Управление местными многоэтничными сообществами в киргизстане






Скачать 492.37 Kb.
НазваниеУправление местными многоэтничными сообществами в киргизстане
страница1/4
Дата публикации21.01.2015
Размер492.37 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4



КИРГИЗСТАН

УПРАВЛЕНИЕ МЕСТНЫМИ МНОГОЭТНИЧНЫМИ СООБЩЕСТВАМИ В КИРГИЗСТАНЕ

Нурбек Омуралиев

1. Введение

Киргизская Республика (Киргизстан) – суверенная, унитарная, демократическая республика, построенная на началах правового светского государства (согласно ст. 1 Конституции страны)1. Находится в юго-восточной части Центральной Азии. Окружена горами Памиро-Алая на юго-западе и Тянь-Шаня – на северо-востоке. Территория – 199,9 тыс. кв. км, почти 90% ее расположено в горных местностях на высоте более 1500 метров над уровнем моря. На севере Киргизская Республика граничит с Республикой Казахстан, на востоке и юге – с Китайской Народной Республикой, на западе – с республиками Узбекистан и Таджикистан. Численность населения на 1 января 2000 г. – 4,9 млн. человек. Всего на территории республики проживают представители около 100 национальностей. Столица – Бишкек (773,8 тыс. человек). Большие города: Ош (211,1 тыс. человек), Джалал-Абад (71,3 тыс. человек), Каракол (65,4 тыс. человек). В городах проживает 35,3% населения2.

Государственную власть в Киргизской Республике осуществляют президент, Жогорку Кенеш (парламент), правительство и местные государственные администрации, а также суды на принципах разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви и разграничения функций государственной власти и местного самоуправления (ст. 7 Конституции Киргизстана).

Президент Киргизской Республики избирается на пять лет гражданами республики на основе всеобщего равного, прямого и тайного голосования (ст. 43 и 44 Конституции Киргизстана). Со времени достижения независимости в 1991 г. президентом, избранным третий раз подряд 29 октября 2000 г., является Аскар Акаев.

Жогорку Кенеш – парламент Киргизской Республики – представительный орган, осуществляющий законодательную власть. Жогорку Кенеш состоит из двух палат: Законодательного собрания в составе 60 депутатов (из которых 45 были избраны по одномандатным округам и 15 – по партийным спискам), действующего постоянно и избираемого на основе представительства интересов всего населения республики, и Собрания народных представителей в составе 45 депутатов, работающего сессионно и избираемого на основе представительства территориальных интересов. Депутаты Законодательного собрания и Собрания народных представителей избираются на пять лет (ст. 54 Конституции Киргизстана).

Правительство Киргизской Республики и местные государственные администрации осуществляют исполнительную власть.

Судебную ветвь власти представляют Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд, суды и судьи системы правосудия.

Существующее административно-территориальное деление Киргизской Республики следующее: страна состоит из 7 областей и столицы, каждая область включает в свой состав районы и города областного подчинения, в районы входят города районного подчинения, поселки городского типа и айыл кенеши (сельские советы) которые, в свою очередь, объединяют сельские населенные пункты.
Таблица. Административно-территориальное деление Киргизской Республики3




Районов

Городов

Поселков гор. типа

Айыл

кенешей

Сельских

нас. пунктов

Киргизская

Республика

39

21

29

430

1802

В том числе по областям:

Баткенская

3

3

5

29

189

Джалал-Абадская

8

3

8

68

415

Иссык-Кульская

5

3

5

58

181

Нарынская

5

1

2

56

132

Ошская

7

3

2

79

467

Таласская

4

1

1

35

90

Чуйская

7

4

5

105

327

Горкенеш

Бишкек

-

1

1

-

1

2. Законодательная основа местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией (Глава 7. “Местное самоуправление”) и принятым на ее основе законодательством. Деятельность местного самоуправления регулируется законом “О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Республике Киргизстан” от 19 апреля 1991 г., Положением “Об основах организации местного самоуправления в Киргизской Республике” от 22 сентября 1994 г., Положением “Об основах организации местного самоуправления в городах районного подчинения Киргизской Республики” от 23 июня 1998 г., Временным положением “О районных и областных кенешах Киргизской Республики” от 5 января 1995 г. и другими законодательными актами4.

При сопоставительном анализе законодательства Киргизстана по вопросам местного самоуправления и “Всемирной декларации о местном самоуправлении” (от 23-26 сентября 1985 г., Рио-де-Жанейро), а также “Европейской хартии местного самоуправления” (от 15 октября 1985 г.) можно отметить много общего и совпадающего, но в то же время наблюдается ряд отличий, в том числе принципиального характера5.

Во-первых, различно понимание сущности местного самоуправления: так, в законодательстве Киргизской Республики не получили строгого разграничения органы местного самоуправления и органы местной государственной власти, в особенности на низовых уровнях, где они даже непосредственно объединены. Согласно Конституции местные кенеши (советы депутатов) действуют независимо от местной государственной администрации (ст. 95 пункт 3 Конституции Киргизстана); в то же время, согласно Положению “Об основах организации местного самоуправления в Киргизской Республике” от 22 сентября 1994 г. “на первой сессии местного кенеша ... кандидатуpу председателя местного кенеша предлагает глава районной, городской государственной администраций.

Председатель аильного (сельского), поселкового и городского кенешей является главой соответствующего местного самоуправления.

Председатели аильных и поселковых кенешей одновременно выполняют функции местной государственной администрации”.

При этом “в случае непреодолимых разногласий по кандидатуре главы города между органами государственной власти и городским кенешем председатель областного кенеша назначает своим распоряжением исполняющего обязанности главы города на срок до 6 месяцев. В исключительных случаях на эту должность может быть назначено лицо, не являющееся депутатом данного кенеша. В этом случае обязанность председателя кенеша исполняет один из депутатов кенеша на общественных началах” (Положение “Об основах организации местного самоуправления в городах районного подчинения Киргизской Республики” от 23 июня 1998 г.).

Во вторых, в ст. 2 Всемирной декларации и в ст. 3 Европейской хартии отмечается такая характеристика местного самоуправления, как периодичность переизбрания путем равноправных и всеобщих выборов. И если в России и других странах СНГ губернаторы областей и мэры крупных городов непосредственно избираются населением соответствующей территории, то в Киргизстане законодательство предписывает иное: “Деятельностью местной государственной администрации руководит на принципах единоначалия глава местной государственной администрации. Глава областной, Бишкекской городской государственной администрации назначается президентом Киргизстана по представлению премьер-министра и с согласия соответствующего местного кенеша. Глава районной, городской, районной в городе государственной администрации назначается премьер-министром с согласия соответствующих местных кенешей по представлению глав государственных администраций областей и города Бишкека и утверждается президентом Киргизской Республики.

Глава областной, Бишкекской городской государственной администрации подотчетен президенту Киргизской Республики и премьер-министру Киргизской Республики, глава районной, городской, районной в городе государственной администрации подотчетен премьер-министру Киргизской Республики и главе областной, Бишкекской городской государственной администрации.

В случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей либо совершения порочащего поступка глава местной государственной администрации может быть освобожден от должности соответственно президентом Киргизской Республики или премьер-министром Киргизской Республики.

Областной, Бишкекский городской, районный, городской, районный в городе местный кенеш вправе двумя третями голосов от общего числа депутатов выразить недоверие главе местной государственной администрации и поставить вопрос о его освобождении от должности. Президент Киргизской Республики или премьер-министр Киргизской Республики в течение месяца принимает по данному вопросу решение и извещает о нем соответствующий местный кенеш” (закон Киргизской Республики “О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Республике Киргизстан” от 19 апреля 1991 г.).

Таким образом, главы местных государственных администраций назначаются и освобождаются вышестоящими властями и, соответственно, отчитываются перед ними, а не перед народом, населяющим территорию соответствующей административной единицы.

В третьих, в ст. 5 Всемирной декларации и ст. 3 Европейской хартии отмечается, что местные органы власти могут создавать внутренние властные административные структуры, чтобы приспособить их к местным потребностям. Согласно законодательству Киргизстана “структура областной, Бишкекской городской государственной администрации утверждается правительством по представлению главы областной, Бишкекской городской государственной администрации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее содержание.

Структура районной, городской, районной в городе государственной администрации утверждается вышестоящей местной государственной администрацией по представлению главы районной, городской, районной в городе государственной администрации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее содержание”.

Уже эти три примера показывают, что в Киргизской Республике понятие местного самоуправления основано на “вертикали” власти, причем приоритетным является не выбор народа, а пожелание вышестоящих властных структур. Реальным хозяином органов “самоуправления” является исполнительная власть.

Рассмотрим структуру местного самоуправления. Закон гласит, что местное самоуправление в Киргизстане – это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно-территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы. Система местного самоуправления включает местные кенеши (Советы), органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, аильные комитеты и другие органы), а также местные референдумы, собрания граждан, иные формы непосредственной демократии. Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц, которые устанавливаются и изменяются в соответствии с законодательством Киргизстана.

Местные кенеши и местная государственная администрация обеспечивают на соответствующей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления и государственного управления.

Аилы, поселки, города в целях более эффективного осуществления своих прав и интересов могут объединяться в ассоциации.

Местное самоуправление и местная государственная администрация свою деятельность осуществляют на принципах:

  • волеизъявления народа через местные кенеши, органы территориального общественного самоуправления и другие формы непосредственной демократии;

  • защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

  • социальной справедливости;

  • законности;

  • гласности и учета общественного мнения;

  • сочетания местных и государственных интересов;

  • разграничения функций и полномочий представительных и исполнительно-распорядительных органов;

  • выборности местных кенешей, органов территориального общественного самоуправления, их подконтрольности и подотчетности населению, назначаемости глав местной государственной администрации;

  • коллегиальности, свободного обсуждения и решения вопросов;

  • самостоятельности, независимости и ответственности местных кенешей, других органов местного самоуправления, местной государственной администрации за решение вопросов местного значения.

Местное самоуправление осуществляется в формах представительной и непосредственной демократии. Представительная демократия в сфере местного самоуправления реализуется через местные кенеши и органы территориального общественного самоуправления. Важнейшими формами непосредственной демократии являются: местные референдумы, участие населения в обсуждении всех важных вопросов общественной и государственной жизни и реализации принятых решений путем собраний, сходов граждан и иных форм непосредственной демократии, а также в выборах представительных органов, в осуществлении контроля деятельности местного самоуправления.

Местные кенеши – представительные органы местного самоуправления, избираемые гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Областные, районные, городские, районные в городах, городские районного подчинения, поселковые и аильные кенеши составляют единую систему представительных органов местного самоуправления.

Местная государственная администрация – исполнительно-распорядительный орган в области, городе Бишкек, районе, городе, районе в городе. Председатели аильных и поселковых кенешей являются главами местного самоуправления и выполняют функции местной государственной администрации.

В Киргизстане устанавливаются следующие территориальные уровни местных кенешей и местной государственной администрации:

  • к первичному территориальному уровню относятся аильные, поселковые и городские (городов районного подчинения) местные кенеши;

  • к базовому территориальному уровню относятся городские, районные, районные в городе местные кенеши и государственные администрации;

  • к областному территориальному уровню относятся областные и Бишкекский городской местные кенеши и государственные администрации.

Взаимоотношения областного, Бишкекского городского, районного, городского, районного в городе местных кенешей с местной государственной администрацией строятся на основе принципа разделения их функций, наделения кенеша и местной государственной администрации присущими им и установленными законом полномочиями.

Основной организационно-правовой формой работы местных кенешей являются их сессии. Сессия созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Местный кенеш правомочен
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление местными многоэтничными сообществами в киргизстане iconПамятка туристу
Местными нормами подразумевается ответное приглашение в гости, но в случае невозможности такого ответного жеста вполне допускается...

Управление местными многоэтничными сообществами в киргизстане iconА. Б. Бедный, А. О. Грудзинский Нижегородский государственный университет
На университеты государством возлагается социальная ответственность за свой регион, стимулируется активное взаимодействие с местными...

Управление местными многоэтничными сообществами в киргизстане iconЛитература Приложения
Среди долговых обязательств, выступающих в форме облигаций, важное место занимают государственные долговые обязательства, выпускаемые...

Управление местными многоэтничными сообществами в киргизстане icon5. Приход большевиков к власти в России Захват власти большевиками в октябре 1917 г
Осенью 1917 г в стране обострился политический и экономический кризис, Временное правительство утратило контроль над большей частью...

Управление местными многоэтничными сообществами в киргизстане iconИнформационная политика стран тропической африки в условиях глобализации мирового порядка
Охватывает, как правило, только центральные органы государственной власти. Что же касается местных органов власти, то многие из них...

Управление местными многоэтничными сообществами в киргизстане iconУчебно-методический комплекс для направления 38. 03. 02 “Менеджмент”...
«Антикризисное управление», «Инвестиционный менеджмент», «Корпоративное управление», «Управление проектами»

Управление местными многоэтничными сообществами в киргизстане iconУправление диверсификацией инновационной медиа-компании
Специальность: 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)

Управление местными многоэтничными сообществами в киргизстане iconУправление рисками нарушения безопасности инфраструктуры транспортного комплекса
Специальность 05. 13. 01 Системный анализ, управление и обработка информации (управление)

Управление местными многоэтничными сообществами в киргизстане icon10. 10. 2013 г. Региональная экономика и управление
Для студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» специализация «Управление государственной...

Управление местными многоэтничными сообществами в киргизстане iconСтратегическое управление персоналом в XXI веке
Введение. Переход к новому технологическому способу производства и изменение подхода к управлению персоналом. Эволюция подхода: кадровая...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную