г) прием цепных подстановок;

д) выявление резервов.

Комплексный анализ предусматривает необходимость оценки развития каждого процесса с позиций системы в целом.

При составлении необходимо приведение показателей, характеризующих данное явление или процесса к сопоставляемому виду.

Использование приема детализации дает возможность количественно выразить сущность сторон изучаемого процесса и их взаимодействия. При этом необходимо исследование и их качественного содержания. Все показатели изучаются в динамике.

Прием цепных подстановок позволяет количественно измерить влияние одного из факторов на изучаемые явления и процессы при неизменности других.

Прием выявления резервов предусматривает определение всех потерь допущенных в данном явлении или процессе. Это прием, обобщающий результаты исследования.

Эксперимент - это способ исследования явлений и процессов путем организации специальных опытов, обеспечивающих изучения влияния отдельных факторов при постоянстве других условий. Он предполагает активное действие по содержанию определенных условий, отвечающих целям исследования.

При изучении процессов управления наиболее распространенными являются такие его приемы:

  • прием бальной оценки изучаемого явления;

  • эвристический прием.

При использовании приема бальной оценки отдельные стороны изучаемых явлений и процессов оценивают в баллах, что позволяет определить влияние каждой стороны на изменение процесса в целом.

Эвристический прием предполагает решение вопроса на основе прошлого опыта и интуиции исследователя.

В том случае, когда невозможно применение эксперимента, явления и процессы управления изучают с помощью абстрактно-логического метода, который предполагает использование абстракций. Абстракция - это (отвлечение), формирование образов реальности (представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, т.е. путем использования (или усвоения) лишь части из множества соответствующих данных и прибавления к этой части новой I, не вытекающей из этих данных. Отвлечение упрощают, а пополнением усложняют образ реальности отвлечения, упрощает задачу познания. Однако научная абстракция предполагает не только умение упрощать ситуацию, отвлечение от посторонней информации, но и усмотрение в результатах I, необходимой для общего метода решения множества однотипных задач, предсказания последствий экспериментов, прогнозирования теоретической и практической деятельности. Результат научной абстракции - обобщенный образ, в котором контекстуальная свобода сочетается с информационной полнотой, оправдывающей абстракцию для широкого класса типичных обстоятельств - области значения абстракции.

Основные приемы этого метода: индукция и дедукция; анализ и синтез; аналогии; сопоставлений; восхождение от абстрактного к конкретному; системно-структурный; формализации и моделирования; программирования и прогнозирования.

Индукция предусматривает изучение отдельных составных элементов явления с целью познания всего явления, т.е. явления и процессы изучаются от частного к общему, а дедукция предполагает изучение явления от общего к частному. Общее существует через отдельное, через его составные части.

Общая схема познания явлений с помощью приема дедукции: сначала общее расчленяется на отдельное, с выделение ведущего звена, и устанавливаются закономерности его развития, затем выявляются связи отдельных частей между собой в общем. Полученные выводы сопоставляются с действительностью.

Прием анализа предполагает расчленение явления на составные

элементы и изучение каждого из них. Но суть явления нельзя изучить только

разлагая его на составные элементы. Необходимо мысленное воссоединение

отдельных элементов в единое целое. Такой прием называется синтезом.

Прием аналогии позволяет на основе двух или нескольких признаков изучаемого явления делать выводы о сходстве и других признаков. Для повышения достоверности выводов необходимо чтобы аналогия базировалась, на большем количестве существенных общих признаков и связи между ними, были довольно тесными.

Сопоставление - это прием, при котором выявляются различия вновь сформулированных категорий с ранее установленными одноименными категориями, фактических данных с проектными.

Восхождение от абстрактного к конкретному - прием, в результате которого достигается воспроизведение явлений во всей их существенности и сложности в понятиях и категориях, отображающих расчленение изучаемого

объекта и единство всех его сторон. В результате формируются закономерности развития изучаемого явления или процесса.

Системно-структурный прием предполагает комплексное изучение явления как единого целого. При этом приеме сложное общественное явление расчленяется на составные части, характеризующие его свойства.

Изучается сложившаяся их структура и функции, а так же объективные тенденции, отражающие различные стороны развития данного явления.

Любой процесс познания связан с формализацией. Суть этого приема состоит в том, что при изучении исследователь отвлекается от конкретного содержания изучаемых явлений и рассматривает юс в общем виде. И результатом этого является разработка логических выводов и обоснований.

А моделирование - это прием научной абстракции, при котором на основании проведенного системно-структурного анализа конструируется модель, отражающая общественное явление в целом, со всеми свойствами, взаимосвязями структурных частей.

Прием программирования предусматривает разработку мероприятий по достижению определенных целей в ближайшее время.

Прогнозирование - это одна из форм научного предвидения возможных путей развития изучаемого явления. Основой его является познание сущности явления, учет закономерностей его развития.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Теория менеджмента» iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент...

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Теория менеджмента» iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент...

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Теория менеджмента» iconМетодические указания к выполнению лабораторно практических работ...
Расчет необходимого количества материала для приготовления бурового раствора заданной плотности

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Теория менеджмента» iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Теория менеджмента» iconМетодические указания по их выполнению по дисциплине «экономика организаций (предприятий)»
Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению по дисциплине

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Теория менеджмента» iconМетодические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория»
Методические указания предназначены для студентов 1 курса, обучающихся по направлению Государственное и муниципальное управление....

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Теория менеджмента» iconМетодические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «макроэкономика»
Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Макроэкономика» 1-е изд. / Под ред. Ю. В. Матвеева и О. В. Трубецкой....

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Теория менеджмента» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по дисциплинам кафедры караганда 2013
Методические указания и тематика курсовых работ (на основании типовых программ дисциплин) составлены на кафедре экономики и менеджмента...

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Теория менеджмента» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине...
Сердюкова И. Д., Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)» для студентов...

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Теория менеджмента» iconТ. Н. Васильева Методические указания по выполнению
В данной методической разработке представлены методические указания по выполнению контрольных работ по курсу «Экономическая теория»...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную