1. Понятие антимонопольной политики государства Антимонопольная политика государства






Скачать 168.1 Kb.
Название1. Понятие антимонопольной политики государства Антимонопольная политика государства
Дата публикации03.03.2015
Размер168.1 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы




Государственная поддержка конкурентной среды (Антимонопольная политика государства)

1.Понятие антимонопольной политики государства

2.Антимонопольное регулирование экономики.

3. Особенности антимонопольного законодательства

в России и за рубежом

4. Государственное регулирование естественных монополий

5.Государственная поддержка мелкого и среднего бизнеса.
1.Понятие антимонопольной политики государства

Антимонопольная политика государства - это комплекс осуще­ствляемых государством экономических, административных и за­конодательных мер по обеспечению условий эффективного функ­ционирования конкурентного рынка и недопущению его чрезмер­ной монополизации. Поэтому антимонопольное регулирование как метод государственного регулирования экономики - не­пременный атрибут цивилизованной рыночной экономики, обяза­тельное условие нормального, рационального развития эконо­мической системы.

Основа монополизма в экономике заключается в доминирую­щем положении хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, позволяющем ему:

  • оказывать решающее влияние на конкуренцию;

  • затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Технологическая и техническая основа монополизма - это, пре­жде всего, специализация и связанная с ней концентрация про­изводства. Основные признаки монополизации:

  • ограничение конкуренции;

  • дискриминация потребителя;

  • искусственное завышение цен;

  • снижение выпуска продукции.

Этот инструментарий позволяет практически однозначно оп­ределить, ведет ли деятельность корпорации к относительному сокращению общественного богатства или нет, является ли она в этом смысле эффективной.

Экономическое содержание монополии - это власть поставщика товара над условиями его сбыта. Монополия характеризуется высокой концентрацией рынка на стороне предложения, при этом поставщики ограничивают объемы продукции, завышают цены и стараются не допускать в отрасль новых конкурентов.

Наиболее характерное проявление монополистической деятель­ности - необоснованное повышение цен монополистами.

Противоположностью монополизма является конкуренция. Ко­нкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существование.

В российское законодательство понятие «конкуренция» было впервые введено в 1991 г. С объективной стороны, конкурен­ция представляет собой особую ситуацию на рынке, при которой отдельные субъекты предпринимательства не могут оказывать решающего воздействия на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на данном рынке. Общими условиями обраще­ния товара являются спрос, предложение и рыночная цена.

Экономическое содержание конкуренции состоит в том, что ни один поставщик, ни группа поставщиков не имеют власти над условиями сбыта и каждый из них заинтересован в снижении издержек, улучшении качества, обновлении продукции и тех­нологий. За конкуренцией стоит свобода индивидуальной предпринимательской деятельности.

Антимонопольная деятельность предполагает:

  • юридический запрет ограничивать свободу конкуренции;

  • государственно-властные меры, препятствующие захвату от­дельными организациями доминирующего положения на рынке;

  • поддержку предпринимательства путем осуществления мер по стимулированию увеличения объемов производства дефицитной продукции, способствующих насыщению рынка дефицитными продуктами и услугами.

Цели антимонопольной деятельности государства:

  • насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация де­фицита;

  • развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конку­ренции и формирование тем самым цивилизованных рыноч­ных отношений;

  • ограничение и пресечение деятельности сложившихся мо­нополий, недопущение образования новых;

  • борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию но­рмального рынка, в том числе борьба с коррупцией;

  • поддержка новых, и прежде всего негосударственных, эко­номических структур;

  • защита прав потребителей.

В России федеральным органом исполнительной власти в об­ласти антимонопольной политики является Федеральная ан­тимонопольная служба. К основным функциям антимонопольного органа относятся:

  1. подготовка предложений по совершенствованию антимоно­польного законодательства и практики его применения;

  2. разработка рекомендаций по проведению мероприятий, на­правленных на развитие товарных рынков и конкуренции;

  3. осуществление мер по демонополизации производства и об­ращения;

  4. контроль крупных сделок по купле и продаже акций;

  5. контроль соблюдения антимонопольных требований при со­здании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.


2.Антимонопольное регулирование экономики.

Конкурентный рынок существует в условиях множества продавцов и покупателей, не имеющих возможности оказывать непосредственное воздействие на цены, объем производства и т.д. Развитие крупного производства, особенно на рубеже XIX-XX вв., приводит к возникновению монополий, что нарушает механизм рыночного равновесия, основанного на эффективной конкуренции. Она исключает монополизм, но может и сама приводить к нему, когда конкурентные преимущества кого-либо из производителей приобретают устойчиво-долговременный характер. То есть монополизм - это тоже атрибут рынка, но препятствующий осуществлению его позитивных функций. Отсюда возникает необходимость вмешательства в ход конкурентной борьбы со стороны государства.

Монопольная власть над ценами таит опасность завышения цен на продукцию монополий и занижение цен на сырье для монопольной фирмы. Монополия сохраняет определенный запас прочности, что тормозит слишком частые и глубокие положительные модификации в деятельности монополий, порождается тенденция к бюрократизации и неэффективности, имеет место неэффективность в распределении ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социальными конфликтами. В силу всего перечисленного в развитых странах существует антимонопольное регулирование экономики.

Как известно, в странах Запада государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополии в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Антимонопольное законодательство направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и США (1890) — знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. долл. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. долл.) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся (в 1914, 1939, 1950 гг.), он распространялся на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Закон Клейтона (1914) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

В Западной Европе (Бельгия — 1935 г.; Нидерланды — 1935 г.; Дания — 1937 г.) были попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с «излишней конкуренцией», но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребление этой формой монополии.

Акт Келлера — Кефаувера (1950) дополнил Акт Клейтона запретом на слияние путем приобретения активов. Запрещались не только горизонтальные слияния, но и вертикальные (объединение компаний — последовательных участниц одного производственного процесса).

В Римском договоре, положившем начало Общему рынку, в статьях 85 и 86 также установлено запрещение монопольных соглашений.

Таким образом, все эти законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль за разного рода соглашениями.

Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер:

Первая группа мер — административно-правовое воздействие в виде;

•  запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;

•  роспуска существующих монополистических объединений;

•  расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.

Вторая группа мер — административно-экономическое воздействие, направленное на:

•  преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);

•  преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;

•  запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

Третья группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:

•  использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;

•  поощрение выпуска товаров-субститутов, т.е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;

•  расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствуют о том, что образование монополий — закономерный процесс, и объясняется это тем, что сама конкуренция — важный элемент рыночного механизма — порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.

В подавляющем большинстве случаев антимонопольное законодательство имеет строго территориальный характер, то есть регулирует операции фирм лишь в пределах национальных рынков (регионов). Но оно может быть применено против зарубежной деятельности национальных и иностранных компаний.

Применение антимонопольного законодательства осуществляется через определенный институциональный механизм, включающий специальный административный орган. В США - это Управление по антитрестовской деятельности Министерства юстиции; в Англии - Генеральный Директорат по справедливой торговле; в Германии - Федеральное ведомство по картелям; во Франции - Совет по конкуренции, в Японии - Компания по справедливым сделкам.

Целью антимонопольной политики является поддержание на соответствующем уровне рыночного механизма. Переход российской экономики к рынку требует активного государственного вмешательства в формирование конкурентной среды, учитывая предшествующее развитие экономики. Административно-командная система фактически культивировала монополизм, доведя его до невиданной степени. К началу 1990 г. доля государственной собственности в основных производственных фондах превышала 86%; внешняя торговля была монополизирована полностью.

Для создания конкурентной среды в экономике на первом месте стоят, конечно, проблемы разгосударствления и приватизации. Вместе с тем необходима и прямая государственная антимонопольная политика. Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России была сделана еще в 1908 г. За образец был принят закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона “в штыки” и сумели сорвать его принятие. Поэтому закон о борьбе с монополиями и недобросовестной конкуренцией появился в России только в 1991 г., когда Верховный Совет принял Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Целью антимонопольной политики объявлено предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства; перераспределение монополистического богатства и диффузия, децентрализация совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

В “Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий монополистов” включены предприятия, производящие более 35% продукции на каком-либо товарном рынке. Для крупного слияния фирм, приобретения контрольного пакета (более 50% голосующих акций) или более 35% акций (паев, долей) участия в уставном капитале необходимо предварительное согласие ГКАП России.
3. Особенности антимонопольного законодательства

в России и за рубежом

Поддержка конкуренции закреплена в Конституции РФ, со­гласно п. 1 ст. 8 которой в Российской Федерации гарантиру­ются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Началом истории существования российского антимонополь­ного законодательства считается принятие Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополи­стической деятельности на товарных рынках» (ред. от 09.10.2002). Закон определил основные положения государственной анти­монопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами до­минирующим положением на соответствующих рынках про­дуктов, а также формы недобросовестной конкуренции и спо­собы ее преодоления.

Развитие конкурентного права осуществлялось не только за счет совершенствования базового закона, применяемого для рынков продуктов и услуг. Одновременно развивались другие его направления:

1) ценовое регулирование деятельности предприятий, занимаю­щих доминирующее положение на рынке, которое широко применялось в 1992-1993 гг. В настоящее время ценовая поли­тика реализуется преимущественно в рамках регулирования деятельности естественных монополий;

2) правовое оформление политики демонополизации. Развитие процессов демонополизации становится базовой деятельно­стью в системе государственной конкурентной политики. Этим обусловлен набор программных мер, предложенных в новой федеральной программе. Главный упор делается на стабилиза­цию экономики и оживление инвестиционной активности;

3) сбалансирование приватизационной и антимонопольной поли­тики. В Программу приватизации были включены нормы о со­гласованных действиях органов по управлению государствен­ным имуществом и антимонопольных органов в процессе при­ватизации;

4) выделение в особую сферу государственного регулирования естественных монополий.

Обобщая состояние антимонопольного законодательства в Рос­сии, отметим три существенных момента.

  • федеральное антимонопольное законодательство в своей осно­ве в настоящее время сформировано преимущественно в части, регулирующей развитие рынков продуктов;

  • антимонопольное регулирование рынков банковских, страховых услуг, рынков ценных бумаг и иных сфер, связанных с использо­ванием денежных средств юридических и физических лиц, по-прежнему осуществляется весьма ограниченно;

  • сформировано федеральное законодательство о естественных монополиях и формируется правовая база регулирования есте­ственных монополий, относящихся к ведению субъектов РФ.

Характеризуя современное состояние зарубежного антимоно­польного законодательства, обычно говорят о двух типах зако­нодательства – американском и западноевропейском.

Американский тип законодательства отвергает любую форму монополистического сговора или союза.

Западноевропейский тип законодательства является более либе­ральным: в нем запрещаются не все монополии, а только те, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в той или иной области рынка.

Различают также антитрестовскую и антикартельную направ­ленность законодательства. Антитрестовские законы направле­ны на противодействие союзам, объединениям, концернам, в рамках которых происходит полная потеря входящими в нее фирмами всякой самостоятельности. Такие союзы устраняют конкуренцию и потому не могут быть приемлемыми для ры­ночной экономики. Антикартельные законы направлены про­тив разного рода сговоров фирм картельного типа (раздел рынков сбыта по потребителям или районам, установление согласо­ванных цен и т. д.). Во многих странах применяются также специальные законы, направленные на противодействие не­добросовестной конкуренции, включая мошенничество в тор­говле и производстве.
4. Государственное регулирование естественных монополий

Практически во всех странах есть группы отраслей экономики, выведенных из действия антимонопольных законов. Это от­расли естественных монополий, где применяются особые ме­тоды регулирования естественных монополий.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при ко­тором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в от­сутствие конкуренции в силу технологических особенностей про­изводства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естествен­ной монополии, не могут быть заменены в потреблении дру­гими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монопо­лий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем ряд конкурентных фирм.

Кроме того, активы, воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах, исключи­тельно специфичны, имеют ограниченные рамки применимо­сти и не могут быть легко переориентированы на другие рын­ки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.

Деятельность естественных монополий регламентируется Федеральным законом «О естественных монополиях». Согласно данному Закону, естественными монополиями признаются такие сферы, как:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

  • транспортировка газа по трубопроводам;

  • железнодорожные перевозки;

  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

  • услуги по передаче электрической энергии;

  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

  • услуги по передаче тепловой энергии.

Основными методами государственного регулирования деятельно­сти естественных монополий являются:

  1. ценовое регулирование;

  2. определение потребителей для обязательного обслуживания;

  3. установление минимального уровня их обеспечения в соответ­ствии с российским законодательством.

Государственное регулирование цен отраслей естественных мо­нополий включат регулирование тарифов, как на электрическую, так и на тепловую энергию.

Концепция реформы естественных монополий с точки зрения ценового регулирования должна предусматривать введение но­вых, взаимоувязанных тарифов на их продукцию. Модель цено­вого регулирования должна базироваться на таких общих принципах регулирования тарифов в отраслях естественных монополий, как принцип справедливой цены и принцип индекси­рования тарифов в соответствии с ростом уровня цен.

Более перспективным и эффективным направлением в области регулирования естественных монополий является их реструк­туризация.

Реструктуризация отраслей естественных монополий предпо­лагает создание условий для внедрения элементов конкуренции в этих отраслях, устранение барьеров входа-выхода на монополи­зированные рынки для других хозяйственных субъектов.

Данный способ регулирования может быть эффективным не только для отдельных монополистов, но и для государства в целом, так как позволяет сделать прозрачными финансовые потоки в рамках различных посреднических фирм, уводящих финансовые потоки в обход, как самой компании, так и бюджета.

5.Государственная поддержка мелкого и среднего бизнеса.

Во всех развитых странах существует система государственной поддержки малого бизнеса, охватывая стадии становления и функционирования. Прежде всего, государство осуществляет правовое, законодательное обеспечение малого бизнеса. Законодательство, регулируя антимонопольную деятельность, поддерживает предпринимательскую деятельность в целом; стимулирует инвестиционную и инновационную деятельность малого бизнеса.

На малый бизнес распространяется система льготного кредитования, эффективно действующая во всех странах с развитой рыночной экономикой. Это особенно важно на этапе становления малых предприятий. Например, в Германии в рамках “Программы помощи по созданию собственного капитала” осуществляется льготное кредитование малых предприятий. Максимальный размер кредита на создание собственного капитала достигает при этом 400 тыс. марок. Он выдается на льготных условиях сроком до 20 лет и погашается следующим образом: в первые три года проценты не взимаются вообще, на четвертый год установлена ставка в 2 %, на пятый - 3 %, на шестой - десятый годы - по 5 %. На остающиеся до истечения срока кредита - 10 лет - размер процентной ставки может быть изменен. Льготное кредитование малого бизнеса в ряде случаев носит ценовой характер: например, на инвестиции, на приобретение оборудования, на проведение НИОКР.

Следующая форма государственной поддержки малого бизнеса - государственное страхование займов. Оно позволяет малым фирмам снизить предпринимательский риск, что очень важно для инновационной деятельности. В США, например, Администрация малого бизнеса гарантирует до 90 % ссуды, предоставляемой коммерческими банками малым предприятиям. Аналогичная система страхования действует в Японии и в других странах с развитой рыночной экономикой.

Для поддержки малого бизнеса широко используется льготное налогообложение. Оно служит инструментом государственного регулирования развития приоритетных отраслей и формирования их антимонопольной структуры. Налоговые льготы предоставляются малым предприятиям в годы их становления. Но действуют и постоянные льготы: по корпоративному налогу на прибыль; по налогу на прирост капитальной стоимости; при экспертной оценке малого бизнеса.

Правительства используют прямое бюджетное финансирование и государственные заказы на продукцию малого бизнеса. Здесь, как правило, поддержка государства является строго целевой. Так, в США и в Японии в сметах расходов Министерств и ведомств есть специальная статья, предусматривающая ежегодное выделение средств для малых предприятий приоритетных отраслей (например, в США - энергосберегающие техника и технологии, высокие технологии для ВПК) и прямую финансовую поддержку проведения ими НИОКР.

Государство оказывает помощь малым предприятиям в информационно-консультативной, маркетинговой и кадровой деятельности. Малые предприятия обладают слишком незначительными финансовыми возможностями, чтобы организовать маркетинговые исследования, сбор и обработку рыночной информации собственными силами. Эту слабость в существенной мере компенсирует широкая сеть государственных и негосударственных информационно-консалтинговых и маркетинговых служб, техноцентров менеджмента и подготовки кадров, технополисов, технопарков. Такого рода услуги нередко финансируются непосредственно за счет заинтересованных организаций (например, в США - Администрации по делам малого бизнеса, министерства сельского хозяйства, министерства энергетики, национального научного фонда и др.).

Для экономики России целенаправленная государственная поддержка малого предпринимательства имеет большое значение, так как современное конкурентоспособное народное хозяйство не может существовать без результативного функционирующего малого бизнеса. В условиях переходной экономики с его помощью могут быть решены не только многие экономические, но и социальные задачи, например смягчение безработицы. Широкое развитие малого бизнеса позволит создать дополнительные рабочие места. Государственная поддержка малому предпринимательству признается в правительственных документах одним из важнейших направлений экономической реформы, способствующим развитию конкуренции, созданию новых рабочих мест, формированию широких слоев собственников-предпринимателей.
Контрольные вопросы по теме:


  1. В чем проявляется монополизм?

  2. Какие меры применяются при проведении антимонопольной политики?

  3. В сущность экономического содержания конкуренции?

  4. Какие функции выполняет антимонопольная служба?

  5. Каковы особенности антимонопольного законодательства России?

  6. Чем отличаются европейская и американская системы антимонопольного законодательства?

  7. Что является естественной монополией и какие сферы к ней относятся?

  8. Какие методы применяет государство по регулированию деятельности естественных монополий?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Понятие антимонопольной политики государства Антимонопольная политика государства iconСоциальная политика государства и возможности модернизации экономики регионов россии
Социальная политика оказывает значительное влияние на экономическую деятельность государства и его регионов. Вместе с тем, и социальная...

1. Понятие антимонопольной политики государства Антимонопольная политика государства iconЭкономика. Политика. Право
России. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов....

1. Понятие антимонопольной политики государства Антимонопольная политика государства icon5. Функции государства
Понятие функций государства. Взаимосвязь функций государства и сущности государства

1. Понятие антимонопольной политики государства Антимонопольная политика государства iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему «Эволюция антимонопольной политики государства и её влияние на развитие конкуренции (на примере России и Китая)»

1. Понятие антимонопольной политики государства Антимонопольная политика государства iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Антимонопольная политика»
Антимонопольная политика : метод указания к практическим занятиям / сост. Бобкова Е. В.; Владим. Гос. Ун-т. – Владимир : Ред издат....

1. Понятие антимонопольной политики государства Антимонопольная политика государства iconПлан Развитие и формирование принципов социального государства Понятие...
В такой политической ситуации, когда налицо была опасность социального взрыва, правящей элите не оставалось другого выбора, как пойти...

1. Понятие антимонопольной политики государства Антимонопольная политика государства iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей...
Понятие «Теория государства и права» как науки и учебной дисциплины. Возникновение и развитие теории государства и права. «Теория...

1. Понятие антимонопольной политики государства Антимонопольная политика государства iconЛекция №6: Конституционно-правовая основа социального государства...
Вопрос №1. Конституционный строй: понятие и основные элементы. Краткая характеристика российского государства Говоря о Российском...

1. Понятие антимонопольной политики государства Антимонопольная политика государства iconТеория государства и права
Абдигалиев, А. У. Дефомация правовой культуры: понятие, последствия, пути преодоления[Текст] //История государства и права. 2006....

1. Понятие антимонопольной политики государства Антимонопольная политика государства icon«нормативный поворот» в экономическом анализе. Методология, теория, политика
Рубинштейн (2009, 2011)). Следует отметить, что понятие «нормативный поворот» (Hands (2010), Хендс (2012)), вошедшее в название данного...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную