Исследование актуальности данной темы среди учащихся школы 1223, Исследование особенностей жизни итальянского поэта Данте Алигьери, Исследование различных источников информации о поэме Данте «Божественная комедия»






Скачать 118.82 Kb.
НазваниеИсследование актуальности данной темы среди учащихся школы 1223, Исследование особенностей жизни итальянского поэта Данте Алигьери, Исследование различных источников информации о поэме Данте «Божественная комедия»
Дата публикации13.04.2015
Размер118.82 Kb.
ТипИсследование
e.120-bal.ru > Математика > Исследование



Образовательный округ: САО

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ 1223

Руководитель проекта: Лебедева И.И.

Автор проекта: Жуков Т.

Автор электронной презентации: Жуков Т.

Математика в поэме Данте «Божественная комедия»

Оглавление


Введение 2

Цели, задачи проекта 3

Методы исследования 3

Содержание проекта 4

Жизнь Данте Алигьери. Его творчество 4

Математика в поэме Данте «Божественная комедия» – числа 6

Математика в поэме Данте «Божественная комедия» – золотое сечение 9

Результаты работы: 10

Выводы: 10

Перспективы: 10

Список использованных источников: 11


Введение


«Не для того на свете мы живем,
Чтоб смерть застала нас в блаженной лени!»

Данте Алигьери

Изучая итальянский язык, автор данного проекта на одном из занятий преподавателя Пилюк Елены Васильевны познакомился с бессмертным произведением великого итальянского поэта и мыслителя Данте Алигьери – «Божественной комедией». Разбирая и заучивая наизусть отдельные отрывки поэмы, автор был заворожен красотой ритма, глубиной смысла и внутренней гармонией стиха. А Ирина Ивановна Лебедева, преподаватель математики, обратила внимание автора на связь «Божественной комедии» и математики. Это стало открытием, которое потрясло его до глубины души. Автор понял, насколько величественно данное творение и решил познакомить с его секретами учеников школы.

Цели, задачи проекта


Целью данного проекта стало ознакомление учеников школы 1223 с содержанием, структурой и математическим построением поэмы «Божественная комедия». Основными задачами проекта стали:

  1. Исследование актуальности данной темы среди учащихся школы 1223,

  2. Исследование особенностей жизни итальянского поэта Данте Алигьери,

  3. Исследование различных источников информации о поэме Данте «Божественная комедия»,

  4. Исследование отличительных черт ее построения,

  5. Исследование математической структуры поэмы,

  6. Систематизация данных об особенностях поэмы,

  7. Подготовка слайдов по данной теме для представления в классе.

Сначала была исследована актуальность проекта. Среди учеников школы разной возрастной категории был проведен ряд опросов, после обработки которых выяснилось, что лишь немного учеников знают о «Божественной комедии». При этом большое количество учащихся заинтересовались данным произведением и исследованием его особенностей, а значит, данный проект актуален для учеников школы 1223.

В книге «Данте. Жизнь: Инферно. Чистилище. Рай» указано довольно много информации о данном писателе. Кроме того, много нового удалось почерпнуть из различных интернет-источников, таких как, например, Википедия.

Основной гипотезой данного проекта стало предположение, что, узнав о математической гармонии и особенностях поэмы Данте, учащиеся заинтересуются данной темой и попробуют сами углубиться в изучение этого произведения.

Методы исследования


При работе над проектов применялись следующие методы исследования:

  • Изучение литературы и источников,

  • Консультации с учителями итальянского языка и математики,

  • Интервьюирование одноклассников и родственников,

  • Сопоставление источников.

Поскольку аналогов данного исследования найдено не было, можно говорить о новизне проекта.

Содержание проекта

Жизнь Данте Алигьери. Его творчество


Данте Алигьери родился в мае 1265 г. во Флоренции, богатом и просвещенном городе Тосканы. Он не без гордости считал себя потомком древних римлян, сограждан и современников обожаемого им Вергилия, хотя на самом деле выходил из среднего сословия. В девятилетнем возрасте и на всю жизнь он влюбился в девочку своих лет по имени Беатриче, но в 25 лет Беатриче умерла, оставив в душе молодого Данте первую незаживающую рану.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a4/dante-alighieri.jpg

Эпоха рубежа 1200–1300-х годов была бурным временем в истории Флоренции. То было время яростной борьбы гвельфов, сторонников римского папы, и гибеллинов, сторонников германских императоров. Данте с головой окунулся в водоворот этой борьбы. Он занимает ряд ответственных постов в партии гвельфов и правительстве Флоренции, выполняет важные дипломатические поручения. В мае 1300 г. партия гвельфов раскололась на белых и черных. Вскоре черные гвельфы победили, и Данте как один из лидеров белых гвельфов был заочно приговорен к сожжению на костре и конфискации имущества. Начались годы изгнания из родной Флоренции — вторая незаживающая рана поэта.

Поначалу, оскорбленный незаслуженным приговором. Данте пытался продолжать борьбу из эмиграции, но скоро осознал, что политика – удел грязных и бесстыдных людей, отступил и, как он сам говорил, организовал «партию из самого себя». История Флоренции потеряла заурядного политика, а мировая культура обрела великого поэта.

Последняя вспышка политической активности Данте была связана с годами правления германского императора Генриха VII. Но Генрих неожиданно умер, а вместе с ним и надежды Данте на возвращение в родную Флоренцию. Политические враги Данте вновь победили, и в октябре 1315 г. он вновь был приговорен к смертной казни. Теперь уже навсегда – приговор был отменен только в 1966 г.! То была третья и последняя рана поэта.https://lh5.googleusercontent.com/-6qfydn1ao44/tsgaohvtu3i/aaaaaaaaaxu/dorp86toqcw/s1600/la%2bdivina%2bcommedia.jpg

Три раны Данте не могли не оставить следа в его творчестве. Они

во многом определили торжественный пафос и гордое величие

«Божественной комедии», которые недостижимы в произведениях

благоденствующего автора. Символично, что последние годы жизни Данте провел в Равенне – последней столице древней Римской империи. Здесь он закончил свою поэму, здесь в 1321 г. нашел вечное успокоение. Тело Данте покоится в Равенне и поныне, несмотря на запоздалые попытки Флоренции дать родину своему гению, хотя бы после его смерти.

Свое главное произведение Данте безыскусно нарек « Комедией»,

возможно, потому, что оно было написано на общенародном

итальянском языке, а не на ученой латыни, как подобало бы

трагедии или философскому трактату. Возможно, надменный Данте умышленно принизил название своего шедевра, дабы ввести в заблуждение простодушных читателей. Кто-кто, а Данте прекрасно понимал, что в «Комедии» он выступает не только как поэт и философ, но и как пророк и Божий избранник. Но благодарные потомки быстро осознали истинную цену творения Данте и наградили «Комедию» эпитетом «Божественная».

Действительно, открываемые в «Комедии» горизонты настолько грандиозны, что невольно приходит мысль о Божественном озарении автора. Недаром Пушкин относил «Комедию» к произведениям, сам замысел которых гениален. Откуда явились Данте эти миры — сумрачные круги Ада. крутые уступы Чистилища, лучезарные сферы Рая? Кто поведал ему об устройстве мироздания? Как мог один человек охватить мыслью и сердцем эту священную поэму об откровениях потустороннего мира? Вот как отвечает на этот вопрос выдающийся русский дантолог, потомок прославленного русского полководца И. Н. Голенищев-Кутузов: « Чтобы создать эти миры, которые были едва намечены в немощных произведениях средневековой литературы — хождениях, легендах, миры, неясные даже для теологов, ронявших немногие скупые слова о том, что будет с душами, покинувшими земные пределы, необходима были фантазия, равной которой не знала Европа со времен Гомера. Воображение Данте поистине превзошло и восточный вымысел автора «Книги лестницы», где рассказывается о запредельных путешествиях Maгомета, и «Видение апостола Павла».

Для русского читателя поэму сделал доступной в 1932 году одаренный поэт и филолог Михаил Лозинский. Более десяти лет в адских условиях сталинских гонений на интеллигенцию, в холоде и голоде блокадного Ленинграда, работал Лозинский над переводом поэмы. Это был очень тяжелый труд, который был сравним с усилиями самого Данте. В 1939 году в переводе Лозинского вышел «Ад»; в 1944 – «Чистилище»; в 1945 – «Рай». Перевод Лозинского остается лучшим переводом «Комедии» и сегодня, полвека спустя. Лозинский писал: «...по многообразию и разительности образов, по страстной силе своего реализма, поэма Данте не знает себе равных среди европейских литератур».http://lib.rus.ec/files/lozinski.jpg


Математика в поэме Данте «Божественная комедия» – числа


В своей поэме Данте выступил гениальным геометром и архитектором. Пропорции поэмы, гармония ее частей воистину совершенна. Данте не случайно называл себя геометром:

Как геометр, напрягший все старанья,

Чтобы измерить круг, схватить умом

Искомого не может основанья,

Таков я был при новом диве том...

(Рай, XXXIII, 133-136)

Поэму Данте сравнивают с готическим собором. Пойдем и мы под своды Дантовых пропорций. Если «Комедия» Данте – готический собор, то этот собор построен по системе ad triangulum. Число 3 пронизывает структуру поэмы от целого до мельчайших частиц.

Поэма Данте состоит из трех частей (кантик): «Ад», «Чистилище», «Рай». Это история странствий Данте по трем царствам потустороннего мира. Каждое из трех царств имеет свое строго определенное предназначение. Ад – мир осуждения и торжества высшей справедливости; Чистилище – мир искупления и восхождения к духовному самоопределению; Рай – мир блаженства и познания абсолютной истины.http://s20.postimg.org/jj22h7py5/3e788f8cc59bcf660bcb2dfb2be_prev.jpg

Три части поэмы – это и три мира, в которых жил сам Данте. Это ад его мирской жизни изгнанника и борца за справедливость; это чистилище внутренней борьбы поэта с самим собой; это рай духовной жизни поэта, его вера в вечные идеалы и абсолютного ценности.

Каждая кантика «Комедии» заканчивается словом “stella” – звезда, светило. Так что три путеводные звезды указывают путь Данте по трем загробным мирам.

В каждой части поэмы 33 песни – две тройки, поставленные рядом. Таким образом, троичное деление поэмы на кантики рассыпается в каждой кантике на тридцать три песни. Вместе это дает 99 песен. Но «Ад» за счет вводной первой песни содержит не 33, а 34 песни, то есть оказывается как бы неправильной кантикой. Зато на уровне всей поэмы это несовершенство «Ада» приводит к тому, что общее число песен в поэме становится равным 100 – десятикратному повторению священного пифагорейского числа 10. Итак, нарушенная симметрия «Ада» обеспечивает гармонию всей «Комедии», также как и зло является необходимым элементом прекрасного универсума.

Ад разделен на 9 кругов, Чистилище – на 9 уступов, Рай – на 9 небесных сфер. Таким образом, число 9 – «триада триад» – определяет строение всего Дантова космоса, структуру каждого из трех потусторонних миров. Вместе с тем, по глубокому убеждению Данте, каждый из этих миров не может не являть собой совершенства, определяемого священной десяткой, поэтому в целом все три загробных мира содержат по 10 элементов.http://dic.academic.ru/pictures/enc_literature/i_201.jpg

Ключевые числа 3, 9, 10 участвуют также в делении структурных элементов трех загробных миров на более мелкие составляющие. Так, седьмой круг Ада состоит из 3 поясов; восьмой круг Ада содержит 10 концентрических рвов – Злых Щелей, соединенных мостами; Эмпирей состоит из 9 кругов, на которых обитают 9 ангельских чинов.

Девятый круг Ада, где мучаются разного рода предатели – самые гнусные из обманщиков, - это царство леденящего душу холода. Это уже не круг на уступах адской воронки, а ее дно, ледяное озеро Коцит, куда вмерзли предатели родных, предатели отечества, предатели друзей и предатели благодетелей. Слезы замерзают на их щеках, ужасный ветер леденит их душу. В центре озера – а это одновременно и центр Земли – находится вмерзший по пояс в лед властитель Ада сатана Люцифер. Некогда ближайший к Богу серафим, он предал Бога, за что был низвергнут с небес и превращен из самого прекрасного в самое ужасное творение. От удара Люцифера о Землю образовалась воронка Ада.

У Люцифера три пары крыльев и три лица. Крылья Люцифера неистово машут, поднимая ледяной вихрь, зубы скрежещут, слезы смерзлись в огромные сосульки, а из трех пастей стекает омерзительная слюна. В трех пастях Люцифера три самых гнусных предателя. В пасти среднего, красного лица торчит ногами наружу Иуда, предатель Христа. Сатана жует его и сдирает когтями кожу со спины. В пасти правого, мертвенно-желтого и пасти левого, черного лица – Кассий и Брут, предатели и убийцы Цезаря. Эти ужасные триады завершают структуру Дантова Ада. http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2010-06/thumbs/1277892957_9-1aa981cd7832c9ca.jpg

Три спутника сопровождают Данте по трем загробным мирам: Вергилий, Беатриче и святой Бернар. На Земле от врат Ада с знаменитой надписью «Входящие, оставьте упованья» (в другом переводе – «Оставь надежду, всяк сюда входящий») до Земного Рая поэта сопровождает Вергилий. Это первые 63 (6+3=9) песни поэмы. Но язычник Вергилий не может войти в сферы Небесного Рая, и далее от Земного Рая до Эмпирея Данте сопровождает христианка Беатриче. Это следующие 34 (3+4=7) песни поэмы. Наконец, в сферы Эмпирея Данте вводит не простая христианка, а святой Бернар Клервоский, любимый и уважаемый Данте богослов-мистик и поэт, настоятель основанного им монастыря в Клерво, один из создателей духовно-рыцарского ордена Тамплиеров и вдохновителей второго крестового похода. Это последние три песни поэмы.

В начале поэмы Данте «очутился в сумрачном лесу». Он пытается выбраться из чащи, карабкаясь по склону горы. Но тут три зверя – рысь, лев и волчица – преграждают путь Данте. Снова число «три» – и так далее. Три звезды, три ступени из разного камня у врат Чистилища... Символические и семантические триады превращаются у Данте в настоящую триадоманию.

Число «три» часто встречается и в нашем мире – трехмерность геометрического пространства, троичная природа времени (прошлое, настоящее, будущее), триединство биологии семьи: отец, мать, ребенок.http://www.theartoftakingaction.com/wp-content/uploads/2012/05/gold-number-3.jpg

Математика в поэме Данте «Божественная комедия» – золотое сечение


«Земную жизнь пройдя до половины...» - так начинается поэма. Данте прошел земную жизнь до половины, а половина земной жизни, по Данте, – 35 лет, и значит, для Данте, родившегося в 1265 году, это 1300 год. Действие «Комедии» относится к 1300 году. Увы, Данте не внял собственной теории и вместо «идеальных» 70 лет прожил только 56. Волею судьбы 35 лет оказались для Данте не центром симметрии его жизни, но центром динамической симметрии золотого сечения (56:35=Ф, где Ф – коэффициент золотого сечения).

Во второй песни «Ада» 142 стиха, из которых монолог Вергилия и Беатриче – 84 стиха, монолог Данте – 35 стихов и авторская речь – 23 стиха. (23+35+84=142). Все эти числа очень близки к числам Фибоначчи 21, 34, 89 и 144. А ведь отношение двух соседних членов ряда Фибоначчи – коэффициент золотого сечения.

В третьей песне «Ада» из 136 стихов явно обозначены три темы: врата Ада, ничтожные и Харон, содержащие соответственно 30, 51 и 55 строк (30+51+55=136). Это очень близко к теоретическим значениям пропорций золотого сечения (32+52+52=136).

Ряд Фибоначчи 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 высвечивает в XXXIII ПЕСНИ «Рая» главные вехи вознесения Данте к Богу (имеющиеся при этом отклонения в одну строку не стоят упоминания). Это все убыстряющийся полет, но это равноускоренное движение с ускорением, равным коэффициенту золотого сечения Ф.

Таким образом, в поэме золотое сечение играет немаловажную роль.

http://n-t.ru/tp/iz/zs_p12.gif

Результаты работы:


  1. Выявлена связь поэмы Данте с математикой

  2. Рассказано об особенностях жизни поэта

  3. Рассказано об отличительных чертах поэмы

  4. Подробно разобрано триадное построение поэмы

  5. Рассмотрено золотое сечение в поэме.

Выводы:


  1. Рассказано только о части известного числового каркаса «Комедии», но не уходит ощущение, что большая часть внутренней арматуры поэмы остается до сих пор неизвестной

  2. «Божественная комедия» - одна из величайших загадок человечества

  3. Поэма Данте имеет явную связь с математикой.

Перспективы:


  1. Седьмое столетие математика «Комедии» ждет своего исследователя

  2. Возрастание интереса к исследованию поэмы Данте у учеников

  3. Возможно, изучение поэмы станет делом всей жизни кого-то из прослушавших доклад.


Список использованных источников:


Список литературы:

  1. «Данте. Жизнь: Инферно. Чистилище. Рай», издательство «АСТ», Москва, 2014 год, ISBN: 978-5-17-082324-6

  2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.

  3. Баренбойм П. Д. «Конституционные идеи Данте», Законодательство и экономика, № 6, 2005, C. 64—69

  4. Генон Р. Эзотеризм Данте // Философские науки. — 1991. — № 8. — С. 132—170.

  5. Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура / Под редакцией и послесловием академика В. М. Жирмунского. — Наука, 1971.

  6. Данте и всемирная литература. М., 1967.

  7. Дживелегов А. К. Данте, 1933. — 176 с. (Жизнь замечательных людей)

  8. Доброхотов А. Л. Данте Алигьери.- М.: Мысль, 1990.- 207,[1]c.-(Мыслители прошлого) ISBN 5-244-00261-9

  9. Елина Н. Г. Данте. М., 1965.

  10. Зайцев Б. К. Данте и его поэма. М., 1922.

  11. Рабинович В. Л. «Божественная Комедия» и миф о философском камне // Дантовские чтения. М., 1985.

Список сайтов:

  1. http://lib.ru/POEZIQ/DANTE/comedy.txt

  2. http://dante.velchel.ru/

  3. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-1472.htm

  4. http://philosophy.ru/library/vopros/07.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование актуальности данной темы среди учащихся школы 1223, Исследование особенностей жизни итальянского поэта Данте Алигьери, Исследование различных источников информации о поэме Данте «Божественная комедия» icon1. Исследование вах биполярных транзисторов
В данной работе рассматривается исследование комплементарного биполярного pnp транзистора с помощью сапр tcad, изготовленного по...

Исследование актуальности данной темы среди учащихся школы 1223, Исследование особенностей жизни итальянского поэта Данте Алигьери, Исследование различных источников информации о поэме Данте «Божественная комедия» iconИсследование, экспериментальная разработка/ фундаментальное научное исследование
Тема нир разработка стратегии развития профессорско-преподавательских ресурсов в условиях знаниевой экономики

Исследование актуальности данной темы среди учащихся школы 1223, Исследование особенностей жизни итальянского поэта Данте Алигьери, Исследование различных источников информации о поэме Данте «Божественная комедия» iconИсследование и изучение Земли Тема Вклад в исследование и изучение Африки Васко да Гама
Краткий обзор по теме «Современные российские колумбы»- об ученых- географах нашего времени

Исследование актуальности данной темы среди учащихся школы 1223, Исследование особенностей жизни итальянского поэта Данте Алигьери, Исследование различных источников информации о поэме Данте «Божественная комедия» iconМосковский урбанистический форум представляет первое междисциплинарное...
Столичная периферия нуждается в отдельной стратегии развития — показывает исследование «Археология периферии», подготовленное по...

Исследование актуальности данной темы среди учащихся школы 1223, Исследование особенностей жизни итальянского поэта Данте Алигьери, Исследование различных источников информации о поэме Данте «Божественная комедия» iconТемы курсовых работ для студентов специальности 040104. 65 «Организация работы с молодежью»
Проблемы средневековой традиции и новаторства в «Божественной комедии» Данте Альегери

Исследование актуальности данной темы среди учащихся школы 1223, Исследование особенностей жизни итальянского поэта Данте Алигьери, Исследование различных источников информации о поэме Данте «Божественная комедия» iconИсследование средневекового Казахстана, включающего проблемы функционирования...
Казахстана, исследование разных сфер развития казахстанского общества (политика, экономика, культура) в различных временных срезах,...

Исследование актуальности данной темы среди учащихся школы 1223, Исследование особенностей жизни итальянского поэта Данте Алигьери, Исследование различных источников информации о поэме Данте «Божественная комедия» iconОсобенности использования и последствия внедрения иностранного капитала
Целью данной работы является исследование сущности и роли иностранных инвестиций, обобщение особенностей и определение основных последствий...

Исследование актуальности данной темы среди учащихся школы 1223, Исследование особенностей жизни итальянского поэта Данте Алигьери, Исследование различных источников информации о поэме Данте «Божественная комедия» iconКомплексный мониторинг (исследование)
«Комплексный мониторинг (исследование) проблем поиска, добычи полезных ископаемых и связанные с этим глобальные проблемы человечества....

Исследование актуальности данной темы среди учащихся школы 1223, Исследование особенностей жизни итальянского поэта Данте Алигьери, Исследование различных источников информации о поэме Данте «Божественная комедия» iconИсследование экологии Административного округа «Озеро Долгое»
Тема: Исследование экологии Административного округа «Озеро Долгое». Экология школы

Исследование актуальности данной темы среди учащихся школы 1223, Исследование особенностей жизни итальянского поэта Данте Алигьери, Исследование различных источников информации о поэме Данте «Божественная комедия» iconТемы дипломных работ по специальности «Мировая экономика» специализация...
Аналитическое исследование международного рынка образовательных услуг на основе мировых информационных ресурсов






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную