Российский государственный гуманитарный университет историко-архивный институт






НазваниеРоссийский государственный гуманитарный университет историко-архивный институт
страница1/6
Дата публикации06.03.2015
Размер0.75 Mb.
ТипДипломная работа
e.120-bal.ru > Право > Дипломная работа
  1   2   3   4   5   6


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА
Кафедра современного Востока

Ерзылева Дарья Сергеевна



РОЛЬ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИГИ АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ (1943-1950 гг.)
Специальность 030800.65 «Востоковедение. Африканистика»

Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения

Допущена к защите на ГЭК
Заведующий кафедрой

д-р ист. наук, проф.
_______________ А.В. Коротаев
«___» ________ 2013 г.





Научный руководитель

д-р ист. наук, проф.
_______________ Е.С. Мелкумян




Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3

1. Глава 1. Политика Великобритании на Ближнем Востоке в начале ХХ века……………………………………………………………………………….. 8

1.1. Арабское единство и ближневосточная политика Великобритании в 1914-1943 гг………………………………………………………………8

1. 2. Проект Трансиордании…………………………………………………17

1. 3. Проект Ирака……………………………………………………………22

1. 4. Позиция Великобритании……………………………………………...25

1. 5. Проект Египта…………..………………………………………………30

2. Глава 2. Становление Лиги арабских государств и позиция Великобритании……………………………………………………………...33

2. 1. Двусторонние переговоры (1943-1944 гг.)……………………………33

2. 2. Подготовительный комитет (сентябрь-октябрь 1944 г.)……………..42

2. 3. Первые официальные документы ЛАГ………………………………..44

Заключение……………………………………………………………………….52

Список источников и литературы………………………………………………56

Приложения……………………………………………………………………...64

Приложение 1. Список государств-членов Лиги арабских государств…..64

Приложение 2. Список генеральных секретарей ЛАГ…………………….65

ВВЕДЕНИЕ
Региональные организации являются важнейшими участниками, международных отношений. Старейшей среди региональных межправительственных организаций является Лига арабских государств (ЛАГ), созданная независимыми арабскими государствами в марте 1945 года. ЛАГ по сей день является важным элементом региональных и глобальных отношений в арабском мире и на мировой арене в целом.

ЛАГ призвана способствовать координации действий арабских стран в разрешении спорных проблем межарабских отношений, а также выражать общую позицию по актуальным проблемам арабского мира. В то же время Лига выступает как выразитель общеарабских интересов на международной арене, в частности в Организации Объединенных Наций. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 477/V/ от 1-го ноября 1950 года1 ЛАГ пользуется статусом наблюдателя при ООН. Кроме того, Лига имеет свои бюро и информационные центры в Вашингтоне, Риме, Вене, Афинах и ряде других столиц не только европейских государств. Это дает организации возможность вступать в непосредственные контакты с правительствами этих стран и международными организациями системы ООН. Отношения России с ЛАГ были оформлены относительно недавно. Только в январе 1990 г. в Москве было открыто Представительство ЛАГ2.

Актуальность темы исследования. В свете массовых социально-политических протестов в арабских странах, начавшихся в конце 2010 – начале 2011 года, роль Лиги арабских государств существенно возросла. Организация долгое время была не очень влиятельным региональным объединением. Однако в 2011 году ЛАГ неожиданно для многих приостановила членство Ливии, а затем Сирии, в Лиге и ввела санкции против этих стран. Именно Лига приняла решение об использовании силы для выхода из ситуации, сложившейся в Ливии. Кроме того, следует отметить изменения в расстановке сил на Ближнем Востоке и внутри ЛАГ, где ведущие позиции стали занимать монархии Персидского залива. Лига арабских государств начинает играть более серьезную роль, заставляя международное сообщество прислушиваться к своему мнению.

Период становления этой организации не достаточно изучен российскими исследователями. Широко распространенное мнение, что Лига арабских государств является искусственным образованием, сформировавшимся только благодаря действиям Великобритании, вряд ли в полной мере справедливо. Недавно появившиеся в открытом доступе источники по Лиге арабских государств дают возможность осветить один из важнейших этапов истории этого союза ещё до его оформления и выяснить какова была роль Великобритании в формировании ЛАГ.

Хронологические рамки работы охватывают период с первой мировой войны, когда Великобритания делала первые шаги в рамках проводимой ближневосточной политики, вплоть до начала 50-х гг. ХХ в., когда новая организация независимых арабских стран начинает свою деятельность в контексте тех задач, которые были определены в Хартии ЛАГ.

Объектом исследования является ближневосточная политика Великобритании, касающаяся поддержки и развития идеи общеарабского союза. Целью дипломной работы является рассмотрение с исторической точки зрения процесса создания Лиги арабских государств.

Задачи исследования:

  • проследить политику Англии на Ближнем Востоке в годы первой мировой войны и до начала 40-х годов ХХ в.;

  • рассмотреть действия, проводимые Великобританией, для поддержки идеи объединения арабов;

  • раскрыть содержание проектов, предлагаемых арабскими лидерами, по созданию общеарабского союза;

  • проанализировать работу Подготовительного комитета и его результаты;

  • осветить возникшие трудности и противоречия между государствами-членами;

  • исследовать действия арабских стран, направленные на достижение их единства;

  • продемонстрировать успехи новой организации в первые годы её существования.

Источниковая база исследования. Основным источником стало собрание рассекреченных документов Великобритании в десяти томах, изданное в 1995 году в Оксфорде. Первый том включает в себя обзор идей и настроений, имевших распространение в арабском мире, начиная с 1882 года. Среди них, такие события, как арабский национальный конгресс в Париже 1913 года, начавшиеся восстания 1916 против Османской империи, панисламские встречи и конференции 1920-30 годов. Второй том включает в себя мнение Великобритании относительно арабского союза и её политика по данному вопросу; первые предложения арабских лидеров по созданию объединения. В третьем томе собраны материалы предварительных консультаций 1943-1944 годов, проходивших в Египте, между представителями арабских государств, а также документы об учреждении Подготовительного комитета и Александрийский протокол 1944 года. Четвертый том предлагает документы по инаугурации Лиги арабских государств. Тома с пятого по десятый, временные рамки которых с 1946 по 1963, раскрывают деятельность Лиги арабских государств в этот период. В них собраны следующие материалы: важнейшие договоры, соглашения между государствами-членами и принятые Лигой решения по различным вопросам1. В данной дипломной работе использовались документы второго и третьего томов.

Кроме того большой вклад в написание дипломной работы внес сборник документов периода с конца 80-х годов XIX в. до начала 60-х годов XX в. по Лиге арабских государств и арабским странам, составленный Мухаммадом Халилем1. Сборник включает основополагающие документы Лиги, а также богатый источниковедческий материал для анализа отношений ЛАГ с отдельно взятыми арабскими странами.

В качестве источника в этой работе использовались официальные документы Лиги арабских государств, изданные в сборнике на арабском языке Генеральным секретариатом ЛАГ2: Александрийский протокол 1944 г., Хартия ЛАГ 1945 г., а также Договор о совместной обороне и экономическом сотрудничестве 1950 года. Стоит отметить использованные в качестве источника материалы Политической и дипломатической истории арабского мира 1900-1967, состоящих из 7 томов, изданных в 1972 году3. Информация в томах расположена по годам, месяцам и числам.

Среди электронных ресурсов необходимо отметить интернет-сайт министерства планирования Палестинской национальной автономии, содержащий документы на арабском языке, имеющие ценность для данного исследования4, а также исторические документы сайта «Ближний Восток»5.

Историография работы. Для раскрытия темы дипломной работы использовались труды как российских, так и зарубежных авторов. Большую помощь оказали монографии российских ученых по Лиге арабских государств – лекции выдающегося востоковеда Луцкого В. Б.6, работы молодого исследователя Исаева Л. М. о создании Лиги и особой роли Египта в учреждении организации7. Заслуживает внимания монография Л.Н.Руденко и З.А.Соловьевой1 по Лиге арабских государств, являющейся единственной работой, в которой авторы попытались проанализировать период создания организации и экономическое сотрудничество между государствами-членами этого объединения. Одной из важнейших монографий по теме на английском языке является «Создание Лиги арабских государств» Гомаа Ахмеда Махмуда, изданной в 1977 году в Лондоне. Книга дает одно из самых полных описаний периода создания ЛАГ2. Кроме того стоит отметить документальное исследование на арабском языке доктора Ю. Лябиба3, которое освещает позицию Великобритании по вопросу арабского единства с 1919 по 1945 гг. Работы Позднеевой Л. В. и молодых исследователей Чикаидзе Ц. М., Цветянского А. В. содержат интересные материалы, касающиеся политики Великобритании и США на Ближнем Востоке в изучаемый период. Кроме того, при анализе различных аспектов темы дипломной работы в качестве дополнительной литературы использовались труды российских ученых по истории арабских стран.

Небезынтересны оказались интернет-сайт Лиги арабских государств4, официальные сайты правительств арабских стран, а также полезны для ознакомления материалы электронной еврейской энциклопедии5.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка источников и литературы и двух приложений.

ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
1.1. Арабское единство и ближневосточная политика Великобритании в 1914-1943 гг.

В начале XX века Ближний Восток стал объектом повышенного внимания великих держав, стремившихся увеличить своё военно-стратегическое и политическое влияние в регионе.

В ходе первой мировой войны Великобритания начала военные действия на Арабском Востоке. Для обеспечения успеха в войне против немецко-турецких сил Англия решила привлечь на свою сторону арабских лидеров. В результате дипломатической переписки1, с июля 1915 г. по март 1916 г., между верховным комиссаром Великобритании в Каире Генри Мак-Магоном и правителем Мекки шерифом Хусейном аль-Хашими было достигнуто соглашение, согласно которому шериф Хусейн должен был подготовить восстание против Турции, в обмен на содействие Великобритании в создании независимого арабского государства на территории Великой Сирии. Однако Великобритания исключала некоторые территории (куда включалась и Палестина) из будущего государства, вызывая тем самым возражения шерифа Хусейна. В итоге территориальный вопрос на тот момент остался открытым.

Несмотря на предварительные договоренности с шерифом Хусейном, Великобритания заключила в мае 1916 года соглашение с Францией (а также Россией и Италией) о разделе сфер влияния   соглашение Сайкс-Пико2. Хотя первоначально Палестина объявлялась международной зоной, англичане не стремились выполнить свои обязательства перед арабской стороной, которая доверившись обещаниям, подняла антитурецкое восстание в июле 1916 г.

В это же время Сионистская организация установила контакты с английскими правящими кругами1 для того, чтобы добиться поддержки в создании «еврейского национального очага». Так, 2 ноября 1917 года2 британскому банкиру, представителю сионистских кругов лорду Лайонелу Уолтеру Ротшильду была направлена декларация министра иностранных дел Великобритании сэра Артура Бальфура, в которой говорилось, что «…Правительство Его Величества относится благосклонно к установлению в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все свои усилия, чтобы облегчить достижение этой цели…»3, однако при этом оговаривалось «что не должен быть нанесен ущерб гражданским и религиозным правам существующих в Палестине нееврейских общин, а также политическому статусу, которым пользуются евреи в любой другой стране»4. Такая постановка вопроса, позволила Великобритании уклониться от выполнения своих обязательств, как перед арабами, так и перед французами. По существу, Англия предполагала отдать ещё не принадлежавшую ей Палестину еврейскому народу, чьё присутствие на этой территории в 1917 году составляло около 11%5.

После революции 1917 г. в России большевики опубликовали соглашение Сайкс-Пико6. Чтобы успокоить арабское население, Англия и Франция в ноябре 1918 издали совместное обращение к народам Палестины, Сирии и Ирака, обещая уважать и поддерживать его национальные права7. Однако, уже в феврале 1919 г. представители палестинских арабов, обращаясь к участникам Мирной конференции в Париже, выразили протест против создания еврейского очага на территории Палестины1. Позднее, по результатам Сирийского национального конгресса была издана резолюция, провозглашавшая, помимо независимости Сирии, включая Палестину, во главе с королем Фейсалом, ещё и отмену соглашения Сайкс-Пико и декларации Бальфура2. В 1920 году палестинцы снова не единожды заявляли о своём категорическом несогласии с решением о будущем Палестины, а также выказали своё недовольство относительно увеличивающейся еврейской иммиграции3.

Тем не менее, с одобрения Совета Лиги наций, мандат Великобритании на Палестину вступил в силу де-юре 29 сентября 1923 года4. Согласно преамбуле в текст мандата включалась декларация Бальфура 1917 г., а приоритетной задачей являлось создание в Палестине национального очага для евреев, путем установления определенных политических, административных и экономических условий5. В целом документ носил явно просионистский характер. Благодаря проводимой Англией политике, обозначенной уже в «Белой книге» 1922 г. («Меморандуме Черчилля»), но на практике не выполняемой, в период с 1922 г. по 1931 г. в Палестину прибыло более 90 тыс. еврейских иммигрантов, что составило почти 17 %1 от всего населения Палестины.

В 1929 г. арабское население Палестины подняло восстание, которое заставило английское правительство создать две комиссии (первая под председательством Шоу, вторая – Джона Симпсона) для определения причин недовольства арабов2. Обе комиссии установили, что экономические возможности страны значительно ниже размеров еврейской иммиграции. Также было отмечено появление крупной прослойки обезземеленных крестьян из-за скупки земель сионистами и рост безработицы, что угрожало спокойствию страны и создавало трудности для английского правительства.

Для того чтобы как-то решить возраставшее недовольство среди арабов в октябре 1930 года была опубликована «Белая книга», ограничивающая еврейскую иммиграцию в соответствии с экономическими возможностями страны, что крайне не понравилось сионистам. В результате организованной сионистами кампании давления на английское правительство, Великобритании пришлось фактически отменить некоторые антисионистские положения «Белой книги» и согласиться с основными требованиями евреев, что подтверждает письмо английского премьер-министра Джеймса Рамси Макдональда, адресованное президенту Сионистской организации Хаиму Вейцману в 1931 году3.

Вспыхнувшее в 1933 г. арабское восстание носило уже не только антисионистский, но и антиколониальный характер. В 1936 г. увеличивавшаяся напряженность в Палестине переросла в ещё одно крупное восстание, нашедшее отклик в соседних арабских странах, которые поддерживали палестинцев демонстрациями, сбором пожертвований в специальные фонды, а также формированием отрядов добровольцев, отправлявшихся непосредственно в Палестину. Новая следственная комиссия под председательством лорда Пила вынесла в 1937 году1 заключение о нежизнеспособности мандатной системы и рекомендовала разделить Палестину на два государства. После публикации доклада Пила король Саудовской Аравии Ибн Сауд встретился с подполковником Диксоном, бывшим британским политическим агентом в Кувейте. Король от лица всех арабов выразил глубокую обеспокоенность событиями в Палестине, отметив, что причиной тревог является странное отношение британского правительства к арабам и евреям в этой ситуации. Ибн Сауд заявил, что было бы гораздо лучше, если бы Великобритания управляла Палестиной в течение следующих ста лет, вместо того, чтобы разделять её так, как предполагается. Кроме того он подчеркнул, что раздел не сможет решить трудности и приведет только к войне и страданиям людей. Ибн Сауд заявил, что главное – это любой ценой не допустить создания независимого еврейского государства, а также немедленно ограничить дальнейшую иммиграцию евреев в Палестину2.

К началу 1938 г. к лозунгам восстания, призывающим Англию отказаться от поддержки сионизма, добавились и намерения добиваться независимости Палестины с помощью вооруженной борьбы. Великобритания обрушила на арабов жестокие репрессии. Пытаясь урегулировать возникший кризис, в феврале 1939 года в Лондоне была созвана «Конференция круглого стола», включающая представителей Англии, Египта, Ирака, Саудовской Аравии, Йемена, Трансиордании, руководителей арабских палестинских партий, а также сионистских лидеров. Однако делегаты лондонской конференции не смогли ничего решить, поэтому в мае 1939 года была опубликована новая «Белая книга»3, предусматривавшая образование единого арабо-еврейского государства, особые условия управления будущей страной и ограничение еврейской иммиграции. Хотя темпы еврейской колонизации замедлялись, Англия не отказывалась от просионистского курса, а лишь пыталась наладить отношения с арабами, укрепив тем самым своё положение на Ближнем Востоке в преддверии войны.

Помимо палестинских восстаний, волнения в Сирии, Египте, попытки государственных переворотов в Ираке: в октябре 1936 года, когда группа «Аль-Ахали», выступавшая с антиправительственными, антибританскими заявлениями, на год захватила власть, временно потеснив проанглийские силы1; государственный переворот апреля-мая 1941 года, в результате которого власть перешла в руки Комитета национальной обороны, а проанглийские политические деятели были отстранены от власти2 – продемонстрировали опасность роста освободительных тенденций в арабских странах для интересов Англии.

Ирак привлекал Великобританию и с точки зрения его стратегического положения, и с точки зрения близости к Индии. Кроме того, Англия контролировала более половины иракского экспорта, а открытие геологами нефтяных месторождений в районе Мосула также придавало привлекательность этой стране3.

Трансиордания рассматривалась чисто с политической и стратегической точек зрения: создав дружественный формально независимый монархический режим, Великобритания, таким образом, объединяла свои колониальные владения от Египта до Ирака, а также ограничивала рекой Иордан территорию для создания еврейского очага в Палестине4.

Великобритания представляла северо-восточную часть Африки как важнейший район для сохранения своей колониальной империи. Египет был военно-стратегическим плацдармом Англии на Ближнем Востоке. Под контролем военного руководства Великобритании находились территория Египта, экономика, коммуникации, людские ресурсы и армия. Египет стал главной базой по обеспечению продовольствием английских войск в регионе.

В период с первой мировой до начала второй мировой войны Великобритания смогла реализовать свои геополитические интересы на Ближнем Востоке, усилив своё региональное влияние. Кроме того, благодаря Великобритании сформировались границы государств Арабского Востока, которые к настоящему времени почти не изменились. Однако поощрение английским правительством сионизма в Палестине и в то же время поддержка распространения идей арабского единства, наряду с реализацией собственных интересов в ближневосточном регионе, создало почву для развития конфликта между увеличивающимся еврейским населением и арабами-палестинцами. Тем не менее, этот период также знаменует собой начало активного участия правительств арабских стран в решении палестинского вопроса, который стал краеугольным камнем в формировании панарабского движения и арабской национальной идентичности. Так или иначе, наметившийся кризис колониальной системы, нараставшее национально-освободительное движение подрывали позиции Англии. В то же время постепенно в ближневосточный регион проникали США, стремясь потеснить Великобританию, что не соответствовало интересам англичан, а впоследствии это стало одной из причин американо-английских противоречий на Арабском Востоке. В сложившейся ситуации перед английской дипломатией стояла задача сохранить своё преимущество в регионе.

У. Черчилль в 1921 г., занимая пост министра колоний Великобритании, заявил: «В отношении арабской расы могут быть применены две политики. Одна политика заключается в том, чтобы держать арабов разделенными, обескураживать их национальные чаяния, устанавливать в каждом отдельном месте или городе администрацию из местных нотаблей, осуществлять свое влияние посредством натравливания одного племени на другое… другая политика, я думаю, заключается в попытке построить вокруг древней столицы Багдада в форме, дружественной Великобритании и её союзникам, арабское государство…»1. Кроме того, к началу второй мировой войны лидеры арабских государств сами начали осознавать необходимость сотрудничества и координации действий между собой для достижения экономической самостоятельности и прогресса, что привело к ещё большему развитию идеи арабского единства и её широкому распространению. Великобритания не могла игнорировать эти настроения, поэтому попыталась использовать стремление арабов к единству для сохранения ведущих позиций на Арабском Востоке. Великобритании необходимо было контролировать усиливавшееся арабское движение, кроме того перед страной стояла задача не допустить проникновения в районы английского влияния какой-либо иной державы. Стоит отметить, что премьер-министр Ирака Нури ас-Саид ещё в 1939 г. и летом 1940 г. отмечал рост сторонников стран Оси среди иракского правительства и армии и предложил Великобритании выпустить декларацию, поощрявшую арабские национальные стремления2. Подобные просьбы были сделаны и арабскими националистами в Леванте. Однако Великобритания не отреагировала на эти пожелания, планируя сначала найти решение палестинской проблемы, что осложнялось негативной реакцией оппозиционного кабинета на любые уступки в этом вопросе.

Тем не менее, понимая опасность возрастающих антибританских настроений и стремясь направить патриотические чувства арабов в нужное русло, в начале 40-х годов XX века в политических кругах Великобритании всё-таки стала обсуждаться необходимость поддержки арабских лидеров Сирии, Ирака и Ливана и создание регионального союза на Ближнем Востоке. В итоге, правительством Великобритании были сделаны официальные заявления о поддержке движения за арабское единство.

29 мая 1941 министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден объявил о введении новой политики на Ближнем Востоке. «Арабский мир добился значительных успехов,… многие арабские мыслители хотели бы для арабского народа наивысшей степени единства чем то, чем они сейчас довольствуются.… Они надеются на нашу поддержку и такое обращение наших друзей нельзя оставлять без ответа. Мне кажется, что это естественно и правильно, что культурные и экономические связи между арабскими странами, а также политические, будут укреплены»1. Он сообщил, что «Великобритания со своей стороны поддержит любой проект, который будет всеобще одобрен».

Для того чтобы повысить доверие населения, в 24 февраля 1943 года Иден повторил обещание Англии помочь в объединении арабских государств: «Великобритания будет с симпатией относится к любому арабскому движению для укрепления экономических, культурных или политических связей»2.

Заявления, сделанные правительством Великобритании в 1941 и 1943 годах, стали фундаментом для будущего межарабского объединения. Они подтолкнули лидеров арабских стран к активной деятельности: Великобритании практически сразу было представлено несколько проектов по объединению государств Арабского Востока. Так или иначе, в это время Англия была единственным авторитетом в регионе и, благодаря своей политике, сыграла важную роль на предварительном этапе формирования Лиги арабских государств.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российский государственный гуманитарный университет историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Коммуникативные стратегии построения бренда: от монологичных к интерактивным

Российский государственный гуманитарный университет историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
I. Современные научные подходы к визуальному изучению дестинации

Российский государственный гуманитарный университет историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Деловой этикет в общественно-политической жизни современного китая: традиции и новации

Российский государственный гуманитарный университет историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Государственная политика кнр в сфере регулирования миграционных процессов конца XX- начала XXI вв






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную