Методические рекомендации по направлению «Юриспруденция»






Скачать 295.92 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по направлению «Юриспруденция»
страница1/3
Дата публикации07.03.2015
Размер295.92 Kb.
ТипМетодические рекомендации
e.120-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3
Демонстрационный вариант и методические рекомендации

по направлению «Юриспруденция»
Профиль: «Исламское право»
Пояснительная записка
Олимпиадное задание 2014 года состоит из трех частей: 1 задание – тест; 2 задание – задача; 3 задание – эссе.

В сумме участник олимпиады по профилю «Исламское право» может набрать до 100 баллов.

Общее время выполнения трех заданий – 150 мин.
Задание 1: тест (максимальная оценка 30 баллов).
Тестовое задание оценивается максимум в 30 баллов: правильный ответ на один вопрос дает один балл. Пример тестового задания:
Выберите один правильный ответ
1. По мнению Д. Локка, общественный договор заключается…

1) между монархом и подданными

2) между людьми (по принципу «каждый с каждым»)

3) между различными общностями

4) между несколькими государствами
2. В зависимости от формы вины субъекта правонарушения бывают...

1) преступлениями или проступками;

2) тяжкими или средней тяжести;

3) умышленными или неосторожными;

4) административными или уголовными.
3. Элементами правоотношения являются:

1) субъект, объективная сторона, субъективная сторона, объект

2) субъекты, объективная сторона, субъективная сторона, предмет

3) субъект, субъективное право, юридическая обязанность, предмет

4) субъекты, субъективное право, юридическая обязанность, объект

Задание 2: задача (максимальная оценка 30 баллов)

В представленном тексте необходимо найти и исправить все замеченные ошибки. Количество баллов за ответ начисляется пропорционально количеству исправленных ошибок. За исправление каждой из ошибок начисляется одинаковое количество баллов. Пример: абитуриент обнаружил и исправил в тексте 6 из 12 ошибок. В данном случае он получает 15 из 30 баллов. Пример юридической задачи:
Древнеримский философ Аристотель выделял такие правильные типы правления, как деспотия, олигархия и демократия. Автор считал, что в условиях деспотии правитель максимально схож с заботливым отцом семейства – именно поэтому теорию Аристотеля впоследствии стали называть патриархальной. Олигархия (с латыни – «власть наилучших»), по мнению философа, обеспечивает равный доступ к выборам вне зависимости от имущественного положения граждан. Демократия (т.е. власть всех) для Аристотеля была важна, поскольку содействовала реализации интересов целого, а не меньшинства. Даже рабов Аристотель считал достойными голосования. Наибольшим из зол Аристотель считал монархию, а также все типы смешанного правления. Особенно яростно он критиковал римскую республику.
Правильные ответы взамен ошибочных, содержащихся в тексте:
1) Аристотель – древнегреческий философ.

2) Лучшими типами правления Аристотель считал монархию, аристократию и политию.

3) Автор не считал деспотию типом политического правления; власть деспотическая не есть в точность власть заботливого отца, скорее власть над несвободными – рабами и др.

4) Концепцию Аристотеля можно назвать патриархальной, поскольку, по мнению философа, в семье существовали зачатки политического общения (власть свободного над свободными).

5) «Олигархия» с греч. – «власть немногих».

6) Олигархия способствует приходу к власти прежде всего состоятельных граждан; по Аристотелю, при олигархическом правлении существует высокий имущественный избирательный ценз.

7) Демократия – власть «демоса», голосующего корпуса, власть большинства, а не «всех».

8) Демократия, по Аристотелю, как неправильный тип правления не способствует реализации интересов полиса как целого.

9) Аристотель не считал рабов субъектами права, они не могли принимать участия в выборах.

10) Наихудшим типом политического правления Аристотель считал не монархию, а тиранию.

11) Аристотель был сторонником смешанных форм правления («политий»).

12) Греческий философ не был известен как критик римской республики, являвшейся, к слову, именно смешанной формой правления.

Задание 3: эссе (максимальная оценка 40 баллов)

Необходимо дать в письменном виде развернутый ответ на предложенную ниже тему. Примерный вариант темы:
«Гражданское общество: основные теории, особенности и перспективы формирования в России».
Примерный вариант ответа:
Понятие и развитие концепции. Современное понятие «гражданского общества» появилось сравнительно недавно. Однако термин «общество граждан» уже у Цицерона, который использовал его как синоним «политического общества», гражданской общины; для римлян и греков общественная жизнь человека была неотделима от жизни полиса.

Долгое время гражданское общество означало «общество в государственном состоянии». Именно в таком значение этот термин используется в «Левиафане» Томаса Гоббса. Гражданское общество здесь противопоставляется догосударственному состоянию жизни людей.

Привычное нам понимание гражданского общества стало формироваться лишь в XVIII – XIX вв. в работах А. Фергюсона и А. Смита, а также Ж.Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегеля и А. де Токвиля.

Для большинства этих мыслителей понятие «гражданское общество» относилось к совокупности самых разнообразных отношений и институтов, общим отличительным признаком которых является их нахождение вне государства. Такое разделение понятий «гражданское общество» и «государство» было связано с развитием либеральных идей и с процессом политической модернизации в странах Западной Европы в XVII – XIX веках, с процессом постепенного расширения прав личности, как в политическом, так и в социальном смысле.

В соответствие с новыми взглядами должно существовать некое незанятое государством пространство, в котором осуществляется общественная жизнь человека. Это пространство – совокупность межличностных отношений и развивающихся вне рамок государства и без его вмешательства взаимодействий (семейных, групповых, культурных, религиозных и т.п.). Сюда относится различные вероисповедания, частные и публичные ассоциации и организации, все формы кооперативных социальных отношений, где возникают доверительные межчеловеческие отношения, общественное мнение, правовые отношения и институты, а также политические партии. При этом гражданское общество рассматривалось как идеальная модель общественного развития, в которой равно представлены интересы всех его членов.

Так, в качестве основополагающих принципов, на которых функционирует гражданское общество, Гегель называл наряду с принципами частной собственности и личной свободы «публичность» и «всеобщую осведомленность», свободно формирующееся общественное мнение, а также справедливые и строго соблюдаемые законы. Огромное значение, придававшееся Гегелем сильной правовой основе, правосудию и средствам их эффективного функционирования подтверждается и тем фактом, что он рассматривал их как «моменты» самого гражданского общества. Гегель полагал, что развитие гражданского общества предполагает наличие государства, как его основания: «государство есть всеобщее первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента» [Гегель Г.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 278].

Карл Маркс рассматривал гражданское общество как общественный слой, определенную организацию семьи, сословий или классов, либо как совокупность производственных отношений. В последнем случае он утверждал, что основания гражданского общества необходимо искать в политической экономии. В.И. Ленин, следуя логике Маркса, отказался даже от самого термина «гражданское общество», а общественную формацию трактовал как совокупность производственных отношений. В полном виде этот подход проявился уже в рамках «марксистско-ленинской философии», отказавшей такому гражданскому обществу в праве на дальнейшее существование вместе с классовым государством. Фактически же на смену комплексу «государство – гражданское общество» в России пришло государство, полностью подмявшее под себя независимые общественные структуры и контролирующее все стороны общественной, а также и личной жизни человека. Соответственно, и в общественной науке советского периода исследования понятия «гражданское общество» практически отсутствовали, возродившись лишь в конце 80-х – начале 90-х годов XX в. вместе с обсуждением проблемы правового государства.

В западной политической науке очередной этап становления концепции гражданского общества начинается в конце 1920-х и завершается в начале 1990-х годов. Постепенно появляются идейные предпосылки для трансформации дихотомии «гражданское общество – государство» в более сложные конструкции, в которых гражданское общество занимает либо промежуточное, либо центральное положение. Среди ученых, внесших вклад в развитие концепции гражданского общества на этом этапе, можно назвать Т. Парсонса, А. Грамши, Х. Арендт, К. Шмидта, М. Фуко, Н. Лумана и др. Во многом благодаря их работам идея гражданского общества получает свое практическое воплощение в форме гражданской рациональности – системе устойчивых, общепринятых представлений об этом обществе, которые однозначно понимаются и разделяются большинством его членов. Идея гражданского общества постепенно становится достоянием обыденного сознания и практического мышления большинства жителей современной цивилизации.

В последние десятилетия ХХ века наметилась также тенденция постепенного отказа некоторых исследователей от сугубо рационалистической интерпретации гражданского общества. Так, Ю. Хабермас и другие представители франкфуртской школы, а также сторонники экзистенциальной и феноменологической традиций в социальной философии и социологии все чаще стали рассматривать гражданское общество в более широком контексте – как взаимодействие личности и официальных структур государства. В этой связи они затрагивают проблему отчуждения человека, колонизации жизненного пространства людей со стороны государства и других институтов.

В настоящее время не существует единого, общепринятого определения гражданского общества. Одни исследователи характеризуют его как общественную систему, как сообщество, достигшее определенного уровня социально-экономического, культурного развития и обладающее всеми признаками цивилизованности (рыночная экономика, демократия, соблюдение прав человека и т.д.). Другая часть исследователей рассматривает данное общество как особую сферу социума, противостоящую государству и другим общественным структурам. Второй подход в настоящее время является более распространенным.

Довольно часто гражданское общество отождествляется с внегосударственной сферой социума, обладающей особыми признаками и характеристиками (демократичностью, открытостью, плюрализмом, свободой выбора, личностной автономией и т.д.).

Иногда гражданское общество трактуется как частная сфера социума, независимая как от государства, так и от общественных структур, например, социальных движений и пр. Такое понимание гражданского общества не получило широкого распространения в научной литературе.

Более распространенной является точка зрения, согласно которой гражданское об-щество рассматривается как общественная сфера, занимающая промежуточное место между личностью и государством, как коммуникативный процесс между гражданином и государством (Э. Гидденс, Ю. Хабермас). Весьма продуктивной, на наш взгляд, является и дефиниция американских профессоров Колумбийского университета Джин. Коэна и Э. Арато, которые определяют гражданское общество как «сферу социальной интеракции между экономикой и государством, состоящую, в первую очередь, из сфер наиболее близкого общения, объединений, социальных движений и различных форм публичной коммуникации» [Коэн Дж. Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. Пер. с англ. / Общ. ред. И.И. Мюрберг. – М.: Весь мир, 2003. C.7.].

Таким образом, подводя итог краткому обзору истории концептуального осмысления понятия гражданского общества, можно заключить, что гражданское общество – это совокупность добровольных, негосударственных институтов и отношений в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, выражающих и защищающих плюралистические интересы, потребности и ценности различных групп людей; это сфера самодеятельности и самореализации граждан в целях решения жизненно важных для них вопросов и проблем, защиты своих неотъемлемых прав и свобод.

Признаки и структура гражданского общества. Любое гражданское общество, независимо от специфических условий конкретного государства, обладает рядом общих признаков. К ним относятся:

равноправие членов общества в политических, правовых, экономических и иных отношениях;

экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения, свободный труд и выбор профессии, места жительства;

признание и закрепление прав человека и гражданина; наличие механизмов, обеспечивающих правовую защищенность личности;

наличие институтов непосредственной и представительной демократии;

политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

свобода слова, печати, независимость средств массовой информации;

легитимность и демократический характер власти;

невмешательство государства в частную жизнь граждан, присутствие четкого механизма реализации взаимной ответственности государства и личности;

наличие в обществе множества различных социальных групп (страт) и объединений по самым различным основаниям и интересам;

автономная от государства и защищенная законом от его произвольного вмешательст-ва система местного самоуправления.

Современное государство и гражданское общество тесно взаимодействуют, что обусловлено наличием сходных и отличительных характеристик этих социальных институтов. Гражданское общество воздействует на государство через демократические институты (представительные и непосредственные): общественное мнение, политический плюрализм и др.; оно заставляет государство создавать законодательство, основанное на признании прав и свобод человека, быть открытым в своей деятельности (отчетность и ответственность должностных лиц, гласное судопроизводство и т.п.).

Сущностью гражданского общества является наиболее гармоничная реализация материальных и духовных потребностей человека как личности, его прав, интересов и ценностей. Для этого человек действует самостоятельно и (или) объединяется с другими людьми.

Структура гражданского общества – это его внутреннее строение, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, которое обеспечивает целостность и динамизм развития. Структуру современного гражданского общества образуют его главные соcтавные элементы: личность; семья; школа; церковь; общественные объединения; профсоюзы; независимые СМИ; системы образования и воспитания; социальные группы, слои, «средний класс»; все негосударственные (неправительственные) структуры, учреждения, связи, отношения.

Однако этот перечень слагаемых гражданского общества далеко не исчерпывающий. В настоящее время в каждой развитом демократическом государстве официально зарегистрированы сотни тысяч различных неполитических, некоммерческих, негосударственных организаций, объединений, фондов, центров, клубов по интересам, профессиям и т.д. Они представляют звенья гражданского общества, особую роль в котором призван играть «средний класс», представляющий фундамент гражданского общества.

Таким образом, гражданское общество – не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся между ними отношения. Формирование гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизни и деятельности. Государство должно отказаться от тотального контроля и ответственности за решение всех проблем, переключив основное внимание в те сферы, где оно обязано четко выполнять свои функции (охрана правопорядка, оборона, законотворчество, судопроизводство, внешняя политика, бюджет и др.).

Причем в последнее время в зарубежной науке в сферу гражданского общества не включаются организации, преследующие экономическую выгоду, стремящиеся к получению прибыли. Сфокусированность на некоммерческом секторе объясняется тем, что именно здесь происходит поиск идей «общего блага», тогда как коммерческие организации стремятся к реализации частных, корпоративных целей и не заинтересованы в интеграции общества как целого.

Гражданское общество в России: проблемы и перспективы развития. Формирование в России основ гражданского общества имеет ряд специфических особенностей, обусловленных ее положением между «западными» и «восточными» политико-правовыми типами культур. По характеру доминирующей роли государства Россия ближе к восточному типу. Государство выступало и выступает основным инициатором формирования общественных институтов. Любой институт был тесно привязан к государству и зависим от него.

Применить типовой международный опыт к особым условиям России, по многим параметрам весьма далекой от современного Запада, довольно сложно. Природно-климатические и социально-культурные факторы исторического развития России не являются совершенно гетерогенными по отношению к тем цивилизационным контекстам, в которых исторически зародилось и получило развитие гражданское общество. Однако, по мнению ряда авторов, потребности и постепенно формирующиеся субъективные запросы россиян отводят гражданскому обществу в России те же функции (задачи), которые изначально характеризуют его на Западе:

продуцирование норм и ценностей, которые государство затем скрепляет своей санкцией;

интегрирование общества, в частности, путем придания цивилизованного вида социальным конфликтам и тем самым гашения их;

образования среды, в которой формируется развитой социальный индивид.

Также необходимо учитывать, что в настоящую эпоху, когда благодаря современным средствам массовой информации, как никогда быстро, распространяются не только идеи, но и образы и стили жизни, модели поведения, стандарты потребления и т.п., с ними на новую почву падают и семена ценностей гражданского общества.

В условиях российской действительности процесс формирования гражданского общества имеет ряд особенностей, без учета которых невозможно его успешное завершение. Одна из особенностей российского общества состоит в ограниченности интеграционных горизонтальных связей, что характерно для общества на Западе. Поэтому, вполне вероятно, что процесс формирования в России гражданского общества пройдет в исторически сжатые сроки при значительно большей роли государства, чем на Западе. Генезис горизонтальных рыночных, политических, правовых и социально-культурных взаимоотношений и будет процессом формирования гражданского общества.

На Западе социальную основу гражданского общества составляет «средний класс», который состоит из высококвалифицированных работников с достаточно высоким уровнем доходов. В России идет процесс его формирования, но он далек от завершения. Важную роль в ускорении данного процесса должны сыграть последовательная политика государства и общественные инициативы, направленные на противодействие факторам, способствующим «размыванию» и сокращению среднего класса в России.

Существование гражданского общества невозможно без соответствующего уровня гражданской культуры. Отражая зрелость общественных отношений, гражданская культура способствует политико-культурной консолидации граждан, является важным фактором социальной стабильности общества. Необходимо повышение роли граждан в социально-политической жизни общества и различных общественных формированиях, повышение их ответственности и предприимчивости.

Примерные критерии оценки выполненного Задания 3:


Содержание ответа участника

Оценка по 40-балльной шкале

Ответ отсутствует полностью (чистый лист)

0 баллов

Ответ имеется, однако он не соответствует содержанию и теме поставленного вопроса.

до 12 баллов

Ответ участника не раскрывает содержание вопроса. Отдельные фрагментарные правильные мысли все же не позволяют оценить выполненную работу положительно.

от 13 до 19 баллов

Ответы вопрос дан в целом правильно, однако неполно. Логика работы недостаточно хорошо выстроена. Пропущен ряд важных деталей или, напротив, примешаны посторонние аспекты. Отмеченные дефекты логики и содержания работы не позволяет поставить за нее повышенную оценку.

от 20 до 26 баллов

Тема творческого задания раскрыта достаточно полно и правильно. Автор проявил хорошее знание и понимание темы. Однако отдельные дефекты логики и содержания выполненной работы не позволяют поставить за нее самую высокую оценку.

от 27 до 33 баллов

Тема творческого задания раскрыта полно и правильно. Автор работы проявил не только глубокое понимание предложенного вопроса, но и глубокие знания в области юриспруденции, знание монографической научной литературы, умение рассуждать, убедительно аргументировать свою точку зрения.

от 34 до 40 баллов



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Примерная программа по теории государства и права

для участников олимпиады
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по направлению «Юриспруденция» iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной...
Выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению 030900. 62 «юриспруденция»

Методические рекомендации по направлению «Юриспруденция» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Методические рекомендации предназначены для студентов очного и заочного отделений Тамбовского филиала Российского Нового Университета...

Методические рекомендации по направлению «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины [институциональная экономика] для специальности...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов юридической специальности...

Методические рекомендации по направлению «Юриспруденция» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические...
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (место дисциплины в учебном плане и взаимосвязь с другими...

Методические рекомендации по направлению «Юриспруденция» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика»
Методические рекомендации предназначены для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 080100. 62 «Экономика» (программа...

Методические рекомендации по направлению «Юриспруденция» iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Международное частное право»

Методические рекомендации по направлению «Юриспруденция» iconМетодические рекомендации по учебной и производственной практикам специальность
Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры Финансы и кредит от 05. 09. 2013, протокол №2

Методические рекомендации по направлению «Юриспруденция» icon2. Методические рекомендации к лекционному блоку 5
Методические рекомендации (указания) по использованию прикладного программного обеспечения 23

Методические рекомендации по направлению «Юриспруденция» iconИнновации в туризме Методические рекомендации кострома
Методические рекомендации предназначены для практических занятий студентов специальности 100400 «Туризм», изучающих дисциплину «Инновации...

Методические рекомендации по направлению «Юриспруденция» iconМетодические рекомендации по формированию школьных и сетевых образовательных...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную